УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 21.03.2003 N 119
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
14 мая 1980 г.
N 500
О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНВАЛИДНОСТИ
Проблема инвалидности является одной из трудных и сложных
медико-биологических и социально-экономических задач. Органы
здравоохранения и вся сеть лечебно-профилактических учреждений
своей повседневной деятельностью прямо или косвенно оказывают
существенное влияние на уровень инвалидности и в особенности на ее
первичную и вторичную профилактику.
Инвалидность и ее профилактика являются комплексной проблемой,
в решении которой принимают участие Советы Министров союзных
республик и местные советы народных депутатов, Министерства и
ведомства, профсоюзные и другие организации.
Именно поэтому в конце 1979 года в Москве Государственным
Комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством
здравоохранения СССР и ВЦСПС были широко обсуждены вопросы
профилактики инвалидности.
Участники совещания отметили, что в Советском Союзе
реализуется широкая программа социально-экономических мероприятий,
направленных на оздоровление производственной и внешней среды,
условий труда, быта и отдыха, повышение уровня охраны здоровья
населения.
Укрепляется материально-техническая база здравоохранения путем
рационального сочетания строительства многопрофильных и
специализированных учреждений здравоохранения, повышается
эффективность лечебно-профилактической помощи населению.
В целях укрепления здоровья советских людей расширяется сеть
санаторно-курортных учреждений, домов отдыха,
санаториев-профилакториев, дальнейшее развитие получают
физкультура и спорт.
Особое значение в решении вопросов профилактики и снижения
заболеваемости и инвалидности имеет постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по
дальнейшему улучшению народного здравоохранения", в котором
определена долговременная комплексная программа улучшения здоровья
населения.
Успехи в экономическом и социальном развитии, улучшении
условий труда, повышении благосостояния трудящихся, достижения
здравоохранения позволили укрепить здоровье людей, уменьшить
травматизм и заболеваемость, ликвидировать ряд распространенных
ранее инфекционных болезней, сократить инвалидность.
В целях профилактики инвалидности органами здравоохранения
совместно с администрацией предприятий, учреждений и организаций,
профсоюзами и органами социального обеспечения осуществляются
комплексные профилактические мероприятия.
Учитывая, что главными причинами выхода на инвалидность
являются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, а также
несчастные случаи на производстве и в быту, органы здравоохранения
сосредоточили основное внимание на развитии кардиологической,
онкологической и наркологической служб, совершенствовании системы
ортопедо-травматологической помощи.
Разработана эффективная система этапного лечения
кардиологических больных и, прежде всего, перенесших инфаркт
миокарда и страдающих ишемической болезнью сердца.
В настоящее время развернуты и эффективно действуют
многопрофильные и специализированные центры восстановительного
лечения в городах: Ленинграде, Прокопьевске, Горьком, Караганде и
др.
Разрабатываются и применяются новые, более прогрессивные формы
восстановительного лечения больных и инвалидов в поликлинических
условиях (Саратовская обл., г.Ленинград и др.).
Принимаются меры к организации восстановительного лечения в
условиях медико-санитарных частей, так называемых "отделений
промышленной реабилитации", в которых используются элементы и
процессы профессионального труда, специально сконструированное
промышленное оборудование и инструменты для лечебно-тренирующего
воздействия на поврежденный орган у лиц с последствиями травм
опорно-двигательного аппарата. Наиболее хорошо разработана эта
методика в медико-санитарной части Горьковского автозавода.
За последние годы повысилось качество проведения
профилактических осмотров и диспансеризации, этому способствовало
внедрение в практику новых методов и средств диагностики и лечения
больных.
Однако в работе по охране здоровья и профилактики инвалидности
имеются существенные недостатки.
На ряде промышленных предприятий все еще не соблюдаются
санитарно-гигиенические условия труда, не выполняются в полном
объеме мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения
промышленными выбросами и отходами.
В ряде республик и областей все еще не уделяется должного
внимания пропаганде здорового образа жизни. Еще малоэффективны
меры борьбы с алкоголизмом и пьянством, неблагоприятно влияющими
на уровень временной нетрудоспособности и инвалидности.
Органы здравоохранения недостаточно осуществляют контроль за
деятельностью лечебно-профилактических учреждений в организации и
проведении медицинских осмотров, диспансеризации, экспертизы
временной нетрудоспособности. Медленно развивается сеть учреждений
и отделений для восстановительного лечения. Многие поликлиники не
уделяют должного внимания восстановительному лечению инвалидов.
Недостаточно разработаны научные основы медицинской
реабилитации инвалидов, применения их остаточной трудоспособности
в сфере материального производства и обслуживания.
Качество проводимых реабилитационных мероприятий не отвечает
современным требованиям, не налажено промышленное производство
специального оборудования для учреждений восстановительного
лечения, не полностью решены вопросы подготовки специальных кадров
для этих учреждений.
Требует дальнейшего совершенствования работа органов
здравоохранения и социального обеспечения по повышению качества
экспертизы трудоспособности и ее роли в профилактике
заболеваемости и инвалидности, в медицинской реабилитации,
улучшении преемственности в работе ВКК и ВТЭК.
На многих предприятиях не уделяется должного внимания
организации социально-трудовой реабилитации инвалидов, а органы
здравоохранения вместе с профсоюзными организациями не ставят
остро эти вопросы перед администрацией предприятий.
Профсоюзные организации и органы здравоохранения не в полной
мере используют возможности санаториев и санаториев-профилакториев
для профилактики заболеваемости и инвалидности трудящихся, занятых
на работах с вредными условиями труда, и лиц, находящихся на
диспансерном учете.
Невысокий уровень лечебно-оздоровительных мероприятий,
проводимых территориальными поликлиникам, медсанчастями и другими
лечебно-профилактическими учреждениями среди инвалидов в ряде
республик и областей является одной из причин недопустимо низкого
процента восстановления трудоспособности у инвалидов III группы, а
также перевода инвалидов из II в III группу. Особенно
неудовлетворительно проводится эта работа в республиках Средней
Азии и Закавказских республиках.
В целях дальнейшего улучшения организации работы по
профилактике инвалидности
ПРИКАЗЫВАЮ:
I. Министрам здравоохранения союзных республик:
1) Принять к руководству и исполнению план организационных
мероприятий на 1980-1985 годы по реализации Рекомендаций
Всесоюзного совещания по проблемам профилактики инвалидности среди
населения, утвержденный Государственным комитетом СССР по труду и
социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС
(приложение N 1).
2) В трехмесячный срок разработать план мероприятий по
профилактике инвалидности в разрезе республик, краев, областей,
городов и районов, которым предусмотреть решение следующих
основных задач:
- усиление государственного санитарного надзора за соблюдением
на производстве установленных санитарно-гигиенических норм и
требований, особенно в тех отраслях промышленности и профессиях,
где имеет место наиболее высокий уровень выхода на инвалидность;
- более широкое использование, совместно с администрацией и
профсоюзными организациями промышленных предприятий, -
врачебно-инженерных бригад для комплексного решения вопросов
оздоровления условий труда, усиления контроля за техникой
безопасности, предупреждения травматизма и профессиональных
заболеваний;
- сосредоточение особого внимания на проведение комплексных
лечебно-оздоровительных мероприятий среди группы длительно и часто
болеющих, являющихся, как правило, основным источником
инвалидности;
- организацию отделений восстановительного лечения в составе
территориальных поликлиник в соответствии с требованиями
постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977
г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного
здравоохранения";
- организацию отделений промышленной реабилитации
(восстановительного лечения) при медико-санитарных частях, с
учетом опыта медико-санитарной части Горьковского автозавода;
- более широко и целенаправленнее использовать для вторичной
профилактики и восстановительного лечения инвалидов
санатории-профилактории профсоюзов.
3) В соответствии с инструкцией "По дальнейшему
совершенствованию диспансеризации больных в
амбулаторно-поликлинических учреждениях для взрослых",
утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 2
ноября 1979 г. N 1129, обязать заведующих краевыми (областными)
отделами здравоохранения и руководителей
амбулаторно-поликлинических учреждений в срок до 1 января 1981
года взять на диспансерный учет всех инвалидов II и III групп,
проживающих в районе деятельности этих учреждений и совместно с
органами социального обеспечения разработать
лечебно-оздоровительные мероприятия по улучшению медицинского,
лекарственного и санаторно-курортного обеспечения инвалидов.
4) Усилить диспансерное наблюдение за лицами, страдающими
определенными формами заболеваний, "высокого риска" часто
приводящими к инвалидности; повысить качество и эффективность
диспансеризации среди этой категории больных.
5) Осуществлять совместно с органами социального обеспечения
комплексные проверки работы лечебно-профилактических учреждений и
ВТЭК по предупреждению инвалидности и восстановлению
трудоспособности больных и инвалидов. По результатам проверок
разрабатывать и осуществлять мероприятия по профилактике и
снижению инвалидности.
6) В течение 1980 года при министерствах здравоохранения
союзных и автономных республик, краевых (областных) отделах
здравоохранения создать Советы "По экспертизе временной и стойкой
нетрудоспособности и профилактике инвалидности" и организовать их
работу в соответствии с положением (приложение N 2).
7) При согласовании планов лечебно-оздоровительных мероприятий
Министерств, ведомств, предприятий и организаций на 1981-1985 гг.,
особое внимание обращать на меры профилактики инвалидности и
восстановительного лечения инвалидов. Усилить контроль за
выполнением этих планов.
II. Заместителю Министра здравоохранения СССР тов. Сафонову
А.Г., Министру здравоохранения РСФСР тов. Трофимову В.В. и
начальнику Главного управления здравоохранения Ленгорисполкома
тов. Прокофьеву В.Р. в течение 1981-1982 годов организовать и
провести на базе Ленинградской больницы N 40 и Ленинградской
поликлиники N 51, медико-санитарной части Горьковского
автомобильного завода совещания заместителей министров
здравоохранения союзных и автономных республик, начальников
главных управлений (управлений) лечебно-профилактической помощи
министерств здравоохранения союзных республик и заместителей
заведующих край(обл)здравотделами по лечебной работе в сроки и с
количеством участников, определенных настоящим приказом
(приложение N 3) по программе, утвержденной Министерством
здравоохранения СССР.
Министрам здравоохранения союзных и автономных республик,
заведующим край(обл)здравотделами обеспечить участие указанных
выше должностных лиц в совещаниях по обмену опытом работы в
области восстановительного лечения и экспертизы трудоспособности
больных и инвалидов.
III. Центральному научно-исследовательскому институту
травматологии и ортопедии (тов. Волков В.М.) с привлечением
республиканских институтов травматологии и ортопедии в течение
1980-1982 годов изучить состояние и причины производственного
травматизма рабочих предприятий угольной промышленности, черной и
цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности,
тяжелого машиностроения и сельско-хозяйственного производства.
На основе результатов исследований разработать и представить в
Минздрав СССР предложения, направленные на снижение уровня
временной нетрудоспособности и инвалидности, связанных с
производственным травматизмом в указанных отраслях промышленности.
Министерствам здравоохранения союзных республик предусмотреть в
планах подчиненных НИИ травматологии и ортопедии проведение
указанных научных исследований.
IV. Всесоюзному научно-исследовательскому институту социальной
гигиены и организации здравоохранения имени Н.А.Семашко совместно
с центральным институтом трудоспособности и организации труда
инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР в течение
1980-81 гг., изучить передовой опыт по организации совместной
работы ВКК и ВТЭК по врачебно-экспертному освидетельствованию
больных.
V. Главному управлению лечебно-профилактической помощи (тов.
Шаткин И.В.), Главному санитарно-эпидемиологическому управлению
(тов. Ковшило В.Е.), при участии Всесоюзного
научно-исследовательского института социальной гигиены и
организации здравоохранения им. Н.А.Семашко (тов. Серенко А.Ф.) и
Института гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (тов. Измеров
Н.Ф.) к 1 января 1981 года разработать методические рекомендации
по организации и проведению предварительных и периодических
медицинских осмотров, согласовав их в установленном порядке с
ВЦСПС.
VI. Главному санитарно-эпидемиологическому управлению (тов.
Ковшило В.Е.) до 1 января 1981 года подготовить предложения о
создании межведомственного токсикологического центра для
проведения работ по установлению ПДК.
VII. Главному санэпидуправлению (т. Ковшило В.Е.), ЦНИИ
санитарного просвещения Минздрава СССР (т. Лоранский Д.Н.),
повсеместно активизировать работу по изучению, обобщению и
популяризации здорового образа жизни; шире внедрять в практику
учреждений здравоохранения новые эффективные формы пропаганды
физической культуры и спорта, рационального питания, профилактики
всех видов травматизма и пр.
Особое внимание обратить на пропаганду мер борьбы с вредными
для здоровья привычками - курением и злоупотреблением алкоголем.
VIII. Главному управлению учебных заведений (тов. Исаков Ю.Ф.)
в целях улучшения подготовки врачей при пересмотре программ
клинических дисциплин институтов усовершенствования врачей
включать разделы, касающиеся профилактики инвалидности и
восстановительного лечения инвалидов.
IX. Онкологическому научному центру АМН СССР (тов. Блохин
Н.Н.), Всесоюзному кардиологическому научному центру АМН СССР
(тов. Чазов Е.И.), Центральному ордена Трудового Красного Знамени
научно-исследовательскому институту травматологии и ортопедии им.
Н.Н.Приорова Минздрава СССР (тов. Волков М.В.), Центральному
научно-исследовательскому институту туберкулеза Минздрава СССР
(тов. Хоменко А.Г.) в течение 1980-1982 годов организовать в ряде
территорий РСФСР, Украинской, Белорусской, Узбекской союзных
республик комплексное изучение причин первичного выхода на
инвалидность в связи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы,
болезнями и травмами органов движения, онкологическими
заболеваниями, туберкулезом и разработать рекомендации по их
устранению.
X. Министрам здравоохранения союзных республик ежегодно
докладывать о ходе выполнения настоящего приказа по состоянию на 1
января.
XI. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
Заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Сафонова А.Г.
Министр
здравоохранения СССР
Б.В.ПЕТРОВСКИЙ
Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 14 мая 1980 г. N 500
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Председателя
Государственного комитета
СССР по труду и
социальным вопросам
от 19.03.80 г. N 890-МК
М.М.КРАВЧЕНКО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
А.Г.САФОНОВ
от 19.03.80 г. N 06-14/4
УТВЕРЖДАЮ
Секретарь ВЦСПС
С.А.ШАЛАЕВ
от 19.03.80 г. N 14-08/02-62
ПЛАН
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР
ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СССР И ВЦСПС НА 1980-1985 ГГ.
ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ВСЕСОЮЗНОГО СОВЕЩАНИЯ
ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОФИЛАКТИКИ ИНВАЛИДНОСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
-----------------------------------T---------------------------T---------------¬
¦ Содержание мероприятия ¦ Исполнители ¦Срок исполнения¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦1. Усилить контроль за выполнением¦Отдел охраны труда ВЦСПС ¦Ежегодно ¦
¦министерствами и ведомствами комп-¦Отдел условий труда Гос-¦ ¦
¦лексных планов улучшения условий,¦комтруда СССР ¦ ¦
¦охраны труда и санитарно-оздорови-¦Государственные комитеты по¦ ¦
¦тельных мероприятий, обобщать их¦труду союзных республик ¦ ¦
¦итоги и принимать меры, направлен-¦Центральные комитеты и Со-¦ ¦
¦ные на выполнение намеченных пла-¦веты профсоюзов ¦ ¦
¦нов ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦2. Принять участие в разработке¦Отдел условий труда, отдел¦В сроки, уста-¦
¦Госпланом СССР комплексной прог-¦организации, нормирования и¦новленные Гос-¦
¦раммы по сокращению применения¦производительности труда,¦планом СССР ¦
¦ручного труда ¦Управление трудовых ресур-¦ ¦
¦ ¦сов совместно с отраслевыми¦ ¦
¦ ¦отделами Госкомтруда СССР ¦ ¦
¦ ¦Государственные комитеты по¦ ¦
¦ ¦труду союзных республик ¦ ¦
¦ ¦ЦК профсоюзов ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦3. Изучить вопрос о повышении от-¦Отдел условий труда, Управ-¦1981-1983 гг. ¦
¦ветственности руководителей хо-¦ление социального обеспече-¦ ¦
¦зяйственных органов и предприятий¦ния Госкомтруда СССР ¦ ¦
¦за охрану здоровья населения ¦Главное управление лечебно-¦ ¦
¦ ¦профилактической помощи,¦ ¦
¦ ¦Главное санитарно-эпидемио-¦ ¦
¦ ¦логическое управление Минз-¦ ¦
¦ ¦драва СССР ¦ ¦
¦ ¦Отделы ВЦСПС: охраны труда,¦ ¦
¦ ¦по государственному соци-¦ ¦
¦ ¦альному страхованию,¦ ¦
¦ ¦ВЦНИИОТ ВЦСПС ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦4. Подготовить на основе проводи-¦Управление социального¦1980 г. ¦
¦мого эксперимента предложения о¦обеспечения Госкомтруда¦ ¦
¦введении государственной статисти-¦СССР ¦ ¦
¦ческой отчетности об уровне пер-¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦вичной инвалидности по министерс-¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦твам и ведомствам, разработать¦хованию ¦ ¦
¦проекты формы отчетности и инс-¦Управление медицинской ста-¦ ¦
¦трукции к ней ¦тистики и вычислительной¦ ¦
¦ ¦техники Минздрава СССР ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦5. Обеспечить расширение сети кон-¦Главное управление лечеб-¦1980-1985 гг. ¦
¦сультативных кабинетов по меди-¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦цинской генетике с 45 до 80 (в¦детям и матерям Минздрава¦ ¦
¦т.ч. в РСФСР - 18, УССР - 7, БССР¦СССР ¦ ¦
¦- 2, Казахской ССР - 2, Узбекской¦Министерства здравоохране-¦ ¦
¦ССР - 1 и т.д.) ¦ния союзных республик ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦6. Совершенствовать принцип дис-¦Главное управление лечеб-¦1980-1985 гг. ¦
¦пансерного наблюдения за беремен-¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦ными женщинами "высокого риска"¦детям и матерям Минздрава¦ ¦
¦перинатальной патологии, а также¦СССР ¦ ¦
¦за детьми с заболеваниями, наибо-¦ ¦ ¦
¦лее часто приводящими к инвалид-¦ ¦ ¦
¦ности (ревматизм, хроническая¦ ¦ ¦
¦пневмония, бронхиальная астма, за-¦ ¦ ¦
¦болевания почек, желудочно-кишеч-¦ ¦ ¦
¦ного тракта и др.) ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦7. Расширить сеть отделений пато-¦Главное управление лечеб-¦1980-1985 гг. ¦
¦логии новорожденных в составе¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦детских больниц, в том числе для¦детям и матерям Минздрава¦ ¦
¦детей с поражением центральной¦СССР ¦ ¦
¦нервной системы ¦Министерства здравоохране-¦ ¦
¦ ¦ния союзных республик ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦8. Изучить влияние вредных факто-¦Главное управление лечеб-¦1980-1985 гг. ¦
¦ров химической, нефтехимической¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦промышленности, тепличных хозяйств¦детям и матерям Минздрава¦ ¦
¦сельскохозяйственного производства¦СССР с привлечением про-¦ ¦
¦на развитие плода и состояние здо-¦фильных институтов ¦ ¦
¦ровья новорожденных и дать соот-¦ ¦ ¦
¦ветствующие предложения ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦9. Обеспечить совершенствование¦Главное управление лечеб-¦1980-1985 гг. ¦
¦работы республиканских комиссий по¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦снижению и предупреждению травма-¦детям и матерям Минздрава¦ ¦
¦тизма среди детского населения.¦СССР ¦ ¦
¦Подготовить служебное письмо об¦ ¦ ¦
¦опыте работы по предупреждению¦ ¦ ¦
¦детского травматизма ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦10. Подготовить и внести изменения¦Главное управление лечеб-¦1981 г. ¦
¦и дополнения в "Инструкцию по про-¦но-профилактической помощи,¦ ¦
¦ведению предварительных при пос-¦Главное санитарно-эпидемио-¦ ¦
¦туплении на работу и периодических¦логическое управление Минз-¦ ¦
¦медицинских осмотров" ¦драва СССР ¦ ¦
¦ ¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦ ¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦ ¦хованию ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦11. Разработать научно-обоснован-¦Главное управление лечеб-¦1980-1982 гг. ¦
¦ные предложения по изменению дейс-¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦твующего законодательства в части¦Минздрава СССР с привлече-¦ ¦
¦выдачи больничных листков на более¦нием соответствующих про-¦ ¦
¦длительные сроки до направления на¦фильных институтов ¦ ¦
¦ВТЭК при отдельных формах заболе-¦ЦИЭТИН МСО РСФСР ¦ ¦
¦ваний и травмах, а также критерии¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦"долечивания" по рекомендации ВТЭК¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦ ¦хованию ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦12. Подготовить предложения по со-¦Управление социального¦1982 г. ¦
¦вершенствованию действующей Инс-¦обеспечения Госкомтруда¦ ¦
¦трукции по определению групп инва-¦СССР ¦ ¦
¦лидности, принимая во внимание со-¦Главное управление лечебно-¦ ¦
¦циально-экономические изменения,¦профилактической помощи¦ ¦
¦достижения в области здравоохране-¦Минздрава СССР ¦ ¦
¦ния, медицинской науки ¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦ ¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦ ¦хованию ¦ ¦
¦ ¦МСО РСФСР, МСО Украинской¦ ¦
¦ ¦ССР ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦13. Организовать в каждой респуб-¦Главное управление лечеб-¦1980-1985 гг. ¦
¦лике не менее одной больницы вос-¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦становительного лечения, а также в¦Минздрава СССР ¦ ¦
¦составе крупных городских больниц¦Министерства здравоохране-¦ ¦
¦и поликлиник открыть отделения до-¦ния союзных республик ¦ ¦
¦лечивания и восстановительного ле-¦ ¦ ¦
¦чения ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦14. Обеспечить распространение и¦Главное управление лечеб-¦1980-1985 гг. ¦
¦внедрение опыта работы отделений¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦реабилитации Ленинградской больни-¦Минздрава СССР ¦ ¦
¦цы N 40, Ленинградской поликлиники¦Министерства здравоохране-¦ ¦
¦N 51, администрации, профсоюзной¦ния союзных республик ¦ ¦
¦организации и медико-санитарной¦ ¦ ¦
¦части Горьковского автомобильного¦ ¦ ¦
¦завода по медико-социальной и тру-¦ ¦ ¦
¦довой реабилитации больных и инва-¦ ¦ ¦
¦лидов ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦15. Осуществить комплексные про-¦Министерства здравоохране-¦1-2 раза в год ¦
¦верки работы лечебно-профилакти-¦ния союзных республик ¦ ¦
¦ческих учреждений и ВТЭК по пре-¦Министерства социального¦ ¦
¦дупреждению инвалидности и восста-¦обеспечения союзных респуб-¦ ¦
¦новлению трудоспособности, а также¦лик ¦ ¦
¦условий труда, рационального тру-¦Центральные комитеты и Со-¦ ¦
¦доустройства на промышленных¦веты профсоюзов ¦ ¦
¦предприятиях лиц часто, длительно¦ ¦ ¦
¦болеющих и инвалидов ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦16. Изучить передовой опыт по ор-¦Главное управление лечеб-¦1981-1982 гг. ¦
¦ганизации совместной работы ВКК и¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦ВТЭК по врачебно-экспертному обс-¦Минздрава СССР ¦ ¦
¦луживанию больных и инвалидов,¦Управление социального¦ ¦
¦подготовить инструктивно-методи-¦обеспечения Госкомтруда¦ ¦
¦ческое письмо по совершенствованию¦СССР ¦ ¦
¦преемственности в работе этих ко-¦ЦИЭТИН МСО РСФСР ¦ ¦
¦миссий ¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦ ¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦ ¦хованию ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦17. Завершить разработку проекта¦Управление социального¦1980 г. ¦
¦Типового положения о ВТЭК с учетом¦обеспечения Госкомтруда¦ ¦
¦предложений, высказанных участни-¦СССР ¦ ¦
¦ками Всесоюзного совещания ¦Главное управление лечеб-¦ ¦
¦ ¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦ ¦Минздрава СССР ¦ ¦
¦ ¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦ ¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦ ¦хованию ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦18. Обобщить практику организации¦Управление социального¦1980-1981 гг. ¦
¦профессионально-технического обу-¦обеспечения Госкомтруда¦ ¦
¦чения и переобучения лиц, ставших¦СССР ¦ ¦
¦инвалидами в период работы на про-¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦мышленных предприятиях, в колхозах¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦и совхозах, и подготовить предло-¦хованию ¦ ¦
¦жения по совершенствованию этой¦Министерства социального¦ ¦
¦работы ¦обеспечения союзных респуб-¦ ¦
¦ ¦лик ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦19. Изучить организацию труда ин-¦Управление социального¦1980-1981 гг. ¦
¦валидов в обычных производственных¦обеспечения Госкомтруда¦ ¦
¦условиях и в специализированных¦СССР, НИИ труда ¦ ¦
¦предприятиях (цехах, участках),¦ЦИЭТИН МСО РСФСР, ДИВЭТИН¦ ¦
¦провести сравнительный анализ эф-¦МСО УССР ¦ ¦
¦фективности применения их труда и¦ВЦНИИОТ ВЦСПС ¦ ¦
¦с учетом этого разработать соот-¦ ¦ ¦
¦ветствующие предложения ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦20. Осуществлять постоянный конт-¦Управление социального¦Постоянно ¦
¦роль за состоянием материально-бы-¦обеспечения Госкомтруда¦ ¦
¦тового обслуживания и медицинского¦СССР ¦ ¦
¦обеспечения инвалидов ¦Главное управление лечеб-¦ ¦
¦ ¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦ ¦Минздрава СССР ¦ ¦
¦ ¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦ ¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦ ¦хованию ¦ ¦
¦ ¦Министерства социального¦ ¦
¦ ¦обеспечения союзных респуб-¦ ¦
¦ ¦лик ¦ ¦
¦ ¦Министерства здравоохране-¦ ¦
¦ ¦ния союзных республик ¦ ¦
¦ ¦Центральные комитеты и Со-¦ ¦
¦ ¦веты профсоюзов ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦21. Обобщить и распространить по-¦Управление социального¦1981 г. ¦
¦ложительный опыт работы хозяйс-¦обеспечения Госкомтруда¦ ¦
¦твенных и профсоюзных организаций,¦СССР ¦ ¦
¦учреждений социального обеспечения¦Главное управление лечеб-¦ ¦
¦и здравоохранения по обслуживанию¦но-профилактической помощи¦ ¦
¦инвалидов и участников Отечествен-¦Минздрава СССР ¦ ¦
¦ной войны ¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦ ¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦ ¦хованию ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦22. В целях улучшения подготовки¦Главное управление учебных¦1981-1985 гг. ¦
¦врачей в области медико-социальной¦заведений Минздрава СССР ¦ ¦
¦реабилитации больных и инвалидов¦ ¦ ¦
¦при пересмотре программы институ-¦ ¦ ¦
¦тов усовершенствования врачей¦ ¦ ¦
¦включать разделы, касающиеся этой¦ ¦ ¦
¦проблемы ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦23. Изучить вопрос о создании меж-¦Управление социального¦1980 г. ¦
¦ведомственной комиссии по профи-¦обеспечения, отдел условий¦ ¦
¦лактике инвалидности на предприя-¦труда Госкомтруда СССР ¦ ¦
¦тиях и среди населения и меди-¦Главное санитарно-эпидеми-¦ ¦
¦ко-социальной реабилитации инвали-¦ологическое управление,¦ ¦
¦дов. ¦Главное управление лечебно-¦ ¦
¦Подготовить предложения в Академию¦профилактической помощи¦ ¦
¦наук СССР, Академию медицинских¦Минздрава СССР ¦ ¦
¦наук СССР об организации при ака-¦Отделы ВЦСПС: охраны труда,¦ ¦
¦демиях комиссий по проблемам инва-¦по государственному соци-¦ ¦
¦лидности ¦альному страхованию ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦24. Изучить причины увеличения¦Главное управление лечебно-¦1981-1984 гг. ¦
¦удельного веса инвалидов I и II¦профилактической помощи,¦ ¦
¦групп среди рабочих и служащих,¦Ученый медицинский Совет¦ ¦
¦впервые признаваемых инвалидами. ¦Минздрава СССР ¦ ¦
¦Организовать в ряде территорий¦Управление социального¦ ¦
¦РСФСР, Украинской ССР, Белорусской¦обеспечения Госкомтруда¦ ¦
¦ССР, Узбекской ССР углубленное¦СССР ¦ ¦
¦комплексное изучение причин пер-¦Отдел ВЦСПС по государс-¦ ¦
¦вичного выхода на инвалидность в¦твенному социальному стра-¦ ¦
¦связи с заболеваниями сердечно-со-¦хованию ¦ ¦
¦судистой системы, болезнями и¦Министерства социального¦ ¦
¦травмами органов движения, тубер-¦обеспечения РСФСР, Украинс-¦ ¦
¦кулезом ¦кой, Белорусской и Узбекс-¦ ¦
¦ ¦кой ССР ¦ ¦
+----------------------------------+---------------------------+---------------+
¦25. Подготовить предложения о соз-¦Главное санитарно-эпидемио-¦1980 гг. ¦
¦дании Межведомственного токсиколо-¦логическое управление Минз-¦ ¦
¦гического центра для проведения¦драва СССР ¦ ¦
¦работ по установлению ПДК вредных¦Отдел охраны труда ВЦСПС ¦ ¦
¦веществ ¦Отдел условий труда Гос-¦ ¦
¦ ¦комтруда СССР ¦ ¦
L----------------------------------+---------------------------+----------------
Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 14 мая 1980 г. N 500
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ВРЕМЕННОЙ И СТОЙКОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ИНВАЛИДНОСТИ
I. Совет по экспертизе временной и стойкой нетрудоспособности
и профилактике инвалидности организуется непосредственно при
Министре здравоохранения союзной и автономной республики,
заведующем краевым (областным) отделом здравоохранения.
II. Состав совета формируется из ответственных работников
основных структурных подразделений Министерства здравоохранения
союзной (автономной) республики, краевого (областного) отдела
здравоохранения, главных специалистов, ректора медицинского
института, директоров научно-исследовательских институтов
клинического и санитарно-гигиенического профилей, администрации
предприятий, представителей союза обществ Красного Креста и
Красного Полумесяца, профсоюзных и других организаций.
III. Основными задачами Совета являются:
1. Глубокое изучение состояния уровня, структуры и динамики
временной и стойкой утраты трудоспособности (инвалидности).
Выявление причин и разработка рекомендаций по профилактике
временной нетрудоспособности и инвалидности.
2. Изучение и распространение опыта работы лучших коллективов
лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений,
добившихся совместно с руководителями предприятий, организаций и
учреждений и профсоюзными организациями, систематического снижения
заболеваемости с временной утратой трудоспособности, выхода на
инвалидность и организации восстановительного лечения инвалидов.
3. Изучение деятельности поликлинических и стационарных
отделений восстановительного лечения, отделений "промышленной
реабилитации" и врачебно-инженерных бригад.
4. Оказание практической помощи органам здравоохранения в
подготовке и проведении совещаний, конференций, симпозиумов по
вопросам снижения заболеваемости с временной и стойкой утратой
трудоспособности, профилактики инвалидности.
IV. Совет работает по плану, утвержденному Министром
здравоохранения союзной (автономной) республики, заведующим
краевым (областным) отделом здравоохранения.
V. Заседания совета проводятся не реже одного раза в квартал.
Начальник
Главного управления
лечебно-профилактической помощи
И.В.ШАТКИН
Приложение N 3
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 14 мая 1980 г. N 500
ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕЩАНИЙ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ МИНИСТРОВ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК,
НАЧАЛЬНИКОВ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ (УПРАВЛЕНИЙ)
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
МИНИСТЕРСТВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК,
ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ЗАВЕДУЮЩИХ КРАЙ(ОБЛ)ЗДРАВОТДЕЛАМИ
ПО ВОПРОСУ ОБМЕНА ОПЫТОМ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ТРУДОСПОСОБНОСТИ
ИНВАЛИДОВ
-----------------------T------------T----------------------------¬
¦ ¦Заместители ¦ ¦
¦ ¦министров ¦ ¦
¦ ¦здравоохра- ¦ Заместители министров ¦
¦ ¦нения союз- ¦ здравоохранения ¦
¦ Наименование ¦ных респуб- ¦ автономных республик, ¦
¦ республик ¦лик, началь-¦ заместители заведующих ¦
¦ ¦ники главных¦ краевыми (областными) ¦
¦ ¦управлений ¦ отделами здравоохранения ¦
¦ ¦лечебно-про-¦ ¦
¦ ¦филактичес- ¦ ¦
¦ ¦кой помощи ¦ ¦
¦ +------------+-------------T--------------+
¦ ¦ 1981 г. ¦ 1981 г. ¦ 1982 г. ¦
¦ +------------+------T------+------T-------+
¦ ¦ I квартал ¦II кв.¦IV кв.¦II кв.¦III кв.¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦РСФСР ¦ 2 ¦ 18 ¦ 18 ¦ 18 ¦ 18 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦УССР ¦ 2 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦БССР ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Казахская ССР ¦ 2 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 4 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Узбекская ССР ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Киргизская ССР ¦ 2 ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Туркменская ССР ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Таджикская ССР ¦ 2 ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Азербайджанская ССР ¦ 2 ¦ ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Грузинская ССР ¦ 2 ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Армянская ССР ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Литовская ССР ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Эстонская ССР ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Молдавская ССР ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦Латвийская ССР ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦III Главное управление¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦
+----------------------+------------+------+------+------+-------+
¦ Всего ¦ 30 ¦ 38 ¦ 38 ¦ 38 ¦ 38 ¦
L----------------------+------------+------+------+------+--------
|