ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА-СДАЧИ ДЕЛ ГЛАВНЫМИ БУХГАЛТЕРАМИ
(СТАРШИМИ БУХГАЛТЕРАМИ НА ПРАВАХ ГЛАВНЫХ БУХГАЛТЕРОВ)*,
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БУХГАЛТЕРИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ,
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР**
(утв. Минздравом СССР 28 мая 1979 г. N 25-12/38)
1. Прием и сдача дел главным бухгалтером при назначении,
перемещении и увольнении оформляется актом, составляемым в
соответствии с п.6 "Положения о главных (старших) бухгалтерах
государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных
предприятий, организаций и учреждений", утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 г. N 923.
2. Приемо-сдаточный акт составляется для разграничения
ответственности принимающего и передающего дела. Вместе с тем,
он имеет целью показать на момент приема-сдачи дел:
а) основные финансовые показатели работы данного
учреждения, предприятия, организации;
б) состояние первичной документации учета, отчетности и,
прежде всего, материального и денежного учета;
в) мероприятия, необходимые для улучшения организации учета
и финансового контроля.
3. Прием и сдача дел главными бухгалтерами производится на
основании приказа руководителя учреждения, предприятия,
организации. В приказе указывается срок приема-сдачи дел
бухгалтерии. Этот срок не должен превышать: для Централизованных
бухгалтерий и крупных бюджетных учреждений - 7 дней, для
промышленных предприятий, крупных хозорганизаций и других
учреждений - 5 дней.
В передаче дел должен участвовать представитель вышестоящей
организации. В качестве своего представителя вышестоящая
организация может выделить или сотрудника своей организации,
обладающего необходимыми знаниями, или работника другого
подведомственного учреждения, если это целесообразно по
территориальным и другим условиям. Однако неявка представителя
вышестоящей организации не приостанавливает прием и сдачу дел
бухгалтерии.
Под вышестоящей организацией следует понимать ту
организацию, которая назначает и освобождает главного бухгалтера.
В том случае, если прежний главный бухгалтер отчислен от
этой должности вследствие смерти или по другой причине, делающей
невозможным его участие в сдаче дел, то вновь назначенный
главный бухгалтер и представитель вышестоящей организации
составляют акт приема дел бухгалтерии в том же порядке, как и
обычный приемо-сдаточный акт.
4. Перед приемом и сдачей дел проверяется состояние кассы.
Акт проверки кассы подписывается как сдающим, так и принимающим
дела бухгалтерии, а также кассиром и представителем вышестоящей
организации, и прилагается к акту приема-сдачи дел.
5. После подписания акта проверки кассы главный бухгалтер,
сдающий дела, освобождается от руководства бухгалтерией.
Одновременно оформляется право подписи платежных поручений,
чеков и др. банковских документов вновь назначенного главного
бухгалтера. До оформления этой подписи, прежний главный
бухгалтер подписывает банковские документы под контролем вновь
назначенного главного бухгалтера.
В дальнейшем, наряду с проверкой состояния финансовой
работы, учета и отчетности, главный бухгалтер, принимающий дела,
руководит текущей работой бухгалтерии.
6. Передача дел бухгалтерии производится на основе
последнего представленного бухгалтерией баланса. В акте должно
быть указано, на какую дату осуществлена передача дел. При
приеме и сдаче дел производится полная проверка состояния
материального и денежного учета, расчетных статей баланса, а
также отчетности учреждения, предприятия, организации.
При проверке финансового состояния, постановки учета и
отчетности, а также при составлении приемо-сдаточного акта
используются:
а) периодические и годовые бухгалтерские отчеты и балансы,
а также решения вышестоящей организации по этим отчетам;
б) выписки из счетов в банке, договоры, акты сверки
расчетов и другие документы расчетного характера;
в) финансовые планы, сметы, штатные расписания, титульные
списки;
г) регистры синтетического и аналитического учета (книги,
оборотные ведомости, карточки);
д) акты снятия натурных остатков, сличительные ведомости и
протоколы инвентаризационной комиссии;
е) акты ревизий и обследований;
ж) материалы о недостачах, растратах и хищениях, переданных
и не переданных в органы расследования.
7. После полной проверки состояния учета, отчетности и
основных финансовых показателей работы, составляется акт прима и
сдачи дел, который подписывается принимающим и сдающим, а также
представителем вышестоящей организации. Акт должен быть
документально обоснован, однако не следует производить
прием-сдачу дел ревизионными методами. В том случае, если в
процессе приема дел обнаруживаются факты злоупотреблений, то
лицо, принимающее дела бухгалтерии, вправе потребовать от
вышестоящей организации назначения документальной ревизии.
В случае несогласия сдающего с какими-либо положениями
акта, он вправе сделать при подписании акта соответствующие
мотивированные оговорки. Представитель вышестоящей организации
должен дать свое письменное заключение по указанному разногласию.
Приемо-сдаточный акт составляется в трех экземплярах, из
которых: первый представляется на утверждение руководителю
учреждения, предприятия, организации, второй - направляется в
бухгалтерию вышестоящей организации, третий - остается у
передающего дела.
8. Акт приема и сдачи дел бухгалтерии составляется по
следующей схеме: Общая (вводная) часть акта. Аппарат и
организация работы бухгалтерии. Общая характеристика
бухгалтерского учета. Состояние кассы и учета денежных средств.
Состояние учета расчетных операций. Состояние учета
производства. Отчетность. Ревизия и инспектирование. Состояние
учета основных средств. Состояние материального учета.
Правильность оформления и хранения документов. Финансовое
состояние хозяйства, штаты и фонды заработной платы. Перечень
передаваемых смет, титульных списков, штатных расписаний,
договоров, соглашений, обязательств руководящих материалов по
финансовой и бухгалтерской работе (справочники, счетные планы,
основные инструкции и др.). Состояние архива и бухгалтерских
документов. Мероприятия, необходимые для дальнейшего улучшения
работы.
В акте приема-сдачи дел указывается наличие или отсутствие
книг регистров бухгалтерского учета, а также инструкций и
методических указаний по организации бухгалтерского учета и
составлению годовой и периодической отчетности.
9. При приеме-сдаче дел бухгалтерии рекомендуется
руководствоваться "Примерным перечнем вопросов постановки
бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы в
централизованных бухгалтериях (бухгалтериях) учреждений,
предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения
СССР". Однако, следует иметь ввиду, что он не является
исчерпывающим и может уточняться, а также сокращаться в
зависимости от конкретных условий, характера и объема
деятельности учреждений, предприятий и организаций.
10. С изданием настоящей инструкции считать утратившей силу
инструкцию Министерства здравоохранения СССР от 24.05.56 г. N
05-16/50 "О порядке приема-сдачи дел главными (старшими)
бухгалтерами учреждений, организаций и предприятий
здравоохранения".
Начальник Управления
бухгалтерского учета,
отчетности и финансового
контроля Минздрава СССР А.С.Яковченко
Приложение
к инструкции о порядке
приема-сдачи дел главными бухгалтерами
(утв. Минздравом СССР 28 мая 1979 г. N 25-12/38)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
ПОСТАНОВКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ
И РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БУХГАЛТЕРИЯХ ***
УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНЗДРАВА СССР
I. Аппарат и организация работы бухгалтерии
Штат бухгалтерии, его укомплектованность. Распределение
обязанностей между сотрудниками, должностные инструкции. Работа
по повышению деловой квалификации сотрудников бухгалтерии.
Имеется ли утвержденное положение о бухгалтерии. Наличие планов
работы бухгалтерии. Наличие основных инструктивных материалов по
бухгалтерскому учету и отчетности. Обеспеченность бухгалтерскими
книгами и бланками учета и отчетности.
Какая работа проводится со счетными кадрами подчиненных
учреждений, предприятий и организаций (курсовые мероприятия,
семинары, совещания и пр.). Общая характеристика этих кадров.
Укомплектованность штатов счетных работников на местах.
II. Общая характеристика бухгалтерского учета
По какой системе и форме ведется бухгалтерский учет
(мемориально-ордерная, журнально-ордерная). Состояние всех
регистров синтетического и аналитического учета: отсталость
(если имеется) по отдельным балансовым счетам (указать по
каким). Состояние первичной документации, применение
утвержденных типовых и специализированных форм бланков.
Общая характеристика учета в подчиненных учреждениях,
организациях и предприятиях.
III. Состояние кассы и учета денежных средств
Имеется ли в учреждении должность кассира и помещение для
него, или денежные операции производятся подотчетным лицом.
Обеспечены ли надлежащие условия для хранения денежной
наличности. Состояние записей в кассовой книге и остаток
наличных денег в кассе (составить отдельный акт). Какие другие
ценности хранятся в кассе учреждения (организации, предприятия)
и соответствие их бухгалтерским записям. Перечень всех счетов
денежных средств учреждения (организации, предприятия), с
указанием их номеров и отделений банков. Остатки средств по
каждому счету, согласно выписок банка, сверенных с данными
учета. Наличие чековых книжек, номера неиспользованных чеков.
IV. Состояние учета расчетных операций
Реальность дебиторской и кредиторской задолженности.
Наличие просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, с
указанием виновных в этом лиц. Наличие не перечисленных
своевременно в бюджет сумм: по налогам с рабочих и служащих,
просроченной кредиторской задолженности, от реализации основных
средств и материальных ценностей и др. сумм. Наличие актов
сверки взаимных расчетов, на какую дату урегулированы
расхождения.
V. Состояние учета основных средств
Когда последний раз была проведена инвентаризация
имущества. Полнота и качество инвентаризации. Инвентарные описи,
в каком виде и у кого они хранятся. Ответственные хранители
ценностей, имеется ли приказ об их назначении.
VI. Состояние материального учета
Наличие актов выверки бухгалтерских записей с записями
материально-ответственных лиц, дата последней выверки. Когда
инвентаризовались материальные ценности, результаты проведенных
инвентаризаций. Полнота и качество инвентаризаций. Состояние
аналитического учета материалов.
VII. Отчетность
Соблюдение отчетной дисциплины: установленные и фактические
сроки представления отчетности в текущем году. Качество
представляемой отчетности, рекламации вышестоящей организации по
отчетности. Решение вышестоящей организации по годовому отчету и
проведенные мероприятия по выполнению предложений.
Для учреждений и организаций имеющих подведомственную сеть:
перечень отчитывающихся учреждений, предприятий и организаций.
Состояние отчетной дисциплины: сроки и фактическое представление
отчетов, их качество, порядок и сроки рассмотрения и утверждения
отчетов. Своевременность доведения решений до мест и контроль за
выполнением решений.
VIII. Финансовое состояние хозяйства, штаты и фонды
заработной платы
Годовые сметы: на содержание бюджетного учреждения и по
специальным средствам, их исполнение. Финансирование, открытое в
счет сметы, и его использование (кассовый расход). Наличие у
организации (предприятия) годовых смет
административно-управленческих, цеховых и других расходов,
утвержденных в надлежащем порядке: фактическое их исполнение.
Наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств по
последнему балансу хозяйственной организации (предприятия).
Обеспеченность организации (предприятия) оборотными средствами в
сопоставлении с планом. Сравнение установленных нормативов с
фактическими остатками нормируемых средств по последнему
балансу. Ссуды банка, состояние задолженности по срокам
погашения.
Наличие утвержденных штатных расписаний. Отклонения
фактических данных по должностям и окладам от утвержденного
штатного расписания. Фонд заработной платы штатного и нештатного
персонала и его использование.
IX. Ревизия и инспектирование
Когда последний раз было обревизовано учреждение,
организация, предприятие и за какой период. Как выполнены
указания по результатам ревизии.
Для имеющих подчиненные учреждения, организации и
предприятия: штат ревизоров, его укомплектованность. Имеются ли
утвержденные планы ревизионной работы. Перечень объектов, не
обревизованных более года, двух лет. Результаты ревизий
(основные нарушения и недочеты). Решения по ревизиям и контроль
за выполнением решений. Акты, по которым не приняты решения.
Проведение тематических проверок в подчиненных учреждениях,
организациях и предприятиях. Наличие случаев недостач и хищений,
какие приняты меры по их взысканию и привлечению виновных лиц к
ответственности.
X. Хранение документов
Обеспеченность надлежащего хранения и учета бланков строгой
отчетности. Обеспеченность хранения архива бухгалтерских
документов, имеются ли описи дел, подшиты и пронумерованы ли
документы. Правильно ли произведено изъятие документов по
причине истечения предельного срока хранения.
-------------------------------------------------------------------------
* В дальнейшем, в целях сокращения главные бухгалтеры
(старшие бухгалтеры на правах главных бухгалтеров) будут
именоваться "главные бухгалтеры".
** В дальнейшем, централизованные бухгалтерии (бухгалтерии)
учреждений, предприятий и организаций системы Министерства
здравоохранения СССР будут именоваться "бухгалтерии".
*** В дальнейшем в целях сокращения централизованные
бухгалтерии (бухгалтерии) учреждений, предприятий и организаций
системы Министерства здравоохранения СССР будут именоваться
"бухгалтерии".
|