СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 1979 г. N 380
О ПОВЫШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И СОХРАННОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Совет Министров СССР отмечает, что многие министерства и
ведомства - грузоотправители и грузополучатели, а также Советы
Министров союзных республик не приняли всех необходимых мер к
улучшению использования и сокращению простоев вагонов на
железнодорожных подъездных путях подведомственных предприятий,
организаций и строек, в морских и речных портах и на строящихся
железнодорожных линиях, как это предусматривалось постановлением ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1977 г. N 49 "О мерах по
развитию железнодорожного транспорта в 1976-1980 годах".
Допускаются повреждения большого количества вагонов при
погрузке, разгрузке и производстве маневровых работ, неполная
разгрузка вагонов и очистка их от остатков перевозимых грузов.
В результате несоблюдения установленных норм простоя (оборота)
вагонов на железнодорожных подъездных путях промышленных
предприятий, организаций и строек, неравномерности предъявления
грузов к перевозкам погрузочные ресурсы железных дорог сокращаются
более чем на 1,4 млн. вагонов в год, что отрицательно сказывается на
удовлетворении потребностей народного хозяйства в перевозках грузов.
Транспортными министерствами, а также министерствами и
ведомствами - грузоотправителями и грузополучателями слабо
распространяется одобренный ЦК КПСС опыт работы ленинградского и
одесского транспортных узлов по трудовому содружеству коллективов
моряков, железнодорожников, автомобилистов и речников,
Электростальского предприятия промышленного железнодорожного
транспорта, промышленных и железнодорожных предприятий Челябинской
области по сокращению простоев вагонов под грузовыми операциями и
обеспечению их сохранности.
В целях повышения материальной ответственности
грузоотправителей, грузополучателей, портов, пристаней, железных
дорог, предприятий и организаций, осуществляющих строительство
железнодорожных линий, за использование и сохранность
железнодорожного подвижного состава и за обеспечение вагонами
перевозок грузов, предусмотренных планом, а также сокращения простоя
вагонов под грузовыми операциями Совет Министров СССР постановляет:
1. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров
союзных республик осуществить в 1979-1980 годах мероприятия по
снижению простоя (оборота) вагонов на железнодорожных станциях,
железнодорожных подъездных путях подведомственных предприятий,
организаций и строек до установленных норм, по обеспечению
ритмичного предъявления грузов к перевозке, равномерной подачи
вагонов под погрузку и ритмичного выполнения погрузочных и
разгрузочных работ в течение суток и всех дней недели, а также
принять необходимые меры к устранению повреждений вагонов при
погрузке, разгрузке и производстве маневровых работ.
2. Министерству путей сообщения, Министерству морского флота,
министерствам и ведомствам - грузоотправителям и грузополучателям,
Советам Министров союзных республик обеспечить широкое
распространение передового опыта работы ленинградского и одесского
транспортных узлов, Элекстростальского предприятия промышленного
железнодорожного транспорта, промышленных и железнодорожных
предприятий Челябинской области, с тем чтобы на этой основе добиться
значительного улучшения использования транспортных средств для более
полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках
грузов.
3. Внести в Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный
постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270 (СП
СССР, 1964 г., N 5, ст. 36; 1969 г., N 18, ст. 105; 1972 г., N 19,
ст. 98; 1974 г., N 17, ст. 99; 1976 г., N 9, ст. 42; 1978 г., N 19,
ст. 115), следующие изменения и дополнения:
а) статью 50 после абзаца первого дополнить абзацем следующего
содержания:
"За задержку свыше 15 минут по вине железной дороги подачи
вагонов под погрузку и выгрузку против сроков, предусмотренных
договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или
договором на подачу и уборку вагонов, железная дорога уплачивает
грузоотправителю или грузополучателю штраф в размере 60 копеек за
вагон в час, но не более чем за 6 часов.
Задержка свыше 15 минут принимается за полный час";
б) статью 92 после абзаца первого дополнить абзацем следующего
содержания:
"За задержку свыше 15 минут по вине железной дороги уборки
вагонов с мест погрузки и выгрузки на железнодорожных подъездных
путях в случае, когда подача и уборка вагонов производится
локомотивом железной дороги, или приема вагонов с железнодорожных
подъездных путей железная дорога уплачивает грузоотправителю,
грузополучателю или владельцу железнодорожного подъездного пути
штраф в размере, предусмотренном статьей 156. Этот штраф начисляется
за все время задержки с момента истечения срока на уборку вагонов,
предусмотренного договором на эксплуатацию железнодорожного
подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов";
в) абзац шестой статьи 118 изложить в следующей редакции:
"За задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой свыше сроков,
установленных узловым соглашением, а также за задержку приема
груженых вагонов, прибывших на станцию перевалки, пароходство, порт,
пристань уплачивают штраф. При задержке обыкновенных вагонов (крытых
вагонов, полувагонов, платформ) взыскивается штраф в размере 40
копеек за вагон в час; при задержке цистерн, цементовозов,
транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов
(кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при
задержке рефрижераторных вагонов - в три раза";
г) статью 153 изложить в следующей редакции:
"153. За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает
грузополучателю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не
по ее вине.
Штраф за просрочку в доставке груза уплачивается в следующих
размерах:
15 процентов провозной платы - при просрочке не свыше одной
десятой срока доставки;
30 процентов провозной платы - при просрочке более одной
десятой, но не свыше двух десятых срока доставки;
45 процентов провозной платы - при просрочке более двух
десятых, не не свыше трех десятых срока доставки;
60 процентов провозной платы - при просрочке более трех
десятых, но не свыше четырех десятых срока доставки;
75 процентов провозной платы - при просрочке более четырех
десятых срока доставки.
Если срок доставки груза не превышает 5 суток, железная дорога
уплачивает грузополучателю штраф в размерах:
15 процентов провозной платы - за просрочку на 1 сутки;
30 процентов провозной платы - за просрочку на 2 суток;
45 процентов провозной платы - за просрочку на 3 суток;
60 процентов провозной платы - за просрочку на 4 суток;
75 процентов провозной платы - за просрочку на 5 суток.
В таких же размерах взыскивается с железной дороги штраф за
просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих предприятиям,
учреждениям и организациям или арендованных ими";
д) статью 156 изложить в следующей редакции:
"156. За задержку свыше установленных сроков вагонов, поданных
под погрузку, выгрузку или перегрузку средствами грузоотправителя,
грузополучателя (простой вагонов), с грузоотправителя или с
грузополучателя взыскивается штраф.
При простое обыкновенных вагонов (крытых вагонов. полувагонов,
платформ) штраф взыскивается в следующих размерах:
60 копеек за вагон в час - при простое от 1 до 6 часов;
1 рубля 20 копеек за вагон в час - при простое от 7 до 12
часов;
1 рубля 80 копеек за вагон в час - при простое от 13 до 18
часов;
3 рубля за вагон в час - при простое свыше 18 часов.
Простой до 15 минут в расчет не принимается, простой 15 минут и
более принимается за полный час.
При простое цистерн, цементовозов, транспортеров, бункерных
полувагонов и других специальных вагонов (кроме рефрижераторных)
размер штрафа увеличивается в два раза, при простое рефрижераторных
вагонов - в три раза.
В тех же размерах взыскивается штраф за простой вагонов на
станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, перегрузку по
причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного
подъездного пути.
При простое на путях железных дорог вагонов, принадлежащих
предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими, штраф
за простой взыскивается в размере 50 процентов.
При задержке свыше установленных сроков под погрузкой,
выгрузкой или перегрузкой части вагонов рефрижераторного поезда или
рефрижераторной секции штраф за простой взыскивается с
грузоотправителя, грузополучателя как за вагоны, задержанные под
погрузкой, выгрузкой или перегрузкой, так и за вагоны поезда или
секции, простаивающие в ожидании окончания грузовых операций.
При перевозке грузов по железнодорожным линиям узкой колеи
размер штрафа за простой вагонов устанавливается Министерством путей
сообщения по согласованию с Государственным комитетом СССР по ценам.
Штраф за простой вагонов взыскивается независимо от штрафа за
невыполнение плана перевозок грузов";
е) статью 161 изложить в следующей редакции:
"161. Подача под погрузку неочищенного подвижного состава
допускается только с согласия грузоотправителя, порта, пристани. В
этом случае железная дорога уплачивает штраф в размере 15 рублей за
обыкновенный вагон и 30 рублей за специальный вагон в пользу
грузоотправителя, порта, пристани, которые обязаны очистить и
загрузить эти вагоны. На очистку вагонов грузоотправителю, порту,
пристани предоставляется необходимое время, определяемое соглашением
начальника станции с грузоотправителем, портом, пристанью.
В случае сдачи после выгрузки (слива) неочищенного подвижного
состава грузополучатель, порт, пристань уплачивают в пользу железной
дороги штраф в тех же размерах";
ж) статью 162 изложить в следующей редакции:
"162. За повреждение вагонов или контейнеров на железнодорожном
подъездном пути, в порту, на пристани, строящейся железнодорожной
линии и при погрузке или выгрузке средствами грузоотправителя или
грузополучателя на станции, за повреждение или утрату
предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений
(поддонов, стропов, стяжек, хлебных щитов, печей и др.)
грузоотправитель, грузополучатель, порт, пристань, а также
предприятие, организация, осуществляющие строительство
железнодорожной линии, уплачивают железной дороге штраф в размере
пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей вагона или
контейнера или съемных приспособлений по расценочной ведомости,
утверждаемой Министерством путей сообщения.
Грузоотправитель, грузополучатель, а также предприятие,
организация, осуществляющие строительство железнодорожной линии,
обязаны также возместить железной дороге убытки, понесенные железной
дорогой вследствие повреждения подвижного состава, перегруза,
неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза";
з) абзац первый статьи 163 заменить абзацами следующего
содержания:
"163. При самовольном занятии железной дорогой вагонов и
контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или
учреждениям или арендованных ими, железная дорога уплачивает им
штраф в размере 50 рублей за вагон и 25 рублей за контейнер в сутки.
При повреждении железной дорогой подвижного состава и
контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям или
учреждениям или арендованных ими, железная дорога обязана их
отремонтировать и уплатить владельцу подвижного состава и
контейнеров штрафа в размере пятикратной стоимости поврежденных
(утраченных) частей подвижного состава или контейнеров, а также
возместить убытки, понесенные им вследствие повреждения подвижного
состава и контейнеров, перегруза, неправильной погрузки, упаковки
или неправильного крепления груза";
и) дополнить Устав статьями 118\1, 155\1, 156\1 и 156\2
следующего содержания:
"118\1. При перегрузке грузов, в том числе импортных, из судна
непосредственно в вагон за простой стоящего у причала судна из-за
неподачи по вине железной дороги вагонов в количестве, указанном в
суточной заявке порта (пристани), согласованной в порядке,
предусмотренном узловым соглашением, а также из-за неподачи их в
сроки, установленные в этом соглашении, железная дорога уплачивает
порту (пристани) штраф. За простой самоходного судна взыскивается
штраф в размере 40 копеек в сутки и за простой несамоходного судна -
20 копеек в сутки за каждую тонну не перегруженного из судна груза;
за простой рефрижераторного судна размер штрафа увеличивается в два
раза.
Количество тонн груза, не перегруженного из судна в течение
данных суток, определяется путем умножения статистической нагрузки
вагона на количество неподанных или несвоевременно поданных
вагонов";
"155\1. За использование без разрешения железной дороги
грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного
подъезда пути вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих
внутренних перевозок они уплачивают железной дороге штраф в размере
50 рублей за вагон и 25 рублей за контейнер в сутки. Указанный штраф
взыскивается независимо от штрафа за простой вагонов и задержку
контейнеров";
"156\1. В случае, если подача грузоотправителю по его заявке
порожних специальных вагонов для погрузки грузов, предусмотренных
планом и заявкой, задерживается по причинам, зависящим от
грузоотправителя, с него взыскивается за все время задержки вагонов
на станции погрузки штраф в размере, предусмотренном статьей 156.
Если грузоотправитель уведомит станцию об отказе использовать эти
вагоны, указанный штраф начисляется до момента получения станцией
такого уведомления.
При отказе грузоотправителя от загрузки прибывших в
соответствии с его заявкой на станцию погрузки порожних специальных
вагонов и невозможности использования их в течение отчетных суток на
данной станции другими грузоотправителями железной дорогой
взыскивается с него кроме штрафа за невыполнение плана перевозок
грузов плата за пробег этих вагонов от станции, с которой они были
направлены, до станции погрузки, но не более чем за 300 километров.
Размер платы за пробег таких вагонов предусматривается в
тарифах на грузовые перевозки.
156\2. За задержку вагонов на строящихся железнодорожных линиях
сверх установленных норм рабочего парка, а также за задержку вагонов
на станциях, к которым примыкают эти линии, если задержка вызвана
неприемом вагонов предприятием, организацией, осуществляющими
строительство железнодорожной линии, это предприятие, организация
уплачивает железной дороге штраф в следующих размерах:
30 копеек в час - за обыкновенный вагон;
60 копеек в час - за специальный вагон (кроме
рефрижераторного);
90 копеек в час - за рефрижераторный вагон";
к) в статье 160 слова:
"предусмотренных статьями 51, 156, 157, 159, 159\1" заменить
словами: "предусмотренных статьями 51, 155\1, 156, 156\1, 156\2,
157, 159, 159\1".
(См.также. - Постановление Совета Министров СССР от 30 июля
1988 г. N 920).
(См. также - Постановление Кабинета Министров СССР от 15 июня
1991 г. N 362).
4. Внести в Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР,
утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955
г. N 1801, следующие изменения и дополнения:
а) абзац пятый статьи 173 ( в редакции постановления Совета
Министров СССР от 27 января 1977 г. N 78 - СП СССР, 1977 г., N 7,
ст. 40) изложить в следующей редакции:
"За задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой свыше сроков,
установленных узловым соглашением, а также за задержку приема
груженых вагонов, прибывших на станцию перевалки, пароходство, порт,
пристань уплачивают штраф. При задержке обыкновенных вагонов (крытых
вагонов, полувагонов, платформ) взыскивается штраф в размере 40
копеек за вагон в час; при задержке цистерн, цементовозов,
транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов
(кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при
задержке рефрижераторных вагонов - в три раза";
б) дополнить Устав статьей 173\1 следующего содержания:
"173\1. При перегрузке грузов, в том числе импортных, из судна
непосредственно в вагон за простой стоящего у причала судна
из-занеподачи по вине железной дороги вагонов в количестве,
указанном в суточной заявке порта (пристани), согласованной в
порядке, предусмотренном узловым соглашением, а также из-за неподачи
их в сроки, установленные в этом соглашении, железная дорога
уплачивает порту (пристани) штраф. За простой самоходного судна
взыскивается штраф в размере 40 копеек в сутки и за простой
несамоходного судна - 20 копеек в сутки за каждую тонну не
перегруженного из судна груза; за простой рефрижераторного судна
размер штрафа увеличивается в два раза.
Количество тонн груза, не перегруженного из судна в течение
данных суток, определяется путем умножения статистической нагрузки
вагона на количество неподанных или несвоевременно поданных
вагонов".
5. В целях повышения материальной ответственности
грузоотправителей за использование грузоподъемности (вместимости)
железнодорожного подвижного состава установить, что возмещение
грузополучателем или сбытовой организацией грузоотправителю сумм
провозных платежей производится с учетом корректировки этих сумм в
зависимости от выполнения грузоотправителем технических норм
загрузки вагонов (контейнеров). При отсутствии таких норм указанные
суммы корректируются в зависимости от фактического использования
грузоподъемности или вместимости вагона (контейнера).
Государственному комитету СССР по ценам разработать с участием
Госснаба СССР, Государственного арбитража при Совете Министров СССР
и Министерства путей сообщения и утвердить порядок корректировки
сумм провозных платежей в соответствии с настоящим пунктом.
|