ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 1978 г. N 6
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РАССМОТРЕНИЮ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ЖАЛОБ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
И ПЕРЕСМОТРУ ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ,
ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ
от 20.12.83 N 10, от 24.12.85 N 10, от 21.12.93 N 11)
Пленум отмечает, что Верховные суды республик, краевые,
областные и соответствующие им суды Российской Федерации, выполняя
возложенные на них функции надзора, в основном обеспечивают
своевременное устранение ошибок и нарушений закона, допускаемых
судами первой и кассационной инстанций.
Уменьшается число случаев необоснованного отказа в
истребовании дел для проверки законности и обоснованности судебных
решений и в принесении протестов; улучшается качество и сроки
рассмотрения жалоб и дел по протестам и порядке надзора.
Вместе с тем не устранены отдельные факты невнимательного
отношения к жалобам и заявлениям граждан; иногда жалобы
рассматриваются без истребования дел, хотя содержащиеся в жалобах
доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных
документах, либо когда законность и обоснованность судебных
решений вызывает сомнение. Некоторые ответы об отказе в
истребовании дела или принесении протеста не содержат убедительных
доводов принятого решения. Эти и подобные им нарушения нередко
влекут за собой повторные жалобы или обращения граждан в
вышестоящие инстанции.
Истребованные для проверки в порядке надзора уголовные дела не
всегда изучаются с достаточной полнотой; не во всех случаях
выполняются требования закона о проверке производства по делу в
полном объеме и в отношении всех осужденных, в связи с чем иногда
не обеспечивается своевременное и полное исправление допущенных
ошибок. Имеют место факты необоснованного оставления протестов без
удовлетворения, а также отмены и изменения законных и обоснованных
приговоров и определений.
Допускаются случаи нарушения норм процессуального
законодательства, регламентирующих условия и порядок рассмотрения
дел в надзорной инстанции. Отменяя судебные решения с направлением
дел на новое расследование или новое судебное рассмотрение,
надзорные инстанции в нарушение требований ст. 380 УПК РСФСР
иногда дают указания, предрешающие выводы органов следствия либо
суда первой инстанции по вопросам доказанности обвинения,
квалификации преступления и меры наказания. Отдельные
постановления президиумов областных и соответствующих им судов
недостаточно мотивированы.
Не всегда соблюдаются установленные сроки рассмотрения жалоб и
дел.
Некоторые областные и соответствующие им суды недостаточно
глубоко изучают и анализируют работу по рассмотрению жалоб и дел в
порядке надзора и причины допускаемых судами ошибок и нарушений
закона; не всегда оказывают народным судам необходимую
практическую помощь в правильном и единообразном применении
законодательства, повышении качества рассмотрения уголовных дел.
В целях устранения имеющихся недостатков и дальнейшего
совершенствования работы судов по рассмотрению жалоб и дел в
порядке надзора Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Судам необходимо повысить качество рассмотрения жалоб на
вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления
по уголовным делам, имея в виду, что правильное и своевременное их
разрешение является одной из гарантий восстановления нарушенных
прав и законных интересов граждан при осуществлении правосудия.
2. Обратить внимание председателей областных и соответствующих
им судов на необходимость обеспечения тщательного изучения каждой
жалобы, поданной в порядке надзора.
Не допускать отказа в истребовании дел, если содержащиеся в
жалобе доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в
судебных документах, либо когда сами судебные решения вызывают
сомнение в их законности и обоснованности.
В случае оставления жалобы без удовлетворения заявителю должен
быть дан мотивированный ответ с обоснованием принятого решения.
3. Обеспечить глубокое изучение истребованных уголовных дел;
тщательно проверять содержащиеся в жалобах доводы о допущенных по
делу ошибках и нарушениях закона; своевременно принимать меры к
восстановлению нарушенных прав граждан и защите интересов
государства. В случае отказа в принесении протеста должно
составляться заключение с изложением в нем обстоятельств дела и
конкретных доказательств, опровергающих доводы жалобы, а заявителю
следует направлять мотивированный ответ.
4. При рассмотрении дел по протестам в порядке надзора судам
надлежит строго выполнять требования норм процессуального
законодательства, регламентирующих производство в надзорной
инстанции.
5. Разъяснить, что, исходя из смысла ст. 373 УПК РСФСР, не
могут быть по основаниям, ухудшающим положение осужденного,
пересмотрены и отменены в порядке надзора по истечении года со дня
вступления в законную силу приговоры, определения и постановления
судов по вопросам, касающимся, в частности:
применения к осужденному акта амнистии;
применения отсрочки исполнения приговора или отклонения
представления об отмене такой отсрочки;
непризнания осужденного особо опасным рецидивистом или
исключения из приговора решения о таком признании вышестоящей
судебной инстанцией;
исчисления срока отбывания наказания;
освобождения осужденного от отбывания наказания по болезни или
инвалидности;
применения к осужденному условно-досрочного освобождения от
наказания или замены неотбытой части наказания более мягким;
направления или перевода осужденного для отбывания наказания в
исправительно-трудовое учреждение менее строгого режима;
сокращения испытательного срока лицу, условно осужденному с
применением ст. 44 УК РСФСР;
включения времени отбывания исправительных работ в общий
трудовой стаж;
снятия судимости.
6. Суд, рассматривая дело по протесту в порядке надзора и
принимая решение в отношении одного или нескольких лиц, не вправе
одновременно отменить приговор (определение, постановление) в
части оправдания или прекращения дела в отношении других лиц, если
протест о них не принесен, поскольку отмена оправдательного
приговора или определения (постановления) о прекращении уголовного
дела ухудшает положение оправданного и лица, дело о котором
прекращено.
7. Обратить внимание судов, что в тех случаях, когда
рассмотрение дела по протесту в порядке надзора в отношении одних
осужденных (оправданных) входит в компетенцию нижестоящей, а в
отношении других - в компетенцию вышестоящей надзорной инстанции,
дело рассматривается вышестоящей надзорной инстанцией в отношении
всех лиц, о которых принесен протест.
Поэтому, если дело в отношении одного либо нескольких
осужденных (оправданных) рассматривалось президиумом областного
или соответствующего ему суда, протест в отношении этих лиц и
других осужденных (оправданных), дело о которых в порядке надзора
не рассматривалось, подлежит рассмотрению в Судебной коллегии по
уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Дело, которое по протесту в порядке надзора рассматривалось
вышестоящей инстанцией, может быть рассмотрено судом нижестоящей
надзорной инстанции лишь в отношении тех осужденных (оправданных),
решение о которых ранее не принималось ни одной из этих инстанций.
8. При рассмотрении дела в надзорной инстанции следует
тщательно проверять выполнение судом, рассматривавшим дело в
кассационном порядке, всех требований уголовно-процессуального
законодательства; не оставлять без реагирования ни одного случая
нарушения кассационной инстанцией материального или
процессуального законодательства.
9. Рассматривая дело по протесту в порядке надзора, суд в
случае снижения наказания до трех и менее лет лишения свободы
вправе применить к осужденному ст. 46.1 УК РСФСР,
предусматривающую условия и порядок отсрочки исполнения приговора,
и возложить на него предусмотренные законом обязанности.
10. Если при рассмотрении дела в порядке надзора в отношении
лица, совершившего преступление, не представляющее большой
общественной опасности, будет признано, что его исправление и
перевоспитание возможно без применения уголовного наказания, суд
может освободить такое лицо от уголовной ответственности и принять
одно из решений, предусмотренных ч. 3 ст. 50 УК РСФСР. В таком
случае приговор и последующие судебные решения подлежат отмене с
прекращением дела на основании ст. 6.1 УПК РСФСР.
11. Изменяя приговор ввиду несоответствия назначенного
наказания тяжести совершенного преступления и личности
осужденного, суд надзорной инстанции может принять во внимание
имеющиеся в деле смягчающие ответственность обстоятельства,
которые не были в полной мере учтены при постановлении приговора и
рассмотрении дела в кассационном порядке, а также дополнительные
материалы, если содержащиеся в них сведения о личности осужденного
не требуют проверки.
12. Обратить внимание судов, что дополнительные материалы,
представленные при протесте или истребованные по инициативе суда и
послужившие наряду с другими доказательствами основанием для
принятия решения надзорной инстанцией, во всех случаях должны быть
приобщены к уголовному делу.
13. Президиумам областных и соответствующих им судов
необходимо улучшить качество выносимых постановлений по уголовным
делам; строго выполнять требования ст. ст. 381 и 351 УПК РСФСР; в
каждом постановлении приводить мотивы и основания принятого по
делу решения, не допуская включения в постановление о направлении
дела на новое рассмотрение формулировок, предрешающих выводы
органов следствия или судов первой и второй инстанций по вопросам
доказанности или недоказанности обвинения, оценки доказательств,
применения уголовного закона и назначения наказания.
14. Верховным судам республик, краевым, областным судам,
Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам
автономной области и судам автономных округов постоянно
анализировать практику рассмотрения жалоб и дел в порядке
надзора, изучать причины поступления повторных жалоб, используя
материалы обобщения для оказания помощи народным судам и принятия
мер к устранению и предупреждению ошибок в применении
материального и процессуального законодательства.
Учитывая, что деятельность президиумов областных и
соответствующих им судов по пересмотру вступивших в законную силу
приговоров, определений и постановлений по уголовным делам
способствует единообразному и правильному применению
законодательства, имеет важное значение для улучшения рассмотрения
дел кассационными инстанциями и формирования судебной практики,
председателям указанных судов принять меры к устранению имеющихся
недостатков и дальнейшему повышению уровня работы президиумов.
|