ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
ПЕРЕСМОТРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
(Париж, 27 ноября 1978 года) <*>
Двадцатая сессия Генеральной конференции Организации
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
заседавшая в Париже с 24 октября по 28 ноября 1978 года,
--------------------------------
<*> Предыдущая Рекомендация по этому вопросу была принята на 10-
й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 3 декабря 1958 г.
принимая во внимание, что в статье VIII Устава Организации
предусмотрено, что "каждое государство-член представляет
Организации в те сроки и в той форме, которые определяет
Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах,
положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и
его деятельности в области образования, науки и культуры",
признавая крайне желательным, чтобы национальные органы,
ответственные за сбор и представление статистических данных по
образованию, руководствовались, для улучшения международной
сопоставимости своих данных, установленными стандартными
определениями, классификациями и таблицами,
приняв для этой цели на своей десятой сессии Рекомендацию о
Международной стандартизации статистических данных в области
образования,
сознавая, что Международная стандартная классификация
образования (МСКО), принятая на 35-й сессии Международной
конференции по образованию (Женева, 27 августа - 4 сентября 1975
г.), установила критерии для приведения в соответствие
национальных систем образования на международной основе, что
позволяет повысить уровень сопоставимости статистики образования,
приняв решение на своей девятнадцатой сессии о пересмотре
Рекомендации 1958 года,
утверждает сего 27 дня ноября месяца 1978 г. настоящую
пересмотренную Рекомендацию.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам, для
целей международной отчетности, применять следующие положения в
отношении определений, классификаций и таблиц статистических
данных по образованию, принимая любые необходимые законодательные
или иные меры для осуществления на своих соответствующих
территориях принципов и норм, сформулированных в настоящей
пересмотренной Рекомендации.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести
настоящую пересмотренную Рекомендацию до сведения органов и
организаций, занимающихся сбором и представлением статистических
данных по образованию.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам
сообщать ей, в сроки и в форме, которые будут ею установлены, о
мерах, принятых ими для осуществления настоящей пересмотренной
Рекомендации.
I. СТАТИСТИКА НЕГРАМОТНОСТИ
Определения
1. Для целей учета следует применять следующие определения:
a) грамотным считается тот, кто может прочитать и написать
короткий простой текст на тему из своей повседневной жизни,
понимая прочитанное и написанное;
b) неграмотным считается тот, кто не может прочитать и написать
короткий простой текст на тему из своей повседневной жизни,
понимая прочитанное и написанное;
c) функционально грамотным считается тот, кто может участвовать
во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима
для эффективного функционирования его группы и общины и которые
дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением,
письмом и счетом для своего собственного развития и для развития
общины;
d) Функционально неграмотным считается тот, кто не может
участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность
необходима для эффективного функционирования его группы и общины и
которые дают ему также возможность продолжать пользоваться
чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для
развития общины.
Метод учета
2. Для определения числа грамотных (или функционально
грамотных) и неграмотных (или функционально неграмотных) может
быть использован один из следующих методов:
a) задавать один или несколько вопросов, относящихся к
приведенным выше определениям, при проведении общей переписи или
выборочного обследования населения;
b) применять стандартизированную проверку грамотности (или
функциональной грамотности) при специальном обследовании. Этот
метод может быть использован для проверки данных, полученных
другими способами, или для исправления отклонений в других
сведениях;
c) если ни один из вышеупомянутых методов применить невозможно,
производить подсчет на основе:
i) специальных переписей или выборочных обследований о степени
охвата школой;
ii) обычной школьной статистики в связи с демографическими
данными;
iii) данных об образовательном уровне населения.
Классификация
3. Население в возрасте 10 лет и более следует прежде всего
распределить на две группы: грамотных и неграмотных. В случае
необходимости, следует также выделить функционально неграмотных.
4. Каждую из этих групп классифицировать по полу, а также по
возрасту с определением на следующие группы: 10 - 14, 15 - 19, 20
- 24, 25 - 34, 35 - 44, 45 - 54, 55 - 64, 65 и более лет.
5. В случае необходимости, следует провести дополнительное
распределение на:
a) городское и сельское население;
b) этнические группы, которые обычно выделяются в государстве
для целей учета;
c) социальные группы.
II. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УРОВНЕ НАСЕЛЕНИЯ
Определение
6. В целях учета надлежит применять следующее определение.
Образовательный уровень какого-либо лица соответствует последнему
завершенному году обучения и / или наивысшей достигнутой или
законченной им ступени в системе обычного образования,
специального образования и образования для взрослых в его
собственном или в каком-либо ином государстве.
Методы учета
7. Для учета образовательного уровня населения могут быть
использованы следующие методы:
a) задавать один или несколько вопросов, относящихся к
приведенному выше определению, при проведении общей переписи или
выборочного обследования населения;
b) если это невозможно, составлять оценки на основе:
i) данных предыдущих переписей или обследований;
ii) данных за ряд лет о числе учащихся в учебных заведениях, об
экзаменах, свидетельствах об окончании учебного заведения, о
присвоении степеней или выданных дипломах.
Классификация
8. Население в возрасте 15 лет и более следует прежде всего
классифицировать по образовательному уровню, определяемому,
предпочтительно, по последнему завершенному году обучения или, по
крайней мере, по достигнутой или завершенной ступени образования.
По возможности, следует также проводить разграничение между
различными областями обучения на каждой ступени.
9. Каждую из этих групп следует классифицировать по полу, а
также по возрасту с распределением на следующие группы: 15 - 19,
20 - 24, 25 - 34, 35 - 44, 45 - 54, 55 - 64, 65 и более лет.
10. В случае необходимости, следует провести дополнительное
распределение на:
a) городское и сельское население;
b) этнические группы, которые обычно выделяются в государстве
для целей учета;
c) социальные группы.
III. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОНТИНГЕНТЕ УЧАЩИХСЯ,
ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Определения
11. Основной единицей учета, для которой должны быть собраны
данные по образованию, является программа. Программа определяется
следующим образом:
Программа является отбором одного или более курсов или
сочетанием курсов, обычно выбираемых из учебного плана. Такая
программа может состоять из одного или нескольких курсов в
определенной области или, как более общее правило, из ряда курсов,
большая часть которых будет отнесена к какой-либо определенной
области, а некоторые могут быть отнесены к другим областям. Каждая
программа имеет ясно выраженную или подразумеваемую цель,
например: подготовленность для занятий на более высоком уровне,
подготовленность к какой-либо профессии или ряду профессий или
исключительно повышение знаний или понимания.
12. Помимо определений, содержащихся в Международной
стандартной классификации образования (МСКО), в целях учета
следует применять следующие определения:
a) ученик (учащийся): лицо, зачисленное и / или
зарегистрированное для прохождения какой-либо программы
образования;
b) преподаватель: какое-либо лицо, используемое, даже с
неполной нагрузкой, за вознаграждение или бесплатно, для передачи
знаний, мастерства и т.д.;
i) преподаватель с полной нагрузкой: лицо, занимающееся
преподаванием какое-то число часов, обычно рассматриваемое как
полная нагрузка на определенной ступени образования в каждом
государстве;
ii) преподаватель с неполной нагрузкой: преподаватель, который
не является преподавателем с полной нагрузкой;
c) год обучения: стадия обучения, обычно проходимая за один
учебный год;
d) класс: группа учеников (учащихся), которые обычно совместно
обучаются у одного или нескольких преподавателей;
e) школа (учебное заведение): группа учеников (учащихся) одного
или более лет обучения, организованная для получения образования
данного типа и на данной ступени под руководством одного
преподавателя или для получения образования различных типов и /
или на различных ступенях под руководством нескольких
преподавателей, возглавляемых непосредственным руководителем.
(Школа или учебное заведение часто является той единицей учета, от
которой могут быть получены статистические данные).
i) государственная школа: школа, находящаяся в ведении
государственных органов (национальных, федеральных, штата или
провинции или местных), независимо от того, кто ее финансирует;
ii) частная школа: школа, которая не находится в ведении какого-
либо государственного органа, независимо от того, финансируется
она такими органами или нет. Частные школы можно определить
соответственно как получающие помощь и не получающие помощь, в
зависимости от того, получают они финансовую поддержку от
государственных органов или нет;
f) население школьного возраста, подлежащее обязательному
обучению - это все население в возрастных пределах, установленных
для обязательного стационарного обучения.
Классификация
13. Образование следует классифицировать по следующим основным
секторам:
a) Обычное образование
b) Образование взрослых.
14. Обычное образование и образование взрослых следует
подразделить дополнительно, чтобы выделить обычное специальное
образование и специальное образование взрослых.
15. По мере возможности, образование следует подразделить по
категориям ступеней и областям обучения Международной стандартной
классификации образования (МСКО).
16. Там, где это возможно, образование взрослых следует
дополнительно подразделить по программам МСКО.
Составление таблиц
17. Обычное образование
Там, где это целесообразно, следует составлять таблицы по
категориям ступеней 0, 1, 2, 3, 5, 6 и 7 МСКО и областям обучения
МСКО для указания:
a) числа школ, государственных и частных, и числа классов;
b) числа преподавателей с распределением по полу и уровню
подготовки (в соответствии с практикой каждого государства), с
разбивкой там, где это целесообразно, на преподавателей с полной
нагрузкой или преподавателей с неполной нагрузкой;
c) числа учащихся с распределением по возрасту, полу и году
обучения, с разбивкой там, где это целесообразно, на учащихся,
занимающихся в системе стационарного обучения, и на учащихся,
занимающихся в системе нестационарного обучения;
d) числа учащихся, с распределением по полу, получивших в
течение года свидетельства об окончании данной ступени и стадии
образования;
e) числа иностранных учащихся с распределением по полу и стране
происхождения (ступени 5, 6 и 7 МСКО).
18. Образование взрослых
Следует составлять там, где это целесообразно, таблицы по
категориям ступеней, областям обучения и программам МСКО для
указания:
a) вида и продолжительности программ и являются ли они
программами учебных заведений или внешкольными программами;
b) числа зачисленных участников с распределением по полу и, по
мере возможности, по возрасту;
c) числа преподавателей с распределением по полу.
19. Специальное образование
Следует составлять таблицы по категориям ступеней 0, 1, 2, 3, 5
и 9 МСКО по обычному образованию / образованию взрослых и, там где
это целесообразно, по областям обучения МСКО для указания:
a) числа школ (учебных заведений);
b) числа преподавателей с распределением по полу и уровню
подготовки (в соответствии с практикой каждого государства);
c) числа учеников (учащихся) с распределением по полу, виду
физического или умственного недостатка и, по мере возможности, по
возрасту.
20. Данные о населении
Данные о населении в возрасте от 2 до 24 лет следует
табулировать по каждому году в соответствии с возрастом и полом,
согласно самым последним данным переписи и текущим оценкам. Если
это не представляется возможным, данные переписи и текущие оценки
следует, по крайней мере, приводить по возрастным группам 2 - 4, 5
- 9, 10 - 14, 15 - 19, 20 - 24 лет и отдельно для населения
школьного возраста, подлежащего обязательному обучению.
IV. ФИНАНСОВАЯ СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Определения
21. Для целей учета следует применять следующие определения:
a) поступления: наличные деньги, полученные учебными
заведениями или предоставленные для них, включая ассигнования,
субсидии, плату за обучение, денежную стоимость имущества,
полученного в качестве дара, и т.д.;
b) расходы: финансовые обязательства, принятые на себя учебными
заведениями или от их имени за товары и услуги;
c) текущие расходы: все расходы, за исключением капитальных
затрат и расходов по займам;
d) капитальные расходы: расходы, связанные с землей, зданиями,
оборудованием и т.д.;
e) операции по займам: выплата процентов и погашение займов.
Классификация
22. Финансовую статистику образования за данный финансовый год
следует, по мере возможности, классифицировать следующим образом:
a) поступления
i) от государственных органов власти, таких как центральное или
федеральное правительство; правительства провинций, штатов или
другие подобные правительства; окружные, городские, районные или
другие местные органы власти;
ii) из других источников (включая плату за обучение, прочие
поступления от родителей, пожертвования т.д.);
b) расходы
i) текущие расходы (помимо выплаты процентов): на администрацию
или общее руководство; на обучение со следующим, по мере
возможности, распределением: заработная плата преподавателям и
другому непосредственному вспомогательному квалифицированному
персоналу, другие расходы на обучение; все другие текущие расходы;
ii) капитальные затраты (помимо расходов по займам): на
обучение, не на обучение (общежития студентов, кафетерии, книжные
магазины и т.д.);
iii) операции по займам.
Составление таблиц
23. Таблицы следует составлять по источникам поступлений и по
статьям расходов с классификацией, как можно более соответствующей
классификации, приведенной в пунктах 13 - 15 и в пункте 22
настоящей Рекомендации, сообразно с административной и финансовой
практикой каждого государства. По мере возможности, следует
проводить различие между расходами на государственные и частные
учебные заведения, между расходами на обучение и другими счетами
расходов и между расходами на образование на третьей ступени и
расходами на образование на других ступенях.
|