[официальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
КОНВЕНЦИЯ N 150
О РЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ ТРУДА:
РОЛЬ, ФУНКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ
(Женева, 26 июня 1978 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного
бюро труда и собравшаяся 7 июня 1978 года на свою шестьдесят
четвертую сессию,
отмечая положения существующих международных конвенций и
рекомендаций в области труда, в частности Конвенции 1947 года об
инспекции труда, Конвенции 1969 года об инспекции труда в сельском
хозяйстве, Конвенции 1948 года об организации службы занятости, в
которых предусматривается осуществление некоторых конкретных видов
деятельности, относящихся к урегулированию вопросов труда,
считая желательным принять акты, устанавливающие руководящие
принципы относительно всей системы по регулированию вопросов
труда,
напоминая о положениях Конвенции 1964 года о политике в
области занятости и Конвенции 1975 года о развитии людских
ресурсов; напоминая также о цели создания полной и должным образом
вознаграждаемой занятости и подтверждая необходимость того, чтобы
программы регулирования вопросов труда были направлены на
достижение этой цели и на осуществление целей указанных Конвенций,
признавая необходимость полного соблюдения автономии
организаций предпринимателей и трудящихся, напоминая в этой связи
о положениях существующих международных конвенций и рекомендаций в
области труда, гарантирующих право на объединение, организацию и
ведение коллективных переговоров, и в частности Конвенцию
1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию и
Конвенцию 1949 года о праве на организацию и на ведение
коллективных переговоров, запрещающих всякое вмешательство
государственных органов власти, которое бы ограничивало эти права
или препятствовало их законному осуществлению, и считая, что
организации предпринимателей и трудящихся играют главную роль в
осуществлении целей экономического, социального и культурного
прогресса,
постановив принять ряд предложений относительно регулирования
вопросов труда: роль, функции и организация, что является
четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму международной конвенции,
принимает сего двадцать шестого дня июня месяца тысяча
девятьсот семьдесят восьмого года нижеследующую Конвенцию, которая
может именоваться Конвенцией 1978 года о регулировании вопросов
труда:
Статья 1
В целях настоящей Конвенции:
a) термин "регулирование вопросов труда" означает деятельность
по государственному управлению в области национальной трудовой
политики;
b) термин "система по регулированию вопросов труда" охватывает
все государственные административные органы, несущие
ответственность за регулирование вопросов труда и / или
занимающиеся этими вопросами - независимо от того, являются ли они
министерствами, ведомствами или другими государственными
учреждениями, включая полугосударственные и региональные или
местные учреждения или любую другую форму децентрализованной
администрации - а также любую организационную структуру, созданную
для координации деятельности таких органов и для обеспечения
консультаций с предпринимателями и трудящимися и их организациями,
а также их участия в деятельности этих органов.
Статья 2
Каждый член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию,
может, в соответствии с национальным законодательством или
правилами или национальной практикой, передавать или поручать
определенную сферу деятельности в области регулирования вопросов
труда неправительственным организациям, в частности организациям
предпринимателей и трудящихся или, при необходимости,
представителям предпринимателей и трудящихся.
Статья 3
Каждый член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию,
может рассматривать отдельные области своей национальной трудовой
политики как вопросы, которые, в соответствии с национальным
законодательством или правилами или национальной практикой,
регулируются путем использования прямых переговоров между
организациями предпринимателей и трудящихся.
Статья 4
Каждый член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию,
обеспечивает методом, отвечающим национальным условиям,
организацию и эффективное функционирование на своей территории
системы по регулированию вопросов труда, функции и обязанности
которой должным образом скоординированы.
Статья 5
1. Каждый член Организации, ратифицирующий настоящую
Конвенцию, проводит соответствующие национальным условиям
мероприятия для обеспечения в рамках системы по регулированию
вопросов труда консультаций, сотрудничества и переговоров между
государственными органами власти и наиболее представительными
организациями предпринимателей и трудящихся или, при
необходимости, представителями предпринимателей и трудящихся.
2. В той мере, насколько это совместимо с национальным
законодательством и правилами и национальной практикой, такие меры
проводятся на национальном, региональном и местном уровнях, а
также на уровне различных секторов экономической деятельности.
Статья 6
1. Компетентные органы в рамках системы по регулированию
вопросов труда несут, в случае необходимости, ответственность за
подготовку, проведение, координацию, проверку и пересмотр
национальной трудовой политики или участвуют в перечисленных видах
деятельности, а в сфере регулирования вопросов труда они являются
в пределах компетенции государственной администрации инструментом
подготовки и применения законов и правил, через которые
осуществляется такая политика.
2. В частности, с учетом соответствующих международных
трудовых норм, эти органы:
a) участвуют в подготовке, проведении, координации, проверке и
пересмотре национальной политики в области занятости, в
соответствии с национальным законодательством и правилами и
национальной практикой;
b) изучают и обследуют положение полностью и неполностью
занятых, а также безработных, учитывая национальное
законодательство и правила и национальную практику относительно
условий труда и трудовой жизни и условий занятости, указывают на
недостатки и нарушения в таких условиях и представляют предложения
относительно средств их исправления;
c) предоставляют свои услуги предпринимателям и трудящимся и
их соответствующим организациям, в соответствии с национальным
законодательством или правилами или практикой, с целью
содействия - на национальном, региональном и местном уровнях, а
также на уровне различных секторов экономической деятельности -
эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными
органами власти и учреждениями и организациями предпринимателей и
трудящихся, а также между такими организациями;
d) предоставляют предпринимателям и трудящимся и их
соответствующим организациям, по их просьбе, технические советы.
Статья 7
Каждый член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию,
содействует, если национальные условия этого требуют в целях
удовлетворения потребностей возможно самого большого числа
трудящихся и в той мере, в какой такая деятельность еще не
предусмотрена, расширению, и если это необходимо - поэтапно,
функций системы по регулированию вопросов труда так, чтобы
включить в нее деятельность, осуществляемую в сотрудничестве с
другими компетентными органами, касающуюся условий труда и
трудовой жизни таких категорий трудящихся, которые по закону не
являются лицами, работающими по найму, а именно:
a) арендаторов, не использующих постороннюю рабочую силу,
издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных
трудящихся;
b) лиц, работающих не по найму, не использующих постороннюю
рабочую силу, занятых в неформальном секторе, как он понимается в
национальной практике;
c) членов кооперативов и предприятий, управляемых трудящимися;
d) лиц, работающих согласно обычаям или традициям.
Статья 8
В той мере, в какой это отвечает национальному
законодательству и правилам и национальной практике, компетентные
органы в системе по регулированию вопросов труда участвуют в
подготовке национальной политики, касающейся международных связей
в области труда, в представлении государства в этой области, а
также в подготовке мер, которые следует принять на национальном
уровне в этих целях.
Статья 9
В целях должной координации функций и обязанностей системы по
регулированию вопросов труда согласно национальному
законодательству или правилам или национальной практике,
министерство труда или любой другой аналогичный орган имеет
средства для выяснения, действительно ли полугосударственные
учреждения, которые могут нести ответственность за осуществление
конкретных функций по регулированию вопросов труда, а также любые
региональные или местные учреждения, которым могут быть переданы
такие функции, осуществляют свою деятельность в соответствии с
национальным законодательством и правилами и выполняют задачи,
порученные им.
Статья 10
1. Персонал системы по регулированию вопросов труда состоит из
лиц, имеющих соответствующую квалификацию для выполнения
порученной им работы, которые имеют доступ к профессиональной
подготовке, необходимой для такой работы, и которые независимы от
ненадлежащего внешнего влияния.
2. Такой персонал имеет статус, материальные средства и
финансовые ресурсы, необходимые для эффективного выполнения своих
обязанностей.
Статья 11
Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции
направляются Генеральному директору Международного бюро труда для
регистрации.
Статья 12
1. Настоящая Конвенция связывает только тех членов
Международной организации труда, чьи документы о ратификации
зарегистрированы Генеральным директором.
2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев после того,
как Генеральный директор зарегистрирует документы о ратификации
двух членов Организации.
3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу в
отношении каждого члена Организации через двенадцать месяцев после
даты регистрации его документа о ратификации.
Статья 13
1. Любой член Организации, ратифицировавший настоящую
Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее
первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством
акта о денонсации, направленного Генеральному директору
Международного бюро труда и зарегистрированного им. Денонсация
вступает в силу через год после регистрации акта о денонсации.
2. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую
Конвенцию, который в годичный срок по истечении упомянутого в
предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим
правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет
связан на следующий период в десять лет и впоследствии сможет
денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого
десятилетнего периода в порядке, установленном в настоящей статье.
Статья 14
1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает
всех членов Международной организации труда о регистрации всех
документов о ратификации и актов о денонсации, полученных им от
членов Организации.
2. Извещая членов Организации о регистрации полученного им
второго документа о ратификации, Генеральный директор обращает их
внимание на дату вступления настоящей Конвенции в силу.
Статья 15
Генеральный директор Международного бюро труда направляет
Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для
регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации
Объединенных Наций полные сведения относительно всех документов о
ратификации и актов о денонсации, зарегистрированных им в
соответствии с положениями предыдущих статей.
Статья 16
Каждый раз, когда Административный совет Международного бюро
труда считает это необходимым, он представляет Генеральной
конференции доклад о применении настоящей Конвенции и решает,
следует ли включать в повестку дня Конференции вопрос о ее полном
или частичном пересмотре.
Статья 17
1. В случае, если Конференция примет новую конвенцию,
полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и
если в новой конвенции не предусмотрено обратное, то:
a) ратификация каким-либо членом Организации новой,
пересматривающей конвенции влечет за собой автоматически,
независимо от положений статьи 13, немедленную денонсацию
настоящей Конвенции при условии, что новая, пересматривающая
конвенция вступила в силу;
b) начиная с даты вступления в силу новой, пересматривающей
конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации ее членами
Организации.
2. Настоящая Конвенция остается во всяком случае в силе по
форме и содержанию в отношении тех членов Организации, которые ее
ратифицировали, но не ратифицировали новую, пересматривающую
конвенцию.
Статья 18
Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют
одинаковую силу.
СПИСОК
РАТИФИКАЦИЙ КОНВЕНЦИИ О РЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ ТРУДА:
РОЛЬ, ФУНКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ
(по состоянию на 31 декабря 1991 г.)
------------------------------------T----------------------------¬
¦ Государство ¦ Дата регистрации грамоты ¦
¦ ¦ о ратификации ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Австралия ¦ 10.09.85 ¦
¦ Алжир ¦ 26.01.84 ¦
¦ Буркина-Фасо ¦ 03.04.80 ¦
¦ Великобритания ¦ 19.03.80 ¦
¦ Венесуэла ¦ 17.08.83 ¦
¦ Габон ¦ 11.10.79 ¦
¦ Гайана ¦ 10.01.83 ¦
¦ Гана ¦ 27.05.86 ¦
¦ Гвинея ¦ 08.06.82 ¦
¦ Германия ¦ 26.02.81 ¦
¦ Греция ¦ 31.07.85 ¦
¦ Дания ¦ 05.06.81 ¦
¦ Египет ¦ 05.12.91 ¦
¦ Заир ¦ 03.04.87 ¦
¦ Замбия ¦ 19.08.80 ¦
¦ Израиль ¦ 07.12.79 ¦
¦ Ирак ¦ 10.07.80 ¦
¦ Испания ¦ 03.03.82 ¦
¦ Италия ¦ 28.02.85 ¦
¦ Кипр ¦ 06.07.81 ¦
¦ Конго ¦ 24.06.86 ¦
¦ Коста-Рика ¦ 25.09.84 ¦
¦ Куба ¦ 29.12.80 ¦
¦ Мексика ¦ 10.02.82 ¦
¦ Нидерланды ¦ 08.08.80 ¦
¦ Норвегия ¦ 19.03.80 ¦
¦ Португалия ¦ 09.01.81 ¦
¦ Сан-Марино ¦ 19.04.88 ¦
¦ Суринам ¦ 29.09.81 ¦
¦ Тунис ¦ 23.05.88 ¦
¦ Уругвай ¦ 19.06.89 ¦
¦ Финляндия ¦ 25.02.80 ¦
¦ Швейцария ¦ 03.03.81 ¦
¦ Швеция ¦ 11.06.79 ¦
¦ Ямайка ¦ 04.06.84 ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Общее количество ратификаций: 35 ¦
L-----------------------------------------------------------------
СПИСОК РАТИФИКАЦИЙ
КОНВЕНЦИИ N 150 МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДА "О РЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ ТРУДА:
РОЛЬ, ФУНКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ"
(ЖЕНЕВА, 26 ИЮНЯ 1978 ГОДА)
(по состоянию на 31 декабря 2001 года)
---------------------------------------------T-------------------¬
¦ Государство ¦ Дата ¦
¦ ¦регистрации грамоты¦
¦ ¦ о ратификации ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Австралия ¦ 10.09.1985 ¦
¦Алжир ¦ 26.01.1984 ¦
¦Беларусь ¦ 15.09.1993 ¦
¦Белиз ¦ 06.03.2000 ¦
¦Бенин ¦ 11.06.2001 ¦
¦Буркина-Фасо ¦ 03.04.1980 ¦
¦Венесуэла ¦ 17.08.1983 ¦
¦Габон ¦ 11.10.1979 ¦
¦Гайана ¦ 10.01.1983 ¦
¦Гана ¦ 27.05.1986 ¦
¦Гвинея ¦ 08.06.1982 ¦
¦Германия ¦ 26.02.1981 ¦
¦Греция ¦ 31.07.1985 ¦
¦Дания ¦ 05.06.1981 ¦
¦Демократическая Республика Конго ¦ 03.04.1987 ¦
¦Доминиканская Республика ¦ 15.06.1999 ¦
¦Египет ¦ 05.12.1991 ¦
¦Замбия ¦ 19.08.1980 ¦
¦Зимбабве ¦ 27.08.1998 ¦
¦Израиль ¦ 07.12.1979 ¦
¦Ирак ¦ 10.07.1980 ¦
¦Испания ¦ 03.03.1982 ¦
¦Италия ¦ 28.02.1985 ¦
¦Камбоджа ¦ 23.08.1999 ¦
¦Кипр ¦ 06.07.1981 ¦
¦Китай (Специальный Административный район ¦ ¦
¦ Гонконг) ¦ 01.07.1997 <*> ¦
¦Конго ¦ 24.06.1986 ¦
¦Коста-Рика ¦ 25.09.1984 ¦
¦Куба ¦ 29.12.1980 ¦
¦Латвия ¦ 08.03.1993 ¦
¦Лесото ¦ 14.06.2001 ¦
¦Люксембург ¦ 21.03.2001 ¦
¦Малави ¦ 19.11.1999 ¦
¦Мексика ¦ 10.02.1982 ¦
¦Намибия ¦ 28.06.1996 ¦
¦Нидерланды ¦ 08.08.1980 ¦
¦Норвегия ¦ 19.03.1980 ¦
¦Португалия ¦ 09.01.1981 ¦
¦Республика Корея ¦ 08.12.1997 ¦
¦Российская Федерация ¦ 02.07.1998 ¦
¦Сальвадор ¦ 02.02.2001 ¦
¦Сан-Марино ¦ 19.04.1988 ¦
¦Сейшельские Острова ¦ 23.11.1999 ¦
¦Соединенное Королевство ¦ 19.03.1980 ¦
¦Соединенные Штаты ¦ 03.03.1995 ¦
¦Суринам ¦ 29.09.1981 ¦
¦Тунис ¦ 23.05.1988 ¦
¦Уругвай ¦ 19.06.1989 ¦
¦Финляндия ¦ 25.02.1980 ¦
¦Чешская Республика ¦ 09.10.2000 ¦
¦Швейцария ¦ 03.03.1981 ¦
¦Швеция ¦ 11.06.1979 ¦
¦Ямайка ¦ 04.06.1984 ¦
+--------------------------------------------+-------------------+
¦Общее количество ратификаций: 52 ¦
L-----------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Правительство Китайской Народной Республики сообщило
Генеральному секретарю в письме от 6 июня 1997 года, что Китайская
Народная Республика возобновит суверенитет над Гонконгом начиная с
1 июля 1997 года и что с этой даты Гонконг становится Специальным
Административным районом Китайской Народной Республики. Следующие
конвенции применяются Специальным Административным районом Гонконг
Китайской Народной Республики: 2, 3, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19,
22, 23, 29, 32, 42, 45, 50, 64, 65, 74, 81, 87, 90, 92, 97, 98,
101, 105, 108, 115, 122, 124, 133, 138, 141, 142, 144, 147, 148,
150, 151, 160.
LIST OF RATIFICATIONS BY CONVENTION
LABOUR ADMINISTRATION CONVENTION, 1978 (No. 150)
Adopted at the 64th Session of the ILC
Date of entry into force: 11.10.1980
52 ratifications
-----------------------------------------------------------------
Algeria 26.01.1984
Australia 10.09.1985
Belarus 15.09.1993
Belize 06.03.2000
Benin 11.06.2001
Burkina Faso 03.04.1980
Combodia 23.08.1999
Congo 24.06.1986
Costa Rica 25.09.1984
Cuba 29.12.1980
Cyprus 06.07.1981
Czech Republic 09.10.2000
Democratic Republic of the Congo 03.04.1987
Denmark 05.06.1981
Dominican Republic 15.06.1999
Egypt 05.12.1991
El Salvador 02.02.2001
Finland 25.02.1980
Gabon 11.10.1979
Germany 26.02.1981
Ghana 27.05.1986
Greece 31.07.1985
Guinea 08.06.1982
Guyana 10.01.1983
Iraq 10.07.1980
Israel 07.12.1979
Italy 28.02.1985
Jamaica 04.06.1984
Republic of Korea 08.12.1997
Latvia 08.03.1993
Lesotho 14.06.2001
Luxembourg 21.03.2001
Malawi 19.11.1999
Mexico 10.02.1982
Namibia 28.06.1996
Netherlands 08.08.1980
Norway 19.03.1980
Portugal 09.01.1981
Russian Federation 02.07.1998
San Marino 19.04.1988
Seychelles 23.11.1999
Spain 03.03.1982
Suriname 29.09.1981
Sweden 11.06.1979
Switzerland 03.03.1981
Tunisia 23.05.1988
United Kingdom 19.03.1980
United States 03.03.1995
Uruguay 19.06.1989
Venezuela 17.08.1983
Zambia 19.08.1980
Zimbabwe 27.08.1998
-----------------------------------------------------------------
The Government of the People's Republic of China informed the
Director-General, by letter dated 6 June 1997, that the People's
Republic of China would resume the exercise of sovereignty over
Hong Kong with effect from 1 July 1997 and that from that date
Hong Kong would become a Special Administrative Region of the
People's Republic of China. The following convention are applied
to Hong Kong Special Administrative Region of the People's
Republic of China: 2, 3, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 22, 23, 29,
32, 42, 45, 50, 64, 65, 74, 81, 87, 90, 92, 97, 98, 101, 105, 108,
115, 122, 124, 133, 138, 141, 142, 144, 147, 148, 150, 151, 160.
|