СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 1978 г. N 484
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОИЗВОДСТВА ДОСМОТРА
РУЧНОЙ КЛАДИ, БАГАЖА И ЛИЧНОГО ДОСМОТРА ПАССАЖИРОВ
ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ, ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
ПАССАЖИРОВ И ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ЭТИХ СУДОВ
Совет Министров СССР постановляет: (преамбула в ред. -
Постановление Совета Министров СССР от 8 мая 1984 г. 421).
1. Утвердить прилагаемые Правила производства досмотра ручной
клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных
судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и
здоровья пассажиров и членов экипажей этих судов.
2. (Не для печати).
3. (Не для печати).
4. Министерству гражданской авиации и Министерству внутренних
дел СССР разработать по согласованию с Министерством внешней
торговли, Комитетом государственной безопасности при Совете
Министров СССР и Прокуратурой СССР утвердить инструкцию о порядке
производства досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра
пассажиров гражданских воздушных судов и изъятия веществ и
предметов, запрещенных к провозу на гражданских воздушных судах
пассажирами при себе, в багаже и ручной клади. (В ред. -
ПостаНовление Совета Министров СССР от 8 мая 1984 г. N 421).
5. В связи с принятием настоящего постановления признать
утратившим силу постановление Совета Министров СССР от 6 декабря
1971 г. N 896 "Об утверждении Правил производства досмотра ручной
клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных
судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и
здоровья пассажиров и членов экипажей этих судов" (СП СССР, 1971
г.,N 20, ст. 148).
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров
СССР
от 16 июня 1978 г. N 484
ПРАВИЛА
производства досмотра ручной клади, багажа и личного
досмотра пассажиров гражданских воздушных судов в
целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни
и здоровья пассажиров и членов экипажей этих судов
1. Настоящие Правила определяют порядок досмотра ручной клади,
багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных судов на
внутренних и международных линиях, производимых в целях обеспечения
безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов
экипажей этих судов.
(В ред. - Постановление Совета Министров СССР от 8 мая 1984 г.
N 421).
2. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров
гражданских воздушных судов производятся для предотвращения
незаконного провоза взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся,
радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов и других опасных веществ
и предметов, предусмотренных Перечнем, утвержденным Министерством
гражданской авиации по согласованию с Прокуратурой СССР,
Министерством внутренних дел СССР, Министерством внешней торговли и
Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР.
(В ред. - Постановление Совета Министров СССР от 8 мая 1984 г.
N 421).
3. Билеты на пассажирские воздушные суда продаются гражданам
после ознакомления с настоящими Правилами в части прав и
обязанностей пассажиров и на условиях соблюдения содержащихся в них
требований.
Пассажиры, уклоняющиеся от личного досмотра или от предъявления
к досмотру ручной клади и багажа, не допускаются к перевозке.
4. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров
производятся после регистрации предъявленных для полета билетов.
При досмотре могут применяться технические требования.
Ответственность за организацию досмотра возлагается на
руководителя авиапредприятия.
5. Досмотру ручной клади, багажа и личному досмотру пассажиров
должно предшествовать предложение пассажиру предъвить возможно
имеющиеся у него вещества и предметы, указанные в пункте 2 настоящих
Правил.
Досмотр ручной клади и багажа, находящегося при пассажире,
производится в его присутствии. В случаях, не терпящих
отлагательства, досмотр такого багажа может быть произведен в
отсутствие пассажира.
(В ред. - Постановление Совета Министров СССР от 8 мая 1984 г.
N 421).
6. Досмотр багажа в отсутствии пассажира, связанный с
необходимостью вскрытия багажа, производится по мотивированному
решению (изложенному в письменном виде) начальников аэропортов,
заместителей начальников аэропортов по режиму и охране, начальников
службы организации перевозок и начальников смен этой службы,
начальников городских аэровокзалов, начальников подразделений
милиции, на территории деятельности которых находятся аэропорты
(городские аэровокзалы), а в зонах аэропортов, в которых
осуществляются пограничный и таможенный контроль, - также
начальников контрольно-пропускных пунктов пограничных войск и
начальников таможен (таможенных постов).
В отсутствие указанных начальников решение о производстве
досмотра может быть принято лицами, замещающими их в установленном
порядке.
Досмотр багажа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом,
производится в присутствии двух понятых.
(В ред. - Постановление Совета Министров СССР от 21февраля 1980
г. N 160).
7. Личный досмотр пассажиров производится в пределах,
необходимых для обнаружения веществ и предметов, указанных в пункте
2 настоящих Правил.
(В ред. - Постановление Совета Министров СССР от 8 мая 1984 г.
N 421).
8. Личный досмотр пассажиров и досмотр багажа в отсутствие
пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, имеют право
производить должностные лица, указанные в пункте 6 настоящих Правил,
а также по их поручению - диспетчеры и дежурные службы организации
перевозок аэропортов (городских аэровокзалов), лица рядового и
начальствующего состава милиции, а в зонах аэропортов, в которых
осуществляется пограничный и таможенный контроль, - также лица
офицерского состава и прапорщики контрольно-пропускных пунктов
пограничных войск, начальники отделов, старшие инспектора и
инспектора таможен (таможенных постов).
(В ред. - Постановление Совета Министров СССР от 21февраля 1980
г. N 160).
9. Досмотр ручной клади и багажа в присутствии пассажира
производится по поручению лиц, указанных в пункте 6 настоящих
Правил, специально выделенными работниками (дежурными) службы
организации перевозок аэропортов (городских аэровокзалов) и лицами
рядового и начальствующего состава милиции, а в зонах аэропортов, в
которых осуществляется пограничный и таможенный контроль, - также
контролерами контрольно-пропускных пунктов пограничных войск и
инспекторами таможен (таможенных постов).
(В ред. - Постановление Совета Министров СССР от 21 февраля
1980 г. N 160).
10. Личный досмотр производится только лицами одного пола с
досматриваемым пассажиром в специально выделенных в аэропортах
(городских аэровокзалах) помещениях, отвечающих требованиям
санитарии и гигиены. Запрещается производить в одном помещении
одновременный досмотр нескольких пассажиров.
11. На воздушном судне, находящемся в полете, досмотр ручной
клади, багажа и личный досмотр пассажиров могут производить по
решению командира судна лица, входящие в состав экипажа. Досмотр
ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров могут быть
произведены, при необходимости, независимо от согласия пассажиров.
12. В случае, когда при личном досмотре пассажира или при
досмотре его ручной клади и багажа обнаружены опасные вещества,
грузы и предметы, которые пассажир стремился незаконно провезти,
пассажир несет ответственность в установленном порядке.
13. Факт обнаружения в багаже, ручной клади или у пассажира при
досмотре веществ и предметов, указанных в пункте 2 настоящих Правил,
а также досмотр багажа в отсутствие пассажира, связанный с
необходимостью вскрытия багажа, оформляются актом и регистрируются в
специальном журнале.
Формы таких актов и журналов утверждаются Министерством
гражданской авиации по согласованию с Прокуратурой СССР,
Министерством внутренних дел СССР, Министерством внешней торговли и
Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР.
(В ред. - Постановление Совета Министров СССР от 8 мая 1984 г.
N 421).
14. Если при досмотре ручной клади, багажа и личной досмотре
пассажира не было обнаружено веществ и предметов, указанных в пункте
2 настоящих Правил, должностные лица авиапредприятия, а также другие
лица, производившие досмотр, обязаны принять необходимые меры,
обеспечивающие отправку пассажира тем рейсом, на который у него
имеется билет, или очередным рейсом.
В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета
по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром,
авиапредприятие обязано по его требованию полностью возместить
стоимость билета или его нереализованной части.
(В ред. - Постановление Совета Министров СССР от 8 мая 1984 г.
N 421).
15. Лица, производящие личный досмотр, а также досмотр ручной
клади и багажа, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении
пассажиров и не допускать действий, нарушающих их достоинство.
Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут
ответственность в установленном порядке.
|