ВЕРХОВНЫЙ СУД СССР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Постановление Пленума от 3 февраля 1978 года N 2
(с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 5 сентября
1978 г. N 7 и от 6 декабря 1979 г. N 7)
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ
Рассмотрев представление Генерального Прокурора СССР, а также
обсудив материалы изучения судебной практики о применении уголовного
законодательства, предусматривающего ответственность за контрабанду,
Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды усилили внимание к
рассмотрению дел этой категории, стали меньше допускать ошибок при
квалификации данного преступления, в частности контрабанды, соверша-
емой в крупных размерах либо группой лиц.
Вместе с тем в деятельности судов имеются недостатки. Иногда не
выполняется требование закона о всестороннем, полном исследовании
обстоятельств дела, в результате чего отдельные участники преступле-
ния не привлекаются к ответственности, не всегда устанавливаются ис-
точники приобретения и каналы сбыта предметов контрабанды. Имеют
место случаи, когда суды не отграничивают контрабанду, наказуемую в
уголовном порядке, от контрабанды, влекущей административную ответс-
твенность; по-разному определяют судьбу перевозочных и других
средств, предназначенных для перемещения предметов контрабанды через
государственную границу СССР; не уделяют должного внимания выявлению
и устранению причин и условий, способствовавших совершению контра-
банды. Нет единства в квалификации действий лиц, совершивших это
преступление на территории нескольких союзных республик.
В целях правильного и единообразного применения законодательст-
ва при рассмотрении дел о контрабанде Пленум Верховного Суда СССР
п о с т а н о в л я е т:
1. Обратить внимание судов на то, что борьба с контрабандой
должна осуществляться на основе строгого и неуклонного соблюдения
требований закона. Судам необходимо тщательно исследовать обстоя-
тельства каждого дела, учитывая, что судебными и следственными орга-
нами должны быть выявлены и привлечены к ответственности лица, со-
вершившие контрабанду и другие связанные с ней преступления, уста-
новлены источники приобретения и каналы сбыта предметов контрабанды.
2. В отличие от контрабанды, наказуемой в административном по-
рядке, уголовная ответственность за контрабанду, предусмотренная ст.
78 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик,
наступает лишь при наличии одного или нескольких следующих призна-
ков: сокрытия виновным товаров или иных ценностей при перемещении
через государственную границу СССР в специальных хранилищах, либо
путем обманного использования таможенных и иных документов, либо при
наличии крупного размера, либо совершения преступления группой лиц,
организовавшихся для занятия контрабандой, либо совершения ее долж-
ностным лицом с использованием служебного положения.
В приговоре суда должно быть указано, какой из перечисленных
признаков содержится в действиях лица, виновного в контрабанде. Если
следственные органы, предъявляя обвинение, не указали в действиях
виновного конкретного признака уголовно-наказуемой контрабанды, то
дело подлежит направлению на дополнительное расследование.
При контрабанде взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и
ядовитых веществ, оружия, боеприпасов и воинского снаряжения уголов-
ная ответственность виновного лица наступает независимо от наличия
либо отсутствия перечисленных признаков.
3. Разъяснить судам, что:
а) под незаконным перемещением товаров или иных ценностей через
государственную границу СССР надлежит признавать перемещение, совер-
шенное помимо таможенных учреждений без соответствующего на то раз-
решения, т.е. вне мест и времени, определенных этими учреждениями,
либо с сокрытием от таможенного контроля этих предметов. В частнос-
ти, заведомое несообщение таможенному контролю сведений о предметах,
подлежащих обязательному объявлению или предъявлению; перемешение
предметов способами, затрудняющими их обозрение и обнаружение;
предъявление предметов не своим наименованием и т.п.;
б) специальными хранилищами следует считать тайники, изготов-
ленные в целях контрабанды, а также оборудованные и приспособленные
в этих же целях на транспортных средствах конструктивные емкости и
предметы, предварительно подвергавшиеся разборке, монтажу и т.п.;
в) под обманным использованием таможенных и иных документов
следует понимать действия лиц, связанные с предоставлением таможен-
ному контролю в качестве оснований для перемещения товаров или иных
ценностей заведомо поддельных документов или полученных незаконным
путем либо документов, содержащих ложные сведения;
г) при решении вопроса о размере контрабанды стоимость предме-
тов контрабанды исчисляется по государственным розничным ценам. При
отсутствии нормативных актов об установлении цен на эти предметы
стоимость их следует определять на основании заключения экспертов;
(В редакции постановления Пленума от 5 сентября 1978 г. N 7)
д) под группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой,
следует понимать двух и более лиц, специально объединившихся в целях
совместного и неоднократного перемещения товаров через государствен-
ную границу СССР.
Лица, содействующие совершению контрабанды, подлежат уголовной
ответственности за соучастие в данном преступлении, если их действия
подпадают хотя бы под один из признаков, указанных в законе;
е) субъектом контрабанды, совершенной с использованием служеб-
ного положения, являются должностные лица, осуществляющие контроль-
ные функции на государственной границе СССР, а также иные должност-
ные лица, злоупотребляющие властью или служебным положением в целях
незаконного перемещения товаров или иных ценностей.
Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием
служебного положения, не требует дополнительной квалификации дейс-
твий виновного по статье 170 УК РСФСР и соответствующим статьям УК
других союзных республик.
4. Контрабанду следует считать оконченным преступлением с мо-
мента фактического незаконного перемещения товаров через государс-
твенную границу СССР. Действие лица, пытавшегося вывезти товары или
иные ценности контрабандным путем за пределы СССР, надлежит квалифи-
цировать по ст. 15 и ст. 78 УК РСФСР и соответствующим статьям УК
других союзных республик.
5. В случаях, когда лицо наряду с контрабандой совершает другие
преступления (незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР,
нарушение правил о валютных операциях, спекуляцию, подлог, незакон-
ное изготовление, приобретение, хранение или сбыт наркотических
веществ и др.), действия виновного следует квалифицировать по сово-
купности совершенных преступлений.
6. Уголовно-наказуемая контрабанда, совершенная лицом на терри-
тории нескольких союзных республик, подлежит квалификации по соот-
ветствующей статье УК той союзной республики, на территории которой
совершена последняя контрабанда.
7. В соответствии с действующим законодательством предметы
контрабанды как вещественные доказательства подлежат конфискации в
доход государства. Также подлежат конфискации перевозочные и другие
средства как орудия преступления, если они были оборудованы специ-
альными хранилищами для сокрытия товаров или иных ценностей при пе-
ремещении их через государственную границу СССР. В случае обнаруже-
ния предметов контрабанды в специальных хранилищах, оборудованных в
автоприцепах,конфискации подлежит автоприцеп вместе с автомобилем
как единое перевозочное средство.
Если предметы контрабанды были реализованы виновным, суд должен
решить вопрос о взыскании с осужденного в доход государства их стои-
мости.
(В редакции постановления Пленума от 6 декабря 1979 г. N 7)
8. Суды должны обеспечить правильное назначение как основного,
так и дополнительного наказания лицам, виновным в контрабанде. При
этом следует учитывать, что неприменение в качестве дополнительного
наказания конфискации имущества, являющейся по закону обязательной,
допустимо лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 37 Ос-
нов уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.
При назначении наказания лицам, совершившим контрабанду, судам
надлежит на основании статьи 26 Основ уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик решать вопрос о лишении этих лиц права
занимать должности или заниматься деятельностью, в связи с осущест-
влением которых было совершено данное преступление.
9. При рассмотрении дел о контрабанде суды должны выявлять при-
чины и условия, способствующие совершению этих преступлений, и реа-
гировать на них частными определениями.
10. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым,
областным, городским судам, судам автономных областей и округов, во-
енным трибуналам округов, групп войск и флотов необходимо усилить
надзор за деятельностью судов по рассмотрению дел о контрабанде, ча-
ще обобщать практику применения законодательства по этим делам, при-
нимая должные меры к устранению ошибок и недостатков.
|