ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА/СДАЧИ
И ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ ГРУЗОВ
ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ В ЗАГРАНИЧНОМ СООБЩЕНИИ
В СУДАХ МРФ РСФСР
УТВЕРЖДЕНА МИНИСТЕРСТВОМ РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР
24 марта 1977 г.
[Извлечение]
1. Общие положения
Настоящая инструкция:
определяет порядок приема/сдачи грузов, перевозимых в судах МРФ
РСФСР в заграничном сообщении, и их документальное оформление;
предусматривает меры по обеспечению сохранности грузов;
распространяется на суда и пароходства, выполняющие заграничные
перевозки, и порты МРФ РСФСР, осуществляющие обработку
внешнеторговых грузов.
2. Общий порядок приема/сдачи
и обеспечения сохранности грузов
2.1. Порт обязан подготовиться для своевременного выполнения
грузовых работ и подготовить груз для погрузки и осмотра его
представителем судна.
Порт до начала погрузки вручает капитану судна документы,
необходимые для приема груза: погрузочный ордер-поручение
(шиппинг-ордер), грузовой список, предварительный грузовой план и
т.п.
2.2. Администрация судна до начала погрузки обязана:
2.2.1. Ознакомиться и руководствоваться в дальнейшем
договорными условиями и правилами погрузки, выгрузки, перевозки и с
учетом особенностей груза и предстоящего рейса подготовить судно в
состояние, обеспечивающее сохранность груза при его транспортировке.
2.2.2. Произвести наружный осмотр предназначенного к погрузке
груза на складах или у борта судна, обращая внимание на исправность
тары, упаковки, правительских контрольных лент, пломб, наличие и
четкость маркировки, общее состояние навалочного груза, наличие в
нем посторонних предметов и т.д. Уведомить порт, грузоотправителя
(грузовладельца) о замечаниях и потребовать устранения недостатков
или замены груза.
2.2.3. Рассмотреть предварительный грузовой план, согласовать
порядок и технологию погрузки и после утверждения капитаном
грузового плана организовать прием и размещение груза на судне.
2.2.4. Привести инструктаж тальманов о порядке счета и
особенностях приема груза, обеспечить контроль за их работой в
процессе погрузки. В таком же порядке организуется работа тальманов
при разгрузке судна.
2.3. С приходом судна в порт выгрузки судовая администрация
обязана вручить порту грузовой план, люковые записки и другие
транспортные документы, необходимые для сдачи груза и организации
выгрузки.
2.4. Прием/сдача тарно-штучных грузов производится по
количеству мест с проверкой их по наружному осмотру, а навалочных и
насыпных грузов - по весу, определяемому, как правило, портом
(грузовладельцем) по осадке с участием администрации судна, либо по
весу, заявленному грузоотправителем. При отгрузке лесоматериалов
мера (кубатура) груза устанавливается грузоотправителем.
2.5. Счет мест производится при приеме/сдаче тарно-штучных
грузов:
2.5.1. В портах МРФ РСФСР, на причалах грузовладельцев, а также
в морских портах СССР и иностранных портах, в которых не имеется
специализированных тальманских организаций, - силами экипажа.
На отдельных грузонаправлениях при проведении необходимых
организационно-технических мероприятий, обеспечивающих сохранность
перевозимых грузов, пароходствам разрешается организовать
прием/сдачу этих грузов в портах МРФ РСФСР силами приемосдатчиков с
полным или частичным освобождением экипажей судов загранплавания от
счета груза.
2.5.2. В морских портах СССР и иностранных портах, где имеются
специализированные тальманские организации, - наемными береговыми
тальманами.
Заявки на выполнение тальманских работ в иностранных портах
оформляются через агента с использованием тальманских организаций, с
которыми имеются соглашения на тальманское обслуживание советских
судов.
Тальманские работы должны выполняться с соблюдением указанных
соглашений и оплатой по действующим в этих портах тарифам с учетом
предоставляемых скидок.
2.6. Прием/сдача грузов производится, как правило, на борту (в
трюме) судна. Если по правилам техники безопасности нахождение
тальманов в трюме не допускается, то прием/сдача грузов
осуществляется на берегу в пределах вылета стрел береговых кранов.
Прием/сдача грузов в рейдовых пунктах во всех случаях производится
на борту судна.
2.7. Администрация судна обеспечивает контроль за правильной
укладкой, размещением по коносаментам и надлежащим сепарированием
груза.
Не разрешается погрузка/выгрузка следующей партии груза, если
не погружена/выгружена предыдущая.
2.8. Администрация судна имеет право приостанавливать грузовые
работы в случае нарушений в организации и технологии
погрузочно-разгрузочных работ, которые могут привести к
несохранности грузов.
2.9. Не допускается погрузка на судно тарно-штучных грузов в
неисправной таре, с нарушенными контрольными лентами или пломбами, с
неясной маркировкой или при ее отсутствии, а также пиломатериалов
при наличии лома, синевы, трещин, загрязнения, обледенения и т.п.
2.10. Прием/сдача пакетированных грузов производится на общих
основаниях по количеству пакетов. При пересдаче пакетов с нарушенной
упаковкой производится поштучный счет мест их содержимого с отметкой
об этом в тальманской расписке.
2.11. Прием/сдача контейнеров производится по количеству,
номерам и их наружному осмотру с проверкой целостности пломб.
Передача контейнеров с поврежденными кузовами и/или нарушенными
пломбами производится в таком же порядке, как и грузов в
поврежденных пакетах.
2.12. Погрузка/выгрузка тарно-штучных однородных грузов
должна производиться только стандартными подъемами с одинаковыми
количеством грузовых мест с записью в тальманских расписках
количества мест в каждом подъеме.
2.13. Записи в тальманских расписках производятся одновременно
тальманом судна и тальманом порта (грузоотправителя/грузополучателя)
с отражением в них замечаний и оговорок о неудовлетворительном
состоянии груза, тары, маркировки и т.п.
2.14. В случае расхождения в счете груза грузовые операции
должны быть приостановлены и вызваны представители сторон для
выяснения причин расхождения и составления акта. В случае пересчета
груза все расходы, связанные с этим, относятся за счет стороны,
допустившей ошибку. При этом необходимо руководствоваться следующим:
2.14.1. Если объем работ по пересчету груза незначительный, то
необходимо его произвести.
2.14.2. Если стоимость груза в споре значительно превышает
затраты по пересчету, то целесообразно произвести повторный счет
груза, получив разрешение пароходства.
2.14.3. Если затраты по пересчету значительны, а стоимость
груза в споре невелика, то повторный счет производить не следует и
транспортные документы при этом необходимо оформить в соответствии с
пунктом 7.9 настоящей Инструкции.
2.15. На основании тальманских расписок тальманы составляют
сменные, суточные и сводные отчеты.
Надлежащим образом оформленные и подписанные тальманами сдающей
и принимающей сторон тальманские расписки (в 2 экземплярах) и
тальманские отчеты вручаются капитану после приема/сдачи груза.
2.16. В процессе погрузки, перевозки и выгрузки администрация
судна в соответствии с действующими правилами осуществляет меры по
обеспечению безопасности перевозки и сохранности груза с отражением
этих действий экипажа в судовом журнале.
2.17. Администрация судна ведет записи в грузовой книге по
каждому рейсу с отражением особенностей транспортировки, правил и
обычаев обработки судов и грузов в иностранных портах.
2.18. В случае некачественной перевозки, а также коммерческого
брака производится расследование в соответствии с "Положением о
порядке проведения расследования случаев несохранности грузов и
коммерческого брака при заграничных перевозках в судах МРФ РСФСР",
утвержденным Министерством речного флота 24 марта 1977 г.*.
* См. разд. четвертый, гл.2
3. Особенности приема/сдачи грузов
в портах МРФ РСФСР и на причалах грузовладельцев
3.1. Прием с судов импортных грузов и сдача на суда экспортных
грузов и определение их количества со стороны портов и причалов
грузовладельцев производится силами и средствами последних.
3.2. Доставленный судном импортный груз с поврежденной тарой
или упаковкой принимается портом в комиссионном порядке с участием
представителей судна, порта, ВОХР и общественных организаций.
3.3.Оформление транспортных и других документов с вручением их
капитану на судне обеспечивается портом
(грузоотправителем/грузополучателем).
4. Особенности приема/сдачи грузов
в портах ММФ СССР
4.1. Заявка на выполнение тальманских работ передается
капитаном судна в морской порт службе по обслуживанию транспортного
флота по радиотелеграфу за 48 часов до прихода судна в порт с
указанием рода и количества груза, количества коносаментных партий,
времени предполагаемого прибытия, вида грузовых операций.
В случае неудовлетворения заявки администрация судна организует
счет груза силами экипажа.
4.2. При обнаружении во время предварительного осмотра и
погрузки неудовлетворительного состояния груза, несоответствия тары
и упаковки действующим стандартам и т.п. администрация судна
извещает порт и контору В/О "Союзвнештранс" о замеченных недостатках
и требует их устранения или замены груза.
4.3. При сдаче импортных грузов в поврежденной таре или
упаковке производится комиссионный досмотр с участием представителей
судна, порта и таможни с целью проверки состояния и количества мест
и веса содержимого против упаковочных листов, спецификаций и т.п.
5. Особенности приема/сдачи грузов
в иностранных портах
5.1. Все действия по приему/сдаче грузов в иностранном порту
администрация судна осуществляет через агента судовладельца или
фрахтователя, если это предусмотрено чартером.
5.2. Если портом не будут устранены замечания по грузу,
сделанные администрацией судна при его осмотре на берегу и погрузке,
то капитан судна обязан уведомить грузоотправителя через старшего
тальмана или агента, что в коносамент будут внесены соответствующие
оговорки.
5.3. Если в чартере и коносаменте не установлены место сдачи
груза и момент перехода ответственности за него к порту, то
администрации судна необходимо через агента уточнить эти условия по
обычаям порта и произвести соответствующее оформление документов на
сдачу груза.
5.4. В случаях, когда по условиям чартера получателю
предоставлено право произвести проверку количества навалочного или
насыпного груза при сдаче в иностранном порту, администрация судна
должна принять участие в определении количества груза по осадке или
путем перевески, при этом рекомендуется нанять сюрвейера от имени
судна для контроля за этими операциями.
5.5. При сдаче пиломатериалов россыпью капитану разрешается
через агента согласовать с грузополучателем сдачу груза на условиях
"нон талли" - без учета мест с оплатой ему компенсации за выдачу
чистого аутторна. Эта компенсация не должна превышать суммы оплаты
работы присяжных тальманов.
5.6. При значительных повреждениях груза в интересах
пароходства рекомендуется приглашать сюрвейера (эксперта) для
установления размера, характера и причин повреждения, убытка и вины
участников перевозки.
При работе на судне сюрвейеров грузовладельцев привлечение
сюрвейеров со стороны судна обязательно.
6. Некоторые особенности приема/сдачи грузов,
перевозимых между иностранными портами
6.1. До погрузки грузов капитан судна обязан уточнить, каким
коносаментом будет оформляться перевозка и какова ответственность
судна за груз, и предложить оформить перевозку коносаментом
советской проформы. При отказе капитан обязан вычеркнуть из текста
предложенного коносамента иностранной фирмы все условия,
противоречащие чартеру, сделав в нем оговорку: "Как в чартере".
6.2. При приеме тарно-штучных грузов администрация судна
обязана контролировать, чтобы их тара и упаковка были пригодными и
достаточно прочными, обеспечивающими сохранность груза при
транспортировке. В отдельных случаях, при необходимости, капитану
судна рекомендуется нанимать сюрвейера для установления
транспортабельности груза для морской перевозки.
6.3. Если, по мнению капитана, тара и упаковка являются
неудовлетворительными, то необходимо включить об этом оговорку в
штурманскую расписку и коносамент.
7. Документальное оформление приема/сдачи грузов
7.1. При погрузке в советских морских и речных портах и на
причалах грузовладельцев основанием для приема груза на судно
является поручение-погрузочный ордер (приложение 1)*, а в
иностранных портах - шеппинг-ордер. Эти документы вручаются портом в
двух экземплярах, один из которых остается на судне, а второй после
подписания вторым (грузовым) помощником капитана служит штурманской
распиской. Штурманская расписка передается порту для оформления
транспортных документов (коносамента).
* Приложения в Сборнике не приводятся.
7.2. Тальманский счет тарно-штучных грузов оформляется
тальманскими расписками (приложение 2), которые должны быть
подписаны тальманами сдающей и принимающей сторон, и тальманскими
сменными, суточными и сводными отчетами.
7.3. Определение веса навалочных и насыпных грузов по осадке
судна оформляется актом погрузки (приложение 3), который
подписывается представителями судна, порта
(грузоотправителя-грузополучателя), а в советских портах - также
представителями таможни (если она имеется в порту).
7.4. Тальманские расписки и отчеты, акты погрузки являются
основанием для оформления при погрузке штурманских расписок, в
соответствии с которыми выписываются коносаменты, а при выгрузке -
документы сдачи груза.
7.5. Сдача груза с судна оформляется в советских морских и
речных портах и на причалах грузовладельцев генеральным актом
(приложение 4), а в иностранных портах - аутторн-рипортами,
распиской грузополучателя на коносаменте или аналогичными
документами согласно обычаям этих портов.
7.6. В случае недостачи мест или веса, повреждения груза, тары
или упаковки, излишков, смешивание коносаментных партий и других
недостатков по грузу и таре оформляется при сдаче груза в советских
морских и речных портах и на причалах грузовладельцев акт- извещение
(приложение 5) по каждой коносаментной партии с указанием их номеров
в генеральном акте, а в иностранных портах - сертификатами или
другими аналогичными документами согласно обычаям порта.
Поврежденные в процессе выгрузки места в акты-извещения и
сертификаты не вносятся.
7.7. Генеральный акт, акты-извещения подписываются
представителями порта, судна и таможни (где последняя имеется), а
аналогичные документы в иностранных портах - в соответствии с
обычаями этих портов.
От имени судна эти документы подписываются только капитаном. В
названные документы необходимо вносить только сведения, отражающие
фактическое состояние груза, и не должны включаться грузы,
недостатки по которым были установлены после выгрузки из судна.
7.8. Прием импортного груза с нарушенной тарой или упаковкой в
советских морских портах оформляется актом таможенного досмотра
(приложение 6), а в речных портах и на причалах грузовладельца -
актом общей формы.
В последующем данные актов таможенного досмотра и общей формы
вносятся в акты-извещения.
В иностранных портах оформление таких грузов производится по
обычаям порта.
7.9. В случае расхождения в определении количества мест груза
сдающей и принимающей сторонами при погрузке в судно в советских
морских и речных портах и на причалах грузовладельцев и
нецелесообразности пересчета груза (см. пункт 2.14.3) транспортные
документы выписываются по счету сдающей стороны с оформлением акта
общей формы. При этом ответственность сторон определяется по
результатам сдачи груза.
В иностранных портах, если позволяют обычаи порта, в
коносаментах необходимо вносить оговорки "принято ... мест, ... мест
более в споре" или "... мест недостаточно в споре, если груз
находится на борту, то он будет выдан" или другие аналогичные
записи.
В крайнем случае коносамент может быть подписан "под
протестом", который оформляется через агента по обычаям порта.
7.10. В целях ускорения оформления транспортных документов при
линейных перевозках коносаменты могут с разрешения пароходства
подписываться агентом судна (линии).
7.11. После согласования всех вопросов по приему груза судно
должно получить от агента (порта) оформленные транспортные
документы.
8. Отчетность
8.1. По завершению рейса администрация судна составляет
рейсовый грузовой отчет, являющийся документальным отражением
качества перевозки и работы экипажа по обеспечению сохранности груза.
8.2. Рейсовый грузовой отчет представляется службе (отделу)
заграничных перевозок (служба грузовой и коммерческой работы)
пароходства в виде "Рейсового извещения о результате сдачи груза"
(приложение 7) с приложением копии коносамента, манифеста, грузового
плана, документов, подтверждающих сдачу груза, и документов
расследования, если таковое проводилось.
8.3. Рейсовый грузовой отчет высылается в пароходство в
следующие сроки:
а) при экспортных перевозках и перевозках между иностранными
портами - с прибытием судна в первый советский порт;
б) при импортных перевозках - до отхода судна в рейс из порта
выгрузки.
Примечание. Если судно не имеет возможности выслать рейсовый
грузовой отчет до конца отчетного месяца, то капитаном дается
телеграфное сообщение не позднее 1-го числа следующего за отчетным
месяца.
9. Ответственность
9.1. При заграничных перевозках, регулируемых Кодексом
торгового мореплавания Союза ССР, перевозчик несет ответственность
за груз в соответствии с действующим законодательством СССР.
9.2. Если перевозка выполняется по коносаменту и/или чартеру,
содержащему оговорку о применении законодательства, включающего
правила Брюссельской конвенции от 25 августа 1924 года или Гаагские
правила, то ответственность за груз определяется этими правилами.
9.3. Ответственность иностранных тальманских организаций перед
заказчиком (судном) за некачественное выполнение работ определяется
местным законодательством, положениями, уставами этих организаций, а
также правилами и обычаями зарубежных портов и соглашениями,
заключенными с этими организациями на тальманское обслуживание
советских судов.
9.4. Согласно "Временному положению о тальманских бригадах",
утвержденному ММФ СССР 7 декабря 1965 года, службы по обслуживанию
транспортного флота в советских морских портах "несут имущественную
ответственность перед перевозчиком (судном), если будет установлено,
что вследствие неправильного счета грузовых мест перевозчик понесет
убыток".
Источник документа (сверено по):
Сборник нормативных актов
о транспорте.
М., "Юридическая литература",
1983 г. ч. II.
|