МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
27 июля 1973 г.
N 566
О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ
ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ ПУНКТОВ СТРАНЫ
Программой КПСС, решениями XXIII и XXIV съездов КПСС,
постановлениями пленумов ЦК КПСС по сельскому хозяйству намечена
широкая программа дальнейшей интенсификации сельскохозяйственного
производства.
В соответствии с директивами партии и правительства в стране
проведена работа по повышению качества медицинской помощи
сельскому населению, укреплению материально-технической базы
учреждений здравоохранения, укомплектованию их
квалифицированными кадрами, оснащению современным медицинским
оборудованием, развитию и приближению специализированной
медицинской помощи к сельскому населению, осуществлены меры по
улучшению охраны здоровья женщин и детей в сельской местности.
Вследствие специфики условий жизни и труда жителей сельской
местности значительную роль в обеспечении сельского населения
медицинской помощью выполняют фельдшерско-акушерские пункты. В
1972 году в сельской местности страны насчитывалось 89718
фельдшерско-акушерских пунктов, в них было сделано 229733,0 тыс.
амбулаторных посещений жителей и 91660,8 тыс. посещений среднего
медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов к жителям на
дому.
Осуществляемые в последние годы мероприятия по приближению к
сельскому населению врачебной помощи, способствовали изменению
содержания работы фельдшерско-акушерских пунктов, в деятельности
которых усилилась профилактическая направленность. Изучение работы
значительного числа фельдшерско-акушерских пунктов показало, что в
большинстве из них более половины всех посещений составляют
посещения по поводу выполнения врачебных назначений, 1/3 - по
поводу профилактических осмотров, наименьшее количество составляют
посещения по поводу заболеваний.
В большинстве республик, в связи с развитием сети врачебных
родовспомогательных стационаров, наличием хороших путей сообщения,
транспорта и средств связи, происходит сокращение сети колхозных
родильных домов. В целом по стране с 1965 года по 1973 г. число
колхозных роддомов уменьшилось на 3403 и коек в них - на 10678.
В результате повышения материального и культурного уровня
жизни сельского населения, а также правильной организации работы
по проведению профилактических, лечебных и оздоровительных
мероприятий, медицинские работники многих фельдшерско-акушерских
пунктов добились на своих участках резкого снижения детской
смертности, инфекционной заболеваемости, ликвидации дифтерии,
полного охвата рожениц стационарным родовспоможением и активного
участия населения в работе по санитарному благоустройству сел и
деревень: Славянский фельдшерско-акушерский пункт Курчумского
района Восточно-Казахстанской области, зав. т. Рыбалко Н.Я.;
Калининский - Тульчинского района Винницкой области, зав. т.
Каракой Т.К.; Малиновский - Даугавпилского района Латвийской ССР,
зав. т. Петроченко Н.К.; Ангорский - Термезского района
Сурхандарьинской области Узбекской ССР, зав. т. Хузайкулова;
Даниловский - Калининской области, зав. т.Богачева Н.М.;
Барановский - Гродненской области БССР, зав. т.Цихун О.Н.;
Куйконак - Вахшского массива Таджикской ССР и др.
Медицинские работники перечисленных и многих других
фельдшерско-акушерских пунктов пользуются заслуженным авторитетом
у населения, партийных и советских органов, руководителей колхозов
и совхозов, удостоены правительственных наград. В числе
медицинских работников страны, удостоенных высокого звания Героя
Социалистического Труда, заведующие фельдшерско-акушерскими
пунктами: Каракой Тихон Кириллович (Винницкая область), Кетова
Анастасия Степановна (Смоленская область), Федореева Надежда
Георгиевна (Приморский край).
За прошедшие годы органами здравоохранения союзных республик
при активной помощи партийных и советских органов, колхозов,
совхозов и общественных организаций, были осуществлены мероприятия
по улучшению материально-технического состояния
фельдшерско-акушерских пунктов, оснащению их медицинским
оборудованием, инструментарием и хозяйственным инвентарем,
телефонизации, укомплектованию медицинскими работниками, повышению
качества работы фельдшерско-акушерских пунктов. В ряде республик
по этим вопросам были приняты специальные постановления и изданы
приказы органов здравоохранения.
Большую помощь в улучшении материально-технической базы и
строительстве фельдшерско-акушерских пунктов оказали колхозы и
совхозы. Так, в течение 8-й пятилетки в РСФСР было построено более
4 тысяч новых фельдшерско-акушерских пунктов и для 3,5 тыс.
пунктов совхозы и колхозы предоставили хорошие помещения.
В Украинской ССР за этот период на средства колхозов и
совхозов построено более 3 тысяч пунктов.
Во всех республиках проведена работа по обеспечению
фельдшерско-акушерских пунктов транспортом колхозов и совхозов.
Так, министерствами здравоохранения и сельского хозяйства
Казахской ССР издано и направлено в области письмо "О порядке
предоставления транспорта медицинским работникам сельской
местности".
В РСФСР по этому вопросу разработано специальное положение.
За прошедшие годы в стране улучшилась укомплектованность
фельдшерско-акушерских пунктов медицинскими работниками. В 1972
году в целом по СССР этот показатель составил 97,8%; в Узбекской
ССР - 98,5%; в Грузинской ССР - 99,1%; Молдавской ССР - 98,5%.
Число фельдшерско-акушерских пунктов, не имеющих ни одного
среднего медицинского работника за период с 1965 г. по 1971 г.
уменьшилось в целом по стране более, чем в 2 раза (с 3635 до
1384).
Такое положение достигнуто в результате большой работы органов
здравоохранения, успешно решающих совместно с партийными,
советскими и хозяйственными организациями сельских районов вопросы
создания надлежащих условий труда и быта для медицинских
работников фельдшерско-акушерских пунктов.
Большое внимание уделяется работе по повышению квалификации
медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.
Основной формой повышения квалификации являются
республиканские, краевые, областные курсы специализации и
усовершенствования средних медицинских работников. Кроме того при
областных (краевых, республиканских) и центральных районных
больницах проводится повышение квалификации на прерывистых
семинарах, декадниках, межрайонных и районных тематических
совещаниях: на базах лучших фельдшерско-акушерских пунктов
практикуется проведение "Дня фельдшера", "Дня акушерки" и "Дня
патронажной медсестры".
Повысился уровень организационно-методического руководства
работой фельдшерско-акушерских пунктов со стороны органов
здравоохранения республик (краев, областей), республиканских,
краевых, областных и центральных районных больниц. Вопросы
деятельности фельдшерско-акушерских пунктов систематически
заслушиваются на коллегиях, медсоветах, издаются соответствующие
приказы, письма по обмену опытом работы, проводятся совещания и
съезды средних медицинских работников (РСФСР, Украинская,
Латвийская, Молдавская, Казахская и др. республики).
Большая работа по улучшению деятельности
фельдшерско-акушерских пунктов была проведена Калининским
облздравотделом. С этой целью специалисты оргметодотдела
Калининской областной больницы и центральных районных больниц
провели детальное изучение состояния работы фельдшерско-акушерских
пунктов. На основе полученных сведений, совместно с партийными и
советскими органами, руководителями колхозов и совхозов,
общественностью районов были разработаны и осуществлены
мероприятия по улучшению материальной базы фельдшерско-акушерских
пунктов, укомплектованию их кадрами, повышению качества
медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами.
В Молдавской ССР большинство фельдшерско-акушерских пунктов
переведены в новые помещения, которые, с целью более рационального
использования медицинских работников, строятся в комплексе с
аптечным пунктом и детской молочной кухней.
Наряду с этим в некоторых республиках, краях, областях
руководители органов и учреждений здравоохранения не уделяют
должного внимания организации работы фельдшерско-акушерских
пунктов, укомплектованию медицинскими кадрами и повышению их
квалификации, созданию надлежащих условий работы.
Материально-техническое состояние еще многих
фельдшерско-акушерских пунктов продолжает оставаться
неудовлетворительным, в ряде мест они занимают малоприспособленные
помещения, располагаются в арендуемых зданиях (Казахская,
Узбекская, Таджикская республики и др., ряд областей Украинской
ССР, РСФСР).
Значительное число фельдшерско-акушерских пунктов все еще
неудовлетворительно оснащено медицинским и хозяйственным
оборудованием; особенно плохо они обеспечиваются весами,
ростомерами, гинекологическими креслами. На многих
фельдшерско-акушерских пунктах не созданы надлежащие условия для
хранения термолабильных медикаментов и препаратов, содержащих
ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества.
В отдельных районах не организован регулярный завоз
медикаментов на фельдшерско-акушерские пункты, выполняющие
одновременно функции аптечных пунктов, в результате чего
ассортимент медицинских товаров в них крайне недостаточен.
Органы здравоохранения не принимают должных мер для
обеспечения своевременного и полного выделения сельсоветами
средств, ассигнований фельдшерско-акушерским пунктам на
приобретение медицинского оборудования, инвентаря, медикаментов.
В ряде республик (РСФСР, Казахской, Украинской ССР,
Таджикской, Литовской) имеются фельдшерско-акушерские пункты,
неукомплектованные средними медицинскими работниками, например в
Украинской ССР и года в год остаются неукомплектованными более 100
фельдшерско-акушерских пунктов.
Одной из причин недостаточной укомплектованности
фельдшерско-акушерских пунктов является текучесть медицинских
кадров из сельской местности, обусловленная, в основном,
неудовлетворительными жилищно-бытовыми и производственными
условиями работников пунктов.
В большинстве областей, краев, республик недостаточно
проводится работа по аттестации заведующих фельдшерско-акушерскими
пунктами. Во многих случаях ограничено проводится повышение
квалификации медицинских работников фельдшерско-акушерских
пунктов, мало используются такие хорошо зарекомендовавшие себя
формы работы, как повышение квалификации на курсах в районных и
областных (краевых, республиканских) лечебных учреждениях,
очно-заочное обучение, прерывистые семинары.
Уровень организационно-методической работы и руководства
областных (краевых, республиканских) и центральных районных
больниц фельдшерско-акушерскими пунктами во многих случаях еще
недостаточный. Выезды врачей часто носят формальный характер, не
даются конкретные предложения по улучшению работы
фельдшерско-акушерских пунктов, нет проверки выполнения
предложений, данных ранее. Имеют место случаи, когда вследствие
отсутствия должного врачебного контроля за работой
фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшера и акушерки ведут в
широком объеме самостоятельный прием больных, взрослых и детей, и
их лечение, недостаточно выполняют врачебные назначения и
профилактические мероприятия.
В ряде мест выявлена слабая преемственность в работе
фельдшерско-акушерских пунктов и соответствующих
лечебно-профилактических учреждений по охране здоровья детей и
женщин, следствием чего является недостаточная ориентация
медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов в воспитании
здорового ребенка, позднее выявление заболевших детей в возрасте
до 1 года и неумение оказать им первую доврачебную помощь; позднее
взятие на учет беременных, недостаточное их обследование и
несвоевременное направление к врачу.
В некоторых местах слабо осуществляется врачебный контроль за
работой фельдшеров, которым разрешена выдача больничных листков,
вследствие чего выявлены случаи небрежного хранения и
необоснованной выдачи больничных листков.
Обеспечение фельдшерско-акушерских пунктов утвержденной
медицинской документацией во многих районах осуществляется с
перебоями, в связи с чем ведется произвольная документация.
В отдельных республиках (Молдавская, Казахская) создается сеть
акушерских пунктов, вместо закрываемых колхозных родильных домов.
Самостоятельные акушерские пункты не входят в номенклатуру
учреждений здравоохранения и существование их неправомерно.
Имеет место в ряде республик, областей необоснованное развитие
сети фельдшерско-акушерских пунктов.
В целях дальнейшего улучшения работы фельдшерско-акушерских
пунктов:
I. УТВЕРЖДАЮ:
1) Положение о фельдшерско-акушерском пункте. (Приложение N
1).
2) Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом.
(Приложение N 2).
3) Положение об акушерке фельдшерско-акушерского пункта.
(Приложение N 3).
4) Положение о патронажной медицинской сестре
фельдшерско-акушерского пункта. (Приложение N 4).
5) Положение о санитарке фельдшерско-акушерского
пункта.(Приложение N 5).
II. ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения союзных, автономных республик,
заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения:
1) осуществить мероприятия по совершенствованию работы
фельдшерско-акушерских пунктов, имея в виду усиление
профилактической и оздоровительной работы; строго ограничить
лечебную деятельность медицинских работников пунктов их
компетенций;
2) повысить уровень организационно-методического руководства и
помощи в работе фельдшерско-акушерских пунктов со стороны
учреждений здравоохранения районов; обеспечить четкую
преемственность в работе фельдшерско-акушерских пунктов с другими
учреждениями здравоохранения района;
3) обеспечить наиболее рациональное использование сети
имеющихся фельдшерско-акушерских пунктов, развертывание новых
учреждений осуществлять лишь в крайних случаях, при невозможности
обеспечения максимального приближения врачебной помощи.
Рассмотреть вопрос о реорганизации отдельных
фельдшерско-акушерских пунктов во врачебные амбулатории, с учетом
местных условий;
4) обязать местные органы здравоохранения с учетом конкретных
условий и объема работы не вводить должности акушерок в колхозные
родильные дома, расположенные на территории деятельности
фельдшерско-акушерских пунктов, а их функции возлагать на акушерок
этих пунктов.
Предусмотреть сокращение колхозных родильных домов, исходя из
того, что главным направлением в обеспечении акушерской помощи на
селе является приближение врачебного стационара родовспоможения;
5) до конца 1973 года реорганизовать в фельдшерско-акушерские
пункты или ликвидировать, в зависимости от местных условий,
существующие акушерские пункты;
6) в течение 1973 года проверить состояние
материально-технической базы и организацию работы
фельдшерско-акушерских пунктов и разработать мероприятия по
дальнейшему улучшению их деятельности, имея в виду:
- обеспечение в ближайшие 2-3 года улучшение
материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов,
оснащение их медицинским оборудованием, инструментарием, мягким и
твердым инвентарем. Внести, при необходимости, на рассмотрение
Совета Министров союзных республик предложения по строительству
фельдшерско-акушерских пунктов за счет нецентрализованных
источников финансирования, улучшению условий размещения
фельдшерско-акушерских пунктов за счет предоставления местными
советами, колхозами, совхозами и другими хозяйственными
организациями соответствующих санитарным требованиям помещений, по
обеспечению фельдшерско-акушерских пунктов телефонной связью,
транспортом и улучшению жилищно-бытовых условий медицинских
работников пунктов;
- организовать бесперебойное снабжение фельдшерско-акушерских
пунктов необходимым ассортиментом медикаментов, перевязочных
средств, бакпрепаратов, дезсредств и др. и обеспечить постоянный
контроль со стороны районных аптек за работой аптечных пунктов в
сельской местности;
- обеспечить дальнейшее расширение сети молочных кухонь в
сельской местности, создавая в них необходимые
санитарно-гигиенические условия;
- обеспечить создание передвижных фельдшерско-акушерских
пунктов в районах отгонного животноводства;
- принять меры по укомплектованию фельдшерско-акушерских
пунктов медицинскими кадрами; шире проводить аттестацию заведующих
фельдшерско-акушерскими пунктами;
- улучшить работу по повышению квалификации фельдшеров,
акушерок, патронажных медицинских сестер фельдшерско-акушерских
пунктов, обеспечить усовершенствование знаний каждого из средних
медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов не реже 1
раза в 5 лет, используя для этого постоянно действующие курсы по
усовершенствованию и специализации средних медицинских
(фармацевтических) кадров, а также путем проведения семинаров,
декадников, заочно-очных и прерывистых курсов;
- шире проводить мероприятия по изучению и распространению
передового опыта работы фельдшерско-акушерских пунктов, путем
организации на базе лучших из них постоянно действующих
республиканских, областных и районных школ передового опыта,
издания методических писем, освещающих передовые формы и методы
работы фельдшерско-акушерских пунктов, а также проведения по
данному вопросу конференций и совещаний фельдшеров, акушерок и
патронажных медицинских сестер;
7) довести до сведения работников фельдшерско-акушерских
пунктов должностные права и обязанности, утвержденные настоящим
приказом.
2. Директору Всесоюзного научно-исследовательского института
социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А.Семашко
тов. Богатыреву И.Д. в течение 1973-75 гг.:
- изучить лучшие формы и методы лечебно-профилактической и
санитарно-противоэпидемической деятельности фельдшерско-акушерских
пунктов и подготовить информационно-методическое письмо,
обобщающее передовой опыт их работы;
- разработать проект методических указаний о работе
заведующего фельдшерско-акушерских пунктом, фельдшера, акушерки и
патронажной медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта,
определяющих формы и методы их работы, в том числе формы их
участия в работе по диспансерному обслуживанию больных и отдельных
групп здорового взрослого населения и детей, в пределах прав и
обязанностей, предусмотренных положениями, утвержденными настоящим
приказом.
3. Директору Центрального научно-исследовательского института
санитарного просвещения тов. Лоранскому Д.Н. разработать и издать
в 1974-1975 гг. наглядные пособия, плакаты, материалы для печати,
радио и телевидения по вопросам охраны здоровья женщин и детей в
сельской местности.
4. Начальнику Отдела медицинской статистики тов. Церковному
Г.Ф., совместно с отраслевыми управлениями в течение 1973-1974 гг.
пересмотреть учетно-отчетную документацию фельдшерско-акушерских
пунктов.
5. Начальнику Главного управления учебных заведений тов.
Исакову Ю.Ф., совместно с отраслевыми управлениями разработать
мероприятия по улучшению работы по повышению квалификации
медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.
6. Директору ГИПРОНИИЗДРАВа тов. Рощину А.В. осуществить в
плане работ на 1973 год изучение и обобщение опыта проектирования
и строительства фельдшерско-акушерских пунктов и дать рекомендации
по использованию наилучших проектных решений
фельдшерско-акушерских пунктов.
7. Считать утратившим силу "Положение о сельском
фельдшерско-акушерском пункте", утвержденное 31/XII-1954 г.
Министр
здравоохранения СССР
Б.В.ПЕТРОВСКИЙ
Приложение N 1
к приказу Министра
здравоохранения СССР
от 27 июля 1973 г. N 566
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОМ ПУНКТЕ
I. Фельдшерско-акушерский пункт является
амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных
пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов,
открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения
в установленном порядке.
II. Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского
Совета депутатов трудящихся.
Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта
осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое
учреждение, которому он подчинен.
III. Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в
своей работе действующим Законодательством, настоящим Положением,
приказами, инструкциями, методическими и другими указаниями
органов здравоохранения.
IV. На фельдшерско-акушерский пункт возлагается:
1. Проведение мероприятий, направленных на:
а) профилактику и снижение заболеваемости, в том числе
инфекционной; профилактику и снижение паразитарных и
профессиональных заболеваний, травматизма и отравлений среди
колхозников, работников совхозов и других предприятий;
б) снижение смертности, в том числе детской и материнской;
в) повышение санитарно-гигиенической культуры населения.
2. Оказание населению доврачебной медицинской помощи.
3. Участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для
детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и
другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест.
4. Проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с
целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и
подозрительных на инфекционные заболевания.
5. Извещение территориальной санитарно-эпидемиологической
станции в установленном порядке об инфекционных, паразитарных и
профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных
нарушениях санитарно-гигиенических требований.
V. Фельдшерско-акушерский пункт должен иметь набор помещений,
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и задачам работы
данного учреждения, а также оснащение в соответствии с табелем
оборудования и средства связи. Обеспечение работников
фельдшерско-акушерских пунктов транспортными средствами для
выполнения, возложенных на них задач, производится бесплатно, в
соответствии с "Основами законодательства Союза ССР и союзных
республик о здравоохранении", в порядке, устанавливаемом
Исполкомами местных Советов депутатов трудящихся.
VI. На фельдшерско-акушерский пункт могут возлагаться функции
аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и
других аптекарских товаров.
VII. Штаты фельдшерско-акушерского пункта устанавливаются в
соответствии с действующими штатными нормативами. Работу
фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий.
VIII. Фельдшерско-акушерский пункт имеет свою смету, круглую
печать и штамп с указанием своего наименования.
IX. Фельдшерско-акушерский пункт в установленном порядке
составляет и представляет планы и отчеты о своей деятельности,
ведет учетно-отчетную документацию.
Заместитель начальника Главного
управления лечебно-профилактической
помощи Министерства здравоохранения СССР
С.СЯГАЕВ
Приложение N 2
к приказу Министра
здравоохранения СССР
от 27 июля 1973 г. N 566
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАВЕДУЮЩЕМ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИМ ПУНКТОМ - ФЕЛЬДШЕРЕ
I. На должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом -
фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское
учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или
фельдшера-акушерки.
Утверждение и освобождение от должности заведующего
фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера производится сельским
Советом депутатов трудящихся по согласованию с соответствующим
органом здравоохранения.
II. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер:
1) Несет ответственность за организацию и уровень
лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы,
осуществляемой персоналом в соответствии с Положениями о
фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лицах. При
возложении на фельдшерско-акушерский пункт функций аптечного
пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других
аптекарских товаров - несет ответственность за обеспечение
населения лекарственными средствами и другими изделиями
медицинского назначения в соответствии с Положением об аптечном
пункте.
2) Составляет и представляет на утверждение план работы
фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке.
3) Руководит работой персонала, фельдшерско-акушерского пункта
в установленном порядке.
4) Оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на
территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом:
- ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте;
- ведет больных на дому;
- оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых
заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения,
отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или
направлением его в соответствующее ближайшее
лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной
подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично.
5) Своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной
медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические
учреждения.
6) Выполняет врачебные назначения.
7) Подготавливает больных к приему врачом на
фельдшерско-акушерском пункте.
8) Участвует в диспансеризации населения.
9) Проводит:
а) простейшие лабораторные исследования;
б) лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, для
отпуска которых имеется необходимая аппаратура;
в) профилактические прививки и диагностические пробы взрослому
населению;
г) противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия;
д) подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью
выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и
подозрительных на инфекционные заболевания;
е) санитарно-просветительную работу среди населения.
10) Обеспечивает медицинскую помощь детям в детских
яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на
территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не
имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских
работников.
11) Участвует в текущем санитарном надзоре за объектами
санитарного надзора.
12) Сообщает в установленном порядке соответствующим
учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных
нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной
заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАПа.
III. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер
имеет право:
1) в пределах своей компетенции и профессиональных прав
обследовать население, устанавливать диагноз, назначать и
проводить лечение, выполнять медицинские манипуляции и
профилактическую работу.
2) Выписывать рецепты в дозах, не превышающих высших приемов,
установленных фармакопеей. Право на прописывание лекарств,
содержащих ядовитые и сильнодействующие вещества, может быть
предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом -
фельдшеру министерством здравоохранения союзной или автономной
республики, краевым или областным отделом здравоохранения по
территориальной принадлежности.
3) Выдавать больничные листы, справки и другие документы
медицинского характера в порядке, установленном Министерством
здравоохранения СССР.
4) Давать указания и распоряжения подчиненному ему среднему и
младшему медицинскому персоналу.
5) Вносить предложения о назначении, поощрении и наложении
административных взысканий на подчиненных ему работников.
6) Представлять учреждение в государственных и других
учреждениях, предприятиях и организациях.
IV. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер в
своей работе руководствуется настоящим Положением, Положением о
фельдшерско-акушерском пункте, приказами, инструкциями,
методическими и другими указаниями органов здравоохранения, а
также указаниями и распоряжениями соответствующих должностных лиц.
Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер
непосредственно подчиняется сельскому Совету депутатов трудящихся.
Методическое руководство его работой осуществляется главным врачом
лечебно-профилактического учреждения, которому подчинен
фельдшерско-акушерский пункт.
V. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер обязан
систематически повышать свои профессиональные знания и
идейно-политический уровень.
VI. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер в
установленном порядке, составляет и представляет планы и отчеты о
своей деятельности, ведет учетно-отчетную документацию.
VII. При выполнении фельдшерско-акушерским пунктом функции
аптечного пункта заведующий пунктом - фельдшер осуществляет
продажу населению готовых лекарств, предметов санитарии и гигиены
и предметов ухода за больными.
VIII. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта
других средним медицинских работников (акушерки и патронажной
медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и
пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных
должностных лицах.
Заместитель начальника Главного
управления лечебно-профилактической
помощи Министерства здравоохранения СССР
С.СЯГАЕВ
Приложение N 3
к приказу Министра
здравоохранения СССР
от 27 июля 1973 г. N 566
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АКУШЕРКЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА
I. На должность акушерки фельдшерско-акушерского пункта
назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное
заведение с присвоением квалификации акушерки, фельдшера-акушерки
или фельдшера.
Утверждение и освобождение от должности акушерки производится
сельским Советом депутатов трудящихся по согласованию с
соответствующим органом здравоохранения.
II. Акушерка фельдшерско-акушерского пункта:
а) Несет ответственность за обеспечение и уровень оказания
медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, а также
за санитарно-просветительную работу по вопросам охраны материнства
и детства.
2) Выявляет беременных и гинекологических больных и оказывает
им соответствующую лечебно-профилактическую помощь. В этих целях
акушерка фельдшерско-акушерского пункта:
- ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте;
- оказывает патронаж беременных и родильниц на дому;
- оказывает экстренную акушерскую и гинекологическую помощь с
последующим вызовом врача или направлением женщин в
соответствующие лечебно-профилактические учреждения, сопровождая
их в необходимых случаях лично;
- ведет гинекологических больных на дому.
3) Оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых
заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения,
отравления и др.) с последующим вызовом врача к такому больному
или направлением его в соответствующее ближайшее
лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной
подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично.
4) Своевременно направляет беременных к врачам и в
соответствующие стационары лечебно-профилактических учреждений.
5) Проводит профилактические осмотры женщин, в сроки,
устанавливаемые Министерством здравоохранения СССР.
6) Выполняет врачебные назначения.
7) Подготавливает беременных и гинекологических больных к
приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте.
8) Проводит простейшие лабораторные исследования, связанные с
оказанием лечебно-профилактической помощи беременным и
гинекологическим больным.
9) Проводит физиотерапевтические процедуры для отпуска которых
имеется необходимая аппаратура.
10) Проводит санитарно-просветительную работу среди населения
по вопросам охраны материнства и детства.
III. Акушерка фельдшерско-акушерского пункта имеет право:
1) В пределах компетенции и профессиональных прав проводить
обследование, устанавливать диагноз, устанавливать сроки
беременности, назначать и проводить лечение, выполнять медицинские
манипуляции и проводить профилактическую работу.
2) Выписывать за своей подписью лекарства для оказания
экстренной помощи в соответствии с правилами, установленными
Министерством здравоохранения СССР.
3) Выдавать справки и другие документы медицинского характера
в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР.
IV. Акушерка фельдшерско-акушерского пункта в своей работе
руководствуется настоящим Положением, Положением о
фельдшерско-акушерском пункте, приказами, инструкциями,
методическими и другими указаниями органов здравоохранения, а
также распоряжениями и указаниями соответствующих должностных лиц.
Акушерка непосредственно подчиняется заведующему
фельдшерско-акушерским пунктом. Методическое руководство ее
работой осуществляет врач лечебно-профилактического учреждения, на
которого возложена ответственность за оказание
акушерско-гинекологической помощи населению на территории
деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
V. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер вправе
привлекать акушерку в пределах ее компетенции и профессиональных
прав для выполнения функций, возложенных на пункт, не
предусмотренных Положением об акушерке.
VI. Акушерка фельдшерско-акушерского пункта обязана
систематически повышать свои профессиональные знания и
идейно-политический уровень.
VII. Акушерка фельдшерско-акушерского пункта ведет
установленную документацию по своему разделу работы.
Представляет заведующему фельдшерско-акушерским пунктом
предложения к плану работы пункта и данные к отчету по вопросам
акушерско-гинекологической помощи.
VIII. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта
должности патронажной медицинской сестры акушерка помимо своих
обязанностей ведет наблюдение за состоянием здоровья и развитием
детей первого года жизни.
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
Министерства здравоохранения СССР
М.Н.НИКИТИНА
Приложение N 4
к приказу Министра
здравоохранения СССР
от 27 июля 1973 г. N 566
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПАТРОНАЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ
ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА
I. На должность патронажной медицинской сестры
фельдшерско-акушерского пункта назначается специалист, окончивший
среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации
фельдшера, фельдшера-акушерки, акушерки или медицинской сестры.
Утверждение и освобождение от должности патронажной
медицинской сестры производится сельским Советом депутатов
трудящихся по согласованию с соответствующим органом
здравоохранения.
II. Патронажная медицинская сестра:
1) Проводит профилактические мероприятия по оздоровлению
детского населения, предусмотренные планом работы
фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях патронажная
медицинская сестра:
- проводит патронаж здоровых детей в возрасте до 1 года, в том
числе новорожденных на дому; осуществляет контроль за рациональным
вскармливанием ребенка;
- принимает участие в диспансеризации здоровых детей;
- осуществляет мероприятия по профилактике рахита и
гипотрофии;
- проводит профилактические прививки и диагностические пробы;
- проводит профилактическую работу в детских яслях, садах,
яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории
деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не имеющих в своих
штатах соответствующих средних медицинских работников;
- проводит санитарно-просветительную работу среди населения по
вопросам охраны здоровья детей.
2) Оказывает медицинскую помощь больным детям на
фельдшерско-акушерском пункте и на дому по назначению врача или
заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера.
3) Оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых
заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения,
отравления и др.) с последующим вызовом врача к такому больному
или направлением его в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая
больного в необходимых случаях лично.
4) Сообщает о каждом случае выявленного заболевания среди
детей заведующему фельдшерско-акушерским пунктом.
5) Наблюдает за больными детьми, состоящими на диспансером
учете.
6) Подготавливает больных детей к приему врачом на
фельдшерско-акушерском пункте.
7) Уточняет данные о возрастном составе детских контингентов.
8) Проводит подворные обходы по эпидемическим показаниям с
целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и
подозрительных на инфекционные заболевания.
9) Проводит простейшие лабораторные исследования.
10) Проводит массаж и физиотерапевтические процедуры, для
отпуска которых имеется необходимая аппаратура.
11) Проводит противоэпидемические и противопаразитарные
мероприятия.
III. Патронажная медицинская сестра имеет право в пределах
своей компетенции и профессиональных прав проводить лечение
больных детей, по назначению врача или заведующего
фельдшерско-акушерским пунктом выполнять медицинские манипуляции и
проводить профилактическую работу.
IV. Патронажная медицинская сестра в своей работе
руководствуется настоящим Положением, Положением о
фельдшерско-акушерском пункте, приказами, инструкциями,
методическими и другими указаниями органов здравоохранения, а
также распоряжениями и указаниями соответствующих должностных лиц.
Патронажная медицинская сестра подчиняется заведующему
фельдшерско-акушерским пунктом.
V. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер вправе
привлекать патронажную медицинскую сестру в пределах ее
компетенции и профессиональных прав для выполнения функций,
возложенных на пункт, не предусмотренных Положением о патронажной
медицинской сестре.
VI. Патронажная медицинская сестра фельдшерско-акушерского
пункта обязана систематически повышать свои профессиональные
знания и идейно-политический уровень.
VII. Патронажная медицинская сестра фельдшерско-акушерского
пункта ведет установленную документацию по своему разделу работы.
Представляет заведующему фельдшерско-акушерским пунктом
предложения к плану работы пункта и данные к отчету по вопросам
лечебно-профилактической помощи детскому населению.
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
Министерства здравоохранения СССР
М.Н.НИКИТИНА
Приложение N 5
к приказу Министра
здравоохранения СССР
от 27 июля 1973 г. N 566
ПОЛОЖЕНИЕ
О САНИТАРКЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА
I. На должность санитарки фельдшерско-акушерского пункта
назначаются лица не моложе 16 лет.
Прием на работу и увольнение санитарки оформляется
учреждением, на бюджете которого состоит фельдшерско-акушерский
пункт, по представлению заведующего фельдшерско-акушерским
пунктом.
II. Санитарка фельдшерско-акушерского пункта выполняет:
1) Вспомогательную работу при приеме населения на
фельдшерско-акушерском пункте, при оказании медицинской помощи
больным на дому и при проведении персоналом ФАПа профилактических
мероприятий.
2) Все работы по содержанию в чистоте помещения, оборудования,
оснащения пункта и прилегающей к нему территории.
3) Топку печей.
4) Прочие работы, не требующие специального образования.
III. Санитарка непосредственно подчиняется заведующему
фельдшерско-акушерским пунктом.
Заместитель начальника
Главного управления
лечебно-профилактической помощи
Министерства здравоохранения СССР
С.СЯГАЕВ
|