ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 1973 г. N 6
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ХИЩЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА <*>
(в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ
от 20.12.83 N 10, от 21.12.93 N 11)
Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что суды
Российской Федерации проводят значительную работу по рассмотрению
дел о хищениях государственного и общественного имущества.
--------------------------------
<*> Постановление следует применять в части, не противоречащей
действующему законодательству.
Вместе с тем, в практике применения судами законодательства об
ответственности за хищения государственного и общественного
имущества еще имеются упущения и недостатки.
При рассмотрении дел о хищениях и иных посягательствах на
государственную и общественную собственность судами далеко не
полностью используются сила закона и возможности для
предупреждения этих преступлений.
Не по всем делам суды принимают необходимые меры к
установлению причин и условий, способствовавших совершению
хищений, к выявлению и привлечению к ответственности всех
участников хищения, бесхозяйственности и расточительства.
Судами нередко нарушаются требования закона о строго
индивидуальном подходе к назначению мер уголовного наказания.
В результате суды подчас допускают послабления в отношении
злостных расхитителей материальных ценностей. Вместе с тем,
имеются случаи назначения чрезмерно суровых мер наказания лицам,
впервые совершившим преступления, не представляющие большой
общественной опасности, а также несовершеннолетним.
При назначении наказания в виде исправительных работ суды
часто упускают из виду, что служебная деятельность некоторых
осужденных связана с обслуживанием материальных ценностей или
контролем за их использованием, и во многих случаях необоснованно
назначают им исправительные работы по месту работы.
Вопреки требованиям ст. 29 УК РСФСР, суды не применяют во всех
необходимых случаях к осужденным по ст. 92 УК РСФСР, в том числе и
к исправительным работам по месту работы, дополнительную меру
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью.
Не всегда в предусмотренных законом случаях применяется судами
к расхитителям дополнительная мера наказания - конфискация
имущества.
Указанные недостатки являются следствием того, что отдельные
Верховные суды республик, краевые, областные и соответствующие им
суды не изучают систематически практику назначения судами мер
уголовного наказания, не направляют эту практику и не принимают
должных мер к установлению правильного подхода к назначению судами
мер наказания, а иногда и сами допускают ошибки при решении этих
вопросов.
Недостаточную настойчивость в устранении недостатков проявил и
Верховный Суд Российской Федерации.
Некоторые суды не проявляют надлежащую оперативность в
рассмотрении дел о хищениях, а иногда допускают факты волокиты.
Существенные недостатки имеются при разрешении вопросов о
возмещении материального ущерба, причиненного хищениями
государственного и общественного имущества.
В целях единообразного и правильного применения судами
Российской Федерации законодательства об ответственности за
хищения государственного и общественного имущества Пленум
Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Президиуму Верховного Суда Российской Федерации, Судебной
коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Верховным судам республик, краевым, областным и соответствующим им
судам принять необходимые меры к дальнейшему повышению уровня
судебной деятельности по рассмотрению дел о хищениях и иных
посягательствах на собственность предприятий и организаций.
2. Усилить надзор и повысить требовательность к народным судам
в отношении строжайшего соблюдения законности при рассмотрении
дел, связанных с сохранностью государственной и общественной
собственности.
Не оставлять без должного реагирования факты небрежности,
нераспорядительности и волокиты, допускаемые в работе отдельных
судов при рассмотрении дел о хищениях государственного и
общественного имущества.
3. Уделять больше внимания вопросам назначения наказания.
Направлять практику судов на безусловное выполнение требований
закона об индивидуализации наказания с тем, чтобы при назначении
наказаний не допускались послабления в отношении злостных
расхитителей материальных ценностей и учитывались не только данные
о личности виновного, но и характер и степень общественной
опасности совершенного преступления. Вместе с тем, не допускать
назначения неоправданно суровых мер наказания несовершеннолетним,
а также лицам, впервые совершившим преступления, не представляющие
большой общественной опасности.
4. Суды должны обсуждать вопрос, возможно ли назначение лицам,
осужденным за растраты и хищения, совершенные с использованием
служебного положения, исправительных работ по месту работы.
5. Во всех случаях осуждения лиц за растраты и хищения,
совершенные с использованием своего служебного положения, суды
обязаны обсуждать вопрос о применении к ним дополнительной меры
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью.
Судам надлежит во всех случаях обсуждать вопрос о применении к
виновным в хищении конфискации имущества, когда законом
предусмотрена возможность ее назначения.
В случаях, когда конфискация имущества или лишение права
занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью предусмотрены законом в качестве обязательной
дополнительной меры наказания, суд обязан привести в приговоре
мотивы, по которым он счел возможным не применять к осужденному
эти меры наказания, и сослаться на ст. 43 УК РСФСР.
6. Уделять больше внимания вопросам правильного разрешения
судами гражданских исков в уголовном деле. Принимать все
предусмотренные законом меры к полному возмещению материального
ущерба, причиненного хищениями государственного и общественного
имущества.
7. При рассмотрении дел о хищениях государственного и
общественного имущества судам необходимо выяснять причины и
условия, способствовавшие совершению преступлений, и принимать в
установленном порядке меры к их устранению. Более остро
реагировать на выявленные при рассмотрении дел факты
бесхозяйственности и расточительства, добиваться устранения
выявленных недостатков в работе предприятий, учреждений и
организаций, обсуждать вопрос об ответственности хозяйственных
руководителей и других должностных лиц за преступную халатность,
потворство жуликам и дельцам, способствующие хищениям имущества.
8. Верховным судам республик, краевым, областным и
соответствующим им судам оказывать постоянно помощь народным судам
в повышении воспитательного воздействия судебных процессов.
Систематически изучать состояние судимости и обобщать судебную
практику по делам о хищениях государственного и общественного
имущества, а также по делам о должностных и хозяйственных
преступлениях, координируя эту работу с органами юстиции.
9. Редакционным коллегиям журналов "Российская юстиция" и
"Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" рекомендовать
шире освещать практику применения судами законодательства об
ответственности за хищения и другие посягательства на
государственную и общественную собственность.
_______________________________________________________________
"Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993",
М., "Юридическая литература", 1994
|