ОБЩИЕ ПРАВИЛА
МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА_*
Утверждены Министерством морского флота
от 20 июня 1972 г. N 107
(Извлечение)
_________________________
* См. сборник: Правила перевозок и тарифов морского транспорта
4-М. М., Изд-во Морфлот, 1979.
I. Общие положения.
1. Настоящие Общие правила издаются Министерством морского
флота СССР в соответствии со ст. 5 Кодекса торгового мореплавания
Союза ССР и регулируют:
а) порядок выполнения государственных планов морских перевозок;
б) основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и
почты, а также буксировки плотов леса;
в) порядок транспортно-экспедиторской обработки грузов в
морских портах и портовых пунктах;
г) взаимоотношения морского флота с другими видами транспорта.
2. В соответствии со ст. 5 Кодекса торгового мореплавания в
развитие настоящих Общих правил Министерство морского флота
разрабатывает, утверждает и публикует в Сборнике правил перевозок и
тарифов морского транспорта СССР обязательные для всех министерств,
ведомств, организаций и граждан правила, инструкции и положения по
вопросам перевозки грузов, пассажиров, багажа, буксировок леса в
плотах и других объектов, производства портами
транспортно-экспедиторских операций.
3. В соответствии с настоящими Общими правилами пароходства
ММФ осуществляют перевозки и буксировки между портами,
подведомственными как Министерству морского флота, так и другим
министерствам и ведомствам, и открытыми для производства
соответствующих операций.
Настоящие Общие правила распространяются на перевозки и
буксировки, осуществляемые пароходствами ММФ между портами СССР и
иностранными портами, а также между иностранными портами, если иное
не предусмотрено специальными постановлениями и правилами,
действующими в отношении заграничных перевозок, а в надлежащих
случаях - договорами, заключенными пароходствами с иностранными
фрахтователями.
4. Настоящие Общие правила распространяются на перевозки в
прямом водном и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях во
всем, что не предусмотрено особыми положениями об этих перевозках.
5. Перевозка войск, вооружения и воинского снаряжения, а также
перевозка почты осуществляется на основании настоящих Общих правил и
специальных правил, утверждаемых Министерством морского флота по
согласованию с соответствующими министерствами.
6. Порты и портовые пункты производят операции по приему,
хранению, погрузке, разгрузке и выдаче грузов, а также
транспортно-экспедиторские операции и операции, связанные с
перевозками пассажиров и багажа.
Порты и портовые пункты могут открываться для производства всех
или некоторых из перечисленных выше операций, связанных с перевозкой
грузов, пассажиров и багажа.
Открытие портов и портовых пунктов для выполнения всех или
некоторых операций, в том числе и погрузочно-разгрузочных операций
на рейде, а также установление условий выполнения этих операций
производятся Министерством морского флота с опубликованием об этом в
Сборнике правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР.
Открытие для операций по приему, хранению, погрузке, разгрузке
и выдаче грузов, а также для транспортно-экспедиторских операций
портов и портовых пунктов, не подведомственных Министерству морского
флота, может производиться последними по представлению
соответствующих министерств и ведомств.
Выполнение операций, для которых порт (портовый пункт) объявлен
открытым, является для данного порта (портового пункта) обязательным.
Открытие портов и портовых пунктов для перевалки грузов прямого
смешанного железнодорожно-водного сообщения производится
Министерством морского флота по согласованию с Министерством путей
сообщения.
7. Перевалка и транспортно-экспедиторская обработка
внешнеторговых грузов в портах осуществляются на основании настоящих
Общих правил и специальных правил, утверждаемых Министерством
морского флота по согласованию с Министерством внешней торговли и
Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним
экономическим связям.
8. Причалы, подъездные пути и склады в портах Министерства
морского флота являются объектами общего пользования, если они не
предоставлены в пользование отдельным организациям в порядке,
предусмотренном статьей 68 КТМ.
Использование в морских портах причалов, складов и складских
площадей не по прямому назначению, а также использование складов и
складских площадей для длительного хранения запрещается.
III. Перевозка грузов
25. По договору перевозки груза перевозчик обязуется перевести
вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его
правомочному на получение груза лицу (получателю), а отправитель
обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
26. Договор перевозки груза оформляется при перевозках грузов:
а) в заграничном сообщении чартером и коносаментом или только
коносаментом;
б) при перевозках грузов в большом и малом каботаже -
коносаментом;
в) при перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении, прямом водном сообщении, при буксировке плотов, при
перевозке в Каспийском бассейне нефтеналивных грузов.
Коносамент составляется и подписывается перевозчиком на
основании погрузочного ордера или экспортного поручения,
предъявляемого грузоотправителем.
Коносамент составляется не менее чем в двух экземплярах, из
которых один следует при грузе, а второй выдается грузоотправителю.
По желанию отправителя при перевозке грузов в заграничном
сообщении ему может быть выдан за отдельную плату коносамент в
нескольких экземплярах тождественного содержания, причем в каждом из
них отмечается число составленных и выданных экземпляров коносамента.
После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента
остальные теряют силу.
Накладная составляется и подписывается грузоотправителем,
предъявляется им пароходству одновременно с предъявлением груза,
сопровождает груз на всем пути его следования и выдается в пункте
назначения вместе с грузом грузополучателю.
Перевозчик, приняв груз и накладную, выдает грузоотправителю
квитанцию.
27. Одновременно с предъявлением груза к перевозке отправитель
должен передать перевозчику все документы, требуемые портовыми,
таможенными, санитарными или иными правилами, и отвечает перед
пароходством за простой судов и убытки, происшедшие вследствие
несвоевременной передачи, неправильности или недостаточности этих
документов.
Перевозчик не обязан проверять правильность и достаточность
этих документов.
28. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком и
третьими лицами за последствия, происшедшие вследствие
неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в
погрузочном ордере, экспортном поручении или накладной.
29. По требованию перевозчика в каботаже грузы могут
перевозиться в опломбированном отправителем помещении судна.
Перечень грузов, перевозка которых осуществляется в опломбированных
помещениях, а также порядок опломбирования устанавливаются
правилами, издаваемыми Министерством морского флота СССР.
В малом каботаже грузы могут перевозиться в сопровождении
проводников отправителя или получателя. Порядок перевозки грузов с
проводниками регулируется правилами, утверждаемыми Министерством
морского флота.
30. Грузы в зависимости от их рода и свойств перевозятся с
указанием в коносаменте или накладной либо веса и количества мест
(тарный и штучные грузы), либо только места (брутто) и других
данных, предусмотренных ст. 124 КТМ.
При сдаче грузоотправителем и приеме морским транспортом груза
к перевозке его вес должен быть определен и указан в погрузочном
ордере и коносаменте (или накладной).
Вес груза определяется взвешиванием или подсчетом общего веса
сдаваемого груза, исходя их веса, указанного на грузовых местах, или
стандартного веса грузовых мест. Вес отдельных грузов может
определяться расчетным путем по обмеру или условно.
Перечень грузов, вес которых может определяться расчетным
путем, по обмеру или условно, устанавливается правилами, издаваемыми
Министерством морского флота.
Опасные, негабаритные, тяжеловесные и другие специфические
грузы по установленному Министерством морского флота списку
принимаются к перевозке по весу, объявленному отправителем.
31. При погрузке портами Министерства морского флота на своих
причалах и своей рабочей силой грузов, требующих перевески,
определение веса производится пароходством на весах порта.
При погрузке грузов в портах клиентуры или на принадлежащих или
эксплуатируемых ею причалах определение веса грузов производится
грузоотправителями или грузополучателями.
Определение веса груза расчетным путем, по обмеру или условно
производится во всех случаях грузоотправителем. О таком способе
определения веса грузоотправитель обязан сделать оговорку в
погрузочном ордере (поручении) или накладной.
Тарные или штучные (без упаковки) грузы, вес которых
определяется при упаковке или указывается на каждом грузовом месте,
а также грузовые места стандартного размера и веса при приеме к
перевозке и выдаче получателям не взвешиваются. Общий вес таких
отправок определяется и указывается в погрузочном ордере или
накладной грузоотправителем исходя из стандартного веса или веса,
указанного на грузовых местах. Масло сливочное, маргарин фасованный,
сыр плавленый фасованный, консервы всякие в жестяной и стеклянной
таре, рыба охлажденная, переложенная льдом, рыбное филе мороженое,
сахар-рафинад в пачках и пищевые концентраты, упакованные в жестяную
тару (ящики, короба, бочки) со стандартным весом нетто, а также рыба
охлажденная, переложенная льдом, с весом указанным предприятием на
грузовых местах, принимаются к перевозке без взвешивания.
Перечисленные грузы принимаются к перевозке, а также выдаются
получателям по числу мест и стандартному весу нетто, а рыба
охлажденная, переложенная льдом, - по весу, указанному на каждом
грузовом месте предприятием, производившим упаковку.
С проверкой веса груза выдаются получателю только поврежденные
места.
Мука, крупа, сахарный песок и крахмал, упакованные в мешки со
стандартным весом, также принимаются к перевозке и выдаются
получателю по числу мест и по стандартному весу мешка без
взвешивания.
С проверкой веса грузов выдаются получателю только поврежденные
места.
За взвешивание груза на весах порта с грузоотправителя
взымается сбор в размере, предусмотренном тарифом.
За взвешивание груза на весах грузоотправителя взымается плата
только за выделяемую морским транспортом для указанных операций
рабочую силу.
32. Порядок определения веса грузов, перевозимых в заграничном
сообщении, устанавливается Министерством морского флота совместно с
Министерством внешней торговли и Государственным комитетом Совета
Министров СССР по внешним экономическим связям.
Порядок определения веса грузов, перегружаемых в морских портах
с борта речного судна на борт морского судна и обратно,
устанавливается Министерством морского флота по согласованию с
Министерством речного флота РСФСР и органами управления водным
транспортом других союзных республик.
33. Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предохранения от
утраты, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в
исправной таре и упаковке, соответствующих требованиям
государственных стандартов, а грузы, на тару и упаковку которых
стандарты не установлены, - в исправной таре и упаковке,
обеспечивающих их сохранность при перевозке и перевалке.
Сельскохозяйственные продукты, отправляемые из советских
морских портов (портовых пунктов) колхозами и организациями
потребительской кооперации, могут приниматься к перевозке и в
нестандартной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Грузы, предъявляемые к перевозке в таре или отдельными местами
(поштучно), должны иметь на упаковке ясные отличительные знаки и
марки, согласно правилам маркировки грузов.
34. Погрузка грузов на суда и выгрузка из судов в портах и
портовых пунктах Министерства морского флота, открытых в
соответствии со статьей 6 настоящих Общих правил для производства
грузовых операций их силами и средствами, осуществляется портами
(портовыми пунктами) за счет грузоотправителей или грузополучателей.
Погрузка грузов на суда и выгрузка их из судов в портах и
портовых пунктах Министерства морского флота, не открытых для
производства грузовых операций их силами и средствами, а также в
портах и портовых пунктах других министерств и ведомств производится
силами, средствами и за счет грузоотправителей или грузополучателей.
В этих случаях прием грузов к перевозке от грузоотправителей и
сдачи грузов грузополучателям производится администрацией судов в
трюме или у борта судна в соответствии с действующими на морском
транспорте правилами.
Прием грузов от грузоотправителей и сдача грузов
грузополучателям в рейдовых портах и пунктах других министерств и
ведомств, независимо от производства грузовых операций силами и
средствами грузовладельца либо перевозчика, во всех случаях
производятся в трюме судна.
Судовая администрация во всех случаях обязана предоставлять
безвозмездно для погрузки и выгрузки груза имеющиеся на судне
исправные грузовые устройства (лебедки, стрелы).
35. Счет стояночного времени судов Министерства морского флота
в пунктах погрузки и разгрузки судов силами клиентуры начинается с
момента вручения капитаном судна в письменном виде грузоотправителю
(грузополучателю) извещения о готовности судна к грузовым операциям.
О времени подачи судна под погрузку или разгрузку пароходство
(капитан судна) должно уведомить грузоотправителя или
грузополучателя не позднее чем за четыре часа до прибытия судна в
пункт погрузки или разгрузки.
Если судно подано без уведомления, грузоотправителю или
грузополучателю предоставляется на подготовку к работе срок до 4
часов.
Грузоотправитель и грузополучатель обязаны организовать в
пункте погрузки и разгрузки круглосуточный прием уведомлений о
подходе судов и прием на борту судов извещений о готовности к
грузовым операциям.
Если грузоотправитель или грузополучатель не явились на судно
для получения извещения, счет стояночного времени начинается с
момента готовности судна к грузовым операциям, согласно записям в
судовом журнале.
36. Суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в
мореходном состоянии: трюмы и другие грузовые помещения,
предназначеные для перевозки грузов, должны быть очищены от остатков
ранее перевозимого груза и приведены в состояние, обеспечивающее
перевозку и сохранность грузов. К началу рейса (моменту выхода судна
из порта) перевозчик должен обеспечить техническую годность судна к
плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем
и снабдить всем необходимым.
Если после выгрузки перевезенных грузов судно не может быть
подано под погрузку других грузов без предварительной обработки
(зачистки, мойки, дегазации, дезинфекции, дератизации), такая
обработка по требованию пароходства производится средствами и за
счет грузополучателя.
Если загрузка производилась портом Министерства морского флота,
очистка судна производится силами порта за счет грузополучателя.
Подготовка судов к перевозке плановых нефтегрузов наливом в
соответствии с действующими ГОСТами производится перевозчиком за
свой счет.
В случае нарушения грузоотправителем запланированного
ассортимента грузов, вызвавшего необходимость дополнительной
подготовки судна, эта работа производится перевозчиком за счет
грузоотправителя с оплатой стоянки судна под зачисткой по арендным
ставкам.
37. Погрузка грузов на судно производится по грузовому плану,
утвержденному капитаном судна. За правильное размещение, крепление и
сепарацию грузов на судне несет ответственность администрация судна.
Проект грузового плана составляется организацией, производящей
погрузку грузов на судно.
Указания администрации судна в части погрузки, размещения,
крепления, сепарации и выгрузки груза обязательны для организации
и лиц, производящих грузовые работы.
Груз размещается по усмотрению капитана, но не может быть
помещен на палубе судна без письменного согласия грузоотправителя,
за исключением перевозимых в каботаже лесных, тяжеловесных грузов,
машин, станков, оборудования и других штучных грузов, перевозимых
железными дорогами на открытом подвижном составе, перевозка которых
допускается на палубах морских судов без согласования с
грузоотправителем, а также иных грузов, которые в соответствии со
специальными правилами могут перевозиться только на палубах морских
судов без согласования с отправителем. Подтверждением согласия
грузоотправителя на перевозку груза на палубе может служить также
принятие отправителем коносамента с отметкой о перевозке груза на
палубе судна.
38. Необходимые для погрузки, крепления, перевозкии и выгрузки
груза вспомогательные материалы и приспособления, как-то: жествая и
мягкая сепарация, пиломатериалы для устройства настилов, крепежные
материалы, брезенты, временное оборудование для перевозки живности и
спецгруза и т.п. - предоставляются грузоотправителем и за его счет.
Крепежные материалы многократного пользования (талрепы, зажимы,
скобы) предоставляются судном.
Устройство на судне необходимых для перевозки грузов и
приспособлений, сепарация и крепление грузов осуществляются за счет
грузоотправителей силами и средствами организации, производящей
погрузку грузов.
Использованное для перевозки грузов вспомогательные материалы
сдаются перевозчиком в пункте назначения груза по указанию
грузополучателя. Сдача этих материалов производится по их
фактическому наличию и состоянию.
39. При скоплении в морских торговых портах перевозимых в
кабатаже грузов вследствие несвоевременного вывоза этих грузов
получателями по их вине начальник порта имеет право перемещать грузы
для хранения в другие склады за счет грузополучателя и повышать с
разрешения начальника пароходства, которому подчинен порт, ставки
плат за хранение грузов до трехкратного размера.
Повышенная плата за хранение груза вводится не ранее суток
после письменного уведомления об этом организации, к которой
предполагается применить эти санкции.
40. Перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки, а
если они не установлены, - в обычно принятые сроки.
Сроки доставки грузов в каботаже и правила их исчисления
устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с
Госпланом СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по
материально-техническому снабжению.
41. Сроки открытия и закрытия навигации, начала и окончания
приема грузов портами Министерства морского флота от
грузоотправителей устанавливаются Министерством морского флота не
позднее чем за месяц до начала и закрытия навигации и объявляются в
Сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР.
42. Если в коносаменте (накладной) указаны адреса получателя и
способ посылки извещения о прибытии груза, перевозчик (порт
назначения) обязан послать таковое в день прибытия груза и во всяком
случае не позднее 12 часов следующего дня, хотя бы груз прибыл и
ранее истечения срока доставки.
В случае непосылки по вине перевозчика в указанный выше срок
уведомления о прибытии груза перевозчик лишается права на взимание
платы за хранение груза в течение просроченных им дней.
Если по каким-либо причинам перевозчик не может исполнить
поручения об извещении грузополучателя, то он сообщает об этом через
порт отправления грузоотправителю. При этом перевозчик не несет
ответственности за неисполнение поручения об уведомлении и не
лишается права на взыскание платы за хранение.
Требовать от перевозчика доказательства посылки им уведомления
грузовладелец может только в том случае, если при указанном им
способе может получить расписку или другой документ, удостоверяющий
посылку такого уведомления.
За посылку извещений портом взыскивается установленный сбор.
43. Грузоотправителю предоставляется право изменять указанного
в перевозочном документе грузополучателя без изменения порта
назначения. Заявление об изменении грузополучателя подается
начальнику порта отправления с приложением коносамента или квитанции.
Пароходство выполняет это распоряжение грузоотправителя, если
груз еще не выдан грузополучателю, указанному в коносаменте или
накладной.
Во всех случаях изменения грузополучателя организация, по
заявлению которой произведено такое изменение, является
ответственной перед первоначальным адресатом за последствия этого
изменения и обязана урегулировать расчеты между грузополучателем,
первоначальным адресатом и фактическим грузополучателем.
44. Грузополучатель обязан принять и вывезти из порта прибывший
в его адрес груз.
Выдача груза получателю производится по предъявлении оригинала
коносамента (накладной).
Прибывшие грузы хранятся в порту назначения бесплатно в течение
суток, не считая дня прибытия груза. За хранение груза сверх
указанного срока взыскивается сбор в размере, предусмотренном
тарифом.
Сроки и порядок хранения груза в портах устанавливает
Министерство морского флота.
За отказ от приема прибывших грузов и несвоевременный вывоз их
из портов виновные должностные лица привлекаются к ответственности в
установленном законом порядке.
Ответственность за порчу или повреждение груза, происшедшие
вследствие несвоевременного вывоза, несет грузополучатель, если
порча или повреждение произошли по этой причине.
45. Груз выдается грузополучателю после оплаты поледним всех
причитающихся транспорту платежей и сборов.
При невнесении грузополучателем всех платежей и сборов,
причитающихся транспорту, пароходство вправе по истечении срока
хранения считать этот груз невостребованным.
О невостребованных грузах порт назначения сообщает порту
отправления, а последний уведомляет грузоотправителя письменно или в
форме соответствующего объявления, вывешиваемого в порту.
Отправитель невостребованного груза вправе распорядиться этим
грузом, причем пароходство, исполнявшее распоряжение отправителя, не
несет перед получателем ответственности.
Если отправитель в 10-дневный срок со дня получения извещения о
невостребованных грузах не обеспечит их приема и вывоза, пароходство
имеет право передать (реализовать) груз другой организации.
Грузы скоропортящиеся, опасные грузы, грузы, хранение которых
требует устройства специальных помещений или отвода значительной
площади, а также грузы, продолжительное хранение которых
представляет опасность в санитарном или пожарном отношениях, могут
быть переданы (реализованы) другой организации до истечения
10-дневного срока.
Передаче другим организациям в порядке реализации также
подлежат:
а) грузы, принадлежность которых не установлена
(бездокументные);
б) грузы, которым угрожает порча или утрата в пути;
в) поврежденные грузы, дальнейшая перевозка которых невозможна.
Порядок оценки и передачи (реализации) грузов другим
организациям устанавливается специальными правилами.
46. Если груз адресован в пункт, где у перевозчика нет
помещений, пригодных для хранения данного груза, отправитель груза,
перевозимого в каботаже, обязан известить грузополучателя о времени
ожидаемого прибытия судна в пункт назначения.
Если грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился,
перевозчик обязан уведомить об этом по телефону грузоотправителя и
потребовать его указаний.
Если в трехдневный срок с момента уведомления не поступит
распоряжения грузоотправителя о том, как поступить с грузом,
перевозчик может доставить и разгрузить груз в ближайшем пункте, где
перевозчик располагает необходимыми складскими помещениями, а при
отсутствии такой возможности - возвратить этот груз в пункт
отправления.
За время ожидания судном приема груза грузополучателем с
последнего взыскивается штраф как за простой судна.
Кроме того, с грузополучателя взыскиваются расходы по выгрузке
и хранению груза в пункте вынужденной выгрузки или в пункте
отправления, а также стоимость дополнительной перевозки.
47. В случае передачи (реализации) груза другим организациям
сумма, вырученная от передачи, обращается на удовлетворение всех
платежей, причитающихся морскому транспорту, преимущественно перед
всеми прочими долгами грузовладельца.
В случае, если вырученная при продаже груза сумма не покроет
платежей, причитающихся морскому транспорту, последний имеет право
взыскать недостающую сумму с грузоотправителя. Вырученные от
реализации грузов суммы, не востребованные в течение 6 месяцев
владельцами грузов от пароходств, подлежат перечислению:
а) при реализации невостребованных грузов - в доход союзного
бюджета за вычетом сумм, причитающихся транспорту;
б) при реализации бездокументных грузов - в доход перевозчика
на покрытие убытков по оплаченным претензиям клиентуры за не
прибывшие по назначению грузы.
48. По требованию грузополучателя перевозчик обязан проверить в
пункте назначения вес доставленного груза и состояние тары.
Если груз был принят к перевозке по стандартному весу, по весу,
указанному на грузовых местах, по условному весу, заявленному
грузоотправителем, то производится проверка веса только поврежденных
мест.
Установление веса груза в пункте назначения производится тем же
способом, которым вес устанавливался в пункте отправления.
Вес груза считается правильным, если в разница в весе,
определенном в порту (портовом пункте) отправления и оказавшемся в
порту (портовом пункте) назначения, не превышает допустимой нормы
расхождения в показании весов, утанавливаемой Комитетом стандартов
Совета Министров СССР_* для весов данного типа.
------------------------------
* В настоящее время - Государственный комитет СССР по
стандартам.
При отсутствии вагонных или автомобильных весов в порту
(портовом пункте) назначения навалочные и насыпные грузы выдаются
без проверки груза.
При исправности тары груз выдается грузополучателю по
количеству мест без проверки веса.
Вскрытие отдельных грузовых мест и проверку груза по фактурам и
счетам портов (портовый пункт) назначения обязан производить в
случаях и в порядке, предусмотренных в специальных правилах.
За проверку веса груза взыскиваются сборы в размере,
установленном в тарифах, если при перевозке груза не окажется
недостачи веса, превышающей нормы естественной убыли.
Грузы, прием и сдача которых производится в рейдовых условиях,
принимаются к перевозке и сдаются грузополучателям счетом мест или
по весу, заявленному грузоотправителем, а наливные грузы - по
замерам судна.
Вскрытие при выдаче в рейдовых условиях грузовых мест в
поврежденной таре или с признаками недостачи или порчи содержимого
должно производится на борту судна.
49. Если при проверке груза в пункте назначения установлены
утрата, повреждение груза или разница в весе, пароходство обязано в
соответствии с правилами составить акт или сделать отметку в
перевозочном документе.
Недостача или порча грузов, перевозимых наливом, оформляются
актами установленной формы на прием-сдачу наливных грузов.
50. Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из контейнеров
производятся средствами грузоотправителей и грузополучателей на их
складах.
Грузы в контейнерах принимаются к перевозке за весом и пломбами
грузоотправителей.
Грузы, прибывшие в исправных контейнерах за исправными
пломбами, выдаются грузополучателям без проверки веса и содержимого
контейнера.
Грузы, прибывшие в неисправном контейнере, а также в контейнере
без пломбы или с неисправной пломбой, выдаются грузополучателям с
проверкой соответствия веса, количества и состояния груза данным,
содержащимся в документе, вложенном в контейнер.
При перевозке грузов в пакетах грузы принимаются перевозчиком
от отправителя по числу пакетов без проверки количества и состояния
упаковки единиц груза в каждом пакете и выдаются в таком же порядке
получателю.
Перевозка грузов в контейнерах и пакетах производится в
соответствии с правилами, утвержденными Министерством морского флота
СССР.
51. Все причитающиеся пароходству (портам) платежи и сборы
уплачиваются в пункте отправления наличными деньгами или чеками
Государственного банка СССР.
Провозные платежи и сборы исчисляются за фактически
перевезенное количество грузов, но не менее чем за количество груза,
указанно в транспортных документах.
52. При неправильном определении тарифа или ошибках в расчетах
при исчислении провозной платы и дополнительных сборов обнаруженные
недоборы подлежат уплате пароходству (порту), а переборы - возврату
отправителю (или получателю) в соответствии с действующими на
транспорте положениями.
53. Если вследствие запрещения властей, стихийных обстоятельств
или иных причин, не зависящих от перевозчика, судно не может войти в
порт назначения (груз не может быть выгружен в порту назначения,
судно не может продолжить начавшийся рейс), перевозчик обязан
немедленно уведомить об этом грузоотправителя.
Если в разумный срок (но не более 3 дней) с момента отправки
уведомления не поступит распоряжения отправителя о том, как
поступить с грузом, капитан вправе выгрузить груз в одном из
ближайших портов по своему усмотрению либо возвратить этот груз в
порт отправления, смотря по тому, что, по мнению капитана,
представляется более выгодным для отправителя.
54. Пароходство обязано принять меры к обеспечению сохранности
грузов в пункте вынужденной выгрузки.
Все расходы, связанные с извещением грузоотправителя, с
ожиданием его распоряжения, доставкой грузов к пункту нового
назначения или вынужденной выгрузкой, выгрузкой и хранением его в
пункте выгрузки, возмещаются пароходству грузоотправителем.
Если отправитель в 10-дневный срок после получения извещения о
вынужденной разгрузке грузов не обеспечит их приема, пароходство
имеет право передать (реализовать) груз другой организации.
55. Не допускается отправка по одному коносаменту (накладной):
а) грузов, подверженных скорой порче, вместе с грузами, такой
порче не подверженными;
б) грузов, перевозка которых требует особых условий, и грузов,
дозволенных к перевозке безусловно;
в) грузов, которые в силу своих физико-химических свойств не
могут быть помещены вместе;
г) грузов, перевозка которых сопряжена с таможенными,
административными и другими формальностями, и грузов, перевозка
которых этих формальностей не требует;
д) грузов с разными сроками хранения по прибытии.
56. Не допускается отправка одним отправителем в адрес одного и
того же получателя на одном и том же судне по отдельным коносаментам
мелких партий груза, одного наименования в однородной упаковке.
Такие партии груза должны объединяться и отправляться по одному
коносаменту.
IV. Перевозка пассажиров, багажа и почты.
72. За утрату, порчу и недостачу багажа, принятого к перевозке,
пароходство несет ответственность в размере объявленной ценности. За
утрату, порчу и недостачу багажа, ценность которого не объявлялась,
пароходство уплачивает возмещение в размере 80 коп. за каждый
утраченный килограмм.
73. Пароходство освобождается от ответственности за утрату,
порчу и недостачу багажа в случаях, указанных в статье 126 настоящих
Общих правил.
74. При обнаружении в сданном к перевозке багаже предметов,
перевозка которых багажом запрещена, владелец багажа уплачивает
штраф в размере, предусмотренном тарифом, и в соответствующих
случаях привлекается к уголовной ответственности, а перевозчик может
поступить с этими предметами так, как предусмотрено ст. 139 КТМ.
75. Багаж выдается пассажиру в пункте назначения по
предъявлении багажной квитанции.
Багаж, не востребованный получателем в течение 3 месяцев, может
быть реализован в установленном порядке.
Суммы, вырученные от продажи багажа, за вычетом сумм,
причитающихся перевозчику, зачисляются в депозит перевозчика для
выдачи по принадлежности.
Если в течение 6 месяцев со дня продажи багажа держатель
багажной квитанции не заявит прав на сумму, вырученную от его
продажи, то сумма, вырученная от продажи невостребованного багажа,
поступает в доход союзного бюджета.
76. Жалобы, поступившие от пассажиров, грузоотправителей,
грузополучателей по вопросам обеспечения перевозок, начальник
пароходства или порта обязан рассмотреть в трехдневный срок и
письменно уведомить заявителя о результатах рассмотрения жалобы и о
принятых мерах.
77. В каждом порту, в местах, доступных для пассажиров,
грузоотправителей и грузополучателей, а также на каждом судне должна
быть книга жалоб и предложений.
Книга жалоб и предложений должна храниться у дежурного по
вокзалу (павильону), у заведующего грузовой конторой и у вахтенного
помощника капитана судна и выдаваться по первому требованию
заявителю.
78. Органам Министерства связи СССР предоставляется право
перевозить почту на всех судах Министерства морского флота,
совершающих регулярные пассажирские, грузо-пассажирские и грузовые
рейсы.
79. Перевозка почты может осуществляться:
а) в сопровождении работников связи;
б) без сопровождения, путем сдачи почты в багаж.
В целях быстрейшего продвижения почты Министерству связи
предоставляется право выбора, по согласованию с Министерством
морского флота, морских линий и судов, на которых будет перевозиться
почта.
Порты выделяют органам Министерства связи за установленную
плату помещения, предназначенные:
а)для обслуживания пассажиров почтово-телеграфной связью;
б) для обработки и хранения почты.
На судах, перевозящих почту в сопровождении работников связи,
предоставляются помещения для обслуживания пассажиров услугами
связи, производства операций, хранения и обработки почты, а также
для отдыха сопровождающих.
80. Перевозчик несет материальную ответственность перед
органами связи за утрату, повреждение или уничтожение перевозимой
почты по вине пароходства - в размере ответственности Министерства
связи перед отправителями или адресатами и за замедление и задержку
почтовых отправлений - в размере, определяемом Правилами.
V. Перевозка в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении
с участием других видов транспорта.
81. Пароходства обязаны осуществлять перевозки грузов,
пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами
транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным и воздушным,
организуя систему прямых смешанных сообщений (железнодорожно-водных,
железнодорожно-водно-автомобильных, водно-автомобильных, а в
необходимых случаях - водно-воздушных сообщений) и прямого водного
сообщения (с участием пароходств Министерства морского флота и
Министерства речного флота). Грузы в прямом смешанном сообщении
принимаются к перевозке по плану, утвержденному в установленном
порядке.
Перевозка в прямом смешанном сообщении производится по единому
транспортному документу, составленному на весь путь следования.
Формы перевозочных и передаточных документов и правила их
составления устанавливаются совместно Министерствам морского флота,
Министерством путей сообщения и Министерством речного флота.
82. Перевозка грузов в прямом смешанном и прямом водном
сообщении производится на основании настоящих Общих правил, Устава
железных дорог СССР (раздел V), Устава внутреннего водного
транспорта СССР (раздел VIII) и правил, издаваемых в их развитие
совместно Министерством морского флота, Министерством речного флота,
Министерством путей сообщения при участии в соответствующих случаях
Министерства автомобильного транспорта, а по перевозкам в прямом
водном сообщении - Министерством морского флота и Министерством
речного флота.
В части, не предусмотренной настоящим разделом Общих правил, и
изданными в его развитие специальными правилами, при перевозке
грузов в прямом смешанном и прямом водном сообщении на морском,
железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте
применяются нормы кодексов, уставов, правил и тарифов, действующих
на соответствующем виде транспорта.
Перевозка пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении
производится на основании особых соглашений Министерства морского
флота с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.
83. В прямое смешанное грузовое сообщение включаются:
а) все железнодорожные станции, открытые для операций по
грузовым перевозкам;
б) морские речные порты и пристани по списку, устанавливаемому
Министерством морского флота и Министерством речного флота;
в) транспортно-экспедиционные конторы железных дорог и
пароходств;
г) автохозяйства, действующие на основании соглашений
Министерства автомобильного транспорта с Министерством путей
сообщения, Министерством морского флота и Министерством речного
флота.
В прямое водное сообщение включаются морские порты, речные
порты, пристани и транспортно-экспедиционные конторы пароходств по
списку, устанавливаемому Министерством морского флота и
Министерством речного флота.
Порты, пристани, транспортно-экспедиционные конторы железных
дорог и пароходств и автохозяйства Министерства автомобильного
транспорта считаются включенными в прямое смешанное и прямое водное
сообщение после опубликования об этом в Сборниках правил перевозок и
тарифов, издаваемых соответственно Министерством путей сообщения,
Министерством морского флота, Министерством речного флота и
Министерством автомобильного транспорта.
84. Министерство путей сообщения, Министерство морского флота,
Министерство речного флота и Министерство автомобильного транспорта
могут по согласованию между собой принимать грузы к перевозке в
прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщении сверх
плана.
85. В пунктах перевалки транспортные предприятия обязаны
обеспечивать бесперебойную и равномерную подачу вагонов, судов и
автомобилей под погрузку перевалочных грузов, широко развивая
перевалку грузов по прямому варианту ( без выгрузки в склад).
Железные дороги обязаны восполнять неподачу вагонов, а речные
или морские пароходства - недопредъявление грузов или недогруз их в
отдельные дни первой или соответственно второй половины месяца в
последующие дни данной половины месяца. Железные дороги, станции и
пароходства, порты, пристани в случае неподачи по их вине
перевозочных средств для выполнения месячного плана перевалки грузов
обязаны по требованию соответственно пароходства, порта, пристани и
железной дороги, станции (при наличии груза) выделять перевозочные
средства для восполнения невыполненной части плана (нормы) в течение
следующего месяца.
Порядок выделения перевозочных средств для восполнения
недогруза устанавливается по согласованию между соответствующими
транспортными организациями.
86. Грузоотправители обязаны предъявлять груз к перевозке в
прямом водном и прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном
сообщении в таре, обеспечивающей его сохранность при перевалке и
следовании в подвижном составе железных дорог, автомобильного
транспорта и в судах пароходства.
Условия упаковки грузов, перевозимых в прямом смешанном
железнодорожно-водно-автомобильном сообщении, предусматриваются в
государственных стандартах.
87. Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении и в прямом водном сообщении взвешиваются в пунктах
перевалки при передаче их с железнодорожного на водный транспорт и
обратно или с морского на речной транспорт и обратно по требованию
стороны, принимающей груз:
на вагонных весах - средствами железных дорог;
на товарных весах - средствами портов или пристаней,
производящих перевалку.
Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному
весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте
и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с одного
вида транспорта на другой без взвешивания, по счету мест, и в таком
порядке сдаются грузополучателю в пункте назначения.
88. Грузы лесные, тяжеловесные, машины, станки, оборудование и
другие штучные грузы, перевозимые железными дорогами на открытом
подвижном составе, а также иные грузы в соответствии со специальными
правилами допускаются к перевозке на палубах морских судов без
согласования с грузоотправителем.
89. Груза, перевозимые наливом в цистернах, живность, грузы,
сопровождаемые проводниками, лес, следующий по водным путям в
плотах, а также взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества к
перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном
сообщении не принимаются.
Перечень скоропортящихся, огнеопасных и легкогорючих грузов,
принимаемых к перевозке в прямом смешанном и прямом водном
сообщении, и особые условия их перевозки устанавливаются правилами,
издаваемыми совместно Министерством морского флота, Министерством
речного флота и Министерством путей сообщения.
90. Перевозка грузов в контейнерах Министерства путей сообщения
СССР, Министерства морского флота СССР, Министерства речного флота
РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водно-автомобильном
сообщении и прямом водном сообщении осуществляется между пунктами,
открытыми для производства операций с контейнерами.
91. Сроки начала приема грузов портами и пристанями от железных
дорог и морских пароходств и морскими пароходствами от речных
пароходств и железных дорог в пунктах перевалки при открытии
навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации
сообщаются речным пароходствами по телеграфу управлениям железных
дорог и морских пароходств перевалки, а морскими пароходствами -
речным пароходствам и железным дорогам перевалки.
Эти сроки публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов
морского транспорта и речного транспорта.
92. Грузы, принятые станцией отправления до объявленного срока
окончания приема их к перевозке водным транспортом, и доставленные в
пункты перевалки с соблюдением сроков доставки, принимаются портами
и пристанями перевалки от железной дороги беспрепятственно.
В тех случаях, когда в связи с прекращением навигации прибывшие
без просрочки в пункт перевалки грузы не могут быть доставлены в
пункт назначения речным или морским транспортом, порты и пристани
обязаны принять груз от железной дороги и потребовать от
грузоотправителя указания о переадресовке груза по новому
назначению.
Грузы, принятые железной дорогой после объявленного срока
окончания приема грузов к перевозке водным транспортом или
доставленные с просрочкой в пункт перевалки после закрытия
навигации, могут сдаваться порту или пристани, с их согласия, на
хранение.
93. Грузы, следовавшие в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении и оставшиеся в портах и на пристанях после закрытия
навигации должны быть погружены портом (пристанью) и отправлены
железной дорогой по назначению.
В таком же порядке железные дороги обязаны принять к перевозке
грузы внутреннего и прямого водного сообщения, зазимовавшие в пути и
направляемые грузовладельцам на железнодорожные станции назначения.
Сроки доставки этих грузов соответственно удлиняются на время
задержки груза в портах и на пристанях.
94. При перевозке грузов в прямом смешанном
железнодорожно-водном или в прямом смешанном водно-автомобильном
сообщении перевалочные работы в пунктах перевалки производятся
средствами портов или пристаней.
При перевозке грузов в прямом водном сообщении перевалочные
работы производятся: на причалах и рейдах морских портов -
средствами морских портов; на причалах и рейдах речных портов или
пристаней - средствами речных портов или пристаней.
В пунктах перевалки, где имеются причалы и рейды морских и
речных портов, распределение между ними обязанностей по перевалке
грузов производится по согласованию между Министерством морского
флота и Министерством речного флота.
95. Вагоны, подаваемые в порт, должны быть чистыми и исправными
в техническом и коммерческом отношениях.
Оборудование вагонов и судов для перевалки и перевозки в
несколько ярусов тяжеловесных, громоздких и длинномерных грузов, а
также крепление грузов на железнодорожном подвижном составе и на
судах производится портом или пристанью.
Оборудование судов при перевалке в морских или речных портах
производится силами морских и речных портов, осуществляющих
перевалочные работы.
Необходимые материалы для оборудования и крепления
предоставляются грузоотправителем.
Оборудование печами вагонов для перевозки овощей и фруктов, а
также овощных и фруктовых консервов производится железной дорогой.
Стоимость произведенных портом или пристанью работ и сборы за
оборудование станций вагонов печами включаются в накладную для
взыскания их с грузополучателя.
96. Железнодорожные пути в морских и речных портах или
пристанях, предназначенные для перевозки грузов, следующих в прямом
смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железной
дороге.
Строительство и реконструкция этих путей производится железными
дорогами по проектам, согласованным с портом или пристанью.
Строительство и реконструкция складов, предназначенных для
приема и отправления грузов, следующих в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении, производятся морскими и речными
портами или пристанями по проектам, согласованным с Управлением
железной дороги.
Содержание и ремонт весов (кроме вагонных) на перевалочных
пунктах производятся речными пароходствами и портами. Содержание и
ремонт вагонных весов производятся железными дорогами.
97. Ответственность за целость и сохранность груза до момента
фактической передачи лежит на слдающей стороне, а после фактической
передачи - на принимающей стороне.
Снятие пломб с груженых вагонов, подаваемых в порты или на
пристани под выгрузку, а равно пломбирование вагонов, загруженных в
портах или на пристанях грузами, перевозимыми в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении, производятся железной дорогой.
98. Условия работы перевалочных пунктов определяются узловыми
соглашениями, заключаемыми сроком на 3 года соответственно между
железной дорогой и пароходством (портом), автохозяйством, а при
прямом водном сообщении - между морскими и речными пароходствами.
99. Начальник станции и начальник порта (пристани) или
автостанции (агентства, автохозяйства) по взаимному соглашению могут
сгущать подачу вагонов и автомобилей и предъявлять грузы в размерах,
превышающих суточную норму перевалки.
100. Учет выполнения плановой нормы перевалки производится по
специальным учетным карточкам, отдельно по грузам, передаваемым с
водного на железнодорожный транспорт, с железнодорожного на водный
транспорт, с морского на речной транспорт и обратно.
Форма учетной карточки и порядок ее составления устанавливаются
Министерством путей сообщения, Министерством морского флота,
Министерством речного флота и Министерством автомобильного
транспорта.
101. Сроки доставки грузов определяются по совокупности
перевозок их железнодорожным, водным и автомобильным транспортом и
исчисляются на основании правил, действующих на железнодорожном,
водном и автомобильном транспорте.
102. За невыполнение плана перевалки грузов, следующих в прямом
смешанном железнодорожно-водном сообщении, железные дороги и
пароходства несут материальную ответственность.
Железные дороги несут ответственность в случаях неподачи
порожних или груженых вагонов по среднесуточной или сгущенной на
данные сутки норме.
Пароходства несут ответственность в случаях невыполнения
среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы погрузки или
нормы выгрузки вагонов за каждые сутки.
Железные дороги и пароходства освобождаются от ответственности
за невыполнение в отдельные дни среднесуточной нормы предъявления
груза к перевалке:
а) при невыполнении норм перевалки данных суток в результате
сгущения перевалки в предыдущие дни месяца;
б) при восполнении железной дорогой, портом или пристанью в
течение первой или соответственно второй половины месяца недодачи
вагонов или недогрузов, допущенных в отдельные дни данной половины
месяца.
103. За невыполнение среднесуточной плановой или согласованной
сгущенной нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении, виновная сторона уплачивает штраф в
установленном размере.
104. Морские и речные пароходства несут ответственность за
невыполнение месячной нормы перевалки, уплачивая штраф в
установленном размере за каждую тонну непредъявленного к перевалке
или непринятого груза.
105. Ответственность железных дорог и пароходств за сохранность
принятых к перевозке грузов определяется уставами, действующими на
железнодорожном и водном транспорте.
При установлении виновности железной дороги и пароходств в
недостаче груза ответственность несут соответственно железные дороги
и пароходства.
Претензии и иски, вытекающие из перевозок в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении, предъявляются железной дороге или
пароходству, когда конечным пунктом является порт.
106. Плата за перевозку грузов в смешанном сообщении
взыскивается в следующем порядке:
а) по отправкам с железной дороги: на станции отправления - за
протяжение железнодорожного пути всех железных дорог, участвующих в
перевозке, и в пункте назначения - за протяжение всего водного пути;
б) по отправкам из портов или пристаней: в пункте отправления
- за протяжение водного пути всех речных или соответственно морских
пароходств, участвующих в перевозке, и в пункте назначения - за
протяжение железнодорожного пути;
в) по отправкам из морских портов при перевозке в прямом водном
сообщении: в морском порту отправления - за протяжение морского пути
и в пункте назначения - за протяжение внутреннего водного пути;
г) по отправкам из речных портов или пристаней в прямом водном
сообщении: в речном порту или пристани отправления - за все
протяжение внутреннего водного пути и в морском порту назначения -
за все протяжение морского пути.
При отправлении груза из портов или пристаней в пунктах
отправления, кроме провозной платы, взыскиваются также сборы за
перевалку.
По отправкам с водных пунктов, где не имеется
портово-пристанского аппарата, плата взыскивается за протяжение
всего водного пути на станции, в порту или пристани назначения.
Причитающиеся автохозяйствам Министерства автомобильного
транспорта провозные платежи и другие сборы в перевозочные документы
не включаются и взыскиваются с грузоотправителя или грузополучателя
непосредственно по счетам автохозяйства.
Сборы за перевозку перевалочных грузов автотранспортом из порта
или пристани на станцию или обратно включаются станцией в сумму
платежей, причитающихся железной дороге, а расчеты с
автотранспортной организацией за эти перевозки производятся железной
дорогой.
107. Расчеты между железными дорогами и пароходствами по
платежам и сборам за перевозку грузов в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении осуществляются в безакцептном
порядке.
108. Перевалка грузов прямого водного сообщения в пунктах
передачи производится при наличии порожних морских и речных судов с
борта на борт.
При отсутствии свободного тоннажа порт или пристань передачи,
на обязанности которых лежит перевалка грузов, должны выгрузить их
из судов в свои склады.
VII. Ответственность перевозчика,
грузоотправителей и грузополучателей.
Акты, претензии и иски.
120. Перевозчик, грузоотправители и грузополучатели несут
материальную ответственность по перевозкам грузов и буксировке
плотов в соответствии с действующим законодательством и настоящими
Общими правилами.
Всякие соглашения перевозчика с грузоотправителями или
грузополучателями, имеющие целью изменить или устранить
ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей или
грузополучателей, считаются недействительными, и всякие отметки об
этом в перевозочных документах, не предусмотренные настоящими Общими
правилами, не имеют силы.
121. За невыполнение месячного плана перевозок (буксировок)
перевозчик и грузоотправитель несут материальную ответственность.
Грузоотправитель, не предъявивший груз (плоты) к перевозке или
предъявивший груз (плоты) в меньшем количестве, чем это
предусмотрено месячным планом, а в надлежащих случаях графиком,
обязан уплатить перевозчику при перевозках в большом или малом
каботаже штраф в размере 100%, а при перевозке экспортных и
импортных грузов на нелинейных и линейных судах - соответственно в
размере 50 и 40% провозной платы за все непредъявленное количество
груза (плотов).
Если грузоотправитель предъявил груз в состоянии, не
соответствующем правилам морской перевозки, и не привел его в
надлежащее состояние в срок, установленный судо-часовыми нормами на
погрузочно-разгрузочные работы, такой груз считается непредъявленным.
Предъявление груза в состоянии, не соответствующем правилам
перевозки, удостоверяется актом, подписываемым обеими сторонами.
122. Перевозчик, не подавший судно согласно месячному плану, в
надлежащих случаях - графику, обязан уплатить грузоотправителю штраф
при перевозках в большом и малом каботаже - в размере 100%, а при
перевозках экспортных и импортных грузов на нелинейных и линейных
судах - соответственно в размере 50 и 40% провозной платы за все
непринятое количество груза (плотов), приготовленное к отправке
(буксировке) на данном судне.
123. За опоздание в подаче судна против сроков, установленных
графиком (сверх допускаемого пунктом отклонения), перевозчик
уплачивает грузоотправителю штраф в следующих размерах:
а) при перевозках в малом каботаже в размере ставок,
предусмотренных для этих случаев тарифами, причем в случае
восполнения в течение месяца пароходством неподачи тоннажа против
графика указанный штраф снижается на одну треть;
б) при перевозках в большом каботаже и в заграничном плавании
пароходство уплачивает грузоотправителю в течении первых 5 суток
опоздания штраф за каждые сутки в размере суточной ставки штрафа,
предусмотренной за простой судов. при перевозках экспортных и
импортных грузов на линейных судах за опоздание линейного судна до
трех суток против срока, установленного в расписании, провозная
плата снижается на 10%.
По истечении пяти (при перевозках экспортных и импортных грузов
на линейных судах - трех) суток опоздания грузоотправитель имеет
право заявить о намерении использовать судно со снижением провозной
платы. Размер снижения провозной платы в большом каботаже
определяется соглашением сторон, и при перевозках экспортных и
импортных грузов на нелинейных и линейных судах составляет
соответственно 10 и 15%.
Грузоотправитель вправе вместо этого вовсе отказаться от
использования судна и взыскать с пароходства штраф за неподачу судна.
124. Штраф за невыполнение плана перевозок (буксировок)
исчисляется, исходя из недогруза или неподачи тоннажа в итоге за
месяц.
При наличии графика штраф за неподачу судов или за
непредъявление грузов (плотов) к перевозке (буксировке) исчисляется
по каждому судну (плоту), предусмотренному графиком.
125. Перевозчик и грузоотправитель освобождаются от уплаты
штрафа за невыполнение месячного плана (графика) в случаях,
предусмотренных действующим законодательством.
Перевозчик освобождается от штрафа при перевозке во всех видах
плавания, если тоннаж не мог быть подан или был подан с опозданием
вследствие задержки судна сверх нормы под погрузкой или выгрузкой
грузов ( того же грузоотправителя, которому перевозчик обязан подать
судно, или задержки судов при погрузке или выгрузке грузов
грузоотправителями или грузополучателями, подчиненными тому же
территориальному органу, что и организация, которой перевозчик
обязан подать судно под погрузку).
126. Перевозчик отвечает за утрату и повреждение груза (плота),
а также за задержку в его сдаче, если только утрата, повреждение или
задержка не произошли вследствие обстоятельств, которые не могли
быть устранены заботами пароходства, в частности вследствие
обстоятельств, предусмотренных ст. 160 Кодекса торгового
мореплавания Союза ССР.
Перевозчик не отвечает за утрату, порчу или повреждение
принятого к перевозке груза (плота), если утрата, порча или
повреждение произошли:
а) вследствие перевозки на палубах судов и беспалубных судах
груза, допускаемого к такой перевозке, если утрата, порча или
повреждение произошли в силу естественных причин, связанных с этим
способом перевозки, или если груз прибыл в исправном судне, без
перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой, исправной
увязкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о
сохранности перевозки груза;
б) с грузом, который согласно сделанному в погрузочном ордере
(накладной) заявлению отправителя, сдан был к перевозке в
неисправном состоянии, поскольку ущерб действительно произошел
вследствие такого неисправного состояния груза;
в) при перевозке скоропортящихся грузов на судах, не имеющих
специального оборудования и аппаратуры, при отсутствии особой
оговорки в коносаменте (накладной), причем требующиеся для
сохранения указанных грузов особые приспособления и оборудование на
судне могут делаться отправителем и за его счет по особому
соглашению с пароходством;
г) вследствие того, что проводник грузоотправителя или
грузополучателя, сопровождающий груз, не принял необходимых мер для
сохранности груза;
д) от влияния температуры и влажности воздуха, от огня и
затопления, от порчи грызунами, молью или другими вредителями;
е) вследствие сдачи груза к перевозке без указания отправителя
в коносаменте или накладной особых свойств груза, требующих особых
условий при перевозке или хранении;
ж) вследствие уменьшения веса в результате изменения влажности
груза.
За перевозку груза, погибшего вследствие гибели судна или иного
несчастного случая, провозная плата не взимается, а если она была
внесена вперед, то возвращается грузоотправителю.
Если после гибели судна груз окажется спасенным,
грузоотправитель оплачивает перевозчику провозную плату за
фактически пройденное расстояние.
Провозная плата за перевозку груза, погибшего или поврежденного
вследствие его естественных свойств, в частности внутренней порчи,
усушки, раструски, утечки вследствие неудовлетворительной упаковки
или по иным причинам, зависящим от отправителя, уплачивается
полностью.
127. Если массовые однородные грузы, следующие наливом, навалом
или насыпью, в процессе перевозки обезличиваются, естественная убыль
исчисляется исходя из общего веса обезличенного в пути груза, и
расчеты между пароходствами и грузоотправителями за общее количество
принятого от отправителя к перевозке и сданного получателю груза
производятся по итогу за навигацию или за год.
Перечень грузов, по которым производится расчет за весовые
недостачи и излишки в итоге за навигацию или за год, а также порядок
расчетов и предъявления претензий устанавливаются Министерством
морского флота по согласованию с заинтересованными министерствами и
ведомствами.
Расчеты по утрате или недостаче груза, связанные с аварией
судна, ответственность за которую по действующему законодательству
несет перевозчик, производятся независимо от навигационных или
годовых расчетов.
128. За ущерб, причиненный при перевозке груза, перевозчик
уплачивает возмещение в следующих размерах:
а) за утрату груза в размере действительной стоимости
утраченного груза;
б) за повреждение груза в размере той суммы, на которую
понизилась его стоимость.
Перевозчик возвращает полученную провозную плату, если она не
входит в цену утраченного или недостающего груза.
В случае полной утраты возмещение определяется без принятия в
расчет возможной естественной убыли груза.
Использование судном груза для своих нужд может иметь место
лишь в исключительных случаях, когда это делается в целях спасения
людей, судна или остального груза.
В других случаях использования перевозчиком для своих нужд
принятого к перевозке груза он возмещает стоимость этого груза, а
виновные лица привлекаются к ответственности.
129. Действительная стоимость утраченного или поврежденного
груза определяется в соответствии со ст.ст. 164 и 165 Кодекса
торгового мореплавания Союза ССР.
Стоимость грузов, принадлежащих отдельным гражданам,
определяется по розничным ценам государственных и кооперативных
предприятий в том месте и в то время, где и когда груз подлежал
выдаче.
130. За неправильное указание грузоотправителем в накладной или
погрузочном ордере сведений о весе, количестве мест или наименовании
груза, а также за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или
груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с
неправильным указанием наименования или свойства с грузоотправителя
взыскиваются дополнительная плата согласно тарифу, а также
причиненные перевозчику убытки.
131. За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает
получателю штраф в размере, предусмотренном правилами исчисления
сроков доставки грузов морским транспортом, утверждаемыми
Министерством морского флота в установленном порядке.
132. Получатель имеет право требовать возмещение за утрату
груза, если груз не был ему выдан в течение 30 дней по окончании
срока доставки, или времени, необходимого для выполнения перевозки в
тех направлениях, для которых сроки доставки не установлены.
При перевозке груза в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать
груз утраченным, если этот груз не был выдан грузополучателю по его
требованию по истечении четырех месяцев со дня приема к перевозке.
Однако если в течение шести месяцев по истечении указанных выше
сроков этот груз прибудет в пункт назначения, грузополучатель обязан
принять груз и возвратить перевозчику сумму, полученную в возмещение
утраты груза (за вычетом штрафа за просрочку в доставке).
133. За простой судов по причинам, ответственность за которые
согласно правилам морской перевозки или по договору несет
отправитель или получатель, последний уплачивает перевозчику штраф:
а) при перевозках грузов в каботаже - в размере, установленном
тарифом;
б) при перевозках грузов в заграничном сообщении - в размере,
установленном Министерством морского флота СССР по согласованию с
Министерством внешней торговли СССР и Государственным комитетом
Совета Министров СССР по внешним экономическим связям.
При систематических (неоднократных) длительных простоях в
советском морском порту судов по вине одного и того же отправителя
или получателя взимаемый с него штраф за простой судов может быть
увеличен до двухкратного размера. Повышенный штраф и срок его
действия вводятся по распоряжению министра морского флота не ранее
чем через трое суток после письменного уведомления об этом
организации, к которой предполагается применить этот штраф.
При этом под систематическими простоями судов понимаются
простои не менее двух раз в течение квартала.
Под длительным простоем понимается период непроизводительного
простоя судна, равный времени, положенному по установленным нормам
на погрузочно-разгрузочные операции. В том случае, если время на
погрузочно-разгрузочные работы превышает 5 суток, длительным
считается простой судна сверх 5 суток.
134. За досрочную погрузку или разгрузку судна, производившуюся
отправителем или получателем, перевозчик выплачивает соответственно
отправителю или получателю премию:
а) при перевозке грузов в каботаже - в размере, установленном
тарифом;
б) при перевозке груза в заграничном сообщении - в размере,
установленном Министерством морского флота по согласованию с
Министерством внешней торговли и Государственным комитетом Совета
Министров СССР по внешним экономическим связям.
135. Время стоянки судов под грузовыми операциями фиксируется
актом учета стояночного времени. Акты составляются администрацией
судна и подписываются капитаном судна и представителем организации,
производившей погрузку или выгрузку.
Ни одна из сторон не вправе отказаться от подписания акта, но в
случае разногласий может делать в акте оговорки.
136. По прибытии груза в пункт назначения ответственность перед
перевозчиком за неправильные действия отправителя по данной
перевозке несет грузополучатель.
При этом грузополучатель имеет право взыскать на общем
основании с грузоотправителя все уплаченные им перевозчику
вследствие неправильных действий грузоотправителя штрафы и сборы, а
также суммы расходов и убытков, связанных с перевозкой.
Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось
в пункте назначения, ответственность перед перевозчиком несет
грузоотправитель.
137. Грузоотправитель несет ответственность за допущенную
неправильную, неточную маркировку груза (нанесение условных мест
застропки, центра тяжести), а также неправильное крепление груза
внутри тароупаковки, в результате которых при перемещении груза в
процессе погрузочно-разгрузочных работ или перевозки был поврежден
груз, а также причинен ущерб морскому транспорту и грузам других
организаций и лиц.
138. Обстоятельства, которые могут служить основанием для
имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя,
грузополучателя и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами,
актами общей формы или отметками на транспортном документе в
соответствии с правилами. В иностранных портах эти обстоятельства
удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном
порту.
139. Порядок составления актов и порядок удостоверения
обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются
соответствующими правилами.
140. Претензии и иски, вытекающие из договоров морской
перевозки грузов, багажа и пассажиров, предъявляются перевозчику в
соответствии со статьями 294-309 КТМ Союза ССР в порядке,
предусмотренном Правилами, утвержденными Министерством морского
флота.
141. Предъявлению грузоотправителем или грузополучателем исков
перевозчику должно предшествовать заявление ими претензии последнему.
142. Претензии, возникающие из перевозки в малом и большом
каботаже, а также в заграничном сообщении, направляются организации,
которая осуществляла перевозку, а если перевозка не была
осуществлена - организации, которая в соответствии с планом или
договором должна была осуществить перевозку.
Претензии, возникающие из перевозки багажа, могут направляться
перевозчику либо порту отправления или назначения багажа по
усмотрению заявителя претензии.
143. Право на предъявление претензий и исков имеют:
а) в случае неподачи судна или подачи его с опозданием -
отправитель груза;
б) в случае утраты груза - его получатель или отправитель при
условии предъявления коносамента;
в) в случае недостачи или повреждения груза - получатель груза
при условии предъявления коносамента, а также коммерческого акта или
соответствующего документа, составленного по правилам, существующим
в иностранном порту;
г) в случае просрочки в доставке или задержки выдачи груза -
получатель при условии предъявления коносамента;
д) в случае утраты багажа - предъявитель багажной квитанции, а
в случае недостачи или повреждения багажа - предъявитель
коммерческого акта;
е) в случае перебора провозных платежей - отправитель или
получатель груза при условии предъявления коносамента.
При предъявлении претензий, вытекающих из перевозки грузов,
которая осуществлялась по накладной, вместо коносамента
предъявляется накладная, а при утрате груза - квитанция.
Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление
претензий и исков, если будет доказано, что в составлении акта было
отказано и этот отказ был обжалован.
144. Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или
повреждение груза предъявляются отдельно по каждому транспортному
документу, за исключением случаев, когда по грузам, перевозившимся
по нескольким транспортным документам, составлен один коммерческий
акт.
145. Заявление о претензии не должно объединять требования, для
рассмотрения которых необходимы подлинные коносаменты (накладные или
квитанции), с требованиями, для которых эти документы не нужны.
146. На признанную перевозчиком сумму претензии или на
присужденную сумму иска начисляются проценты в размере 3% годовых.
Проценты исчисляются по день перечисления или утраты денег,
начиная со следующих сроков:
а) по претензиям о переборе - со дня взыскания платежа;
б) по всем остальным претензиям - со дня предъявления
претензии.
В таком же размере уплачиваются проценты отправителями и
получателями грузов (плотов) по предъявленным к ним требованиям,
возникшим из перевозки или буксировки. В этих случаях проценты
исчисляются со дня предъявления перевозчиком письменного требования
об уплате соответствующих сумм по день уплаты.
По претензиям и искам о штрафах и премиях проценты не
исчисляются во всех случаях.
147. Иски к перевозчику, вытекающие из перевозок грузов и
буксировки плотов, предъявляются в установленном порядке.
Эти споры при согласии обеих сторон могут передаваться на
рассмотрение Морской арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой
палате.
148. Иски, вытекающие из договоров морских портов с клиентурой
о производстве вспомогательных транспортных операций или
экспедиторского обслуживания, предъявляются в органы арбитража.
Источник документа (сверен по):
"Сборник нормативных актов о транспорте"
М., Юридическая лит-ра, 1983 г.
|