СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННЫХ
ШТАТОВ АМЕРИКИ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ИНЦИДЕНТОВ В ОТКРЫТОМ
МОРЕ И В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАД НИМ
(Москва, 25 мая 1972 года)
(с изменениями, внесенными по договоренности Сторон
в 1979 г. и 1986 г.)
Правительство Союза Советских Социалистических Республик и
Правительство Соединенных Штатов Америки, стремясь обеспечить
безопасность плавания кораблей своих вооруженных сил в открытом
море и полетов своих военных самолетов в воздушном пространстве
над открытым морем, руководствуясь при этом принципами и нормами
международного права, решили заключить настоящее Соглашение и
согласились о нижеследующем:
Статья I
Для целей настоящего Соглашения будут использоваться следующие
определения:
1. "Корабль" означает:
а) боевой корабль, принадлежащий военно-морским силам Сторон,
имеющий внешние знаки, отличающие боевые корабли его
национальности, находящийся под командованием офицера, состоящего
на государственной службе, фамилия которого включена в списки
военно-морских сил, и укомплектованный экипажем, подчиняющимся
регулярной военно-морской дисциплине;
б) вспомогательные суда военно-морских сил Сторон, которые
включают все военно-морские суда, имеющие право нести флаг
вспомогательных судов ВМС в тех случаях, когда такой флаг
предусмотрен любой из Сторон.
2. "Самолет" означает все военные пилотируемые летательные
аппараты тяжелее и легче воздуха, исключая космические аппараты.
3. "Соединение" означает упорядоченное расположение двух или
более кораблей, следующих вместе и обычно совместно маневрирующих.
Статья II
Стороны примут меры по неукоснительному соблюдению командирами
кораблей духа и буквы Международных правил для предупреждения
столкновений судов в море (МППСС-72). Обе Стороны признают, что
основой свободы плавания (операций) в открытом море являются
принципы, признанные международным правом, изложенные в Женевской
конвенции об открытом море 1958 года.
Статья III
1. Во всех случаях корабли, действующие вблизи друг от друга,
исключая моменты, когда в соответствии с МППСС-72 кораблям
необходимо сохранить постоянный курс и скорость, должны оставаться
на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения.
2. Корабли, встречающиеся с соединением кораблей другой
Стороны или действующие вблизи от него, во исполнение МППСС-72
избегают такого маневрирования, которое затруднило бы выполнение
маневров этим соединением.
3. Соединения кораблей не будут проводить маневров в районах
интенсивного судоходства, где введены в действие международные
схемы разделения движения судов.
4. Корабли, ведущие наблюдение за другими кораблями, обязаны
удерживаться на расстоянии, исключающем риск столкновений, а также
избегать каких-либо маневров, стесняющих действия или создающих
опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение. За исключением
тех случаев, когда корабль - наблюдатель должен в соответствии с
МППСС-72 идти прежним курсом и с той же скоростью хода, он, в
соответствии с хорошей морской практикой, будет предпринимать
заблаговременные и уверенные действия, чтобы не создавать помех и
не подвергать опасности корабли, за которыми ведется наблюдение.
5. При маневрировании на видимости друг у друга корабли Сторон
для обозначения своих действий и намерений должны придерживаться
тех сигналов (флажных, звуковых и световых), которые предусмотрены
в МППСС-72, Международном своде сигналов, или других взаимно
согласованных сигналов.
6. Корабли Сторон не должны предпринимать имитации атак путем
разворота орудий, пусковых установок, торпедных аппаратов и других
видов оружия в направлении встречного корабля другой Стороны, не
должны выбрасывать в направлении встречных кораблей другой Стороны
какие-либо предметы, а также не должны использовать прожекторы или
другие мощные осветительные средства для освещения ходовых
мостиков встречных кораблей другой Стороны.
7. При проведении учений с подводными лодками, находящимися в
подводном положении, для предупреждения кораблей о присутствии
подводных лодок в данном районе корабли обеспечения должны нести
соответствующий сигнал по Международному своду сигналов.
8. Корабли одной Стороны при приближении к кораблям другой
Стороны, перечисленным в правиле 3 "g" МППСС-72, в частности, к
кораблям, занятым выпуском или приемом самолетов, а также к
кораблям, занятым пополнением снабжения на ходу, должны принимать
надлежащие меры к тому, чтобы не стеснять маневров таких кораблей
и оставаться от них на достаточном удалении.
Статья IV
Командиры экипажей самолетов каждой из Сторон должны проявлять
величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам
другой Стороны, действующим над открытым морем, и кораблям другой
Стороны, действующим в открытом море, в частности, к кораблям,
занятым выпуском или приемом самолетов, и в интересах взаимной
безопасности не должны допускать: имитации атак путем имитации
применения оружия по самолетам, любым кораблям, выполнения
различных пилотажных фигур над кораблями и сбрасывания вблизи них
различных предметов таким образом, чтобы они представляли
опасность для кораблей или помехи для мореплавания.
Статья V
1. Корабли Сторон, находящиеся на видимости друг у друга,
должны поднимать соответствующие сигналы о намерении начать
обеспечение взлета или приема самолетов.
2. Самолеты Сторон при полетах над открытым морем в темное
время и при полетах по приборам должны иметь включенными, когда
это возможно, аэронавигационные огни.
Статья VI
Обе Стороны будут:
1. Обеспечивать через установленную систему радиопередач
извещений и предупреждений мореплавателям, как правило, не менее
чем за 3 - 5 суток, передачу оповещений о действиях в открытом
море, которые представляют опасность для мореплавания или полетов
самолетов.
2. Осуществлять расширенное использование информационных
сигналов, содержащихся в Международном своде сигналов, для
обозначения намерений своих кораблей, маневрирующих вблизи друг от
друга. Ночью или в условиях пониженной видимости, или в таких
условиях освещенности и таких расстояний, когда флажные сигналы
неразличимы, следует использовать сигнальный прожектор для
оповещения кораблей о маневрах, которые могут мешать движению
других кораблей или создавать опасность столкновения.
3. Помимо сигналов, содержащихся в Международном своде
сигналов, использовать в опытном порядке дополнительные сигналы,
представив их в Межправительственную морскую консультативную
организацию <*> на рассмотрение и для информирования других
государств.
--------------------------------
<*> С 1982 г. - Международная морская консультативная
организация - ИМО.
Статья VII
Обе Стороны будут обмениваться соответствующей информацией о
случаях столкновений, инцидентов, в результате которых был нанесен
материальный ущерб, или других инцидентов на море между кораблями
и самолетами Сторон. ВМС США будут предоставлять такую информацию
через военно-морского атташе СССР в Вашингтоне, а ВМФ СССР будет
предоставлять такую информацию через военно-морского атташе США в
Москве.
Статья VIII
Настоящее Соглашение вступает в силу в день его подписания и
будет действовать в течение 3 лет. В дальнейшем оно будет
автоматически продлеваться каждый раз на 3 года.
Действие настоящего Соглашения может быть прекращено любой из
Сторон через 6 месяцев после письменного уведомления об этом
другой Стороны.
Статья IX
Не позднее чем через год со дня подписания настоящего
Соглашения представители Сторон встретятся, чтобы рассмотреть
претворение в жизнь его положений. Впоследствии подобные
консультации будут проводиться ежегодно или более часто, как это
будет решено Сторонами.
Статья X
Стороны назначат комиссию, которая рассмотрит конкретные меры
в соответствии с настоящим Соглашением. Комиссия, в частности,
рассмотрит практическую осуществимость конкретных фиксированных
расстояний, которые надлежит соблюдать при сближении кораблей,
самолетов, самолетов и кораблей.
Комиссия встретится в течение 6 месяцев со дня подписания
настоящего Соглашения и представит такие рекомендации для принятия
решения Сторонами во время консультаций, предусмотренных в
статье IX.
Совершено 25 мая 1972 г. в г. Москве в двух экземплярах,
каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
(Подписи)
|