МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР
ПРИКАЗ
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
СОВЕТСКИМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
от 5 сентября 1969 г.
Утвержден Министерством автомобильного транспорта РСФСР
Раздел I. Общие положения
1. Настоящие Основные условия регулируют отношения, возникающие
из договора международной перевозки грузов советским автомобильным
транспортом.
2. Настоящие Основные условия не применяются:
а) к перевозкам производимым согласно международным почтовым
конвенциям;
б) к перевозкам покойников.
При применении настоящих Основных условий под термином
"автотранспортное средство" следует понимать все типы грузовых
автомобилей, прицепы, тягачи и полуприцепы.
3. Международные перевозки грузов советским автомобильным
транспортом выполняются автотранспортными предприятиями Главного
управления международных автомобильных сообщений "Совтрансавто" при
Министерстве автомобильного транспорта РСФСР, а также привлекаемыми
к этим перевозкам в установленном порядке автотранспортными
предприятиями органов управления автомобильным транспортом Союзных
республик.
4. Автотранспортные предприятия, на которые возложено
выполнение международных перевозок грузов между СССР и другими
странами, осуществляют эти перевозки на основании:
а) годовых договоров, заключаемых с советскими
грузоотправителями и грузополучателями в соответствии с планами,
согласованными между Министерством внешней торговли, Государственным
комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям и
Центросоюзом;
б) соглашений (контрактов), заключаемых с советскими
грузоотправителями или грузополучателями, а также с иностранными
продавцами, покупателями, экспедиторами и транспортными фирмами.
Раздел II. Договор перевозки
5. Договор международной перевозки грузов советским
автомобильным транспортом оформляется товарно-транспортной
накладной, содержащей следующие обязательные данные:
а) место и дату ее составления;
б) наименование и адрес грузоотправителя;
в) наименование и адрес грузополучателя;
г) наименование и адрес перевозчика;
д) наименование груза;
е) место и дату принятия груза к перевозке;
ж) место сдачи груза;
з) принятое обозначение характера груза и способ его упаковки,
а в случае перевозки опасных грузов - их обозначения согласно
специальным условиям перевозок опасных грузов;
и) число грузовых мест, их маркировку и номера;
к) вес груза или выраженное в любых единицах измерения
количество груза;
л) связанные с перевозкой расходы (провозная плата),
дополнительные расходы, таможенные сборы и пошлины, а также прочие
издержки;
и) инструктивные указания, требуемые для выполнения таможенных
формальностей, и иные указания;
6. В случае необходимости в товарно-транспортной накладной
должны содержаться следующие указания:
а) срок доставки груза;
б) запрещение перегрузки;
в) расходы, которые грузоотправитель принимает на свой счет;
г) стоимость груза и объявленная ценность;
д) инструкции грузоотправителя перевозчику относительно
страхования груза;
е) перечень документов, переданных перевозчику.
7. В товарно-транспортную накладную могут быть внесены и другие
данные о грузе и условиях перевозки, если эти дополнения не будут
противоречить правилам перевозки и ответственности сторон,
предусмотренным настоящими Основными условиями.
8. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия,
вызванные неправильностью, неточностью или неполнотой сведений,
указанных им в товарно-транспортной накладной, за исключением
случаев, предусмотренных п.11 настоящих Основных условий.
9. Товарно-транспортная накладная составляется в четырех
оригинальных экземплярах, подписанных грузоотправителем и
перевозчиком.
Первый зкземпляр остается у грузоотправителя, второй следует с
грузом грузополучателю, третий и четвертый - сохраняются у
перевозчика.
При отправлении одной партии груза несколькими автомобилями
товарно-транспортная накладная составляется отдельно на груз,
отправленный на каждом автомобиле.
10. Перевозка грузов опасных, скоропортящихся и других,
требующих соблюдения особых условий, осуществляется в соответствии с
этими условиями.
Грузоотправитель обязан указать в товарно-транспортной
накладной условия перевозки этих грузов, а также заблаговременно
ознакомить с ними перевозчика.
11. При приеме груза перевозчик обязан проверить соответствие
указаний, сделанных в товарно-транспортной накладной относительно
количества принятых грузовых мест, их маркировки и нумерации, а
также внешнее состояние груза и его упаковки.
Грузоотправитель имеет право потребовать от перевозчика
произвести проверку веса брутто груза и его количества, выраженного
в любых единицах измерения.
В случаях, когда перевозчик не имеет возможности произвести
проверку данных, указанных в настоящем пункте, он должен сделать в
товарно-транспортной накладной соответствующие оговорки. Указанные
оговорки не имеют силу, если они не заверены подписью
грузоотправителя или его агента.
Перевозчик может потребовать возмещения расходов связанных с
этой проверкой. Результаты упомянутых проверок вносятся в накладную.
12. Грузоотправитель обязан приложить к товарно-транспортной
накладной документы, необходимые для выполнения таможенных и прочих
формальностей. Грузоотправитель возмещает перевозчику все расходы,
возникшие в результате отсутствия или неправильности оформления
указанных документов.
Перевозчик не обязан проверять правильность оформления
приложенных к товарно-транспортной накладной документов.
13. В случае, если сдача груза грузополучателю, указанному в
товарно-транспортной накладной, невозможна по причине, не зависящей
от перевозчика, перевозчик обязан запросить дополнительные указания
у грузоотправителя.
Если перевозчик не может выполнить указания, предусмотренные в
товарно-транспортной накладной, и не имеет возможности своевременно
получить указания от грузоотправителя, то он обязан принять меры,
которые представляются ему наиболее целесообразными в интересах
наилучшего выполнения перевозки.
14. Грузоотправителю представляется право изменять место
назначения груза и грузополучателя, которые первоначально были
указаны в товарно-транспортной накладной, а также прерывать
перевозки. Перевозчик выполняет распоряжения грузоотправителя только
при условии, если груз еще не выдан грузополучателю.
Грузоотправитель обязан уведомить первоначального и вновь
назначенного грузополучателя о таком изменении, а также возместить
перевозчику расходы, возникшие в связи с выполнением этих указаний.
Грузополучатель, указанный в выполнении этих указаний, имеет
право дать указание перевозчику сдать груз другому юридическому или
физическому лицу.
Эти указания грузополучателя, а также грузоотправителя должны
быть даны в письменной форме (письмо, телекс, телеграмма и т.п.).
В указанных случаях, если перевозчик не имеет возможности
доставить груз к месту нового назначения, он должен связаться с
представительством Советского Союза в стране пребывания для
получения соответствующих инструкций.
15. Перевозчик имеет право на возмещение расходов, понесенных
им в результате выполнения особых инструкций и поручений
грузоотправителя или грузополучателя, не предусмотренных условиями
договора, если эти расходы не являются следствием вины перевозчика.
16. При сдаче груза перевозчиком в пункте назначения
грузополучатель обязан сделать отметку о получении груза в третьем
и четвертом экземпляре товарно-транспортной накладной. Груз,
прибывший в исправных автомобилях, прицепах, контейнерах и цистернах
с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдается
грузополучателю без проверки количества мест, веса и состояния груза
при условии, если в товарно-транспортной накладной сделана отметка
перевозчика, заверенная грузоотправителем, о том, что груз
принимался перевозчиком без проверки.
Обнаруженные при сдаче груза и при проверке количества мест и
веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются
соответствующими отметками во втором, третьем и четвертом
экземплярах товарно-транспортной накладной и скрепляется подписями
грузополучателя и перевозчика.
Раздел III. Перевозки, выполняемые последовательно
несколькими советскими автомобильными перевозчиками
17. Если перевозка, условия которой определяются одним
договором, выполняется последовательно несколькими автомобильными
перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку.
При этом каждый последующий перевозчик, в силу принятия им груза и
накладной, становится участником перевозки на указанных в
товарно-транспортной накладной условиях.
18. Перевозчик, принимающий грузы от своего предшественника,
вручает последнему подписанную и датированную расписку о принятии
груза, а также делает все необходимые оговорки на втором экземпляре
товарно-траспортной накладной и на выданной расписке. Оговорки,
сделанные последующими перевозчиком, считаются действительными лишь
при наличии подписи предыдущего перевозчика.
19. Ущерб, причиненный при перевозке грузов, осуществляемой
несколькими автомобильными перевозчиками, возмещается в следующем
порядке:
а) перевозчик, по вине которого причинен ущерб, должен один
нести ответственность за все убытки, понесенные им самим или другими
перевозчиками;
б) если ущерб был причинен по вине нескольких перевозчиков, то
каждый из них должен уплатить сумму пропорциональную доле лежащей на
нем ответственности; если определение этой доли не представляется
возможным, каждый перевозчик несет ответственность пропорционально
части причитающейся ему платы за перевозку;
в) если нельзя установить, который из перевозчиков несет
ответственность за ущерб, сумма возмещения распределяется между
всеми перевозчиками пропорционально причитающейся им провозной
платы.
20. Претензии и иски, вытекающие из международной перевозки
грузов автомобильным транспортом, исполняемой несколькими
перевозчиками, предъявляются перевозчику, с которым заключен договор
международной перевозки грузов автомобильным транспортом.
В этих случаях, перевозчик, с которым заключен договор
международной перевозки, имеет право обратиться с регрессными
требованиями к остальным перевозчикам, участвовавшим в перевозке
груза.
Раздел IV. Порядок расчетов
21. Расчеты за международные перевозки грузов между советским
перевозчиком и советскими грузоотправителями (грузополучателями)
производятся в порядке, установленном "Инструкцией о порядке
расчетов советских учреждений, организаций и предприятий с
Министерством автомобильного транспорта РСФСР за международные
перевозки грузов автомобильным транспортом", а расчеты между
советским перевозчиком и иностранными грузоотправителями
(грузополучателями), иностранными перевозчиками - в порядке,
определенном заключенными между ими соглашениями, контрактами,
договорами.
Раздел V. Ответственность перевозчиков, грузоотправителей
и грузополучателей
22. Перевозчики, грузоотправители и грузополучатели несут
материальную ответственность за нарушение обязанностей, вытекающих
из договора международной перевозки грузов советским
автотранспортом, в пределах, предусмотренных настоящими Основными
условиями.
23. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу,
порчу или повреждение груза с момента принятия груза к перевозке и
до выдачи его грузополучателю, а также за просрочку в доставке.
Ссылка на дефекты автотранспортных средств, а также на вину агентов,
услугами которых пользуется перевозчик, не освобождают последнего от
ответственности за сохранность груза.
24. Перевозчик не несет ответственности, если утрата,
недостача, порча или повреждение груза, а также просрочка в доставке
произошли:
а) по вине грузоотправителя или грузополучателя;
б) вследствие особых естественных свойств груза;
в) а также в результате обстоятельств, избегнуть или
предотвратить последствия которых он не мог.
25. Перевозчик также освобождается от ответственности, если
докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза являются
следствием особого риска, связанного со следующими обстоятельствами:
а) перевозкой груза на открытых и не покрытых брезентом
автомобилях, если возможность такой перевозки была определена
грузоотправителями, о чем имеется соответствующая отметка в
накладной;
б) недостатками тары или упаковки, которые не могли быть
замечены по наружному виду при приеме груза и перевозке, или
применением тары, не соответствующей свойствам груза или
установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в
пути;
в) с характером некоторых грузов, подверженных по своим
свойствам полной или частичной гибели, гниению, усушке, убыли,
нормальной утечке, действию паразитов или грызунов и т.д., если
недостача груза не превышает норм естественной убыли.
В указанных случаях перевозчик несет ответственность за
несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что
утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине
перевозчика.
26. Грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать
груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если груз
не был доставлен грузополучателю в течение 30 дней по прошествии
срока доставки, указанного в товарно-транспортной накладной, или, в
случае отсутствия такого срока, в течение 60 дней со дня принятия
груза перевозчиком.
Признается, что имела место просрочка доставки, если груз не
был доставлен в срок, указанный в товарно-транспортной накладной,
или, при отсутствии такого указания, в срок необходимый при обычных
условиях на выполнение такой перевозки.
27. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при международной
перевозке груза советским автомобильным транспортом, в следующих
размерах:
а) за утрату или недостачу груза - в размере стоимости
утраченного или недостающего груза;
б) за повреждение и порчу груза - в размере той суммы, на
которую понизилась его стоимость;
в) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной
ценностью, - в размере объявленной ценности, если перевозчиком не
будет доказано, что она превышает действительную стоимость груза.
Перевозчик возвращает также провозную плату, взысканную за
перевозку утраченного или недостающего груза.
В случае повреждения груза размер возмещения на может
превышать:
а) суммы возмещения, которая причиталась бы при утрате всего
груза, если при перевозке повреждению подвергся весь груз;
б) суммы возмещения, которая причиталась бы при утрате той
части груза, которая была повреждена при частичном повреждении
груза.
28. Стоимость груза определяется на основании контракта на
продажу данного груза или по ценам места назначения в то время,
когда туда груз прибыл или должен был прибыть, а при невозможности
определить эти цены - по ценам места и времени отправления груза.
Размер возмещения за утрату или недостачу груза не может
превышать 4 руб. 50 коп. за каждый килограмм недостающего веса
брутто.
29. Стоимость груза, принадлежащего советской государственной,
кооперативной или общественной организации и перевозившегося
советским автомобильным транспортом, определяется по установленным
государственным ценам. Если по грузу грузоотправитель или
грузополучатель обязан уплатить налог с оборота, а счет
грузоотправителя выписан без налога с оборота, к сумме счета
добавляется соответствующая сумма налога с оборота.
30. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком
за ущерб, причиненный людям, автотранспортному средству,
оборудованию иди другим грузам, а также за расходы, вызванные
неисправной упаковкой груза, за исключением случаев, когда дефекты
упаковки были явными или известными перевозчику в момент приема им
груза, однако последним не было сделано никаких оговорок в
товарно-транспортной накладной.
31. Если утраченный груз будет найден в течение года со дня
получения возмещения от перевозчика, то грузоотправитель,
грузополучатель или перевозчик обязаны информировать об этом друг
друга.
Раздел VI. Претензии, иски
32. Имущественные споры, вытекающие из международной перевозки
грузов автомобильным транспортом СССР, подлежат разрешению в
следующих органах:
а) споры между перевозчиками и советскими грузоотправителями
или грузополучателями разрешаются в органах Госарбитража или в ином
порядке согласно действующим правилам;
б) споры, в которых хотя бы одной из сторон являются
иностранные юридические или физические лица, подлежат разрешению во
Внешнеторговой арбитражной комиссии при Всесоюзной Торговой Палате в
соответствии с Правилами о производстве дел этой комиссией.
33. По вопросам, не регламентированным настоящими Основными
условиями, перевозчик и советские грузоотправителя (грузополучатели)
руководствуются советским внутренним законодательством.
|