ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
В СВЯЗИ С ДВАДЦАТИЛЕТИЕМ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕВЕРО-
АТЛАНТИЧЕСКОГО БЛОКА
Правительства стран-участников Североатлантического союза
(НАТО) отмечают 20-летие деятельности этого военно-политического
блока. Прошло два десятилетия с того времени, когда в обстановке
нагнетания тревоги и страха перед мнимой "угрозой с Востока" был
сколочен Североатлантический блок. Творцы этого блока утверждали,
будто он создается с оборонительной целью. Однако действительный
смысл и назначение создавшейся военной группировки были совершенно
иными. Советское правительство уже тогда, в связи с созданием
НАТО, подчеркивало, что участникам НАТО никто не угрожает, на них
никто не собирается нападать, что этот военный блок носит аг-
рессивный характер и нацелен против Советского Союза и других ми-
ролюбивых стран. Двадцать лет существования НАТО подтвердили спра-
ведливость этой оценки. Жизнь развеяла созданный империалистами
миф об угрозе "советской агрессии" в Европе. Организация Североат-
лантического договора предстала в глазах народов как главный
источник военной опасности, как опора всех реакционных сил Европы,
как покровитель западногерманского милитаризма и реваншизма.
Североатлантический союз возник в обстановке, когда с разгро-
мом фашистской Германии империализм лишился одного из своих глав-
ных ударных отрядов, а устои капиталистической системы в Европе и
во всем мире оказались серьезно подорванными. Ускорился процесс
прогрессивного развития человеческого общества. Поражение гитле-
ровской Германии укрепило надежды народов на то, что Европа пе-
рестанет быть очагом войн и международной напряженности, превра-
тится в континент мира и безопасности для всех ее государств.Се-
вероатлантический блок создал серьезные препятствия для осущест-
вления этих надежд, выступив как орудие тех политических сил, ко-
торые не хотели допустить развития Европы по мирному и демократи-
ческому пути.
Инициатор создания НАТО - Соединенные Штаты Америки преследо-
вали свои особые цели: посредством гегемонии в этом блоке закре-
пить достигнутое ими в условиях послевоенного ослабления других
империалистических стран главенствующее положение в капиталисти-
ческом мире. США и попавшие в зависимое от них положение западно-
европейские государства совершили резкий поворот в своей политике.
Они отошли от принятых совместно с Советским Союзом решений об
основах послевоенного устройства Европы и встали на путь обостре-
ния международной напряженности, форсированной гонки вооружений,
подготовки агрессивной войны против социалистических стран. В
основе этой политики США и их союзников лежала установка на то,
чтобы подорвать или хотя бы остановить исторический процесс укреп-
ления сил социализма.
Конечно, социалистические страны Европы не могли оставаться
безучастными к этой угрозе и вынуждены были объединиться в оборо-
нительной Организации Варшавского Договора. Таким образом, именно
следствием создания НАТО явились раскод Европы на военные группи-
ровки, возникновение на нашем континенте обстановки опасного воен-
ного противостояния и осложнение международных отношений.
Под какими бы наименованиями ни фигурировал агрессивный курс
НАТО - под флагом политики "отбрасывания" социализма, политики
"сдерживания" или политики "с позиций силы", направленность этого
курса против социалистических стран и других миролюбивых госу-
дарств Европы оставалась неизменной.
НАТО стала инструментом "холодной войны", организатором под-
рывной работы, шпионажа, идеологических диверсий, вдохновителем
попыток контрреволюционных переворотов в социалистических странах.
Эти действия, которые особенно активизировались в последнее
время, отбрасывают назад процесс разрядки напряженности в Европе,
опровергая тем самым лицемерные заявления руководителей Североат-
лантического блока, будто они выступают в пользу разрядки и стре-
мятся превратить НАТО в орган,содействующий мирному сотрудни-
честву.
Создавая военную группировку НАТО, ее инициаторы прикрывали
свои агрессивные намерения декларациями о стремлениях придержи-
ваться "принципов демократии, свободы личности и господства пра-
ва". На деле же блок НАТО оказался постоянным носителем угрозы
экспорта контрреволюции, силой, выступающей против демократии.
Поддержка фашистского режима в Португалии, покровительство фран-
кистской диктатуре в Испании, организованный при помощи руководя-
щих кругов НАТО военный переворот в Греции, поощрение деятельности
бывших гитлеровцев и нацистов в Западной Германии - все это гово-
рит о глубоко антидемократическом характере политики сил, объеди-
нившихся в организации Североатлантического договора. По существу
все реакционные режимы не только в Европе, но и во всем мире - от
Сайгона до Южной Африки, от Сеула до Лиссабона - пользуются под-
держкой руководителей Североатлантического пакта.
Создавая Североатлантический блок, его творцы рекламировали
свое миролюбие, навязчиво подчеркивали "желание жить в мире со
всеми народами и всеми правительствами". Но кому не известно, что
не было почти ни одного года за весь послевоенный период, когда
государства, входящие в Североатлантический пакт, и прежде всего
все его ведущие участники, не прибегали бы к войне, интервенции,
вооруженному подавлению национально-освободительных движений. Сто-
ит лишь напомнить об агрессии в Корее и Вьетнаме, о тройственной
агрессии против Египта, об интервенции в Доминиканской Республике,
о вооруженном вмешательстве против народа Конго (Киншаса). Для
развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки НАТО уже дав-
но является синонимом силы, поддерживающей колониализм. Не секрет,
что Североатлантический блок несет большую долю ответственности
за позорные колониальные войны Португалии против народов Анголы,
Мозамбика и "португальской" Гвинеи, за пособничество расистам в
ЮАР и Родезии.
С первых лет деятельности Североатлантического блока его ру-
ководители старались всячески затушевать тот факт, что одной из
главных целей НАТО является возрождение капитализма в Западной
Германии. Когда в 1955 году ФРГ вступила в НАТО, официальные дея-
тели государств-участников Североатлантического пакта заверяли,
что этот шаг ограничит вооружение Западной Германии, позволит
поставить его под контроль. Однако в действительности присоедине-
ние ФРГ к НАТО резко ускорило восстановление военно-промышленного
потенциала в Западной Германии и создание вооруженных сил. Нахо-
дясь в НАТО, Западная Германия, в нарушение Потсдамских соглаше-
ний и других международных решений о недопущении возрождения гер-
манского милитаризма и нацизма, превратилась в очаг военной
опасности в центре Европы.
Уже через год после вступления ФРГ в НАТО боннские власти
ввели всеобщую воинскую повинность. Ныне бундесвер насчитывает
около полумиллиона солдат, являясь самой крупной западноевропейской
армией в НАТО, располагающей современным вооружением, включая
средства доставки ядерного оружия. Западногерманские офицеры и ге-
нералы все больше прибирают к своим рукам командные посты в раз-
личных штабах вооруженных сил Североатлантического блока.
Федеративная Республика Германия упорно не хочет согласиться
с результатами второй мировой войны, провозглашает реваншистский
курс, направленный на перекройку карты Европы, выступает с беспоч-
венными претензиями на представительство "всего немецкого народа",
посягает на Западный Берлин, не признает мюнхенское соглашение не-
действительным с самого начала, под разными предлогами уклоняется
от подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. Запад-
ная Германия не прекращает настойчивых попыток получить в той или
иной форме доступ к ядерному оружию.
Восстановление милитаризма в Западной Германии, ее превраще-
ние в основную военную силу среди европейских участников НАТО -
это наиболее очевидное проявление подлинных целей Севвероатланти-
ческого блока.
Становится все более очевидным резкое несоответствие между
деятельностью НАТО и интересами мира и безопасности народов, в том
числе и народов стран, вовлеченных в Североатлантический блок. В
течение всех 20 лет своего существования НАТО выступает в ка-
чепстве фактора, который осложняет и тормозит мирное решение акту-
асльных международных проблем, развитие сотрудничества между наро-
дами. Факты свидетельствуют, что деятельность НАТО постоянно соз-
дает атмосферу напряженности. В этом заинтересованы прежде всего
военно-промышленные монополии, обогащающиеся на производстве ору-
жия и готовые идти на опасные авантюры ради увеличения своих при-
былей. Фактом является то, что руководство Североалтантического
блока оказывает давление на входящие в него страны, добиваясь все
нового и нового усиления милитаризма.
Участники НАТО за годы существования этого блока затратили на
вооружение астрономическую сумму - около 1300 миллиардов долларов.
Теперь эти непроизводительные затраты превышают 100 миллиардов в
год. Это означает колоссальную растрату энергии и труда, огромных
материальных ценностей и ресурсов, которые могли быть обращены на
созидательные цели. Каждому понятно, что эти сотни миллиардов дол-
ларов изъяты из карманов налогоплательщиков, то есть отняты у тру-
дящихся в странах-участницах НАТО. Этих средств было бы достаточно
для удовлетворения многих экономических и социальных нужд населе-
ния, таких, как обеспечение жилищами и ликвидация трущоб, введени-
ме бесплатной медицинской помощи, бесплатного обучения на всех
ступенях, широкое строительство школ, больниц и других социальных
и культурных учреждений, улучшение материального обеспечения в
старости, достижение быстрого прогресса в развитии мирной науки и
техники, включая использования ядерной энергии в мирных целях,
исследование космоса, регулирование климата, освоение богатств Ми-
рового океана, а также во многих других областях.
Гонка вооружений, навязанная миру Североатлантическим союзом,
подхлестывается долгосрочными программами создания все новых и бо-
лее разрушительных, дорогостоящих видов оружия, которые разрабаты-
ваются как совместно, так и порознь участниками НАТО. В этом - од-
на из главных причин того, что жизненно важные вопросы разоружения
до настоящего времени не находят своего решения.
Большую озабоченность вызывает усиление военной активности
НАТО в последнее время. Руководство НАТО выступило с планами ново-
го увеличения военных бюджетов, создаются объединенные воен-
но-морские силы НАТО, организуются новые звенья военного механизма.
Особое внимание обращает на себя активизация военных приго-
товлений в Средиземноморском районе Европы, где постоянно крейси-
рует ракетно-ядерный флот США. В этой части мира складывается
обстановка, чреватая самыми опасными неожиданностями, что вынужда-
ет миролюбивые государства принимать необходимые меры предосторож-
ности.
История двадцатилетнего периода существования НАТО - это не
только длинный перечень военных приготовлений и рискованных мероп-
риятий, нагнетающих напряженность. Это также история настойчивой
борьбы народов стран-участниц НАТО против политики этого блока,
против военного присутствия США в Европе, против полетов амери-
канских бомбардировщиков с ядерным оружием на борту, за выход из
НАТО и нейтралитет, за ликвидацию этой агрессивной группировки.
Правительства стран-членов Североатлантического союза подвергаются
постоянному давлению миролюбивых сил, которые требуют проведения
политики, отвечающей реальным интересам мира и безопасности. Все
эти факторы заставляют наиболее дальновидных руководителей запад-
ных государств задумываться над целесообразностью дальнейшего
участия своих стран в НАТО.
В то время как во многих странах все явственнее пробивают се-
бе дорогу тенденции к налаживанию разносторонних связей и взаимо-
выгодного делового сотрудничества между государствами с различным
общественно-политическим строем, Североатлантический блок, исполь-
зуя обветшалое знамя антикоммунизма и антисоветизма, делает ставку
на разъединение народов и стран, затрудняет взаимовыгодные контак-
ты между ними, сковывает полезные начинания в этой сфере. Силы,
определяющие политику НАТО, стремятся ограничить двусторонние от-
ношения членов НАТО с социалистическими странами. Это касается как
политических контактов, которые, как опасаются деятели НАТО, могут
подорвать "атлантическую солидарность", так и внешнеторгового об-
мена, где до сих пор сохраняются дискриминационные меры, введенные
якобы для предотвращения "стратегического урона" Западу.
Обязательства участников НАТО создают опасность втягивания
этих стран, даже помимо их воли, в конфликты, чуждые их националь-
ным интересам и - более того - угрожающие самому их существованию.
Сейчас руководящие силы НАТО принимают меры, преследующие це-
ли затруднить странам этого блока осуществление предусмотренного
Североатлантическим договором права выхода из союза. Лидеры НАТО
хотели бы увековечить существование этого военно-политического
союза. Однако коренные чаяния народов диктуют необходимость приня-
тия правительствами всех стран, больших и малых, конкретных мер
для того, чтобы покончить с разделом мира на военные блоки, с гон-
кой вооружений, с опасным военным противостоянием в центре Европы
вооруженных сил двух общественных систем, оснащенных самыми совре-
менными видами оружия. Жизненные интересы народов мира требуют
скорейшего политического урегулирования во Вьетнаме и на Ближнем
Востоке, предотвращения новых военных конфликтов, развития и ук-
репления политических, экономических и культурных связей между
всеми государствами на основе полного равноправия, уважения неза-
висимости и суверенитета государств.
Два десятилетия деятельности НАТО подтверждают, что невозмож-
но обеспечить подлинную безопасность для одних стран, подвергая
угрозе безопасность народов других стран. В самих странах-участ-
ницах НАТО, и не только среди общественности,но и в ответственных
политических кругах все более растет понимание того объективного
факта, что НАТО является главным препятствием на пути обеспечения
международной безопасности. И никакими доктринами о "равновесии
сил" или "равновесии страха" этот непреложный факт нельзя затуше-
вать.
Действительная и прочная безопасность народов может быть
обеспечена только на пути отказа от разделения мира на военные
блоки, прекращения гонки вооружений, на пути расширения мирного
взаимовыгодного сотрудничества между всеми народами и решения всех
спорных вопросов посредством переговоров.
Конструктивная программа действий по укреплению мира и безо-
пасности в Европе содержится в Декларации Совещания Политического
консультативного комитета государств-участников Варшавского Дого-
вора, принятой в 1966 году в Бухаресте, в Заявлении Конференции
европейских коммунистических и рабочих партий в Карловых Варах в
1967 году и в Будапештском обращении государств-участников Вар-
шавского Договора ко всем европейским странам от 17 марта 1969 го-
да. Эта программа вызвала широкий положительный отклик среди евро-
пейской общественности. Само собой разумеется, что серьезная и эф-
фективная работа по обеспечению мира и безопасности в Европе воз-
можна лишь на основе признания реального положения на континенте.
Признание незыблемости сложившихся послевоенных границ в Европе,
факта существования двух германских государств - Германской Демок-
ратичепской Республики и Федеративной Республики Германии, - иск-
лючение всякой возможности доступа ФРГ к ядерному оружию - таковы
необходимые предпосылки радикального улучшения политической ат-
мосферы в Европе. Для этого также требуется, чтобы правительство
ФРГ отказалось от своих абсолютно незаконных претензий в отношении
Западного Берлина, не раз создававших опасные ситуации. Необходи-
мо, наконец, чтобы мюнхенское соглашение было признано Западной
Германией недействительным с самого начала.
Интересы укрепления мира в Европе требуют успешного заверше-
ния усилий государств по обеспечению скорейшего вступления в силу
Договора о нераспространении ядерного оружия. Предпринимаемые сей-
час ФРГ и некоторыми другими государствами попытки оттянуть
присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия дик-
туются соображениями, не имеющими ничего общего с задачей сдержи-
вания гонки вооружений и тем самым ослабления опасности ядерной
войны.
В сложившейся в настоящий момент обстановке в Европе все бо-
лее актуальное значение приобретает принятие мер, направленных на
осуществление разоружение. Советское правительство твердо убеждено
в необходимости решительно и настойчиво продвигаться к разоруже-
нию, каких бы то усилий ни стоило, ибо нет других более верных и
надежных средств для обеспечения подлинной безопасности и парочно-
го мира. Советское правительство считает необходимым напомнить
правительствам всех государств о предложениях, содержащихся в его
"Меморандуме о некоторых неотложных мерах по прекращению гонки во-
оружений и разоружению", внесенном в Организацию Объединенных На-
ций и в Комитет 18 государств по разоружению. Меморандум Советско-
го правительства получил широкое одобрение со стороны большинства
государств-членов ООН.
Советский Союз и другие страны социалистического содружества
последовательно выступают за укрепление мира и безопасности наро-
дов, за широкое международное сотрудничество на основе принципов
мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
Будапештское Совещание Политического консультативного комите-
та государств-участников Варшавского Договора в своем Обращении ко
всем европейским странам предложило созвать общеевропейское Сове-
щание для обсуждения вопросов европейской безопасности и мирного
сотрудничества. Народы Европы с чувством удовлетворения встретили
это важное конструктивное предложение социалистических стран. Пра-
вительство Советского Союза ожидает, что это Обращение найдет по-
ложительный отклик у правительств всех европейских стран с тем,
чтобы можно было объединенными усилиями перейти к действиям, нап-
равленным на создание прочной системы безопасности народов Европы,
укрепление всеобщего мира.
Высказывая изложенные выше соображения, Советское прави-
тельство хотело бы привлечь внимание государств-участников Северо-
атлантического союза, всех народов к тем крайне опасным для дела
мира последствиям, которые влечет за собой продолжение существова-
ния агрессивного блока НАТО, и к необходимости решения неотложных
проблем упрочения безопасности в Европе и всеобщего мира, диктуе-
мой самой жизнью, самим ходом исторического развития человечества.
|