ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН
(в ред. Указов Президиума ВС СССР
от 04.03.1980 N 1662-X, от 02.02.1988 N 8422-XI)
Обращения граждан в государственные и общественные органы с
предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство
осуществления и охраны прав личности, укрепления связей
государственного аппарата с населением, существенный источник
информации, необходимой при решении текущих и перспективных
вопросов государственного, хозяйственного и социально -
культурного строительства. Являясь одной из форм участия
трудящихся в управлении, обращения граждан способствуют усилению
контроля народа за деятельностью государственных и общественных
органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками
в их работе.
Учитывая большое значение, которое имеет постоянное
совершенствование деятельности государственных, общественных
органов и должностных лиц, направленной на улучшение приема
населения, своевременное и правильное рассмотрение предложений,
заявлений, жалоб граждан, выявление и устранение причин,
вызывающих жалобы, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Все государственные и общественные органы должны
обеспечивать гражданам СССР необходимые условия для осуществления
провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими
законами прав вносить в письменной и устной форме в
государственные органы и общественные организации предложения об
улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе,
обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц,
государственных и общественных органов.
Государственные и общественные органы, предприятия,
организации, их руководители, другие должностные лица обязаны
принимать и в соответствии со своими полномочиями, в установленные
настоящим Указом и другим законодательством Союза ССР и союзных
республик порядке и сроки рассматривать предложения, заявления и
жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с
указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного
существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте
его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих
сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
2. Предложения, заявления и жалобы граждан государственные
органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной
Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик,
законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Органы Союза ССР разрешают предложения, заявления и жалобы
граждан, относящиеся к вопросам ведения Союза ССР.
По вопросам совместного ведения Союза ССР и союзных республик
органы Союза ССР разрешают предложения, заявления и жалобы
граждан, когда данные вопросы отнесены к компетенции союзных
органов, а также в порядке рассмотрения жалоб на решения, принятые
по предложениям, заявлениям и жалобам центральными органами
союзной республики, в случае несоответствия этих решений
законодательству Союза ССР.
По иным вопросам предложения, заявления и жалобы граждан
разрешаются соответствующими республиканскими и местными
государственными органами, предприятиями, учреждениями и
организациями.
3. В целях своевременного рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан:
предложения и заявления подаются гражданами в те
государственные и общественные органы, предприятия, учреждения,
организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению
которых относится разрешение данного вопроса;
жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым
непосредственно подчинены государственный, общественный орган,
предприятие, учреждение, организация или должностное лицо,
действия которых обжалуются.
Жалобы на решения общих собраний членов колхозов,
кооперативных и иных общественных организаций, не имеющих своих
вышестоящих органов, а также на решения органов общественной
самодеятельности, действующих под руководством Советов народных
депутатов, подаются в исполнительный и распорядительный орган
соответствующего Совета.
В случаях и порядке, предусмотренных законом, жалобы могут
быть поданы в суд.
4. Государственные и общественные органы, предприятия,
учреждения, организации, их руководители и другие должностные
лица, к ведению которых не относится решение вопросов,
поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, направляют их не
позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом
заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует
обратиться.
5. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем
органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
6. Руководители и другие должностные лица государственных и
общественных органов, предприятий, учреждений и организаций
обязаны проводить личный прием граждан.
Прием должен проводиться в установленные и доведенные до
сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, в
необходимых случаях - в вечерние часы, по месту работы и
жительства.
Личную ответственность за организацию приема и рассмотрение
предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных и
общественных органах, на предприятиях, в учреждениях и
организациях несут их руководители.
7. Государственные и общественные органы, предприятия,
учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица
при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны:
внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости
истребовать нужные документы, направлять работников на места для
проверки, принимать другие меры для объективного разрешения
вопроса;
принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям,
жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих
решений;
сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях,
принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их
отклонения указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять
порядок обжалования;
систематически анализировать и обобщать предложения,
заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с
целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих
нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения
общественного мнения, совершенствования работы государственных и
общественных органов, предприятий, учреждений и организаций.
8. Гражданин, не согласный с решением, принятым по его
предложению, заявлению, жалобе, имеет право обжаловать это решение
в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно
подчинены государственный, общественный орган, предприятие,
учреждение, организация или должностное лицо, принявшие обжалуемое
решение.
9. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со
дня поступления в государственный, общественный орган, на
предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос
по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки -
безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Законодательством союзных республик могут устанавливаться
сокращенные сроки разрешения заявлений и жалоб в республиканских и
местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и
организациях.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы
необходимо проведение специальной проверки, истребование
дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки
разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения
продлены руководителем или заместителем руководителя
соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но
не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему
заявление или жалобу.
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца,
за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного
изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
10. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей
разрешаются:
в органах Союза ССР и в республиканских органах в срок до 15
дней со дня их поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по
существу;
в местных органах, на предприятиях, в учреждениях и
организациях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня
поступления заявления или жалобы в орган, обязанный разрешить
вопрос по существу.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы
необходимо проведение специальной проверки, истребование
дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки
разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения
продлены руководителем или заместителем руководителя
соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но
не более чем на 15 дней, с сообщением об этом лицу, подавшему
заявление или жалобу.
Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, связанные с
прохождением службы, подаются, рассматриваются и разрешаются в
соответствии с Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом
Вооруженных Сил СССР.
11. Предложения, заявления и жалобы граждан, поступающие из
редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств
массовой информации, а также выступления и опубликованные в печати
материалы, связанные с предложениями, заявлениями, жалобами,
рассматриваются государственными и общественными органами,
предприятиями, учреждениями и организациями в порядке и в сроки,
предусмотренные настоящим Указом.
12. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов
для рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан привлекают
депутатов и актив соответствующих Советов.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации
для рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, проведения по ним
проверок и других мер привлекают представителей общественности,
народных контролеров, передовых рабочих, колхозников и служащих.
В необходимых случаях предложения граждан, а также результаты
рассмотрения заявлений и жалоб, имеющих общественное значение,
должны обсуждаться на собраниях трудовых коллективов и по месту
жительства граждан.
13. Все государственные и общественные органы обязаны
систематически проверять состояние дел по рассмотрению
предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им
предприятиях, учреждениях и организациях, принимать меры к
устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и
охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление
повторных заявлений и жалоб.
14. Советы народных депутатов и их органы проверяют состояние
дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в
соответствующих государственных и общественных органах, а также на
предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на
территории данного Совета; результаты проверок в необходимых
случаях обсуждают на сессиях Советов народных депутатов,
заседаниях исполнительных и распорядительных органов, постоянных
комиссий Советов народных депутатов.
Руководители исполнительных и распорядительных органов Советов
народных депутатов, других государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций должны систематически отчитываться о
работе по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб на сессиях
Советов народных депутатов, заседаниях их исполнительных и
распорядительных органов, а также на собраниях трудовых
коллективов и по месту жительства граждан.
15. Нарушение установленного порядка рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокита, а
также преследование граждан в связи с подачей предложений,
заявлений, жалоб либо за содержащуюся в них критику влекут в
отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии
с законодательством.
Те же деяния должностных лиц, причинившие существенный вред
государственным или общественным интересам или правам и охраняемым
законом интересам граждан, влекут уголовную ответственность по
соответствующим статьям уголовных кодексов союзных республик о
должностных преступлениях.
Подача гражданином заявления или жалобы в клеветнических целях
влечет ответственность в соответствии с законодательством.
16. Органы народного контроля осуществляют контроль за
соблюдением должностными лицами советских законов при рассмотрении
предложений, заявлений, жалоб граждан, проводят проверки состояния
этой работы в министерствах, государственных комитетах,
ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также
в колхозах, кооперативных и иных общественных организациях, ведут
борьбу с волокитой и бюрократизмом, допускаемыми при рассмотрении
обращений граждан, воздействуют на лиц, виновных в недостатках или
нарушениях в работе с предложениями, заявлениями, жалобами, как
путем товарищеской критики, обсуждения их неправильных действий,
так и посредством привлечения к ответственности в соответствии с
Законом о народном контроле в СССР.
17. Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры
осуществляют высший надзор за точным и единообразным исполнением
законов при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан
всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами,
предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и
распорядительными органами местных Советов народных депутатов,
колхозами, кооперативными и иными общественными организациями,
должностными лицами, принимают меры к восстановлению нарушенных
прав и защите законных интересов граждан, привлекают нарушителей к
ответственности и принимают другие меры в соответствии с Законом о
прокуратуре СССР.
18. Действие настоящего Указа не распространяется на порядок
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, установленный
уголовно - процессуальным, гражданским процессуальным
законодательством Союза ССР и союзных республик, Положением о
порядке рассмотрения трудовых споров, Положением об открытиях,
изобретениях и рационализаторских предложениях, Уставом связи и
другим законодательством Союза ССР и союзных республик.
19. Делопроизводство по предложениям, заявлениям и жалобам
граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях
и организациях ведется в порядке, утверждаемом Советом Министров
СССР.
|