МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 129
О СВЯЗЯХ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ
И ТРУДЯЩИМИСЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(Женева, 28 июня 1967 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного
бюро труда и собравшаяся 7 июня 1967 года на свою пятьдесят первую
сессию,
отметив положения Рекомендации 1952 года о сотрудничестве на
уровне предприятия,
принимая во внимание желательность дополнения положений,
содержащихся в этом акте,
постановив принять ряд предложений о связях на предприятии,
что является частью пятого пункта повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать восьмого дня июня месяца тысяча
девятьсот шестьдесят седьмого года нижеследующую Рекомендацию,
которая может именоваться Рекомендацией 1967 года о связях на
предприятии:
I. Общие соображения
1. Каждый член Организации должен принять надлежащие меры,
чтобы довести следующие положения настоящей Рекомендации до
сведения лиц, организаций и органов власти, которые могут ведать
учреждением и применением политики в области связей между
администрацией и трудящимися на предприятии.
2. 1) Предприниматели и их организации, а также трудящиеся и
их организации должны в своих общих интересах признать важность
атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая
благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и
для чаяний трудящихся.
2) Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого
распространения и обмена возможно более полной и объективной
информацией по различным аспектам жизни предприятия и социальных
условий трудящихся.
3) С целью создания такой атмосферы администрация должна после
консультации с представителями трудящихся принять соответствующие
меры для применения эффективной политики связей с трудящимися и их
представителями.
3. Эффективная политика связей должна обеспечивать такое
положение, чтобы до принятия администрацией решения по важным
вопросам об этом давалась информация и между заинтересованными
сторонами происходили консультации, поскольку передача такой
информации не причиняет ущерба ни одной из сторон.
4. Методы связей никоим образом не должны подрывать свободу
объединения; они никоим образом не должны наносить ущерба свободно
избранным представителям трудящихся, или их организациям, или
ограничивать функции органов, представляющих трудящихся в
соответствии с национальным законодательством.
5. Организации предпринимателей и трудящихся должны проводить
взаимные консультации и обмен мнениями с целью рассмотрения мер,
которые следует провести для поощрения и обеспечения принятия
политики связей и ее эффективного применения.
6. Должны предприниматься меры для обучения всех
заинтересованных пользованию методами связей и, насколько это
возможно, хорошо ознакомить их со всеми вопросами, которые должны
являться предметом связей.
7. В установлении и применении политики связей главы
предприятий, организации предпринимателей и трудящихся,
представительные органы трудящихся и, где позволяют национальные
условия, государственные органы власти должны руководствоваться
положениями, содержащимися ниже в разделе II.
II. Элементы политики связей на предприятии
8. Любая политика связей должна быть приспособлена к характеру
данного предприятия с учетом его размера, состава и интересов
рабочей силы.
9. Для достижения своей цели любая система связей на
предприятии должна обеспечивать подлинную и регулярную
двустороннюю связь:
a) между представителями администрации (глава предприятия,
начальник цеха, мастер и т.д.) и трудящимися; и
b) между главой предприятия, начальником отдела кадров или
любым другим представителем высшего руководящего состава и
представителями профсоюзов или такими другими лицами, на которых в
соответствии с законодательством или практикой страны или
коллективными договорами возложена задача представлять интересы
трудящихся на предприятии.
10. В случаях, когда администрация желает передать информацию
через представителей трудящихся, последним, если они согласны это
делать, должны предоставляться средства быстрого и полного
сообщения такой информации заинтересованным трудящимся.
11. При выборе канала или каналов связей, которые она считает
соответствующими характеру передаваемой информации, администрация
должна надлежащим образом учитывать разницу в характере функций
младшего руководящего персонала и представителей трудящихся, с тем
чтобы не ослабить их соответствующее положение.
12. Выбор соответствующего средства связи и времени его
применения должен основываться на обстоятельствах каждого
конкретного случая с учетом национальной практики.
13. В число средств связи могут, в частности, входить:
a) совещания для обмена мнениями и информацией;
b) сообщения, предназначенные для определенных групп
трудящихся (как например бюллетени мастеров и справочники по
вопросам политики в области кадров);
c) массовые средства, как например: журналы и газеты
предприятия, циркуляры и информационные и ознакомительные листки,
доски объявлений, годовые или финансовые отчеты, представляемые в
понятной для всех трудящихся форме, письма, посылаемые трудящимся,
выставки, посещения предприятия, фильмы, диапозитивы, радио и
телевидение;
d) средства, целью которых является дать трудящимся
возможность представлять предложения и высказывать свое мнение по
вопросам, касающимся деятельности предприятия.
14. Характер информации, подлежащей передаче, и ее форма
должны определяться таким образом, чтобы содействовать достижению
взаимопонимания сторон относительно проблем, порождаемых сложной
деятельностью предприятия.
15. 1) Предоставляемая администрацией информация должна в
зависимости от своего характера быть адресована либо
представителям трудящихся, либо трудящимся, и должна по мере
возможности включать все интересующие трудящихся вопросы,
относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к
положению трудящихся в настоящее время и в будущем, поскольку
передача такой информации не причинит ущерба сторонам;
2) В частности, администрация должна предоставлять информацию
относительно следующих вопросов:
a) общие условия занятости, включая условия найма,
перевода и увольнения;
b) описание обязанностей, подлежащих исполнению на
различных работах, и место конкретной работы в структуре
предприятия;
c) возможности профессионального обучения и перспективы
продвижения по работе на предприятии;
d) общие условия труда;
e) правила техники безопасности и гигиены труда и
инструкции по предупреждению несчастных случаев и
профессиональных заболеваний;
f) процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а
также правила и практика, регулирующие их применение, и
условия, дающие право прибегать к ним;
g) социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское
обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия,
условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское
обслуживание и т.д.);
h) системы социального обеспечения или социальной помощи,
существующие на предприятии;
i) положения национальных систем социального обеспечения,
распространяющиеся на трудящихся в силу того, что они работают
на предприятии;
j) общее положение предприятия и перспективы или планы его
дальнейшего развития;
k) разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно
повлиять на положение трудящихся на предприятии;
l) методы консультаций, дискуссий и сотрудничества между
администрацией и ее представителями, с одной стороны, и
трудящимися и их представителями, с другой.
3. Когда речь идет о вопросах, которые являлись предметом
переговоров между предпринимателем и трудящимися или их
представителями на предприятии, или предметом коллективного
договора, заключенного на более высоком уровне, чем данное
предприятие, в информации должно быть ясно указано об этом.
|