МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ И УЧЕТУ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ
Утверждена Министерством морского флота СССР
15 октября 1966 г.
В целях стандартизации и упрощения оформления и учета
аварийных случаев с судами морского флота капитанам аварийных судов
и органам расследования надлежит руководствоваться приведенными в
настоящей инструкции*:
-------------------------
* См. ст.ст. 75-76 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР.
классификационной таблицей аварийных случаев;
документацией по оформлению, расследованию и учету аварийных
случаев (формы: 1, 2, 3, 4, 5 и 6)*.
-------------------------
* В Сборнике приводится только форма 3.
КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ТАБЛИЦА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ
1. Виды аварийных случаев
а) Навигационные аварийные случаи
Учетный
индекс
Посадка на грунт А
Столкновение Б
Навал В
Повреждение средств навигационного ограждения Г
Бедствие судна Д
б) Технические аварийные случаи
Повреждение корпуса судна Е
Повреждение главных двигателей Ж
Повреждение вало-винтового комплекса З
Повреждение вспомогательных механизмов И
Повреждение судовых устройств К
в) Взрывы и пожары
Взрыв Л
Пожар М
Прочие аврийные случаи Н
2. Причины аварийных случаев
Нарушение Правил предупреждения столкновений и местных
правил плавания А
Нарушение основ судовождения и требований хорошей морской практики Б
Нарушение трудовой дисциплины В
Недостатки навигационно-гидрографического обеспечения Г
Конструктивный недостаток Д
Скрытый дефект Е
Недоброкачественный ремонт Ж
Изношенность З
Стихийные условия И
Случайные обстоятельства К
Преднамеренные действия Л
Не установлено М
3. Последствия аварийных случаев
Гибель людей А
Гибель судна Б
Повреждения, связанные с потерей мореходности В
Повреждения, не связанные с потерей мореходности Г
Потеря времени Д
ПОЯСНЕНИЯ К КЛАССИФИКАЦИОННОЙ ТАБЛИЦЕ
1. Виды аварийных случаев
А. Посадка на грунт (посадка на мель, касание грунта, выброска
на берег при срыве судна с якорей в штормовых условиях и т.п.).
Б. Столкновение (с одним или несколькими судами либо
гидросамолетами).
В. Навал на суда, портовые или иные гидротехнические
сооружения.
Г. Повреждение средств навигационного ограждения (буев, вех,
баранов и т.п.).
Д. Бедствие судна (в результате воздействия непреодолимых
стихийных условий, опрокидывание судна от потери устойчивости и
т.п.).
Е. Повреждение корпуса судна - все повреждения корпуса,
исключая повреждения, вызванные навигационными аварийными случаями,
тяжелой ледовой обстановкой, взрывами и пожарами. К этому виду
будут, например, относиться повреждения корпуса от воздействия
штормового волнения, из-за неправильной загрузки и смещения груза и
т.п.
Ж. Повреждение главных двигателей - повреждения механизмов,
обеспечивающих движение судна (главных дизелей, их трубопроводов,
главных паровых котлов, газотурбинных агрегатов, паровых поршневых
машин, центральных постов управления установками, главных
паропроводов, электродвижения, а также электрооборудования
указанных механизмов и т.п.).
З. Повреждение вало-винтового комплекса - все повреждения
валопроводов и гребных винтов.
И. Повреждение вспомогательных механизмов - повреждения
механизмов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судна (первичных
двигателей электростанций, механизмов, обслуживающих главную
силовую установку, главных циркуляционных насосов, а также
электрооборудования указанных механизмов и т.п.).
К. Повреждение судовых устройств - (якорного, спасательного,
рулевого, швартовного, грузового, а также их электрооборудования и
т.п.).
Л. К взрывам относятся все случаи взрывов, за исключением
вызванных случаями А - К, М, Н, т.е. взрывы горючих газов в судовых
помещениях при искрообразовании электрооборудования, при
искрообразовании от ударов металлических предметов, при разрядах
статического и атмосферного электричества и т.п.
М. К пожарам относятся все случаи пожаров, за исключением
вызванных случаями А - Л, Н, т.е. пожары от небрежного обращения с
открытым огнем и курения, от неисправности электрооборудования,
освещения и нарушения правил его эксплуатации; от попадания топлива
на раскаленные и горячие поверхности; от искрообразования при
работе котлов и камбуза, от самовозгорания и самовоспламенения
грузов и т.п.
Н. К прочим аварийным случаям относятся все остальные
аварийные случаи, не предусмотренные пп. А - М (например, намотка
на винты неогражденных рыболовных сетей, проникновение воды внутрь
судна через неплотно задраенные забортные отверстия).
Примечание. При определении вида аварийного случая за основу
принимается его первопричина, независимо от характера последствий.
Так, если повреждение корпуса судна вызвано столкновением, то
случай относится к "навигационным" и классифицируется как
"столкновение".
2. Причины аварийных случаев
А. Нарушение правил для предупреждения столкновений судов в
море и местных правил плавания - все нарушения ППСС и местных
правил плавания, а также нарушения требований других документов,
регламентирующих режим плавания.
Б. Нарушение основ судовождения и требований хорошей морской
практики - например, плавание без предварительных навигационных
расчетов, пренебрежение рекомендациями лоций, использование или
неполное использование возможностей технических средств
судовождения, необоснованный выбор способов обсерваций, дающих
неудовлетворительную точность для данных условий плавания;
использование неоткорректированных карт и пособий, игнорирование
гидрометеорологической информации; неверный выбор места якорной
стоянки; неверный учет маневренных элементов судна и
гидрометеообстановки при маневрировании; несвоевременное
изготовление якорей к отдаче при плавании в узкости, когда это
необходимо по обстановке, и другие нарушения общепринятых
практических приемов и действий.
В. Нарушение трудовой дисциплины - нарушение требований Устава
службы на судах ММФ, наставлений, правил технической эксплуатации и
других документов, выполнение которых для всех обязательно.
Г. Недостатки навигационно-гидрографического обеспечения -
неточность карт, лоций, недостатки ограждения навигационных
опасностей и пр.
Д. Конструктивный недостаток - неверный расчет рабочих
площадей клапанов, неверный расчет прочности узлов механизмов и
другие конструктивные просчеты, вызвавшие аварийный случай.
Е. Скрытый дефект - скрытые пороки литья, наличие полей
непроверенного металла и другие скрытые дефекты заводского
изготовления, вызвавшие аварийный случай.
Ж. Недоброкачественный ремонт - низкое качество электросварки,
небрежное выполнение сборочных послеремонтных работ и т.п.
З. Изношенность - возрастная усталость металла, скрытые
коррозийные очаги и т.п.
И. Стихийные условия - непреодолимые обстоятельства, приведшие
к аварийному случаю (ураган, цунами, тяжелая ледовая обстановка и
пр.).
К. Случайные обстоятельства - обстоятельства, которые было
невозможно заранее предвидеть, а следовательно, и предпринять
заблаговременные меры по обеспечению безопасности судна (например,
удар о "топляк").
Л. Преднамеренные действия - действия, преднамеренно ведущие к
аварийному случаю, с целью избежания более тяжелых последствий
(например, посадка на песчаную отмель для предотвращения
столкновения, последствия которого были бы заведомо тяжелее
последствий от посадки на мель).
М. Не установлено - причины аварийного случая не установлены в
отведенные сроки расследования.
3. Последствия аварийных случаев
А. Гибель людей (если это явилось следствием аварийного
случая).
Б. Гибель судна (затопление судна при невозможности или
нецелесообразности его подъема; полное конструктивное разрушение
судна вследствие посадки на мель, пожара и т.п., исключающее
возможности или целесообразность его восстановления).
В. Повреждения, связанные с потерей мореходности (технические
повреждения судов, повлекшие за собой временную потерю
мореходности).
Г. Повреждения, не связанные с потерей мореходности
(технические повреждения судов, не повлекшие за собой потери
мореходности, а также повреждения судами портовых сооружений и
средств навигационного ограждения).
Д. Потери времени - непроизводительные простои судна
вследствие аварийного случая, не повлекшие за собой технических
повреждений судна или других объектов.
Примечания: 1. Под "потерей мореходности" следует понимать
всякое техническое повреждение судна, являющееся препятствием к его
нормальной эксплуатации (плаванию) в соответствии с нормами
Регистра СССР.
2. Совместно с последствиями пп. Б, В, Г должны указываться
технические убытки.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ, РАССЛЕДОВАНИЮ
И УЧЕТУ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ
Форма 1
-------------------------------
(кому)
-------------------------------
(от кого)
Заявление
об аварийном случае
Прошу расследовать аварийный случай --------------------------
-------------------------------------------------------------------
(вид аварийного случая)
имевший место -----------------------------------------------------
(время, дата, место случая и с кем произошел)
Приложения --------------------------------------------------------
Капитан -----------------------------------------------------------
" " 19 г.
Форма 2
Утверждаю
Капитан
Технический акт
" " 19 г.
--------------------------
(место)
--------------------------
(борт)
Настоящий акт составлен --------------------------------------
-------------------------------------------------------------------
(должности, фамилии, инициалы лиц, составивших акт)
в том, что в результате -------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------
(вид, место и дата аварийного случая)
нанесен следующий ущерб -------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------
(подробное перечисление полученного ущерба и повреждений)
ПРИЛОЖЕНИЯ --------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------
(списки пострадавших людей, перечень утраченного имущества,
-------------------------------------------------------------------
радиограммы судов - участников аварийного случая и т.п.)
-------------------------------
(подписи лиц, составивших акт)
Форма 3
ДОНЕСЕНИЕ ОБ АВАРИЙНОМ СЛУЧАЕ
Донесение об аварийном случае подается капитаном аварийного
судна органу расследования (ст. 20 п. "а" Положения о порядке
расследования аварий морских судов). Донесение составляется
капитаном аварийного судна в произвольной форме с обязательным
указанием обстоятельств, причин, последствий аварийного случая и
его виновников.
1. В обстоятельствах аварийного случая нужно указать:
а) общую характеристику действия судна перед аварийным случаем.
Например: "16 декабря следовали в балласте с Кубы в Одессу".
"5 мая стояли на котлоочистке у пр. N 8 п. Мурманск";
б) события, предшествующие аварийному случаю (для
навигационных случаев обязательно указывается последняя обсервация).
Например: "12.45 застопорили машину у пл. м-ка Скаген и легли
в дрейф в ожидании прибытия лоцмана.
Погода: (отнесенная к моменту 12.45).
Состав вахты (отнесенный к тому же моменту).
22.40 на борт прибыл шведский лоцман (гр. Иогансен).
23.00 дали малый ход вперед и последовали по назначению под
проводкой лоцмана";
в) события в момент аварийного случая.
Например: "01.42 почувствовали сильный удар носовой частью
корпуса о грунт". "17.47 в районе генераторного отсека послышался
сильный треск";
г) последующие действия лиц экипажа.
Например: "12.45 вахтенный моторист Сергеев А.Н. остановил
левый главный двигатель и доложил о происшествии вахтенному
механику Петрову И.С.";
д) действия экипажа по ликвидации последствий аварийного
случая.
Например: "14.40 начали перекачку балласта из танков 1-4 в
танки 8-9". "16.10 включили систему паротушения";
е) краткое описание спасательной операции или исход аварийного
случая.
Например: "12.00 к судну подошел спасательный буксир
"Богатырь"; начали заводить буксирные тросы". "12.55 с приливом
снялись с мели и последовали по назначению".
2. В причинах аварийного случая можно указать те причины,
которые по мнению капитана, обусловили аварийный случай. При
формулировании причины рекомендуется пользоваться классификационной
таблицей, приведенной в данной инструкции, по необходимости уточняя
формулировку причины в скобках.
Например: "Нарушение основ судовождения и требований хорошей
морской практики (плавание по неоткорректированным картам)";
"Скрытый дефект (трещина гребного вала)".
3. В последствиях аварийного случая нужно указать его
последствия (в общих чертах), при этом можно ссылаться на
технический акт (форма 2).
Например: "Повреждение корпуса судна (см. технический акт)".
При формулировке последствий рекомендуется пользоваться
классификационной таблицей, приведенной в данной инструкции, по
необходимости уточняя формулировку последствий в скобках.
Например: "Повреждения, связанные с потерей мореходности
(пробоина ниже ватерлинии на шп. шп. 34-35 по правому борту
площадью 0,5х1,0 м)".
4. В конце донесений перечисляются лица, а также другие суда
или организации, виновные, по мнению капитана, в аварийном случае.
Одновременно приводится краткое изложение их действий, явившихся
прямой или косвенной причиной аварийного случая.
Например: "Виновником данного аварийного случая является
вахтенный штурман* - 3-й помощник капитана, штурман дальнего
плавания Юрьев В.С., самовольно изменивший курс судна".
"Виновником столкновения является администрация т/х "Глория",
допустившая следование в тумане курсом, пересекающим фарватер".
--------------------
* Вахтенный помощник капитана.
Форма 4
СПРАВКА
о размере убытков по аварийному случаю
----------------------------- ---------------------------
(наименование судна) (судовладелец)
-------------------------------------------------------------------
(дата и место аварийного случая)
Суточная стоимость содержания судна -------------------------- руб.
Простой судна в связи с аварийным случаем
------------------------------------------------------- суток, час.
Ориентировочные технические убытки:
а) стоимость исправления аварийных повреждений --------------- руб.
б) стоимость спасательных работ ------------------------------ руб.
в) ----------------------------------------------------------- руб.
ВСЕГО НА СУММУ --------------------- руб.
Капитан судна -----------------------------------------------------
" " ---------- 19 г.
(Ст. 20, п. "г" Положения о порядке расследования аварий морских
судов)
Форма 5
ПРОТОКОЛ ОПРОСА
" " --------------- 19 г.
1. Фамилия, имя, отчество -----------------------------------------
2. Год и место рождения -------------------------------------------
3. Занимаемая должность -------------------------------------------
4. Стаж работы: всего лет -----------------------------------------
по специальности -----------------------------------------------
в последней должности ------------------------------------------
на данном судне ------------------------------------------------
5.Образование:общее(высшее,среднее,низшее),специальное(очно,заочно)
-------------------------------------------------------------------
(что, когда и где окончил)
6. Морское звание -------------------------------------------------
(наименование и номер диплома,где и когда получен)
7. Домашний адрес -------------------------------------------------
Кто производил опрос ----------------------------------------------
(должность, фамилия, инициалы)
Где производился опрос --------------------------------------------
(контора капитана порта, борт судна)
Опрашиваемый показал ----------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------
(показания опрашиваемого и ответы его на поставленные вопросы)
Примечания: 1. Подписи опрашиваемого и опрашивающего
проставляются в конце каждой страницы. В начале каждой страницы
должны быть проставлены слова "продолжение опроса от " " ------- 19
----- г."
2. Прерывание и возобновление опроса скрепляется подписями
опрашиваемого и опрашивающего.
3. При наличии экспертов протокол подписывается и ими.
Форма 6
-------------------------------------------------------------------
(министерство, ведомство)
-------------------------------------------------------------------
(пароходство, правление)
ЖУРНАЛ УЧЕТА
АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ
Начат " " ---------- 19 г.
Окончен " " ------ 19 г.
Источник документа (сверен по):
"Сборник нормативных актов о транспорте"
М., Юридическая литература 1983, ч.2
|