МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 116
О СОКРАЩЕНИИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
(Женева, 26 июня 1962 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного
бюро труда и собравшаяся 6 июня 1962 года на свою сорок шестую
сессию,
постановив принять ряд предложений о продолжительности
рабочего времени, что является девятым пунктом повестки дня
сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации с целью
дополнить существующие международные акты о продолжительности
рабочего времени и содействовать их применению путем:
определения практических мероприятий по постепенному
сокращению продолжительности рабочего времени, с учетом различия
экономических и социальных условий в разных странах, а также
разнообразия существующей в отдельных странах практики в области
регламентации продолжительности рабочего времени и других условий
труда;
определения, в общих чертах, методов, при помощи которых
возможно было бы осуществлять упомянутые выше практические
мероприятия;
определения нормы сорокачасовой рабочей недели,
соответствующей принципу, установленному в Конвенции 1935 года о
сорокачасовой рабочей неделе, как социальной нормы, которую
следует осуществлять, если это необходимо по этапам, и
установления максимального предела нормальной продолжительности
рабочего времени в соответствии с Конвенцией 1919 года о
продолжительности рабочего времени в промышленности;
принимает сего двадцать шестого дня июня месяца тысяча
девятьсот шестьдесят второго года нижеследующую Рекомендацию,
которая будет именоваться Рекомендацией 1962 года о сокращении
продолжительности рабочего времени:
I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
1. Каждый член Организации должен выработать и проводить в
жизнь национальную политику, направленную на поощрение при помощи
методов, отвечающих условиям и практике страны, а также условиям в
каждой отрасли промышленности, принятия принципов постепенного
сокращения нормальной продолжительности рабочего времени согласно
параграфу 4.
2. Каждый член Организации должен при помощи средств,
отвечающих тем методам, которые уже применяются или которые могут
быть введены для регламентации продолжительности рабочего времени,
поощрять и, насколько это совместимо с условиями и практикой
страны, обеспечивать применение принципа постепенного сокращения
нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с
параграфом 4.
3. Принцип постепенного сокращения нормальной
продолжительности рабочего времени может осуществляться при помощи
законодательства, коллективных договоров или арбитражных решений,
путем сочетания этих различных способов или любым другим способом,
совместимым с национальной практикой, в зависимости от того, что в
наибольшей степени отвечает условиям страны и потребностям каждой
отрасли экономической деятельности.
4. Нормальную продолжительность рабочего времени следует, в
надлежащих случаях, постепенно сокращать, с целью достижения
социальной нормы, указанной в преамбуле настоящей Рекомендации,
без какого бы то ни было сокращения заработной платы, получаемой
трудящимися в то время, когда происходит сокращение
продолжительности рабочего времени.
5. Там, где продолжительность нормальной рабочей недели
превышает сорок восемь часов, должны приниматься немедленные меры
для сокращения этой продолжительности до указанного уровня без
какого бы то ни было сокращения заработной платы, получаемой
трудящимися в то время, когда происходит сокращение
продолжительности рабочего времени.
6. Там, где нормальная продолжительность рабочей недели
составляет сорок восемь часов или меньше, меры по постепенному
сокращению продолжительности рабочего времени в соответствии с
параграфом 4 должны вырабатываться и проводиться в жизнь таким
образом, чтобы они соответствовали различным национальным условиям
и особым обстоятельствам, существующим в каждом секторе
экономической деятельности.
7. Такие меры должны учитывать:
a) достигнутый уровень экономического развития и степень, в
которой данная страна способна осуществить сокращение
продолжительности рабочего времени без сокращения валовой
продукции или снижения производительности труда и не подвергая
опасности свое экономическое развитие или развитие новых отраслей
промышленности или свои конкурентные позиции на мировом рынке, а
также не вызывая инфляционного давления, которое в итоге привело
бы к снижению реальных доходов трудящихся;
b) достигнутые успехи и успехи, которых можно будет достигнуть
в деле повышения производительности труда путем применения
современной техники, автоматизации и новых методов управления
предприятиями;
c) необходимость для стран, еще находящихся в процессе
развития, повышения жизненного уровня своих народов;
d) предпочтение, отдаваемое организациями предпринимателей и
трудящихся в различных соответствующих отраслях народного
хозяйства тому или иному способу осуществления сокращения
продолжительности рабочего времени.
8. 1) Принцип постепенного сокращения продолжительности
рабочего времени, как он определяется в параграфе 4, может
применяться по этапам, которые не обязательно определять в
международном плане.
2) Такие этапы могут включать:
a) этапы, разбитые по срокам проведения соответствующих
мероприятий;
b) этапы, которые постепенно охватывают отрасли или
секторы экономики;
c) сочетание обоих вышеизложенных приемов; или
d) принятие любых других приемов, наиболее соответствующих
условиям страны и условиям каждого сектора экономической
деятельности.
9. При осуществлении мероприятий по постепенному сокращению
продолжительности рабочего времени следует, в первую очередь,
проводить данные мероприятия по тем отраслям промышленности и
видам деятельности, в которых трудящиеся подвергаются особо
тяжелому физическому или умственному напряжению или опасности для
здоровья, в особенности, когда соответствующая рабочая сила
состоит главным образом из женщин и подростков.
10. Каждый член Организации должен представлять Генеральному
директору Международного бюро труда в соответствующие сроки
информацию о результатах, достигнутых в деле претворения в жизнь
положений настоящей Рекомендации, со всеми подробностями, которые
может запросить Административный совет Международного бюро труда.
II. МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ
A. Определение
11. Нормальная продолжительность рабочего времени означает,
для целей настоящей Рекомендации, число часов, установленное в
каждой стране законодательством, коллективными договорами или
арбитражными решениями, или там, где она не установлена таким
способом, число часов, сверх которых всякая выполняемая работа
оплачивается по ставкам сверхурочных часов или является
исключением из признанных правил или практики данного предприятия
или производственного процесса.
B. Определение рабочего времени
12. 1) Исчисление средней нормальной продолжительности
рабочего времени на основе периода, превышающего одну неделю,
должно допускаться, когда это оправдывается особыми условиями в
некоторых отраслях экономики или необходимостью технического
характера.
2) Компетентные органы власти в каждой стране должны
определять максимальную продолжительность периода, на основе
которого может исчисляться средняя продолжительность рабочего
времени.
13. 1) Могут предусматриваться специальные положения,
касающиеся работ, непрерывный характер которых, ввиду самого
характера производственного процесса, требует выполнения их
чередующимися сменами.
2) Такие специальные положения должны быть сформулированы так,
чтобы средняя нормальная продолжительность рабочего времени на
предприятиях с непрерывным технологическим процессом ни в коем
случае не превышала нормальной продолжительности рабочего времени,
установленной для данной отрасли экономической деятельности.
C. Исключения
14. Компетентная власть или орган в каждой стране должны
определить условия и пределы, в которых могут быть допущены
исключения из нормальной продолжительности рабочего времени:
a) в качестве постоянного исключения:
i) для работы, которая по своему характеру должна
выполняться с перерывами;
ii) в некоторых исключительных случаях, когда этого
требуют общественные интересы;
iii) для работ, которые по техническим соображениям должны
обязательно выполняться вне рабочего времени, установленного
для предприятия, части предприятия или смены;
b) в качестве временного исключения:
i) при несчастном случае или угрозе такового;
ii) в случае необходимости срочных работ по ремонту машин
или оборудования;
iii) в случае непреодолимой силы;
iv) при необычном увеличении рабочей нагрузки;
v) для наверстывания времени, потерянного при общих
остановках работы, вызванных авариями оборудования, перерывами
в снабжении энергией, неблагоприятными атмосферными условиями,
нехваткой материалов или транспорта и катастрофами;
vi) в случае угрожающей стране опасности;
c) в качестве периодического исключения:
i) для ежегодной инвентаризации и подведения годовых
балансов;
ii) для определенных видов деятельности сезонного
характера.
15. В тех случаях, когда нормальная продолжительность рабочего
времени превышает сорок восемь часов в неделю, компетентный орган
власти должен, прежде чем разрешить исключения в случаях,
упомянутых в подпунктах "i" и "iii" пункта "a", подпунктах "iv" и
"v" пункта "b" и подпунктах "i" и "ii" пункта "c" параграфа 14,
самым тщательным образом рассмотреть, действительно ли необходимы
такие исключения.
D. Сверхурочные часы
16. Все часы, проработанные сверх нормальной продолжительности
рабочего времени, должны считаться сверхурочными, кроме тех
случаев, когда согласно принятому обычаю эти часы учитываются при
установлении заработной платы.
17. За исключением случаев непреодолимой силы, компетентным
органом в каждой стране должно устанавливаться предельное число
сверхурочных часов, которое может быть проработано в течение
определенного периода времени.
18. При сверхурочных работах должно надлежащим образом
учитываться особое положение подростков моложе 18 лет, беременных
женщин, кормящих матерей и лиц, страдающих недостатками,
отражающимися на их трудоспособности.
19. 1) Сверхурочная работа должна оплачиваться по ставке или
ставкам, превышающим ставку или ставки оплаты работы, выполняемой
в рамках нормальной продолжительности рабочего времени.
2) Ставка или ставки оплаты сверхурочной работы должны
определяться компетентным органом в каждой стране, но ни в коем
случае эта ставка не должна быть ниже, чем та, которая определена
в пункте 2 статьи 6 Конвенции 1919 года о продолжительности
рабочего времени в промышленности.
E. Консультации с предпринимателями и трудящимися
20. 1) Компетентный орган власти должен систематически
проводить консультации с наиболее представительными организациями
предпринимателей и трудящихся по вопросам, связанным с применением
настоящей Рекомендации.
2) Такие консультации должны, в частности, проводиться по
перечисленным ниже вопросам, поскольку регламентация этих вопросов
предоставляется компетентному органу власти каждой страны:
a) мероприятия, предусмотренные в параграфе 8;
b) максимальный период, на основе которого может
исчисляться средняя продолжительность рабочего времени, как
это предусмотрено в параграфе 12;
c) положения, которые могут быть предусмотрены в
соответствии с параграфом 13, в отношении работ, непрерывный
характер которых требует выполнения их чередующимися сменами;
d) исключения, предусмотренные в параграфе 14;
e) ограничение и оплата сверхурочных работ, как это
предусмотрено в параграфах 17 и 19.
F. Меры контроля
21. Для эффективного осуществления мер, принимаемых с целью
постепенного сокращения продолжительности рабочего времени в
соответствии с параграфами 4 и 5:
a) должны проводиться надлежащие мероприятия для обеспечения
правильного применения положений, относящихся к продолжительности
рабочего времени, путем надлежащей инспекции или другими
способами;
b) предприниматели должны быть обязаны извещать
соответствующих трудящихся посредством вывешивания на предприятии
объявлений или любым другим способом, одобренным компетентным
органом власти:
i) о времени начала и окончания работы;
ii) о времени начала и окончания каждой смены, если работа
производится посменно;
iii) о периодах отдыха, которые не включаются в нормальную
продолжительность рабочего времени;
iv) о рабочих днях недели;
c) предприниматели должны вести учет по форме, приемлемой для
компетентного органа власти, обычного и сверхурочного рабочего
времени и заработной платы каждого трудящегося и, по требованию,
представлять такие данные для проверки;
d) должны предусматриваться санкции, соответствующие тому
способу, посредством которого положения настоящей Рекомендации
проводятся в жизнь.
G. Общие положения
22. Настоящая Рекомендация не должна затрагивать никакой
закон, правило, арбитражное решение, обычай, соглашение или ход
переговоров между предпринимателями и трудящимися, которые
обеспечивают или направлены на обеспечение условий, более
благоприятных для трудящихся.
23. Настоящая Рекомендация не распространяется на сельское
хозяйство, морской транспорт и морское рыболовство. Для этих
отраслей экономики должны быть разработаны особые положения.
|