УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 09.03.1988 N 189
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
11 июля 1961 г.
N 308
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ
ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 58
от 14 января 1960 г. "О мерах по дальнейшему улучшению
медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР" во
многом зависит от состояния аптечной сети и уровня организации
лекарственного обслуживания населения.
Аптечное дело в СССР, как и все советское здравоохранение,
получило свое дальнейшее развитие; значительно расширилась сеть
аптек, аптечных пунктов и других аптечных предприятий, а также
увеличилось число фармацевтов, работающих в аптечной системе.
В 1960 г. из аптечной сети было отпущено населению и
лечебно-профилактическим учреждениям медикаментов, готовых
лекарственных средств и медицинских изделий в восемь раз больше,
чем в 1940 г. Количество лекарств, отпущенных по рецептам из
аптек, в 1960 г. превысил 800 миллионов.
Отечественной промышленностью освоено много новых
лекарственных препаратов, увеличен выпуск готовых лекарственных
средств и изделий медицинской техники, что позволило лучше
удовлетворять потребность в них лечебно-профилактических
учреждений и населения.
Выполнение заданий, утвержденных постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. по расширению сети
аптек, аптечных складов и фармацевтических фабрик, а также по
увеличению производства медикаментов, в том числе готовых
дозированных лекарственных средств, позволить в ближайшие годы
значительно улучшить лекарственную помощь населению.
Однако в организации лекарственного обслуживания населения
имеется еще много существенных недостатков, которые во многом
зависят от состояния руководства аптечным делом, работы аптечных и
лечебно-профилактических учреждений и размещения аптечной сети.
Количество хозрасчетных аптек недостаточно, а дислокация в
различных республиках, областях и районах неравномерна.
Если в Прибалтийских республиках на одну аптеку приходится в
среднем от 5,5 до 9 тыс. жителей, то в РСФСР - около 17 тыс., а в
Узбекской ССР - свыше 20 тысяч. Это одна из причин того, что
потребление медицинских товаров в среднем на душу населения
Латвийской и Эстонской ССР в два раза больше, чем в РСФСР, и в 3
раза больше, чем в Узбекской, Азербайджанской, Туркменской и
Киргизской ССР.
Многие аптеки находятся на значительном расстоянии от больниц
и поликлиник, что создает неудобства для населения. Министерства
здравоохранения союзных республик и органы здравоохранения на
местах при строительстве поликлиник не всегда предусматривают при
них помещения для аптек.
Аптеки при лечебных учреждениях в ряде случаев размещены в
несоответствующих помещениях и не могут в полной мере выполнять
возложенные на них обязанности, в результате чего еще больше
увеличивается нагрузка в работе хозрасчетных аптек.
Большинство фармацевтических производственных предприятий
аптечных управлений находится в мало приспособленных помещениях и
плохо оснащено технологическим оборудованием. Многие из них
по-прежнему дублируют выпуск продукции медицинской промышленности
и мало занимаются выпуском готовых лекарственных средств по часто
встречающимся прописям, имеющим местное значение.
Аптечные управления не всегда включают в заявки на медицинские
товары весь ассортимент готовых лекарственных средств, выпускаемых
промышленностью, в то время как аптеки отказывают в отпуске многих
готовых лекарств, либо изготовляют их индивидуальным путем.
Министерства здравоохранения союзных республик не уделяют
должного внимания подготовке фармацевтических кадров. В РСФСР,
Узбекской и Таджикской ССР на одного фармацевта, работающего в
аптечной системе, приходится от 3,4 до 6 тысяч жителей, тогда как
в Латвийской, Литовской и Эстонской ССР на одного фармацевта
приходится от 1,6 до 2,4 тысяч жителей.
Серьезным тормозом дальнейшего улучшения лекарственного
обслуживания населения является далеко не полное использование
врачами широкого ассортимента готовых лекарственных средств,
выпускаемых отечественной промышленностью. Известно, что затраты
труда и времени на отпуск лекарств, требующих изготовления в
аптеках, в двенадцать раз превышают затраты на отпуск готовых
лекарств. Кроме того больной дважды вынужден обращаться в аптеку.
Однако, многие врачи прописывают больным лекарства, требующие
индивидуального изготовления, которые мало отличаются от
стандартных готовых лекарственных средств, выпускаемых медицинской
промышленностью. Нередко в состав лекарства дополнительно вводятся
препараты, которые самостоятельно выпускаются промышленностью в
виде готовой лекарственной формы.
Некоторые врачи безосновательно прописывают и требуют
изготовления настоя травы термопсиса с кодеином и двуглекислой
содой при наличии в аптеках таблеток от кашля такого же состава,
смеси различных витаминов в порошках при наличии витаминных
препаратов в виде готовых лекарственных форм. Рецепты, имеющие
незначительные отклонения в дозах глюкозы с аскорбиновой кислотой
имеют до 50 разновидностей, в то время как промышленность
выпускает готовые таблетки, содержащие эти же препараты в дозах,
рекомендованных Фармакологическим комитетом.
Много времени затрачивают на индивидуальное изготовление
настоев, отваров, микстур, пилюль, только потому, что врачи плохо
знают ассортимент имеющихся в аптеках готовых лекарств, более
удобных для применения, выпускаемых отечественной промышленностью
в виде таблеток, драже и других лекарственных форм.
Врачи и руководители лечебных учреждений мало прислушиваются к
рекомендациям аптечных работников о рациональном использовании
готовых лекарственных средств, не следят за справочной
литературой, в которой освещаются их прописи, рекомендованные
Фармакологическим комитетом и выпускаемые промышленностью.
Работники многих аптек, в свою очередь, недостаточно информируют
об этом врачей.
Установленный Министерством здравоохранения СССР порядок
оформления рецептов отдельными врачами грубо нарушается, а
руководители лечебных учреждений мирятся с этим и не всегда
реагируют на сигналы аптечных работников. Фармацевты также нередко
отпускают лекарства по неправильно оформленным рецептам и не
ставят об этом в известность руководителей лечебных учреждений.
Имеют место случаи, когда врачи прописывают лекарства,
требующие индивидуального изготовления, в состав которых
включаются несовместимые ингредиенты.
Отмеченные недостатки снижают качество лекарственной помощи,
создают трудности в лекарственном обслуживании и порождают
справедливые жалобы населения.
В целях улучшения лекарственного обслуживания населения
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик,
начальникам главных аптечных управлений, заведующим краевыми,
областными и городскими отделами здравоохранения и управляющим
аптечных управлений:
1) принять дополнительные меры к своевременному выполнению
заданий, установленных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР N 58 от 14/1-1960 г. по расширению сети аптек и аптечных
складов как за счет строительства так и за счет получения и
приспособления помещений для этих целей в зданиях местных Советов,
колхозов, совхозов и промышленных предприятий;
2) предусмотреть при проектировании и строительстве всех
поликлиник на 1200 и более посещений в день размещение в них
хозрасчетных аптек. В остальных поликлиниках, расположенных на
расстоянии более 0,5 км от ближайшей хозрасчетной аптеки,
образовать филиалы аптек (аптечных пунктов) ил киоски.
3) в центральных аптеках областных, краевых и других крупных
городов организовать выставки готовых лекарственных средств, а
также справочные бюро, вменив в обязанность последних давать
справки медицинским работникам и населению по вопросу наличия и
отпуска лекарств в аптеках города;
4) управляющим аптеками не реже одного раза в месяц
информировать на конференциях врачей о наличии в аптеках
медицинских товаров, в том числе готовых лекарственных средств и
новых препаратов;
5) широко практиковать прием рецептов и отпуск лекарств
непосредственно в поликлиниках, доставку лекарств отдельным
категориям больных на дом, продажу медицинских товаров на крупных
промышленных предприятиях и другие прогрессивные формы
лекарственного обслуживания населения.
6) установить, что врачи имеют право выписывать рецепты на
лекарства, требующие индивидуального изготовления лишь в том
случае, когда состояние больного или характер заболевания не
позволяет применять готовые лекарственные средства;
7) запретить врачам выписывать рецепты на медикаменты, не
внесенные в действующую Государственную фармакопею или не
утвержденные Фармакологическим комитетом Министерства
здравоохранения СССР для применения в медицинской практике.
Установить, что врачи обязаны знать имеющийся в ближайших
аптеках ассортимент медикаментов и готовых лекарственных средств
для использования его в своей практической деятельности;
8) обеспечить постоянное наличие в аптечной сети и отпуск
населению всех медикаментов в том числе готовых лекарственных
средств, выпускаемых промышленностью или получаемых по импорту в
достаточных количествах;
9) прекратить изготовление в аптеках лекарств, идентичных по
своему составу готовым лекарственным средствам, выпускаемым
промышленностью за исключением отдельных случаев, указанных в п.
6.
При поступлении в аптеки рецептов на такие лекарства отпускать
готовые лекарственные средства, делая об этом соответствующие
отметки на рецепте;
10) предоставить право управляющим при поступлении рецептов на
лекарства, требующие индивидуального изготовления, в которых
дозировка медикаментов (кроме препаратов списка А и Б)
незначительно отличается от дозировки тех же медикаментов,
входящих в состав готовых лекарственных средств, либо в состав
которых входят препараты, выпускаемые промышленностью в виде
отдельных готовых лекарств, отпускать готовые лекарственные
средства, делая об этом соответствующие отметки на рецептах.
11) требовать от врачей строгого соблюдения установленных
правил выписывания рецептов. Установить, что рецепты на лекарства,
в состав которых входят ядовитые и наркотические вещества,
действительны в течение одного, а на все остальные - в течение
двух месяцев;
12) все неправильно выписанные рецепты, по которым не может
быть выдано лекарств, оставлять в аптеке, погашать штампом "рецепт
недействителен" и регистрировать в специальном журнале. Больному
по его просьбе выдавать копию рецепта, а оригинал направлять
главному врачу или в соответствующий отдел здравоохранения для
принятия необходимых мер;
13) обеспечить во всех аптеках строгое соблюдение
установленных правил технологии изготовления лекарств и контроль
их качества, а также высокую культуру лекарственного обслуживания
населения;
14) пересмотреть план подготовки фармацевтических кадров
средней квалификации, имея в виду полное удовлетворение
потребности республики с учетом расширения аптечной сети в
ближайшие годы.
II. Обязать Фармацевтический комитет Министерства
здравоохранения СССР:
1) присвоить в 1961 году условные названия всем официальным
прописям готовых лекарственных средств, ранее разрешенным
Фармакологическим комитетом для промышленного производства.
Впредь, одновременно с решением вопроса о промышленном
изготовлении готовых лекарственных средств, присваивать им
условные названия;
2) разрешать выпуск только таких новых препаратов, которые
имеют значительные преимущества перед препаратами, уже
применяемыми в лечебной практике. Одновременно устанавливать
лекарственные формы, в которых эти препараты должны выпускаться.
III. Обязать Управление лекарственных средств и медицинской
техники и Главное управление межреспубликанского медицинского
снабжения и сбыта в двухмесячный срок рассмотреть все прописи
готовых лекарственных средств, утвержденные Фармакологическим
комитетом, на которые имеются разработанные технические условия, и
принять меры к организации изготовления их медицинской
промышленностью и фармацевтическими производственными
предприятиями аптекоуправлений.
IV. Обязать Фармакопейный комитет Министерства здравоохранения
СССР:
1) в двухмесячный срок рассматривать все поступающие
технические условия на готовые лекарственные средства,
утвержденные Фармакологическим комитетом;
2) подготовить в 1961 г. к печати, а Государственному
издательству медицинской литературы в 1962 г. издать сборник
технических условий на все готовые лекарственные средства.
V. Обязать Центральный аптечный научно-исследовательский
институт и Харьковский научно-исследовательский
химико-фармацевтический институт усилить работу по выявлению часто
повторяющихся рациональных прописей лекарств и их стандартизации
для промышленного производства.
VI. Обязать институты: терапии, педиатрии, хирургии и
невропатии Академии медицинских наук СССР, Институт глазных
болезней им. Гельмгольца, Институт акушерства и гинекологии
Министерства здравоохранения РСФСР подготовить в 1961 г. по своему
профилю, а Государственному издательству медицинской литературы не
поздне 1-го полугодия 1962 г. издать карманные рецептурные
справочники для врачей.
VII. Центральному аптечному научно-исследовательскому
институту и Центральному проектно-конструкторскому бюро
Министерства здравоохранения СССР обеспечить конструирование и
изготовление опытных образцов основных видов оборудования для
аптек и фармацевтических производственных предприятий
аптекоуправлений, а Управлению лекарственных средств и медицинской
техники и Главному управлению Межреспубликанского медицинского
снабжения и сбыта организовать их серийное производство
(приложение N 1).
VIII. Утвердить разработанные Центральным аптечным
научно-исследовательским институтом нормативы расширения и
дислокации аптек (приложение N 2).
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
Управление специализированной медицинской помощи (тов. Сафонов
А.Г.) и Главное управление межреспубликанского медицинского
снабжения и сбыта Министерства здравоохранения СССР (тов. Клюев
М.А.).
Приложение N 1
к приказу Министра
здравоохранения СССР
от 11 июля 1961 г. N 308
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И АПТЕК, ПОДЛЕЖАЩИХ
РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ В СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
---T---------------------T----------------T--------------T-------------¬
¦NN¦ Наименование ¦Срок разработки ¦Срок изготов- ¦Срок внедре- ¦
¦пп¦ ¦технической до- ¦ления опытных ¦ния в серий- ¦
¦ ¦ ¦кументации ¦образцов ¦ное произ-во ¦
+--+---------------------+----------------+--------------+-------------+
¦1.¦Дозатор для расфа- ¦Разработана ¦III квартал ¦ 1962 г. ¦
¦ ¦совки жидких лекарств¦ ¦1961 г. ¦ ¦
¦ ¦в аптеках от 10,0 до ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦100,0 мл ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------+----------------+--------------+-------------+
¦2.¦Аппарат для фильтра- ¦II кв. 1961 г. ¦III квартал ¦ 1962 г. ¦
¦ ¦ции спиртовых раст- ¦ ¦1961 г. ¦ ¦
¦ ¦воров ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------+----------------+--------------+-------------+
¦3.¦Фильтровальные ап- ¦Разработана ¦имеется ¦ 1962 г. ¦
¦ ¦параты для аптек ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------+----------------+--------------+-------------+
¦4.¦Саморазгружающийся ¦Разработана ¦III квартал ¦ 1962 г. ¦
¦ ¦перколятор ¦ ¦1961 г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------+----------------+--------------+-------------+
¦5.¦Аппарат для получе- ¦Разработана ¦II полугодие ¦ 1962 г. ¦
¦ ¦ния апирогенной ¦ ¦1961 г. ¦ ¦
¦ ¦воды ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------+----------------+--------------+-------------+
¦6.¦Моечная машина для ¦Разработана ¦имеется ¦ 1962 г. ¦
¦ ¦фармацевтических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий апте- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коуправлений ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------+----------------+--------------+-------------+
¦7.¦Машина ТФК для рас- ¦Разработана ¦имеется ¦ 1962 г. ¦
¦ ¦фасовки жидкостей в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фармацевтических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аптекоуправлений ¦ ¦ ¦ ¦
+--+---------------------+----------------+--------------+-------------+
¦8.¦Комплект производ- ¦Разработана ¦II полугодие ¦ 1962 г. ¦
¦ ¦ственного оборудо- ¦ ¦1961 г. ¦ ¦
¦ ¦вания (мебели) из ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦металла и пластмасс ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для ассистентских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комнат ¦ ¦ ¦ ¦
L--+---------------------+----------------+--------------+--------------
Приложение N 2
к приказу Министра
здравоохранения СССР
от 11 июля 1961 г. N 308
НОРМАТИВЫ РАСШИРЕНИЯ И ДИСЛОКАЦИИ АПТЕК
-----T----------------------------------------T----------------¬
¦ NN ¦ Административные районы, города, ¦ Нормативы ко- ¦
¦ п/п¦ рабочие поселки ¦ личества жите- ¦
¦ ¦ ¦ лей на одну ¦
¦ ¦ ¦ аптеку (в тыс.)¦
+----+----------------------------------------+----------------+
¦ 1. ¦ Сельскохозяйственные районы ¦ 6 ¦
+----+----------------------------------------+----------------+
¦ 2. ¦ Промышленные районы ¦ 6 ¦
+----+----------------------------------------+----------------+
¦ 3. ¦ Городские поселения: ¦ ¦
¦ ¦ а) с числом жителей от 10 до 100 тыс. ¦ 10 ¦
¦ ¦ б) с числом жителей от 100 до 500 тыс. ¦ 12 ¦
¦ ¦ в) с числом жителей свыше 500 тыс. ¦ 16 ¦
L----+----------------------------------------+-----------------
Примечания:
1. Настоящие нормативы распространяются на все области
Советского Союза, имеющие среднюю плотность населения свыше 5
человек на один квадратный километр.
2. В областях, имеющих среднюю плотность населения менее 5
человек на один квадратный километр, потребное количество аптек
определяется на месте с учетом дислокаций и расширения сети
лечебно-профилактических учреждений.
3. В городах и рабочих поселках с количеством жителей от 2 до
10 тыс. человек, открывается одна аптека, а в городах с
количеством менее 2 тысяч жителей вопрос об открытии аптеки
решается в зависимости от местных условий и наличия
лечебно-профилактических учреждений.
4. Категория вновь открываемой аптеки определяется исходя из
предполагаемой рецептуры и товарооборота, исчисляемого на основе
сложившегося среднедушевого потребления медицинских товаров и
количества населения, обслуживаемого аптекой с учетом перспективы
роста.
|