ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ,
КАСАЮЩАЯСЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБЩЕДОСТУПНОСТИ МУЗЕЕВ
(Париж, 14 декабря 1960 года)
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по
вопросам образования, науки и культуры, созванная в Париже с
14 ноября по 15 декабря 1960 года на свою одиннадцатую сессию,
учитывая, что Устав Организации предписывает ей, среди других
функций, функции активного воздействия на народное просвещение и
распространение культуры, содействия международному
взаимопониманию и установлению международного сотрудничества в
целях постепенного осуществления идеала, предусматривающего
всеобщее равное право на образование, без различия расы, пола или
каких-либо экономических или социальных условий, и содействия
развитию и распространению знаний,
считая, что музеи могут оказать действенную помощь в
осуществлении этих задач,
считая, что музеи всех категорий являются источником
эстетического наслаждения и знаний,
считая, кроме того, что, сохраняя и показывая публике шедевры
искусства и предметы науки, музеи способствуют ознакомлению с
различными культурами и, таким образом, содействуют
взаимопониманию между народами,
считая, что, следовательно, важно всемерно способствовать
посещению музеев всеми категориями населения и особенно
трудящимися классами,
считая, что прогресс промышленной организации мира приводит к
увеличению досуга и что следует использовать этот досуг на благо и
культурное совершенствование всех,
учитывая новые социальные условия и потребности, которые музеи
должны принимать во внимание, чтобы постоянно осуществлять свою
просветительную миссию, так же как и тягу трудящихся к культуре,
ознакомившись с предложениями, касающимися наиболее
эффективных мер обеспечения общедоступности музеев, внесенными в
пункт 17.4.1 повестки дня настоящей сессии,
учитывая принятое десятой сессией решение, что предложения по
этому вопросу должны стать предметом международной регламентации в
форме рекомендации государствам - членам,
принимает четырнадцатого декабря 1960 года настоящую
Рекомендацию.
Генеральная конференция рекомендует государствам - членам
применять нижеследующие положения, принимая законодательные и иные
меры, направленные на проведение в жизнь на территориях,
находящихся под их юрисдикцией, норм и принципов, сформулированных
в настоящей Рекомендации.
Генеральная конференция рекомендует государствам - членам
довести настоящую Рекомендацию до сведения органов и учреждений,
занимающихся музеями, и самих музеев.
Генеральная конференция рекомендует государствам - членам
представлять ей в сроки, которые она установит, и в форме, которую
она определит, доклады, касающиеся осуществления ими настоящей
Рекомендации.
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. В настоящей Рекомендации под "музеем" понимается любое
постоянное учреждение, служащее в общих интересах для хранения,
изучения и демонстрации разными способами и, прежде всего, путем
экспонирования для удовольствия и просвещения публики совокупности
элементов, представляющих культурную ценность: коллекций предметов
искусства, истории, науки и техники, ботанические и зоологические
сады, аквариумы.
II. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
2. Государства - члены должны принимать все соответствующие
меры для того, чтобы музеи, расположенные на их территории, были
общедоступны, без различия экономических или социальных условий.
3. С этой целью при выборе мер, которые следует применить,
нужно учитывать формы управления музеями в различных
государствах - членах. Эти меры могут, например, изменяться в
соответствии с тем, являются ли музеи собственностью государства и
управляются им, или, не будучи собственностью государства, они
получают от него постоянно или время от времени финансовую помощь,
или государство принимает участие в научном, техническом или
административном руководстве ими.
III. МАТЕРИАЛЬНЫЕ УДОБСТВА И ДОСТУП В МУЗЕИ
4. Понимание коллекций должно быть облегчено для любой публики
с помощью четко организованной экспозиции, систематического
снабжения экспонатов надписями и этикетками, содержащими краткие
пояснения, изданием путеводителей и проспектов, дающих посетителям
необходимые пояснения, и регулярной организацией осмотра с
экскурсоводами, дающими пояснения, которые должны учитывать
различный состав групп посетителей. Эта работа должна поручаться
квалифицированным лицам, набранным, по возможности, с помощью
органов, указанных в пункте 16 настоящей Рекомендации; в случае
необходимости она может проводиться с помощью умеренного
использования звуковой аппаратуры.
5. Музеи должны быть открытыми ежедневно, в часы, наиболее
удобные для всех категорий посетителей, и особенно с учетом часов
отдыха трудящихся. Они должны иметь обслуживающий персонал,
достаточно многочисленный для обеспечения, с помощью организации
смен, ежедневной работы музеев без выходных и без перерывов, а
также и вечером, после окончания рабочего дня, если местные
условия и обычаи не требуют иной организации работы. Музеи должны
быть снабжены соответствующим оборудованием (освещением,
отоплением и т.д.).
6. Доступ в музеи должен быть легким, и сами музеи должны быть
возможно более уютными и обладать определенным комфортом.
Насколько позволяет характер места и так, чтобы не помешать
осмотру коллекций, следует обеспечить публику залами отдыха,
ресторанами, кафе и т.п. по возможности при музее (в садах, на
террасах, в приспособленных подвальных помещениях и т.д.) или
вблизи него.
7. Должны быть приняты меры, позволяющие там, где это
возможно, свободный вход в музеи. Если постоянный бесплатный вход
невозможен и нужно установить хотя бы небольшую символическую
входную плату, вход в музеи должен быть бесплатным по крайней мере
один день в неделю или количество времени, равное одному дню в
неделю.
8. Если установлена плата за вход, она не должна взиматься с
лиц с небольшим доходом и с больших семей, в тех странах, где
имеется возможность их официального учета.
9. Следует предусмотреть специальные меры для содействия часто
повторяемым посещениям, например, в форме абонемента с пониженной
входной платой, дающего право в течение определенного периода на
неограниченное число посещений либо одного музея, либо
определенной группы музеев.
10. Там, где это возможно, вход должен быть бесплатным для
групп (школьников или взрослых), посещающих музей в рамках
культурно-просветительных программ, а также для членов музея и
членов ассоциаций, предусмотренных в пункте 17 настоящей
Рекомендации.
IV. ПРОПАГАНДА В ПОЛЬЗУ МУЗЕЕВ
11. Государства - члены должны способствовать по линии
национального образования и международных отношений увеличению
посещаемости музеев и выставок, организуемых ими, либо через
посредничество местных властей, либо с помощью своих служб
культурных и туристических связей.
12. a) Государства - члены должны побуждать национальные или
региональные туристические агентства к тому, чтобы одной из их
основных и постоянных задач стало увеличение посещаемости музеев и
чтобы они посвятили достижению этой цели часть их деятельности и
ресурсов.
b) Музеям следует постоянно прибегать к услугам этих
организаций и привлекать их к своим мероприятиям в целях
распространения своего социального и культурного влияния.
V. МЕСТО И РОЛЬ МУЗЕЕВ В ОБЩЕСТВЕ
13. В местности, где они расположены, музеи должны быть
центрами разума и культуры. С этой целью они должны вносить вклад
в духовную и культурную жизнь населения, а оно, в свою очередь,
должно иметь возможность участвовать в деятельности и развитии
музеев. Это должно применяться, в частности, к музеям, которые
находятся в небольших городах и деревнях и которые часто имеют
важное значение, несмотря на их небольшие размеры.
14. Следует устанавливать и развивать тесные культурные связи
между музеями и различными группами населения, такими как
профессиональные организации, профсоюзы, а также социальными
службами промышленных и торговых предприятий.
15. Следует установить и развивать сотрудничество между
музеями и службами или компаниями радио и телевидения, с тем чтобы
для народного и школьного образования можно было использовать, с
обеспечением максимальных мер предосторожности, предметы, хранимые
в музеях.
16. Следует признать и поощрять содействие, которое музеи
могут оказать школьному и послешкольному образованию. Это
содействие должно также быть узаконено путем создания
соответствующих органов, ответственных за установление официальной
и постоянной связи между местными руководителями просвещения и
музеями, в которых особенно часто бывают школьники в связи с
характером коллекций этих музеев. Указанная связь может принять
следующие формы:
a) создание при каждом музее должностей специалистов -
педагогов, осуществляющих под руководством хранителя использование
коллекций музея в учебных целях;
b) создание в музеях просветительной или учебной части,
которая прибегала бы к сотрудничеству с преподавателями;
c) создание органов местного, регионального или
провинциального масштаба, объединяющих сотрудников музея и
преподавателей в интересах лучшего использования музеев в учебных
целях;
d) принятие любых других мер, направленных на обеспечение
координации между потребностями образования и возможностями музея.
17. Государства - члены должны содействовать, в частности
путем предоставления льгот юридического характера, созданию и
развитию обществ друзей музея или аналогичных ассоциаций,
способных оказать музеям моральную и материальную поддержку. За
этими обществами должны быть признаны соответствующие полномочия и
им должны быть предоставлены преимущества, необходимые для
осуществления их задач.
18. Государства - члены должны содействовать развитию клубов
при музеях с целью привлечения молодежи к участию в определенных
видах деятельности музеев.
|