N 65
ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
О ВСЕОБЩЕМ И ПОЛНОМ РАЗОРУЖЕНИИ
Внесена делегацией СССР на пленарном
заседании XIV сессии Генеральной Ас-
самблеи ООН 18 сентября 1959г.
(Док.А/4219)
В течение многих лет сокровенной мечтой человечества являлось
достижение согласия между государствами об ограничении и
уничтожении средств ведения войны. Общественные и государственные
деятели, партии, наиболее близко стоящие к людям труда, выдвигали
и отстаивали требование разоружения еще задолго до того, как
человечество испытало на себе ужасы мировых войн.
В принятии действенных мер по разоружению заинтересованы все
государства, как большие, так и малые, независимо от сложившихся в
них общественных отношений и уклада жизни. Сегодня нет таких
народов, которые не испытывали бы глубокой тревоги перед лицом
соперничества государств в вооружениях, ставшим поистине
беспримерным, особенно в области создания все более разрушительных
и смертоносных орудий войны; и нет у них более страстного желания,
чем положить конец такому соперничеству, чреватому тяжелыми
последствиям и для судеб мира.
Всеобщее и полное разоружение - путь к избавлению
человечества от бедствий войны
Гонка вооружений вошла в сознание людей как призрак, всегда
шагающий впереди войны. Так обстояло дело тогда, когда Европа
билась в лихорадке вооружений, двигаясь шаг за шагом навстречу
первой мировой войне. Та же картина повторилась и в тридцатые
годы, когда в ряде стран все было подчинено лозунгу: "Пушки вместо
масла", и арсеналы вновь начали ломиться от вливавшихся в них
потоков оружия. Все знают , чем это кончилось. Народы были
ввергнуты во вторую мировую войну, принесшую им такие бедствия и
страдания, перед которыми померкло все, что пришлось испытать
человечеству в самые мрачные периоды его истории.
Война закончилась, но люди так и не смогли обрести покоя, Чуть
ли не на второй день после того, как отгремели последние бои, мир
снова охватила горячка вооружений, на этот раз куда более опасная
для человечества, ибо речь шла о приготовлениях к ядерной войне.
Никогда еще гонка вооружений не таила в себе столько
опасности, как сегодня, в век атома, электроники и покорения
космоса.
Какими бы страшными средствами истребления людей ни казались
в свое время скорострельное автоматическое оружие, танки,
дальнобойная артиллерия и авиационные бомбы, они не идут ни в
какое сравнение с атомным и водородным оружием и ракетами. Если
сложить вместе средства разрушения, которыми располагало
человеческое общество за все века, то все это составило бы
ничтожную долю того, что находится теперь в руках двух-трех
держав, обладающих ядерным оружием.
Ведь известно, что при взрыве только одной большой
современной водородной бомбы выделяется энергия разрушения,
которая превосходит энергию всех взрывчатых веществ, изготовленных
во всем мире за четыре года второй мировой войны.
Внедрение в вооружения армий атомного и ракетного оружия,
обучение персонала вооруженных сил обращению с ним, приспособление
к новым видам оружия стратегии и тактики ведения военных действий
зашли уже настолько далеко, что очередное военное столкновение
держав угрожает превратиться в войну с применением всех средств
уничтожения, которые находятся в руках воюющих сторон. Космос,
который всего пару лет назад был недосягаем для человека, теперь,
как прежде моря и воздушное пространство, может быть использован
для нанесения через него ядерного удара по любому пункту земного
шара.
Обе мировые войны начинались, как правило, между странами,
которые являлись соседями, имели общую границу. Теперь же война
может вспыхнуть между государствами, отдаленными друг от друга на
многие тысячи километров, и втянуть в свою орбиту целые
континенты.
В такой войне, если ее вовремя не отвратить, расстояния
измерялись бы тысячами и десятками тысяч километров, время -
минутами и секундами, а жертвы - миллионами, десяткам и и сотнями
миллионов человеческих жизней. Это была бы война, которая не знала
бы различия между фронтом и тылом, между действующими армиями и
мирным населением, между солдатами и детьми.
Появление военных союзов, опоясавших чуть ли не весь земной
шар и ощетинившихся вооружениями друг против друга, создало такое
положение, при котором достаточно малой искры. инцидента, казалось
бы местного значения, чтобы забушевала стихия войны. И если до сих
пор круговая система военных обязательств не приходила в движение,
тормоза не отказывали, то нет и не может быть гарантии, что этого
не случится впредь.
Никогда раньше в военные приготовления не вовлекалось такого
числа государств, такой массы людей, как в наши дни. Сейчас
военную службу несет не один десяток миллионов человек, а если к
военнослужащим прибавить и тех, кто прямо или косвенно связан с
производством вооружений, военными исследованиями и другим
обеспечением и обслуживанием армий, то окажется, что от мирного
труда оторваны сотни миллионов человек. Огромное количество
человеческой энергии, знаний, изобретательности, мастерства падает
как в бездонную бочку, поглощается растущими вооружениями.
Гонка вооружений захлестнула и такие государства, которым
бремя вооружений экономически не под силу, а в военном отношении
ставит на карту само их существование. Военные базы на чужих
территориях, вооруженные силы, размещенные за тысячи километров от
собственных границ, - наглядное тому доказательство.
С другой стороны, накапливание в арсеналах одних держав
запасов оружия массового уничтожения, продвижение
военно-воздушных, военно-морских и ракетных баз к рубежам других
государств, вынуждает государства, против которых ведутся эти
военные приготовления, принять необходимые меры для укрепления
безопасности и обеспечения мирной жизни своих народов. Советский
Союз, все социалистические страны, как и многие другие
государства, которым дорог мир, хотели бы полностью переключить
свою экономику и ресурсы на мирные цели, чтобы в изобилии снабдить
людей продуктами питания, одеждой, жилищами. Но они не могут
всецело посвятить свои усилия мирному строительству, не подвергая
смертельной опасности кровные интересы своих народов, само их
существование. Вооружение одной стороны заставляет другую сторону
отвечать тем же. Оружия массового уничтожения становится все
больше и больше, а вместе с тем и возрастает опасность военного
взрыва.
Сегодня атомные и водородные бомбы не только хранятся на
сверхзасекреченных складах. Этими бомбами оснащаются
бомбардировщики, совершающие полеты над территориями многих
запапдноевропейских стран. Дело идет к тому, что сверхмощное и
сверхдальнее оружие может быть пущено в ход не только по приказу
правительств, но и по воле отдельных людей, стоящих у пульта
управления этим оружием. Но ведь государство, в пределы которого
по злому умыслу, технической неисправности или случайности, будет
сброшен ядерный груз, скорее всего не станет заниматься проверкой
причин такого действия, а будет вынуждено реагировать на него как
на военное нападение, как на развязывание войны. Можно ли
допустить, чтобы вопрос о том, быть миру или войне, был выдан на
откуп слепому случаю? Не говорит ли все это еще раз о том, что
идти по пути вооружений дальше некуда. Советский Союз далек от
того, чтобы принимать состязание в области вооружений как
фатальную неизбежность, которая во все времена должна
сопутствовать взаимоотношениям между государствами. Советское
правительство исходило и исходит в своей внешней политике из того,
что имеется возможность не допустить, чтобы развитие человеческого
общества в будущем шло по пути, который привел к двум мировым
войнам, чтобы его история перестала быть летописью кровопролитных
войн, как это было до сих пор. Оружие создается руками человека.
Эти же руки способны уничтожить его.
Уже около четырнадцати лет проблема разоружения является
предметом рассмотрения в Организации Объединенных Наций. Ранее
этой проблемой занималась долгие годы Лига Наций и созванная ею
конференция по разоружению. Однако до сего времени не достигнуто
никаких практических результатов, если иметь в виду какие-либо
согласованные между государствами решения.
Можно было бы многое сказать о причинах этого безотрадного
состояния, в котором оказался вопрос о разоружении. Однако главное
сейчас не в том, чтобы устранить основные препятствия, о которые
разбились все предшествующие попытки достигнуть соглашения о
разоружении.
Весь ход многолетних переговоров по разоружению показывает,
что в качестве одного из основных препятствий к достижению такого
соглашения выдвигался вопрос об организации контроля над
разоружением.
Советское правительство выступало и выступает за установление
строгого международного контроля над выполнением соглашений
мероприятиях по разоружению, когда такие соглашения будут
достигнуты. Все советские предложения по запрещению атомного
оружия и его испытаний, а также по сокращению обычных вооружений и
вооруженных сил неизменно сопровождались конкретными предложениями
об установлении эффективного контроля на международной основе. Но
Советское правительство всегда было против того, чтобы система
контроля превращалась в программу мероприятий, оторванных от
действительного осуществления разоружения, а тем более против
того, чтобы органы контроля становились органами по сбору
разведывательных данных о вооружениях государств в условиях,когда
разоружения фактически не происходило бы.
Однако, кроме тех осложнений, которые привносятся в проблему
контроля искусственно, организация контроля связана в современных
условиях также и с действительным и трудностями. Они будут
достаточно ясно видны, если, например, взглянуть на такую область,
как проблема запрещения и изъятия ядерного вооружения.
Известно, что как для изготовления ядерного оружия, так и для
мирных нужд на соответствующих предприятиях могут быть
использованы одни и те же расщепляющиеся материалы. Это значит,
что в нынешних условиях, когда атомная энергия все шире внедряется
в экономику, имеется возможность тайно направить часть
расщепляющихся материалов на изготовление оружия.
Чтобы в условиях существующего недоверия полностью
застраховать себя от подозрений в сокрытии использования тем или
иным государством атомных материалов для военных целей,
потребовалось бы предоставление доступа для иностранных
контролеров на огромное количество предприятий каждой страны,что
фактически означало бы установление своего рода иностранной опеки
над важной областью ее экономики. А между тем вследствие той же
самой причины и недоверия меду государствами ни одно из государств
не может проявлять готовности допускать на свои предприятия,
особенно занятые военным производством, иностранных контролеров и
инспекторов.
Является очевидным, что при нынешнем состоянии продолжающейся
гонки вооружений, напряженности в международных отношениях и
недостаточности доверия отсутствуют необходимые условия для
установления всеобъемлющего контроля.
Пока между государствами царит недоверие, противники
разоружения любое мероприятие в области разоружения легко могут
обусловить такими требованиями в отношении контроля, удовлетворить
которые другие государства не в состоянии. Да и те государства,
которые по тем или иным соображениям выставляют столь далеко
идущие требования относительно объема полномочий контрольных
органов, на деле сами не имеют никакой склонности принять такие
условия контроля, если бы дело дошло до их претворения в жизнь.
При таком положении выдвигать нарочито раздутые требования
контроля, а тем более ставить организацию контроля впереди
разоружения, в качестве предварительного условия любых мер в
области разоружения - это равнозначно тому, чтобы блокировать все
подходы к разрешению этой проблемы.
Советское правительство считает, что настало время трезво
оценить создавшееся положение и признать, что, поскольку
применявшийся до сих пор подход к разрешению проблемы разоружения
не дал нужных результатов, необходимо из этого факта сделать
надлежащий вывод. По мнению Советского правительства, вывод может
быть только один: долгом всех государств, равно как и Организации
Объединенных Наций, является безотлагательное отыскание нового
пути к разрешению жгучей проблемы современности, какой являтся
дело разоружения.
Какой же этот новый путь? Как покончить с таким положением,
когда огромная доля богатств, взятых человеком у природы,
созданных гением ученых, искусством инженеров, усилиями миллионов
и миллионов тружеников, растрачивается на создание орудий
уничтожения и разрушения? Как избежать того, чтобы десятки
миллионов людей, находящихся в расцвете творческих сил и энергии,
отрывались от полезного труда для службы в вооруженных силах, для
подготовки к истребительной войне?
В настоящее время большинство государственных и иобщественных
деятелей, так же как и широкие массы населения всех стран, уже
осознают тот факт, что новая мировая война явилась бы страшной
трагедией для всех, а для некоторых стран с относительно небольшой
территорией и высокой плотностью населения - катастрофой, ставящей
под угрозу самое их существование.
Задача сейчас состоит в том, чтобы найти рычаг, взявшись за
который можно было бы предотвратить сползание человечества в
пропасть ракетно-ядерной войны.
При сложившемся сейчас характере международных отношений и
при нынешнем уровне военной техники, когда любое военное
столкновение может привести к ракетно-ядерной войне, для
радикального решения проблемы безопасности всех государств
необходимо исключить самую возможность развязывания войн. Пока
имеются большие армии, военная авиация и военно-морской флот,
ядерное и ракетное оружие, пока молодые люди, вступающие в жизнь,
обучаются прежде всего умению воевать, а генеральные штабы
разрабатывают планы будущих военных операций, нет и не может быть
в нынешних условиях обеспеченного мира между народами. Не
равновесие в вооружениях, которое каждое государство стремится
толковать и повернуть в свою пользу, а отсутствие у государства
материальных средств ведения войны - такова наиболее эффективная и
прочная гарантия мира, отвечающего не только отдаленным идеалам,
но и насущным требованиям людей.
Тщательно взвесив сложившуюся международную обстановку и опыт
предыдущих переговоров по разоружению, правительство Советского
Союза пришло к убеждению, что самым верным путем к практическому
решению главной международной проблемы наших дней - проблемы
разоружения - является путь всеобщего и полного разоружения всех
государств.
Под всеобщим полным разоружением Советское правительство
понимает отказ всех без исключения государств от содержания каких
бы то ни было вооруженных сил, кроме минимальных контингентов
внутренней охраны (милиция, полиция), вооруженных легким
стрелковым оружием и предназначенных для поддержания порядка
внутри каждой страны.
Это означает, что перестанут существовать сухопутные армии,
военно-морские флоты и военно-воздушные силы; будут упразднены
генеральные штабы и военные министерства, закрыты военные учебные
заведения. Десятки миллионов людей вернутся к мирному
созидательному труду.
Будут упразднены иностранные военные базы, которые существуют
сейчас на территориях ряда государств в ущерб суверенитету и
безопасности самих этих государств и к великому вреду для дела
международного доверия и сотрудничества между всеми странами.
Все имеющиеся в распоряжении государств атомные и водородные
бомбы будут уничтожены, дальнейшее производство их будет
прекращено. Энергия расщепляющихся материалов будет спользоваться
исключительно для мирных хозяйственных и научных целей.
Военные ракеты всех радиусов действия будут ликвидированы, и
ракетная техника останется лишь как средство транспорта и освоения
космического пространства во имя блага всего человечества.
Пушки, танки, снаряды, торпеды пойдут на переплавку, чтобы
дать больше металла для нужд мирного строительства. Военные
корабли и боевые самолеты будут пущены на слом.
Накопленные некоторыми государствами запасы химических и
бактериологических средств ведения войны - отравляющие, удушающие
вещества, культуры смертоносных бактерий, потенциальные очаги
тяжелых эпидемических болезней - все это будет уничтожено
решительно, бесследно и навсегда.
Такова программа разоружения, которую Советское правительство
выдвигает на рассмотрение всех государств, в первую очередь членов
ООН, и к осуществлению которой оно предлагает приступить без
каких-либо отлагательств.
Это - радикальная программа, но именно в этом и заключается
гарантия ее осуществимости в нынешних условиях. Существование
противостоящих друг другу группировок держав, внутри которых
десятки государств связаны взаимными военными обязательствами,
головокружительное развитие военной техники - все это требует
смелых, далеко идущих решений для обеспечения мира.
Предложение о полном и всеобщем разоружении отличается от
всех других предложений по разоружению тем, что при его
осуществлении совершенно исключается какое-либо неравенство
условий, возможность создания каких-то военных преимувществ для
тех или иных государств.
Едва ли кто-либо стане отрицать, что если бы было принято
радикальное решение осуществить в короткие, твердо усчтановленные
сроки всеобщее полное разоружение всех государств и это решение
стало бы претворяться в жизнь, то вся международная обстановка
изменилась бы коренным образом. Отношения между государствами, в
том числе и странами, принадлежащими к различным общественным
системам и к противостоящим друг другу военно-политическим
группировкам, оказались бы поставленными на совершенно новую
основу.
Опасения возможной агрессии со стороны того или иного
государства, фактически, были бы сняты. Согласие государств
приступить к всеобщему полному разоружению явилось бы убедительным
подтверждением на деле отсутствия каких-либо агрессивных намерений
с их стороны и искреннего желания строить свои отношения с другими
странами на принципе мирного сосуществования, а с уничтожением
оружия и упразднением вооруженных сил не осталось бы каких-либо
физических возможностей для проведения государствами иной
политики, кроме политики мира. Уничтожение средств войны поставило
бы мирное сосуществование между государствами на еще более прочную
основу, так как иной путь развития межгосударственных отношений
был бы вообще исключен.
При всеобщем и полном разоружении стерлись бы грани между
государтвами-победителями в минувшей войне и
государствами-побежденными. Значение и международный вес держав
определялся бы не их военным могуществом, а степенью их участия в
создании материальных и духовных ценностей, обогащающих
человечество. Не количество дивизий, бомбардировщиков и ракет, не
тоннаж подводного и надводного флотов, не запасы атомных и
водородных бомб, а достижения в производстве материальных благ, в
улучшении условий труда и быта людей, в борьбе за продление жизни,
- вот что служило бы меркой авторитета отдельных государств и
значения вклада, вносимого ими в историю человечества.
Конечно, и после того, как будет осуществлена программа
всеобщего разоружения, останутся противоречия между государствами,
особенно между государствами с различным общественно-экономическим
строем. Но эти противоречия не будут разрешаться посредством
вооруженных столкновений, а лишь путем мирного экономического
соревнования, борьбы идей и с помощью иных мирных средств, как это
предписывает Устав ООН.
В условиях всеобщего полного разоружения отпадут и трудности,
связанные с контролем. В этих условиях государствам будет нечего
скрывать друг от друга. Будет полная возможность осуществить любую
проверку, любую инспекцию, если появится какое-то сомнение в
честности выполнения тем или иным государством своих обязательств
по разоружению.
Иными словами, решение о всеобщем полном разоружении
позволило бы, наконец, найти выход из порочного круга недоверия
между государствами, которое сейчас сковывает их при переговорах
относительно частичных мер в области разоружения и мешает сделать
хотя бы один действительный шаг вперед в этой области.
Когда всеобщее полное разоружение станет фактом, то возникнет
иная, гораздо более благоприятная обстановка и для разрешения
многих сложных политических проблем, остающихся до сих пор
неурегулированными, в том числе в Европе.
Наконец, осуществление всеобщего полного разоружения открыло
бы перед всеми странами новые перспективы в области их
экономического развития. Возникли бы невиданные доныне возможности
резко повысить жизненный уровень всех народов, употребив на
полезные цели те средства, которые тратятся сейчас государствами
на содержание вооруженных сил и на производство оружия.
Противники разоружения нередко пытаются скомпрометировать
самую идею разоружения, утверждая, будто прекращение производства
оружия обязательно повлечет за собой экономические трудности и
лишит работы многих людей, занятых ныне в военной промышленности.
Но это обманная постановка вопроса.
Разве изготовляемое сейчас смертоносное оружие не съедает
баснословные суммы народных денег, на которые могли бы быть
построены жилые дома для населения, новые школы для детей,
бесплатные больницы для нуждающихся в лечении, установлены или
увеличены пенсии для стариков и инвалидов? Разве использование
этих средств для мирных нужд не создает самые широкие возможности
для занятости населения?
Не подлежит никакому сомнению, что всеобщее и полное
разоружение позволило бы создать условия для материального и
духовного прогресса во всех странах, во много раз превышающего
нынешние темпы их развития8 Миллиардные суммы, которые мощным
потоком вольются в гражданскую экономику в результате прекращения
военных расходов, будут реализованы в новой, гораздо более
благоприятной обстановке, чем та, которая существует теперь.
Постепенно отпадут искусственные перегородки, с помощью которых
государства в настоящее время изолируются друг от друга, оберегая
свои научные и технические достижения по соображениям
военно-стратегического порядка. Ученые всех стран получат
возможность направить свой труд исключительно на благо людей, на
улучшение их жизни. Свободный обмен опытом оплодотворит
научно-техническое и экономическое развитие каждого государства в
отдельности и всех вместе.
Если бы все государства объединили свои усилия и выделили
необходимые средства для организации широким фронтом общего
наступления на таких врагов человека, как раковая болезнь и
некоторые другие тяжелые и все еще трудно излечимые заболевания,
то эти болезни удалось бы победить в короткое время. Ычеобщее
разоружение создало бы необходимые предпосылки для такого
объединения усилий в борьбе за здоровье человека.
Одним из последствий укрепления доверия меду государствами в
условиях всеобщего полного разоружения явилось бы, в частности,
широкое развитие международной торговли. Отпали бы искусственные
препятствия на пути развития этой торговли, которые сейчас
создаются некоторыми державами в виде дискреминационных
ограничений, запретных списков и т.п. Промышленность таких стран,
как США, Англия, Западная Германия, Франция, смогла бы, наконец,
реализовать имеющиеся широкие возможности получения крупных
заказов из других государств. Взаимно выгодная торговля оказала бы
благотворное влияние на экономику торгующих государств.
Всеобщее полное разоружение создало бы также совершенно новые
возможности для оказания помощи государствам, экономика которых в
настоящее время еще слабо развита и нуждается в содействии со
стороны более развитых стран. Даже если бы на оказание помощи
таким государствам была выделена небольшая часть средств,
освобожденных в результате прекращения военных расходов великих
держав, это могло бы открыть новую эпоху в экономическом развитии
Азии, Африки и Латинской Америки.
Достаточно привести хотя бы такой пример: Начатое сейчас на
территории Египетского района Объеди-
ненной Арабской Республики строительство высотной Ассуанской
плотины и связанных с нею гидроэлектротехнических сооружений на
реке Нил представляют собой, вероятно, самый грандиозный
строительный проект, осуществляемый в настоящее время в каком-либо
из слаборазвитых государств Африки или Азии. Если будет
осуществлено всеобщее полное разоружение и высокоразвитые
промышленные страны выделят, например, десять процентов
сэкономленных от этого средств на цели помощи слаборазвитым
странам, то за счет таких отчислений из бюджетов только двух
держав - США и Советского Союза 3 можно было бы ежегодно создавать
несколько таких плотин.
Одни только прямые военные расходы государств-участников
военного блока НАТО достигли в 1958 году 60 миллиардов долларов.
На одну десятую часть этой суммы, будь она использована для
оказания помощи слаборазвитым странам, можно было бы строитьт в
год более десятка металлургических заводов, подобных тем, которые
строятся сейчас в Индии.
Так обстоит дело с возможностями содействия экономическому
развитию слаборазвитых стран в условиях всеобщего полного
разоружения. Советский Союз стоит за то, чтобы эти возможности
были использованы в полной мере.
Идея всеобщего полного разоружения выдвигается не впервые.
Советское правительство выступало с предложениями на этот счет еще
в период между первой и второй мировым и войнами. Интересы
соперничавших друг с другом группировок держав, пытавшихся
направить вооруженную мощь агрессивных государств против
единственного в то время соцалистического государства,
воспрепятствовали принятию этого советского предложения, что
привело к катастрофическим последствиям для судеб мира.
Противники предложений о всеобщем полном разоружении любили в
то время говорить о том, будто Советский Союз внес эти предложения
потому, что был слабым государством в экономическом и военном
отношении. Если тогда этот фальшивый тезис и мог ввести кое-кого в
заблуждение, то теперь для всякого очевидно, что рассуждения о
какой-то слабости Советского Союза являются абсурдом и что новое
предложение Советского Союза о всеобщем полном разоружении
продиктовано единственным желанием - содействовать обеспечению
действительно прочного мира между народами.
Советский Союз, Китайская Народная Республика, все
социалистические страны относятся резко отрицательно к войне и
изготовлению средств ведения войны. Но было бы неправильно думать,
что государства с иным общественным строем не имеют оснований для
того, чтобы искренне и безоговорочно поддержать предложение о
всеобщем полном разоружении. Уничтожение средств ведения войны не
может и не будет противоречить национальным интересам ни одного
государства. Ни одно правительство, если оно действительно
заботится о судьбах своей страны, своего народа, не может
отнестись отрицательно к предложению о всеобщем полном
разоружении.
Более ста государств обозначено на политической карте мира.
Эти государства находятся на неодинаковых ступенях экономического
развития, имеют отличный друг от друга социальный и
государственный строй, различаются по условиям жизни людей и
уровню культуры. Но несмотря на все разнообразие условий, в
которых живут люди в разных странах, меду ними есть одно общее:
желание не допустить новой войны, утвердить на земле вечный мир.
Когда ни одно государство фактически не будет иметь возможности
развязать военные действия против других государств, международные
отношения будут развиваться под знаком искреннего доверия.
Будучи убеждено, что все эти великие цели могут и должны быть
достигнуты совместными усилиями всех государств, объединившихся
под знаком мирных принципов Устава Организации Объединенных Наций,
правительство СССР вносит на рассмотрение ООН предложение о
всеобщем и полном разоружении.
Программа всеобщего и полного разоружения
Программа всеобщего и полного разоружения должна включать
проведение следующих мероприятий:
роспуск всех вооруженных сил (сухопутных войск,
военно-морских и военно-воздушных сил) и запрещение их
восстановления в любой форме;
уничтожение всех видов вооружений и боевых запасов как
находящихся в вооруженных силах, так и на складах;
ликвидацию всех военно-морских судов, военной авиации, а
также всех других видов военной техники;
полное запрещение атомного и водородного оружия - прекращение
производства всех видов этого оружия, изъятиие из вооружений
государств и ликвидация его запасов;
полное прекращение производства и уничтожение всех видов
ракетного оружия любого радиуса действия, включая космические
ракеты военного назначения;
запрещение производства, владения и хранения средств
химической и бактериологической войны и уничтожение запасов этих
видов оружия;
ликвидацию всякого рода военных баз на чужих территориях -
сухопутных, военно-морских, военно-воздушных и всех установок для
запуска ракет;
ликвидацию военного производства на военных заводах и
военно-производственных установок на заводах общей промышленности;
прекращение всяких сборов и обучения военному делу как в
армии, так и в общественных организациях и издание законов об
отмене военной службы в любых формах - обязательной, добровольной,
путем вербовки и т.п.;
упразднение военных министерств, генеральных штабов, военных
учебных заведений и всякого рода военных и военизированных
учреждений и организаций.
Прекращение отпуска средств на военные цели в любом виде как
по линии государственного бюджета, так и по линии общественных
организаций и частных лиц.
Запрещение в законодательном порядке военной пропаганды и
военного воспитания молодежи и издание законов, предусматривающих
самое строгое наказание за нарушение любого из перечисленных
мероприятий .
В распоряжении государств должны остаться ишь строго
ограниченные, согласованные для каждой страны контингенты полиции
(милиции), вооруженные легким стрелковым оружием и предназначенные
исключительно для поддержания внутреннего порядка и защиты личной
безопасности граждан .
Для наблюдения за своевременным выполнением мероприятий по
всеобщему и полному разоружению учреждается международный
контрольный орган в составе всех государств. Персонал контрольного
органа набирается на международной основе с учетом принципа
справедливого географического распределения.
Международный контрольный орган должен располагать всем и
материальными условиями, необходимыми для проведения строгого
контроля. Функции и полномочия этого органа должны соответствовать
характеру проводимых мероприятий по разоружению.
Советское правительство предлагает провести программу
всеобщего и полного разоружения в возможно короткий срок 3 в
четырехлетний период.
На первом этапе предлагается провести следующие мероприятия:
Сократить под соответствующим контролем численность
вооруженных сил СССР, США и КНР до уровня 1700 тыс. человек, а
Великобритании и Франции - до 650 тыс.человек для каждой державы.
Численность вооруженных сил других государств сократить до
уровней, которые будут согласованы на специальной сессии
Генеральной Ассамблеи ООН или на Всемирное конференции по
всеобщему и полному разоружению.
Сократить вооружения и военную технику, находящиеся в
распоряжении вооруженных сил государств, в таком размере, чтобы
оставшееся количество вооружений соответствовало установленному
уровню вооруженных сил.
На втором этапе предлагается осуществить:
Завершение ликвидации оставшихся у государств вооруженных сил.
Ликвидацию всех военных баз на чужих территориях. Войска и военный
персонал выводятся с чужих территорий в пределы своих национальных
границ и распускаются.
На третьем этапе осуществляются:
Уничтожение всех видов ядерного и ракетного оружия.
Ликвидация материальной части военной авиации.
Вступает в силу запрещение производства, владения и хранения
средств химической и бактериологической войны. Все имеющиеся у
государств запасы химического и бактериологического оружия должны
быть изъяты и уничтожены под международным контролем.
Запрещается проведение научных исследований для целей войны и
создания оружия и военной техники.
Упраздняются военные министерства, генеральные штабы, все
военные и военизированные учреждения и организации.
Прекращается проведение всяких сборов и обучения военному
делу. Государства обязаны в законодательном порядке запретить
военное образование молодежи.
В соответствии со своими конституционными процедурам и
государства принимают законодательные акты, отменяющие военную
службу в любых формах - обязательную, добровольную, путем вербовки
и т.п. и запрещающие восстановление в явной или скрытой форме
любых военных и военизированных учреждений и организаций.
Прекращается отпуск средств на военные цели в любом виде как
по линии государственного бюджета, так и по линии общественных
организаций. Средства, высвобождающиеся в результате осуществления
всеобщего и полного разоружения, должны быть использованы для
сокращения или полной отмены налогов с населения, субсидирования
национальной экономики и оказания широкой экономической и
технической помощи слаборазвитым странам.
Для контроля за осуществлением мероприятий по всеобщему и
полному разоружению создается международный контрольный орган.
Объем контроля и инспекции осуществляется применительно к степени
поэтапного разоружения государств.
По завершении всеобщего и полного разоружения, которое должно
включать ликвидацию всех видов вооруженных сил, уничтожение всех
видов оружия, в том числе оружия массового уничтожения (ядерного,
ракетного, химического, бактериологического), международный
контрольный орган будет иметь свободный доступ ко всем объектам
контроля.
Контрольная организация может установить систему воздушного
наблюдения и аэрофотосъемок над территориями государств.
* * *
В процессе осуществления программы всеобщего и полного
разоружения вплоть до роспуска всех вооруженных сил государства
сохраняют между различными видами своих вооруженных сил такое
соотношение, каким оно было в момент вступления в силу договора о
разоружении.
Программа всеобщего и полного разоружения осуществляется
государствами строго в соответствии с указанными в договоре
сроками, и ее проведение не может быть прервано или ставиться в
зависимость от выполнения каких-либо условий, договором не
предусмотренных.
На случай, если со стороны того или иного государства будет
иметь место попытка обойти и нарушить договор о всеобщем и полном
разоружении, в договор должно быть включено положение,
предусматривающее, что вопрос о его нарушении подлежит
немедленному рассмотрению Советом Безопасности и Генеральной
Ассамблеей ООН в соответствии с их полномочиями.
Само собой разумеется, что Советское правительство хочет
реально подойти к оценке существующего положения и если в
настоящее время, в силу тех или иных причин, западные державы не
выразят готовность войти на всеобщее и полное разоружение, то
Советское правительство, как и прежде, готово договориться с
другими государствам и о соответствующих частичных шагах по
разоружению и упрочению безопасности. Главными из них, по мнению
Советского правительства, являются:
1) создание зоны контроля и инспекции с сокращением
иностранных войск на территории соответствующих стран Западной
Европы;
2) создание в Центральной Европе безатомной зоны;
3) вывод всех иностранных войск с территории европейских
государств и ликвидация военных баз на чужих территориях;
4) заключение пакта о ненападении между
государствами-участниками НАТО и государствами-участниками
Варшавского договора;
5) соглашение по вопросу о предотвращении внезапного нападения
одного государства на другое.
Советское правительство считает уместным напомнить свои
предложения от 10 мая 1955 года по вопросу о разоружении, которые
содержат конкретные соображения о частичных шагах в области
разоружения. Оно убеждено, что эти предложения являются хорошей
основой для договоренности по этой жизненно важной проблеме.
Что касается вопроса о прекращении испытаний ядерного оружия,
то Советское правительство стояло и стоит за немедленное
прекращение его испытаний на вечные времена.
Советское правительство выражает глубокое убеждение в том, что
предлагаемое радикальное решение проблемы разоружения обеспечило
бы коренной перелом в развитии международных отношений, установило
бы атмосферу доверия между государствами и создало бы условия для
мирной жизни народов. Советское правительство обращается к
правительствам всех стран мира, в первувю очередь к правительствам
великих держав, которые обладают наиболее мощными вооруженными с
илами, которые являются постоянными членами Совета Безопасности и
на которых лежит особая ответственность перед народами за всеобщую
безопасность, без промедления приступить совместно к осуществлению
всеобщего и полного разоружения.
|