УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством
здравоохранения СССР
от 13 июня 1959 г.,
Президиумом ЦК
профсоюза медработников
от 17 июня 1959 г. N 121-5/10-20
ПРАВИЛА
ПО САНИТАРИИ ПРИ РАБОТЕ
В ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР <*>
I. Общая часть
1. В противотуберкулезных учреждениях персонал общается с
больными туберкулезом, в том числе с бацилловыделителями. Это
общение имеет место на амбулаторном приеме больных, при
обслуживании их в стационаре и на дому, где возможна передача
инфекции пылевым, контактным, капельным и алиментарным путем.
--------------------------------
<*> - "Правила по санитарии при работе в противотуберкулезных
учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР"
переработаны и дополнены сотрудниками Российского НИИ
фтизиопульмонологии Минздрава России. (Приводятся с учетом
дополнений).
2. Заболеваемость туберкулезом работников противотуберкулезных
учреждений в 8-10 раз выше, чем всего населения.
3. Настоящие правила имеют целью сведение к минимуму опасности
заражения туберкулезом и создание наиболее благоприятных условий
труда для персонала, работающего в противотуберкулезных
учреждениях и по роду своей деятельности соприкасающегося с
больными, с инфицированными предметами (белье, посуда,
оборудование) и материалами (кровь, моча, мокрота, сточные воды и
пр.).
4. Действие настоящих правил распространяется на
противотуберкулезные диспансеры со стационарами и без них,
туберкулезные больницы и туберкулезные отделения общих, детских
больниц, клиник медицинских институтов, стационары
научно-исследовательских институтов и поликлиник, санатории для
взрослых, подростков и детей, больных туберкулезом, профилактории
для туберкулезных больных, научно-исследовательские институты
туберкулеза, а также лаборатории научно-исследовательских
институтов, проводящих работу по туберкулезу.
5. Настоящие правила предусматривают специальные мероприятия,
направленные на охрану персонала от заражения туберкулезом, и
не включают мероприятия по организации труда, обязательные для
работников всех лечебно-профилактических учреждений.
6. Проектирование и строительство противотуберкулезных
учреждений должны соответствовать главе СНиП П-69-78
"Лечебно-профилактические учреждения. Нормы проектирования".
7. Открытие туберкулезных отделений больниц и поликлиник
разрешается при условии полной их изоляции и соблюдения всех
требований, предъявляемых к инфекционным больным.
8. Ответственными за выполнение настоящих правил являются
руководители противотуберкулезных учреждений и участков работы.
9. Настоящие правила вступают в силу с момента их
опубликования.
II. Медицинское освидетельствование и допуск к работе
10. В противотуберкулезные учреждения и противотуберкулезные
отделения других учреждений принимаются на работу лица не моложе
18 лет.
11. Все принимаемые на работу должны обязательно подвергаться
медицинскому освидетельствованию с обязательным рентгенологическим
обследованием (рентгенография грудной клетки) и проведением
туберкулиновой пробы. В дальнейшем все без исключения работники
должны подвергаться медицинскому обследованию с обязательной
рентгенографией грудной клетки 1 раз в год.
12. При отрицательной реакции Манту 2 ТЕ необходимо решить
вопрос о ревакцинации БЦЖ или профилактических мероприятиях для
принимаемого. После появления поствакцинальной аллергии (через 8
недель) принимаемый может быть допущен к работе в служебных
помещениях, где возможен контакт с больными.
13. На каждого работника противотуберкулезного учреждения
должна быть заведена индивидуальная медицинская карта, которая
передается врачу-диспансеризатору. Если у поступающего на работу
или работающего сотрудника обнаружено какое-либо проявление
туберкулеза, на него заполняется подробная история болезни и
проводится необходимое лечение.
14. Лица, больные туберкулезом, могут приниматься на работу в
противотуберкулезные учреждения в зависимости от характера
процесса и трудоспособности, исключением являются должности,
зачисление на которые не допускается по эпидемиологическим
соображениям (аптека, кухня, склады продуктов, чистого белья и
инвентаря, столовые, буфеты, водопроводные сооружения).
15. Не допускается прием на работу в детские
туберкулезные учреждения больных активным туберкулезом.
16. Лица, больные туберкулезом, не допускаются также к работе,
являющейся противопоказанной для больных туберкулезом с точки
зрения возможности отрицательного влияния на состояние их здоровья
(душевые, канализационные сооружения, котельные и др.).
17. При поступлении на работу, а в последующем не реже одного
раза в год главный врач или заведующий отделением проводит со
всеми работниками подробный инструктаж, в котором разъясняет
специфические особенности работы в противотуберкулезном
учреждении, правила внутреннего распорядка для персонала и
больных, дает подробные наставления о выполнении мероприятий по
предупреждению заражения туберкулезом и соответствующему поведению
персонала.
Результаты проведения инструктажа регистрируются в журнале
учета инструктажа по следующей форме:
----------T----------T---------T--------T--------T-----------------------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Подпись ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------T--------T----------+
¦ Фамилия,¦ Дата ¦ ¦ ¦ ¦Проводив-¦Прошед- ¦Руководи- ¦
¦ имя, ¦зачисления¦Специаль-¦ Тема ¦ Дата ¦ шего ¦ шего ¦тель отд. ¦
¦отчество ¦на работу ¦ ность ¦проведе-¦проведе-¦инструк- ¦инструк-¦(участка ¦
¦получив- ¦по данной ¦(профес- ¦ ния ¦ ния ¦ таж ¦ таж ¦ работы) ¦
¦ шего ¦специаль- ¦ сия) ¦инструк-¦инструк-¦ ¦ ¦о допуске ¦
¦инструк- ¦ ности ¦ ¦ тажа ¦ тажа ¦ ¦ ¦к работе ¦
¦ таж ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прошедшего¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инструктаж¦
+---------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
III. Обеспечение гигиенического режима для
работников противотуберкулезных учреждений
18. В противотуберкулезных учреждениях и противотуберкулезных
отделениях других учреждений должны быть предусмотрены:
а) отдельная гардеробная комната для сотрудников, в которой
размещается вешалка для верхней одежды, шкафы на всех сотрудников
с двумя отделениями в каждом (в одном из них хранится личная
одежда, в другом спецодежда);
б) душевая комната пропускного типа (желательно вблизи
гардеробной) для принятия душа персоналом по окончании работы,
кроме того, в операционном блоке должна быть душевая типа
санпропускника для персонала операционной;
в) туалетные комнаты для сотрудников (отдельные от больных);
г) умывальники для мытья рук персонала во всех кабинетах,
палатах;
д) специальное помещение для приема горячей пищи персоналом
(столовая или буфет). Питание персонала непосредственно на
отделениях,а также появление в буфете или столовой в спецодежде
категорически воспрещается.
19. Работникам противотуберкулезных учреждений вменяется в
обязанность:
а) надевать в гардеробной свою спецодежду. Запрещается
персоналу надевать верхнюю одежду на спецодежду, появляться в
отделении или на рабочем месте без спецодежды, а также выходить за
пределы противотуберкулезных учреждений в спецодежде;
б) при посещении больных на дому иметь при себе в специальной
укладке халат и шапочку, которые надеваются при входе в жилище
больного. По уходе из очага персонал должен снимать спецодежду и
после этого тщательно мыть руки с мылом;
в) мыть руки с мылом обильным количеством воды после каждого
процесса работы (кормление больных, уборка помещения, посуды,
подача и уборка суден, перестилание постели, сортировка грязного
белья и т.д.);
г) протирать индивидуальные шкафчики 5% раствором хлорамина не
реже одного раза в неделю.
20. Лица, соприкасавшиеся с инфицированным материалом
(работники прозекторских, бактериологических лабораторий и
вивариев, зубные врачи, врачи-отоларингологи и др.), обязаны
носить маски.
Примечание. Маски должны надевать и другие сотрудники по
специальным показаниям (в перевязочных, операционных,
стерилизационных, при работе с антибиотиками, в микробиологических
лабораториях при проведении специальных исследований и др.).
21. Запрещается персоналу бактериологических лабораторий вести
разговоры во время производства манипуляций.
22. Работы, связанные с возможностью загрязнения рук мокротой
или другими выделениями больного (собирание и перенос
плевательниц, наполненных мокротой, приготовление мазков и т.д.),
должны производиться в резиновых перчатках. После работы перчатки
обрабатываются кипячением или замачиванием их в 0,25%
активированном растворе хлорамина 1 час.
23. Персонал (санитарки, буфетчицы) обязаны надевать
прорезиненный передник при собирании грязной посуды в палатах или
в столовой, а также во время мойки посуды.
24. Ванщицы обязаны надевать во время купания больных
прорезиненный передник, а во время уборки ванной комнаты - галоши.
25. Дезинфекторы во время нахождения в грязной половине
помещения дезкамеры или помещения, где они производят обработку
плевательниц и других предметов, должны надевать халат, косынку,
прорезиненный передник, перчатки, респираторы, очки и галоши. По
окончании работы дезинфекторы должны оставлять на грязной половине
дезкамеры или помещения для обработки плевательниц указанную
одежду, тщательно мыть руки и по возможности принять душ, после
чего переходить в чистое отделение, где надевать другой халат.
26. Смена халатов, шапочек (косынок) производится 1-2 раза в
неделю. При загрязнении мокротой или другими выделениями больных
спецодежда меняется немедленно.
IV. Санитарно-гигиенические условия труда
27. Все служебные помещения учреждений должны быть обеспечены
естественным освещением и приточно-вытяжной вентиляцией и
проветриваться не менее 2 раз в день.
28. Во всех помещениях полы должны быть покрыты линолеумом, а
в санитарных узлах - метлахской плиткой. Стены во всех помещениях
покрываются масляной краской, а в санитарных узлах глазированной
плиткой.
29. Уборка помещений и инвентаря должна производиться не реже
2 раз в день влажно-механическим способом с обязательным
обеззараживанием материала и предметов уборки (тряпки, щетки и
др.). Мусор должен собираться в ведра с крышками и по мере
наполнения обязательно сжигаться.
Для хранения уборочного инвентаря (половых щеток, тряпок,
полотеров, ведер, совков, лестниц и др.) должны выделяться
помещения, допускается использование для этих целей шкафов.
30. Во всех противотуберкулезных учреждениях должны выделяться
помещения:
а) для мойки и стерилизации плевательниц и обеззараживания
мокроты химическим или термическим путем, б) для аппаратов
автоматической мойки и стерилизации суден и мочеприемников. При
мойке суден и мочеприемников персонал должен пользоваться
прорезиненным передником и резиновыми перчатками.
31. В каждом стационарном отделении выделяется буфетная
комната с горячим и холодным водоснабжением и раковинами для мойки
посуды и отдельно для мытья рук. В буфетных комнатах должны быть
оборудованы столики отдельно для грязной и отдельно для чистой
посуды. Столовая посуда, поступающая от больных, тщательно, с
помощью щетки, отчищается от остатков пищи, обязательно
обеззараживается термическим или химическим путем, а затем моется.
Остатки пищи подлежат обязательному обеззараживанию.
32. В помещениях регистратуры для защиты работников от
капельной инфекции при разговоре с больным оборудуются окна с
двойным стеклом и боковым отверстием для передачи документов.
33. При производстве рентгенограммы экран протирается 96%
спиртом после каждого исследования.
34. Администрация противотуберкулезных учреждений обязана
обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий в соответствии с
"Инструкцией по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране
труда персонала инфекционных больниц (отделений)", утвержденной
Приказом МЗ СССР от 04.08.83 N 916.
35. Все помещения должны проветриваться не менее 4 раз в
сутки, бактерицидные облучатели устанавливаются на высоте не
менее 2 метров от пола из расчета: один облучатель ОВН-150 на 30
куб. м, ОБП-300 на 60 куб.м.
V. Санитарно-просветительная работа среди больных
36. В противотуберкулезных учреждениях при поступлении
больных, а затем систематически должна проводиться
санитарно-просветительная работа с больными. В целях предохранения
персонала от заражения особое внимание должно быть обращено на
правила поведения, обязательные для больных.
37. При выписке больному должны быть разъяснены правила его
поведения дома и в общественных местах, предупреждающие заражение
туберкулезом окружающих лиц.
38. В основу данных правил взяты "Правила по санитарии при
работе в противотуберкулезных учреждениях" системы МЗ СССР от
13.06.59, дополнение и изменения внесены на основании Приказа от
04.08.83 N 916 МЗ СССР "Об утверждении Инструкции по
санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала
инфекционных больниц (отделений)".
|