МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
ПРИКАЗ
от 4 августа 1958 года
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИЕМА И СДАЧИ
экспортных и импортных грузов на железнодорожных
станциях и в морских портах
Утверждены
Министерством внешней торговли
Министерством путей сообщения
Министерством морского флота и
Государственным комитетом Совета Министров
СССР по внешним экономическим связям
4 августа 1958 г.
Пар. 1. Перевозки экспортных и импортных грузов производятся на
основании настоящих условий.
В части, не предусмотренной этими условиями, при перевозке
указанных грузов применяются нормы Устава железных дорог, Правил
перевозок отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций
на станциях и железнодорожных подъездных путях, Технических условий
погрузки и крепления грузов и использования грузоподъемности вагонов
и тарифов, действующих на железных дорогах.
Пар. 2. Экспортные грузы, перевозимые насыпью, наливом и
навалом, принимаются портами от железных дорог согласно данным
накладных с проверкой веса по требованию порта. При перевозке
цветных металлов проверка веса тары вагонов должна производиться до
погрузки и после выгрузки.
Медь, олово и свинец взвешиваются при погрузке и выгрузке на
товарных весах.
Результаты проверки веса указанных грузов оформляются железной
дорогой в установленном порядке.
Пар. 3. Прокат черных металлов и трубы, упакованные в связки,
пачки, а также в штуках без упаковки (швеллеры, балки, рельсы,
толстый лист, трубы большого диаметра, стальные слитки, круглая
стальная заготовка, весом 500 кг и выше, а также станки, машины,
колесные пары и оборудование) принимаются железными дорогами к
перевозке назначением в порты и на пограничные станции по количеству
мест без перевески и в таком же порядке без взвешивания сдаются
портам и последними отгружаются на экспорт. Прокат черных металлов,
прибывший в нарушенной упаковке, принимается портами с перевеской.
Пар. 4. Тарно-упаковочные и штучные грузы отправляются
грузоотправителями по железной дороге по стандартному весу или по
весу, указанному на каждом грузовом месте, принимаются портом в его
склад от железной дороги по счету квот без взвешивания и в таком же
порядке без проверки веса отгружаются на экспорт.
Проверка веса при выгрузке производится только поврежденных
мест. На обнаруженную разницу против документов порт составляет
коммерческий акт, который подписывается представителями железной
дороги и порта.
В отдельных случаях по требованию всесоюзных внешнеторговых
объединений порт обязан после приема груза от железной дороги
произвести сплошную или выборочную проверку веса.
Пар. 5. Экспортные скоропортящиеся грузы, направляемые через
пограничные станции железных дорог, должны отгружаться с приложением
документов о качестве груза в двух экземпляров. Первый из них
следует за границу, второй, в котором дополнительно должен
указываться срок транспортабельности в сутках, остается в пункте
перегрузки.
Экспортные скоропортящиеся грузы, задержанные для дальнейшего
следования за границу или требующие подработки, согласно актам
Государственной инспекции по качеству Министерства внешней торговли
СССР, переадресовываются в пункте перегрузки по заявкам местных
органов Министерства торговли в адрес ближайших холодильников.
Пар. 6. Если при передаче экспортных грузов от железной дороги
в порту окажутся грузы, которые на основании действующих Правил не
могут быть приняты (ввиду необходимости исправления тары и т.д.), то
такие отправки приводятся портом в должный порядок во время
выгрузки. Стоимость работы возмещается порту железной дорогой за
счет грузоотправителя, если погрузка производилась его средствами.
Пар. 7. При перевозке экспортных грузов штраф, установленный
ст. 198 Устава железных дорог за неправильное указание
грузоотправителем в накладной сведений о весе, количестве квот или
наименовании груза, обнаруженные на станции отправления,
взыскивается непосредственно с грузоотправителя в порядке,
устанавливаемом Министерством путей сообщения.
Пар. 8. Импортные грузы предъявляются к перевозке в таре
(упаковке), в которой они прибыли в порт, если эта тара (упаковка)
обеспечивает сохранность груза при перевозке по железным дорогам.
Пар. 9. Тарно-упаковочные и штучные грузы отгружаются портом по
стандартному весу, по весу, указанному на каждом грузовом месте или
по согласованию с Министерством внешней торговли - по
среднеконосаментному весу, принимаются железной дорогой счетом мест
без взвешивания и отравляются за пломбами железной дорогой. В таком
же порядке без проверки веса эти грузы сдаются железной дорогой
получателю в пункте назначения.
Излишки мест тарно-упаковочных и штучных импортных грузов,
оказавшиеся в порту после отгрузки всей партии по каждому
коносаменту, досылаются по указанию железной дороги на покрытие
недостач, установленных коммерческими актами в пункте назначения при
выгрузке из вагонов, прибывших за исправными пломбами, припортовой
станции.
Пар. 10. Импортные жидкие грузы (спирт, растительное масло и
др.), предъявляемые для перевозки по железным дорогам наливом в
цистернах, а также насыпные и навалочные грузы взвешиваются железной
дорогой на вагонных весах в присутствии представителя порта и
перевозятся за пломбами железной дороги.
Пар. 11. Импортные скоропортящиеся грузы должны предъявляться к
перевозке при документах о качестве соответствующих государственных
инспекций по качеству согласно экспертам Всесоюзной Торговой Палаты
или отправителя, с указанием в них качественного состояния груза и
возможного срока нахождения груза в пути.
Все необходимые приспособления для перевозки скоропортящихся
грузов (рейки, бумага и др.) согласно Правилам перевозок
предоставляются на пограничных станциях и в портах соответствующими
организациями Министерства торговли СССР и Центросоюза.
Пар. 12. Импортные грузы должны грузиться до полной вместимости
вагонов, но не выше их подъемной силы с учетом допускаемого
перегруза без взимания штрафа за недогруз вагонов до технических
норм.
Порт обеспечивает выполнение технических условий погрузки и
крепления грузов. На обязанности железной дороги лежит контроль за
правильностью загрузки вагонов (укладка, габарит, крепление и т.п.).
Пар. 13. Чертежи и схемы погрузки для негабаритных грузов и для
грузов, по которым условия погрузки и крепления не предусмотрены,
разрабатываются по заявкам портов: Одесса, Новороссийск, Таллин,
Вентспилс, Рига, Лиепая, Клайпеда, Калининград, Ленинград
соответствующим отделением дороги в порядке, устанавливаемом
Министерством путей сообщения. Стоимость разработки возмещается
портом отделению дороги за счет всесоюзных внешнеторговых
объединений.
Пар. 14. Для достижения согласованности в работе станций
железных дорог и морских портов по выполнению плана перевозки
импортных грузов порт обязан подавать начальнику станции за три дня
до наступления каждой пятидневки заявку по установленной форме о
погрузке с календарным расписанием по дням погрузки в течение
пятидневки. Отправитель и железная дорога освобождается от уплаты
предусмотренного ст. 180 Устава железных дорог штрафа при
восполнении ими в течение планового месяца недогрузов и недодач за
отдельные дни.
Пар. 15. Министерство морского флота производит своими
средствами все работы в портах по погрузке и разгрузке вагонов и
судов по договорам с отправителями, получателями или
транспортно-экспедиционными конторами, действующими по их поручению,
со взысканием за эти работы с отправителей или получателей грузов
установленных тарифами плат.
Пар. 16. Работы по погрузке и выгрузке грузов производятся
круглосуточно. Для этого стороны обязаны иметь необходимый штат
работников, обеспечивающий сдачу и прием грузов в установленный
срок.
Пар. 17. Порядок передачи вагонов с экспортными и импортными
грузами устанавливается узловым соглашением, заключаемым железной
дорогой и портом, в соответствии со ст. 139 Устава железных дорог
СССР. Охрана груженых и порожних вагонов в портах производится
средствами и за счет порта.
Пар. 18. О времени подачи вагонов под погрузку и выгрузку
станция обязана уведомить порт за 2 часа до подачи. При подаче
вагонов по расписанию уведомления не требуется.
Размер единовременной подачи вагонов и размер единовременной
погрузки и выгрузки устанавливаются узловым соглашением.
В морских портах расстановка вагонов к пунктам погрузки и
выгрузки производится средствами дороги или порта, в зависимости от
условий, указанных в узловом соглашении.
Пар. 19. Сроки на погрузку и выгрузку грузов устанавливаются
узловым соглашением и исчисляются с момента подачи вагонов к пунктам
погрузки, выгрузки или обусловленному в узловом соглашении месту.
Вагоны, поданные с нарушением сроков подачи или без
уведомления, принимаются портом с момента подачи.
Расчет сроков простоя вагонов в этих случаях производится:
при подаче вагонов ранее установленного срока - с момента
наступления установленного уведомлением срока, без начисления на
дорогу штрафа.
При подаче вагонов с опозданием против установленного
расписанием срока стороны руководствуются следующим:
если оставшееся время до следующей подачи по расписанию будет
более или равно нормам времени на погрузку или выгрузку, то такое
нарушение подачи считается опозданием, за что железные дорога
уплачивает штраф;
если оставшееся время до следующей подачи будет менее нормы
времени на погрузку или выгрузку, вагоны принимаются к погрузке или
выгрузке со срока следующей очередной подачи без начисления штрафа
за нарушение срока подачи.
Пар. 20. Погрузка или выгрузка грузов считается законченной с
момента готовности к уборке всей поданной партии вагонов с
одинаковым сроком погрузки или выгрузки. О времени готовности к
уборке всей партии вагонов порт извещает станцию.
Груженые вагоны считаются поданными с момента постановки их к
пункту выгрузки в соответствии с заявкой порта и вручения станцией
грузовых документов представителю порта.
Загруженные портом вагоны не считаются готовыми к уборке, если
портом не вручены на них грузовые документы представителю станции.
Время подачи вагонов и время готовности к уборке указывается в
ведомости подачи и уборки вагонов и удостоверяются подписями
представителей дороги и порта.
Если часть загруженных или выгруженных вагонов убрана дорогой
ранее окончания погрузки или выгрузки всей поданной партии, то
убранные вагоны снимаются с учета под простоем с момента их уборки.
Время фактической уборки вагонов указывается в ведомости подачи и
уборки вагонов.
Пар. 21. Порожние вагоны, подаваемые под погрузку, должны быть
исправны в техническом отношении и очищены. В случаях,
предусмотренных правилами перевозки, вагоны должны быть также
промыты и продезинфицированы. Тара вагонов, подаваемых под погрузку
зерновых хлебных грузов насыпью, должна быть проверена на вагонных
весах. После выгрузки вагоны должны быть очищены средствами порта.
Порядок и место очистки устанавливаются сторонами в узловом
соглашении.
При подаче под погрузку неочищенных вагонов дорога уплачивает
порту штраф в размерах, предусмотренных ст. 205 Устава железных
дорог. За неочистку вагонов после выгрузку порт уплачивает дороге
штраф в таких же размерах.
Порты возмещают железным дорогам расходы по подаче и уборке
вагонов в размерах, установленных Министерством путей сообщения.
Пар. 22. За задержку вагонов с грузами под погрузкой и
выгрузкой свыше установленных узловым соглашением сроков, а также за
задержку приема груженых вагонов морской порт уплачивает штраф
железной дороге в размере 2 руб. за каждый час задержки вагона.
За задержку подачи груженых или порожних вагонов против
установленных узловым соглашением сроков подачи вагонов железная
дорога уплачивает морскому порту штраф в размере 2 руб. за каждый
час задержки вагона, но не более чем за 2 часа.
Пар. 23. По окончании месяца начальники каждой перегрузочной
станции или порта составляют расчет по штрафам, причитающимся
железной дороге или морскому порту.
Расчеты по штрафам за истекший месяц производятся в акцептном
порядке железной дорогой и морским портом не позднее 26 числа
следующего за отчетным месяца. Причитающиеся железной дороге или
морскому порту суммы штрафов подлежат уплате в пятидневный срок.
Копии коммерческих актов, составленных при передаче сдающей
стороной, должны быть переданы принимающей стороне не позже
суточного срока с момента передачи груза.
Пар. 24. Недостача или излишек экспортного или импортного
груза, отгруженного одним и тем же отправителем в адрес одного
получателя и прибывшего в исправных вагонах без следов утраты,
определяются по результатам проверки всей партии груза, выданного за
данные сутки.
Пар. 25. Министерство путей сообщения и Министерство морского
флота, по согласованию с Министерством внешней торговли,
устанавливают перечень экспортных и импортных грузов, по которым
расчеты за недостачи и излишки производятся по определенным
периодам, с учетом нормы естественной убыли, исчисленной от всего
количества груза.
Пар. 26. Претензии за утрату экспортных грузов, следующих в
адреса морских портов для объединения Министерства внешней торговли,
могут предъявляться к железным дорогам этими объединениями без
переуступочной надписи на накладной и грузовой квитанции.
Источник документа (сверен по):
Сборник основных нормативных актов по ВЭД
выпуск 2, М., 1990 год
|