МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 97
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ТРУДЯЩИХСЯ НА МЕСТАХ РАБОТЫ
(Женева, 25 июня 1953 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного
бюро труда и собравшаяся 4 июня 1953 года на свою тридцать шестую
сессию,
постановив принять ряд предложений об охране здоровья
трудящихся на местах работы, что является пятым пунктом повестки
дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать пятого дня июня месяца тысяча
девятьсот пятьдесят третьего года нижеследующую Рекомендацию,
которая может именоваться Рекомендацией 1953 года об охране
здоровья трудящихся:
I. Технические меры защиты от условий, вредных
для здоровья трудящихся
1. Законодательство каждой страны должно предусматривать
средства предупреждения, уменьшения или устранения на местах
работы вредных для здоровья условий, включая методы, применение
которых может быть необходимым и подходящим в отношении особо
вредных для здоровья данных трудящихся условий.
2. Предпринимателями должны приниматься все соответствующие
меры для создания на местах работы условий, способствующих
надлежащей защите здоровья соответствующих трудящихся, в
частности:
a) недопущение скопления нечистот и отбросов, создающих
вредные для здоровья условия;
b) предоставление таких рабочих помещений, чтобы их площадь и
высота позволяли бы избежать скопления в них трудящихся и
перегруженности их машинами, материалами или продуктами
производства;
c) обеспечение достаточного и необходимого естественного или
искусственного освещения;
d) обеспечение соответствующего состояния атмосферы, чтобы
избежать недостаточной подачи и движения воздуха, его загрязнения,
вредных сквозняков, внезапных перемен температуры и, по мере
возможности, чрезмерной сырости, холода, жары и неприятных
запахов;
e) устройство в соответствующих местах в достаточном
количестве санитарно-бытовых и умывальных установок и пунктов
снабжения питьевой водой, которые должны содержаться надлежащим
образом;
f) предоставление трудящимся и содержание в порядке, если
трудящиеся должны переодеваться до и после работы, гардеробов или
других соответствующих помещений для хранения одежды;
g) предоставление трудящимся, в случае запрещения им
употреблять пищу и напитки на местах работы, подходящих для
принятия пищи помещений, если не существует соответствующей
возможности для принятия пищи в другом месте;
h) устранение или уменьшение вредных для здоровья трудящихся
шума и вибраций;
i) хранение вредных веществ в безопасных условиях.
3. 1) Для предотвращения, уменьшения или устранения на местах
работы вредных для здоровья трудящихся условий должны приниматься
все осуществимые соответствующие меры, чтобы:
a) заменять вредные вещества и производственные процессы
безопасными или менее вредными;
b) предотвращать выделение вредных веществ и охранять
трудящихся от опасных излучений;
c) выполнять опасные производственные процессы в особых
помещениях или зданиях, занятых наименьшим числом трудящихся;
d) выполнять опасные производственные процессы в закрытых
аппаратах для избежания личного соприкосновения с вредными
веществами и предотвращения попадания в атмосферу рабочих
помещений пыли, дыма, газов, волокон, испарений и паров во
вредном для здоровья количестве;
e) удалять в месте возникновения или вблизи его с помощью
механического выкачивания, вентиляции или других подходящих
способов вредные для здоровья пыль, дым, газы, волокна,
испарения и пары, если нельзя избежать их воздействия
средствами, перечисленными в подпунктах "a" - "d" настоящего
пункта;
f) снабжать трудящихся одеждой или оборудованием и другими
средствами личной защиты от действия вредных веществ, если
другие меры защиты окажутся неосуществимыми или
недостаточными, и обучать трудящихся пользованию ими.
2) Если пользование указанными в подпункте "f" оборудованием
или одеждой необходимо ввиду особо вредных условий данной
профессии, то снабжение ими, их чистка и ремонт должны
обеспечиваться предпринимателем; если это защитное оборудование
или одежда подвергаются заражению ядовитыми или опасными
веществами, то на протяжении всего того времени, когда они не
требуются ни для ношения на работе, ни для обеспечиваемой
предпринимателем чистки или ремонта, они должны храниться в
отдельном помещении, чтобы не заражать одежды трудящегося.
3) Государственные органы власти должны поощрять и сообразно с
обстоятельствами сами проводить изучение мер, упомянутых в
пункте 1 настоящего параграфа, и поощрять применение результатов
этого изучения. Подобное изучение должно проводиться также
предпринимателями на добровольных началах.
4. 1) Трудящиеся должны извещаться:
a) о необходимости принятия защитных мер, упомянутых в
параграфах 2 и 3;
b) о лежащей на них обязанности содействовать надлежащему
применению этих мер, а не препятствовать ему;
c) о лежащей на них обязанности пользоваться должным
образом приспособлениями и оборудованием, предусмотренными для
их защиты.
2) Совещания с трудящимися о необходимых мероприятиях должны
рассматриваться как важное средство обеспечения их сотрудничества.
5. 1) Атмосфера рабочих помещений, где опасные вещества входят
в производство, обращение или употребление, должна подвергаться
достаточно частым периодическим обследованиям, чтобы убедиться в
отсутствии вредного для здоровья количества пыли, дыма, волокон,
испарений или паров. Компетентные органы власти должны
опубликовывать для руководства всех заинтересованных лиц имеющиеся
сведения о допустимых концентрациях вредных веществ.
2) Органы власти, ведающие охраной здоровья трудящихся на
местах работы, должны иметь полномочие определять обстоятельства,
в которых обследование атмосферы помещений является необходимым, а
также определять методы выполнения этих обследований. Проведение
обследований и надзор за ними должны поручаться квалифицированным
сотрудникам и в соответствующих случаях квалифицированному
медицинскому персоналу, обладающему опытом в области гигиены
труда.
6. Компетентные органы власти должны обращать внимание
заинтересованных предпринимателей и трудящихся всеми
соответствующими методами, например, посредством вывешиваемых на
местах работы плакатов, на особую опасность, которой подвергаются
трудящиеся, а также на предосторожности для ее избежания.
7. Для проведения в жизнь положений параграфов 2, 3, 4 и 5
надлежащий орган власти должен предусматривать консультации в
общегосударственном масштабе между инспекцией труда или другими
органами управления по охране здоровья трудящихся на местах
работы, с одной стороны, и соответствующими организациями
предпринимателей и трудящихся - с другой.
II. Медицинский осмотр
8. 1) Законодательство каждой страны должно содержать особые
положения о медицинском осмотре трудящихся, занятых на особо
вредных работах.
2) Труд на особо вредных работах должен обуславливаться:
a) медицинским осмотром, производимым незадолго до или
вскоре после поступления трудящегося на работу, или
b) периодическим медицинским осмотром, или
c) как предварительным, так и периодическим осмотрами,
упомянутыми в подпунктах "a" и "b".
3) Законодательство каждой страны должно определять или
уполномочить надлежащий орган власти определять время от времени
по консультации с соответствующими организациями предпринимателей
и трудящихся:
a) опасность и обстоятельства, требующие медицинского
осмотра;
b) опасность и обстоятельства, требующие предварительного
или периодического осмотра, или того и другого;
c) максимальные интервалы между периодическими осмотрами с
должным учетом характера вреда, его степени и особых
обстоятельств.
9. Предусмотренный в предыдущем параграфе медицинский осмотр
должен иметь целью:
a) обнаружить возможно раньше признаки профессионального
заболевания или особого предрасположения к нему;
b) установить, в случае опасности такого профессионального
заболевания, существуют ли с медицинской точки зрения возражения
против назначения трудящегося на данную работу или оставления его
на ней.
10. 1) Если в связи с угрозой определенного профессионального
заболевания назначение трудящегося на данную работу не встретит
возражений с медицинской точки зрения, об этом должно выдаваться
свидетельство в порядке, установленном надлежащим органом власти.
2) Это свидетельство должно храниться предпринимателем и
предъявляться представителям инспекции труда или иного органа,
ведающего охраной здоровья на местах работы.
3) Заинтересованный трудящийся должен иметь допуск к этому
свидетельству.
11. Медицинский осмотр должен производиться квалифицированным
врачом, знакомым, по мере возможности, со здравоохранением на
предприятии.
12. Должны приниматься меры для соблюдения медицинской тайны в
связи со всеми медицинскими осмотрами, а также регистрацией и
хранением относящихся к ним документов.
13. 1) Медицинский осмотр, производимый согласно настоящей
Рекомендации, не должен вводить в какие-либо расходы
заинтересованного трудящегося.
2) За потраченное на такой осмотр время не должны делаться
вычеты из заработной платы, если этот вопрос подпадает под
законодательство страны. Если же он предусматривается коллективным
договором, то положение должно определяться соответствующим
договором.
III. Извещение о профессиональных заболеваниях
14. 1) Законодательство каждой страны должно требовать, чтобы
делалось извещение об установленных или подозреваемых случаях
профессионального заболевания.
2) Это извещение должно иметь целью:
a) принятие предупредительных и предохранительных мер и
обеспечение их действенного применения;
b) обследование условий труда и других обстоятельств,
являющихся действительной или подозреваемой причиной
профессиональных заболеваний;
c) составление статистических данных о профессиональных
заболеваниях;
d) введение или расширение мер, обеспечивающих выплату
жертвам профессиональных заболеваний причитающейся за эти
заболевания компенсации.
3) Извещение должно направляться инспекции труда или другому
органу, ведающему охраной здоровья трудящихся на местах работы.
15. Законодательство страны должно:
a) определять лиц, на которых возлагается обязанность извещать
об установленных или подозреваемых случаях профессионального
заболевания;
b) предусматривать порядок извещений о профессиональных
заболеваниях и подлежащие сообщению сведения, в частности
указывать:
i) в каких случаях извещение должно быть сделано
немедленно и в каких случаях достаточно извещать об этом в
определенные сроки;
ii) в случаях, когда требуется немедленное извещение, -
предельный срок его подачи с момента обнаружения
установленного или подозреваемого случая профессионального
заболевания;
iii) в случаях, когда достаточно извещения в определенные
сроки, - срок его подачи.
16. Заявление должно предоставить органу власти, ведающему
охраной здоровья трудящихся на местах работы, все надлежащие и
необходимые сведения, позволяющие ему выполнить свою задачу, и
должно, в частности, указывать:
a) возраст и пол соответствующего лица;
b) профессию и отрасль промышленности, в которой данное лицо
работает или работало в момент составления извещения;
c) название и адрес предприятия, на котором данное лицо
работает или работало в момент составления извещения;
d) характер заболевания или отравления;
e) вредное вещество и производственный процесс, которым
приписывается заболевание или отравление;
f) название и адрес предприятия, где трудящийся подвергся, по
его мнению, вредным условиям, которым приписывается заболевание
или отравление;
g) поскольку заявитель способен это установить, дату начала и
в соответствующем случае дату прекращения подверженности вредным
условиям в каждой из профессий или отраслей промышленности, в
которых данный трудящийся подвергается или подвергался этим
вредным условиям.
17. Надлежащий орган власти должен, по консультации с
соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся,
составить список профессиональных заболеваний или категорий
случаев, подлежащих извещению, с указанием симптомов и вносить
время от времени в этот список изменения, требуемые
обстоятельствами или признанные желательными.
IV. Первая помощь
18. 1) На местах работы должны предусматриваться средства
первой помощи при несчастных случаях, профессиональных
заболеваниях, отравлениях или недомоганиях.
2) Законодательство каждой страны должно определять порядок
применения предыдущего положения.
V. Общее положение
19. Всякий раз, когда в настоящей Рекомендации речь идет о
"законодательстве страны" или о "государственном органе власти",
под этими выражениями следует понимать в отношении федеративного
государства как законодательство или надлежащий орган власти
федеративного государства, так и законодательство или надлежащий
орган власти штатов, провинций, кантонов и прочих составных единиц
федеративного государства.
|