377 (V). ЕДИНСТВО В ПОЛЬЗУ МИРА
(3 ноября 1950 года)
A
Генеральная Ассамблея,
признавая, что первыми двумя установленными целями Организации
Объединенных Наций является:
"поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью
принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и
устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других
нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с
принципами справедливости и международного права, улаживание или
разрешение международных споров или ситуаций, которые могут
привести к нарушению мира",
"развивать дружественные отношения между нациями на основе
уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также
принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего
мира";
подтверждая, что основной долг каждого государства - члена
Организации Объединенных Наций, вовлеченного в международный спор,
состоит в том, чтобы стремиться уладить такого рода спор мирными
средствами, придерживаясь процедуры, изложенной в главе VI Устава,
а также напоминая о достигнутых в прошлом Организацией успешных
результатах в целом ряде подобных случаев,
усматривая наличие напряженности международных отношений,
достигающей опасных размеров,
напоминая свою Резолюцию 290 (IV), озаглавленную "Необходимые
условия мира", согласно которой пренебрежение принципами,
изложенными в Уставе Организации Объединенных Наций, является
главной причиной продолжающейся напряженности международных
отношений, и желая сделать дальнейшие шаги по осуществлению целей
этой Резолюции,
подтверждая важность выполнения Советом Безопасности его
главной функции, заключающейся в поддержании международного мира и
безопасности, и обязанность постоянных членов стремиться к
единогласию и проявлять осмотрительность при осуществлении права
вето,
подтверждая, что инициатива переговоров о заключении
предусмотренных в статье 43 Устава соглашений о вооруженных силах
принадлежит Совету Безопасности, и желая создать условия,
необходимые для того, чтобы впредь до заключения таких соглашений
Организация Объединенных Наций имела в своем распоряжении средства
для поддержания международного мира и безопасности,
отдавая себе отчет в том, что невыполнение Советом
Безопасности его обязанностей от имени всех государств - членов
Организации - в частности, обязанностей, упомянутых в двух
предшествующих пунктах - не освобождает членов Организации от их
обязательств и не освобождает Организацию Объединенных Наций от
возложенной на нее Уставом ответственности за поддержание
международного мира и безопасности,
признавая, в частности, что невыполнение Советом Безопасности
его обязанностей не лишает Генеральную Ассамблею ее прав и не
освобождает ее от возложенных на нее Уставом обязанностей,
касающихся поддержания международного мира и безопасности,
признавая, что для выполнения Генеральной Ассамблеей ее
обязанностей в этом отношении требуются возможность вести
наблюдение в целях установления фактов и обнаружения агрессоров;
наличие вооруженных сил, которые могли бы быть использованы
коллективно; а также возможность представления Генеральной
Ассамблеей своевременных рекомендаций членам Организации
Объединенных Наций относительно коллективных действий, которые для
своей эффективности должны быть быстрыми,
A
1. постановляет, что если Совет Безопасности, в результате
разногласия постоянных членов, оказывается не в состоянии
выполнить свою главную обязанность по поддержанию международного
мира и безопасности во всех случаях, когда имеются основания
усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии,
Генеральная Ассамблея немедленно рассматривает этот вопрос с целью
сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно
коллективных мер, включая - в случае нарушения мира или акта
агрессии - применение, когда это необходимо, вооруженных сил для
поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
В период между сессиями Генеральная Ассамблея может собраться на
чрезвычайную специальную сессию, созываемую в течение двадцати
четырех часов со времени поступления требования о таком созыве.
Такая чрезвычайная специальная сессия созывается по требованию
Совета Безопасности, поддержанному голосами любых семи членов
Совета, или по требованию большинства членов Организации
Объединенных Наций;
2. утверждает с этой целью поправки к своим Правилам
процедуры, изложенные в Приложении к настоящей Резолюции;
B
3. учреждает Комиссию по наблюдению за поддержанием мира,
которая в течение 1951 и 1952 календарных годов будет состоять из
четырнадцати членов - а именно: Израиля, Индии, Ирака, Китая,
Колумбии, Новой Зеландии, Пакистана, Соединенного Королевства
Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки,
Союза Советских Социалистических Республик, Уругвая, Франции,
Чехословакии и Швеции - и сможет наблюдать за положением в любом
районе, где возникает напряженность международных отношений,
продолжение которой может поставить под угрозу поддержание
международного мира и безопасности, и представлять об этом
доклады. По приглашению или с согласия государства, в пределы
которого Комиссия направляется, Генеральная Ассамблея, или в
периоды между ее сессиями Межсессионный комитет, могут
пользоваться этой Комиссией, если Совет Безопасности не выполняет
возложенных на него Уставом функций в данном вопросе. Решения об
использовании Комиссии выносятся большинством двух третей
присутствующих и участвующих в голосовании членов. Совет
Безопасности может также пользоваться Комиссией в соответствии с
полномочиями, предоставленными ему Уставом;
4. Комиссия уполномочивается назначать по своему усмотрению
подкомиссии и пользоваться наблюдателями в целях облегчения
исполнения его своих обязанностей;
5. рекомендует всем правительствам и властям сотрудничать с
Комиссией и помогать ею в исполнении ею своих обязанностей;
6. предлагает Генеральному секретарю предоставить необходимый
персонал и средства, используя для этого, по указанию Комиссии,
группу наблюдателей Организации Объединенных Наций,
предусмотренную в Резолюции Генеральной Ассамблеи 297 B (IV).
C
7. предлагает каждому члену Организации Объединенных Наций
произвести учет его ресурсов с целью определить характер и объем
той помощи, которую он в состоянии оказать для поддержки любых
рекомендаций Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи,
направленных на восстановление международного мира и безопасности;
8. рекомендует членам Организации, чтобы каждый из них
содержал в составе своих национальных вооруженных сил части,
подготовленные, организованные и снаряженные таким образом, чтобы
они могли быть быстро использованы в соответствии с порядком,
предусматриваемым в их основных законах, в качестве боевой единицы
или единиц Организации Объединенных Наций по рекомендации Совета
Безопасности или Генеральной Ассамблеи, с сохранением возможности
использования таких частей для осуществления права индивидуальной
или коллективной самообороны, признанного статей 51 Устава;
9. предлагает членам Организации Объединенных Наций сообщить
возможно скорее Комитету коллективных мероприятий,
предусмотренному в пункте 11, о мерах, принятых ими в целях
проведения в жизнь постановлений предшествующего пункта;
10. предлагает Генеральному секретарю назначить, с одобрения
Комитета, предусмотренного в пункте 11, группу военных экспертов,
которых можно было бы использовать в случае просьбы об этом со
стороны членов Организации, желающих получить технические указания
относительно организации, подготовки и вооружения упомянутых в
пункте 8 частей для их быстрого использования в качестве боевых
единиц Организации Объединенных Наций;
D
11. учреждает Комитет коллективных мероприятий, состоящий из
четырнадцати членов - а именно: Австралии, Бельгии, Бирмы,
Бразилии, Венесуэлы, Египта, Канады, Мексики, Соединенного
Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов
Америки, Турции, Филиппин, Франции и Югославии - и поручает этому
Комитету, в консультации с Генеральным секретарем и с членами
Организации по усмотрению Комитета, изучить, для представления
доклада Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее не позднее
1 сентября 1951 г., методы, включая методы, упоминаемые в
разделе C настоящей Резолюции, которые могут быть использованы для
поддержания и укрепления международного мира и безопасности в
соответствии с целями и принципами Устава, учитывая коллективную
самооборону и региональные соглашения (статьи 51 и 52 Устава);
12. рекомендует всем государствам - членам Организации
сотрудничать с Комитетом и содействовать ему в исполнении им своих
обязанностей;
13. предлагает Генеральному секретарю назначить необходимый
персонал и предоставить обслуживание, необходимые для эффективного
выполнения целей, изложенных в разделах C и D настоящей Резолюции.
E
14. Генеральная Ассамблея, принимая изложенные выше
предложения, вполне отдает себе отчет в том, что прочный мир не
может быть обеспечен одними лишь соглашениями о коллективной
безопасности, направленными против нарушений международного мира и
актов агрессии, но что подлинный и прочный мир зависит также от
соблюдения всех принципов и целей, установленных в Уставе
Организации Объединенных Наций, а также от выполнения резолюций,
вынесенных Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и другими
главными органами Организации и направленных к поддержанию
международного мира и безопасности, и в особенности, от соблюдения
прав человека и основных свобод для всех и уважения к ним, а также
от установления и поддержания условий, необходимых для обеспечения
экономического и социального благополучия во всех странах;
15. настоятельно предлагает всем государствам - членам
Организации Объединенных Наций полностью подчиняться совместным
действиям, принимать в них более активное участие в сотрудничестве
с Организацией, развивать и стимулировать всеобщее соблюдение прав
человека и основных свобод и уважение к ним, а также усилить
самостоятельные и коллективные меры в целях обеспечения условий,
необходимых для экономической устойчивости и социального
прогресса, в частности, путем развития малоразвитых стран и
районов.
Приложение
Правила процедуры Генеральной Ассамблеи изменяются следующим
образом:
1. Существующий текст правила 8 становится пунктом "a" этого
правила, в которое включается новый пункт "b", гласящий:
"Чрезвычайные специальные сессии в соответствии с Резолюцией
377 A (V) созываются в течение двадцати четырех часов по получении
Генеральным секретарем требования о созыве такой сессии,
поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых
семи членов Совета, требования большинства членов Организации
Объединенных Наций, выраженного путем голосования в Межсессионном
комитете или иным образом, или требования, в которому
присоединилось большинство членов Организации, как это
предусмотрено в правиле 9".
2. Существующий текст правила 9 становится пунктом "a" этого
правила, в которое включается новый пункт "b", гласящий:
"Это правило применяется также к требованию любого члена
Организации о созыве чрезвычайной специальной сессии в
соответствии с Резолюцией 377 A (V). В этом случае Генеральный
секретарь сносится с другими членами Организации самыми быстрыми
способами сообщения, которые имеются в его распоряжении".
3. В правило 10 включается в конце следующее положение:
"В случае созыва чрезвычайной специальной сессии в
соответствии с правилом 8 "b", Генеральный секретарь извещает об
этом членов Организации Объединенных Наций не менее, чем за
двенадцать часов до открытия сессии".
4. В правило 16 включается в конце следующее положение:
"Предварительная повестка дня чрезвычайной специальной сессии
сообщается членам Организации Объединенных Наций одновременно с
уведомлением о созыве сессии".
5. В правило 19 включается в конце следующее положение:
"В течение чрезвычайной специальной сессии новые вопросы,
предусматриваемые Резолюцией 377 A (V), могут быть включены в
повестку дня большинством в две трети присутствующих и принимающих
участие в голосовании членов Организации".
6. Правилу 65 предшествует новое правило, гласящее:
"Невзирая на положения какого бы то ни было другого правила
процедуры и если только Генеральная Ассамблея не примет иного
решения, Генеральная Ассамблея во время чрезвычайной специальной
сессии собирается только на пленарные заседания и приступает
непосредственно к рассмотрению вопроса, внесенного в требовании о
созыве данной сессии, без предварительной передачи этого вопроса в
Генеральный комитет или какой-либо иной комитет; председателем и
заместителями председателя такой чрезвычайной специальной сессии
являются соответственно председатели тех делегаций, из среды
которых были избраны председатель и заместители председателя
предыдущей сессии".
B
В целях поддержания международного мира и безопасности, в
соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и, в
частности, с главами V, VI и VII Устава,
Генеральная Ассамблея
рекомендует Совету Безопасности:
принять необходимые меры к обеспечению проведения
предусмотренных Уставом мероприятий по выявлению любой угрозы
миру, нарушения мира или акта агрессии и по мирному урегулированию
споров или ситуаций, могущих угрожать поддержанию международного
мира и безопасности;
разработать мероприятия по скорейшему проведению в жизнь
положений статей 43, 45, 46 и 47 Устава Организации Объединенных
Наций о предоставлении государствами - членами Организации в
распоряжение Совета Безопасности вооруженных сил и об эффективном
функционировании Военно-штабного комитета.
Указанные выше положения ни в какой мере не должны
препятствовать Генеральной Ассамблее выполнять ее функции,
предусмотренные Резолюцией 377 A (V).
C
Генеральная Ассамблея,
признавая, что основная функция Организации Объединенных Наций
состоит в том, чтобы содействовать миру, безопасности и
справедливости и поддерживать их среди всех народов,
признавая, что на всех государствах - членах Организации лежит
обязанность содействовать делу мира в соответствии с их
обязательствами, предусмотренными Уставом,
признавая, что Устав возлагает на Совет Безопасности главную
ответственность за поддержание международного мира и безопасности,
подтверждая вновь важное значение единогласия постоянных
членов Совета Безопасности по всем вопросам, которые могут
угрожать миру во всем мире,
напоминая свою Резолюцию 190 (III), озаглавленную "Призыв к
великим державам возобновить усилия к примирению своих разногласий
и установлению длительного мира",
рекомендует, чтобы постоянные члены Совета Безопасности:
a) собирались и обсуждали, коллективно или в ином порядке - а
если окажется необходимым, то и с другими заинтересованными
государствами - все вопросы, которые могут угрожать международному
миру и препятствовать работе Организации Объединенных Наций, с
целью разрешения основных расхождений и достижения соглашения в
соответствии с духом и буквой Устава,
b) уведомляли Генеральную Ассамблею, а если она не заседает,
то членов Организации Объединенных Наций, о результатах своих
совещаний, как только это окажется целесообразным.
|