ФОРМА МОРСКОГО ПРОТЕСТА, ПРИНЯТОГО
МЕЖДУНАРОДНЫМ МОРСКИМ КОМИТЕТОМ
19-24 СЕНТЯБРЯ 1949 г. В АМСТЕРДАМЕ
Тысяча девятьсот г., месяца числа
- нотариусу
ко мне --------------- (фамилия)
- консулу СССР
явился капитан парохода, принадлежащего _______________________
(наименование судовладельца), приписанного к __________________
торговому порту и внесенного в судовой реестр за N ____________
в сопровождении свидетелей ____________________________________
и заявил: " " 19 г. находящийся
в ________________________ порту теплоход _____________________
(следует подробное изложение случая со ссылками на судо-
вой журнал).
Сводная таблица предъявления морских протестов в некоторых странах
--------T------------------T-------------------T--------------------T---------------T--------------T-------------------T-------------------
Страна ¦ Законодатель- ¦ Основание ¦ ¦ ¦ Орган или ¦ Основания состав- ¦
¦ ный акт ¦ заявления ¦ Место ¦ Срок ¦должностное ¦ ления протеста ¦ Примечание
¦ ¦ протеста ¦ ¦ ¦ лицо ¦ и акта о морском ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ протесте ¦
--------+------------------+-------------------+--------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------------
Болгария Кодекс тор- Происшествия во В первом порту, ко- В течение 24 ч Нотариус Заявление капи- Принятие Заявле-
гового море- время плавания или торого достигнет с момента при- тана, данные из ний и составление
плавания стоянки судна, даю- судно бытия судна в судового журна- актов о морском
щие основание для В порту во время порт ла и заверенная протесте могут со-
предъявления пре- стоянки В течение 24 ч капитаном выпис- вершаться консуль-
тензий к судовла- после случая, ка из него (пред- скими представи-
дельцу который прои- ставленные на тельствами ино-
зошел в порту обозрение нота- странных госу-
До открытия риусу одновре- дарств
люков, кроме менно с заявле-
случаев край- нием капитана или
ней необходи- в течение 7 дней с
мости момента прибы-
тия в порт или с
момента происшес-
твия, если оно
произошло в порту),
опрос не менее двух
свидетелей из ко-
мандного состава
судна
Польша Морской Происшествия с суд- В первом порту, ко- В течение 24 ч Морская пала- Завление капи-
кодекс ном или с лицом, торого достигло суд- с момента при- та (в Щецине тана, заверенная
грузом, находящим- но бытия судна в и Гдыне) им выписка из су-
ся на судне, повлек- первый порт В порту, где дового журнала,
шие значительный В порту во время В течение 24 ч нет Морской список экипажа и
ущерб стоянки после случая, палаты,- уезд- протокол с пока-
который про- ный суд заниями капита-
изошел в порту на, членов экипа-
жа, составленный
органом, приняв-
шим протест
Румыния Торговый Чрезвычайные собы- В порту, куда судно Немедленно по Председатель Заявление капи- До составления
кодекс тия, затрагивающие пришло или где оно прибытии или местного суда тана, судовой протеста и окон-
интересы судна, нашло убежище во всяком слу- или единолич- журнал, показа- чания его про-
груза или капитана чае не позднее ный судья ния членов эки- верки разгрузка
24 ч с момента пажа и, если воз- суда не допуска-
прихода можно, пассажи- ется, кроме особо
ров, а также дру- экстренных случаев
гие сведения, спо-
собствующие ус-
тановлению исти-
ны.
К протесту прила-
гается протокол,
в котором фикси-
руются действия
суда
Капиталистические страны
1. Франко-романская система_1
____________________
1 Характеризуется сравнительно коротким сроком (24 ч) заявления морского протеста и, как правило, в гражданский или торговый суд.
Протест может быть подвергнут проверке и рассматривается в качестве доказательства.
Франция Закон Исключительные со- В порту захода В течение 24 ч Торговый Заявление капи- Капитану запре-
бытия, касающиеся после прибы- (коммерче- тана, выписка из щается выгружать
судна, его экипа- тия судна в ский) суд судового и ма- товары до того,
жа или груза порт шинного журнала, как он принесет
показания не ме- протест, ответит
нее двух членов на необходимые
экипажа (одного вопросы и прой-
от командного и дет проверку,
другого от ря- предписанную
дового состава). соответствую-
По прибытии в щими портовыми
порт капитан обя- властями. Мор-
зан завизировать ской протест за-
судовой журнал веряется предсе-
у компетентных дателем торгового
портовых властей суда, а в местах,
где нет торгового
суда, - местным
судьей
Бельгия Торговый Происшествия с суд- В порту захода В течение 24 ч Торговый Заявление капи- По обычаям порта
кодекс ном или грузом с момента (коммерче- тана, выписка из Антверпен при за-
швартовки ский) суд судового журнала явлении протеста
судна к при- (фотокопия), по- в связи со штор-
чалу казания свидете- мовой погодой,
лей и другие до- несчастным слу-
казательства, чаем, аварией и
подтверждающие т.п. производится
факты, изложен- экспертиза, наз-
ные в протесте начаемая по сог-
лашению сторон,
или судебная эк-
спертиза, назна-
чаемая председа-
телем коммерчес-
кого суда
Италия Навигаци- Чрезвычайные про- В порту захода В течение 24 ч Капитан порта Заявление капи- Содержащиеся в
онный кодекс исшествия в пути, после прихода или консул и тана, выписка из морском протесте
относящиеся к суд- судна. До от- одновременно судового журнала, факты считаются
ну или находящимся крытия люков, председатель свидетельские по- доказанными, ес-
на борту лицам, гру- за исключением местного суда казания отдельных ли они будут под-
зу чрезвычайных или мировой членов экипажа, тверждены доказа-
случаев судья пассажиров и дру- тельствами, со-
гие доказательства бранными судом
Греция Морской Чрезвычайные про- В порту захода В течение 24 ч Председатель Заявление капи- Судья проверяет
кодекс исшествия с момента при- гражданского тана, судовая роль указанные в про-
бытия и вынуж- суда, а в слу- и судовой журнал, тесте факты
денного захода чаях его от- обязательно зави- всеми необходи-
судна в порт сутствия - ми- зированные порто- мыми способами
ровой судья выми и местными
властями
2. Германская система_2
______________________
2 Ее особенности нашли отражение в законодательстве ФРГ.
ФРГ Германское Происшествие, ре- 1. В порту назначе- Без промедле- Местный ок- Заявление капи- В отдельных слу-
торговое зультатом которого ния, а при наличии ния ружной суд. тана, заверенная чаях, помимо ос-
уложение и явилось причинение нескольких портов Оформление копия выписки из новного протеста,
постановле- вреда судовладель- назначения - в том протеста судового журнала, заявляется после-
ние об упо- цу или другим заин- из них, которого суд- осуществля- список членов дующий морской
рядочении про- тересованным в суд- но достигнет первым ется через экипажа, показа- протест, исправ-
цесса о мор- не или грузе лицам Генеральное ния капитана и ляющий ошибки
ских протес- 2. В порту-убежище, консульство судового экипажа первого или до-
тах где судно осуществ- СССР в Гам- полняющий его
ляет необходимый ре- бурге
монт
3. В любом подходя-
щем месте, если пла-
вание заканчивается
без достижения порта
назначения
Нидерланды Торговый Происшествия во В порту захода В течение 2 сут Нотариус Заявление капи- Доказательствен-
кодекс время плавания после прихода тана, судовой ная ценность за-
судна в порт журнал, свиде- писей в судовом
заявляется тельские пока- журнале опреде-
предваритель- зания членов ляется судом
ный протест, экипажа по вы-
который в те- бору капитана
чение 8 сут
после его вру-
чения нотариу-
су заменяется
окончательным
Дания Закон о тор- Происшествия во В рейсе или в пор- Не позднее Нотариальная Заявление капи- В Копенгагене
говом море- время рейса или ту захода следующего контора или тана, выписка из имеется советское
плавании в порту, след- дня после про- городской суд. вахтенного жур- консульство. Но-
ствием которых исшествия или В Копенгаге- нала, список чле- тариальная кон-
явилось повреж- после того, как не - Морской нов команды и тора и суд могут
дение судна или результат его или коммер- других лиц, ко- только подтвер-
груза или смерть будет обнару- ческий суд торые могут дать дить факт заяв-
человека, нахо- жен, или после свидетельские ления протеста
дившегося на бор- захода в порт показания по делу без рассмотрения
ту его по существу
Норвегия Закон Происшествия, при- В порту захода В течение 24 ч Городской или Заявление капи- Судовое расследо-
о морском чинившие вред суд- с момента при- районный суд тана, заверенная вание именуется
судоходстве ну или грузу, не- хода судна капитаном выпис- Морской деклара-
счастные случаи с ка из судового цией, проводимой
людьми и т.п. журнала, судовая по правилам, ус-
роль, список чле- тановленным Мор-
нов экипажа, пе- ским торговым
речень заинтере- кодексом. Все за-
сованных лиц или интересованные
их представителей лица могут полу-
с указанием адре- чить выписку из
сов. Показания ка- протокола Морс-
питана и свидете- кой декларации
лей
Швеция Морской Различные проис- В порту захода Срок заявле- Председатель Заявление капи- Слушание дела в
закон шествия на море ния протеста городского су- тана, выписка из суде происходит в
законом не ус- да. В связи со судового и ма- присутствии капи-
тановлен. За- сложностью шинного журна- тана порта и эк-
являть его оформления ла, в необходи- спертов (опытных
следует как морского про- мых случаях - специалистов в
можно скорее теста капи- карты. Показа- области морского
танам советс- ния капитана права и морепла-
ких судов ре- и указанных им вания).
комендуется свидетелей Суд не выносит
заявлять про- никакого реше-
тесты у нота- ния, а только
риуса по при- констатирует
бытии в совет- факт подачи
ский порт, а морского про-
следующих из теста и сос-
шведских портов тавляет об этом
в другие бас- акт
сейны - у со-
ветского кон-
сула
Финляндия Закон о торго- Событие, которое В первом порту Как можно Городской суд Подробное заяв- Если заявление
вом мореплава- причинило или мог- захода судна скорее ление капитана, о морском про-
нии ло причинить ущерб подписанное ка- тесте не будет
судну, грузу или питаном и дву- представлено,
людям в месте по- мя членами эки- на капитана мо-
грузки, выгрузки пажа, которые жет быть нало-
или в пути (стол- могут быть опро- жен штраф. Под-
кновение судов, шены под прися- робный морской
причинение вреда гой протест рас-
собственности сматривается
третьих лиц, как доказатель-
случаи отравления, ство невиновно-
заболевания и др.) сти капитана
3. Английская система_3
Великобри- Обычное или Событие рейса В порту захода- В течение 48 Нотариальная 1.Предваритель- По английскому
тания общее право первое заявление часов после контора ное сообщение в праву доказа-
(Common Low), В любом англий- прибытия судна присутствии пред- тельственную си-
основанное на ском порту-второе в английский ставителя агента лу имеют судо-
судебных пре- заявление(допол- порт капитан судна(перевозчи- вой журнал,дру-
цедентах нение) судна делает ка) в котором со- гие судовые до-
предваритель- держатся основные кументы и пока-
ное сообщение данные о судне, зания свидетелей
(первое заяв- грузе,рейсе и
ление) и не событиях рейса
позднее чем 2.Развернутый
через 6 мес морской протест,
после перво- составляемый по
го заявления просьбе и за
в случае по- счет грузовла-
ступления дельца с прило-
претензий от жением выписки
грузоотпра- из судового жу-
вителей или рнала,других су-
других лиц довых документов
капитан вп- и показаний сви-
раве, но не детелей
обязан про-
извести до-
оформление
____________________ протеста
3 В странах, придерживающихся английской системы совершения морского протеста (Великобритании, Австралии, Индии, Канаде,
Новой Зеландии, США и др.), за протестом не признается доказательственной силы в той мере, как это принято в государствах,
следующих франко-романской и немецкой системам. За морским протестом в странах английской системы в течение шестимесячного
срока может последовать его расширенное изложение. Оно не носит обязательного характера и на практике обычно применяется в тех
случаях, когда на нем настаивают грузовладельцы, которые оплачивают связанные с этим расходы. За расширенным изложением
морского протеста признается доказательственная сила лишь против судна, но не в его пользу. Правила совершения морских протес-
тов в США, Канаде, Австралии, Индии, Новой Зеландии и других странах развивались под влиянием английских правил и по содержа-
нию близки к ним.
АВАРИЙНАЯ ПОДПИСКА
Принимая во внимание, что судно _______________________________
(наименование судна)
под командованием капитана _________________________________________
(фамилия капитана)
в рейсе ________________ из порта __________________________________
(дата рейса) (наименование
_______________________ в порт _____________________________________
порта отправления) (наименование порта назначения)
как утверждает перевозчик, имело повреждения, убытки и расходы, могу-
щие быть признанными общей аварией, мы, нижеподписавшиеся получатели
грузов (или их представители от имени), обязуемся в отношении грузов
по перечисленным ниже коносаментам:
1. Объявить стоимость грузов.
2. Представить в Бюро диспашеров при ТПП СССР, в Москве,
ул.Куйбышева, дом N 6, необходимые документы, материалы и сведения.
3. Уплатить причитающуюся долю от общей аварии согласно диспа-
ше, составленной диспашером ________________________________________
при ТПП СССР в Москве.
--------T-----------------T------------T-----T----------T-----------
NN ¦ Наименование ¦ Число мест ¦ Вес ¦ Стоимость¦Примечание
коноса- ¦ груза ¦ ¦ ¦ ¦
ментов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
" " _________________ 19 г.
Гор. ____________________________
Грузополучатель _____________________
(подпись)
Юридический адрес грузополучателя __________________________________
____________________________________________________________________
УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ
ГК РСФСР Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
КТМ Кодекс торгового мореплавания
Союза ССР 1968 г.
Основы гражданского за- Основы гражданского законода-
конодательства тельства Союза ССР и союзных
республик 1961 г.
ГТУ Германское торговое уложение
1900 г.
ЕТК Единообразный торговый кодекс
США 1962 г.
Международные договоры
Брюссельская конвенция Конвенция об унификации некото-
о коносаменте рых правил о коносаменте, приня-
тая в Брюсселе 25.08.1924 г.
Гамбургские Конвенция ООН о морской перевоз-
правила ке грузов 1978 г., принятая
30.03.1978 г.
Конвенция о смешанных Конвенция ООН о международных
перевозках грузов смешанных перевозках грузов,
принятая в Женеве 24.05.1980 г.
Правила Висби См. Протокол 1968 г.
Протокол 1968 г. Протокол об изменениях междуна-
родной конвенции об унификации
некоторых правил о коносаменте,
подписанной в Брюсселе
25.08.1924 г., принятый в Брюс-
селе 23.02.1968 г.
МППСС-72 Международные правила предупреж-
дения столкновения судов в море
1972 г.
СОЛАС -74 Международная конвенция по охра-
не человеческой жизни на море
1974 г.
Международные обычаи
Банковские правила Унифицированные правила и обычаи
для документарных аккредитивов
Инкотермс Международные правила по толкова-
нию торговых терминов
Международные организации и конференции
БИМКО Балтийская и международная морс-
кая конференция
ИМКО Межправительственная морская кон-
сультативная организация (после
22.05.1982 г. - Международная
морская организация - ИМО)
ММК Международный морской комитет
МТП Международная торговая палата
ЮНКТАД Конференция ООН по торговле и
развитию
ЮНСИТРАЛ Комиссия ООН по праву междуна-
родной торговли
ФИАТА Международная федерация транс-
портно-экспедиторских ассоциаций
МПС Международная палата судоходства
|