МЕМОРАНДУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР
О СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКОМ ДОГОВОРЕ
31 марта 1949 года
31 марта Правительство Советского Союза направило через своих
послов правительствам Соединенных Штатов Америки, Великобритании,
Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Канады нижеследующий
меморандум о Северо-атлантическом договоре:
"18 марта Государственный Департамент США опубликовал текст
Северо-атлантического договора, который в ближайшие дни намерены
подписать Правительства Соединенных Штатов Америки,
Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и
Канады.
Текст Северо-атлантического договора полностью подтвердил
сказанное в заявлении Министерства Иностранных Дел СССР от 29
января сего года, которое при сем прилагается, как относительно
агрессивных целей этого договора, так и относительно того, что
Северо-атлантический договора находится в противоречии с
принципами и целями Организации Объединенных Наций с
обязательствами правительств Соединенных Штатов Америки,
Великобритании и Франции, принятыми ими по другим договорам и
соглашениям. Содержащиеся в Северо-атлантическом договоре
заявления о его оборонительном назначении и о признании принципов
Организации Объединенных Наций служат целям, не имеющим ничего
общего ни с задачами самообороны участников договора, ни с
действительным признанием целей и принципов Организации
Объединенных Наций.
Участниками Северо-атлантического договора являются такие
великие державы, как Соединенные Штаты, Великобритания и Франция.
Таким образом, договор не направлен ни против Соединенных Штатов
Америки, ни против Великобритании, ни против Франции. Из великих
держав лишь Советский Союз исключен из числа участников этого
договора, что можно объяснить только тем, что этот договор
направлен против Советского Союза. Что Северо-атлантический
договор направлен против СССР, а также против стран народной
демократии, - на это определенно указывали также официальные
представители Соединенных Штатов Америки, Великобритании и
Франции.
Чтобы оправдать заключение Северо-атлантического договора,
ссылаются на то, что Советский Союз имеет оборонительные договоры
со странами народной демократии. Однако эти ссылки совершенно
несостоятельны.
Все договоры Советского Союза о дружбе и взаимопомощи со
странами народной демократии имеют двусторонний характер и
направлены лишь против возможности повторения германской агрессии,
об опасности которой не может забывать ни одно миролюбивое
государство. При этом совершенно исключена возможность их
истолкования как договоров, в какой-либо степени направленных
против союзников СССР в последней войне, против Соединенных Штатов
или Великобритании или Франции.
Больше того, СССР имеет такие же договоры против повторения
германской агрессии не только со странами народной демократии, но
также с Великобританией и с Францией.
В противоположность этому Северо-атлантический договор
является не двусторонним, а многосторонним договором, создающим
замкнутую группировку государств, и, что особенно важно,
совершенно игнорирует возможность повторения германской агрессии,
не имея, следовательно, своей целью предотвращение новой
германской агрессии. И поскольку в этом договоре из великих
держав, входивших в антигитлеровскую коалицию, не участвует только
СССР, Северо-атлантический договор должен рассматриваться, как
договор, направленный против одного из главных союзников
Соединенных Штатов, Великобритании и Франции в последней войне -
против СССР.
Участники Северо-атлантического договора проводят широкие
военные мероприятия, которые никак не могут быть оправданы
интересами самообороны этих стран. Осуществление Соединенными
Штатами в сотрудничестве с Великобританией и Францией, в нынешней
мирной обстановки, широких военных мероприятий, включая увеличение
всех родов вооруженных сил, разработку плана использования
атомного оружие, накопление запасов атомных бомб, являющихся чисто
наступательным оружием, строительство сети военно-воздушных и
военно-морских баз и т.д., - носит отнюдь не оборонительный
характер.
Сохранение Англо-Американского Военного Штаба в Вашингтоне,
организованного во время второй мировой войны, недавнее создание
военного штаба так называемого Западного Союза в Фонтебло
(Франция), а также намерение немедленно создать Комитет Обороны,
предусмотренный Северо-атлантическим договором, отнюдь не является
показателем миролюбивых или оборонительных целей участников
договора, но, вместе с проведением других многочисленных военных
приготовлений, содействует усилению беспокойства, тревоги и
раздуванию военной истерии, в которой так заинтересованы всякого
рода поджигатели новой войны.
Северо-атлантический договор предназначен для устрашения
государств, не согласных подчиняться диктату англо-американской
группировки держав, претендующих на мировое господство, хотя
несостоятельность подобного рода претензий вновь подтвердила
вторая мировая война, закончившаяся разгромом фашистской
Германии,тоже претендовавшей на мировое господство.
В Северо-атлантическом договоре участвуют и такие страны,
правительства которых рассчитывают поживиться за счет более
богатых участников этого договора, строя разные планы насчет
получения новых кредитов и других материальных выгод.
Нельзя, вместе с тем, не видеть беспочвенности антисоветских
мотивов Северо-атлантического договора, поскольку всем известно,
что Советский Союз не собирается ни на кого нападать и ничем не
угрожает ни Соединенным Штатам Америки, ни Великобритании, ни
Франции, ни другим участникам договора.
Заключение Северо-атлантического договора и создание новой
группировки держав мотивируют слабостью Организации Объединенных
Наций. Совершенно очевидно, однако, что Северо-атлантический
договор не служит делу укрепления Организации Объединенных Наций,
а, напротив, ведет к подрыву самих основ этой международной
организации, так как создание указанной группировки держав не
только не соответствует целям и принципам ООН, но и противоречит
Уставу этой Организации.
Участники Северо-атлантического договора ссылаются на то, что
этот договор представляет собой якобы региональное соглашение,
предусматриваемое статьей 52 Устава ООН. Но такие ссылки являются
совершенно необоснованными и несостоятельными. Ни о каком
региональном характере этого договора не может быть и речи,
поскольку предусматриваемый этим договором союз охватывает
государства, расположенные в обоих полушариях земного шара, и не
ставит своей целью урегулирование тех или иных региональных
вопросов. Это подтверждается также и тем, что, как уже объявлено,
к участию в Северо-атлантическом договоре привлекаются государства
- не члены Организации Объединенных Нация (Италия, Португалия),
хотя статья 52 Устава ООН имеет в виду заключение региональных
соглашений лишь между членами Организации Объединенных Наций.
Создание Северо-атлантической группировки государств нельзя
оправдать и правом каждого члена ООН на индивидуальную или
коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава.
Достаточно сказать, что такое право по Уставу ООН может возникнуть
лишь в случае вооруженного нападения на члена Организации, между
тем, как это всем известно, ни Соединенным Штатам Америки, ни
Великобритании, ни Франции, ни другим участникам пакта никакое
вооруженное нападение не угрожает.
Ясно, что ссылки на статьи 51 и 52 Устава ООН несостоятельны
и предназначены лишь для того, чтобы прикрыть подлинны агрессивные
цели той военной группировки государств, которая создается
заключением Северо-атлантического договора.
Никто не может отрицать, что Северо-атлантический договор, и
прежде всего статья 5 этого договора, находится в прямом
противоречии с Уставом Организации Объединенных Наций. В тексте
статьи 53 Устава, где говорится о принудительных действиях
согласно региональным соглашениям, прямо сказано, что "никакие
принудительные действия не предпринимаются, в силу этих
региональных соглашений или региональными органами, без полномочий
от Совета Безопасности", за исключением мер, специально
предусмотренных в отношении бывших вражеских государств. Несмотря
на это, статья 5 Северо-атлантического договора предусматривает
применение вооруженной силы участниками договора без каких-либо
полномочий от Совета Безопасности. Таким образом, если даже
считать Северо-атлантический договор региональным соглашением,
статья 5 этого договора несовместима с Уставом ООН. Это еще раз
показывает, насколько неосновательны все ссылки
Северо-атлантического договора на признание принципов и целей
Устава Организации Объединенных Наций.
На основании всего изложенного Советское Правительство
приходит к следующим выводам:
1. Северо-атлантический договор не имеет ничего общего с
целям и самообороны государств-участников договора, которым никто
не угрожает и на которые никто не собирается нападать. Наоборот,
этот договор имеет явно агрессивный характер и направлен против
СССР, чего не скрывают даже официальные представители
государств-участников договора в своих публичных выступлениях.
2. Северо-атлантический договор не только не содействует
укреплению мира и международной безопасности, что является
обязанностью всех членов Организации Объединенных Наций, но он
находится в прямом противоречии с принципами и целями Устава ООН и
ведет к подрыву Организации Объединенных Наций.
3. Северо-атлантический договор находится в противоречии с
договором между Великобританией и Советским Союзом, заключенным в
1942 году, по которому оба государства взяли на себя обязательства
сотрудничать в деле поддержания мира и международной безопасности
и "не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких
коалициях, направленных против другой Высокой Договаривающейся
Стороны".
4. Северо-атлантический договор находится в противоречии с
договором между Францией и Советским Союзом, заключенным в 1944
году, по которому оба государства взяли на себя обязательства
сотрудничать в деле поддержания мира и международной безопасности
и "не заключать какого-либо союза и не принимать участия в
какой-либо коалиции, направленной против одной из Высоких
Договаривающихся Сторон".
5. Северо-атлантический договор находится в противоречии с
теми соглашениями между Советским Союзом, Соединенными Штатами
Америки и Великобританией, заключенными на Ялтинской и Потсдамской
конференциях, а также на других совещаниях представителей этих
держав, состоявшихся как во время, так и после второй мировой
войны, согласно которым Соединенные Штаты Америки и
Великобритания, равно как и Советский Союз, взяли на себя
обязательства сотрудничать в деле укрепления всеобщего мира и
международной безопасности и содействовать укреплению Организации
Объединенных Наций".
"Известия", 1949, 1 апреля
|