ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
(21 ноября 1947 года)
(с изменениями от 12 декабря 1950 г., 3 декабря 1955 г.,
18 ноября 1981 г.)
Статья 1
1. Комиссия международного права имеет своей целью содействие
прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
2. Комиссия занимается преимущественно вопросами
международного публичного права, но она может рассматривать и
вопросы международного частного права.
Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Статья 2 <1>
1. Комиссия состоит из тридцати четырех членов, являющихся
лицами с признанным авторитетом в области международного права.
--------------------------------
<1> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 36/39
Генеральной Ассамблеи от 18 ноября 1981 г.
2. В составе Комиссии не должно быть двух граждан одного и
того же государства.
3. В случае двойного гражданства кандидат считается
гражданином того государства, в котором он обычно пользуется
своими гражданскими и политическими правами.
Статья 3
Члены Комиссии избираются Генеральной Ассамблеей из числа лиц,
внесенных в список по предложению правительств государств - членов
Организации Объединенных Наций.
Статья 4
Каждое государство - член Организации может выставить не более
четырех кандидатов, из которых два могут быть гражданами
выставляющего их государства и два - гражданами других государств.
Статья 5
Имена кандидатов представляются правительствами Генеральному
секретарю в письменной форме до первого июня того года, в который
состоятся выборы, при условии, что в исключительных случаях
правительство может заменить кандидата, которого оно предложило до
первого июня, другим кандидатом, которого она объявляет не позднее
чем за тридцать дней до открытия сессии Генеральной Ассамблеи.
Статья 6
Генеральный секретарь в кратчайший срок сообщает
правительствам государств - членов Организации имена
представленных кандидатов, а также такие сведения об их деловых
качествах, которые могут быть представлены предлагающими этих
кандидатов правительствами.
Статья 7
Генеральный секретарь составляет список, о котором говорится в
статье 3 и который содержит расположенные в алфавитном порядке
имена всех должным образом предложенных кандидатов, и представляет
этот список Генеральной Ассамблее для проведения выборов.
Статья 8
При избрании избиратели должны иметь в виду, что каждое
избранное в Комиссию лицо в отдельности должно удовлетворять всем
предъявленным требованиям и что весь состав Комиссии в целом
должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и
основных правовых систем мира.
Статья 9 <2>
1. Избранными считаются, в максимальных пределах,
установленных для каждой региональной группы, кандидаты,
получившие наибольшее число голосов и, по меньшей мере,
большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании
членов Организации.
--------------------------------
<2> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 36/39
Генеральной Ассамблеи от 18 ноября 1981 г.
2. В случае если большинство голосов было подано более чем за
одного гражданина того же государства, избранным считается тот, за
которого было подано наибольшее число голосов, а если голоса
делятся поровну, избранным считается старший по возрасту кандидат.
Статья 10 <3>
Члены Комиссии избираются на пять лет. Они могут быть
переизбраны.
--------------------------------
<3> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 985 (X) от
3 декабря 1955 г.
Статья 11
Если оказывается случайная вакансия, Комиссия сама заполняет
эту вакансию с должным учетом положений, содержащихся в статьях 2
и 8 настоящего Положения.
Статья 12 <4>
Комиссия заседает в Европейском отделении Организации
Объединенных Наций в Женеве. Комиссия, однако, имеет право после
консультации с Генеральным секретарем проводить заседания в других
местах.
--------------------------------
<4> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 984 (X) от
3 декабря 1955 г.
Статья 13 <5>
Членам Комиссии оплачиваются путевые расходы; кроме того, они
получают особое вознаграждение, размер которого определяется
Генеральной Ассамблеей.
--------------------------------
<5> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 485 (V) от
12 декабря 1950 г.
Статья 14
Генеральный секретарь в меру своих возможностей представляет в
распоряжение Комиссии персонал и все средства обслуживания,
необходимые Комиссии для выполнения ею своей задачи.
Глава II. ФУНКЦИИ КОМИССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Статья 15
В последующих статьях выражение "прогрессивное развитие
международного права" для удобства употребляется в смысле
подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не
регулируются международным правом или по которым право еще
недостаточно развито в практике государств. Равным образом,
выражение "кодификация международного права" для удобства
употребляется в смысле более точного формулирования и
систематизации норм международного права в тех областях, в которых
уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и
доктрины.
A. Прогрессивное развитие международного права
Статья 16
Когда Генеральная Ассамблея передает Комиссии предложение,
касающееся прогрессивного развития международного права, Комиссия
в общем придерживается следующей процедуры:
a) она назначает одного из своих членов докладчиком;
b) она составляет план работы;
c) она рассылает правительствам вопросник и просит их
представить ей в определенный срок информацию и данные,
относящиеся к вопросам, включенным в план работы;
d) она может назначить некоторых из своих членов для работы
вместе с докладчиком по подготовке проектов до получения ответов
на этот вопросник;
e) она может консультироваться с научными учреждениями и
отдельными экспертами; при этом не требуется, чтобы эти эксперты
непременно были гражданами государств - членов Организации
Объединенных Наций. Генеральный секретарь в случае необходимости и
в рамках бюджета оплачивает расходы по таким консультациям
экспертов;
f) она рассматривает проекты, представляемые докладчиком;
g) когда Комиссия признает какой-либо проект
удовлетворительным, она просит Генерального секретаря избрать его
в качестве документа Комиссии. Этому документу Секретариат
обеспечивает необходимое распространение вместе с такими
пояснительными и вспомогательными материалами, какие Комиссия
считает нужными. Публикация включает всю информацию,
представленную Комиссии в ответ на вопросник, о котором
упоминается выше, в пункте "c";
h) Комиссия просит правительства представить в разумные сроки
свои замечания по данному документу;
i) докладчик и назначенные для этого члены Комиссии вновь
рассматривают проект с учетом этих замечаний и подготавливают
окончательный проект и пояснительный доклад, которые они
представляют Комиссии для рассмотрения и утверждения;
j) Комиссия представляет утвержденный ею проект и свои
рекомендации Генеральной Ассамблее через Генерального секретаря.
Статья 17
1. Комиссия рассматривает также передаваемые ей с этой целью
Генеральным секретарем предложения и проекты многосторонних
конвенций, представляемые государствами - членами Организации
Объединенных Наций, главными органами Организации Объединенных
Наций, кроме Генеральной Ассамблеи, специализированными
учреждениями или официальными органами, созданными по
договоренности между правительствами для содействия прогрессивному
развитию международного права и его кодификации.
2. Если в таких случаях Комиссия считает целесообразным
приступить к изучению таких предложений или проектов, то она в
основном придерживается следующей процедуры:
a) Комиссия составляет план работы, изучает такие предложения
и проекты и сравнивает их с другими предложениями и проектами по
тем же вопросам;
b) Комиссия рассылает вопросник всем членам Организации
Объединенных Наций, а также тем из вышеупомянутых органов,
специализированных учреждений и официальных органов, которых это
касается, и просит их представить в разумные сроки свои замечания;
c) Комиссия представляет доклад и свои рекомендации
Генеральной Ассамблее. До этого она может также, если сочтет
целесообразным, представить предварительный доклад тому органу или
учреждению, от которого исходит предложение или проект;
d) если Генеральная Ассамблея предложит Комиссии продолжать
работу в соответствии с предложенным планом, то применяется
процедура, указанная в статье 16. Однако может не быть
необходимости в вопроснике, упомянутом в пункте "c" этой же
статьи.
B. Кодификация международного права
Статья 18
1. Комиссия делает обзор всей области международного права с
целью выбора тем для кодификации, имея при этом в виду уже
существующие проекты, будь то правительственные или нет.
2. Когда Комиссия признает кодификацию по данному вопросу
необходимой и желательной, она представляет свои рекомендации
Генеральной Ассамблее.
3. Просьбы Генеральной Ассамблеи рассмотреть тот или иной
вопрос выполняются Комиссией в первую очередь.
Статья 19
1. Комиссия принимает план работы, соответствующий каждому
отдельному случаю.
2. Комиссия обращается через Генерального секретаря к
правительствам с обстоятельной просьбой направить ей тексты
законов, декретов, судебных решений, договоров, дипломатической
переписки и иного рода документов, имеющих отношение к изучаемому
ею вопросу и представляющихся ей необходимыми.
Статья 20
Комиссия готовит свои проекты в форме статей и представляет их
Генеральной Ассамблее с комментариями, содержащими:
a) соответствующее изложение прецедентов и других относящихся
к делу данных, включая договоры, судебные решения и доктрину;
b) выводы относительно:
i) степени согласия по каждому моменту в практике
государств и доктрине;
ii) существующих расхождений и разногласий, а также
аргументов в пользу того или иного решения.
Статья 21
1. Когда Комиссия признает какой-либо проект
удовлетворительным, она просит Генерального секретаря издать его в
качестве документа Комиссии. Этому документу Секретариат
обеспечивает необходимое распространение вместе с такими
объяснениями и вспомогательными материалами, какие Комиссия может
счесть необходимыми. Публикация включает всю информацию,
представленную Комиссии правительствами в соответствии со
статьей 19. Комиссия решает, следует ли включать в публикацию
мнения того или иного научного учреждения или отдельных экспертов,
запрошенные Комиссией.
2. Комиссия просит правительства представить в разумные сроки
замечания по данному документу.
Статья 22
С учетом таких замечаний Комиссия подготавливает окончательный
проект и пояснительный доклад, которые она через Генерального
секретаря представляет вместе со своими рекомендациями Генеральной
Ассамблее.
Статья 23
1. Комиссия может рекомендовать Генеральной Ассамблее:
a) не принимать никакого решения, поскольку доклад уже
опубликован;
b) принять доклад к сведению или одобрить его в своей
резолюции;
c) рекомендовать проект государствам - членам Организации с
целью заключения конвенции;
d) созвать конференцию для заключения конвенции.
2. Во всех случаях, когда Генеральная Ассамблея сочтет
целесообразным, она может вернуть Комиссии проекты для пересмотра
или новой редакции.
Статья 24
Комиссия рассматривает способы и средства, делающие более
доступными свидетельства из области обычного международного права,
такие как сбор и публикация документов, касающихся практики
государств, и судебных решений национальных и международных судов
по вопросам международного права, и представляет Генеральной
Ассамблее доклад по этому вопросу.
Глава III. СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ
Статья 25
1. Комиссия может консультироваться, если она сочтет
необходимым, с любым органом Организации Объединенных Наций по
любому вопросу, который входит в компетенцию этого органа.
2. Все документы Комиссии, рассылаемые правительствам
Генеральным секретарем, рассылаются также заинтересованным органам
Организации Объединенных Наций. Эти органы могут направлять в
Комиссию любую информацию или делать ей любые предложения.
Статья 26
1. Комиссия может консультироваться с любой международной или
национальной организацией, официальной или неофициальной, по
любому порученному ей вопросу, если она сочтет, что такая
процедура может помочь ей в осуществлении ее функций.
2. Для распространения документов Комиссии Генеральный
секретарь после консультации с Комиссией составляет список
национальных международных организаций, занимающихся вопросами
международного права. Генеральный секретарь исходит из
необходимости включить в этот список хотя бы одну национальную
организацию каждого из членов Организации Объединенных Наций.
3. При применении положений настоящей статьи Комиссия и
Генеральный секретарь руководствуются резолюциями Генеральной
Ассамблеи и других главных органов Организации Объединенных Наций,
касающимися отношений с франкистской Испанией, и исключают как из
консультаций, так и из списка организации, сотрудничавшие с
нацистами и фашистами.
4. Признается целесообразность консультаций между Комиссией и
межправительственными организациями, задачей которых является
кодификация международного права, такими как организации, входящие
в Панамериканский союз.
|