ГААГСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПАТЕНТНОГО БЮРО
(Гаага, 6 июля 1947 года)
(пересмотренное в Гааге 16 февраля 1961 г.)
Договаривающиеся государства в соответствии с положениями
статьи 15 Конвенции по охране промышленной собственности,
подписанной в Париже 20 марта 1883 г, и пересмотренной в последний
раз в Лиссабоне 31 октября 1958 г.,
убежденные в целесообразности изменения определенных положений
Соглашения об учреждении Международного патентного бюро,
подписанного в Гааге 6 июня 1947 г.,
назначили для этой цели уполномоченных, которые пришли к
соглашению по следующим вопросам:
Статья 1
1) Международному патентному бюро, именуемому Международным
патентным институтом, созданному на основании Гаагского соглашения
от 6 июня 1947 г., поручается составление обоснованных заключений
о новизне изобретений, являющихся предметом патентных заявок или
патентов, поступивших в органы национальной администрации страны -
члена Соглашения или международной межправительственной
организации, являющейся согласно статье 2 членом Института, или
выданных этими органами.
По смыслу данного Соглашения не считаются патентными такие
заявки, которые поступили в органы национальной администрации
страны - члена Соглашения только для передачи администрации
другого государства или международной межправительственной
организации.
2) Заключения по вопросам, не предусмотренным в абзаце 1
настоящей статьи, даются Институтом только в отношении
изобретений, названных в упомянутом абзаце, и лишь с разрешения
Административного Совета, образованного согласно статье 6.
3) Помимо этого, Институт вправе производить исследования об
уровне техники за счет любого заявителя.
Статья 2
Любая международная межправительственная организация,
управомоченная выдавать патенты на изобретения и поручающая
Институту в соответствии с положениями статьи 1 абзацами 1 или 2
составление обоснованных заключений, может заключить с Институтом
договор при соблюдении условий, указанных в статье 9 абзаце 1,
стать членом Института и приобрести права и обязанности, указанные
в статьях 5, 6, 8, 12, 13, 14 и 17 настоящего Соглашения и
статье 1 Протокола.
Этот Протокол составляет существенную часть настоящего
Соглашения.
Статья 3
Обоснованное заключение, предусматриваемое в статье 1
абзацем 1, должно опираться на исследование, вид и объем которого
определяются статьей 1 абзацами 1, 2 и 3 Протокола.
Статья 4
Государства - члены Соглашения обязуются предусмотреть в своем
национальном законодательстве или в международных соглашениях, что
все или часть патентных заявок или патентов, действующих на их
территории, могут стать предметом экспертизы в соответствии со
статьей 1 абзацем 1.
Статья 5
Институту для выполнения обязанностей по отношению к
государствам - членам Соглашения или организациям - членам
Института предоставлено право бесплатно получать все патентные
описания и заявки, публикуемые администрациями упомянутых стран
или указанными организациями.
Статья 6
1) Институт возглавляется Административным советом, состоящим
из представителей государств - членов Соглашения и организаций -
членов Института, по одному представителю от каждого государства
или от каждой организации.
2) Любое государство - член Соглашения вправе поручить
представителю другого государства - члена Соглашения представлять
его в Административном совете. Однако никто из членов
Административного совета не имеет права представлять более двух
государств.
3) Административный совет принимает Устав и ежегодно выбирает
президента. Совет собирается по требованию президента, одной трети
членов или - в особо срочных случаях - по требованию директора
Института.
Статья 7
Административный совет, помимо выполнения заданий, возложенных
на него согласно другим положениям настоящего Соглашения,
вырабатывает общие директивы, определяющие деятельность Института,
руководит этой деятельностью и контролирует ее путем:
1) издания распоряжений, необходимых для выполнения настоящего
Соглашения и надзора за их выполнением;
2) составления ежегодного бюджета, внесения в него в
необходимых случаях изменений или дополнений, а также контроля за
его выполнением;
3) проверки и утверждения ежегодного финансового отчета и
описи имущества;
4) утверждения ежегодного отчета о деятельности Института;
5) назначения директора и финансового контролера Института из
числа граждан государств - членов Соглашения, определения их
оклада и предоставляемых дополнительных льгот, а также
осуществления дисциплинарной власти над ними;
6) разработки необходимых общих директив для директора, а
также различного рода указаний финансовому контролеру и надзора за
их соблюдением;
7) составления перечня руководящих должностей и назначения на
эти должности лиц с учетом мнения директора, определения окладов и
предоставляемых дополнительных льгот, а также осуществления
дисциплинарной власти над этими лицами;
8) издания инструкций для служащих;
9) определения штатного расписания, сметы заработной платы
служащих, а также видов дополнительных льгот и условий их
предоставления;
10) выдачи полномочий директору, представляющему Институт в
соответствии с положением статьи 11.
Статья 8
1) Голосование производится по каждому решению
Административного Совета, которое подлежит утверждению путем
голосования; при этом каждый представитель государства - члена
Соглашения или организации - члена Института имеет один голос.
Однако представители государств - членов Соглашения или
организаций - членов Института вправе по всем вопросам, касающимся
обязательных ежегодных взносов этих государств и организаций,
независимо от результатов голосования, имевшего место ранее,
потребовать нового голосования, при котором число решающих голосов
определяется в соответствии с положениями, указанными в абзацах 2,
3 и 4 настоящей статьи. Решение принимается по результатам нового
голосования.
2) При такого рода повторном голосовании представитель каждого
государства - члена Соглашения или организации - члена Института
имеет десять голосов плюс количество голосов, равное частному от
деления определяемой в статье 13, абзаце 3 суммы ежегодного взноса
этого государства или этой организации на расчетную единицу,
указанную в третьей части этого абзаца.
Число голосов, подсчитанных указанным образом, округляют до
следующего целого числа. Однако полное число голосов, на которое
имеет право представитель государства - члена Соглашения или
организации - члена Института, не должно превышать пятикратного
количества голосов, на которые имеет право представитель любого
другого государства или организации.
Расчетная единица равняется частному от деления суммы
ежегодных взносов всех государств и организаций на число этих
государств и организаций, умноженному на десять.
3) Число голосов, на которые имеет право представитель
государства - члена Соглашения или организации - члена Института,
определяется до начала каждого года на основании взносов за
предпоследний год.
4) Для промежутка времени, следующего за присоединением
государства или организации, в отношении которых нельзя применить
положения абзаца 3, число голосов, которым должен располагать
представитель этого государства или организации, определяется
Административным Советом.
Статья 9
1) По следующим вопросам решения Административного совета
принимаются большинством в две трети всех голосов, принадлежащих
представителям государств - членов Соглашения и организаций -
членов Института:
a) заключение соглашений с государствами или международными
межправительственными организациями, а также издание распоряжений
или изменение таковых в связи с применением этих соглашений;
b) издание и изменение распоряжений в связи с применением
настоящего Соглашения, включая вопросы положения различных групп
должностных лиц;
c) составление заключений, названных в статье 1 абзаце 2;
d) назначение директора;
e) изменение финансового плана, предусмотренного в статье 13
абзаце 2;
f) учреждение зарубежных служб, названных в статье 17.
2) Прочие решения принимаются простым большинством всех
голосов. При равенстве голосов, поданных "за" и "против",
голосование повторяется. Повторное равенство голосов расценивается
как отклонение резолюции.
Статья 10
Директор обязан управлять деятельностью Института в
соответствии с положениями Протокола, распоряжениями
Административного совета и его общими директивами.
Статья 11
1) Институт правоспособен. В каждом государстве - члене
Соглашения ему принадлежит максимальный объем прав,
предоставляемых юридическим лицам по национальному
законодательству.
2) Директор представляет Институт в пределах правомочий,
указанных в Протоколе.
Статья 12
1) Государства - члены Соглашения и организации - члены
Института уплачивают вступительные взносы.
2) Вступительный взнос государств определяется числом единиц
класса, к которому они отнесены в соответствии со статьей 13
абзацами 8 и 9 Конвенции по охране промышленной собственности,
подписанной в Париже 20 марта 1883 г. и пересмотренной последний
раз в Лиссабоне 31 октября 1958 г.
3) Вступительный взнос организаций определяется соглашением,
заключенным с Институтом согласно статье 2.
Статья 13
1) Ежегодные расходы Института покрываются:
a) ежегодными взносами государств - членов Соглашения и
организаций - членов Института;
b) доходами от выполнения работ, предусмотренных в статье 1
абзаце 3;
c) всеми прочими доходами, главным образом поступлениями от
имущества, принадлежащего Институту.
2) Ежегодные расходы подразделяются на административные
расходы и расходы, связанные с экспертизой.
Распределение производит Административный совет простым
большинством голосов, а в случаях изменения финансового плана -
квалифицированным большинством в соответствии со статьей 9
абзацем 1.
Финансовый план устанавливается на основе доклада экспертов -
бухгалтеров, назначенных Административным советом.
Исходя из этого плана, Административный совет определяет
процент административных расходов. Этот процент устанавливается на
каждые пять лет.
3) Ежегодные взносы государств - членов Соглашения и
организаций - членов Института возмещают долю ежегодных расходов,
не покрываемую доходами и поступлениями, указанными в пунктах "b"
и "c" настоящей статьи.
Сумма, покрывающая административные расходы, распределяется
между государствами - членами Соглашения и организациями - членами
Института согласно контрольной цифре, равной частному от деления
количества патентных заявок, полученных в течение соответствующего
финансового года, на тысячу и округленной до ближайшей более
высокой единицы.
Сумма, покрывающая расходы на проведение экспертиз,
распределяется пропорционально отношению числа, определенного
согласно ст. 14 Соглашения, к количеству экспертиз, запрашиваемых
от Института в течение соответствующего финансового года.
4) До начала финансового года Совет определяет предварительную
сумму взносов на покрытие административных расходов, которую
каждое государство - член Соглашения и каждая организация - член
Института обязаны уплатить на протяжении финансового года, а также
общую сумму сборов на текущий финансовый год по заявкам на
составление заключений, указанных в статье 14.
Эти платежи являются авансом в счет погашения задолженности
государств - членов Соглашения и организаций - членов Института по
текущему финансовому году.
5) Для определения вышеуказанных ежегодных взносов за
составление заключений, названных в статье 1 абзацах 2 и 3
Протокола, Совет устанавливает контрольные цифры, соответствующие
трудоемкости работы по составлению подобных заключений в сравнении
с трудоемкостью составления заключений по исследованиям,
выполненным согласно статье 1 абзаца 1 Протокола.
6) Совет определяет сумму оплаты работ, предусмотренных
статьей 1 абзацем 3; она не должна быть меньше суммы всех
административных расходов и расходов по составлению заключений,
вызванных указанными работами.
Статья 14
1) При определении части ежегодного взноса государства - члена
Соглашения, предусмотренного статьей 13 абзаца 3 пунктом 3:
a) учитывается количество обоснованных заключений, выполненных
по просьбе национальной администрации государства или переданных
ей;
b) кроме того, может учитываться количество обоснованных
заключений, предусмотренных в статье 1 абзаца 1 и 2 и выполненных
по ходатайствам физических и юридических лиц, поданных с
соблюдением правил, установленных соответствующим государством -
членом, в случаях, когда Институт был предварительно уведомлен о
возможности выполнения таких ходатайств.
2) При определении указанной в статье 13 абзаце 3 пункте 3
части ежегодного взноса организации - члена Института учитываются
только те обоснованные заключения, которые были выполнены по
просьбе этой организации.
Статья 15
1) Институт может принимать участие в подготовке и
осуществлении положений международных соглашений по охране
промышленной собственности, касающихся его деятельности.
2) Институт может быть представлен в организациях, созданных
на основании этих соглашений.
Статья 16
1) Местопребывание Института - Гаага.
2) Институт находится под покровительством Правительства
Нидерландов.
Статья 17
1) Если выполнение просьбы государства - члена Соглашения или
организации - члена Института о выдаче заключений связано с
проведением исследований на других языках, помимо немецкого,
английского, французского и голландского, Институт вправе для
выполнения такой задачи организовать зарубежные службы; возможные
дополнительные расходы должны нести в этом случае соответствующее
государство или организация.
2) Такого рода право предоставлено Институту для
удовлетворения особых нужд государств - членов Соглашения и
организаций - членов Института.
Статья 18
1) Настоящее Соглашение открыто для присоединения до
31 декабря 1961 г. всех государств - членов Конвенции по охране
промышленной собственности, подписанной в Париже 20 марта 1883 г.
и пересмотренной в последний раз в Лиссабоне 31 октября 1958 г.
2) Соглашение подлежит ратификации, ратификационные грамоты
сдаются на хранение в Министерство иностранных дел Нидерландов.
Статья 19
1) Настоящее Соглашение вступает в силу через месяц после
депонирования ратификационных грамот всеми государствами,
участвующими в Соглашении от 6 июня 1947 г.
2) Для государств, подписавших настоящее Соглашение, но не
участвующих в Соглашении от 6 июня 1947 г.; настоящее Соглашение
вступает в силу в момент, указанный в абзаце 1 настоящей статьи,
если ратификационная грамота была депонирована раньше последней
ратификационной грамоты, упомянутой в указанном абзаце, а если
ратификационная грамота была депонирована позднее, то спустя месяц
после депонирования этой грамоты.
Статья 20
1) Каждое государство, которое не подписало настоящее
Соглашение, но является членом Конвенции, указанной в статье 18,
может присоединиться к настоящему Соглашению.
2) Грамоты о присоединении депонируются в Министерство
иностранных дел Нидерландов.
3) Присоединение возможно только при вступлении в действие
настоящего Соглашения. Если грамота о присоединении депонируется
позже, то в случае, если в ней не названа более поздняя дата,
присоединение вступает в силу спустя месяц с момента депонирования
этой грамоты.
Статья 21
Каждое государство - член настоящего Соглашения может объявить
об отказе участвовать в нем, направив письменное уведомление в
Министерство иностранных дел Нидерландов. Объявление об отказе
вступает в силу 31 декабря второго года, следующего за годом, в
течение которого Министерство иностранных дел Нидерландов получило
соответствующее уведомление.
Статья 22
1) Настоящее Соглашение может периодически пересматриваться
главным образом путем внесения изменений, направленных на
улучшение работ Института и соответствующее расширение сферы его
деятельности.
2) В период между такими пересмотрами конференция
представителей государств - членов Соглашения может вносить
изменения в Протокол и Приложение к нему, которые вступают в силу
немедленно, если конференция не установит более позднего срока.
Такие изменения принимаются единогласным решением представленных
государств.
Статья 23
Министерство иностранных дел Нидерландов доводит до сведения
государств, подписавших Соглашение или присоединившихся к нему, о
следующем:
1) подписании и депонировании ратификационных грамот;
2) депонировании грамот о присоединении и моменте вступления
присоединения в силу;
3) сроке вступления в силу настоящего Соглашения в
соответствии со статьей 19;
4) объявлениях об отказе, упомянутых в статье 21, и о сроке
получения ими законной силы;
5) официальном тексте изменений Протокола и Приложений к нему,
принятых при соблюдении требований, указанных в статье 22
абзаце 2.
Совершено в Гааге, 16 февраля 1961 г. на французском языке в
единственном экземпляре, который депонирован в архив Правительства
Нидерландов. Последнее передаст дипломатическим путем заверенную
копию этого экземпляра правительствам всех стран, подписавших
Соглашение или присоединившихся к нему.
ПРОТОКОЛ
Статья 1
1) При исследованиях, проводимых в соответствии со статьей 3
Соглашения, публикации, указанные в Приложении к этому Протоколу,
рассматриваются как минимум того, что следует принять во внимание.
Учитываются публикации о сущности изобретений, относящихся к
группам классификации, принятой Институтом, а также публикации в
родственных отраслях.
2) Любое государство - член Соглашения и любая организация -
член Института имеют право потребовать заключения, составленного
на основе более узкого исследования по сравнению с изложенным в
абзаце 1 этой статьи.
Это право не может быть использовано в отношении патентных
заявок или патентов, которые ввиду заявления об истребовании
приоритета касаются другой патентной заявки или патента, ранее уже
бывших предметом заключений, составленных в соответствии с
положениями абзаца 1 настоящей статьи, если только
Административный совет не примет единогласно противоположного
решения.
3) С согласия Совета любое государство - член Соглашения или
любая организация - член Института могут получить заключение,
выполненное на более широкой основе, чем это предусмотрено
абзацем 1 настоящей статьи.
Статья 2
В пределах компетенции, установленной в статье 10 настоящего
Соглашения, директор управомочен:
1) подготавливать и исполнять бюджет;
2) представлять Административному совету ежегодный финансовый
отчет и опись имущества;
3) приглашать и назначать служащих, за исключением лиц,
указанных в статье 7 абзацах 5 и 7 Соглашения;
4) решать вопросы о продвижении по службе назначенных им
должностных лиц и осуществлять по отношению к ним дисциплинарную
власть;
5) представлять ежегодно Совету отчет о деятельности
Института;
6) принимать участие в совещаниях Административного совета, за
исключением случаев, предусмотренных в статье 7 пункте 5
Соглашения, и случаев, когда эти совещания касаются исключительно
членов Административного совета.
Статья 3
Представительство законных интересов Института осуществляется
на основании предъявления доверенности, скрепленной подписью
президента Административного совета, в случаях:
1) участия в судебном производстве, поскольку предметом его не
являются меры обеспечения;
2) заключения сделок, касающихся приобретения или продажи
обремененной или застроенной земельной собственности;
3) заключения всех иных сделок, сумма которых превышает
стоимость двадцати килограммов чистого золота.
Статья 4
При продолжительном отсутствии директора или вакантности этой
должности полномочия, указанные в статье 10 Соглашения и в
статье 2 настоящего Протокола, осуществляются должностным лицом,
назначенным для этой цели Административным советом.
Приложение
к Протоколу
ПЕРЕЧЕНЬ
ПУБЛИКАЦИЙ, НАЗВАННЫХ В СТАТЬЕ 1 АБЗАЦЕ 1 ПРОТОКОЛА,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ
ПАТЕНТНЫМ БЮРО
A. Патентные описания
1. Германские патентные описания, с 1877 г.
2. Американские патентные описания (США), с 1921 г.
3. Бельгийские патентные описания, с 1926 г.
4. Британские патентные описания, с 1909 г.
5. Французские патентные описания, с 1902 г.
6. Люксембургские патентные описания, с 1947 г.
7. Нидерландские патентные описания, с 1912 г.
8. Швейцарские патентные описания, с 1940 г.
B. Опубликованные патентные заявки
1. Германские патентные заявки, с 1957 г.
2. Нидерландские патентные заявки, с 1912 г.
3. Швейцарские патентные заявки, с 1961 г.
C. Технические журналы и книги
Важнейшие отобранные технические журналы и книги на немецком,
английском, французском или голландском языках.
Все материалы, указанные в разделах A, B и C и необходимые для
исследования новизны, постоянно пополняются.
|