КОНВЕНЦИЯ О РЕЖИМЕ ПРОЛИВОВ
20 июля 1936 г., Монтрё (Швейцария)
Советский Союз ратифицировал Конвенцию 9 ноября 1936 г.
(Извлечение)
Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны признают и
подтверждают принцип права свободы прохода и мореплавания в
Проливах*.
Осуществление указанного права будет впредь регулироваться
постановлением настоящей Конвенции.
---------
* Здесь под "Проливами" понимаются пролив Дарданеллы,
Мраморное море и Босфор (прим. составителя)
----------
Р А З Д Е Л I. ТОРГОВЫЕ СУДА
Статья 2. В мирное время торговые суда будут пользоваться
правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, днем и ночью,
независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей, под
условием соблюдения постановления следующей ниже ст. 3. Никакие
сборы и платы, иные чем те, взимание которых предусмотрено
Приложением 1 к настоящей Конвенции, не будут взыскиваться
турецкими властями с этих судов при проходе их транзитом без
остановки в одном из портов Проливов.
Для обеспечения взимания этих сборов или плат торговые суда,
следующие через проливы, должны сообщать должностным лицам
станции, указанной в ст. 3, свои название, флаг, тоннаж, место
назначения и отправления. Проводка лоцманами и пользование
буксирными судами остаются необязательными.
Статья 3. Всякое судно, которое войдет в Проливы из Эгейского
моря или из Черного моря, должно будет остановиться у санитарной
станции при входе в Проливы, дабы подвергнуться санитарному
осмотру, установленному турецкими правилами в рамках международных
санитарных правил. Этот осмотр в отношении судов, имеющих
санитарный патент или предъявивших санитарную декларацию,
удостоверяющую, что они не подпадают под действие постановлений
абзаца 2 настоящей статьи, будет производиться как днем, так и
ночью с максимально возможной быстротой; упомянутые выше суда не
будут обязаны останавливаться в каком-либо другом пункте Проливов
во время своего прохода.
Суда, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки,
сыпного тифа или оспы или имеющие таковые на борту за последние
семь дней, а также суда, покинувшие зараженный порт менее как за
пять суток, будут обязаны останавливаться у санитарной станции,
указанной в предыдущем абзаце, для принятия на борт санитарных
надсмотрщиков, если таковые будут назначены турецкими властями.
В связи с этим не будет взиматься никаких сборов или плат, а
надсмотрщиков будет необходимо высаживать на санитарной станции
при выходе из Проливов.
Статья 4. Во время войны, когда Турция не является воюющей
стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, будут
пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, на
условиях, предусмотренных в статьях 2 и 3.
Статья 5. Во время войны, когда Турция является воюющей
стороной, торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в
войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и
плавания в Проливах, при условиях, что (эти суда) никаким образом
не оказывают содействия противнику.
Эти суда должны будут входить в Проливы днем, проход должен
будет осуществляться по пути, который в каждом отдельном случае
будет указываться турецкими властями.
Статья 6. В случае, если турция считала бы себя
находящейся под угрозой непосредственной военной опасности,
применение постановлений статьи 2 будет тем не менее продолжаться,
с тем, однако , что суда должны будут входить в Проливы днем и что
проход должен будет совершаться по пути, указанному в каждом
отдельном случае турецкими властями.
Проводка лоцманами может в этом случае быть сделана
обязательной, но будет бесплатной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Сборами и платами, которые могут взиматься согласно ст. 2
настоящей Конвенции, будут те, которые указаны в следующей ниже
таблице. Возможные скидки со ставок этих сборов и плат, которые
были бы допущены Турецким Правительством, будут применяться без
различия флага.
Характер оказанной услуги Размер сбора или платы,
подлежащих взысканию с
каждой тонны чистой
вместимости (регистро-
вый тоннаж чистой вмес
тимости), зол. франки
(a) Санитарный контроль ......................... 0,075
(b) Маяки. освещаемые буи, буи, ограждающие
фарватер, или иные:
до 800 т. .................................. 0,042
свыше 800 т. ............................... 0.21
(c) Спасательная служба, включая спасательные
шлюпки, посты по оказанию помощи с берега,
сирены, дающие туманные сигналы, радиомаяк,
а также освещаемые буи, не охватываемые п.
(b), или иные установки того же рода ....... 0,10
2. Сборы и платы, определенные в таблице, приложенной к пункту
1 настоящего Приложения, будут применяться к двойному прохождению
через Проливы (т.е. к проходу из Эгейского моря в Черное море и к
обратному рейсу в Эгейское море или к прохождению через Проливы из
Черного моря в Эгейское море, за которым следует обратный рейс в
Черное море); однако, если торговое судно вновь следует через
Проливы для возвращения в Эгейское море или в Черное море, в
зависимости от случая, более чем через шесть месяцев после дня
входа в Проливы в первоначальном направлении, то судно без
разрешения флага может быть приглашено уплатить эти сборы и платы
второй раз.
3. Если при первоначальном прохождении торговое судно заявит,
что оно не предполагает возвращаться, оно будет обязано платить
лишь половину тарифа сборов и плат, указанных в абзацах (a), (b) и
(c) п. 1 настоящего Приложения.
4. Сборы и платы, определены в таблице, приложенной к пункту 1
настоящего Приложения, и которые не будут превышать того, что
необходимо для покрытия расходов, вызванных оказанием подлежащих
услуг и для сохранения резервного фонда или разумного оборотного
фонда, будут увеличиваться или пополняться лишь в порядке
применения ст. 29 настоящей Конвенции. Они будут оплачиваться в
золотых франках или в турецкой валюте по курсу размена,
практикуемому в день платежа.
5. Торговые суда могут быть обязаны оплачивать сборы и платы
за необязательные услуги, как-то: лоцманскую проводку и плату за
пользование буксирами, если такая услуга была должным образом
оказана турецкими властями по требованию агента или капитана
данного судна. Турецкое Правительство будет публиковать от времени
до времени тариф сборов и плат, подлежащих взиманию за эти
необязательные услуги.
6. Эти тарифы не будут увеличены в случае если эти услуги
будут объявлены обязательными в порядке применения ст. 5.
|