СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Городская администрация осуществляет управление
и распоряжение объектами собственности города в
пределах, установленных Законом РФ от 5.03.92
"О краевом,областном Совете народных депутатов и
краевой,областной администрации", другими законами
РФ,а также решениями краевого,областного Совета,
принятыми в пределах его компетенции.
от 23 декабря 1992 года
(Извлечение)
Мэр Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением о признании
незаконным решения Малого совета Санкт-Петербургского городского
Совета народных депутатов от 7 апреля 1992 г. "О положении о продаже
муниципального жилищного фонда на открытом аукционе", сославшись на
то, что оно противоречит требованиям пп. 8.22 ст. 66. п. 2 ст.73
Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. " О местном самоуправлении в РСФСР" и
ст. 13 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О краевом,
областном Совете народных депутатов и краевой, областной
администрации".
В судебном заседании представитель мэрии уточнил заявленные
требования и просил признать незаконными только пп. 1 и 4
вышеназванного решения Малого совета, которым утверждено Временное
положение о продаже муниципального жилищного фонда на открытом
аукционе и установлен порядок аукционной продажи муниципального
жилищного фонда Фондом имущества Санкт-Петербурга.
Представитель Санкт-Петербургского городского Совета народных
депутатов заявленное мэром г.Санкт-Петербурга требование не признал.
Решением судебной коллегии по гражданским делам
Санкт-Петербургского городского суда требование мэра удовлетворено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 23
декабря 1992 г. рассмотрев дело по кассационной жалобе городского
Совета народных депутатов, решение суда отменила по следующим
основаниям.
Суд постановил решение с нарушением требований ст.ст. 14 и 50
ГПК, не исследовав полно и всесторонне обстоятельств дела.
Как видно из материалов дела, решением Малого совета
Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 7
апреля 1992 г. был установлен порядок продажи жилья в
г.Санкт-Петербурге, согласно которому городская администрация вправе
была производить его продажу лишь на открытом аукционе,
осуществляемом Фондом имущества Санкт-Петербурга.
Довод суда о том, что названным решением Малый совет нарушил
право городской администрации по распоряжению этим имуществом,
нельзя признать убедительным, поскольку в соответствии с п.1 ст.13
Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных
депутатов и краевой, областной администрации" городская
администрация осуществляет управление и распоряжение объектами
собственности города в пределах, установленных настоящим Законом,
другими законами Российской Федерации, а также решениями краевого,
областного Совета, принятыми в пределах его компетенции.
Решение об установлении порядка продажи жилья в
Санкт-Петербурге принято Малым советом в пределах его компетенции,
чего по существу не оспаривал в судебном заседании и представитель
мэрии.
С учетом этого суду следовало выяснить, по каким основаниям
городская администрация не согласна с установленным порядком продажи
жилья и в чем конкретно при этом нарушается ее право по распоряжению
данным имуществом, поскольку выяснение указанных обстоятельств имело
существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.
Как видно из объяснений представителя мэрии, городская
администрация не согласна только с пп. 1.3 и 2.5 Временного
положения о продаже муниципального жилищного фонда на открытом
аукционе, утвержденного п.1 решения Малого совета, в соответствии с
которым аукционная продажа жилья должна осуществляться исключительно
Фондом имущества Санкт-Петербурга и им же должна назначаться
начальная цена продажи.
Учитывая, что каких-либо возражений по другим пунктам
Временного положения представителем мэрии не приводилось, у суда не
имелось достаточных оснований для признания незаконным указанного
положения в полном объеме. То обстоятельство, что Малый совет при
разработке Временного положения о продаже жилья положил в основу
Временное положение о приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации, предусматривающее продажу жилья
на аукционе, также не давало суду оснований для признания его
незаконным, поскольку данное положение разработано и принято Малым
советом в соответствии с его компетенцией и применительно к продаже
жилья, а использование при этом различного рода нормативных
документов законом не запрещено.
Нельзя признать обоснованным и утверждение суда о том, что
решением Малого совета в нарушение требований закона передано Фонду
имущества Санкт-Петербурга право распоряжения всем муниципальным
жилищным фондом.
Как видно из объяснений представителя городского Совета и
содержания принятых Малым советом документов. Фонду имущества
Санкт-Петербурга передано лишь право на организацию и проведение
аукционов по продаже жилья с предоставлением ему полномочий продавца
без права самостоятельного распоряжения этим имуществом.
Об этом, в частности, свидетельствует п.2.1. Временного
положения, согласно которому право выставления жилья на аукционную
продажу предоставлено только городской администрации, т.е. за ней
сохранено право по распоряжению данным имуществом.
Представитель Городского Совета народных депутатов в заседании
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, возражая
в целом против заявленного мэром требования, указал, что городской
Совет, тем не менее, согласен на уточнение, по согласованию с
городской администрацией, отдельных положений принятых Малым советом
документов.
При рассмотрении дела суд не предоставил сторонам возможность
для выработки согласованной ими позиции по указанному вопросу, что
также нельзя признать правильным.
При таких обстоятельствах судебное решение подлежит отмене.
|