УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ от 10 апреля 2000 г. N 4
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 1992 г. N 21
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОСТАВКОЙ ПРОДУКЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННО - ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ТОВАРОВ
НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
(в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.93 N 13)
В целях обеспечения единообразия судебно - арбитражной
практики Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации,
руководствуясь ст. 30 Закона Российской Федерации "Об арбитражном
суде", постановляет:
Разъяснить в порядке судебного толкования, что:
1. При рассмотрении споров, связанных с поставкой продукции
производственно - технического назначения и товаров народного
потребления <*> ненадлежащего качества и некомплектных либо в
ненадлежащей таре и упаковке, арбитражным судам необходимо
руководствоваться Основами гражданского законодательства Союза ССР
и республик <**>, а также Положениями о поставках продукции
производственно - технического назначения и товаров народного
потребления, требованиями, указанными в стандартах и другой
нормативно - технической документации, Инструкцией о порядке
приемки продукции производственно-технического назначения и
товаров народного потребления по качеству, если иное не
предусмотрено договором.
Следует учитывать, что нормы Гражданского кодекса РСФСР могут
применяться в части, не противоречащей законодательству,
действующему на территории России, в том числе Основам
гражданского законодательства.
-------------------------------
<*> в дальнейшем, как правило, применяется термин "товары"
<**> в дальнейшем - "Основы гражданского законодательства"
2. Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 81) при
поставке товара, несоответствующего условиям договора, стандартам
или другой нормативно - технической документации, покупатель
(получатель) вправе по своему выбору потребовать от поставщика
(изготовителя) устранения недостатков товара, назначив для этого
при необходимости соразмерный срок, полностью или частично
отказаться от оплаты товара либо потребовать возврата стоимости
товара, когда он был оплачен, или устранить недостатки товара
своими силами за счет поставщика (изготовителя), предварительно
уведомив его об этом, либо потребовать замены товара в случае,
предусмотренном частью 3 статьи 81 Основ гражданского
законодательства.
При разрешении споров, связанных с поставкой товаров
ненадлежащего качества, арбитражным судам следует оценивать все
представленные доказательства, в том числе подтверждающие
извещение покупателем (получателем) изготовителя (поставщика) о
получении товара ненадлежащего качества или некомплектного,
требование об устранении недостатков товара изготовителем
(поставщиком) в соответствующий срок.
При этом следует иметь в виду, что если покупатель
(получатель) потребовал устранения недостатков товара поставщиком
(изготовителем), способ устранения, в том числе путем замены
поставленного товара, выбирает последний.
3. В соответствии с частью 3 статьи 81 Основ гражданского
законодательства если поставка товара ненадлежащего качества
является существенным нарушением договора, то есть влечет для
покупателя такой ущерб, что он в значительной степени лишается
того, на что был в праве рассчитывать, заключая договор,
покупатель может потребовать замены товара.
При этом следует иметь в виду, что замена товара должна быть
произведена в течение 20 дней с момента предъявления покупателем
(получателем) в установленном порядке такого требования (пункты
41, 34 Положений о поставках продукции и товаров), если иное не
предусмотрено договором.
С изготовителя (поставщика) может быть взыскан штраф, в том
числе и при замене товара, а также убытки, причиненные поставкой
товара ненадлежащего качества.
(в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.93 N 13)
4. Исходя из требований статьи 82 Основ гражданского
законодательства покупатель, при неоднократной (не менее двух раз)
поставки ему товара ненадлежащего качества, вправе в одностороннем
порядке расторгнуть договор (если иное не предусмотрено
договором). В этом случае поставщик обязан возместить покупателю
все убытки, связанные с расторжением договора.
5. Согласно статье 79 Основ гражданского законодательства к
договору поставки применяются правила о договоре купли - продажи,
если иное не предусмотрено законодательными актами или договором.
Исходя из этого к отношениям поставщика (изготовителя) и
покупателя (получателя), если иное не предусмотрено договором,
следует применять правило, указанное в пункте 6 статьи 77 Основ,
согласно которому поставщик (изготовитель) может быть освобожден
от ответственности за поставку товара ненадлежащего качества, если
докажет, что недостатки товара возникли вследствие нарушения
покупателем (получателем) правил пользования товаром или его
хранения, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Арбитражным судам следует иметь в виду, что получение товара
ненадлежащего качества должно быть подтверждено актом,
составленным покупателем (получателем) в соответствии с
требованиями, указанными в договоре или в Инструкции о порядке
приемки продукции производственно - технического назначения и
товаров народного потребления по качеству, другой
нормативно - технической документации. При этом, если
представленными покупателем (получателем) документами, в том числе
надлежаще составленным актом, подтверждено получение товара
ненадлежащего качества, поставщик (изготовитель) не может быть
освобожден от ответственности только потому, что в акте не указаны
конкретные причины недостатков.
6. Утверждаемые в установленном порядке стандарты содержат
обязательные и рекомендуемые требования к качеству товара. К
обязательным относятся требования к качеству товара,
обеспечивающие его безопасность для жизни и здоровья населения,
охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость
товара.
Поэтому, если обязательные требования предусмотрены в
стандартах, другой нормативно - технической документации, стороны
не могут (пункт 2 статьи 76 Основ гражданского законодательства)
в договоре предусматривать иные, менее высокие требования.
При установлении сторонами менее высоких требований по
качеству, чем указано в стандартах, другой нормативно -
технической документации, арбитражным судам следует
руководствоваться не условиями договора, а требованиями
стандартов, другой нормативно - технической документации в части
обязательных требований.
7. Статьей 62 Основ гражданского законодательства установлено,
что исполнение обязательства, возникшего из договора, может быть
возложено в целом или в части на третье лицо, если это
предусмотрено законодательством или договором, а равно если третье
лицо связано с одной из сторон соответствующим договором.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательства несет сторона по договору, из которого оно возникло,
если законодательством не предусмотрено, что ответственность несет
непосредственный исполнитель. Положениями о поставках продукции и
товаров предусмотрено, что ответственность за поставку товаров
ненадлежащего качества может быть возложена как на поставщика, так
и на изготовителя, не являющегося поставщиком. Поэтому, если по
договору поставки изготовитель, не являющийся поставщиком для
получателя, произвел по указанию своего покупателя транзитную
отгрузку получателю, имеющему договор поставки с этим покупателем,
изготовитель может быть привлечен к установленной ответственности
за поставку товара ненадлежащего качества.
При отгрузке товара без договора изготовитель не может нести
ответственность перед получателем, установившим ненадлежащее
качество товара.
8. В соответствии с Основами гражданского законодательства и
Положениями о поставках продукции и товаров поставщик
(изготовитель) несет ответственность за качество всего товара в
целом, включая составные части и комплектующие изделия. Данное
положение должно применяться и в тех случаях, когда в стандартах,
другой нормативно - технической документации на этот товар
указано, что за составные части и комплектующие изделия несет
ответственность их изготовитель.
В целях более полного и объективного разрешения спора,
связанного с поставкой товара ненадлежащего качества, вышедшего из
строя из-за отказа в работе комплектующего изделия, изготовитель
комплектующего изделия может быть привлечен к участию в деле в
качестве третьего лица по ходатайству сторон либо по инициативе
арбитражного суда. Если поставщик (изготовитель) комплектующего
изделия не был привлечен арбитражным судом в качестве третьего
лица и исковые требования удовлетворены за счет поставщика
основного изделия, либо последний добровольно удовлетворил
требования покупателя (получателя), поставщик (изготовитель)
основного изделия вправе обратиться с требованием о возмещении
поставщиком (изготовителем) комплектующего изделия ненадлежащего
качества понесенных убытков, включая сумму штрафа, уплаченного
покупателю (получателю) в связи с поставкой основного изделия
ненадлежащего качества.
9. Стороны в заключаемом договоре вправе предусмотреть
комплектность товара иную по сравнению с установленной в
стандартах или другой нормативно - технической документации.
Ответственность за поставку некомплектной продукции наступает за
нарушение предусмотренной договором комплектности и в том случае,
когда поставленная продукция по комплектности соответствует
стандартам или другой нормативно - технической документации.
10. Если товар соответствует условиям договора, стандартам,
другой нормативно - технической документации, но при приемке
оказался более низкого сорта (качества), чем указано в документе,
удостоверяющем его качество, имущественные санкции за это
нарушение, а также за ненадежную маркировку (указание более
высокого сорта, чем оказалось фактически) могут быть применены
арбитражным судом, если они предусмотрены договором.
Покупатель (получатель) вправе в этом случае требовать от
поставщика (изготовителя) возмещения ему убытков, в том числе и в
виде уценки товара, в связи с ненадлежащим выполнением договорных
обязательств. Требования покупателя (получателя) о взыскании суммы
уценки могут быть удовлетворены арбитражным судом только при
представлении им доказательств доведения до уценки до потребителя,
либо переоценки товара.
11. При применении ответственности, установленной договором
или законодательством за поставку немаркированного или ненадлежаще
маркированного товара, арбитражным судам следует исходить из того,
что ненадлежащей маркировкой является маркировка, произведенная с
нарушением стандартов, иной нормативно - технической документации
или условий договора (в частности, отсутствие одного или
нескольких обязательных реквизитов маркировки, указание неверных
сведений о наименовании, качестве, сорте, цене, нечеткость
оттиска, делающая невозможным чтение маркировки).
12. Приемка по качеству товара и тары, в которой поставляется
товар, должна производиться в соответствии с требованиями,
указанными в договоре, стандартах, иной нормативно - технической
документации, Инструкции о порядке приемки продукции и товаров по
качеству.
Если актами приемки подтверждена поставка товара ненадлежащего
качества, либо поставка в ненадлежащей таре или упаковке, то
отдельные нарушения порядка приемки товара, не влияющие на
основные выводы, использование такого товара по назначению не
могут служить основанием к освобождению поставщика от
установленной ответственности.
13. В случае, когда договором, стандартами, другой
нормативно - технической документацией предусмотрено, что приемка
по качеству должна производиться соответствующей инспекцией по
качеству или экспертом бюро товарных экспертиз, при решении
вопроса о том, с надлежащим ли представителем составлен акт
приемки товара по качеству, необходимо исходить из того, что с
участием компетентного представителя другого предприятия или
представителя общественности можно составлять акт только при
отсутствии инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в
месте нахождения получателя или отказе этих учреждений выделить
эксперта для проверки товара. Под местом нахождения получателя
следует понимать район деятельности соответствующей инспекции или
бюро товарных экспертиз. Нарушение этого порядка должно
оцениваться арбитражным судом на общих основаниях с учетом причин
допущенного нарушения.
14. Согласно Инструкции о порядке приемки продукции и товаров
по качеству приемка товаров может, в частности, производиться с
участием компетентного представителя общественности
предприятия - получателя, назначенного руководителем предприятия
из числа лиц, утвержденных решением профкома этого предприятия.
Если на предприятии отсутствует профсоюзная организация,
представитель общественности не может утверждаться какими-либо
иными общественными организациями либо трудовым коллективом.
Если договором не предусмотрено иное, акты приемки,
составленные с участием представителя общественности,
утвержденного с нарушением требований Инструкции, арбитражным
судам рекомендуется оценивать как составленные односторонне.
15. В соответствии с Положениями о поставках стоимость товаров
ненадлежащего качества штрафы за такую поставку могут быть
взысканы в безакцептном порядке в двухмесячный срок после
возникновения права требования.
(в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.93 N 13)
Если покупатель (получатель) в этот срок не взыскал штраф и
стоимость товара ненадлежащего качества, он вправе предъявить в
установленном порядке иск в арбитражный суд.
Арбитражному суду не предоставлено право отказывать в принятии
искового заявления о взыскании излишне уплаченной суммы и штрафа
за поставку товаров ненадлежащего качества только на том
основании, что истец не использовал свое право на списание
указанных сумм в безакцептном порядке.
16. Для исков, вытекающих из поставки товаров ненадлежащего
качества, течение срока исковой давности начинается со дня
установления покупателем в надлежащем порядке недостатков
поставленных ему товаров. Следовательно, для исков покупателей о
взыскании убытков, в том числе стоимости товаров, а также
штрафа, течение срока давности начинается со дня составления акта,
если он составлен своевременно, или со дня когда он должен быть
составлен. Это относится и к случаям, когда покупатель
(получатель) переотправил полученные товары, и ненадлежащее
качество товаров установил конечный получатель.
(в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.93 N 13)
По регрессным обязательствам течение срока давности, как
указано в пункте 3 ст. 42 Основ гражданского законодательства,
начинается с момента исполнения основного обязательства. Поэтому
срок исковой давности исчисляется со дня списания с истца или
перечисления истцом суммы в пользу третьего лица.
Течение срока исковой давности по иску торгового предприятия
(организации), связанному с возвратом покупателем - гражданином
товаров народного потребления ненадлежащего качества,
подтвержденного соответствующим заключением (актом) экспертизы,
начинается со дня удовлетворения в установленный срок торговым
предприятием требования покупателя - гражданина.
17. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Основ гражданского
законодательства сокращенные сроки исковой давности могут
устанавливаться законодательными актами для отдельных видов
требований.
Исходя из Гражданского кодекса Российской Федерации к искам,
связанным с поставкой товаров ненадлежащего качества, в том числе
и к регрессным искам, а также к искам об убытках, вытекающих из
поставки товаров в ненадлежащей таре и упаковке, немаркированных
или ненадлежаще маркированных товаров и тары, применяется
сокращенный шестимесячный срок исковой давности.
18. Арбитражным судам следует иметь в виду, что приемка
возвратной тары по качеству должна производиться в соответствии
требованиями, указанными в договоре, стандартах, другой
нормативно - технической документации, Инструкции о порядке
приемки продукции и товаров по качеству.
К искам, связанным с взысканием стоимости возвратной тары
ненадлежащего качества, применяется общий срок исковой давности.
Председатель Высшего арбитражного
суда Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
И.о. секретаря Пленума, судья
Высшего арбитражного суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА
|