УТРАТИЛО СИЛУ - ПРИКАЗ МПР РФ N 355, МИНФИНА РФ N 50н ОТ 10.06.2002
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 1993 г. N 162
-------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 декабря 1992 г. N 09-05-12
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 декабря 1992 г. N 04-04/72-6344
ПИСЬМО
ПОРЯДОК
НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ,
ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ГРАЖДАНАМИ, ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ
(с изм., согл. письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
(с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ
от 22.03.2000 N ГКПИ 00-198)
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ
III. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СРЕДСТВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД И В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ РЕСПУБЛИК
В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ,
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ,
ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
IV. СРОКИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ФОНДЫ И ПРОЦЕДУРА ИХ ОФОРМЛЕНИЯ
V. КОНТРОЛЬ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ СРЕДСТВ
В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ
______________________________________________________________________________
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Порядок направления средств разработан на
основании Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от
19 декабря 1991 г. N 2060-1 и во исполнение Постановлений
Правительства Российской Федерации от 29 июня 1992 г. N 442 "О
Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и
экологических фондах на территории Российской Федерации", от 28
августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и
ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды,
размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
2. Порядок регулирует направление в Федеральный экологический
фонд Российской Федерации и территориальные государственные
внебюджетные экологические фонды <*> средств (в том числе
валютных), поступающих от предприятий, учреждений, организаций,
граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан <**>.
--------------------------------
<*> Далее экологические фонды.
<**> Далее предприятия и граждане.
3. Счета экологических фондов (в т.ч. валютные) открываются
решениями органов представительной и исполнительной власти в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.
II. ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ
В экологические фонды поступают средства от предприятий и
граждан в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и
сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения; сумм
по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические
правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты,
рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных
поступлений от иностранных юридических лиц и граждан, банковским
депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в
деятельности предприятий и иных юридических лиц.
1. Поступление платы за нормативные и сверхнормативные
(лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в
окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды
загрязнения.
1.1. Плата производится:
за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и
передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные объекты, за другие виды
загрязнения и размещение отходов.
1.2. Указанная плата перечисляется плательщиками на счета
экологических фондов и в доход республиканского бюджета Российской
Федерации в бесспорном порядке, предусмотренном Законом РСФСР "Об
охране окружающей природной среды" (статья 20, пункт 4) с учетом
требований, установленных п. 2 Постановления Верховного Совета
Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3256-1 "О мерах по
обеспечению сбора и поступления налоговых платежей в
республиканский бюджет Российской Федерации" и другими
нормативными актами.
1.3. Конкретные размеры платы за загрязнение окружающей
природной среды и размещение отходов устанавливаются в порядке,
утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от
28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы
и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", а
также в соответствии с другими инструктивно-нормативными
документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Минприроды России по
согласованию с Минфином России и Минэкономики России.
2. Поступление сумм, полученных по искам о возмещении вреда и
штрафов за экологические правонарушения.
2.1. Штрафы взимаются за экологические правонарушения и в
размерах, определенных действующим законодательством - Законом
РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (статья 84),
Земельным кодексом РСФСР (статья 125), Водным законодательством и
другими законодательными актами и решениями правительства
Российской Федерации.
2.2. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально
уполномоченными на то государственными органами Российской
Федерации (в т.ч. органами в области охраны природы, санитарно-
эпидемиологического надзора и другими). Конкретный размер
налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в
зависимости от характера и вида совершенного правонарушения,
степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
2.3. Расчет сумм по возмещению вреда производится в
соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и
методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по
фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния
природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды.
3. Поступление средств от реализации конфискованных орудий
охоты и рыболовства, незаконнодобытой с их помощью продукции.
3.1. Государственные органы, осуществляющие контроль за
установленными правилами ведения охоты, охотничьего хозяйства,
использования рыбных запасов и т.п. конфискуют у предприятий,
организаций и частных лиц орудия охоты и рыболовства, а также
незаконнодобытую с их помощью продукцию в случае нарушения
указанных правил в соответствии с предоставленными правами.
3.2. Реализация конфискованных средств и добытой с их помощью
продукции осуществляется в установленном законом порядке и
полученные суммы зачисляются на счета экологических фондов.
4. Поступление инвалютных средств.
4.1. С юридических и физических лиц - нерезидентов плата за
выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,
размещение отходов, другие виды загрязнения, штрафы за
экологические правонарушения и суммы по решениям и определениям
судов по искам о возмещении вреда взимаются в иностранной валюте
или в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации,
действующему на день уплаты.
4.2. Внесение платежей за загрязнение и размещение отходов
производится в соответствии с пунктом 1 раздела II, а штрафов и
исков по возмещению вреда - с пунктом 2 раздела II настоящего
Порядка.
4.3. Поступающие инвалютные средства (включая добровольные
взносы и пожертвования предприятий и граждан в инвалюте, а также
средства, указанные в пункте 3.1, если реализация произведена за
валюту) зачисляются на специальные валютные счета, открываемые в
установленном порядке в отделениях банков непосредственно
экологическими фондами.
5. Поступление средств, полученных в виде дивидендов, процентов
по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования
собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных
юридических лиц.
5.1. Указанные средства зачисляются на отдельные субсчета
экологических фондов по мере их поступления.
III. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СРЕДСТВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД И В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ РЕСПУБЛИК
В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ,
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ,
ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
1. Средства, поступающие от предприятий и граждан, указанные в
пунктах 1 - 4 раздела II настоящего Порядка аккумулируются на
счетах экологических фондов республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов
<*>, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной
среды" средства экологических фондов распределяются затем в
следующем порядке:
- 60% средств направляется на реализацию природоохранительных
мероприятий местного (городского, районного) значения с
зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных
экологических фондов;
- 30% средств остается в распоряжении экологических фондов,
указанных в пункте 1 настоящего раздела для финансирования
мероприятий соответствующего значения;
- 10% средств перечисляются в Федеральный экологический фонд
Российской Федерации на реализацию природоохранительных
мероприятий федерального значения.
--------------------------------
<*> В случае непосредственного вхождения автономных округов в
состав Российской Федерации.
2. Средства, полученные в результате собственной деятельности
экологических фондов, (пункт 5, раздел II) - аккумулируются
непосредственно на счетах этих фондов.
IV. СРОКИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ФОНДЫ И ПРОЦЕДУРА ИХ ОФОРМЛЕНИЯ
(в ред. письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
1. Перечисление в экологически фонды средств, вносимых в виде
платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение
отходов предприятиями осуществляется ежеквартально в следующие
сроки:
- в случае перечисления плановых платежей не позднее 20 числа
последнего месяца квартала;
- при перечислении фактических (скорректированных) платежей
плата вносится за I - III кварталы не позднее 20 числа месяца,
следующего за отчетным кварталом. В IV квартале эти предприятия
перечисляют в экологические фонды плановые платежи не позднее 20
числа декабря месяца. Перерасчет платы за IV квартал отчетного
года производится в январе месяце следующего года и вносится на
счет экологического фонда не позднее 20 числа этого месяца. Этот
же срок для перерасчета платы устанавливается для предприятий,
вносивших плановые платежи в течении всего отчетного года.
2. Исключен. - Письмо Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95.
3. Экологические фонды республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных округов перечисляют
соответствующую часть средств (пункт 1 раздела II ) в Федеральный
экологический фонд и в местные экологические фонды в течении 10
дней после срока поступления соответствующих платежей за отчетный
квартал на их счета.
4. После истечения срока, установленного для внесения платежа -
в соответствии с действующим законодательством предприятие
уплачивает пени в размере 0,7 процента от суммы невнесенного
платежа за каждый календарный день просрочки, начиная со дня,
следующего за установленным сроком внесения платежа, по день
фактической уплаты включительно в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"
(п. 24).
(в ред. письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
Аналогичный порядок уплаты пени устанавливается для
экологических фондов, указанных в пункте 3 настоящего раздела, при
нарушении ими сроков перечисления причитающихся средств в
Федеральный экологический фонд и местные экологические фонды.
5. Суммы платежей, излишне внесенных в экологический фонд
засчитываются предприятию в счет платы следующего квартала либо
могут быть возвращены плательщику по его письменному заявлению в
течение 30 дней с даты поступления заявления.
6. При перечислении средств платежным поручением плательщик в
графе "назначение платежа" указывает оплачиваемый вид загрязнения:
"платеж за загрязнение атмосферы стационарными источниками",
"платеж за загрязнение атмосферы передвижными источниками",
"платеж за загрязнение водных объектов" и т.п., а также за какой
период (квартал) он производится.
7. Плательщик имеет право осуществлять перечисление
причитающегося платежа за различные виды загрязнения как
отдельными платежными поручениями, так и одним платежными
поручением, в котором суммируются все виды платежей. В этом случае
в графе "назначение платежа" платежного поручения (либо в реестре
к нему) производится расшифровка причитающейся к перечислению
суммы по видам загрязнения.
8. Платежное поручение на перечисление причитающихся согласно
расчету платежей в соответствующий экологический фонд, сдается
плательщиком в обслуживающее его учреждение банка не позднее дня
наступления срока платежа. Если платежи за загрязнение окружающей
природной среды сверх предельно допустимых нормативов равны или
превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении
природопользователя, то специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной
среды, санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими
органами исполнительной власти рассматривается вопрос о
приостановке или прекращении деятельности соответствующего
предприятия.
9. Установленные в пунктах 1 - 5 настоящего раздела сроки и
процедура оформления платежей относятся к плате, вносимой за
загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов по
утвержденным в установленном порядке нормативам.
10. Перечисление сумм по искам о возмещении вреда и штрафов за
экологические правонарушения производится на счета экологических
фондов предприятиями и гражданами в добровольном порядке или же в
течение 15 дней после вступления решения суда (арбитражного суда)
в законную силу либо в иные, устанавливаемые им сроки, а в случае
отсутствия в них необходимых средств - в порядке и сроки, также
определяемые решением суда (арбитражного суда).
11. Средства от реализации конфискованных орудий охоты и
рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции -
зачисляются непосредственно на счета экологических фондов или же в
течение 15 дней перечисляются со счетов других организаций,
которые проводили реализацию орудий охоты, рыболовства и продукции
<*>.
Ответственность за своевременное перечисление вышеуказанных
средств на счета экологических фондов несут в установленном
порядке должностные лица органов, осуществляющие взыскание этих
средств.
--------------------------------
<*> Поощрение работников соответствующих государственных
органов и общественных инспекторов за счет средств, указанных в
пунктах 2.2 и 3.2 раздела II настоящего Порядка, производится на
основании нормативных актов Правительства Российской Федерации или
в ином, определяемом им порядке.
12. В бухгалтерском учете предприятий - плательщиков операции
по перечислению средств в экологические фонды отражаются в
следующем порядке:
- платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих
веществ, уровни вредного воздействия, лимиты размещения отходов,
осуществляемые за счет себестоимости продукции (работ, услуг)
отражаются на дебете счета 20 "Основное производство" и кредите
счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам", а также на дебете
счета 67 и кредите счета 51 "Расчетный счет";
- платежи за превышение предельно допустимых выбросов, сбросов,
уровней вредного воздействия, лимитов размещения отходов, штрафов
за экологические правонарушения, платежи в возмещение причиненного
вреда - осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении
природопользователей и отражаются на дебете счета 81
"Использование прибыли" и кредите счета 67 "Расчеты по
внебюджетным платежам", а также на дебете счета 67 и кредите счета
51 "Расчетный счет".
13. Операции по зачислению поступающих в экологические фонды
средств отражаются на дебете счета 51 "Расчетный счет" и кредите
счета 96 "Целевые финансирование и поступление".
V. КОНТРОЛЬ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ СРЕДСТВ
В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ
(в ред. письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
1. Контроль за поступлением средств в экологические фонды
осуществляют соответствующие комитеты по экологии и природным
ресурсам, которые ведут учет плательщиков и сумм поступающих
платежей, получают от предприятий - плательщиков необходимые для
осуществления деятельности по формированию фондов, сведения и
расчеты по устанавливаемым ими формам, осуществляют проверку
полноты внесения причитающихся средств, достоверности
представленных сведений. Минприроды России, территориальным
статистическим органам по полугодиям представляется отчет о
поступлении и расходовании средств экологического фонда (форма N 1
- экофонд), утвержденный Госкомстатом России.
(в ред. письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
2. Споры между плательщиками и контролирующими органами по
вопросу взимания платежей рассматриваются судами и арбитражными
судами.
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
А.А.КРАСНОПИВЦЕВ
Заместитель министра экологии
и природных ресурсов
Российской Федерации
А.А.АВЕРЧЕНКО
Согласовано
Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Т.В.ПАРАМОНОВА
|