Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 23.11.92 N С-13/ОП-329 "О ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

            ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                   от 23 ноября 1992 г. N С-13/ОП-329

        Высший арбитражный  суд  Российской  Федерации  направляет для
    использования в практической деятельности обзор практики  разреше-
    ния споров, связанных с применением налогового законодательства.
        Просим также обратить внимание на правильность оформления  ре-
    шений арбитражного  суда  по  спорам  с участием органов налоговой
    службы:
        а) в  решениях по рассматриваемым спорам следует  использовать
    наименование -  "Государственная налоговая служба Российской Феде-
    рации", а не "Государственная налоговая инспекция при Минфине РФ";
        б) в качестве предмета спора - "о возврате из бюджета ...",  а
    не "о взыскании...";
        в) в резолютивной части решений по делам о возврате из бюджета
    незаконно взысканных денежных средств следует указывать - "возвра-
    тить из (указать какого) бюджета ...", а не "взыскать с расчетного
    счета органа налоговой службы".

                                                  Председатель Высшего
                                                     арбитражного суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Ф.ЯКОВЛЕВ

                                                            Приложение
                                    к письму Высшего арбитражного суда
                                                  Российской Федерации
                                    от 23 ноября 1992 г. N С-13/ОП-329

        1. Иски налоговых инспекций об обращении взыскания на имущест-
    во налогоплательщиков при невозможности взыскания с них в бесспор-
    ном порядке недоимок по налогам   и  обязательным  платежам  из-за
    отсутствия денежных средств не должны приниматься арбитражными су-
    дами к рассмотрению.
        Государственная налоговая инспекция по Центральному району  г.
    Комсомольска-на-Амуре при  проведении  проверки кооператива "Труд"
    установила факт занижения прибыли на сумму 77725 рублей.  У коопе-
    ратива возникла недоимка по уплате в бюджет налога на прибыль, ко-
    торая, исходя из  полномочий,  предоставленных  инспекции  Законом
    РСФСР "О  государственной налоговой службе РСФСР",  взыскивается с
    юридического лица в бесспорном   порядке.  Однако в данном  случае
    необходимых средств на счете налогоплательщика не оказалось. Нало-
    говая инспекция  предъявила  в  арбитражный суд иск  об  обращении
    взыскания на имущество кооператива для покрытия выявленной недоим-
    ки.
        В связи с этим возник вопрос о том, должны ли арбитражные суды
    принимать к рассмотрению подобные иски.
        При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее.
        В п.  1 ст.  13 Закона РФ  "Об  основах  налоговой  системы  в
    Российской Федерации  (  в  редакции  Закона от 16.07.92 N 3317-1)
    предусмотрено, что взыскание недоимок по налогам и  другим  обяза-
    тельным платежам,  а также сумм штрафов и иных санкций, предусмот-
    ренных законодательством,  производится  с   юридических   лиц   в
    бесспорном порядке.  Взыскание  недоимки с юридических лиц обраща-
    ется на полученные ими доходы,  а в случае отсутствия таковых - на
    имущество этих лиц.
        По смыслу данной нормы обращение взыскания на имущество юриди-
    ческих лиц  производится во внесудебном порядке,  при отсутствии у
    налогоплательщика денежных средств. В указанном случае по существу
    имеет место лишь изменение способа исполнения бесспорного требова-
    ния.
        Поэтому арбитражные  суды  не  должны принимать к рассмотрению
    иски налоговых инспекций об обращении взыскания на имущество нало-
    гоплательщиков при отсутствии у последних денежных средств,  необ-
    ходимых для погашения задолженности перед бюджетом.
        2. Иски налоговых инспекций о  ликвидации  предприятий  должны
    приниматься арбитражными судами к рассмотрению лишь в тех случаях,
    когда в законодательных актах прямо оговорено право налоговых инс-
    пекций заявлять такие требования по соответствующим основаниям.
        В соответствии с п.  1 ст.  14 Закона РФ "Об основах налоговой
    системы в  Российской  Федерации" налоговые органы вправе предъяв-
    лять  в арбитражный суд иски о ликвидации предприятий по основани-
    ям,  установленным законодательством Российской Федерации.  В нас-
    тоящее время основания ликвидации предприятий перечислены в п.   3
    ст. 37 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятель-
    ности".
        В этой связи возник вопрос о праве налоговых инспекций  предъ-
    являть в арбитражные суды иски о ликвидации предприятий по основа-
    ниям, предусмотренным в п. 3 ст. 37 указанного Закона.
        В данном  случае  следует  учитывать,  что полномочия того или
    иного органа по заявлению требований о ликвидации предприятий дол-
    жны    соответствовать основным задачам и целям деятельности этого
    органа. Для  налоговых инспекций такими  задачами  являются  конт-
    роль за соблюдением налогового законодательства,  правильность ис-
    числения,   полнотой и своевременностью внесения в соответствующий
    бюджет налогов и других обязательных платежей. Поэтому право нало-
    говых инспекций заявлять иски о ликвидации предприятий по конкрет-
     ным основаниям должно быть специально  оговорено  в законодатель-
    ном акте применительно к деятельности налоговой службы.
         В настоящее  время  в законодательстве не предусмотрены такие
    случаи,  в связи с чем подобные иски налоговых инспекций не должны
    приниматься арбитражными судами к рассмотрению.
         Что касается порядка признания предприятия банкротом, то этот
    порядок будет  определен в  Законе  Российской  Федерации "О банк-
    ротстве (несостоятельности) предприятий".
        3. Налогоплательщик не освобождается от ответственности за на-
    рушение налогового законодательства и в том случае, если это нару-
    шение произошло по причине небрежности,  неопытности  или  счетной
    ошибки соответствующих работников.
        Государственной налоговой инспекцией по Октябрьскому району г.
    Белгорода была проведена проверка финансово-хозяйственной деятель-
    ности  Белгородского центра НТТМ "Прогресс". В ходе проверки выяв-
    лено занижение суммы полученной НТТМ прибыли,  явившееся результа-
    том счетной ошибки.
        По распоряжению  налоговой инспекцией с центра НТТМ "Прогресс"
    в бесспорном порядке было взыскано в доход бюджета  49300  рублей,
    составляющих сумму заниженной прибыли, и штраф в том же размере.
        Ссылаясь на отсутствие умысла в нарушении порядка уплаты нало-
    га, центр НТТМ обратился в Белгородский областной  арбитражный суд
    с требованием о возврате списанной налоговой инспекцией суммы.
        При принятии решения арбитражный суд исходил из того, что при-
    менение предусмотренной действующим законодательством  ответствен-
    ности налогоплательщика  в  виде взыскания всей суммы сокрытой или
    заниженной  прибыли и штрафа в  размере той же суммы не ставится в
    зависимость от того,  имелся ли в действиях соответствующих работ-
    ников организации-налогоплательщика умысел или нарушение  допущено
    вследствие их небрежности, неопытности или счетной ошибки.
        Учитывая это,  арбитражный суд правомерно отказал  центру НТТМ
    "Прогресс" в удовлетворении исковых требований.
        4. Обжалование действий должностных лиц налоговых инспекций по
    принципу подчиненности не лишает предприятия права на защиту своих
    имущественных интересов в судебном порядке.
        РТО "Продтовары" обратилось в Хабаровский краевой  арбитражный
    суд с  иском  о взыскании с государственной налоговой инспекции по
    г. Комсомольску 1914 рублей,  взысканных в бюджет в бесспорном по-
    рядке по результатам проведенной инспекцией проверки.
        Ответчик исковые требования не признал, считая данный спор не-
    подведомственным арбитражному  суду в силу ст.  14 Закона РСФСР "О
    государственной налоговой службе РСФСР".  Согласно  данной  статье
    жалобы предприятий любой организационно правовой формы на действия
    должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в  те
    государственные налоговые  инспекции,  которым они непосредственно
    подчиняются.
        Однако, установленный   данным   Законом  порядок  обжалования
    действий должностных лиц налоговых инспекций по принципу подчинен-
    ности не  лишает  предприятие права  на защиту своих имущественных
    интересов в порядке, предусмотренном законодательством о собствен-
    ности.
        В соответствие с п. 4.  ст.  8 Закона РСФСР "О собственности в
    РСФСР" при  несогласии с решением о бесспорном списании платежей в
    бюджет лицо вправе обратиться с иском в суд или  арбитражный  суд.
    Такое право  налогоплательщика  основано  также  на ст.  20 Закона
    РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" в редак-
    ции Закона от 24.06.92 и ст.  22 Арбитражного      процессуального
    кодекса Российской Федерации.
        Поэтому Хабаровский  краевой арбитражный суд правомерно принял
    иск к своему производству и рассмотрел его по существу.
        5. Взыскание   сумм,  полученных предприятием в результате со-
    вершения     внеуставной сделки,  не может производится налоговыми
    инспекциями  в бесспорном порядке.
        Государственная налоговая инспекция  при  проведении  проверки
    предприятия сочла одну из совершенных предприятием сделок неустав-
    ной и полученный от этой сделки доход взыскала в бесспорном поряд-
    ке в бюджет.
        Не согласившись с произведенным взысканием,  предприятие обра-
    тилось в арбитражный суд с требованием о возврате списанной суммы.
        При рассмотрении иска  арбитражным судом принято  во  внимание
    то обстоятельство,  что согласно п.  9 ст. 7 Закона РСФСР "О Госу-
    дарственной налоговой службе РСФСР" и п. 1 ст. 13 Закона РСФСР "Об
    основах налоговой   системы   в  Российской  Федерации"  налоговым
    инспекциям предоставлено право  взыскивать  с  юридических  лиц  в
    бесспорном порядке  только недоимки по налогам и другим обязатель-
    ным платежам, а также  суммы штрафов и иных санкций, предусмотрен-
    ных законодательством. Во всех остальных случаях взыскание сумм  с
    юридических лиц производится только на основании решений арбитраж-
    ных судов.
        Поэтому в данном случае, считая сделку неуставной и противоре-
    чащей интересам  государства  или  общества,  налоговая  инспекция
    вправе была предъявить в арбитражный суд иск о взыскании сумм, по-
    лученных по этой сделке, в доход бюджета.
        При таких  обстоятельствах арбитражный суд правомерно удовлет-
    ворил требования заявителя о возврате незаконно списанных  с  него
    сумм.
        6. Льготы по налогу на прибыль для малых предприятий,  начиная
    с итогов деятельности за I квартал 1992 года,  применяются в соот-
    ветствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организа-
    ций".
        В практике арбитражных судов возник вопрос о том, какими зако-
    нодательными актами следует руководствоваться при разрешении  спо-
    ров, связанных с налогообложением малых предприятий.
        В 1991 году льготы для малых предприятий по налогу на  прибыль
    были установлены п.  8 ст. 6 Закона СССР "О налогах с предприятий,
    объединений и организаций" (в редакции  Закона  РСФСР  о   порядке
    применения на  территории  РСФСР в 1991 году вышеназванного Закона
    СССР).
        С 01.01.92 вступил в силу Закон РФ "О налоге на прибыль предп-
    риятий и организаций", в п. 4 ст. 7 которого установлен иной поря-
    док льготного налогообложения малых предприятий.
        При этом действие ст. 6 упомянутого выше Закона СССР на терри-
    тории России не отменено.
        Однако, согласно  п.   2   постановления   Верховного   Совета
    Российской Федерации   "О   порядке  введения  в  действие  Закона
    Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и  организа-
    ций" впредь  до приведения законодательства Российской Федерации в
    соответствие с названным Законом акты законодательства  Российской
    Федерации и  бывшего  СССР применяются в части,  не противоречащей
    указанному Закону.
        В силу  п.  1 упомянутого выше постановления Верховного Совета
    России положения,   установленные Законом РФ "О налоге на  прибыль
    предприятий и  организаций",  применяются  при расчетах с бюджетом
    начиная с итогов деятельности за 1 квартал 1992 года.  Данное пра-
    вило касается и порядка налогообложения малых предприятий.
        Следует, однако, учитывать, что в соответствии с постановлени-
    ем Верховного Совета РФ от 10.07.92 N 3257-1 "О внесении изменений
    в постановление Верховного Совета Российской Федерации по вопросам
    налогообложения" по  предприятиям   с иностранными инвестициями (в
    том числе - малыми),  занятым в сфере материального производства и
    зарегистрированным в установленном порядке до 01 января 1992 года,
    сохраняется ранее установленная льгота по освобождению их от упла-
    ты налога  на  прибыль  в  течение первых двух лет (по созданным в
    Дальневосточном экономическом районе - в течение первых трех  лет)
    с момента получения ими балансовой прибыли.
        7. Органы  государственной  власти всех уровней не вправе вво-
    дить дополнительные налоги  и  обязательные  отчисления,  не  пре-
    дусмотренные законодательством Российской Федерации.
        Решением сессии областного Совета народных  депутатов  с  1991
    года был введен местный сбор во внебюджетный фонд социальной защи-
    ты населения.  Установлено, что перечисление сбора производится за
    счет прибыли предприятий в размере от 15 до 50 руб. с одного рабо-
    тающего.
        На основании этого решения с одного из предприятий   указанный
    сбор был взыскан налоговой инспекцией в бесспорном порядке.
        Предприятие обратилось  в  арбитражный  суд с иском о возврате
    списанной суммы,  считая решение областного Совета  противоречащим
    действующему законодательству.
        Госарбитраж удовлетворил исковые требования,  приняв во внима-
    ние следующее.
        Согласно ст. 9 Закона РСФСР "О дополнительных полномочиях мес-
    тных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным от-
    ношениям"   местные Советы образуют специальные  фонды  социальной
    защиты за счет средств соответствующих  местных бюджетов и внебюд-
    жетных     фондов, в том числе добровольных пожертвований. Однако,
    права введения обязательных сборов  и отчислений в указанные фонды
    местным Советам предоставлено не было. Указанный сбор в  фонд  со-
    циальной защиты населения  не  предусмотрен  также действовавшим в
    то время Положением о местных налогах и сборах,  утвержденным Ука-
    зом Президиума Верховного Совета СССР от 11.03.88, и принятым впо-
    следствие  и вступившим в силу с 01.01.92 Законом РФ  "Об  основах
    налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 21).
        Таким образом,  решение областного Совета народных депутатов о
    введении нового  вида  местного сбора не соответствовало законода-
    тельству.
        Кроме того,  Законом  РФ  "О внесении изменений и дополнений в
    налоговую систему России", принятым 16.07.92, внесено дополнение в
    п. 2  ст.  18 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской
    Федерации". Установлено,  что органы государственной  власти  всех
    уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные от-
    числения, не предусмотренные законодательством Российской  Федера-
    ции, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых
    платежей.
        Согласно ст.  11 АПК РФ арбитражный суд,  установив в процессе
    разрешения спора  несоответствие нормативного акта государственно-
    го или иного органа законодательству, действующему  на  территории
    Российской Федерации, принимает решение на основании этого законо-
    дательства.
        8. С  1  января  1992 года органы государственной власти адми-
    нистративно-территориальных образований не могут устанавливать до-
    полнительные льготы  по налогу на прибыль,  носящие индивидуальный
    характер, а ранее установленные льготы утрачивают силу.
        В арбитражной  практике возник вопрос о правомерности установ-
    ления местными органами власти дополнительных льгот по  налогу  на
    прибыль для отдельных предприятий.
        Указом Президиума Верховного  Совета СССР "О подоходном налоге
    с кооперативов", Законом СССР "О налогах  с предприятий, объедине-
    ний и организаций" и Законом РСФСР о порядке применения на  терри-
    тории   РСФСР в  1991  году  вышеназванного  Закона СССР,  местным
    органам  власти было предоставлено право устанавливать предприятия
    дополнительные льготы  по налогу на прибыль в виде освобождения от
    уплаты  налога на определенный срок или понижения  ставки  налога.
    Однако, такие льготы  могли  быть установлены лишь в пределах сумм
    налога, подлежавших зачислению в местный бюджет.
        Вместе с тем в настоящее время в соответствии с п. 9 ст. 7 За-
    кона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций",  вступив-
    шего в  силу  с 1 января 1992 года,  органы государственной власти
    административно-территориальных образований  могут   устанавливать
    дополнительные льготы  по  налогу в пределах сумм налоговых плате-
    жей, направляемых в их бюджеты,  только  для  отдельных  категорий
    плательщиков. Ранее  установленные льготы для конкретных предприя-
    тий, носящие индивидуальный характер, с 1 января 1992 года утрачи-
    вают силу как противоречащие названному Закону.
        Кроме того,  Законом РФ "О внесении изменений и  дополнений  в
    налоговую    систему России", вступившим в силу с 01.07.92 внесено
    дополнение  в ст.  10 Закона  РФ  "Об  основах  налоговой  системы
    в Российской Федерации", которым установлен  прямой запрет на пре-
    доставление местным органам государственной      власти  налоговых
    льгот, носящих индивидуальный характер.

                          Отдел обобщения судебно-арбитражной практики


-------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz