ОТМЕНЕН
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 08.01.98 г. N 6-ФЗ
19 ноября 1992 года N 3929-1
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящий Закон определяет условия и порядок объявления предп-
риятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного про-
изводства, устанавливает очередность удовлетворения требований
кредиторов.
Закон создает правовую основу для принудительной или добро-
вольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение
реорганизационных процедур экономически не целесообразно или они
не дали положительного результата.
Понятия, используемые в целях настоящего Закона:
активы - имущество предприятия, в состав которого входят
основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематери-
альные активы), оборотные средства, финансовые активы;
пассивы - обязательства (за исключением субвенций, дотаций,
собственных средств и других источников) предприятия, состоящие из
заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолжен-
ность;
арбитражный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом,
которому передаются функции внешнего управления имуществом должни-
ка;
внешнее управление имуществом должника - реорганизационная
процедура, направленная на продолжение деятельности предприя-
тия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должни-
ка, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и
осуществляемая на основании передачи функций по управлению предп-
риятием-должником арбитражному управляющему;
добровольная ликвидация предприятия-должника - внесудебная
процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая
по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем
кредиторов;
должник, предприятие-должник - предприятие, которое не выпол-
няет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства
перед кредиторами;
конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть
обращено взыскание в процессе конкурсного производства;
конкурсное производство - процедура, направленная на принуди-
тельную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия,
в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы
между кредиторами;
конкурсный кредитор - физическое или юридическое лицо, имеющее
имущественные требования к должнику и не являющееся носителем за-
логовых прав;
конкурсный управляющий - лицо, осуществляющее конкурсное про-
изводство;
мировое соглашение - процедура достижения договоренности между
должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки
причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов;
недобросовестное удовлетворение требований кредиторов - удов-
летворение требований отдельных кредиторов в ущерб интересам
остальных кредиторов;
неудовлетворительная структура баланса - такое состояние иму-
щества и обязательств должника, когда за счет имущества не может
быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед креди-
торами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества
должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна об-
щей сумме обязательств должника или превышать ее;
предприятие - занимающееся предпринимательской деятельностью
юридическое лицо, или не образующие юридического лица предпринима-
тели, или гражданин-предприниматель;
принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура
ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению
арбитражного суда;
реорганизационные процедуры - процедуры, направленные на под-
держание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью
предотвращения его ликвидации;
санация (оздоровление предприятия-должника) - реорганизацион-
ная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредито-
ром (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь
предприятию-должнику;
умышленное банкротство - преднамеренное создание или увеличе-
ние руководителем или собственником предприятия его неплате-
жеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах
или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел;
фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприяти-
ем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кре-
диторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитаю-
щихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Статья 2. Типы применяемые к должнику процедур
Статья 3. Подведомственность дел о несостоятельности
(банкротстве)
Раздел II. Рассмотрение дела о несостоятельности
(банкротстве) предприятия в арбитражном суде
Статья 4. Основание для возбуждения производства по делу
Статья 5. Заявление должника в арбитражный суд
Статья 6. Извещение, направляемое кредитором должнику,
и заявление кредитора в арбитражный суд
Статья 7. Заявление прокурора в арбитражный суд
Статья 8. Возбуждение производства по делу
Статья 9. Коллегиальность рассмотрения дел арбитражным судом
Статья 10. Решение и определение арбитражного суда
Статья 11. Особенности рассмотрения дел о банках
Раздел III. Реорганизационные процедуры
Статья 12. Внешнее управление имуществом должника
Статья 13. Санация
Статья 14. Особенности реорганизационных процедур для
предприятий, в имуществе которых имеется вклад
государства или местного Совета народных депутатов,
а также получающих дотации из бюджетов соответствующих уровней
Раздел IV. Принудительная ликвидация предприятия-
должника по решению арбитражного суда.
Конкурсное производство
Статья 15. Цель конкурсного производства
Статья 16. Решение о принудительной ликвидации
предприятия-должника
Статья 17. Объявление о несостоятельности
(банкротстве) предприятия
Статья 18. Последствия открытия конкурсного
производства для должника
Статья 19. Функции арбитражного суда
в конкурсном производстве
Статья 20. Участники конкурсного производства
Статья 21. Конкурсный управляющий
Статья 22. Вознаграждение конкурсного управляющего
Статья 23. Собрание кредиторов
Статья 24. Последствия открытия конкурсного
производства для руководителя предприятия-должника
Статья 25. Права представителя трудового
коллектива предприятия-должника
Статья 26. Оценка активов должника и
определение размера его долга
Статья 27. Признание претензий кредиторов
Статья 28. Признание недействительными действий должника,
совершенных до признания его несостоятельным (банкротом)
Статья 29. Погашение долговых обязательств
должника, обеспеченных залогом
Статья 30. Порядок распределения конкурсной массы
Статья 31. Обжалование решения конкурсного управляющего
Статья 32. Решение о продаже имущества должника
Статья 33. Информация о продаже имущества должника
Статья 34. Продажа имущества должника
Статья 35. Удовлетворение требований кредиторов
Статья 36. Освобождение должника от долгов
Статья 37. Отчет конкурсного управляющего
Статья 38. Ликвидация предприятия-должника
Раздел V. Мировое соглашение
Статья 39. Сроки заключения мирового соглашения
Статья 40. Условия заключения мирового соглашения
Статья 41. Заключение мирового соглашения
и вступление его в силу
Статья 42. Рассмотрение мирового соглашения
в арбитражном суде
Статья 43. Недействительность мирового
соглашения или его расторжение
Раздел VI. Неправомерные действия должника, собственника
предприятия-должника, кредитора и иных лиц
Статья 44. Неправомерные действия
Статья 45. Неправомерные действия должника или
собственника предприятия-должника до открытия
конкурсного производства
Статья 46. Неправомерные действия должника или
собственника предприятия-должника после открытия
конкурсного производства
Статья 47. Неправомерные действия кредитора и иных лиц
Статья 48. Последствия совершения неправомерных действий
Раздел VII. Внесудебные процедуры
Статья 49. Внесудебные процедуры
Статья 50. Результаты внесудебных процедур
Статья 51. Добровольная ликвидация предприятия-
должника под контролем кредиторов
______________________________________________________________________________
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается
неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате това-
ров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обя-
зательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетвори-
тельной структурой баланса должника.
Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия
является приостановление его текущих платежей, если предприятие не
обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требо-
ваний кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков
их исполнения.
Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей
место после признания факта несостоятельности арбитражным судом
или после официального объявления о ней должником при его добро-
вольной ликвидации.
Статья 2. Типы применяемые к должнику процедур
1. В соответствии с настоящим Законом в отношении должника
применяются следующие процедуры:
реорганизационные;
ликвидационные;
мировое соглашение.
2. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление
имуществом должника и санацию.
3. К ликвидационным процедурам относятся:
принудительная ликвидация предприятия-должника по решению ар-
битражного суда;
добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под конт-
ролем кредиторов.
Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе кон-
курсного производства.
Статья 3. Подведомственность дел о несостоятельности
(банкротстве)
1. Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия рассмат-
риваются Высшим арбитражным судом республики в составе Российской
Федерации, краевым, областным, городским арбитражным судом, арбит-
ражным судом автономной области, автономного округа по месту на-
хождения предприятия-должника, указанному в его учредительных до-
кументах.
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предпри-
ятий производится арбитражным судом в порядке, установленном
настоящим Законом, а по вопросам, не урегулированным настоящим За-
коном, - в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации.
3. Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий рассмат-
риваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокуп-
ности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты
труда, установленных законом.
Раздел II. Рассмотрение дела о несостоятельности
(банкротстве) предприятия в арбитражном суде
Статья 4. Основание для возбуждения производства по делу
Основанием для возбуждения производства по делу о несостоя-
тельности (банкротстве) предприятия является заявление должника
или кредитора (кредиторов), а также прокурора.
Статья 5. Заявление должника в арбитражный суд
1. Заявление должника о возбуждении производства по делу о
несостоятельности (банкротстве) предприятия подается на основании
решения собственника предприятия-должника, или органа, уполномо-
ченного управлять имуществом должника, или руководящего органа
предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с
учредительными документами.
Заявление должника подается в письменной форме и подписывается
руководителем предприятия-должника либо лицом, его заменяющим. В
заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего уп-
равления имуществом должника или санации.
2. Заявление должника должно содержать кроме данных, пре-
дусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Феде-
рации, сумму требований, которые не могут быть удовлетворены, све-
дения о форме собственности и субъекте собственности, причины, по
которым должник считает невозможным выполнить свои обязательства,
другие необходимые сведения. Заявление может быть подано в предви-
дении несостоятельности (банкротства) предприятия.
3. К заявлению должника прилагаются список его кредиторов и
должников с расшифровкой их дебиторской и кредиторской задолжен-
ности, бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские до-
кументы.
4. Копия заявления с приложениями, указанными в пункте 3
настоящей статьи, направляется должником кредиторам.
5. В случае непредставления должником в течение 15 дней со дня
подачи заявления бухгалтерского баланса либо заменяющих его бух-
галтерских документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, ар-
битражный суд поручает составление и представление бухгалтерского
баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов независимому
аудитору за счет должника. За непредставление указанных документов
на руководителя предприятия-должника может быть наложен в адми-
нистративном порядке штраф в размере до десяти минимальных разме-
ров оплаты труда, сумма которого направляется на увеличение кон-
курсной массы. Сумму, подлежащую выплате аудитору, должник вносит
вперед на депозитный счет арбитражного суда.
Если должник не внесет необходимую сумму, причитающуюся ауди-
тору, сумма выплачивается с депозитного счета арбитражного суда с
последующим возмещением из имущества должника.
6. Заявление, поданное должником, не может быть им отозвано.
Арбитражный суд рассматривает дело по существу.
7. Информация, полученная от должника арбитражным судом в про-
цессе рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) предпри-
ятия, не подлежит разглашению в какой бы то ни было форме до при-
нятия решения о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
Статья 6. Извещение, направляемое кредитором должнику,
и заявление кредитора в арбитражный суд
1. В случае невыполнения должником обязательств по оплате то-
варов (работ, услуг), кроме отказа от оплаты по основаниям, пре-
дусмотренным законодательством или договором, по истечении трех
месяцев со дня наступления сроков исполнения указанных обяза-
тельств кредитор вправе направить должнику заказной почтой извеще-
ние с уведомлением о вручении. В извещении должны содержаться тре-
бования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить
свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их
невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в ар-
битражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о
несостоятельности (банкротстве) предприятия. При получении уведом-
ления о вручении извещения должнику, но не ранее установленного в
нем срока, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявле-
нием о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банк-
ротстве) предприятия. В заявлении может содержаться ходатайство о
проведении внешнего управления имуществом должника или санации.
2. Заявление кредитора представляется в письменной форме. К
нему прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику,
которые не были удовлетворены в течение срока, указанного в статье
1 настоящего Закона, а также уведомление о вручении извещения
должнику и подтверждение направления ему копии заявления с прило-
жениями.
3. Кредитор обязан направить должнику копию заявления с прило-
жениями.
4. Заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения
арбитражным судом производства по делу.
Статья 7. Заявление прокурора в арбитражный суд
1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о
возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве)
предприятия в случае обнаружения им признаков умышленного или фик-
тивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законода-
тельными актами Российской Федерации.
2. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения
арбитражным судом производства по делу.
Статья 8. Возбуждение производства по делу
На основании заявления должника, кредитора или прокурора судья
арбитражного суда возбуждает производство по делу о несостоятель-
ности (банкротстве) предприятия, о чем выносит определение, кото-
рое направляется должнику, кредитору (кредиторам) и прокурору, а
также трудовому коллективу предприятия-должника в лице органа,
подписавшего коллективный договор.
Статья 9. Коллегиальность рассмотрения дел арбитражным судом
Арбитражный суд рассматривает дела о несостоятельности (банк-
ротстве) предприятий в составе трех судей.
Статья 10. Решение и определение арбитражного суда
1. На заседание арбитражного суда приглашаются лица, участвую-
щие в деле, в том числе должник, собственник предприятия-должника,
орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным
имуществом (в случае участия государства или местного Совета на-
родных депутатов в имуществе должника), финансовый орган по месту
регистрации должника, банк (банки), осуществляющий (осуществляю-
щие) расчетное и кредитное обслуживание должника, известные арбит-
ражному суду кредиторы, а также представитель трудового коллектива
предприятия-должника, который избирается на общем собрании (конфе-
ренции) трудового коллектива.
2. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает
соответствующее решение:
о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии
конкурсного производства;
об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного
разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и
требования кредиторов могут быть удовлетворены.
3. При наличии ходатайства о проведении реорганизационных про-
цедур и оснований для их проведения, предусмотренных в пункте 2
статьи 12 и в пункте 2 статьи 13 настоящего Закона, арбитражный
суд выносит определение о приостановлении производства по делу о
несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего
управления имуществом должника или санации.
Статья 11. Особенности рассмотрения дел о банках
Коммерческий банк или иное кредитное учреждение, их кредиторы,
а также прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением
о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банк-
ротстве) коммерческого банка или иного кредитного учреждения толь-
ко после отзыва его лицензии на совершение банковских операций
Центральным банком Российской Федерации.
Раздел III. Реорганизационные процедуры
Статья 12. Внешнее управление имуществом должника
1. Ходатайство о проведении внешнего управления имуществом
должника может быть подано должником, собственником предприя-
тия-должника, кредитором с соблюдением требований к оформлению за-
явлений, установленных в статьях 5 и 6 настоящего Закона, в арбит-
ражный суд до принятия им соответствующего решения. В ходатайстве
должны содержаться обоснование необходимости и целесообразности
проведения указанной процедуры, предложение по кандидатуре арбит-
ражного управляющего. К ходатайству прилагается письменное сог-
ласие кандидата на проведение внешнего управления имуществом долж-
ника.
К ходатайству, подаваемому должником, прилагается бухгал-
терский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы на
последнюю отчетную дату, а в том случае, если наступила новая от-
четная дата, - новый бухгалтерский баланс либо новые заменяющие
его бухгалтерские документы.
2. Основанием для назначения внешнего управления имуществом
должника является наличие реальной возможности восстановить плате-
жеспособность предприятия-должника с целью продолжения его дея-
тельности путем реализации части его имущества и осуществления
других организационных и экономических мероприятий.
Продолжительность проведения внешнего управления имуществом
должника не должна превышать 18 месяцев.
3. На период проведения внешнего управления имуществом должни-
ка вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к
должнику.
4. При назначении внешнего управления имуществом должника ар-
битражный суд назначает арбитражного управляющего. Должник и кре-
диторы вправе предложить свои кандидатуры арбитражного управляюще-
го. При наличии нескольких кандидатур арбитражный управляющий наз-
начается на конкурсной основе.
Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или
юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не
иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может
быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кре-
дитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию
о своих доходах и имущественном состоянии.
5. Размер вознаграждения арбитражному управляющему определя-
ется собранием (комитетом) кредиторов и утверждается арбитражным
судом. Вознаграждение арбитражному управляющему выплачивается из
имущества должника, кроме случаев, предусмотренных в абзаце 3
настоящего пункта.
Вознаграждение арбитражному управляющему выплачивается в оче-
редности, установленной в статье 30 настоящего Закона. Арбитражный
суд производит авансовые выплаты вознаграждения арбитражному уп-
равляющему из средств, внесенных заранее на депозитный счет арбит-
ражного суда, в пределах сумм, поступивших на этот счет, с после-
дующим возмещением из имущества должника.
В случае, если ходатайство о проведении внешнего управления
имуществом должника подано собственником предприятия-должника или
кредиторами, а в последующем арбитражный суд принимает решение о
прекращении внешнего управления имуществом должника или выносит
определение о назначении нового арбитражного управляющего согласно
пункту 8 настоящей статьи, выплата вознаграждения или его части
арбитражному управляющему может быть отнесена на счет стороны, по-
давшей ходатайство о проведении внешнего управления имуществом
должника.
6. Арбитражный управляющий:
руководит предприятием-должником, имеет права и исполняет обя-
занности, предоставленные законодательными актами Российской Феде-
рации руководителю предприятия;
отстраняет при необходимости руководителя от выполнения обя-
занностей по управлению предприятием-должником, принимает на рабо-
ту и увольняет работников в соответствии с законодательством о
труде;
распоряжается имуществом должника;
созывает собрание (комитет) кредиторов;
разрабатывает план проведения внешнего управления имуществом
должника и организует его выполнение;
выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.
7. Собрание кредиторов:
может образовать комитет кредиторов и определить его функции,
при этом комитет кредиторов имеет право требовать от арбитражного
управляющего предоставление соответствующей информации и объясне-
ний;
утверждает план проведения внешнего управления имуществом
должника;
определяет размер вознаграждения арбитражному управляющему,
который подлежит утверждению арбитражным судом;
определяет предприятие (предприятия), на которое (которые)
возлагается обязанность внести денежные средства на депозитный
счет арбитражного суда в случаях, предусмотренных настоящим Зако-
ном;
выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.
Собрание созывается по предложению кредиторов, сумма требова-
ний которых составляет не менее одной трети от размера обяза-
тельств должника.
На собрание кредиторов приглашается представитель трудового
коллектива предприятия-должника.
8. Арбитражный управляющий не позднее чем в трехмесячный срок
со дня своего назначения созывает собрание кредиторов для утверж-
дения плана проведения внешнего управления имуществом должника.
Проект плана предварительно направляется арбитражным управляющим
участникам собрания. О решении собрания кредиторов арбитражный уп-
равляющий уведомляет арбитражный суд. В случае, если собрание кре-
диторов не одобряет (большинством в две трети от суммы требований
кредиторов) план проведения внешнего управления имуществом должни-
ка, предложенный арбитражным управляющим, арбитражный суд может
вынести определение об отмене внешнего управления имуществом долж-
ника или оставить его в силе, назначив нового арбитражного управ-
ляющего.
При проведении внешнего управления имуществом должника объек-
ты, указанные в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона, не могут
быть ликвидированы без уведомления органов местного самоуправления
и органов государственной власти, которые принимают эти объекты на
свой баланс с сообщением об этом арбитражному управляющему не
позднее чем через месяц после получения ими уведомления от арбит-
ражного управляющего.
9. Собрание кредиторов вправе вносить изменения в утвержденный
план проведения внешнего управления имуществом должника и предло-
жения по его реализации, которые после утверждения их арбитражным
судом должны приниматься арбитражным управляющим к исполнению.
10. Собственник предприятия-должника или любой из кредиторов,
считающий, что план проведения внешнего управления имуществом
должника либо действия (бездействие) арбитражного управляющего на-
носят ущерб его интересам, может обратиться в арбитражный суд с
заявлением о пересмотре этого плана. Заявление рассматривается ар-
битражным судом в течение месяца, и по результатам рассмотрения
выносится определение.
11. Арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд с за-
явлением о завершении внешнего управления имуществом должника в
случаях:
если цель внешнего управления имуществом должника, предусмот-
ренная в пункте 2 настоящей статьи, достигнута;
если он убедился, что достижение этой цели невозможно.
В зависимости от результатов проведения внешнего управления
имуществом должника и характера заявления арбитражного управляюще-
го арбитражный суд может:
принять решение о прекращении внешнего управления имуществом
должника, признании должника несостоятельным (банкротом) и об отк-
рытии конкурсного производства;
вынести определение о завершении внешнего управления имущест-
вом должника и прекращении производства по делу о несостоятель-
ности (банкротстве) предприятия;
вынести определение о продолжении проведения внешнего управле-
ния имуществом должника в пределах срока, установленного в пункте
2 настоящей статьи.
Статья 13. Санация
1. Ходатайство о проведении санации может быть подано должни-
ком, собственником предприятия-должника, кредитором с соблюдением
требований к оформлению заявлений, установленных в статьях 5 и 6
настоящего Закона, в арбитражный суд до принятия им решения по де-
лу.
В тех случаях, когда лица, желающие участвовать в проведении
санации, определены до вынесения арбитражным судом определения по
ходатайству о проведении этой процедуры, в арбитражный суд
представляются список этих лиц, сведения о них, включая сведения о
характере их имущественных отношений с должником, а также их пись-
менное согласие на участие в проведении санации.
Преимущественное право на участие в проведении санации имеют
собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового кол-
лектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие
в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены
трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участ-
вуют в санации.
2. Основанием для проведения санации является наличие реальной
возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника
для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию
финансовой помощи собственником и иными лицами.
3. В случае, если в течение 36 месяцев повторно подано заявле-
ние о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банк-
ротстве) предприятия, арбитражный суд не вправе выносить определе-
ние о проведении санации.
4. В случае удовлетворения ходатайства о санации арбитражный
суд с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов объ-
являет конкурс желающих принять участие в санации. В обязательном
порядке конкурс объявляется в том случае, если к моменту вынесения
арбитражным судом определения о проведении санации собственник
предприятия-должника и члены трудового коллектива не воспользова-
лись своим преимущественным правом на участие в проведении сана-
ции. Объявление о проведении конкурса публикуется должником в
"Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" за свой
счет.
К участию в конкурсе допускаются юридические, в том числе и
иностранные, физические лица, а также члены трудового коллектива
предприятия-должника.
Заявление на участие в конкурсе подается в арбитражный суд,
объявивший конкурс, в течение месяца со дня опубликования объявле-
ния о проведении конкурса.
5. Если по истечении срока подачи заявлений на участие в кон-
курсе выразивших желание участвовать в санации не окажется, арбит-
ражный суд выносит определение об отмене проведения санации и при-
нимает одно из решений, предусмотренных в статье 10 настоящего За-
кона.
6. Не позднее десяти дней по истечении срока подачи заявлений
на участие в конкурсе, а в тех случаях, когда конкурс не объяв-
лялся, - не позднее десяти дней после вынесения определения о наз-
начении санации арбитражный суд рассматривает кандидатуры лиц, вы-
разивших желание участвовать в санации, и определяет лиц, допущен-
ных к участию в ней, о чем выносит определение.
7. В семидневный срок со дня вынесения определения, указанно-
го в пункте 5 настоящей статьи, участники санации обязаны провести
собрание, на котором они должны выработать соглашение. В соглаше-
нии должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение
требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указыва-
ются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с
участниками санации распределение между ними ответственности перед
кредиторами, ответственность одного или нескольких участников са-
нации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а
также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым
предусмотреть.
По истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлет-
ворено не менее 40 процентов от общей суммы требований кредиторов.
Удовлетворение требований кредиторов производится в очеред-
ности, установленной в статье 30 настоящего Закона.
В соглашении не может предусматриваться передача должником
основных средств участникам санации.
Участники санации обязаны выполнить принятые обязательства пе-
ред кредиторами в полном объеме и несут за их выполнение солидар-
ную ответственность, если соглашением не предусмотрено иное.
Соглашение передается в арбитражный суд в течение десяти дней
с момента подписания.
8. На основании представленного соглашения арбитражный суд вы-
носит определение о начале проведения санации в порядке и на усло-
виях, определенных в соглашении, и осуществляет контроль за ее
проведением.
9. Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев.
Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за иск-
лючением случаев санации государственных или муниципальных предп-
риятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на шесть
месяцев.
10. В процессе проведения санации собственник предприя-
тия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива
предприятия-должника могут обратиться в арбитражный суд с заявле-
нием о неэффективном проведении санации или о действиях участников
санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприя-
тия-должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива
предприятия-должника. Арбитражный суд рассматривает такие заявле-
ния и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прек-
ращении санации.
11. Санация может быть прекращена в связи с окончанием уста-
новленного срока ее проведения, невыполнением требований, пре-
дусмотренных в абзаце 2 пункта 7 настоящей статьи, а также в связи
с установленной неэффективностью санации.
В случае прекращения санации арбитражный суд принимает решение
о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии
конкурсного производства.
12. Достижение цели санации дает основание арбитражному суду
для вынесения определения о ее завершении и прекращении произ-
водства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При
этом сохраняются все права участников санации, установленные в
соглашении о санации.
Статья 14. Особенности реорганизационных процедур для
предприятий, в имуществе которых имеется вклад
государства или местного Совета народных депутатов,
а также получающих дотации из бюджетов соответствующих уровней
В трехдневный срок со дня возбуждения производства по делу о
несостоятельности (банкротстве) предприятия должник уведомляет об
этом:
орган, уполномоченный государством или местным Советом народ-
ных депутатов управлять имуществом предприятия, в котором вклад
государства или местных Советов народных депутатов составляет не
менее 50 процентов;
финансовые органы соответствующих уровней - в отношении предп-
риятий, получающих дотации из бюджетов соответствующих уровней.
Орган, уполномоченный государством или местным Советом народ-
ных депутатов управлять имуществом предприятия, или финансовый ор-
ган соответствующего уровня в 15-дневный срок со дня получения
уведомления представляет в арбитражный суд свои предложения.
В случае, если орган, уполномоченный государством или местным
Советом народных депутатов управлять имуществом должника, или фи-
нансовый орган соответствующего уровня вносит предложение о прове-
дении санации или о предоставлении предприятию дополнительной до-
тации из соответствующего бюджета, он обязан гарантировать удов-
летворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение
арбитражных расходов.
В обязательном порядке предоставляются дотации предприятию,
для которого в соответствии с законодательством установлены усло-
вия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на про-
изводство товаров (работ, услуг). Эти дотации должны возместить
убытки, понесенные предприятием в результате работы в таких усло-
виях.
Гарантии органа, уполномоченного государством или местным Со-
ветом народных депутатов управлять имуществом предприятия, или фи-
нансового органа соответствующего уровня являются основанием для
приостановления арбитражным судом производства по делу о несостоя-
тельности (банкротстве) предприятия.
В случае отказа органа, уполномоченного государством или мест-
ным Советом народных депутатов управлять имуществом предприятия,
от проведения санации или финансового органа соответствующего
уровня от предоставления дотации арбитражный суд принимает одно из
решений в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
Раздел IV. Принудительная ликвидация предприятия-
должника по решению арбитражного суда.
Конкурсное производство
Статья 15. Цель конкурсного производства
Конкурсное производство осуществляется с целью соразмерного
удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свобод-
ным от долгов, а также с целью охраны сторон от неправомерных
действий в отношении друг друга.
Статья 16. Решение о принудительной ликвидации
предприятия-должника
Арбитражный суд, признав должника несостоятельным (банкротом),
принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии
конкурсного производства.
Об открытии конкурсного производства арбитражный суд уведомля-
ет:
трудовой коллектив предприятия-должника;
соответствующие органы местного самоуправления;
местные финансовые органы;
банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника.
Статья 17. Объявление о несостоятельности
(банкротстве) предприятия
Решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и от-
крытии конкурсного производства публикуется в "Вестнике Высшего
арбитражного суда Российской Федерации" за счет средств, пере-
численных на депозитный счет арбитражного суда.
Публикация должна содержать:
наименование арбитражного суда, в производстве которого нахо-
дится дело;
наименование и указание на местонахождение предприятия-должни-
ка;
дату принятия арбитражным судом решения, на основании которого
открывается конкурсное производство;
обращение к кредиторам с предложением предъявить имеющиеся у
них претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации;
иные существенные обстоятельства.
Статья 18. Последствия открытия конкурсного
производства для должника
С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и
принятия решения об открытии конкурсного производства:
запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника
(кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кре-
диторов), погашение его обязательств. При этом платежи кредито-
рам-залогодержателям, а также платежи, предусмотренные в пункте 1
статьи 30 настоящего Закона, не приостанавливаются;
сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются
наступившими;
прекращается начисление пени и процентов по всем видам задол-
женности предприятия-должника.
Все претензии имущественного характера с этого момента могут
быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства.
Статья 19. Функции арбитражного суда
в конкурсном производстве
Арбитражный суд:
открывает и закрывает конкурсное производство;
назначает конкурсного управляющего;
выносит определение об отстранении руководителя от выполнения
обязанностей по управлению предприятием-должником;
принимает решения о правомерности действий участников кон-
курсного производства в случаях, предусмотренных в настоящем Зако-
не.
Статья 20. Участники конкурсного производства
Участниками конкурсного производства являются конкурсный уп-
равляющий, собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового
коллектива и другие заинтересованные лица.
Статья 21. Конкурсный управляющий
1. Конкурсный управляющий:
приобретает право распоряжения имуществом должника;
осуществляет анализ финансового состояния должника, изучает
обоснованность требований кредиторов, признает или отклоняет их;
формирует конкурсную массу, в том числе проводит работу по
взиманию дебиторской задолженности;
представляет в арбитражный суд и кредиторам необходимую инфор-
мацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент
открытия конкурсного производства;
выполняет функции управления предприятием-должником;
имеет право оспаривать в арбитражном суде сделки должника,
заключенные им в течение последних шести месяцев, предшествующих
возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве)
предприятия;
формирует состав ликвидационной комиссии и руководит ее рабо-
той;
созывает собрание кредиторов.
2. Кандидатура конкурсного управляющего должна отвечать требо-
ваниям, установленным в пункте 4 статьи 12 настоящего Закона.
3. Конкурсный управляющий имеет право обжаловать в арбитражный
суд решения собрания (комитета) кредиторов, принятые с нарушением
компетенции собрания (комитета) либо ограничивающие полномочия
конкурсного управляющего.
Статья 22. Вознаграждение конкурсного управляющего
Размер вознаграждения конкурсного управляющего определяется
собранием (комитетом) кредиторов и утверждается арбитражным судом.
Вознаграждение конкурсному управляющему выплачивается в оче-
редности, установленной в статье 30 настоящего Закона.
Арбитражный суд производит авансовые выплаты вознаграждения
конкурсному управляющему из средств, внесенных заранее на депозит-
ный счет арбитражного суда в пределах сумм, поступивших на этот
счет, с последующим возмещением из конкурсной массы.
Статья 23. Собрание кредиторов
1. Право участвовать в собрании кредиторов имеют кредиторы,
конкурсный управляющий, представитель трудового коллектива предп-
риятия-должника и должник. Право принятия решения имеют только
конкурсные кредиторы.
2. Собрание кредиторов:
может образовать комитет кредиторов и определить его функции;
выдвигает кандидатуру конкурсного управляющего;
дает разрешение конкурсному управляющему на совершение отдель-
ных сделок, связанных с отчуждением имущества должника;
решает вопрос о начале продажи, форме продажи, а также о на-
чальной цене имущества предприятия-должника;
определяет размер вознаграждения конкурсному управляющему;
определяет предприятие или предприятия, на которые возлагается
обязанность внести денежные средства на депозитный счет арбитраж-
ного суда в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
может принять решение о заключении мирового соглашения;
осуществляет контроль за действиями конкурсного управляющего.
3. Собрание кредиторов является правомочным, если на нем
представлены кредиторы с правом голоса, сумма требований которых
составляет не менее 50 процентов от общей суммы не обеспеченных
залогом обязательств. Любой из кредиторов может быть представлен
на собрании доверенным лицом.
Конкурсный кредитор имеет право голоса на собрании кредиторов,
если он является держателем признанных требований к должнику.
В случае, если собрание кредиторов не предложило кандидатуры
конкурсного управляющего, он назначается арбитражным судом из
списка кандидатур конкурсных управляющих, утвержденного в установ-
ленном порядке.
Статья 24. Последствия открытия конкурсного
производства для руководителя предприятия-должника
С момента открытия конкурсного производства руководитель
предприятия-должника отстраняется от должности, а его права и обя-
занности переходят к конкурсному управляющему.
Статья 25. Права представителя трудового
коллектива предприятия-должника
Представитель трудового коллектива предприятия-должника, наде-
ленный полномочиями общим собранием (конференцией) членов трудово-
го коллектива, имеет право участвовать в рассмотрении дела о
несостоятельности (банкротстве) предприятия, осуществлять совмест-
но с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к
обязательствам должника перед работниками предприятия-должника,
осуществлять проверку документов, представленных в обоснование
несостоятельности (банкротства).
Статья 26. Оценка активов должника и
определение размера его долга
1. Все имущество (активы) должника, указанное в бухгалтерском
балансе либо заменяющих его бухгалтерских документах, образует
основу для формирования конкурсной массы. В конкурсную массу вклю-
чаются объекты социально-коммунальной сферы, находящиеся на ба-
лансе должника, за исключением жилищного фонда, детских дошкольных
учреждений и отдельных жизненно важных для данного региона объек-
тов производственной и коммунальной инфраструктуры, которые должны
быть приняты на баланс соответствующих органов местного самоуправ-
ления или органов государственной власти, если иное не предусмот-
рено законодательством Российской Федерации.
2. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий с
помощью привлеченных экспертов проводит инвентаризацию и оценку
имущества (активов) должника и его обязательств (пассивов). Размер
вознаграждения экспертам определяется арбитражным судом в порядке,
устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации.
3. Оценка имущества (активов) должника, составляющего кон-
курсную массу, производится в порядке, устанавливаемом законода-
тельством Российской Федерации.
4. В конкурсную массу не включается имущество (активы), являю-
щееся предметом залога.
5. В конкурсную массу не включается имущество, не принадлежа-
щее должнику на праве собственности (полного хозяйственного веде-
ния), в том числе:
арендованное должником имущество;
имущество, находящееся на ответственном хранении у должника;
личное имущество работников предприятия-должника, за исключе-
нием имущества, на которое в соответствии с законодательством или
учредительными документами предприятия может быть обращено взыска-
ние по обязательствам должника.
Статья 27. Признание претензий кредиторов
Конкурсный управляющий после истечения срока предъявления пре-
тензий кредиторами к должнику, указанного в абзаце 5 части второй
статьи 17 настоящего Закона, анализирует все обязательства предп-
риятия-должника независимо от поступления претензий от кредиторов,
составляет список признанных и отклоненных претензий с указанием
сумм признанных претензий и очередности их удовлетворения и в те-
чение двух месяцев направляет этот список кредиторам.
Кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об
удовлетворении отклоненных претензий или с заявлением об определе-
нии очередности их удовлетворения.
К указанным заявлениям прилагается список признанных и откло-
ненных претензий, составленный конкурсным управляющим. Арбитражный
суд рассматривает указанные заявления в течение месяца со дня его
получения.
Статья 28. Признание недействительными действий должника,
совершенных до признания его несостоятельным (банкротом)
1. По заявлению конкурсного управляющего арбитражный суд приз-
нает недействительными совершенные должником или от его имени до
признания его несостоятельным (банкротом) действия, направленные:
на досрочное удовлетворение требований отдельных кредиторов по
ранее возникшим обязательствам, если они были совершены в течение
шести месяцев до дня возбуждения производства по делу о несостоя-
тельности (банкротстве) предприятия и если в момент их совершения
предприятие уже было фактически несостоятельным (банкротом), а
также независимо от шестимесячного срока, если эти действия были
совершены должником с намерением причинить ущерб другим кредиторам
и кредиторы, в пользу которых были совершены указанные действия,
знали об этом намерении должника;
на удовлетворение требований отдельных кредиторов из числа тех
кредиторов, срок удовлетворения требований которых наступил в то
время, когда предприятие уже было фактически несостоятельным
(банкротом) и стороны об этом знали.
Положения настоящего пункта не распространяются на действия
должника, направленные на удовлетворение требований кредиторов-за-
логодержателей и привилегированных кредиторов.
2. В случае признания действий должника недействительными кре-
диторы обязаны возвратить в конкурсную массу все полученное ими в
результате этих действий, а при невозможности возвратить получен-
ное в натуре - возместить его стоимость в деньгах.
3. До завершения конкурсного производства каждый кредитор
вправе предложить конкурсному управляющему оспорить указанные в
настоящей статье действия должника в арбитражном суде. В случае
его отказа каждый из кредиторов вправе подать соответствующее за-
явление в арбитражный суд от своего имени.
Статья 29. Погашение долговых обязательств
должника, обеспеченных залогом
Из имущества должника вне конкурса погашаются его долговые
обязательства, обеспеченные залогом.
Статья 30. Порядок распределения конкурсной массы
1. Вне очереди покрываются расходы, связанные с:
конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному
и конкурсному управляющим;
продолжением функционирования предприятия-должника.
2. После покрытия расходов, указанных в пункте 1 настоящей
статьи, удовлетворяются требования кредиторов в следующей очеред-
ности:
в первую очередь - граждан, перед которыми должник несет от-
ветственность за причинение вреда их жизни или здоровью - путем
капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь - по оплате труда работников, по отчислениям
в Пенсионный фонд Российской Федерации, по выплате пособий в тече-
ние одного года до дня открытия конкурсного производства и по вып-
лате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным до-
говорам;
в третью очередь - по погашению задолженности по обязательным
платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного
года до дня открытия конкурсного производства;
в четвертую очередь - конкурсных кредиторов;
в пятую очередь - членов трудового коллектива предприя-
тия-должника, обладающих вкладом в его имущество;
в шестую очередь - прочих собственников;
в седьмую очередь - все остальные требования.
Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилеги-
рованными.
3. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного по-
гашения требований предыдущей очереди.
4. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетво-
рения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти тре-
бования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каж-
дому из них.
Статья 31. Обжалование решения конкурсного управляющего
Должник или кредитор, считающий, что решение конкурсного уп-
равляющего нарушает его права и законные интересы, вправе обра-
титься в арбитражный суд с соответствующим заявлением. По резуль-
татам рассмотрения заявления арбитражный суд принимает соот-
ветствующее решение.
Статья 32. Решение о продаже имущества должника
Решение о начале продажи, форме продажи и начальной цене иму-
щества должника принимается собранием (комитетом) кредиторов по
представлению конкурсного управляющего.
Статья 33. Информация о продаже имущества должника
Конкурсный управляющий извещает возможно более широкий круг
заинтересованных лиц о начале продажи имущества должника, информи-
рует об условиях его приобретения и о сроках подачи заявлений о
намерении приобрести это имущество.
Статья 34. Продажа имущества должника
Продажа имущества должника проводится конкурсным управляющим.
При этом имущество продается покупателю, предложившему наиболее
высокую цену.
Статья 35. Удовлетворение требований кредиторов
1. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должни-
ка, распределяются между кредиторами в соответствии с порядком и
очередностью, установленными в статье 30 настоящего Закона.
2. Требования кредиторов, выявленные и заявленные после исте-
чения срока, предусмотренного для их заявления, удовлетворяются из
имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований
кредиторов, заявленных в установленный срок.
3. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточ-
ности конкурсной массы, считаются погашенными. Погашенными счита-
ются также претензии, не признанные конкурсным управляющим, если
кредиторы не оспаривают это в арбитражном суде либо если арбитраж-
ный суд признает иски кредиторов необоснованными.
Статья 36. Освобождение должника от долгов
Должник считается полностью свободным от долгов после удовлет-
ворения требований и погашения претензий кредиторов в порядке и на
условиях, установленных настоящим Законом.
Статья 37. Отчет конкурсного управляющего
После завершения всех расчетов конкурсный управляющий
представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, к нему
прилагаются ликвидационный баланс и документы об использовании
средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, а
также представляет декларацию о своих доходах и имущественном по-
ложении.
Отчет подлежит утверждению арбитражным судом.
После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о
завершении конкурсного производства. Копия определения направля-
ется органу, осуществляющему государственную регистрацию предприя-
тий.
Статья 38. Ликвидация предприятия-должника
Предприятие-должник считается ликвидированным с момента исклю-
чения его из соответствующего государственного реестра на основа-
нии вынесенного арбитражным судом определения о завершении кон-
курсного производства.
Раздел V. Мировое соглашение
Статья 39. Сроки заключения мирового соглашения
Мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами
может быть заключено на любом этапе производства по делу о
несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Статья 40. Условия заключения мирового соглашения
1. Мировое соглашение может быть заключено лишь в отношении
требований четвертой и последующих очередей, установленных в
статье 30 настоящего Закона.
2. Для конкурсных кредиторов, не согласных на заключение миро-
вого соглашения, не могут быть установлены условия, худшие, чем
для согласившихся на мировое соглашение кредиторов, требования ко-
торых отнесены к одной очереди.
3. При заключении мирового соглашения отсрочка и (или)
рассрочка причитающихся кредиторам платежей или скидка с долгов, а
также сложение недоимок по обязательным платежам в бюджет и вне-
бюджетные фонды и возврат излишне поступивших сумм допускаются
лишь в случаях и порядке, установленных законодательством.
Статья 41. Заключение мирового соглашения
и вступление его в силу
1. Мировое соглашение заключается в письменной форме.
2. Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом и
считается принятым, если за его заключение высказалось не менее
двух третей (по сумме требований) конкурсных кредиторов четвертой
и последующих очередей.
3. Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения
арбитражным судом и является обязательным для конкурсных кредито-
ров четвертой и последующих очередей.
Статья 42. Рассмотрение мирового соглашения
в арбитражном суде
1. Должник обязан направить в арбитражный суд мировое соглаше-
ние, бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские доку-
менты, список всех конкурсных кредиторов четвертой и последующих
очередей с указанием их адресов и суммы задолженности, справку о
сумме задолженности по требованиям, на которые мировое соглашение
не распространяется.
2. О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд из-
вещает заинтересованные стороны. Неявка вызванных лиц не пре-
пятствует рассмотрению дела.
3. Арбитражный суд обязан заслушать каждого присутствующего в
заседании конкурсного кредитора, возражающего против утверждения
мирового соглашения, даже если на собрании кредиторов он голосовал
за принятие мирового соглашения.
4. В течение двух недель после утверждения мирового соглашения
арбитражным судом кредиторы должны получить удовлетворение своих
требований в размере не менее 35 процентов суммы долга. Размер
удовлетворения требований возрастает с увеличением рассрочки пла-
тежей и определяется соглашением сторон.
Статья 43. Недействительность мирового
соглашения или его расторжение
1. По иску любого из кредиторов мировое соглашение может быть
признано арбитражным судом недействительным, если должник непра-
вильно указал свое имущество в бухгалтерском балансе либо заменяю-
щих его бухгалтерских документах.
2. Мировое соглашение может быть расторгнуто по соглашению
сторон или по решению арбитражного суда в случаях:
невыполнения мирового соглашения;
продолжающегося ухудшения финансового состояния предприя-
тия-должника;
совершения должником действий, наносящих ущерб правам и закон-
ным интересам кредиторов.
После расторжения мирового соглашения арбитражный суд возоб-
новляет производство по делу о несостоятельности (банкротстве)
предприятия.
3. В случае расторжения мирового соглашения сообщение об этом
публикуется в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Феде-
рации" за счет должника.
4. В случае признания мирового соглашения недействительным
или его расторжения те требования кредиторов, по которым была про-
изведена отсрочка и (или) рассрочка причитающихся им платежей или
скидка с долгов, в неудовлетворенной их части восстанавливаются в
полном размере.
Раздел VI. Неправомерные действия должника, собственника
предприятия-должника, кредитора и иных лиц
Статья 44. Неправомерные действия
Под неправомерными действиями в настоящем Законе понимаются
нарушения, связанные с умышленными, некомпетентными или небрежными
действиями должника, или собственника предприятия-должника, или
кредиторов, или иных лиц до открытия конкурсного производства либо
в его процессе, наносящие ущерб должнику или кредиторам.
Статья 45. Неправомерные действия должника или
собственника предприятия-должника до открытия
конкурсного производства
К неправомерным действиям должника или собственника предприя-
тия-должника до открытия конкурсного производства относятся
действия, подпадающие под понятия умышленного или фиктивного банк-
ротства.
К неправомерным действиям должника или собственника предприя-
тия-должника относятся также действия, совершенные в предвидении
несостоятельности (банкротства) предприятия и наносящие ущерб ин-
тересам всех или части кредиторов, как то:
сокрытие части имущества должника или его обязательств;
сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного докумен-
та, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должни-
ка;
невнесение необходимой записи в бухгалтерские документы;
уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части иму-
щества должника, полученного в кредит и не оплаченного.
Статья 46. Неправомерные действия должника или
собственника предприятия-должника после открытия
конкурсного производства
К неправомерным действиям должника или собственника предприя-
тия-должника после открытия конкурсного производства относятся:
действия, предусмотренные в части второй статьи 45 настоящего
Закона;
сокрытие от конкурсного управляющего сведений о том, кому,
когда и в какой форме была передана часть имущества предприя-
тия-должника;
непредъявление по требованию конкурсного управляющего имущест-
ва, находящегося в пользовании или на хранении у предприятия-долж-
ника;
непредставление должником конкурсному управляющему бухгал-
терских документов;
сокрытие от конкурсного управляющего должником совершенных им
действий, предусмотренных в статье 28 настоящего Закона.
Статья 47. Неправомерные действия кредитора и иных лиц
1. Кредитор считается совершившим неправомерное действие, если
он, зная о предпочтительном удовлетворении его требований в ущерб
другим кредиторам, согласился на такое удовлетворение.
2. Любое лицо считается совершившим неправомерное действие,
если оно, зная о наступившей или предстоящей несостоятельности
(банкротстве) предприятия, умышленно способствует сокрытию всего
или части его имущества.
Статья 48. Последствия совершения неправомерных действий
Лица, совершившие неправомерные действия, указанные в статьях
45 - 47 настоящего Закона, могут быть привлечены к ответственности
в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Раздел VII. Внесудебные процедуры
Статья 49. Внесудебные процедуры
Внесудебные процедуры являются способами, позволяющими должни-
ку путем переговоров с кредиторами либо договариваться о продолже-
нии деятельности предприятия-должника, либо согласовать с ними ре-
шение о его добровольной ликвидации.
Порядок и условия ведения переговоров определяются должником
по согласованию с кредиторами.
Статья 50. Результаты внесудебных процедур
Результатами внесудебных процедур могут быть:
договоренность между должником и всеми или частью кредиторов
об отсрочке и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей
или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-долж-
ника;
добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем
кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоя-
тельности (банкротстве) в порядке и на условиях, установленных
настоящим Законом.
Статья 51. Добровольная ликвидация предприятия-
должника под контролем кредиторов
1. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об
официальном объявлении им о своей несостоятельности (банкротстве)
принимается руководителем предприятия-должника совместно с креди-
торами на основе анализа экономического состояния предприятия, в
результате которого установлено, что предприятие не может платить
по своим обязательствам и нет возможности восстановить его плате-
жеспособность.
Указанное решение утверждается собственником (собственниками)
предприятия-должника.
Несогласие с решением о добровольной ликвидации предприятия-
-должника собственника (собственников), а также кого-либо из
кредиторов данного предприятия с решением о его добровольной лик-
видации влечет за собой возбуждение производства по делу о
несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде в
порядке, установленном в разделе II настоящего Закона.
Предприятие-должник считается находящимся в процессе ликвида-
ции с момента утверждения собственником (собственниками) данного
предприятия решения о его добровольной ликвидации. Официальное
объявление о добровольной ликвидации предприятия-должника публику-
ется в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации".
2. Руководитель предприятия-должника вносит предложение о кан-
дидатуре (кандидатурах) конкурсного управляющего. Конкурсный уп-
равляющий назначается собственником (собственниками) предприя-
тия-должника.
Кредиторы имеют право назначить нового конкурсного управляюще-
го вместо назначенного собственником (собственниками) предприя-
тия-должника.
Конкурсный управляющий принимает в свое распоряжение имущество
должника и управляет им с момента его назначения. При этом руково-
дитель предприятия-должника отстраняется от выполнения обязан-
ностей по управлению предприятием-должником.
В обязанности конкурсного управляющего входит созыв собраний
кредиторов и регулярное представление им на этих собраниях отчета
о ходе ликвидации предприятия-должника.
Конкурсный управляющий выполняет и другие функции, предусмот-
ренные в статье 21 настоящего Закона.
3. После назначения конкурсного управляющего должник не вправе
удовлетворять требования кредиторов за счет своего имущества, за
исключением требований кредиторов, права которых обеспечены зало-
гом, и привилегированных кредиторов.
Должник обязан в течение семи дней после назначения конкурсно-
го управляющего представить ему бухгалтерский баланс либо заменяю-
щие его бухгалтерские документы.
4. Конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов в тече-
ние 15 дней после принятия решения о добровольной ликвидации
предприятия-должника.
Собранию кредиторов представляется бухгалтерский баланс либо
заменяющие его бухгалтерские документы предприятия-должника, а
также список кредиторов с указанием сумм их требований.
Функции собрания кредиторов определены в пункте 2 статьи 23
настоящего Закона.
5. Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требо-
ваний кредиторов определяется в соответствии со статьями 32 - 35
настоящего Закона.
Не подлежат продаже объекты, принятые на баланс соответствую-
щими органами местного самоуправления и органами государственной
власти в соответствии с пунктом 1 статьи 26 настоящего Закона.
6. После реализации имущества должника и распределения денеж-
ных средств между кредиторами конкурсный управляющий созывает зак-
лючительное собрание кредиторов, на которое приглашается собствен-
ник (собственники) предприятия-должника, и отчитывается о своей
работе. Собрание принимает решение об утверждении ликвидационного
баланса, отчета об использовании средств, оставшихся после удов-
летворения требований кредиторов, и о ликвидации предприятия.
Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его
из государственного реестра на основании представления.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
19 ноября 1992 года
N 3929-1
------------------------
|