СОГЛАШЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Правительства государств - участников настоящего Соглашения,
именуемые в дальнейшем - "государства - участники",
руководствуясь положениями Соглашения между государствами -
участниками Содружества Независимых Государств о совместной
деятельности по исследованию и использованию космического
пространства от 30 декабря 1991 года, Соглашения о порядке
содержания и использования объектов космической инфраструктуры в
интересах выполнения космических программ от 15 мая 1992 года,
признавая необходимость объединения усилий в формировании и
выполнении межгосударственных программ исследования и
использования космического пространства в интересах государств -
участников Содружества,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Финансирование совместной деятельности по исследованию и
использованию космического пространства, утверждаемыми Советом
глав правительств Содружества (в дальнейшем - межгосударственные
космические программы), которые могут включать в себя решение
следующих целевых задач:
- космической связи и телевидения;
- дистанционного зондирования Земли для решения задач
природопользования и экологии;
- метеорологии;
- пилотируемых полетов и международного сотрудничества на их
основе;
- научных исследований околоземного пространства и планет;
- космической технологии и медицины;
- геодезии и картографии;
- навигации и обеспечения спасения в экстремальных ситуациях;
- обороноспособности и коллективной безопасности;
- создания заделов и развития научно-технического потенциала.
Статья 2
Решение указанных в статье 1 задач осуществляется путем:
- выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ;
- организации содержания и развития уникальной
экспериментальной база для отработки ракетно-космической техники;
- осуществления закупок космической техники, развертывания и
восполнения орбитальной группировки космических комплексов;
- проведения реконструкции (модернизации) действующих
космических систем (комплексов);
- осуществления капитального строительства;
- организации эксплуатации и ремонта объектов наземной
космической инфраструктуры;
- осуществления работ по ликвидации вредных экологических
воздействий в результате реализации межгосударственных космических
программ;
- осуществления работ по организации и эксплуатации районов
падения отделяемых частей средств выведения, включая арендную
плату за землепользование на основании законодательств каждого
государства;
- проведение других работ, связанных с реализацией
межгосударственных космических программ, включая социально-бытовое
обеспечение и подготовку кадров.
Статья 3
Финансирование межгосударственных космических программ
осуществляется за счет долевых вкладов государств - участников.
Государства - участники, внесшие долевой вклад в создание и
эксплуатацию космических средств в соответствии с
межгосударственными космическими программами, имеют право на
получение и использование в своих интересах космической информации
и не допускают ее утечки.
Объем получаемой информации каждым государством - участником
определяется договорами на создание и эксплуатацию космических
средств, предусмотренных межгосударственными космическими
программами.
Размеры вкладов государств - участников в финансирование
межгосударственных космических программ устанавливаются
правительствами государств - участников в соответствии со взятыми
на себя обязательствами по выполнению заданий межгосударственных
космических программ.
Государства, не являющиеся участниками настоящего Соглашения,
получают космическую информацию на коммерческой основе через
Межгосударственный совет по космосу.
Распределение полученной прибыли от реализации информации и
космических средств третьей стороне производится пропорционально
долевому вкладу государств - участников.
Статья 4
Государства - участники имеют право доступа к информации от
космических аппаратов орбитальной группировки, запущенных до
подписания настоящего Соглашения, в ранее сложившихся объемах и
порядке.
В целях обеспечения дальнейшего функционирования указанных
космических аппаратов орбитальной группировки до истечения
гарантийных сроков или принятия решения о прекращении
эксплуатации, государства - участники обязуются выделить
необходимые средства в объеме долевых вкладов, соответствующих
получаемой информации от указанных космических аппаратов.
Статья 5
При создании и последующей эксплуатации экспериментальной
базы, объектов орбитальной и наземной космической инфраструктуры в
рамках межгосударственных космических программ за каждым
государством - участником сохраняется право на собственность или
финансовую долю по этим средствам с учетом их долевых вкладов и
амортизации.
Статья 6
Национальные космические программы государства - участники
финансируют за счет собственных средств. Вопросы, требующие
решения на межгосударственном уровне, рассматриваются
Межгосударственным советом по космосу.
Статья 7
Национальные организации по космосу государств - участников
выступают как головные исполнители работ по межгосударственным
космическим программам.
Согласованные объемы долевого финансирования проектов
межгосударственных космических программ, выделенные государством -
участником национальной организации по космосу, распределяются ею
между предприятиями (организациями) - головными исполнителями
работ по договорам (контрактам).
Статья 8
Финансирование предприятий и организаций - соисполнителей
работ межгосударственных космических программ осуществляется по
договорам через головные предприятия (организации), если иной
порядок не предусмотрен в решениях и рекомендациях
Межгосударственного совета по космосу.
Ранее заключенные договоры между заинтересованными
ведомствами, учреждениями, предприятиями государств - участников
после утверждения межгосударственных космических программ подлежат
переоформлению.
Статья 9
Расчеты между государствами - участниками (субъектами и
объектами, привлекаемыми к выполнению межгосударственных
космических программ) и Межгосударственным советом по космосу,
осуществляемые в соответствии с настоящим Соглашением,
производятся на клиринговой основе или в свободно конвертируемой
валюте, приемлемой для кредитора, и освобождаются от обложения
государственными налогами любого государства - участника.
Статья 10
Вывоз, ввоз и перемещение на территориях государств -
участников космической техники и других материальных средств,
обеспечивающих выполнение межгосударственных космических программ,
осуществляется беспрепятственно, без взимания пошлин, с
предъявлением таможенному контролю сопроводительных документов на
транспортные средства и грузы, оформленных в соответствии с
законодательством и межгосударственными соглашениями государств -
участников.
Статья 11
Использование средств объектов космической инфраструктуры,
принадлежащих государствам - участникам и привлекаемых для
реализации межгосударственных и национальных космических программ,
осуществляется на договорной основе.
Работы по реализации межгосударственных космических программ
на всех этапах осуществляются под контролем военных
представительств государств - участников.
Статья 12
Государства - участники не производят в рамках
межгосударственных космических программ действий, препятствующих
или нарушающих финансовую деятельность в рамках осуществления
данной программы и тем самым приносящих убытки одному или
нескольким государствам - участникам.
Государства - участники, произведшие таковые
несанкционированные действия в финансовой сфере, должны произвести
оплату претензий за убытки потерпевшим государствам - участникам в
той степени, в которой эта претензия не удовлетворяется с помощью
другого возмещения, страхования или других финансовых мер, в
соответствии с методикой определения долевого участия и объемов
финансирования работ по межгосударственным космическим программам.
Статья 13
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.
Совершено в Москве 13 ноября 1992 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.
(Подписи)
Примечания: Соглашение подписано Правительством Украины с
замечанием: "Украина будет руководствоваться
национальным законодательством в отношении
статьи 10".
Правительство Республики Молдова подписало
Соглашение с примечанием: "Финансирование
осуществлять согласно участия в программах,
в которых заинтересованы соответствующие
государства".
Соглашение не подписано Правительством
Туркменистана.
* * *
ПРОТОКОЛ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ ПО КОСМОСУ
Правительства государств - участников Содружества Независимых
Государств, руководствуясь Соглашением о совместной деятельности
по исследованию и использованию космического пространства от 30
декабря 1991 года,
согласились о нижеследующем:
утвердить Положение о Межгосударственном совете по космосу
(прилагается).
Совершено в Москве 13 ноября 1992 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящий Протокол, его заверенную копию.
(Подписи)
Примечание: Протокол не подписан Правительством Туркменистана.
* * *
Приложение
к Протоколу об утверждении Положения
о Межгосударственном совете по космосу
от 13 ноября 1992 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о Межгосударственном совете по космосу
1. Межгосударственный совет по космосу (в дальнейшем - Совет)
является координирующим органом по формированию и реализации
Межгосударственных программ по исследованию и использованию
космического пространства.
В своей деятельности Совет руководствуется Соглашением о
совместной деятельности по исследованию и использованию
космического пространства от 30 декабря 1991 года и Соглашением о
порядке содержания и использования объектов космической
инфраструктуры в интересах выполнения космических программ от 15
мая 1992 года (в дальнейшем - Соглашения), действующими
международными правовыми нормами с учетом законов государств -
участников Соглашений.
2. В функции Совета входят:
- разработка и предоставление на утверждение Совету глав
правительств Содружества долгосрочных межгосударственных программ
по исследованию и использованию космического пространства на
основе предложений государств - участников Соглашений, определение
их структуры и содержания и обеспечение их реализации;
- подготовка и предоставление на утверждение Совету глав
правительств Содружества предложений по размеру и формам долевых
вкладов государств - участников Соглашений для реализации
межгосударственных программ по исследованию и использованию
космического пространства и финансированию космической
инфраструктуры;
- координация работ, проводимых в рамках межгосударственных
программ по исследованию и использованию космического
пространства, государствами - участниками Соглашений;
- разработка на основе межгосударственных программ по
исследованию и использованию космического пространства годовых
межгосударственных планов работ по космической технике;
- содействие обеспечению гарантированного доступа в космос
государств - участникам Соглашений;
- подготовка предложений по вопросам исследования и
использования космического пространства, требующих рассмотрения
Советом глав правительств Содружества;
- разработка рекомендаций и принятие решений по вопросам
сотрудничества в рамках Соглашений и межгосударственных программ
по исследованию и использованию космического пространства и
контроль за их выполнением;
- определение финансовой политики, одобрение финансовых
правил, бюджета и ежегодных финансовых отчетов, периодическое
установление тарифов на услуги для государств, не являющихся
участниками Соглашения от 30 декабря 1991 года, и принятие решений
по всем другим финансовым вопросам.
3. Совет имеет право:
- предлагать космическим национальным агентствам или
заменяющим их организациям государств - участников
межгосударственных программ по исследованию и использованию
космического пространства заключение договоров на выполнение работ
по их реализации;
- определять порядок эксплуатации космических систем,
комплексов, средств, разработанных в результате выполнения
межгосударственных программ по исследованию и использованию
космического пространства, и распределять прибыль между
государствами - участниками этих программ пропорционально долевым
вкладам на их реализацию;
- определять состав и назначать председателей
межгосударственных комиссий по летным испытаниям космических
систем, комплексов и средств, создаваемых в рамках
межгосударственных программ по исследованию и использованию
космического пространства;
- разрабатывать методики определения долевого участия и объемов
финансирования работ по межгосударственным программ по
исследованию и использованию космического пространства
государствами - участниками Соглашений и представлять их на
утверждение Совета глав правительств Содружества;
- обращаться в случае невыполнения одним из государств -
членов Совета обязательств, предусмотренных Соглашениями и
настоящим Положением, в Совет глав правительств Содружества с
предложением о принятии надлежащих решений.
4. В состав Межгосударственного совета по космосу входят с
правом одного решающего голоса полномочные представители
государств - участников Соглашений от космических агентств или
заменяющих их организаций. В том случае, если одно или несколько
государств не принимают участия в финансировании отдельных
проектов (программ), их представители участвуют в заседании
Совета, посвященного этим проектам (программам), с правом
совещательного голоса.
5. Совет проводит свои заседания (сессии) не реже двух раз в
год поочередно в каждом из государств - участников Соглашений.
Внеочередные заседания (сессии) Совета могут проводиться по
предложениям любого из государств - участников Соглашений. если за
него выскажется простое большинство членов Совета.
Функции председательствующего на заседаниях (сессиях) Совета
осуществляются поочередно каждым членов Совета.
Рабочим языком Совета и его рабочих органов является русский
язык.
Для кворума заседания (сессии) Совета необходимо присутствие
двух третей его членов.
Решения Совета принимаются на основе консенсуса.
Заседания (сессии) Совета и его рабочих органов являются
открытыми, если Совет не примет иного решения.
В целях обеспечения возможно более широкого представительства
на заседания (сессии) Совета и его рабочих органов могут
приглашаться в качестве наблюдателей с правом совещательного
голоса представители космических агентств других государств и
международных организаций.
Совет утверждает собственные правила процедуры.
6. Член Совета имеет право ставить на обсуждение любые вопросы
в пределах компетенции Совета, добиваться принятия по ним решений,
получать необходимую информацию о выполнении решений, принимаемых
Советом.
Каждое государство - участник Соглашений может направить в
рабочие органы Совета своих представителей на правах членов этих
органов.
7. Совет создает постоянно действующий рабочий орган -
Исполнительный комитет.
Финансирование деятельности Исполнительного комитета, включая
оплату помещений, расходы на содержание штата, а также другие
расходы, предусмотренные сметой, осуществляется из бюджета
Исполнительного комитета, формируемого за счет взносов государств
- участников Соглашений, утверждаемого Советом глав правительств
Содружества.
8. Штаб - квартира Исполнительного комитета находится в городе
Москве.
Структура Исполнительного комитета, его состав и Положение о
его деятельности утверждаются Советом исходя из его функций.
Исполнительный комитет возглавляет исполнительный директор,
назначаемый Советом.
Исполнительный комитет обладает статусом юридического лица во
всех государствах - членах Совета.
9. Финансирование временного участия представителей государств
- участников в деятельности Совета и его рабочих органов, а также
в работе Исполнительного комитета осуществляется командирующей
Стороной.
Финансирование организационно-технических мероприятий по
проведению сессий Совета и его рабочих органов, если они
проводятся не в штаб-квартире Исполнительного комитета,
осуществляется принимающей Стороной.
10. Совет может вносить уточнения и дополнения в настоящее
Положение, не меняющие его принципиального характера, при согласии
всех представителей государств - участников Соглашений.
* * *
|