ОТМЕНЕН
ПИСЬМОМ Госналогслужбы РФ от 06.10.93 N ВГ-6-14/344
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 ноября 1992 г. N ИЛ-4-14/70
Государственная налоговая служба Российской Федерации
направляет для использования в практической работе Рекомендации по
применению государственными налоговыми инспекциями санкций за
нарушение налогового законодательства, подготовленные на основе
вопросов, поступивших от налоговых органов.
В указанных Рекомендациях предлагается процедура действий
налоговых инспекций в вопросах определения, оформления и
взыскания предусмотренных законодательством санкций, отнесенных к
компетенции налоговых органов.
Предложения по дальнейшему совершенствованию указанных выше
Рекомендаций и вопросы, возникающие в практике применения санкций
за нарушение налогового законодательства, просьба направлять в
Контрольное управление Госналогслужбы Российской Федерации.
Руководитель Государственной налоговой
службы Российской Федерации
И.Н.ЛАЗАРЕВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Госналогслужбы
Российской Федерации
от 5 ноября 1992 г. N ИЛ-4-14/70
РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению государственными налоговыми инспекциями
санкций за нарушение налогового законодательства
1. Настоящие рекомендации по применению налоговых санкций за
нарушение налогового законодательства разработаны в соответствии с
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об
основах налоговой системы Российской Федерации", Законом
Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении
изменений и дополнений в налоговую систему России", Законом РСФСР
"О Государственной налоговой службе РСФСР" от 21 марта 1991 г. N
944-1, другими законодательными актами по вопросам налогообложения
и определяют порядок оформления, предъявления и взыскания
налоговыми органами предусмотренных указанными актами санкций, а
также процедуру действий этих органов.
Согласно указанным законодательным актам Российской Федерации
предприятия, учреждения, организации, независимо от их
организационно-правовой формы и форм собственности (юридические
лица) и граждане (физические лица) являются плательщиками
установленных налогов сборов и пошлин на получаемые ими доходы
(прибыль) или на иные объекты налогообложения, а их должностные
лица (юридических лиц) и граждане несут ответственность за
нарушение налогового законодательства в виде налоговых санкций,
административной и уголовной ответственности.
Государственным налоговым органам и их должностным лицам
предоставлено право применять к предприятиям, организациям и
учреждениям установленные законодательством санкции и взыскивать
их, налагать на должностных лиц и граждан, виновных в нарушении
законодательства, административные штрафы.
При выполнении этих функций налоговым органам необходимо
руководствоваться положениями статей 7 - 10, 11 - 14 Закона РСФСР
"О Государственной налоговой службе РСФСР", статей 11 - 16, 24
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", пункта 11 Закона Российской Федерации "О
внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" и
исходя из этого следующим:
1.1. Предусмотренные перечисленными законодательными актами
налоговые санкции применяются на основании проводимых налоговыми
органами проверок документов налогоплательщиков, связанных с
исчислением и уплатой налогов, обследований (с соблюдением
соответствующих правил) любых производственных, складских,
торговых и иных помещений налогоплательщиков, связанных с
получением прибыли (доходов) или с содержанием иных объектов
обложения налогами и другими платежами в бюджет и государственные
внебюджетные фонды всех, без исключения, предприятий, учреждений и
организаций, независимо от форм их собственности, а также
предприятий с особым режимом работы.
1.2. По результатам проверок и обследований должностные лица
налоговых органов в обязательном порядке составляют акты, в
которых должны быть изложены конкретные данные о выявленных
нарушениях налогового законодательства, порядка ведения учета
доходов, расходов, денежных операций, бухгалтерской отчетности,
составления налоговых расчетов, отчетов, деклараций и их
представления налоговым органам. В актах фиксируются суммы
сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) или суммы налога за иной
сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также конкретные
факты других нарушений (отсутствие учета объекта налогообложения,
ведения его с нарушением требуемого (установленного) порядка,
непредставление или задержка представления документов, уплаты
налогов и др.).
В актах вскрытые нарушения должны быть отражены по каждому
виду налогов и виду нарушений отдельными разделами с приложением
требуемых расчетов и документов (при необходимости - подлинных
документов или их копий). При изъятии документов
налогоплательщика, свидетельствующих о сокрытии (занижении)
прибыли (дохода) или о сокрытых иных объектах налогообложения,
необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным инструкцией
Министерства финансов РСФСР от 26.07.91 N 16/176. При этом должно
приниматься письменное мотивированное постановление
соответствующего должностного лица.
В актах излагаются обязательные для выполнения
налогоплательщиком требования об устранении выявленных нарушений,
а также предложения о перечислении сумм сокрытого или заниженного
дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный
объект налогообложения, а также санкций за другие нарушения,
предусмотренные перечисленными выше законодательными актами с
указанием отдельно конкретных сумм, подлежащих зачислению в доход
республиканского и местных бюджетов в соответствии с нормативами
распределения налоговых поступлений, законодательно установленных
на соответствующий период отчетного года, и перечислению в фонд
социального развития налоговой службы и внебюджетные фонды
местных советов и местной администрации с указанием сроков.
По выявленным нарушениям, за которые виновные должностные лица
или граждане подлежат привлечению налоговыми органами к
административной ответственности, составляются и прилагаются к
материалам проверки протоколы об административном правонарушении и
административной ответственности.
Акты должны быть подписаны проверяющими (должностными лицами
налоговых органов и другими участниками проверок), должностными
лицами (руководителем и главным бухгалтером) предприятия,
организации или гражданином (физическим лицом).
В случаях несогласия с фактами, изложенными в актах,
налогоплательщик (соответствующее должностное лицо или гражданин)
обязан подписать акт с изложением письменных возражений и
приложением при этом объяснений и документов, подтверждающих
мотивы своих возражений.
При отказе налогоплательщика от подписи акта проверяющим в
конце акта делается сноска "Налогоплательщик от подписи отказался
без объяснения и обоснования мотивов отказа".
Если в результате проверки не установлены нарушения налогового
законодательства, влекущие за собой соответствующие санкции, то по
материалам проверки составляется справка о ее результатах , с
соответствующими предложениями при необходимости.
Все материалы проверок (акты, справки, протоколы об
административном правонарушении и др.) не позднее следующего дня
после их подписания регистрируются налоговыми органами в
специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован
и скреплен печатью налогового органа.
1.3. Руководители налоговых органов в течение не более 10-ти
дней со дня подписания материалов (актов) проверок, в которых
зафиксированы нарушения и предложения проверяющих по их
устранению, должны принять по ним соответствующие решения, в том
числе по применяемым к налогоплательщику санкциям.
При представлении налогоплательщиком возражений по материалам
проверки они рассматриваются в присутствии должностных лиц
проверяемых предприятий или налогоплательщиков (физических лиц),
представивших эти возражения. Если эти должностные лица или
граждане, после их письменного предупреждения (направляется
заказное письмо или вручается лично под расписку) о времени и
месте рассмотрения материалов, не явились, то их возражения
рассматриваются в их отсутствии, а результаты рассмотрения
оформляются протоколами и доводятся до них в указанном выше
порядке.
Решения о применении санкций за нарушения, факты совершения
которых не требуют документальной проверки (например,
непредставление документов, необходимых для исчисления, а также
для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет),
принимаются руководителями налоговых органов на основании справок,
докладных (служебных записок) соответствующих должностных лиц этих
органов после необходимой проверки этих фактов. По всем другим
нарушениям решения о применении санкций принимаются по актам
документальных проверок.
О принятом решении налоговые органы сообщают в письменном виде
налогоплательщикам до наступления срока (за три дня) уплаты
доначисленных сумм и налоговых санкций.
1.4. Решения о применении санкций принимают руководители
налоговых органов при строгом соблюдении прав и охраняемых законом
интересов юридических и физических лиц.
В случае, если размер применяемых санкций за нарушение
налогового законодательства может привести к прекращению
дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика или его
банкротству (до принятия соответствующего Закона), необходимые
материалы (мотивированное заключение, ходатайство с
соответствующими обоснованиями) представляются начальниками
госналогинспекций по республикам, краям, областям, округам,
гг. Москвы и Санкт-Петербурга в Государственную налоговую службу
Российской Федерации для рассмотрения и принятия решения в
установленном порядке.
Местные Советы народных депутатов в соответствии с Законом о
местном самоуправлении вправе принимать решение о возврате из
местного бюджета средств, взысканных с налогоплательщика в виде
налоговых санкций, в части, причитающейся этому бюджету. В этих
случаях делаются соответствующие записи в специальном журнале
регистрации (ведущимся в соответствии с п.1.2 рекомендаций) с
приложением копии данного решения, а также отражением отдельной
строкой в отчетности по ф.2Н.
2. Налоговые (финансовые) санкции
за нарушение налогового законодательства
2.1. Налоговые (финансовые) санкции, предусмотренные пунктом 1
статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", применяются за
установленные этой статьей нарушения налогового законодательства,
допущенные с момента введения Закона в действие, то есть с 1
января 1992 года.
Эти санкции применяются и в том случае, если при проверках
налогоплательщика будут установлены нарушения налогового
законодательства, допущенные им при составлении годового отчета
о финансово-хозяйственной или другой деятельности за 1991 год, то
есть в период действия названного Закона.
Исходя из статьи 2 названного Закона, указанные санкции
применяются к неисправным плательщикам налогов, сборов, пошлин и
других платежей, включаемых в налоговую систему.
Эти санкции не должны применяться, в частности:
- по платежам, не имеющим объектов налогообложения (не
относящимся к объектам налогообложения), например, сумма выручки
от реализации конфискованного имущества и имущества, перешедшего
по праву наследования к государству;
- по экономическим и штрафным санкциям, взимаемым по
постановлениям (решениям) органов Госстандарта, арбитража и
других;
- по платежам, взыскиваемым в государственные внебюджетные
фонды, по которым порядок применения санкций установлен отдельными
законодательными актами об этих фондах (Пенсионный фонд, Фонд
социального страхования, Государственный фонд занятости
населения), а также в случаях, когда порядок образования
государственных внебюджетных фондов (отраслевые и межотраслевые
внебюджетные фонды), утвержденный Правительством России, не
предусматривает штрафных санкций за неуплату платежей.
Если налогоплательщик освобожден в установленном порядке от
уплаты определенного вида налога, налоговые органы в обязательном
порядке проверяют соблюдение им условий предоставления такой
льготы и сроки (период) ее действия.
В случае утраты плательщиком права на такую льготу в
проверяемом периоде и неуплату в установленные сроки причитающихся
в связи с этим платежей в бюджет, санкции к нему применяются в
установленном порядке.
2.2. Основанием для применения санкций является неисполнение
налогоплательщиком своих обязанностей, возникающих при наличии у
него объекта налогообложения и в предусмотренных статьей 8 Закона
РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и статьей 13
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы
Российской Федерации" случаях нарушения налогового
законодательства в виде:
- сокрытия (занижения) дохода (прибыли) или иного объекта
налогообложения;
- отсутствия учета объекта налогообложения;
- ведения учета объекта налогообложения, составления отчетов
о финансово-хозяйственной деятельности с нарушением установленного
порядка;
- несвоевременной или не в полном размере уплате налогов;
- непредставления налоговым органам документов и сведений,
необходимых для исчисления, а также банкам для уплаты налогов;
- невнесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в размере
суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного
проверками налоговых органов;
- невыполнения требований налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства о налогах.
2.3. Органы Государственной налоговой службы обязаны
осуществлять контроль и применять санкции за неуплату (уклонение
от уплаты) платежей в государственные внебюджетные фонды лишь в
тех случаях, когда ответственность за это возложена на
них законодательством или другими нормативными актами Российской
Федерации, в порядке, сообщаемом Госналогслужбой Российской
Федерации.
Налоговые органы не вправе применять санкции, не
предусмотренные налоговым законодательством.
2.4. Налоговые (финансовые) санкции, применяемые в
соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
(сокрытие или занижение дохода или иного объекта налогообложения),
исчисляются и взыскиваются в следующем порядке и размерах:
2.4.1. За сокрытие или занижение дохода (прибыли) взыскивается
вся сумма сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штраф в
размере той же суммы.
При исчислении этой санкции нужно исходить из того, что в
соответствии с пунктом 4 раздела 2 инструкции Госналогслужбы
Российской Федерации от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"
объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия,
уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями,
предусмотренными настоящим разделом инструкции, то есть прибыль,
показываемая по строке 7 "Расчета налога от фактической прибыли"
(приложение 4 к инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от
6 марта 1992 г. N 4), без учета льгот по налогу на прибыль,
отражаемых по строке 6 указанного расчета (строка 3 - строка 4 -
строка 5 расчета).
Неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль нельзя
рассматривать как сокрытие (занижение) прибыли с применением
соответствующих санкций (письмо Госналогслужбы Российской
Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.92
N ИЛ-6-01/331 и 04-01-09).
Пример. При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль
составила 1 млн.рублей, тогда как по данным плательщика она
определена в сумме 850 тыс.рублей. Расхождение составило 150
тыс.рублей, из которых за счет:
1. Неправильного отнесения затрат
на себестоимость 70 тыс.рублей
2. Искажения в расчете предельного
уровня оплаты труда 30 тыс.рублей
3. Неправомерного применения льготы 50 тыс.рублей
Следует взыскать в виде санкций:
заниженную прибыль (70 + 30 тыс.руб.) 100 тыс.рублей
штраф 100 тыс.рублей
Всего 200 тыс.рублей
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
налогоплательщики обязаны вносить исправления в бухгалтерскую
отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода
(прибыли), если эти изменения затрагивают конечный финансовый
результат деятельности предприятия, отражаемый в его бухгалтерском
балансе.
В данном примере следует уточнить расчет налога от фактической
прибыли в связи с неправомерным применением льгот на 50 тыс.рублей
и искажением в расчете предельного уровня оплаты - на 30
тыс.рублей, а также внести исправления в бухгалтерскую отчетность,
увеличив прибыль на 70 тыс.рублей, с которой в дальнейшем будет
исчислен налог.
2.4.2. За иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения
(кроме сокрытия дохода (прибыли) по пункту 2.4.1) взыскивается
сумма налога и штраф в такой же сумме.
Пример. При проверке установлено занижение фактического
оборота по реализации продукции, отраженного в периодической
отчетности (квартальном бухгалтерском балансе) на 500 тыс.рублей.
С указанной суммы занижения следует доначислить и взыскать
налог на добавленную стоимость в размере 140 тыс.рублей (28%) и
штраф - 140 тыс.рублей.
Одновременно в связи с изменением объема реализации на сумму
заниженного оборота определяется заниженная сумма прибыли,
подлежащая отражению в бухгалтерском отчете (балансе) квартала, в
котором проводится проверка, и взыскиваются санкции,
предусмотренные за сокрытие или занижение дохода (прибыли).
При применении этой санкции необходимо учесть, что статьей 3
Закона РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" объектами
налогообложения определены обороты по реализации на территории
РСФСР товаров (кроме импортных), в том числе
производственно-технического назначения, выполненных работ и
оказанных услуг, а статьей 8 этого Закона установлено, что "датой
совершения оборота считается день поступления средств за товары
(работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах
наличными деньгами - день поступления выручки в кассу". "Для
предприятий, которым разрешено определять срок реализации по
отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения
оборота считается их отгрузка (выполнение) и представление
покупателям расчетных документов".
В связи с этим при определении оборота по реализации продукции
следует руководствоваться действующим на момент проверки на
предприятии порядком (или по мере оплаты, или по мере предъявления
расчетных документов) учета реализации продукции и определения
финансовых результатов деятельности с учетом того, что согласно
письму Министерства экономики и финансов от 19.12.91 N 18-05
разрешен переход к применению нового плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий в течение
1992 года, в частности, к учету реализации продукции по отгрузке,
по мере готовности предприятия к этому переходу.
В соответствии с законодательством по налогу на добавленную
стоимость в облагаемый оборот включаются также суммы денежных
средств, получаемые предприятиями от своих покупателей
(заказчиков) за реализуемые им товары (работы, услуги) в виде
финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или
направленные в счет увеличения прибыли.
2.4.3. За повторное нарушение (сокрытие или занижение дохода
(прибыли), неучтение объекта налогообложения, допущенное вторично
в течение года с момента применения санкций за то же нарушение,
налоговые санкции применяются в виде взыскания всей суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за
иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в
двухкратном размере этой суммы, то есть суммы сокрытого дохода
(прибыли) либо суммы налога за неучтенный (сокрытый) объект
налогообложения.
В случае, приведенном в подпункте 2.4.1., следует взыскать 100
тыс.рублей в виде налоговой санкции и 200 тыс.рублей - штраф, а в
случае, приведенном в подпункте 2.4.2., следует взыскать налог в
сумме 140 тыс.руб. и штраф в размере 280 тыс.рублей.
2.4.4. При умышленном сокрытии или занижении дохода
(прибыли), что устанавливается судом (арбитражным судом) либо
решением суда по иску налогового органа или прокурора, может быть
взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой
или заниженной суммы дохода (прибыли).
Основанием для предъявления налоговым органом иска в суд на
предмет умышленного сокрытия налогоплательщиком дохода (прибыли)
могут быть, по мнению Госналогслужбы Российской Федерации, такие
действия налогоплательщика, как непредставление им в течение двух
и более отчетных периодов документов, необходимых для исчисления,
а также уплаты налога, неуплата в этот период причитающихся
бюджету платежей (при наличии денежных средств на счетах),
уничтожение документов или отказ их предъявить, наличие в местах
реализации продукции товара, неучтенного по бухгалтерским и другим
документам (накладным).
2.5. Штрафные санкции, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1
статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", применяются в виде штрафа в
размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм налога за
последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий
проверке (с учетом доначисленных сумм налога), за следующие (по
каждому в отдельности) виды нарушений:
2.5.1. За отсутствие учета объекта налогообложения
Например, за отсутствие учета прибыли, если не сформирован
конечный финансовый результат деятельности предприятия (не
определено окончательное сальдо прибыли за отчетный период), а
также сумма прибыли, подлежащая налогообложению (с учетом сумм
фактических затрат и расходов, учитываемых в соответствии с
законодательством при исчислении льгот по налогу на прибыль).
Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) должен
слагаться из фактического результата от реализации продукции
(работ и услуг), иных материальных ценностей и доходов от
внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим
операциям в соответствии с действующими Положениями по учету
прибыли. По дебету счета 80 отражаются убытки (потери), а по
кредиту - прибыли (доходы) предприятия. Сопоставление дебетового и
кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный
финансовый результат. Отсутствие такого результата в отчетности за
определенный период дает право применить вышеназванную санкцию.
К названному виду нарушений следует относить также допущенные
налогоплательщиком завышения сумм налога на добавленную стоимость,
причитающихся к возмещению, искажения, подделку или уничтожение
бухгалтерских и других документов по учету объектов
налогообложения, а также полное или частичное невключение объектов
налогообложения в налоговые отчеты, расчеты, декларации и другие
документы, необходимые для исчисления налогов и других платежей в
бюджет.
2.5.2. За ведение учета объекта налогообложения с грубым
нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или
занижение суммы налога за проверяемый период. При этом надо иметь
в виду, что штраф в размере 10 процентов применяется только при
условии, если эта сумма сокрытого или заниженного налога будет
составлять не менее 5 процентов от суммы налога, причитающегося к
уплате за последний отчетный квартал, непосредственно
предшествующий проверке (с учетом доначисленных сумм налога).
Под нарушениями ведения учета объекта налогообложения,
например, прибыли, следует иметь в виду:
- отсутствие установленных нормативными документами по ведению
учета регистров, книг, журналов и др.;
- отнесение затрат, не связанных с производством и реализацией
продукции, на себестоимость, а также расходов, не связанных с
извлечением внереализационных доходов, к расходам, необоснованно
уменьшающим облагаемую прибыль или доход;
- другие нарушения порядка ведения учета прибыли,
установленного действующими положениями и инструкциями Минфина
Российской Федерации, приведшие к искажению отчетности и
финансовых результатов деятельности налогоплательщика.
В случае отсутствия учета прибыли (дохода) или ведения его с
нарушением установленного порядка необходимо предложить
должностным лицам проверяемого предприятия или налогоплательщику -
физическому лицу, незамедлительно привести учет и отчетность в
состояние, отвечающее требованиям Положения о бухгалтерском учете
и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г.
N 10, и обеспечивающего реальную сумму прибыли и подлежащий взносу
в бюджет размер налога.
В случае невыполнения налогоплательщиком этих требований
налогового органа к нему применяются меры административного
воздействия (налагается административный штраф) и взыскивается
штраф в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм налога
за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий
проверке.
2.5.3. За непредставление или несвоевременное представление
документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога
и иных обязательных платежей в бюджет (бухгалтерских отчетов и
балансов, налоговых расчетов, деклараций, платежных поручений в
учреждения банков на перечисление налогов и других документов).
При применении этой санкции надо иметь в виду, что это
касается только тех платежей, по которым плательщик в соответствии
с законодательством обязан представлять указанные документы по
каждому в отдельности виду налога или другому обязательному
платежу в бюджет.
За непредставление или несвоевременное представление платежных
поручений (в том числе на авансовые платежи) в учреждения банков
на их уплату санкции применяются по всем видам налогов и других
обязательных платежей.
Налоговые органы при задержке представления налогоплательщиком
в банк платежных поручений, не всегда своевременно применяя
санкции к нарушителям, в некоторых случаях допускают
необоснованное суммирование 10-процентной санкции за каждый случай
задержки и предъявляют ее налогоплательщику, что вызывает
обоснованные их жалобы и обращения в арбитражный суд. Такая
практика недопустима, должностные лица налоговых органов в данных
случаях несут ответственность как за ненадлежащее осуществление
возложенных на них обязанностей.
При несвоевременном представлении (не более двух-трех дней
против установленного срока) налоговому органу таких документов,
как бухгалтерских отчетов (балансов), расчетов по налогу, по
уважительным причинам (болезнь главного бухгалтера и его
заместителя, невозможность доставки в срок вследствие
отдаленности, отсутствия транспорта или других непредвиденных
случаев), руководитель налогового органа может принять решение о
неприменении к налогоплательщику санкции в виде 10-процентного
штрафа с составлением акта (справки) об указанном нарушении, в
котором фиксируются оправдательные мотивы задержки представления
отчетов.
В этом случае может привлекаться к административной
ответственности руководитель предприятия или другого
хозяйствующего субъекта за непринятие им мер по своевременному
представлению налоговому органу названных документов (отчетов).
2.6. Пени, предусмотренные подпунктом "в" пункта 1 статьи 13
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", взыскиваются с налогоплательщика в случае
задержки им платежа (независимо от причин) в размере 0,2 процента
неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, начиная с
установленного срока уплаты выявленной задержкой суммы налога,
если законом не предусмотрены иные размеры пени.
Необходимо учесть, что указанная санкция и в таком же порядке
в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" применяется к
банкам и кредитным учреждениям.
При этом надо иметь в виду, что взыскание пени не освобождает
налогоплательщика (в том числе банки и кредитные учреждения) от
других видов ответственности, включая 10-процентный штраф за
несвоевременное представление налогоплательщиком банку платежного
поручения на уплату налога или налоговому органу - расчета налога
в бюджет по фактической прибыли даже в том случае, если финансовый
результат был нулевой или убыточный.
2.7. Кроме изложенных выше санкций, налогоплательщики,
нарушающие налоговое законодательство, несут ответственность в
соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в
виде других санкций, предусмотренных законодательными актами. Так,
в случае непредставления налогоплательщиками документов и
сведений, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов,
налоговые органы в установленном порядке имеют право
приостанавливать их операции по счетам в банках и кредитных
учреждениях.
Принятие таких мер должно осуществляться в каждом конкретном
случае после тщательной проверки имеющихся материалов и
рассмотрения всех вопросов, связанных с целесообразностью
приостановления банковских операций по счетам налогоплательщика.
При этом должен устанавливаться срок, на который
приостанавливаются операции, по истечении которого данный вопрос
рассматривается дополнительно.
2.8. В случае неисполнения налогоплательщиком своих
обязанностей их исполнение в соответствии с п.4 статьи 11 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" обеспечивается не только налоговыми санкциями и мерами
административной и уголовной ответственности, но и залогом
денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством или
гарантией кредиторов налогоплательщика в следующем порядке:
2.8.1. При невозможности юридического лица, осуществляющего
хозяйственную, предпринимательскую деятельность, уплатить
требуемые налоги и другие платежи в бюджет, налоговые органы в
соответствии с п.3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" обращаются в суд
(или арбитражный суд) о признании предприятия банкротом (порядок
признания банкротом определяется законодательством), а также о
лишении в установленном порядке юридического лица права
пользования полученной лицензией на определенный вид деятельности.
В случае ликвидации юридического лица в судебном порядке или
по решению собственника уплата недоимки по налогу производится
ликвидационной комиссией за счет имущества ликвидируемого
предприятия.
Если причитающаяся с ликвидируемого предприятия сумма платежа
превышает стоимость его имущества, указанную в акте ликвидационной
комиссии, принимаются меры ко взысканию с правопреемника всей
причитающейся суммы и одновременно вносятся соответствующие
исправления в полученный от ликвидационной комиссии баланс.
2.8.2. Если такого решения не принимается, то налоговые органы
принимают меры через судебных исполнителей по наложению ареста на
имущество должника и производству его описи.
Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах, один
из которых вручается налогоплательщику, второй - направляется
судебному исполнителю, третий - остается в налоговой инспекции.
При этом надо иметь в виду, что опись имущества - есть крайняя
мера, которая применяется лишь в исключительных случаях, когда
исчерпаны все возможности для добровольного исполнения
налогоплательщиком (должником) обязанностей по внесению требуемых
платежей.
2.9. Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным
платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных
законодательством по налогообложению, производится:
- с юридических лиц - в бесспорном порядке в течение шести лет
с момента образования указанной недоимки;
- с физических лиц - в судебном порядке путем обращения ее
(недоимки) на полученные ими доходы, а в случае их (доходов)
отсутствия - на имущество этих лиц. Срок исковой давности по
претензиям, предъявленным к физическим лицам по взысканию налогов
в бюджет, установлен законодательством в три года.
2.10. К юридическим и физическим лицам, освобожденным в
установленном порядке от уплаты налогов, виды ответственности,
предусмотренные статьей 13 этого Закона, не применяются.
3. Административные штрафы за нарушения
налогового законодательства
3.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового
законодательства, должны привлекаться в установленном законом
порядке к административной, уголовной и дисциплинарной
ответственности.
3.2. Права налоговых органов по применению санкций в
административном порядке определены статьями 7 и 8 Закона РСФСР "О
Государственной налоговой службе РСФСР" и соответствующими
изменениями и дополнениями к ним.
3.3. Административные штрафы применяются в тех случаях, когда
в результате проведения проверки предприятий, учреждений,
организаций и граждан налоговыми органами выявлены нарушения,
предусмотренные статьей 12 Закона РСФСР "О Государственной
налоговой службе РСФСР", статьями 13 и 15 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" со
стороны должностных лиц и граждан, виновных в:
- сокрытии (занижении) дохода (прибыли) или сокрытии
(неучтении) иных объектов налогообложения;
- отсутствии бухгалтерского учета или ведения его с нарушением
установленного порядка, а также искажении бухгалтерских отчетов,
балансов и других документов;
- непредставлении, несвоевременном представлении или
представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов,
балансов и других документов;
- нарушении гражданами законодательства о предпринимательской
деятельности или занятии предпринимательской деятельностью, в
отношении которой имеется специальное запрещение;
- непредставлении или несвоевременном представлении декларации
о доходах, а также в представлении ее с искаженными данными;
- непредставлении банками, кредитными учреждениями, биржами и
иными предприятиями налоговым органам данных о
финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов
этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год. При
применении этой санкции надо иметь в виду, что, впредь до
установления порядка представления указанных данных, налоговые
органы запрашивают банки и получают по взаимной договоренности с
их руководителями данные о финансово-хозяйственных операциях
налогоплательщиков - клиентов этих учреждений в течение года, в
частности, при нарушениях ими (клиентами банков) налогового
законодательства и необходимости привлечения их к установленной
Законом ответственности.
При непредставлении налоговым органам названных данных за
истекший финансовый год, ответственность руководителей банков и
других кредитных учреждений наступает в соответствии со статьей 15
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации";
- задержке исполнения банками и кредитными учреждениями
поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или
в государственные внебюджетные фонды и использование
неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (это
надо установить документально проведением специальной проверки).
При этом надо исходить из того, что в случае, если на момент
представления в банк поручения на перечисление причитающихся
бюджету платежей по налогам и сборам, а также по взыскиваемым
санкциям за нарушение налогового законодательства на счете
налогоплательщика имеются средства, обеспечивающие эти и другие
первоочередные неотложные платежи (например, на заработную плату),
а банком в течение пяти и более дней эти поручения не исполняются,
есть основания к организации специальной проверки банка на предмет
установления причин в задержке платежей и в случае использования
банком неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов
- применения к нему финансовых санкций, а к их руководителям -
административных штрафов, в порядке и размерах, предусмотренных
статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации";
- неисполнении или задержке исполнения платежного поручения
налогоплательщика по вине банка или кредитного учреждения. При
этом взыскание пени не освобождает банки или кредитные учреждения
и их руководителей по привлечению их к другим видам
ответственности, предусмотренным названным Законом.
Особо обращается внимание на то, что при открытии расчетного
или иного счета налогоплательщика в банке или ином кредитном
учреждении его руководители (банка) обязаны в пятидневный срок
сообщить налоговому органу об открытии указанных счетов. За
невыполнение указанных требований на руководителей этих учреждений
налагаются административные штрафы в размере пятикратного
установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда.
3.4. При рассмотрении и вынесении постановлений по делам об
административной ответственности руководителей и главных
бухгалтеров хозяйствующих субъектов необходимо учитывать, что в
соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" руководитель предприятия и организации производит
найм и увольнение главного бухгалтера по аналогии с другими
руководителями отделов и цехов, в связи с чем у главного
бухгалтера снижаются права по своей защите.
В соответствии с пунктом 18 Положения о бухгалтерском учете и
отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом
Министерства финансов Российской Федерации N 10 от 20 марта 1992
года, ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в
первую очередь руководитель предприятия, учреждения, организации.
3.5. Должностные лица хозяйствующего субъекта привлекаются к
административной ответственности за нарушение налогового
законодательства только в том случае, если этот субъект является
плательщиком налогов по данному объекту налогообложения.
4. Уголовная ответственность
4.1. В соответствии со статьей 162.2 и 162.3 Уголовного
кодекса РСФСР виновные лица наказываются штрафом в установленных
этими статьями размерах или привлекаются к уголовной
ответственности в виде лишения свободы до 5 лет за сокрытие
полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в
крупных размерах, или особо крупных размерах и т.д., а также за
уклонение от явки в органы Государственной налоговой службы для
дачи пояснений или отказ от дачи пояснений (в присутствии понятых)
об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме, а равно
за непредставление документов и иной информации о деятельности
хозяйствующего субъекта по требованию органов Государственной
налоговой службы.
4.2. При установлении в ходе проверки фактов подобных
нарушений налогоплательщиком налогового законодательства и
влекущих уголовную ответственность, об этом составляется акт в
трех экземплярах со всеми приложениями и протоколом изъятия
документов. Первый экземпляр направляется в правоохранительные
органы. При этом передаваемые материалы должны содержать:
заявление (письмо) руководителя государственной налоговой
инспекции, в котором должно быть изложено, в чем состоит суть
выявленных фактов грубых нарушений налогового законодательства и
злоупотреблений, какие именно законы нарушены, какой ущерб нанесен
государству и виновные в этом лица; акт документальной проверки
предприятия, подписанный надлежащими лицами; подлинные документы
или копии документов, подтверждающие факты выявленных грубых
нарушений налогового законодательства и злоупотреблений;
объяснения проверяемых, а также лиц, чьи сведения имеют значение
для проверки обстоятельств грубых нарушений налогового
законодательства и злоупотреблений; заключения проверяющих по этим
объяснениям. В делах государственной налоговой инспекции должны
быть оставлены копии всех передаваемых в правоохранительные органы
материалов.
Перед правоохранительными органами ставится вопрос о
привлечении виновных лиц к уголовной ответственности и
одновременно о принятии мер к обеспечению гражданских исков в
целях возмещения ущерба, причиненного государству.
Передача материалов документальной проверки правоохранительным
органам для привлечения виновных к уголовной ответственности
осуществляется при участии Главного управления налоговых
расследований и его органов на местах.
Отказы в возбуждении или прекращении уголовного дела,
возбужденного по материалам документальной проверки, могут быть
обжалованы в установленном законом порядке.
5. Обжалование действий налоговых органов
5.1. При несогласии с действиями должностных лиц налоговых
органов налогоплательщики вправе обжаловать эти действия в
вышестоящие налоговые инспекции, которым непосредственно подчинены
должностные лица этих органов.
Порядок составления и представления заключений по материалам
разногласий предприятий с государственными налоговыми инспекциями
по актам документальных проверок изложен в приложении к письму
Госналогслужбы Российской Федерации от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284.
Решения по жалобам могут быть обжалованы в вышестоящие
государственные налоговые инспекции в течение одного месяца.
Государственной налоговой службе Российской Федерации и
государственным налоговым инспекциям предоставлено право отменять
решение нижестоящих налоговых инспекций.
Налогоплательщики при несогласии с решением Государственной
налоговой службы Российской Федерации вправе обратиться в Высший
арбитражный суд Российской Федерации.
5.2. В случае ненадлежащего осуществления налоговыми органами
и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, в результате
чего налогоплательщику причинен ущерб, он подлежит возмещению в
установленном порядке (включая упущенную выгоду), кроме того, они
могут привлекаться к другим видам ответственности, предусмотренной
действующим законодательством.
При этом надо иметь в виду, что факт причинения такого ущерба
и его размер устанавливается только в судебном порядке в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации
Н.В.ИВАНОВ
|