Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ ОТ 05.11.92 N ИЛ-4-14/70 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАЛОГОВЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

 ОТМЕНЕН
    ПИСЬМОМ Госналогслужбы РФ от 06.10.93 N ВГ-6-14/344


          ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  ПИСЬМО
                     от 5 ноября 1992 г. N ИЛ-4-14/70

        Государственная налоговая    служба    Российской    Федерации
    направляет для использования в практической работе Рекомендации по
    применению государственными   налоговыми  инспекциями  санкций  за
    нарушение налогового законодательства,  подготовленные  на  основе
    вопросов, поступивших от налоговых органов.
        В указанных  Рекомендациях  предлагается  процедура   действий
    налоговых  инспекций   в   вопросах   определения,   оформления  и
    взыскания предусмотренных законодательством санкций,  отнесенных к
    компетенции налоговых органов.
        Предложения по дальнейшему  совершенствованию  указанных  выше
    Рекомендаций и вопросы,  возникающие в практике применения санкций
    за нарушение налогового  законодательства,  просьба  направлять  в
    Контрольное управление Госналогслужбы Российской Федерации.

                                Руководитель Государственной налоговой
                                           службы Российской Федерации
                                                           И.Н.ЛАЗАРЕВ





                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
                                               к письму Госналогслужбы
                                                  Российской Федерации
                                      от 5 ноября 1992 г. N ИЛ-4-14/70

                               РЕКОМЕНДАЦИИ
          по применению государственными налоговыми инспекциями
             санкций за нарушение налогового законодательства

        1. Настоящие  рекомендации  по применению налоговых санкций за
    нарушение налогового законодательства разработаны в соответствии с
    Законом  Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об
    основах   налоговой   системы   Российской   Федерации",   Законом
    Российской  Федерации  от  16  июля  1992 г.  N 3317-1 "О внесении
    изменений и дополнений в налоговую систему России",  Законом РСФСР
    "О  Государственной налоговой службе РСФСР" от 21 марта 1991 г.  N
    944-1, другими законодательными актами по вопросам налогообложения
    и   определяют   порядок   оформления,  предъявления  и  взыскания
    налоговыми органами предусмотренных указанными актами  санкций,  а
    также процедуру действий этих органов.
        Согласно указанным законодательным актам Российской  Федерации
    предприятия,  учреждения,    организации,    независимо    от   их
    организационно-правовой формы и  форм  собственности  (юридические
    лица) и   граждане   (физические   лица)   являются  плательщиками
    установленных налогов сборов и пошлин  на  получаемые  ими  доходы
    (прибыль) или  на  иные объекты налогообложения,  а их должностные
    лица (юридических   лиц)  и  граждане  несут  ответственность   за
    нарушение налогового  законодательства  в  виде налоговых санкций,
    административной и уголовной ответственности.
        Государственным налоговым   органам  и  их  должностным  лицам
    предоставлено право  применять  к  предприятиям,  организациям   и
    учреждениям установленные  законодательством  санкции и взыскивать
    их, налагать на должностных лиц и граждан,  виновных  в  нарушении
    законодательства, административные штрафы.
        При выполнении  этих  функций  налоговым  органам   необходимо
    руководствоваться положениями статей 7 - 10,  11 - 14 Закона РСФСР
    "О Государственной налоговой службе РСФСР",  статей 11  -  16,  24
    Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в
    Российской Федерации",  пункта 11 Закона Российской  Федерации  "О
    внесении  изменений  и  дополнений  в  налоговую систему России" и
    исходя из этого следующим:
        1.1. Предусмотренные  перечисленными  законодательными  актами
    налоговые санкции применяются на основании  проводимых  налоговыми
    органами проверок   документов   налогоплательщиков,  связанных  с
    исчислением и  уплатой  налогов,    обследований  (с   соблюдением
    соответствующих правил)    любых    производственных,   складских,
    торговых и  иных   помещений   налогоплательщиков,   связанных   с
    получением прибыли  (доходов)  или  с  содержанием  иных  объектов
    обложения налогами и другими платежами в бюджет и  государственные
    внебюджетные фонды всех, без исключения, предприятий, учреждений и
    организаций, независимо  от  форм  их   собственности,   а   также
    предприятий с особым режимом работы.
        1.2. По результатам проверок и обследований  должностные  лица
    налоговых  органов  в  обязательном   порядке  составляют акты,  в
    которых должны   быть  изложены  конкретные  данные  о  выявленных
    нарушениях  налогового  законодательства,  порядка  ведения  учета
    доходов, расходов,  денежных операций,  бухгалтерской  отчетности,
    составления налоговых   расчетов,   отчетов,   деклараций   и   их
    представления налоговым  органам.  В   актах   фиксируются   суммы
    сокрытого (заниженного)  дохода (прибыли) или суммы налога за иной
    сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также конкретные
    факты других  нарушений (отсутствие учета объекта налогообложения,
    ведения его  с  нарушением  требуемого  (установленного)  порядка,
    непредставление или   задержка  представления  документов,  уплаты
    налогов и др.).
        В актах  вскрытые  нарушения  должны  быть отражены по каждому
    виду налогов и виду нарушений отдельными разделами  с  приложением
    требуемых расчетов  и  документов  (при  необходимости - подлинных
    документов или    их    копий).     При     изъятии     документов
    налогоплательщика,  свидетельствующих   о   сокрытии   (занижении)
    прибыли (дохода) или о  сокрытых  иных  объектах  налогообложения,
    необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным инструкцией
    Министерства финансов РСФСР от 26.07.91 N 16/176.  При этом должно
    приниматься письменное         мотивированное        постановление
    соответствующего должностного лица.
        В актах     излагаются     обязательные     для     выполнения
    налогоплательщиком требования об устранении выявленных  нарушений,
    а также предложения  о перечислении сумм сокрытого или заниженного
    дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный
    объект налогообложения,   а  также санкций  за  другие  нарушения,
    предусмотренные перечисленными  выше  законодательными  актами   с
    указанием отдельно конкретных сумм,  подлежащих зачислению в доход
    республиканского и местных бюджетов в  соответствии с  нормативами
    распределения налоговых поступлений,  законодательно установленных
    на соответствующий период отчетного года,  и перечислению  в  фонд
    социального развития   налоговой  службы  и  внебюджетные    фонды
    местных советов и местной администрации с указанием сроков.
        По выявленным нарушениям, за которые виновные должностные лица
    или граждане   подлежат   привлечению   налоговыми   органами    к
    административной ответственности,  составляются  и  прилагаются  к
    материалам проверки протоколы об административном правонарушении и
    административной ответственности.
        Акты должны быть подписаны проверяющими (должностными   лицами
    налоговых органов  и  другими участниками проверок),  должностными
    лицами (руководителем    и   главным   бухгалтером)   предприятия,
    организации или гражданином (физическим лицом).
        В случаях  несогласия  с   фактами,   изложенными   в   актах,
    налогоплательщик (соответствующее  должностное лицо или гражданин)
    обязан подписать   акт с  изложением   письменных   возражений   и
    приложением при   этом  объяснений  и  документов,  подтверждающих
    мотивы своих возражений.
        При отказе  налогоплательщика  от подписи  акта  проверяющим в
    конце акта делается сноска "Налогоплательщик от подписи  отказался
    без объяснения и обоснования мотивов отказа".
        Если в результате проверки не установлены нарушения налогового
    законодательства, влекущие за собой соответствующие санкции, то по
    материалам проверки  составляется  справка  о  ее  результатах , с
    соответствующими предложениями при необходимости.
        Все материалы   проверок  (акты,   справки,    протоколы    об
    административном правонарушении  и  др.) не позднее следующего дня
    после их   подписания   регистрируются   налоговыми   органами   в
    специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован
    и скреплен печатью налогового органа.
        1.3. Руководители  налоговых  органов в течение не более 10-ти
    дней со дня подписания  материалов  (актов)  проверок,  в  которых
    зафиксированы нарушения    и   предложения   проверяющих   по   их
    устранению, должны принять по ним соответствующие  решения,  в том
    числе по применяемым к налогоплательщику санкциям.
        При представлении налогоплательщиком возражений по  материалам
    проверки   они   рассматриваются  в  присутствии  должностных  лиц
    проверяемых предприятий или налогоплательщиков  (физических  лиц),
    представивших  эти  возражения.  Если  эти  должностные  лица  или
    граждане,  после  их  письменного   предупреждения   (направляется
    заказное  письмо  или  вручается  лично  под расписку) о времени и
    месте  рассмотрения  материалов,  не  явились,  то  их  возражения
    рассматриваются   в   их  отсутствии,  а  результаты  рассмотрения
    оформляются протоколами  и  доводятся  до  них  в  указанном  выше
    порядке.
        Решения о применении санкций за  нарушения,  факты  совершения
    которых    не    требуют    документальной   проверки   (например,
    непредставление документов,  необходимых для исчисления,  а  также
    для  уплаты  налогов  и  других  обязательных  платежей в бюджет),
    принимаются руководителями налоговых органов на основании справок,
    докладных (служебных записок) соответствующих должностных лиц этих
    органов после необходимой проверки этих  фактов.  По  всем  другим
    нарушениям  решения  о  применении  санкций  принимаются  по актам
    документальных проверок.
        О принятом решении налоговые органы сообщают в письменном виде
    налогоплательщикам до  наступления  срока  (за  три  дня)   уплаты
    доначисленных сумм и налоговых санкций.
        1.4. Решения  о  применении  санкций  принимают   руководители
    налоговых органов при строгом соблюдении прав и охраняемых законом
    интересов юридических и физических лиц.
        В случае,   если   размер  применяемых  санкций  за  нарушение
    налогового законодательства   может   привести    к    прекращению
    дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика или его
    банкротству (до  принятия  соответствующего  Закона),  необходимые
    материалы (мотивированное      заключение,      ходатайство      с
    соответствующими  обоснованиями)    представляются    начальниками
    госналогинспекций по   республикам,   краям,   областям,  округам,
    гг. Москвы и Санкт-Петербурга в Государственную  налоговую  службу
    Российской Федерации   для   рассмотрения  и  принятия  решения  в
    установленном порядке.
        Местные Советы  народных  депутатов в соответствии с Законом о
    местном самоуправлении вправе  принимать  решение  о  возврате  из
    местного бюджета  средств,  взысканных  с налогоплательщика в виде
    налоговых санкций,  в части,  причитающейся этому бюджету.  В этих
    случаях делаются  соответствующие  записи  в  специальном  журнале
    регистрации (ведущимся в  соответствии  с  п.1.2  рекомендаций)  с
    приложением копии  данного  решения,  а также отражением отдельной
    строкой в отчетности по ф.2Н.

                    2. Налоговые (финансовые) санкции
                 за нарушение налогового законодательства

        2.1. Налоговые (финансовые) санкции, предусмотренные пунктом 1
    статьи 13 Закона Российской  Федерации  от  27.12.91  "Об  основах
    налоговой   системы   в   Российской  Федерации",  применяются  за
    установленные этой статьей нарушения налогового  законодательства,
    допущенные  с  момента  введения  Закона  в действие,  то есть с 1
    января 1992 года.
        Эти санкции  применяются  и  в том случае,  если при проверках
    налогоплательщика будут    установлены    нарушения     налогового
    законодательства, допущенные  им  при составлении  годового отчета
    о финансово-хозяйственной или другой деятельности за 1991 год,  то
    есть в период действия названного Закона.
        Исходя из  статьи  2  названного  Закона,  указанные   санкции
    применяются к  неисправным плательщикам налогов, сборов,  пошлин и
    других платежей, включаемых в налоговую систему.
        Эти санкции не должны применяться, в частности:
        - по  платежам,  не  имеющим  объектов   налогообложения   (не
    относящимся к объектам налогообложения),  например,  сумма выручки
    от реализации конфискованного имущества и  имущества,  перешедшего
    по праву наследования к государству;
        - по  экономическим  и   штрафным   санкциям,   взимаемым   по
    постановлениям (решениям)   органов   Госстандарта,   арбитража  и
    других;
        - по   платежам, взыскиваемым в  государственные  внебюджетные
    фонды, по которым порядок применения санкций установлен отдельными
    законодательными актами  об  этих  фондах  (Пенсионный фонд,  Фонд
    социального страхования,    Государственный     фонд     занятости
    населения), а   также   в   случаях,   когда  порядок  образования
    государственных внебюджетных фондов  (отраслевые  и  межотраслевые
    внебюджетные фонды),   утвержденный   Правительством   России,  не
    предусматривает штрафных санкций за неуплату платежей.
        Если налогоплательщик   освобожден  в установленном порядке от
    уплаты определенного вида налога,  налоговые органы в обязательном
    порядке проверяют   соблюдение  им  условий  предоставления  такой
    льготы и сроки (период) ее действия.
        В случае   утраты   плательщиком   права  на  такую  льготу  в
    проверяемом периоде и неуплату в установленные сроки причитающихся
    в связи  с  этим  платежей в бюджет,  санкции к нему применяются в
    установленном порядке.
        2.2. Основанием  для  применения санкций является неисполнение
    налогоплательщиком своих обязанностей,  возникающих при наличии  у
    него объекта  налогообложения и в предусмотренных статьей 8 Закона
    РСФСР "О Государственной налоговой  службе  РСФСР"  и  статьей  13
    Закона Российской   Федерации   "Об   основах   налоговой  системы
    Российской Федерации"      случаях      нарушения       налогового
    законодательства в виде:
        - сокрытия (занижения)  дохода  (прибыли)  или  иного  объекта
    налогообложения;
        - отсутствия учета объекта налогообложения;
        - ведения учета объекта налогообложения,  составления  отчетов
    о финансово-хозяйственной деятельности с нарушением установленного
    порядка;
        - несвоевременной или не в полном размере уплате налогов;
        - непредставления  налоговым  органам  документов  и сведений,
    необходимых для исчисления, а также банкам для уплаты налогов;
        - невнесения исправлений в  бухгалтерскую отчетность в размере
    суммы сокрытого  или  заниженного  дохода (прибыли),   выявленного
    проверками налоговых органов;
        - невыполнения  требований  налогового  органа  об  устранении
    выявленных нарушений законодательства о налогах.
        2.3. Органы   Государственной   налоговой    службы    обязаны
    осуществлять контроль  и  применять санкции за неуплату (уклонение
    от уплаты) платежей в государственные внебюджетные  фонды  лишь  в
    тех случаях,   когда   ответственность    за   это   возложена  на
    них законодательством или другими нормативными  актами  Российской
    Федерации, в   порядке,   сообщаемом   Госналогслужбой  Российской
    Федерации.
        Налоговые органы    не    вправе    применять    санкции,   не
    предусмотренные налоговым законодательством.
        2.4. Налоговые    (финансовые)    санкции,    применяемые    в
    соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской
    Федерации "Об  основах  налоговой  системы в Российской Федерации"
    (сокрытие или занижение дохода или иного объекта налогообложения),
    исчисляются и взыскиваются в следующем порядке и размерах:
        2.4.1. За сокрытие или занижение дохода (прибыли) взыскивается
    вся сумма  сокрытого  или  заниженного  дохода (прибыли) и штраф в
    размере той же суммы.
        При исчислении  этой  санкции  нужно  исходить из того,  что в
    соответствии с  пунктом  4  раздела  2  инструкции  Госналогслужбы
    Российской  Федерации  от  06.03.92  N  4  "О порядке исчисления и
    уплаты в бюджет  налога  на  прибыль  предприятий  и  организаций"
    объектом  обложения  налогом является валовая прибыль предприятия,
    уменьшенная   (увеличенная)   в   соответствии   с    положениями,
    предусмотренными  настоящим разделом инструкции,  то есть прибыль,
    показываемая по строке 7 "Расчета налога от  фактической  прибыли"
    (приложение  4 к инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от
    6 марта 1992 г.  N 4),  без учета  льгот  по  налогу  на  прибыль,
    отражаемых  по  строке 6 указанного расчета (строка 3 - строка 4 -
    строка 5 расчета).
        Неправильное исчисление  льгот  по  налогу  на  прибыль нельзя
    рассматривать  как  сокрытие  (занижение)  прибыли  с  применением
    соответствующих    санкций   (письмо   Госналогслужбы   Российской
    Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.92
    N ИЛ-6-01/331 и 04-01-09).
        Пример. При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль
    составила 1  млн.рублей,  тогда  как  по  данным  плательщика  она
    определена в  сумме  850  тыс.рублей.  Расхождение  составило  150
    тыс.рублей, из которых за счет:
        1. Неправильного отнесения затрат
           на себестоимость                              70 тыс.рублей
        2. Искажения в расчете предельного
           уровня оплаты труда                           30 тыс.рублей
        3. Неправомерного применения льготы              50 тыс.рублей
        Следует взыскать в виде санкций:
        заниженную прибыль (70 + 30 тыс.руб.)           100 тыс.рублей
        штраф                                           100 тыс.рублей
        Всего                                           200 тыс.рублей
        В соответствии  с  пунктом  1  статьи  11  Закона   Российской
    Федерации "Об  основах  налоговой  системы в Российской Федерации"
    налогоплательщики обязаны  вносить  исправления  в   бухгалтерскую
    отчетность в   размере  суммы  сокрытого  или  заниженного  дохода
    (прибыли), если  эти  изменения  затрагивают  конечный  финансовый
    результат деятельности предприятия, отражаемый в его бухгалтерском
    балансе.
        В данном примере следует уточнить расчет налога от фактической
    прибыли в связи с неправомерным применением льгот на 50 тыс.рублей
    и искажением   в   расчете  предельного  уровня  оплаты  -  на  30
    тыс.рублей, а также внести исправления в бухгалтерскую отчетность,
    увеличив прибыль  на  70 тыс.рублей,  с которой в дальнейшем будет
    исчислен налог.
        2.4.2. За  иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения
    (кроме сокрытия дохода (прибыли)  по  пункту  2.4.1)  взыскивается
    сумма налога и штраф в такой же сумме.
        Пример. При  проверке   установлено   занижение   фактического
    оборота по   реализации  продукции,  отраженного  в  периодической
    отчетности (квартальном бухгалтерском балансе) на 500 тыс.рублей.
        С указанной  суммы  занижения  следует  доначислить и взыскать
    налог на добавленную стоимость в размере 140  тыс.рублей  (28%)  и
    штраф - 140 тыс.рублей.
        Одновременно в  связи  с изменением объема реализации на сумму
    заниженного  оборота  определяется   заниженная   сумма   прибыли,
    подлежащая отражению в бухгалтерском отчете (балансе) квартала,  в
    котором   проводится    проверка,    и    взыскиваются    санкции,
    предусмотренные за сокрытие или занижение дохода (прибыли).
        При применении этой санкции необходимо учесть,  что статьей  3
    Закона   РСФСР  "О  налоге  на  добавленную  стоимость"  объектами
    налогообложения определены обороты  по  реализации  на  территории
    РСФСР     товаров     (кроме     импортных),     в    том    числе
    производственно-технического  назначения,  выполненных   работ   и
    оказанных услуг,  а статьей 8 этого Закона установлено, что "датой
    совершения оборота считается день поступления  средств  за  товары
    (работы,  услуги)  на  счета  в учреждения банков,  а при расчетах
    наличными деньгами -  день  поступления  выручки  в  кассу".  "Для
    предприятий,  которым  разрешено  определять  срок  реализации  по
    отгрузке  товаров  (выполнению  работ,  услуг),  датой  совершения
    оборота   считается   их  отгрузка  (выполнение)  и  представление
    покупателям расчетных документов".
        В связи с этим при определении оборота по реализации продукции
    следует руководствоваться   действующим   на  момент  проверки  на
    предприятии порядком (или по мере оплаты, или по мере предъявления
    расчетных документов)  учета  реализации  продукции  и определения
    финансовых результатов деятельности с учетом  того,  что  согласно
    письму Министерства  экономики  и  финансов  от  19.12.91  N 18-05
    разрешен переход к применению нового плана  счетов  бухгалтерского
    учета финансово-хозяйственной  деятельности  предприятий в течение
    1992 года,  в частности, к учету реализации продукции по отгрузке,
    по мере готовности предприятия к этому переходу.
        В соответствии с законодательством по  налогу  на  добавленную
    стоимость в  облагаемый  оборот  включаются  также  суммы денежных
    средств, получаемые    предприятиями    от    своих    покупателей
    (заказчиков) за  реализуемые  им  товары  (работы,  услуги) в виде
    финансовой помощи,  пополнения фондов специального назначения  или
    направленные в счет увеличения прибыли.
        2.4.3. За повторное нарушение (сокрытие или  занижение  дохода
    (прибыли), неучтение объекта налогообложения,  допущенное вторично
    в течение года с момента применения санкций за  то  же  нарушение,
    налоговые санкции   применяются   в   виде  взыскания  всей  суммы
    сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо  суммы  налога  за
    иной сокрытый  или  неучтенный  объект  налогообложения и штрафа в
    двухкратном размере этой суммы,  то есть  суммы  сокрытого  дохода
    (прибыли) либо   суммы  налога  за  неучтенный  (сокрытый)  объект
    налогообложения.
        В случае, приведенном в подпункте 2.4.1., следует взыскать 100
    тыс.рублей в виде налоговой санкции и 200 тыс.рублей - штраф,  а в
    случае,  приведенном в подпункте 2.4.2.,  следует взыскать налог в
    сумме 140 тыс.руб. и штраф в размере 280 тыс.рублей.
        2.4.4. При   умышленном    сокрытии   или   занижении   дохода
    (прибыли), что  устанавливается  судом  (арбитражным  судом)  либо
    решением суда по иску налогового органа или прокурора,  может быть
    взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере  сокрытой
    или заниженной суммы дохода (прибыли).
        Основанием для предъявления налоговым органом иска  в  суд  на
    предмет умышленного  сокрытия  налогоплательщиком дохода (прибыли)
    могут быть,  по мнению Госналогслужбы Российской Федерации,  такие
    действия налогоплательщика,  как непредставление им в течение двух
    и более отчетных периодов документов,  необходимых для исчисления,
    а также  уплаты  налога,  неуплата  в  этот  период  причитающихся
    бюджету платежей  (при  наличии  денежных  средств   на   счетах),
    уничтожение документов  или отказ их предъявить,  наличие в местах
    реализации продукции товара, неучтенного по бухгалтерским и другим
    документам (накладным).
        2.5. Штрафные санкции, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1
    статьи 13   Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой
    системы в Российской  Федерации",  применяются  в  виде  штрафа  в
    размере 10  процентов  от  причитающихся  к  уплате сумм налога за
    последний отчетный   квартал,    непосредственно    предшествующий
    проверке (с  учетом  доначисленных сумм налога),  за следующие (по
    каждому в отдельности) виды нарушений:
        2.5.1. За отсутствие учета объекта налогообложения
        Например, за отсутствие учета  прибыли,  если  не  сформирован
    конечный финансовый   результат   деятельности   предприятия   (не
    определено окончательное сальдо прибыли  за  отчетный  период),  а
    также сумма  прибыли,  подлежащая  налогообложению (с учетом  сумм
    фактических затрат  и  расходов,  учитываемых  в  соответствии   с
    законодательством при исчислении льгот по налогу на прибыль).
        Конечный финансовый  результат  (прибыль  или  убыток)  должен
    слагаться из   фактического  результата  от  реализации  продукции
    (работ и  услуг),  иных  материальных  ценностей  и   доходов   от
    внереализационных операций,  уменьшенных на сумму расходов по этим
    операциям в  соответствии  с  действующими  Положениями  по  учету
    прибыли. По  дебету  счета  80  отражаются  убытки (потери),  а по
    кредиту - прибыли (доходы) предприятия. Сопоставление дебетового и
    кредитового оборотов   за   отчетный  период  показывает  конечный
    финансовый результат. Отсутствие такого результата в отчетности за
    определенный период дает право применить вышеназванную санкцию.
        К названному  виду нарушений следует относить также допущенные
    налогоплательщиком завышения сумм налога на добавленную стоимость,
    причитающихся  к возмещению,  искажения,  подделку или уничтожение
    бухгалтерских   и   других   документов    по    учету    объектов
    налогообложения, а также полное или частичное невключение объектов
    налогообложения в налоговые отчеты,  расчеты,  декларации и другие
    документы,  необходимые для исчисления налогов и других платежей в
    бюджет.
        2.5.2. За  ведение  учета  объекта  налогообложения  с  грубым
    нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или
    занижение суммы налога за проверяемый период.  При этом надо иметь
    в виду,  что штраф в размере 10 процентов применяется  только  при
    условии,  если  эта  сумма  сокрытого или заниженного налога будет
    составлять не менее 5 процентов от суммы налога,  причитающегося к
    уплате    за    последний    отчетный   квартал,   непосредственно
    предшествующий проверке (с учетом доначисленных сумм налога).
        Под нарушениями   ведения   учета   объекта   налогообложения,
    например, прибыли, следует иметь в виду:
        - отсутствие установленных нормативными документами по ведению
    учета регистров, книг, журналов и др.;
        - отнесение затрат, не связанных с производством и реализацией
    продукции, на  себестоимость,  а  также  расходов,  не связанных с
    извлечением внереализационных доходов,  к расходам,  необоснованно
    уменьшающим облагаемую прибыль или доход;
        - другие   нарушения   порядка    ведения    учета    прибыли,
    установленного действующими  положениями  и  инструкциями  Минфина
    Российской Федерации,   приведшие   к   искажению   отчетности   и
    финансовых результатов деятельности налогоплательщика.
        В случае отсутствия учета прибыли (дохода) или ведения  его  с
    нарушением установленного     порядка     необходимо    предложить
    должностным лицам проверяемого предприятия или налогоплательщику -
    физическому лицу,  незамедлительно  привести  учет  и отчетность в
    состояние, отвечающее требованиям Положения о бухгалтерском  учете
    и отчетности   в   Российской  Федерации,  утвержденного  приказом
    Министерства финансов  Российской Федерации  от  20  марта 1992 г.
    N 10, и обеспечивающего реальную сумму прибыли и подлежащий взносу
    в бюджет размер налога.
        В случае   невыполнения   налогоплательщиком  этих  требований
    налогового органа  к  нему  применяются   меры   административного
    воздействия (налагается  административный  штраф)  и  взыскивается
    штраф в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм налога
    за последний   отчетный  квартал,  непосредственно  предшествующий
    проверке.
        2.5.3. За  непредставление  или  несвоевременное представление
    документов, необходимых для исчисления,  а также для уплаты налога
    и иных  обязательных  платежей  в  бюджет (бухгалтерских отчетов и
    балансов, налоговых расчетов,  деклараций,  платежных поручений  в
    учреждения банков на перечисление налогов и других документов).
        При применении  этой  санкции  надо  иметь  в  виду,  что  это
    касается только тех платежей, по которым плательщик в соответствии
    с законодательством обязан  представлять  указанные  документы  по
    каждому в   отдельности  виду  налога  или  другому  обязательному
    платежу в бюджет.
        За непредставление или несвоевременное представление платежных
    поручений (в том числе на авансовые платежи) в  учреждения  банков
    на их  уплату  санкции  применяются по всем видам налогов и других
    обязательных платежей.
        Налоговые органы при задержке представления налогоплательщиком
    в банк  платежных  поручений,  не  всегда  своевременно   применяя
    санкции к    нарушителям,    в    некоторых    случаях   допускают
    необоснованное суммирование 10-процентной санкции за каждый случай
    задержки и   предъявляют   ее   налогоплательщику,   что  вызывает
    обоснованные их  жалобы  и  обращения  в  арбитражный  суд.  Такая
    практика недопустима,  должностные лица налоговых органов в данных
    случаях несут ответственность как  за  ненадлежащее  осуществление
    возложенных на них обязанностей.
        При несвоевременном представлении  (не  более  двух-трех  дней
    против установленного  срока)  налоговому органу таких документов,
    как бухгалтерских отчетов  (балансов),   расчетов  по  налогу,  по
    уважительным причинам   (болезнь   главного   бухгалтера   и   его
    заместителя, невозможность    доставки    в    срок     вследствие
    отдаленности, отсутствия   транспорта  или  других  непредвиденных
    случаев), руководитель налогового органа может принять  решение  о
    неприменении к  налогоплательщику  санкции  в  виде 10-процентного
    штрафа с составлением акта (справки)  об  указанном  нарушении,  в
    котором фиксируются  оправдательные  мотивы задержки представления
    отчетов.
        В этом    случае   может   привлекаться   к   административной
    ответственности руководитель     предприятия      или      другого
    хозяйствующего субъекта  за  непринятие  им  мер по своевременному
    представлению налоговому органу названных документов (отчетов).
        2.6. Пени,  предусмотренные  подпунктом "в" пункта 1 статьи 13
    Закона Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой  системы   в
    Российской Федерации",  взыскиваются  с налогоплательщика в случае
    задержки им платежа (независимо от причин) в размере 0,2  процента
    неуплаченной суммы  налога  за  каждый  день просрочки,  начиная с
    установленного срока уплаты  выявленной  задержкой  суммы  налога,
    если законом не предусмотрены иные размеры пени.
        Необходимо учесть,  что указанная санкция и в таком же порядке
    в соответствии  со  статьей  15  Закона  Российской  Федерации "Об
    основах налоговой системы в Российской  Федерации"  применяется  к
    банкам и кредитным учреждениям.
        При этом надо иметь в виду,  что взыскание пени не освобождает
    налогоплательщика (в  том  числе  банки и кредитные учреждения) от
    других видов  ответственности,  включая  10-процентный  штраф   за
    несвоевременное представление  налогоплательщиком банку платежного
    поручения на уплату налога или налоговому органу - расчета  налога
    в бюджет по фактической прибыли даже в том случае, если финансовый
    результат был нулевой или убыточный.
        2.7. Кроме   изложенных   выше   санкций,   налогоплательщики,
    нарушающие налоговое  законодательство,  несут  ответственность  в
    соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 13 Закона Российской
    Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"  в
    виде других санкций, предусмотренных законодательными актами. Так,
    в случае   непредставления   налогоплательщиками   документов    и
    сведений, необходимых для исчисления,  а также для уплаты налогов,
    налоговые органы   в    установленном    порядке    имеют    право
    приостанавливать их  операции  по  счетам  в  банках  и  кредитных
    учреждениях.
        Принятие таких  мер  должно осуществляться в каждом конкретном
    случае после   тщательной   проверки   имеющихся   материалов    и
    рассмотрения всех    вопросов,   связанных   с   целесообразностью
    приостановления банковских операций по  счетам  налогоплательщика.
    При этом     должен     устанавливаться     срок,    на    который
    приостанавливаются операции,  по истечении которого данный  вопрос
    рассматривается дополнительно.
        2.8. В   случае    неисполнения    налогоплательщиком    своих
    обязанностей их  исполнение  в соответствии с п.4 статьи 11 Закона
    Российской Федерации "Об основах налоговой  системы  в  Российской
    Федерации" обеспечивается  не только налоговыми санкциями и мерами
    административной и  уголовной  ответственности,   но   и   залогом
    денежных и  товарно-материальных  ценностей,  поручительством  или
    гарантией кредиторов налогоплательщика в следующем порядке:
        2.8.1. При  невозможности  юридического лица,  осуществляющего
    хозяйственную, предпринимательскую     деятельность,      уплатить
    требуемые налоги  и  другие  платежи в бюджет,  налоговые органы в
    соответствии с п.3  статьи  11  Закона  Российской  Федерации  "Об
    основах налоговой системы в Российской Федерации" обращаются в суд
    (или арбитражный суд) о признании предприятия  банкротом  (порядок
    признания банкротом  определяется  законодательством),  а  также о
    лишении в   установленном   порядке   юридического   лица    права
    пользования полученной лицензией на определенный вид деятельности.
        В случае  ликвидации  юридического лица в судебном порядке или
    по решению собственника уплата  недоимки  по  налогу  производится
    ликвидационной   комиссией   за   счет   имущества  ликвидируемого
    предприятия.
        Если причитающаяся с ликвидируемого предприятия сумма  платежа
    превышает стоимость его имущества, указанную в акте ликвидационной
    комиссии, принимаются меры  ко  взысканию  с  правопреемника  всей
    причитающейся суммы   и   одновременно   вносятся  соответствующие
    исправления в полученный от ликвидационной комиссии баланс.
        2.8.2. Если такого решения не принимается, то налоговые органы
    принимают меры  через судебных исполнителей по наложению ареста на
    имущество должника и производству его описи.
        Об описи имущества составляется акт в трех  экземплярах,  один
    из которых  вручается  налогоплательщику,  второй  -  направляется
    судебному исполнителю, третий - остается в налоговой инспекции.
        При этом надо иметь в виду, что опись имущества - есть крайняя
    мера, которая применяется лишь  в  исключительных  случаях,  когда
    исчерпаны все    возможности    для    добровольного    исполнения
    налогоплательщиком (должником) обязанностей по внесению  требуемых
    платежей.
        2.9. Взыскание  недоимки  по  налогам  и  другим  обязательным
    платежам, а  также  сумм  штрафов и иных санкций,  предусмотренных
    законодательством по налогообложению, производится:
        - с юридических лиц - в бесспорном порядке в течение шести лет
    с момента образования указанной недоимки;
        - с  физических  лиц  - в  судебном порядке путем обращения ее
    (недоимки) на полученные ими  доходы,  а  в  случае  их  (доходов)
    отсутствия -  на  имущество  этих  лиц.  Срок  исковой давности по
    претензиям, предъявленным к физическим лицам по взысканию  налогов
    в  бюджет, установлен законодательством в три года.
        2.10. К  юридическим  и  физическим  лицам,  освобожденным   в
    установленном порядке  от  уплаты  налогов,  виды ответственности,
    предусмотренные статьей 13 этого Закона, не применяются.

                 3. Административные штрафы за нарушения
                       налогового законодательства

        3.1. В  соответствии  с  пунктом 2 статьи 13 Закона Российской
    Федерации "Об основах налоговой системы  в  Российской  Федерации"
    должностные лица  и  граждане,  виновные  в  нарушении  налогового
    законодательства, должны  привлекаться  в  установленном   законом
    порядке к    административной,    уголовной    и    дисциплинарной
    ответственности.
        3.2. Права   налоговых   органов   по   применению  санкций  в
    административном порядке определены статьями 7 и 8 Закона РСФСР "О
    Государственной налоговой   службе   РСФСР"   и   соответствующими
    изменениями и дополнениями к ним.
        3.3. Административные штрафы применяются в тех случаях,  когда
    в результате   проведения   проверки   предприятий,    учреждений,
    организаций и  граждан  налоговыми  органами  выявлены  нарушения,
    предусмотренные статьей  12  Закона   РСФСР   "О   Государственной
    налоговой службе  РСФСР",  статьями  13  и  15  Закона  Российской
    Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" со
    стороны должностных лиц и граждан, виновных в:
        - сокрытии   (занижении)   дохода   (прибыли)   или   сокрытии
    (неучтении) иных объектов налогообложения;
        - отсутствии бухгалтерского учета или ведения его с нарушением
    установленного порядка,  а  также искажении бухгалтерских отчетов,
    балансов и других документов;
        - непредставлении,     несвоевременном    представлении    или
    представлении по  неустановленной  форме  бухгалтерских   отчетов,
    балансов и других документов;
        - нарушении гражданами законодательства о  предпринимательской
    деятельности или   занятии  предпринимательской  деятельностью,  в
    отношении которой имеется специальное запрещение;
        - непредставлении или несвоевременном представлении декларации
    о доходах, а также в представлении ее с искаженными данными;
        - непредставлении банками,  кредитными учреждениями, биржами и
    иными предприятиями      налоговым      органам      данных      о
    финансово-хозяйственных операциях  налогоплательщиков  -  клиентов
    этих учреждений и предприятий  за  истекший  финансовый  год.  При
    применении этой   санкции  надо  иметь  в  виду,  что,  впредь  до
    установления порядка  представления  указанных  данных,  налоговые
    органы запрашивают  банки  и получают по взаимной договоренности с
    их руководителями  данные  о   финансово-хозяйственных   операциях
    налогоплательщиков - клиентов этих учреждений в течение   года,  в
    частности, при нарушениях  ими   (клиентами   банков)   налогового
    законодательства и необходимости   привлечения их к  установленной
    Законом ответственности.
        При непредставлении  налоговым  органам  названных  данных  за
    истекший финансовый год,  ответственность руководителей  банков  и
    других кредитных учреждений наступает в соответствии со статьей 15
    Закона Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой  системы   в
    Российской Федерации";
        - задержке  исполнения  банками  и   кредитными   учреждениями
    поручений налогоплательщиков  на перечисление налогов в бюджет или
    в государственные    внебюджетные    фонды     и     использование
    неперечисленных сумм  налогов  в  качестве кредитных ресурсов (это
    надо установить документально проведением специальной проверки).
        При этом  надо исходить из того,  что в случае, если на момент
    представления в  банк  поручения  на  перечисление   причитающихся
    бюджету платежей  по  налогам  и  сборам,  а также по взыскиваемым
    санкциям за  нарушение  налогового   законодательства   на   счете
    налогоплательщика имеются  средства,  обеспечивающие  эти и другие
    первоочередные неотложные платежи (например, на заработную плату),
    а банком в течение пяти и более дней эти поручения не исполняются,
    есть основания к организации специальной проверки банка на предмет
    установления причин  в  задержке платежей и в случае использования
    банком неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных  ресурсов
    - применения  к  нему  финансовых  санкций, а к их руководителям -
    административных штрафов,  в порядке и  размерах,  предусмотренных
    статьей 15  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой
    системы в Российской Федерации";
        - неисполнении или задержке  исполнения  платежного  поручения
    налогоплательщика  по  вине  банка или кредитного учреждения.  При
    этом взыскание пени не освобождает банки или кредитные  учреждения
    и   их   руководителей   по   привлечению   их   к   другим  видам
    ответственности, предусмотренным названным Законом.
        Особо обращается внимание на то,  что при открытии  расчетного
    или иного  счета  налогоплательщика  в  банке  или  ином кредитном
    учреждении его руководители (банка)  обязаны  в  пятидневный  срок
    сообщить налоговому   органу  об  открытии  указанных  счетов.  За
    невыполнение указанных требований на руководителей этих учреждений
    налагаются административные    штрафы   в   размере   пятикратного
    установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда.
        3.4. При  рассмотрении  и  вынесении постановлений по делам об
    административной ответственности    руководителей    и     главных
    бухгалтеров хозяйствующих  субъектов  необходимо учитывать,  что в
    соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
    деятельности" руководитель  предприятия  и  организации производит
    найм и  увольнение  главного  бухгалтера  по аналогии  с   другими
    руководителями отделов   и   цехов,  в  связи  с  чем  у  главного
    бухгалтера снижаются права по своей защите.
        В соответствии  с пунктом 18 Положения о бухгалтерском учете и
    отчетности в   Российской   Федерации,    утвержденным    приказом
    Министерства финансов  Российской  Федерации N 10 от 20 марта 1992
    года, ответственность за состояние бухгалтерского  учета  несет  в
    первую очередь руководитель предприятия, учреждения, организации.
        3.5. Должностные лица хозяйствующего субъекта  привлекаются  к
    административной ответственности     за    нарушение    налогового
    законодательства только в том случае,  если этот субъект  является
    плательщиком налогов по данному объекту налогообложения.

                       4. Уголовная ответственность

        4.1. В  соответствии  со  статьей  162.2  и  162.3  Уголовного
    кодекса РСФСР виновные лица наказываются штрафом  в  установленных
    этими статьями    размерах    или    привлекаются    к   уголовной
    ответственности в виде  лишения  свободы  до  5  лет  за  сокрытие
    полученных доходов  (прибыли)  или иных объектов налогообложения в
    крупных размерах,  или особо крупных размерах и т.д.,  а также  за
    уклонение от  явки  в  органы Государственной налоговой службы для
    дачи пояснений или отказ от дачи пояснений (в присутствии понятых)
    об источниках  доходов (прибыли) и фактическом их объеме,  а равно
    за непредставление документов и  иной  информации  о  деятельности
    хозяйствующего субъекта   по  требованию  органов  Государственной
    налоговой службы.
        4.2. При   установлении   в   ходе  проверки  фактов  подобных
    нарушений налогоплательщиком   налогового    законодательства    и
    влекущих уголовную  ответственность,  об  этом  составляется акт в
    трех экземплярах  со  всеми  приложениями  и  протоколом   изъятия
    документов. Первый  экземпляр  направляется  в  правоохранительные
    органы. При  этом   передаваемые   материалы   должны   содержать:
    заявление (письмо)    руководителя    государственной    налоговой
    инспекции, в котором должно быть  изложено,  в  чем  состоит  суть
    выявленных фактов  грубых  нарушений налогового законодательства и
    злоупотреблений, какие именно законы нарушены, какой ущерб нанесен
    государству и  виновные  в этом лица;  акт документальной проверки
    предприятия, подписанный надлежащими лицами;  подлинные  документы
    или копии   документов,  подтверждающие  факты  выявленных  грубых
    нарушений налогового    законодательства    и     злоупотреблений;
    объяснения проверяемых,  а также лиц,  чьи сведения имеют значение
    для проверки    обстоятельств    грубых    нарушений    налогового
    законодательства и злоупотреблений; заключения проверяющих по этим
    объяснениям. В делах государственной  налоговой  инспекции  должны
    быть оставлены копии всех передаваемых в правоохранительные органы
    материалов.
        Перед правоохранительными    органами    ставится   вопрос   о
    привлечении виновных   лиц   к   уголовной    ответственности    и
    одновременно о  принятии  мер  к  обеспечению  гражданских исков в
    целях возмещения ущерба, причиненного государству.
        Передача материалов документальной проверки правоохранительным
    органам для  привлечения  виновных  к  уголовной   ответственности
    осуществляется при    участии    Главного   управления   налоговых
    расследований и его органов на местах.
        Отказы в   возбуждении   или   прекращении  уголовного   дела,
    возбужденного по материалам документальной  проверки,  могут  быть
    обжалованы в установленном законом порядке.

                5. Обжалование действий налоговых органов

        5.1. При  несогласии  с  действиями  должностных лиц налоговых
    органов налогоплательщики  вправе  обжаловать   эти   действия   в
    вышестоящие налоговые инспекции, которым непосредственно подчинены
    должностные лица этих органов.
        Порядок составления  и  представления заключений по материалам
    разногласий предприятий с государственными налоговыми  инспекциями
    по актам  документальных  проверок  изложен  в приложении к письму
    Госналогслужбы Российской Федерации от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284.
        Решения по   жалобам   могут  быть  обжалованы  в  вышестоящие
    государственные налоговые  инспекции  в  течение  одного   месяца.
    Государственной налоговой    службе    Российской    Федерации   и
    государственным налоговым инспекциям предоставлено право  отменять
    решение нижестоящих налоговых инспекций.
        Налогоплательщики при несогласии  с  решением  Государственной
    налоговой службы  Российской  Федерации вправе обратиться в Высший
    арбитражный суд Российской Федерации.
        5.2. В  случае ненадлежащего осуществления налоговыми органами
    и их сотрудниками возложенных на них  обязанностей,  в  результате
    чего налогоплательщику  причинен  ущерб,  он подлежит возмещению в
    установленном порядке (включая упущенную выгоду),  кроме того, они
    могут привлекаться к другим видам ответственности, предусмотренной
    действующим законодательством.
        При этом надо иметь в виду,  что факт причинения такого ущерба
    и его  размер  устанавливается  только  в   судебном   порядке   в
    соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

                                              Заместитель Руководителя
                                             Государственной налоговой
                                           службы Российской Федерации
                                                            Н.В.ИВАНОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz