Утверждены
Решением Совета Министров Обороны
Содружества Независимых Государств
от "4" ноября 1992 г.
ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ
военных воздушных судов государств-участников
Ташкентского соглашения в воздушном пространстве
этих государств
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила определяют единый порядок планирования,
выполнения и управления полетами военных воздушных судов в воздуш-
ном пространстве государств в соответствии с Соглашением об
использовании воздушного пространства, подписанного в г. Ташкенте
15 мая 1992 года.
Правила обязательны для выполнения всеми должностными лицами
штабов и органов управления воздушным движением (УВД) госу-
дарств-участников Ташкентского соглашения об использовании воздуш-
ного пространства (далее государств-участников), осуществляющих
организацию и обеспечение полетов военных воздушных судов, а также
для летного состава, выполняющего такие полеты.
2. Полеты военных воздушных судов с пересечением границ одно-
го или нескольких государств-участников производятся на основании
планов взаимодействия, согласованных соответствующими полномочными
органами министерств (комитетов) обороны государств-участников
(далее полномочными военными органами).
Разовые полеты военных воздушных судов по воздушным трассам и
вне их выполняются после предварительного согласования с полномоч-
ными военными органами, а при использовании аэродромной сети граж-
данской авиации кроме того, гражданскими компетентными органами с
последующей подачей заявки в установленном порядке.
3. Разрешение на выполнение полетов военными воздушными суда-
ми выдается Главными органами УВД государств-участников на основа-
нии решения полномочных военных органов.
4. Полеты военных воздушных судов с расположенных вблизи
государственных границ аэродромов, связанные с залетом в воздушное
пространство соседних государств-участников, производится на осно-
вании Соглашений между заинтересованными полномочными органами
этих государств.
5. Материально-техническое обеспечение военных воздушных су-
дов и их экипажей на аэродромах государств-участников и соот-
ветствующие расчеты за это обеспечение производятся на основании
соответствующих соглашений.
6. Вопросы, возникающие в ходе планирования, выполнения и
обеспечения безопасности полетов, а также управления полетами во-
енных воздушных судов, которые не могут быть решены органами УВД,
рассматриваются компетентными представителями министерств (комите-
тов) обороны заинтересованных государств-участников.
7. Авиационные происшествия, имевшие место при выполнении по-
летов военных воздушных судов, подлежат расследованию заинтересо-
ванными государствами в соответствии с действующими актами законо-
дательства государства, На территории которого произошло авиацион-
ное происшествие, если иное не предусмотрено международными дого-
ворами.
8. Определение степени ответственности, а также порядка воз-
мещения ущерба заинтересованными государствам за причинение вреда
при выполнении полетов военными воздушными судами производится на
основании и в соответствии с межправительственными соглашениями
государств-участников.
9. Изменения и дополнения к настоящим Правилам рассматрива-
ются и согласовываются на совместных совещаниях компетентных
представителей министерств (комитетов) обороны государств-участни-
ков и вводятся в действие в том же порядке, что и настоящие Прави-
ла.
П. ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНИРОВАНИЕ ПОЛЕТОВ
10. Планирование и координирование полетов военных воздушных
судов с пересечением границ одного или нескольких госу-
дарств-участников осуществляется военными секторами главных или им
равных центров системы управления воздушным движением (в дальней-
шем Главных органов УВД) этих государств на основании заблаговре-
менно поданных заявок.
11. Заявки на полеты воздушных судов подаются в установленном
порядке из Главного органа УВД государства, которое организует по-
лет, в Главный орган УВД государства, в воздушном пространстве ко-
торого планируется полет, а также штабы объединений ВВС по маршру-
ту полета воздушного судна.
12. Заявки на полеты военных воздушных судов подаются до 15 ч
местного времени аэродрома назначения накануне дня полетов.
В отдельных случаях могут подаваться заявки на выполнение
срочных заданий не позднее чем за 2 часа до вылета. Решение на по-
дачу таких заявок принимают полномочные органы государств-участни-
ков.
13. Порядок составления формализованных заявок на полеты во-
енных воздушных судов определяется Инструкцией, утверждаемой воен-
ными полномочными органами. В заявке на выполнение полета указыва-
ются дата и цель полета, принадлежность воздушного судна и его по-
зывной, тип воздушного судна, правила выполнения полета, аэродромы
вылета и посадки, запасные аэродромы, диапазон занимаемых высок,
описание маршрута с указанием высот и скорости полета, а также не-
обходимая дополнительная информация.
14. Заявки на выполнение полетов военных воздушных судов, как
правило, подаются по телеграфным, а в отдельных случаях, по теле-
фонным каналам связи.
15. Срочные вылеты военных воздушных судов без предваритель-
ной подачи заявок с пересечением границ государств-участников раз-
решают командования ПВО, ВВС, или полномочные органы этих госу-
дарств в следующих случаях:
а) на перехват и сопровождение воздушных судов, нарушивших
границу государств-участников, а также на поиск и слежение за над-
водными кораблями и подводными лодками вероятного противника при
наличии соответствующих договоренностей между государствами;
б) с целью поиска и спасания (эвакуации экипажей) воздушных
судов, терпящих или потерпевших бедствие;
в) при авариях или катастрофах на суше или на море, а также
для оказания неотложной помощи населению при стихийных бедствиях и
в других случаях, угрожающих жизни и здоровья людей;
г) с целью предотвращения угона воздушного судна.
В таких случаях о принятом решении на вылет или о вылете во-
енного воздушного судна командные пункты немедленно сообщают в
установленном порядке в Главные органы УВД и центральные командные
пункты ВВС и ПВО соответствующих государств. При этом указываются
причина и фактическое время вылета, тип и количество воздушных су-
дов, маршрут и высота полета.
16. Главный орган УВД государства-участника, в воздушном
пространстве которого планируется полет, сообщает в Главный орган
УВД государства, организующего полет, об утверждении заявки с воз-
можными изменениями до 24 ч московского времени дня подачи заявки,
но не позднее чем за 4 часа, а на полет по срочному заданию за 1 ч
до вылета.
17. Главный орган УВД государства-участника, с территории ко-
торого планируется вылет, не позднее чем за 3 ч до вылета запраши-
вает у Главного органа УВД государства, в воздушном пространстве
которого планируется полет, подтверждение о готовности к приему
или пролету военного воздушного судна, уточненные условия полета,
а также готовность запасных аэродромов и органов УВД к приему во-
енного воздушного судна.
Согласие на прием военного воздушного судна и уточненные
условия полета выдаются в Главный орган УВД государства, планирую-
щего полет, не менее чем за 1,5 ч до вылета.
18. Полет выполняется в указанное в заявке время. Главные ор-
ганы УВД государств-участников сообщают в заинтересованные Главные
органы УВД этих государств фактическое время вылета (посадки) во-
енных воздушных судов.
В тех случаях, когда вылет в запланированное время осущест-
вить невозможно, Главный орган УВД государства, с территории кото-
рого планируется вылет, в течение 30 мин от запланированного вре-
мени вылета сообщает в Главный орган УВД государства, в воздушном
пространстве которого планируется полет:
а) об отмене полета;
б) о задержке вылета с указанием ее причины и нового времени
вылета;
в) о переносе времени вылета на неопределенный срок в течение
заявленных суток. В этом случае новое время вылета сообщается не
позднее чем за 1 ч до вылета.
19. При планировании полетов военных воздушных судов по воз-
душным трассам государств-участников органы УВД этих государств
организуют уведомление органов УВД гражданской авиации о планируе-
мых полетах.
Если полеты военных воздушных судов планируются по воздушным
трассам с вылетом или посадкой на аэродромах гражданской авиации,
предварительное планирование и все сообщения о движении этих судов
производятся органами УВД гражданской авиации по правилам,
действующим в государстве, в воздушном пространстве которого пла-
нируются такие полеты.
20. При проведении совместных мероприятий (учения, тренировки
или проверки) государств-участников с участием военной авиации
полномочные военные органы этих государств заблаговременно сог-
ласовывают между собой порядок их проведения, затем ставят задачу
штабам ВВС и ПВО (полномочным органам) на обеспечение полетов,
связанных с мероприятиями, а последние за 10 суток до их проведе-
ния - Главным органам УВД.
21. При постановке задачи Главным органам УВД на обеспечение
полетов, связанных с мероприятиями, или на установление временного
режима использования воздушного пространства государств-участников
указываются:
а) дата (резервный день) и характер проводимого мероприятия;
б) границы районов проведения мероприятия (если таковые ука-
зываются) или временных ограничений полетов воздушных судов (время
начала и окончания, эшелоны полетов, занимаемые военной авиацией
на воздушных трассах);
в) маршруты полетов и их номера (ширина полосы полета, коли-
чество эшелонов для каждого участка маршрута, график движения оди-
ночных воздушных судов и небольших групп, (имеющих глубину полет-
ного порядка не более 10 мин), рубежи набора высоты и снижения);
г) позывные командиров экипажей контрольный целей и частоты
управления контрольными целями (выдаются за 1 сутки до вылета);
д) участки маршрута полета воздушных судов с выключенной ап-
паратурой радиолокационного опознавания;
е) участки постановки радио- и радиолокационных помех;
ж) глубина боевого порядка (в минутах);
з) требуемый диапазон высот (в метрах) в боевых порядках;
и) места и эшелоны пересечения участков воздушных трасс;
к) пересекаемые установленные запретные зоны и кем дано раз-
решение на их пересечение;
л) типы или частоты радиолокационных станций органов УВД,
подвергаемые воздействию применяемых радиолокационных помех;
м) органы, до которых данные режим не доводится;
н) воздушные суда и аэродромы, на которые ограничения полетов
не распространяются.
22. Заявки на полеты воздушных судов, связанные с проводимыми
мероприятиями, с пересечением государственных границ госу-
дарств-участников подаются в заинтересованные Главные органы УВД в
соответствии со ст. 11-14 настоящих Правил.
23. Главные органы УВД государств-участников доводят времен-
ный режим использования воздушного пространства до заинтересован-
ных штабов и органов УВД в части, их касающейся. Информация, пере-
даваемая в нижестоящие органы УВД, не должна раскрывать общего за-
мысла проводимых мероприятий.
24. Для полетов воздушных судов по воздушным трассам госу-
дарств-участников, проходящих через район, в котором установлен
временный режим использования воздушного пространства, выделяется,
как правило, 3 пары смежных эшелонов в диапазонах 900м-3300м,
4500м-6000м, 8100м-12100м, а на международных воздушных трассах -
обязательно: 9100м-9600м или 10100м-10600м.
25. Начинать полеты по проводимым мероприятиям без подтверж-
дения от соответствующих Главный органов УВД государств-участников
о готовности их к обеспечению полетов запрещается.
26. О снятии временного режима использования воздушного
пространства или переносе срока его действия штабы, в чьих инте-
ресах он вводится, сообщают в Главные органы УВД государств-участ-
ников незамедлительно.
27. Действия временного режима использования воздушного
пространства отменяется по указанию органа, решением которого он
введен.
28. При проведении совместных тренировок авиации Вооруженных
Сил и ПВО государств-участников для отработки тактического взаимо-
действия по перехвату воздушных целей руководители тренировок
обеспечивают подачу в Главные органы УВД заявок на полеты военных
воздушных судов, которые будут принимать участие в тренировках.
29. Полеты военных воздушных судов в качестве контрольных це-
лей в воздушном пространстве государств-участников, не принимающих
непосредственного участия в проводимых мероприятиях, производятся
с разрешения полномочных военных органов этих государств. Запрос
на такие полеты подается не менее чем за 5 суток до их выполнения.
Заявки на полеты таких воздушных судов подаются по линии
Главных органов УВД в соответствии со ст. 11-14 настоящих Правил.
Ш. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ
30. Полеты военных воздушных судов с пересечением границ
государств-участников производятся на основании соответствующих
разрешений в соответствии с заявками и выданными условиями на по-
лет.
31.Эшелонирование воздушных судов производится в соответствии
с правилами полетов, установленными в государствах, в воздушном
пространстве которых выполняется полет. При различии в системах
эшелонирования этих государств смена эшелонов полета производится
до пересечения государственной границы.
32. Если полеты военно-транспортных воздушных судов госу-
дарств-участников планируются не по международным, а по внутренним
воздушным трассам, местным воздушным линиям или по маршруту вне
их, то экипажу воздушного судна должны выдаваться необходимые дан-
ные для обеспечения полета, а также для посадки на основном и за-
пасных аэродромах. Согласование полетов в таких случаях произво-
дится полномочными военными органами за 4 суток до выполнения по-
летов.
33. При выполнении боевых задач по перехвату воздушных су-
дов-нарушителей и при проведении тренировок с целью отработки вза-
имодействия между авиацией Вооруженных Сил и ПВО государств-участ-
ников полеты производятся в соответствии с утвержденными планами
взаимодействия и планами проведения мероприятий.
О пересечении границы и действиях самолетов-истребителей пол-
номочные военные органы, принимающие решение на вылет, немедленно
оповещают органы ВВС и ПВО соседнего государства, которые соот-
ветственно извещают заинтересованные Главные органы УВД.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТАМИ
34. Организация управления полетами военных воздушных судов
государств-участников возлагается на соответствующие полномочные
военные органы, которые привлекают для этого органы УВД и команд-
ные пункты.
35. Непосредственное управление экипажами военных воздушных
судов осуществляется органами УВД, командными пунктами авиации Во-
оруженных Сил и ПВО, пунктами наведения и группами руководства по-
летами аэродромов, а при выполнении полетов по воздушным трассам -
органами УВД гражданской авиации.
36. Передача непосредственного управления полетом военного
воздушного судна между органами УВД государств-участников осущест-
вляется на установленных рубежах передачи управления и предвари-
тельно согласованных эшелонах (высотах).
37. При выполнении полетов на перехват воздушных целей пере-
дача управления с одного командного пункта (пункта наведения) на
другой осуществляется с использованием радиосигнальной таблицы
взаимодействия пунктов управления истребительной и истребитель-
но-бомбардировочной авиации на частотах единой радиосети взаимо-
действия.
При выполнении боевой задачи управление осуществляется на
частотах боевого управления.
38. В отдельных случаях по согласованию между заинтересован-
ными сторонами государств-участников для осуществления связи и
взаимодействия на командные пункты и отдельные аэродромы высыла-
ются оперативные группы или представители полномочных военных ор-
ганов государств, воздушные суда которых выполняют полеты в воз-
душном пространстве других государств.
39. Органы УВД государств-участников, осуществляющие не-
посредственное управление полетами воздушных судов, принимают сво-
евременные меры по оказанию помощи экипажам этих воздушных судов,
терпящих или потерпевших бедствие, а также отклонившихся от марш-
рутов полета.
40. Экипажу военного воздушного судна, у которого отказ аппа-
ратуры радиолокационного опознавания произошел в воздухе, полет до
аэродрома назначения (посадки) после установления его принадлеж-
ности может быть разрешен органом УВД, осуществляющим не-
посредственное управление, по согласованию с органами ПВО.
41. Принуждение к посадке военного воздушного судна применя-
ется как крайняя мера, когда экипаж не выполняет указаний органа
УВД, осуществляющего непосредственное управление. Решение о запре-
щении дальнейшего полета и посадки воздушных судов, нарушающих
установленные правила использования воздушного пространства прини-
маются соответствующими Главными органами УВД с уведомлением заин-
тересованных Главных органов УВД государств.
После посадки воздушного судна-нарушителя и выяснения причин
нарушения разрешение на дальнейшее выполнение полета экипажу (лет-
чику) воздушного судна-нарушителя выдается в установленном порядке
Главным органом УВД.
42. Для своевременного обнаружения и оказания помощи экипажам
воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, устанавлива-
ется единый международный сигнал "SOS" (терплю бедствие).
Сигнал бедствия передается по действующим каналам управления
полетами, по которым к началу сложившейся на борту аварийной ситу-
ации воздушное судно имело связь и дублируется по общим каналам
связи и пеленгации, на аварийных частотах 121,5(243) мгц, 500,
2182, 4182, 8364, 12546, а также по системе опознавания с адресом:
"Всем, всем..."
Экипаж, терпящий бедствие, одновременно с подачей сигнала
"SOS" или терплю бедствие, включает сигнал "Бедствие" на аппарату-
ре опознавания и сигнал "Авария" - на ответчике УВД, затем переда-
ет свое местонахождение (координаты), курс, высоту и скорость по-
лета, после чего условным сигналом или открытым текстом сообщает о
характере происшествия, необходимой помощи и принятом решении.
43. При потере радиосвязи командир военного воздушного судна
обязан, используя все имеющиеся каналы связи, принять меры к
восстановлению связи с органом УВД, под управлением которого он
находится, непосредственно или через экипажи других воздушных су-
дов, или органы УВД. В крайнем случае для восстановления радиосвя-
зи допускается использование частоты 121,5 МГц.
Радиосвязь органа УВД с экипажем военного воздушного судна
или экипажа военного воздушного судна с органом УВД считается по-
терянной, если в течение 5 мин. при использовании всех имеющихся
каналов радиосвязи при высоте полета, обеспечивающей такую связь,
на неоднократные вызовы по каждому из каналов корреспондент не от-
вечает.
Если восстановить радиосвязь не удалось, командир военного
воздушного судна включает сигнал бедствия аппаратуры радиолокаци-
онного опознавания и передает информацию о своем местонахождении,
действиях и условиях полета.
44. При потере ориентировки командир военного воздушного суд-
на включает сигнал "Бедствие" аппаратуры радиолокационного опозна-
вания и передает по радио сигнал "Полюс" (в телеграфном режиме -
"ЦЖИ"). Запрос пеленга с борта производится кодовой фразой "Дайте
прибой" (в телеграфном режиме - "ЩТЕ").
45. Органы УВД государства-участника, принявшие сигнал
бедствия или получившие извещение о бедствии военного воздушного
судна, немедленно приводят в действие все необходимые средства
связи и радиотехнического обеспечения полетов для оказания помощи,
определяют его местоположение и характер бедствия, сообщают соот-
ветствующим органам ПВО расчетное местонахождение военного воздуш-
ного судна и маршрут его следования, поднимают дежурные поиско-
во-спасательные силы и средства для поиска и оказания помощи воз-
душному судну, а в приграничной полосе, кроме того, немедленно
сообщают о военном воздушном судне, терпящем или потерпевшем
бедствие, в Главные органы УВД соседнего государства и в погранич-
ный отряд с указанием расчетного местонахождения военного воздуш-
ного судна.
46. Поиск и спасение экипажей и пассажиров воздушных судов,
терпящих или потерпевших бедствие, возлагается на поисково-спаса-
тельную службу государства-участника, в воздушном пространстве ко-
торого, или в районах открытого моря, где ответственность за УВД
возложена на это государство, терпит или потерпело бедствие воз-
душное судно, с привлечением в случае необходимости сил и средств
соседних государств-участников.
47. Если опасность бедствия военного воздушного судна минова-
ла, экипаж немедленно передает сообщение об этом по всем каналам
связи, на которых передавался сигнал бедствия, одновременно вклю-
чив сигнал "Бедствие" аппаратуры радиолокационного опознавания, и
действует по обстановке.
48. При появлении в воздушном пространстве неопознанных целей
органы ПВО одного или нескольких государств-участников в случае
необходимости подают единый условный сигнал "Ковер", который вво-
дится в действие через соответствующие органы УВД, По сигналу "Ко-
вер" экипажи всех воздушных судов, за исключением воздушных судов,
привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями или по-
иска подводных лодок и надводных кораблей, а также воздушных су-
дов, выполняющих задачи поисково-спасательного обеспечения, по ко-
манде органов УВД производят посадку на свои или ближайшие аэрод-
ромы или выводятся из зоны действия самолетов-истребителей и зе-
нитно-ракетных войск. При этом экипажи всех воздушных судов, вы-
полняющие полеты в качестве контрольных целей, немедленно включают
действующий код системы радиолокационного опознавания.
V. СВЯЗЬ И РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ
49. Заявки на полеты военных воздушных судов одновременно яв-
ляются заявками на обеспечение этих полетов средствами связи и ра-
диотехнического обеспечения (РТО) полетов на аэродромах вылета и
назначения, по маршруту полета, а также на запасных и промежуточ-
ных аэродромах посадки.
50. В соответствии с заявкой на полет на аэродромах, указан-
ных в заявке , за 30 мин. до расчетного времени пролета (прилета)
воздушного судна включаются средства обеспечения полетов: - КРС,
ДПРМ, АРП и РСБН, а для обеспечения посадки, кроме того, РСП, РМС,
БПРМ и при необходимости - светотехническое оборудование аэродро-
ма, а также другие средства по указанию руководителя полетов или
по заказу с борта военного воздушного судна.
51. Если для обеспечения полета требуются дополнительные ра-
диотехнические средства помимо средств, включаемых в соответствии
с заявкой на полет, то о них указывается в разделе "РМК" заявки.
Средства связи и РТО полетов, работающие круглосуточно или по
расписанию (при производстве полетов в часы их работы), в таких
заявках не указываются.
52. В случае необходимости выяснения воздушной обстановки ко-
мандные пункты ВВС и ПВО, полномочные военные органы и органы УВД
государств-участников информируют друг друга о полетах воздушных
судов в зонах видимости радиолокационных станций.
53. Для ведения радиосвязи при выполнении полетов военными
воздушными судами используются данные работы средств связи и РТО
полетов, содержащиеся в регламентах, перечных и сборниках аэрона-
вигационной информации, а также данные, разрабатываемые для
обеспечения полетов военных воздушных судов.
54. При выполнении эпизодических полетов с посадкой на аэрод-
ромах, не включенных в регламенты и перечни, а также при выполне-
нии полетов по воздушным трассам необходимые данные запрашиваются
в каждом отдельном случае у штабов ВВС и ПВО (полномочных военных
органов) соответствующих государств-участников.
55. Во всех случаях, независимо от установленного режима ра-
диосвязи с органами УВД государств-участников, экипаж (летчик) во-
енного воздушного судна должен иметь на борту план радиосвязи по
маршруту полета. В плане радиосвязи указываются: рубежи приема-пе-
редачи управления, частоты, позывные и режим работы радиостанций
органов управления основных и запасных аэродромов, приводных ради-
останций и радиопеленгаторов.
56. Порядок установления и ведения радиосвязи между экипажами
военных воздушных судов и расчетами военных органов управления
воздушным движением при выполнении полетов по маршрутам вне воз-
душных трасс, МВЛ выполняются в соответствии с "Правилами и фрази-
ологией радиообмена при управлении воздушным движением (управлении
полетами) по маршрутам вне воздушных трасс СССР, МВЛ и в районах
аэродромов Вооруженных Сил СССР", введенных в действие приказом
главнокомандующего ВВС от 07.05.90 г. N 118.
При выполнении полетов военных воздушных судов по воздушным
трассам и МВЛ ведение радиосвязи между экипажами этих воздушных
судов и органами УВД гражданской авиации осуществляется в соот-
ветствии с "правилами и фразиологией радиообмена при выполнении
полетов и управлении воздушным движением", введенными в действие
приказом МГА СССР от 27.02.87 г. N 61.
57. При выполнении международных полетов за пределами воздуш-
ного пространства государств-участников радиообмен осуществляется
в соответствии с правилами и фразиологией, опубликованными в сбор-
никах аэронавигационной информации государств, в воздушном прост-
ранстве которых выполняется полет.
58. При ведении радиосвязи экипажу (летчику) военного воздуш-
ного судна запрещается передавать открытым текстом номера войско-
вых частей, наименования грузов, фамилии и воинские звания членов
экипажей и пассажиров, а также другие сведения, не подлежащие ог-
лашению.
Органам управления воздушным движением запрещается запраши-
вать у экипажа военного воздушного судна данные, которые не имеют
отношения к обеспечению полетов.
59. Ведение связи по проводным средствам в целях взаимо-
действия органов непосредственного управления воздушным движением,
планирования и организации полетов, обмен между органами УВД и
экипажами военных воздушных судов, а также между экипажами военных
воздушных судов различной национальной принадлежности в воздушном
пространстве государств-участников осуществляется на русском языке.
VI. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ
60. Метеоролическое обеспечение полетов военных воздушных су-
дов организуется, как правило, военными метеоподразделениями госу-
дарств, в воздушном пространстве которых производятся полеты , не-
зависимо от государственной принадлежности военных воздушных су-
дов.
61. Метеорологическое обеспечение экипажей военных воздушных
судов, выполняющих перелеты, осуществляется метеоподразделением
аэропорта вылета.
Оно включает:
- сбор ежечасной фактической погоды и прогнозов погоды по аэ-
родромам посадки и запасным аэродромам;
- разработку прогноза погоды по маршруту полета и согласова-
ние его метеоподразделением вышестоящего штаба;
- проведение консультации экипажа о погодных условиях на пе-
риод выполнения перелета;
- составление и вручение командирам экипажей или старшим
групп бюллетеней погоды.
62. Запрос фактической погоды и прогноз погоды на основном и
запасных аэродромах государства, на территории которого расположе-
ны аэродромы посадки осуществляет, как правило, метеобюро авиации
Вооруженных Сил государства, с территории которого производится
вылет. Затем оно передает их на аэродром вылета.
63. Фактическая погода запрашивается на период, начинающийся
за 2 часа до вылета и оканчивающийся через 1 час после расчетного
срока посадки, прогноз погоды до запасным аэродромам - на весь пе-
риод перелета, а по аэродромам посадки - на период продолжитель-
ностью 2 часа ( 1 час до расчетного времени посадки и 1 час после
него).
64. При консультации экипажу сообщается:
- характеристика синоптической обстановки по маршруту полета
до аэродрома первой посадки или по возможности до конечного аэро-
дрома на маршруте;
- данные о направлении и скорости ветра на высоте полета, на-
личие опасных явлений погоды;
- фактическое и ожидаемое состояние погоды на аэродроме выле-
та. посадки и запасных.
65. Бюллетень погоды состоит из текстуальной и графической
части. В графической части указывается прогностический вертикаль-
ный разрез погоды по маршруту.
В бюллетень погоды включаются сведения о фактической погоде в
пункте вылета, на запасных аэродромах и в пункте посадки, а также
прогноз метеорологических условий по маршруту полета и в пункте
посадки. Для аэродрома вылета записываются данные о погоде в мо-
мент составления бюллетеня, для аэродрома посадки и запасных аэ-
родромов - данные с давностью не более двух часов. В сведения о
фактическом и ожидаемом состоянии погоды включаются:
- количество и форма облаков, их расслоенность, высота нижней
и верхней границы облаков;
- явление погоды;
- горизонтальная видимость у земли;
- направление и скорость ветра у земли;
- температура воздуха у земли;
- атмосферное давление на уровне ВПП;
- направление и скорость ветра на высоте полета по данным
зондирования атмосферы за последний срок;
- высота тропопаузы;
- высота струйного течения, направление и скорость ветра на
его оси;
- отклонение температуры воздуха на высоте полета по отноше-
нию к стандартной атмосфере (при полетах на больших высотах и в
стратосфере).
66. Бюллетень погоды является основным метеорологическим до-
кументом для принятия решения на выполнение полета (перелета). При
задержке вылета более чем на 1 час от запланированного времени де-
журный синоптик должен составить и вручить командиру экипажа
(старшему группы) новый бюллетень погоды. Его содержание согласо-
вывается с метеоподразделением вышестоящего штаба.
67. В случаях, когда прогноз погоды аэродрома посадки,
несмотря на принятые меры, не получен, прогноз погоды для этого
пункта разрабатывается дежурным инженером метеорологического под-
разделения аэродрома вылета и согласовывается с метеоподразделени-
ем вышестоящего штаба. Ответственность за прогнозы погоды несут
лица, которые их разработали и с которыми они были согласованы.
68. После получения метеорологической консультации командир
экипажа военного воздушного судна расписывается с указанием даты и
времени на копии бюллетеня погоды, который ему был вручен.
69. При взлете с аэродромов гражданской авиации и других ве-
домств метеорологическое обеспечение осуществляется в порядке и
объеме, предусмотренными документами, являющимися руководящими для
ведомств, к которым относятся данные аэродромы.
70. При этом экипажи военных воздушных судов обеспечиваются
метеорологической документацией независимо от продолжительности
полета. Экипажи военных воздушных судов, находящихся в воздухе,
обеспечиваются метеорологической информацией через орган УВД, осу-
ществляющие непосредственное управление данным полетом.
Орган УВД, используя наземные радиотехнические средства, док-
лады экипажей воздушных судов, а также сообщения метеорологической
службы обязан информировать экипаж, находящийся под его не-
посредственным управлением о возникновении (прогнозировании)
опасных явлений погоды на маршруте полета или на аэродроме посадки.
71. Орган УВД, разрешая вход военного воздушного судна в ра-
йон аэродрома (зону ожидания), обязан передать экипажу следующие
данные о метеоусловиях:
1) при подходе к аэродрому:
- температуру воздуха, скорость и направление ветра у земли;
- атмосферное давление на аэродроме;
- количество и высоту нижней границы облаков;
- опасные явления погоды (при их наличии);
2) после входа в круг полетов:
- высоту нижней границы облаков;
- видимость на ВПП;
- скорость и направление ветра у земли.
При неодинаковых значениях высоты облаков и видимости на ВПП
в различных местах аэродрома посадки экипажу военного воздушного
судна передаются наименьшие величины результатов измерений.
72. При возникновении (угрозе возникновения) опасного явления
погоды в метеоподразделении разрабатывается штормовое предупрежде-
дение, которое передается органу УВД для последующей передачи на
борт военного воздушного судна, выполняющему полет (перелет), а
также в адреса метеорологических подразделений вышестоящих орга-
нов.
|