МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 1992 г. N 27
г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
АТТЕСТАЦИЙ СЛУЖАЩИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ
Во исполнение постановления Правительства Российской Федера-
ции от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты
труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки"
Министерство труда Российской Федерации и Министерство юстиции
Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЮТ:
Утвердить Основные положения о порядке проведения аттестации
служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на
бюджетном финансировании, согласно приложению.
Министр труда
Российской Федерации
Г.МЕЛИКЬЯН
Министр юстиции
Российской Федерации
Н.ФЕДОРОВ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИЙ СЛУЖАЩИХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ
I. Общие положения
1. Внеочередная аттестация служащих учреждений, организаций и
предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, осуществля-
ется и проводится в IV квартале 1992 года с целью установления
соответствия работника занимаемой должности и его тарификации,
т.е. определения разряда оплаты труда в соответствии с введением
Единой тарифной сетки (ЕТС), утвержденной постановлением Правите-
льства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785.
2. Основными критериями при проведении аттестации служат
квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении
должностных обязанностей. Тарификация служащих осуществляется на
основе утвержденных в установленном порядке квалификационных тре-
бований по общеотраслевым должностям и должностям, специфическим
для отдельных отраслей бюджетной сферы.
3. Аттестации подлежат руководители, специалисты и другие
служащие отраслевой бюджетной сферы, переводимые на условия оплаты
труда на основе Единой тарифной сетки.
4. Министерства и ведомства Российской Федерации исходя из
настоящих Основных положений разрабатывают отраслевые положения,
где конкретизируют критерии и методы оценки квалификации работни-
ков с учетом отраслевой специфики. Основные подходы к оценке
деловых качеств и квалификации работника при установлении разряда
оплаты, предусмотренного ЕТС, приведены в приложении N 1 к Основ-
ным положениям.
5. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации
служащих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы
осуществляют министерства и ведомства Российской Федерации по
подчиненности, местная администрация, органы исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, авто-
номных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Методическую и консультационную работу при проведении аттес-
тации осуществляют местные органы по труду.
II. Порядок подготовки и проведения аттестации
6. Подготовка к проведению аттестации организуется админист-
рацией учреждения, организации, предприятия при участии соответ-
ствующих профсоюзных организаций.
Она включает следующие мероприятия:
подготовку необходимых документов на аттестуемых;
разработку графиков проведения аттестации;
определение состава аттестационных комиссий;
организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведе-
ния аттестации.
7. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее
чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным
руководителем подготавливается представление, содержащее всесто-
роннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника
квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его
труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и
выполнению должностных обязанностей; показателей результатов
работы за прошедший период.
8. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за
две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материа-
лами.
9. Аттестационная комиссия рассматривает представление,
заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором
он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в
обстановке требовательности, объективности и доброжелательности,
исключающей проявление субъективизма.
10. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и
состав аттестационной комиссии, утверждаются руководителем учреж-
дения, организации, предприятия и доводятся до сведения аттестуе-
мых работников не менее чем за две недели до начала аттестации.
В графике проведения аттестации указывается наименование
подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, долж-
ность, дата проведения аттестации и представления в аттестационную
комиссию необходимых документов, а также должности и фамилии
работников, ответственных за их подготовку.
Как правило, в первую очередь, аттестуются руководители под-
разделений учреждения, организации, предприятия, а затем подчинен-
ные им работники. Аттестация членов аттестационной комиссии прово-
дится на общих основаниях.
11. Руководители учреждений, организаций, предприятий прохо-
дят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по
подчиненности.
III. Состав аттестационных комиссий
и регламент их работы
12. В состав аттестационной комиссии включается председатель
(как правило, заместитель руководителя учреждения, организации,
предприятия), секретарь и члены комиссии. В аттестационную комис-
сию включаются руководители подразделений, высококвалифицирован-
ные специалисты, представители профсоюзных организаций.
В необходимых случаях могут образовываться несколько аттеста-
ционных комиссий.
13. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии
принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого.
Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не
менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты
голосования определяются большинством голосов. При равенстве
голосов аттестуемый работник признается соответствующим определен-
ной должности и разряду оплаты.
В случае аттестации работника, являющегося членом аттестаци-
онной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.
Результаты аттестации сообщаются работнику сразу же после
голосования.
14. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в
аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре и
подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной
комиссии, принявшими участие в голосовании.
Аттестационный лист (приложение N 2 к Основным положениям) и
представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его
личном деле.
15. По результатам проведенной аттестации комиссия выносит
рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об
отнесении к тому или иному разряду оплаты труда.
16. Результаты аттестации в недельный срок сообщаются руково-
дителю учреждения, организации, предприятия.
17. Руководитель учреждения, организации, предприятия с
учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок прини-
мает решение об установлении работникам соответствующих разрядов
оплаты труда.
18. О принятом руководителем решении в трудовой книжке дела-
ется соответствующая запись с указанием разряда оплаты по Единой
тарифной сетке (без указания ставки).
19. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются
в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмот-
рения трудовых споров.
Приложение N 1
к Основным положениям о порядке проведения
аттестаций служащих учреждений, организаций
и предприятий, находящихся на бюджетном
финансировании, утвержденным постановлением
Министерства труда Российской Федерации и
Министерства юстиции Российской Федерации
от 23 октября 1992 г. N 27
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ
И КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ
РАЗРЯДА ОПЛАТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЕТС
1. Критерии и показатели оценки деловых качеств и квалифика-
ции работников при определении их соответствия тому или иному
разряду оплаты, предусмотренному для данной должности Единой
тарифной сеткой, целесообразно предусматривать дифференцированно и
применительно к отдельным конкретным категориям служащих (руково-
дители, специалисты, технические исполнители), а также видам
деятельности, специфическим для различных отраслей бюджетной
сферы.
2. В отраслевых положениях по аттестации должны быть предус-
мотрены конкретные количественные и качественные характеристики по
каждому из показателей, учитываемых при оценке деловых качеств и
квалификации работников и решении вопроса об установлении им
разряда оплаты.
3. Кроме показателей общих для всех категорий работников:
уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в
данной или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих
приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ,
предусмотренных по данной должности, для каждой отрасли и группы
служащих должны быть предусмотрены свои особые показатели и крите-
рии оценки.
Например, степень самостоятельности выполнения должностных
обязанностей, качество их выполнения и ответственность за поручен-
ное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять
новые подходы к решению возникающих проблем, а также умение орга-
низовать труд подчиненных, обеспечить руководство их работой,
стиль общения с подчиненными, реально осуществляемый масштаб
руководства и т.п. (таблица к приложению N 1).
4. По каждому показателю, применяемому для оценки квалифика-
ции и профессиональной компетенции работника, необходимо в отрас-
левых положениях предусмотреть конкретные критерии, позволяющие
характеризовать соответствие работника предъявляемым требованиям,
с тем чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе
материалов, представленных на каждого аттестуемого, и по результа-
там собеседования дать объективную оценку его деятельности и
высказать суждение о присвоении работнику того или иного разряда
оплаты.
Таблица к приложению N 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ СЛУЖАЩИХ
-----T--------------------------------------T--------------------¬
¦ ¦ Категории служащих ¦
NN ¦ Показатели характеризующие +------T------T------+
п/п ¦ квалификацию служащего ¦ Руко-¦Специ-¦Другие¦
¦ ¦ води-¦алисты¦служа-¦
¦ ¦ тели ¦ ¦щие ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
1. ¦ Образование ¦ + ¦ + ¦ + ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
2. ¦ Стаж работы по специальности ¦ + ¦ + ¦ + ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3. ¦ Профессиональная компетентность ¦ + ¦ + ¦ + ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.1 ¦ Знание необходимых нормативных актов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ регламентирующих развитие отрасли ¦ + ¦ + ¦ ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.2 ¦ Знание отечественного и зарубежного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ опыта ¦ + ¦ + ¦ ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.3 ¦ Умение оперативно принимать решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по достижению поставленных целей ¦ + ¦ ¦ ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.4 ¦ Качество законченной работы ¦ + ¦ + ¦ + ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.5 ¦ Способность адаптироваться к новой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ситуации и принимать новые подходы ¦ + ¦ + ¦ ¦
¦ к решению возникающих проблем ¦ ¦ ¦ ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.6 ¦ Своевременность выполнения должнос- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ тных обязанностей, ответственность ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ за результаты работы ¦ ¦ ¦ ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.7 ¦ Интенсивность труда (способность в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ короткие сроки справляться с большим ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ объемом работы) ¦ ¦ ¦ ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.8 ¦ Умение работать с документами ¦ + ¦ + ¦ + ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.9 ¦ Способность прогнозировать и плани- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ровать, организовывать, координиро- ¦ + ¦ ¦ ¦
¦ ровать и регулировать, а также кон- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ тролировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ анализировать работу подчиненных ¦ ¦ ¦ ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
3.10.¦ Способность в короткие сроки осваи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ вать технические средства, обеспе- ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ чивающие повышение производительнос- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ти труда и качества работы ¦ ¦ ¦ ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
4. ¦ Производственная этика, стиль общения¦ + ¦ + ¦ + ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
5. ¦ Способность к творчеству, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ предприимчивость ¦ + ¦ + ¦ + ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
6. ¦ Участие в коммерческой деятельности ¦ + ¦ + ¦ ¦
-----+--------------------------------------+------+------+------+
7. ¦ Способность к самооценке ¦ + ¦ + ¦ + ¦
-----+--------------------------------------+------+------+-------
Приложение N 2
к Основным положениям о порядке проведения
аттестаций служащих учреждений, организаций
и предприятий, находящихся на бюджетном
финансировании, утвержденным постановлением
Министерства труда Российской Федерации и
Министерства юстиции Российской Федерации
от 23 октября 1992 г. N 27
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия, Имя, Отчество ________________________________________
__________________________________________________________________
2. Год рождения __________________________________________________
3. Сведения об образовании и повышении квалификации
__________________________________________________________________
(что окончил и когда, специальность и квалификация
__________________________________________________________________
по образованию, ученая степень, ученое звание)
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения
(избрания, утверждения) на эту должность _________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Общий трудовой стаж ___________________________________________
6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них ________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной
комиссии _________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Замечания и предложения, высказанные аттестуемым работником ___
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Оценка деятельности работника
по результатам голосования:
- соответствие должности _________________________________________
- отнесение к разряду оплаты _____________________________________
Количество голосов за ____________ против ________________________
10. Рекомендации аттестационной комиссии
(с указанием мотивов, по которым они даются) _____________________
__________________________________________________________________
11. Примечания ___________________________________________________
Председатель
аттестационной комиссии
Секретарь
аттестационной комиссии
Члены
аттестационной комиссии
Дата аттестации
С аттестационным листом
ознакомился _______________________________________________________
(подпись аттестованного и дата)
------------------------- |