МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 октября 1992 г. N 368
О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПО КОТОРЫМ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
(Извлечение)
1. Министрам внутренних дел республик в составе Российской
Федерации, начальникам управлений (главных управлений) внутренних
дел краев, областей, городов Москвы, Санкт - Петербурга и
Ленинградской области, автономных образований в составе Российской
Федерации, начальникам управлений (отделов) внутренних дел на
транспорте и на режимных объектах:
1.2. До 1 ноября 1992 года завершить формирование в МВД, УВД
(ГУВД), УВДТ (ОВДТ), ГОРОВД, ЛОВД специализированных подразделений
дознания в составе милиции общественной безопасности за счет
имеющейся и дополнительно выделенной штатной численности.
Осуществлять их комплектование квалифицированными специалистами,
имеющими, как правило, высшее юридическое образование.
1.3. Принять необходимые меры по обеспечению сотрудников
подразделений дознания служебными помещениями, необходимыми
средствами связи, организационной, криминалистической и
специальной техникой, автотранспортом по нормам положенности,
предусмотренным для следственных аппаратов.
1.4. Привести деятельность подразделений милиции общественной
безопасности в части раскрытия преступлений, по которым
предварительное следствие не обязательно, в соответствие с
требованиями статьи 9 Закона РСФСР "О милиции".
2. Утвердить Примерное положение об организации работы
специализированных подразделений дознания милиции общественной
безопасности (местной милиции) (прилагается).
3. Установить, что в исключительных случаях начальник органа
внутренних дел вправе поручать соответствующему подразделению
дознания милиции общественной безопасности проведение дознания по
делам, по которым производство предварительного следствия
обязательно.
4.3. В целях приведения номенклатуры должностей в соответствие
с выполняемыми процессуальными функциями переименовать должности
"инспектор по дознанию" и "старший инспектор по дознанию"
соответственно на "дознаватель" и "старший дознаватель".
8. Установить, что Приказ МВД СССР от 5 августа 1982 г. N 254
в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.
Приложение
к Приказу МВД России
от 16 октября 1992 г. N 368
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ (МЕСТНОЙ МИЛИЦИИ)
1. Общие положения
1.1. Дознание, проводимое милицией общественной безопасности
(местной милицией) <*>, является составной частью дознания,
осуществляющегося органами милиции в порядке, предусмотренном
уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Далее - милиция общественной безопасности.
1.2. Для качественного и более полного выполнения задач по
раскрытию и расследованию преступлений, по делам о которых
предварительное следствие не обязательно, в милиции общественной
безопасности создаются специализированные подразделения
дознания <*>.
--------------------------------
<*> В настоящем Примерном положении под специализированными
подразделениями дознания понимаются отделы, отделения, группы
дознания.
1.2.1. В МВД республик в составе Российской Федерации, УВД
(ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт - Петербурга и
Ленинградской области, автономных образований в составе Российской
Федерации - отделы (отделения, группы) дознания.
1.2.2. В горрайорганах внутренних дел - отделения (группы)
дознания.
1.3. Общее руководство специализированными подразделениями
дознания возлагается на начальников милиции общественной
безопасности соответствующих органов внутренних дел, перечисленных
в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Примерного положения.
Непосредственную организацию работы этих подразделений
осуществляет начальник отдела (отделения) дознания, старшие групп
дознания.
2. Основные задачи специализированных подразделений дознания
2.1. Основными задачами специализированных подразделений
дознания являются:
2.1.1. Обеспечение личной безопасности граждан и защита
собственности от противоправных посягательств путем предупреждения
и раскрытия преступлений, по делам о которых производство
предварительного следствия не обязательно.
2.1.2. Производство дознания по делам, по которым
предварительное следствие не обязательно.
2.1.3. Осуществление протокольной формы досудебной подготовки
материалов.
2.1.4. Организация контроля и принятие мер по обеспечению
законности при производстве дознания.
3. Основные функции специализированных подразделений дознания
3.1. Специализированное подразделение дознания МВД, УВД
(ГУВД):
3.1.1. Осуществляет контроль за соблюдением подчиненными
специализированными подразделениями дознания требований
законодательства и иных правовых актов, регламентирующих порядок
разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, расследования в
форме дознания и протокольной формы досудебной подготовки
материалов по делам о преступлениях, рассмотрение которых отнесено
к компетенции милиции общественной безопасности.
3.1.2. Проверяет обоснованность постановлений об отказе в
возбуждении уголовных дел, прекращении (приостановлении) уголовных
дел, принимает меры к отмене необоснованных решений.
3.1.3. На основе изучения практики производства дознания и
судебной практики готовит и направляет на места обзоры и другие
методические материалы, принимает меры к повышению
профессионального мастерства дознавателей.
3.1.4. Организует взаимодействие подчиненных подразделений
дознания с подразделениями криминальной милиции в предупреждении,
пресечении и раскрытии преступлений, розыске лиц, скрывающихся от
органов дознания, следствия и суда.
3.1.5. Анализирует результаты деятельности подчиненных
подразделений дознания, разрабатывает предложения руководству МВД,
УВД (ГУВД) о мерах по устранению выявленных недостатков,
совершенствованию организации дознания, улучшению качества
расследования уголовных дел и укреплению законности в деятельности
этих подразделений; готовит обобщенные представления по устранению
причин и условий, способствующих совершению преступлений.
3.1.6. Оказывает содействие кадровым аппаратам и руководителям
горрайорганов внутренних дел в подборе и расстановке кадров
дознания.
3.1.7. По поручению руководства МВД, УВД (ГУВД) осуществляет
проверку работы специализированных подразделений дознания милиции
общественной безопасности горрайорганов внутренних дел и
заслушивает отчеты руководителей этих подразделений; вносит
предложения о поощрении, наложении взысканий на сотрудников
подразделений дознания по вопросам, связанным с их процессуальной
деятельностью.
3.1.8. Разрешает жалобы, заявления граждан и должностных лиц
на деятельность подразделений дознания, рассматривает материалы
средств массовой информации.
3.1.9. По поручению начальника милиции общественной
безопасности принимает к производству и проводит дознание по
уголовным делам, по которым производство предварительного
следствия не обязательно, представляющим особую сложность.
3.2. Специализированное подразделение дознания милиции
общественной безопасности горрайоргана внутренних дел:
3.2.1. Рассматривает и принимает в соответствии с
законодательством решения по заявлениям и сообщениям о
преступлениях, по делам о которых предварительное следствие не
обязательно.
3.2.2. Возбуждает и расследует в форме дознания уголовные дела
и проводит в протокольной форме досудебную подготовку материалов
по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции милиции
общественной безопасности.
3.2.3. Обобщает выявленные при расследовании уголовных дел
причины и условия, способствующие совершению преступлений, в
пределах своих полномочий принимает меры по их устранению.
3.2.4. Во взаимодействии с другими службами органа внутренних
дел оказывает помощь криминальной милиции в предупреждении,
пресечении и раскрытии преступлений, розыске лиц, скрывающихся от
органов дознания, следствия и суда.
3.2.5. Проводит правовую пропаганду среди населения и в
трудовых коллективах.
4. Основные обязанности должностных лиц по руководству
специализированными подразделениями дознания
4.1. Начальник милиции общественной безопасности:
4.1.1. Принимает меры к наиболее полному, объективному и
всестороннему производству дознания, обеспечению контроля за
своевременностью и законностью процессуальных действий
дознавателей.
4.1.2. Изучает находящиеся в производстве у дознавателей
уголовные дела, дает указания о направлении дознания, производстве
необходимых процессуальных действий и сроках их выполнения.
4.1.3. Дает сотрудникам письменные поручения о расследовании
преступлений, подготовке материалов в протокольной форме,
отнесенных к компетенции специализированных подразделений
дознания, в случае необходимости лично производит дознание.
4.1.4. Организует взаимодействие дознавателей с сотрудниками
криминальной милиции, следователями, работниками других служб
органов внутренних дел.
4.1.5. Осуществляет контроль за состоянием служебной
дисциплины, рассматривает вопросы о поощрении, продвижении по
службе, наложении взысканий на дознавателей.
4.1.6. Изучает состояние и результаты работы по производству
дознания, принимает меры к ее улучшению, обеспечению качества
дознания, а также юридической подготовки дознавателей.
4.2. Начальник милиции общественной безопасности утверждает
вынесенные дознавателем постановления:
- о передаче заявления или сообщения о преступлении по
подследственности или подсудности;
- о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела;
- о производстве обыска, выемки, освидетельствования;
- о наложении ареста на имущество;
- о привлечении лица в качестве обвиняемого;
- об отстранении обвиняемого от должности;
- о приводе обвиняемого или свидетеля;
- об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого
(подозреваемого) меры пресечения;
- о направлении обвиняемого (подозреваемого), не находящегося
под стражей, в медицинское учреждение для производства
стационарной судебно - медицинской или судебно - психиатрической
экспертизы;
- об этапировании;
- о продлении срока дознания или срока содержания под стражей;
- о направлении дела по подследственности;
- о прекращении, приостановлении, возобновлении производства
по делу;
- о розыске обвиняемого.
Начальник милиции общественной безопасности утверждает также
протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении
преступлений, и обвинительные заключения.
4.3. По поручению начальника милиции общественной безопасности
процессуальную деятельность наряду с сотрудниками
специализированных подразделений дознания могут осуществлять
инспектора государственной автомобильной инспекции, участковые
инспектора милиции и другие лица начальствующего состава милиции
общественной безопасности, обладающие соответствующей подготовкой
(с учетом их специализации или территории обслуживания).
По находящимся в производстве уголовным делам и материалам они
обязаны собирать фактические данные, имеющие значение для
правильного разрешения дела, производить их тщательную,
всестороннюю проверку и оценку.
4.4. Начальник специализированного отдела (отделения) дознания
находится в подчинении начальника милиции общественной
безопасности и обеспечивает:
4.4.1. Своевременное и качественное исполнение подчиненными
ему сотрудниками поручений начальника милиции общественной
безопасности по расследованию уголовных дел в форме дознания и
досудебной подготовке материалов в протокольной форме.
4.4.2. Распределение, с учетом нагрузки на дознавателей,
поступающих заявлений и других материалов, а также подлежащих
расследованию уголовных дел.
4.4.3. Анализ результатов дознания и внесение начальнику
предложений по повышению его эффективности, соблюдение
исполнительской и служебной дисциплины.
4.4.4. Профилактическую работу дознавателей и подготовку
предложений по ее совершенствованию.
4.5. Начальником милиции общественной безопасности на
начальника специализированного отдела (отделения) дознания могут
быть возложены и другие обязанности, предусмотренные настоящим
Примерным положением, за исключением предусмотренных в пункте 4.2.
5. Дознаватель (старший дознаватель):
5.1. Рассматривает и проверяет заявления и сообщения о
преступлениях, по которым выносит постановления:
5.1.1. О возбуждении уголовного дела в сроки, предусмотренные
уголовно - процессуальным законодательством (при наличии признаков
преступления).
5.1.2. Об отказе в возбуждении уголовного дела, если из
собранных материалов усматривается отсутствие оснований для его
возбуждения, а равно при наличии обстоятельств, исключающих
производство по делу.
5.1.3. О передаче по подследственности заявлений и сообщений о
преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно.
5.2. Проводит дополнительную проверку содержащихся в
материалах сведений, если начальник милиции общественной
безопасности признает их недостаточными для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела.
5.3. Готовит и оформляет материалы в протокольной форме по
преступлениям, перечисленным в ст. 414 УПК РСФСР, отнесенным к
компетенции милиции общественной безопасности.
5.4. Самостоятельно принимает процессуальные решения по
уголовным делам и материалам, находящимся в производстве, за
исключением случаев, когда они утверждаются начальником милиции
общественной безопасности (пункт 4.2).
5.5. По уголовным делам, находящимся в производстве,
дознаватель (старший дознаватель) обязан:
- произвести все необходимые процессуальные действия в целях
обеспечения полного исследования обстоятельств совершенного
преступления;
- обеспечить подозреваемому или обвиняемому право на защиту в
порядке, установленном уголовно - процессуальным
законодательством;
- направить в суд в течение двадцати четырех часов жалобу
лица, содержащегося под стражей, его защитника или законного
представителя на незаконность или необоснованность избрания меры
пресечения в виде заключения под стражу вместе с материалами,
подтверждающими законность и обоснованность применения этой меры;
- в случае приостановления предварительного расследования по
основаниям, предусмотренным ст. 195 УПК РСФСР, принимать меры к
установлению лиц, совершивших преступление, либо розыску
обвиняемого, скрывающегося от органов дознания;
- при прекращении уголовного дела копию постановления в
суточный срок направить прокурору. Если уголовно - процессуальным
законодательством предусмотрено согласие прокурора, доложить ему
материалы уголовного дела;
- по окончании дознания направить уголовное дело с
обвинительным заключением в прокуратуру;
- выявлять причины и условия, способствующие совершению
преступлений, принимать меры для их устранения;
- заявить самоотвод при наличии предусмотренных законом
обстоятельств, исключающих участие в расследовании уголовного дела
в качестве дознавателя.
Дознаватель (старший дознаватель) несет персональную
ответственность за своевременное и качественное проведение
процессуальных действий, законность и обоснованность принимаемых
процессуальных решений.
6. Организация взаимодействия специализированных подразделений
дознания с подразделениями криминальной милиции и другими службами
органов внутренних дел
6.1. В работе по предупреждению преступлений
специализированные подразделения дознания:
- выполняют на основе совместных планов комплексные
мероприятия по профилактике правонарушений;
- анализируют причины и условия, способствующие совершению
отдельных видов преступлений, вносят обобщенные представления в
инстанции по их устранению;
- проводят профилактическую работу в общественных
объединениях, трудовых коллективах, используют возможности средств
массовой информации.
6.2. В раскрытии и расследовании преступлений
специализированные подразделения дознания:
- организуют использование при проведении неотложных
следственных действий сведений, полученных оперативно - розыскным
путем;
- незамедлительно взаимно информируют по сообщениям о
преступлениях;
- привлекают в установленном порядке сотрудников патрульно -
постовой службы милиции, Госавтоинспекции, участковых инспекторов
милиции, силы и средства других служб органов внутренних дел;
- используют возможности криминалистических и оперативно -
справочных учетов, принимают меры по их дальнейшему пополнению и
совершенствованию.
6.3. Ответственность за организацию взаимодействия
дознавателей специализированных подразделений дознания с
сотрудниками криминальной милиции и других служб возлагается на
начальника органа внутренних дел.
6.4. При осмотре места происшествия в качестве старшего
оперативной группы дознаватель (старший дознаватель) несет
персональную ответственность за качество осмотра и организует
работу входящих в оперативную группу сотрудников по выявлению,
изъятию и закреплению следов преступления, установлению
свидетелей, а при необходимости - потерпевших.
6.5. По результатам осмотра места происшествия и с учетом
данных, полученных в ходе проведения неотложных оперативно -
следственных мероприятий дознаватель (старший дознаватель):
6.5.1. Совместно с оперуполномоченным и экспертом -
криминалистом рассматривает собранные материалы и вещественные
доказательства, составляет план совместных действий с указанием
конкретных исполнителей и сроков.
6.5.2. Обеспечивает в пределах своей компетенции совместно с
оперативным работником объективную проверку поступающей
оперативно - розыскной информации, относящейся к расследуемому
преступлению или к иным фактам преступной деятельности обвиняемых
(подозреваемых), по находящемуся в производстве уголовному делу.
6.6. В целях предупреждения уклонения обвиняемых от дознания и
розыска скрывшихся преступников дознаватель (старший дознаватель):
6.6.1. При вынесении постановления об избрании меры пресечения
собирает и проверяет информацию о намерениях подозреваемого
(обвиняемого) скрыться от дознания либо продолжать преступную
деятельность.
6.6.2. При избрании меры пресечения, не связанной с
заключением под стражу, сообщает об этом в орган внутренних дел и
направляет сторожевой листок в паспортный аппарат по месту
жительства подозреваемого (обвиняемого), а также извещение в отдел
кадров по месту работы.
6.6.3. При объявлении розыска скрывшегося обвиняемого
подготавливает и передает в соответствующие оперативные
подразделения органов внутренних дел необходимые для этого
сведения.
7. Контроль за процессуальной деятельностью специализированных
подразделений дознания
7.1. Контроль за процессуальной деятельностью
специализированных подразделений дознания обеспечивает начальник
органа внутренних дел и начальник милиции общественной
безопасности.
7.2. Указания начальника милиции общественной безопасности и
начальника вышестоящего органа дознания по раскрытию и
расследованию преступлений обязательны для лица, производящего
дознание.
При несогласии с указаниями, данными по находящимся в
производстве уголовным делам, он вправе обжаловать их прокурору,
не приостанавливая исполнения.
7.3. Вышестоящий орган милиции общественной безопасности
(внутренних дел) не вправе отменить вынесенное подчиненным ему
органом постановление или принятое решение по уголовному делу при
несогласии с ними, либо в случае обнаружения нарушений уголовно -
процессуального закона, вышестоящий орган ставит об этом в
известность прокурора, который принимает соответствующее решение.
7.4. Надзор за исполнением законов органами милиции
общественной безопасности осуществляет соответствующий прокурор.
Его указания, в связи с возбуждением и расследованием уголовных
дел в форме дознания, данные в порядке, предусмотренном уголовно -
процессуальным законодательством, являются для этих органов
обязательными.
8. Статистическую отчетность о работе по расследованию
уголовных дел в форме дознания и рассмотрению заявлений и
сообщений о преступлениях органы дознания представляют в порядке,
установленном МВД России.
Примечание. Действие настоящего Примерного положения
распространяется на специализированные подразделения дознания
органов внутренних дел на транспорте и на режимных объектах.
|