УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01.03.93 N 167
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 1992 г. N 615
Об утверждении Положения о Министерстве социальной
защиты населения Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве социальной
защиты населения Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров
РСФСР от 20 сентября 1968 г. N 654 "Об утверждении Положения о
Министерстве социального обеспечения РСФСР" (СП РСФСР, 1968 г., N
19, ст.99).
Е.Гайдар
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 августа 1992 г7. N 615
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве социальной защиты населения
Российской Федерации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Министерство социальной защиты населения Российской
Федерации (Минсоцзащиты России) является федеральным органом
государственного управления Российской Федерации, осуществляющим
государственную политику в области социальной защиты пенсионеров,
инвалидов, материнства и младенчества, семей с
несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной
поддержке других групп населения, определяемых Верховным Советом
Российской Федерации, Президентом Российской Федерации или
Правительством Российской Федерации *).
Минсоцзашиты России осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами
Российской Федерации, исполнительными органами государственной
власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и
общественными организациями.
Минсоцзащиты России, подведомственные ему организации,
учреждения, предприятия и органы социальной защиты республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют единую
государственную систему социальной защиты населения.
2. Минсоцзащиты России в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законами и иными решениями
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением
и другими нормативными актами.
---------------------------------------
*) Далее именуются - пенсионеры, инвалиды, семьи с
несовершеннолетними детьми и другие группы населения, нуждающиеся
в государственной поддержке.
3. Минсоцзащиты России является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, расчетный и иные (в том числе валютные)
счета в учреждениях банков, печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
Местонахождение Минсоцзащиты России - город Москва.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА
4. Основными задачами Минсоцзащиты России являются:
защита конституционных прав пенсионеров, инвалидов, семей с
несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся
в государственной поддержке9
разработка йаучно обоснованных предположений по стратегии
государственной политики в области социальной защиты указанных
категорий населения, а также формирование федеральных программ в
этой области и координационно-методическое обеспечение их
выполнения;
подготовка предложений о совершенствовании законодательства
по вопросам, относящимся к компетенции Минсоцзащиты России;
организация государственного пенсионного обеспечения и
социального обслуживания нетрудоспособных граждан;
содействие созданию и организации деятельности
негосударственных организаций, учреждений, предприятий социальной
защиты населения;
организация и координация разработки и внедрения в системе
социальной защиты населения единых информационных технологий, а
также создание автоматизированной системы обработки информации,
назначения и выплаты пенсий и пособий по социальному обеспечению;
оказание организационно-методической помощи органам
социальной защиты населения по вопросам, связанным с применением
действующего законодательства;
разработка мероприятий по материально-бытовому обслуживанию
пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и
других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке,
создание на государственной и благотворительной основе
комплексной сети служб и дифференцированной системы социальной
защиты указанных категорий граждан;
организация протезно-ортопедической помощи населению;
организация врачебно-трудовой экспертизы и руководство ею,
медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
привлечение внебюджетных средств для финансирования программ
социальной помощи и укрепления материальной базы системы
социальной защиты населения;
содействие развитию коммерческих начал в сфере организации
социальной защиты населения с целью повышения эффективности
реализации социальных программ;
обеспечение взаимодействия с благотворительными и другими
общественными объединениями с целью поддержки пенсионеров,
инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп
населения, нуждающихся в государственной поддержке;
осуществление координации внешнеэкономической деятельности и
международного сотрудничества по вопросам, относящимся к
компетенции Минсоцзащиты России.
5. Минсоцзащиты России в соответствии с возложенными на него
задачами осуществляет выполнение следующих основных функций:
в области развития системы социальной защиты
разрабатывает предложения по основам федеральной политики в
части социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с
несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся
в государственной поддержке;
на основе анализа и прогнозирования уровня жизни
разрабатывает проекты концепции и федеральных программ по
социальной защите указанных категорий населения, а также
подготавливает методические рекомендации для разработки
региональных программ;
обеспечивает разработку социальных нормативов, необходимых
для осуществления Минсоцзащиты России его функций;
определяет направления и координирует научные исследования
по вопросам социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с
несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся
в государственной поддержке;
в области организации пенсионного обслуживания
и обеспечения пособиями
участвует в формировании федеральной политики в области
обеспечения пенсиями и пособиями по социальному обеспечению и
осуществляет ее реализацию;
осуществляет организацию и методическое обеспечение работы
по назначению и выплате пенсий и пособий по социальному
обеспечению;
взаимодействует с Пенсионным фондом Российской Федерации и
Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам
финансирования выплаты пенсий и пособий по социальному
обеспечению;
принимает участие в разработке методологии и создании
условий для развития негосударственной системы пенсионного
обеспечения;
разрабатывает рекомендации по установлению дополнительных
льгот и выплат к пенсиям и пособиям по социальному обеспечению на
региональном уровне;
взаимодействует с отраслевыми министерствами и ведомствами
по вопросам применения списков производств, работ, профессий,
должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное
обеспечение, подготавливает согласованные предложения по их
совершенствованию;
в области социального обслуживания
организует социально-бытовое обслуживание престарелых
граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других
групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, а также
предоставление им установленных законодательством льгот, путевок
на санаторно-курортное лечение и специальных средств
передвижения, внедрение новых форм и видов натуральной помощи;
материально-бытовое, медико-социальное и культурное обслуживание
престарелых граждан и инвалидов, находящихся в учреждениях
социального обеспечения; создание комплексной сети служб
социальной защиты лиц, нуждающихся в поддержке, на
государственной и благотворительной основе; развитие комплекса
специализированных учреждений и служб, оказывающих
психологические, медико-социальные, реабилитационные и другие
социальные услуги лицам, попавшим в сложные жизненные ситуации;
социальную поддержку бывших воспитанников детских домов и школ-
интернатов для детей, не имеющих родителей или оставшихся без их
попечения, на начальном этапе самостоятельной жизни;
участвует в организации разнообразных видов социальной
помощи семьям с несовершеннолетними детьми;
содействует созданию негосударственных служб и учреждений,
оказывающих социальную помощь и услуги пенсионерам, инвалидам,
семьям с несовершеннолетними детьми и другими группами
населения, нуждающимися в государственной поддержке;
осуществляет координацию работы подведомственных
социально-бытовых объектов, а также содействует их переводу на
коммерчекую основу исходя из нужд финансирования программ
социальной помощи населению;
в области медико-социальной экспертизы, реабилитации
инвалидов и оказания протезно-ортопедической помощи
осуществляет руководство врачебно-трудовой экспертизой и
служебной медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
участвует в формировании государственной политики в области
градостроительства, обеспечивающей доступность объектов
инфраструктуры для инвалидов и престарелых граждан;
оказывает помощь общественным организациям инвалидов в
создании рабочих мест для инвалидов и в их трудоустройстве;
содействует созданию и развитию специализированных
предприятий по использованию труда инвалидов и пенсионеров,
развитию надомных видов труда и других форм занятости;
способствует развитию физической культуры и спортивного
движения инвалидов как этапа их социальной реабилитации;
определяет потребность и осуществляет заказы на производство
специальных транспортных средств, приспособлений
производственного и бытового характера, других технических
средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;
обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи
населению, проведение совместно с другими министерствами и
ведомствами работы по увеличению производства и
совершенствованию технологии изготовления протезно-ортопедических
изделий, а также по производству новых их видов;
принимает участие в установленном порядке в создании и
реорганизации научно-исследовательских, конструкторско-
технологических организаций, центров медико-социальной и
профессиональной реабилитации инвалидов и иных организаций,
учреждений и предприятий, осуществляющих функции социальной
защиты населения;
в области законодательства по социальной
защите населения
обобщает практику применения законодательства по вопросам,
отнесенным к компетенции Минсоцзащиты России, разрабатывает
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами
Российской Федерации, исполнительными органами государственной
власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и
вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации
предложения о совершенствовании законодательства по социальной
защите населения;
подготавливает в соответствии с поручениями Правительства
Российской Федерации заключения по проектам законодательных
актов, а также нормативных актов министерств и ведомств
Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции
Минсоцзащиты России;
обеспечивает единообразное применение законодательства по
социальной защите населения на территории Российской Федерации;
в области внешнеэкономического и международного
сотрудничества
участвует в установленном порядке в деятельности
международных организаций, занимающихся вопросами социальной
политики;
участвует в организации осуществления на территории
Российской Федерации и за рубежом программ сотрудничества по
вопросам социальной защиты различных категорий граждан;
организаует проведение международных конференций, семинаров,
симпозиумов, учебных курсов по проблемам социальной защиты
населения;
обеспечивает подготовку предложений к проектам соглашений с
государствами - участниками СНГ по социальной защите пенсионеров,
инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп
населения, нуждающихся в государственной поддержке, а также а
проектам соглашений с иными зарубежными странами по вопросам
социальной политики;
участвует в пределах своей компетенции в подготовке и
заключении с иностранными партнерами договоров в сфере социальной
защиты населения;
в области финансовой и хозяйственной деятельности
организует планово-финансовую работу в системе Минсоцзащиты
России, финансирование мероприятий по социальной защите
населения, проводимых подведомственными организациями,
учреждениями и предприятиями, а также научных исследований в этой
области; подготавливает экономические обоснования по организации
различных видов социальной помощи населению;
участвует в подготовке предложений по формированию налоговой
политики в отношении пенсионеров, инвалидов, семей с
несовершеннолетними детьми и других групп населения,
нуждающихся в государственной поддержке;
осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по
совершенствованию организации, нормирования и оплаты труда
работников системы Министерства;
Рассматривает балансы и отчеты по хозяйственной
деятельности организаций, учреждений и предприятий,
подведомственных Минсоцзащиты России, а также отчетность
территориальных органов социальной защиты;
организует в системе Минсоцзащиты России контрольно-
ревизионную работу и осуществляет авнуртриведомтсвенный
финансовый контроль;
проводит инвестиционную политику, обеспечивающую оптимальное
использование государственных централизованных капитальных
вложений подведомственными организациями, учреждениями и
предприятиями; организует разработку перспективных программ по
строительву новых, реконструкции и техническому перевооружению
действующих организаций, учреждений и предприятий системы
Минсоцзащиты России; обеспечивает взаимодействие
государственных, общественных, религиозных и благотворительных
организаций, учреждений и предприятий в работе по привлечению
средств для финансирования программ социальной помощи
населению.
Наряду с выполнением указанных функций Минсоцзащиты России:
организует контроль за полнотой, своевременностью
поступления и целевым использованием средств Республиканского
(федерального) и территориальных фондов социальной поддержки
населения; организует и проводит мероприятия по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации кадров подведомственных
ему организаций, учреждений, предприятий и органов социальной
защиты; осуществляет организационно-методическое руководство и
контроль за деятельностью подведомственных учебных заведений и
курсов повышения квалификации руководящих работников и
специалистов системы социальной защиты населения;
рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан в
сроки, установленные действующим законодательством, и принимает
по ним необходимые меры; осуществляет прием граждан по вопросам
социальной защиты.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
6. Минсоцзащиты России в пределах своей компетенции,
осуществляет контроль за правильным применением действующего
законодательства в подведомственных организациях, учреждениях, на
предприятиях и в органах системы социальной защиты населения;
взаимодействует с министерствами и ведомствами Российской
Федерации, исполнительными органами государственной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по
вопросам, связанным с социальной защитой пенсионеров, инвалидов,
семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения,
нуждающихся в государственной поддержке;
совместно с исполнительными органами государственной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
принимает решения по вопросам строительства и развития сети
учреждений социальной защиты, а также по другим вопросам,
входящим в компетенцию Минсоцзащиты России;
информирует на договорной основе научные учреждения и
высококвалифицированных специалистов к разработке программ,
проектов законодательных и нормативных актов по вопросам
социальной защиты, образует в установленном порядке временные
научные коллективы, экспертные группы и советы по этим вопросам;
заключает по поручению Правительства Российской Федерации
международные договоры и соглашения с зарубежными странами по
вопросам социальной политики и защиты населения.
7. Министерство социальной защиты населения Российской
Федерации возглавляет Министр, назначаемый в порядке,
установленном действующим законодательством.
Министр несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Минсоцзащиты России задач и осуществление им своих
функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых по его представлению
Правительством Российской Федерации, и распределяет обязанности
между ними.
Министр:
руководит деятельностью Минсоцзащиты России;
вносит в установленном порядке на рассмотрение
Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по
вопросам, отнесенным к компетенции Минсоцзащиты России;
устанавливает степень ответственности заместителей Министра
и руководителей структурных подразделений Министерства;
в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции и
дает указания, обязательные для исполнения всеми
подведомственными организациями, учреждениями, предприятиями и
органами системы социальной защиты населения;
утверждает структуру центрального аппарата Минсоцзащиты
России в пределах установленных Правительством Российской
Федерации фонда оплаты труда и численности его работников,
штатное расписание центрального аппарата, положения о структурных
подразделениях Министерства, а также положения (уставы) о
подведомственных Министерству организациях, учреждениях и
предприятиях;
назначает на должность и освобождает от должности работников
центрального аппарата Минсоцзащиты России и руководителей
подведомственных организаций, учреждений и предприятий;
представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников к присвоению почетных званий и наград;
имеет другие права в соответствии с действующим
законодательством.
Министр социальной защиты населения Российской Федерации
вправе делегировать отдельные предоставляемые ему полномочия
подчиненным ему должностным лицам, кроме прав, относящихся к
исключительной компетенции Министра.
8. В Минсоцзащиты России образуется коллегия в составе
Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководящих
работников Министерства. В состав коллегии могут входить
руководители подведомственных и других организаций, учреждений и
предприятий.
Члены коллегии утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты
населения. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило,
приказами или указаниями Министра. В случае разногласий между
Министром и коллегий Министр проводит в жизнь свое решение,
докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской
Федерации, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое
мнение в Правительство Российской Федерации.
9. В состав Минсоцзащиты России входит Комитет социальной
помощи семье и детям, возглавляемый председателем. Положение о
Комитете утверждается Министром.
10. В ведении Минсоцзащиты России находится Республиканский
(федеральный) фонд социальной поддержки населения. Его
деятельность осуществляется в соответствии с Положением,
утверждаемым Правительством Российской Федерации.
11. В Минсоцзащиты России создается научно-методический
совет для планирования и организации научных исследований,
разработки рекомендаций по внедрению в практику достижений науки,
техники и передового опыта.
Состав научно-методического совета и положение о нем
утверждаются Министром.
|