ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 1992 г. N 12/12
г. Москва
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
ДЕЛ СУДАМ И АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ
В целях обеспечения правильного и единообразного решения воп-
роса о подведомственности дел по спорам и жалобам, возникающим в
процессе предпринимательской деятельности и вытекающим из граж-
данских правоотношений либо правоотношений в сфере управления, а
также в целях предотвращения случаев необоснованного отказа в пра-
восудии Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум
Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановляют:
1. Подведомственность заявленного требования суду или арбит-
ражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, уста-
новленной законодательными актами Российской Федерации.
В случаях, когда в законодательном акте подведомственность
определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда
имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке,
следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из
субъектного состава участников и характера правоотношений, если
иное не предусмотрено законом.
Компетенция арбитражного суда определена Законом Российской
Федерации "Об арбитражном суде" и Арбитражным процессуальным ко-
дексом Российской Федерации. К юрисдикции арбитражного суда от-
несено разрешение указанных в ст. 20 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации экономических споров между предприя-
тиями, учреждениями, организациями, независимо от их ведомствен-
ной принадлежности и подчиненности (включая колхозы), являющимися
юридическими лицами (далее - организации), гражданами-предпринима-
телями, а также споров в сфере управления, перечисленных в ст. 22
того же Кодекса. При этом необходимо учитывать, что предпринима-
тельской признается инициативная самостоятельная деятельность
граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою
имущественную ответственность. Гражданин приобретает статус предп-
ринимателя путем государственной регистрации в соответствии с За-
коном Российской Федерации "О регистрационном сборе с физических
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью". Документом,
подтверждающим наличие подобного статуса, является свидетельство
о государственной регистрации.
Арбитражный суд вправе рассмотреть спор с участием органов
государственной власти и управления, а также организаций, не явля-
ющихся юридическими лицами, если это установлено законодательными
актами.
Арбитражному суду также подведомственны споры между сторона-
ми, одна из которых находится на территории другого государства,
если это предусмотрено межгосударственными соглашениями, междуна-
родным договором, соглашением сторон, а также споры с участием ор-
ганизаций с иностранными инвестициями, если это предусмотрено меж-
государственным соглашением или соглашением сторон.
2. Арбитражному суду, в частности, подведомственны споры:
а) об обжаловании отказа в государственной регистрации либо
уклонения от государственной регистрации в установленный срок ор-
ганизации или предпринимательской деятельности граждан, кроме от-
каза в государственной регистрации предприятия с иностранными ин-
вестициями, а также о взыскании убытков, понесенных в результате
незаконного отказа в регистрации предприятия (ст. 22 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона РСФСР
"О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР", ст.
18 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР");
б) о признании недействительными решений о регистрации предп-
риятий, кроме споров, отнесенных к компетенции суда;
в) о признании недействительными учредительных документов
предприятия, если данное предприятие прошло государственную ре-
гистрацию;
г) о признании недействительными учредительных документов
предприятия (не прошедшего государственную регистрацию), если уч-
редителями и другими участниками спора являются юридические лица
либо граждане-предприниматели;
д) о признании недействительными актов государственных и иных
органов о ликвидации и реорганизации предприятий, если законода-
тельными актами не установлено, что спор рассматривается судом;
е) в связи с выделением и разделением предприятий, кроме спо-
ров, отнесенных к компетенции суда;
ж) в связи с признанием предприятия, не выполняющего свои
обязанности по расчетам, неплатежеспособным (банкротом);
з) об истребовании имущества из чужого незаконного владения и
об устранении помех владению в случаях, когда собственником и ли-
цом, которое, по мнению собственника, нарушило его права, является
организация, а также гражданин-предприниматель, если спор возник
по поводу имущества, необходимого ему для осуществления предприни-
мательской деятельности;
и) в связи с защитой интересов собственника при прекращении
его прав по основаниям, предусмотренным законом, если собственни-
ком является организация либо гражданин-предприниматель и имущест-
во необходимо для осуществления предпринимательской деятельности;
к) по искам местных Советов народных депутатов и местной ад-
министрации о признании недействительными актам органов госу-
дарственного управления, органов местного самоуправления, являю-
щихся юридическими лицами, предприятий, учреждений, организаций,
общественных объединений, нарушающих права и законные интересы
местных Советов народных депутатов и граждан, проживающих на дан-
ной территории;
л) о возмещении убытков, причиненных крестьянскому (фер-
мерскому) хозяйству в результате действий государственных или иных
органов, нарушивших его права, а также вследствие надлежащего осу-
ществления такими органами предусмотренных законодательством обя-
занностей по отношению к крестьянским (фермерским) хозяйствам,
поскольку их деятельность является предпринимательской.
3. Гражданские дела, в том числе, указанные в пункте 2
настоящего постановления, подлежат рассмотрению в суде, если хотя-
бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпри-
нимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но
дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской
деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим
лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юри-
дического лица.
Судам подведомственны дела по спорам, возникающим из догово-
ров перевозок в прямом международном железнодорожном и воздушном
грузовом сообщении между предприятиями, учреждениями, организация-
ми, с одной стороны, и органами воздушного и железнодорожного
транспорта, с другой, вытекающие из соответствующих международных
договоров ( ст. 25 Гражданского процессуального кодекса РСФСР).
В судах рассматриваются споры иностранных инвесторов и предп-
риятий с иностранными инвестициями с государственными органами
Российской Федерации, предприятиями, организациями, объединениями
и другими юридическими лицами Российской Федерации, споры между
инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопро-
сам, связанным с их хозяйственной деятельностью, а также споры ме-
жду участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим
таким предприятием, кроме случаев, когда по договоренности сторон
или в соответствии с межгосударственным соглашением спор подведом-
ственен арбитражному суду либо когда их подведомственность специа-
льно определена законодательством.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает инвестицион-
ные споры, в частности, о размере, условиях, порядке выплаты ком-
пенсаций иностранным инвесторам, о возмещении убытков, причиненных
иностранным инвесторам в результате выполнения противоречащих за-
конодательству указаний государственных органов либо должностных
лиц, вследствие надлежащего осуществления такими органами или их
должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей
по отношению к иностранным инвестициям, а также жалобы на решения
органов государственного управления об изъятии иностранных ин-
вестиций, за исключением споров, которые в соответствии с межгосу-
дарственным соглашением или законодательными актами подведомствен-
ны Высшему арбитражному суду Российской Федерации.
4. Гражданин вправе обжаловать в суд любые акты государствен-
ных, иных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющих
его права.
Споры о признании недействительными актов государственных
или иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих
права и охраняемые законом интересы организаций и граждан-предпри-
нимателей, подлежат решению в арбитражном суде.
Требования организаций и граждан-предпринимателей о признании
неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и ох-
раняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде, если об-
жалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными
документами.
Споры о возмещении убытков, причиненных актами государствен-
ных и иных органов, а также действиями должностных лиц, не соот-
ветствующими законодательству, разрешаются в суде, если требования
предъявлены гражданином, либо в арбитражном суде, если требования
предъявлены организацией или гражданином-предпринимателем.
5. Если объединяются несколько связанных между собой требова-
ний, одни из которых подведомственны суду, а другие - арбитражному
суду, все требования подлежат рассмотрению в суде (ст. 28 ГПК
РСФСР).
6. В случаях, когда отдельные виды хозяйственной деятельности
в соответствии со ст. 36 Закона РСФСР "О предприятиях и предприни-
мательской деятельности" могут осуществляться только на основании
специального разрешения или лицензии, судам подведомственны споры
об обжаловании отказа в выдаче решения, если за решением обращался
гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, а арбитражным су-
дам,- если требование о выдаче заявлялось организацией либо граж-
данином-предпринимателем, если иное не предусмотрено законодатель-
ными актами.
Спор об отмене разрешения на хозяйственную деятельность вы-
данного организации или гражданину-предпринимателю подлежит разре-
шению в арбитражном суде. Если же гражданин, получивший разрешение
на хозяйственную деятельность, еще не зарегистрирован, как предп-
риниматель, такой спор разрешается в суде.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Председатель Высшего арбитражного суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
и.о. Секретаря Пленума,
член Верховного суда
Российской Федерации
В.И.АРТЕМОВ
Секретарь Пленума, судья Высшего арбитражного суда
Российской Федерации
А.М.ХАЧИКЯН
------------------------- |