УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.12.93 N 1362
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 1992 г. N 594
г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель.
2. Министерству экологии и природных ресурсов Российской Феде-
рации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра-
вительстве Российской Федерации разработать с участием заинтересо-
ванных министерств и ведомств и до 1 декабря 1992 года утвердить
методику определения размера ущерба, причиненного в результате
деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их
порчи и уничтожения.
3. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра-
вительстве Российской Федерации и Министерству экологии и природ-
ных ресурсов Российской Федерации в месячный срок представить для
утверждения Государственному комитету Российской Федерации по ста-
тистике форму статистической отчетности о контроле за использова-
нием и охраной земель.
Е.ГАЙДАР
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 1992 г. N 594
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления государственного
контроля за использованием и охраной земель
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель, раз-
работанный в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и являющийся
обязательным для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и
организациями, независимо от подчиненности и форм собственности, а
также гражданами на территории Российской Федерации.
Настоящее Положение регулирует отношения впредь до принятия и
введения в действие Основ земельного законодательства Российской
Федерации в соответствии с Федеративным договором.
2. Государственный контроль за использованием и охраной земель
осуществляется соответствующими Советами народных депутатов и ад-
министрациями, а также специально уполномоченными на то госу-
дарственными органами в соответствии с действующим законодательст-
вом. Задачей государственного контроля является обеспечение соблю-
дения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, а также
гражданами, иностранными юридическими и физическими лицами требо-
ваний земельного законодательства в целях эффективного использова-
ния и охраны земель.
3. Специально уполномоченными государственными органами, осу-
ществляющими государственный контроль за использованием и охраной
земель, являются:
Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Прави-
тельстве Российской Федерации и его органы на местах;
Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федера-
ции и его органы на местах;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзо-
ра и его органы на местах;
Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммуналь-
ного хозяйства Российской Федерации и местные органы архитектурно-
строительного надзора.
Эти органы осуществляют контроль за использованием и охраной
земель во взаимодействии с Советами народных депутатов, админист-
рацией, между собой.
II. Функции органов, осуществляющих государственный
контроль за использованием и охраной земель
4. В соответствии с задачами государственного контроля за
использованием и охраной земель органы Комитета по земельной ре-
форме и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации,
Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации,
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора
и Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунально-
го хозяйства Российской Федерации:
осуществляют государственный контроль за использованием и ох-
раной земель в соответствии со своей компетенцией;
организуют проверку и экспертизу изменения качественного
состояния земель;
принимают меры по устранению нарушений земельного законода-
тельства;
вносят в установленном порядке предложения о консервации дег-
радированных и загрязненных земель, дальнейшее использование кото-
рых может привести к негативным экологическим последствиям и заг-
рязнению сельскохозяйственной продукции;
информируют население о состоянии земельного фонда и принимае-
мых мерах по охране земель;
участвуют в работе комиссий по приемке мелиорированных, ре-
культивированных и других земель, на которых проведены мероприятия
по улучшению их качественного состояния, а также объектов, соору-
женных в целях охраны земель.
5. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра-
вительстве Российской Федерации и его органы на местах осуществля-
ют государственный контроль за:
соблюдением предприятиями, организациями и гражданами земель-
ного законодательства, установленного режима использования земель-
ных участков в соответствии с теми целями, для которых они пре-
доставлены;
пресечением самовольного занятия земельных участков;
предоставлением достоверных сведений о наличии, состоянии и
использовании земельных угодий, а также информации о наличии сво-
бодного земельного фонда;
своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлени-
ем плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использо-
ванием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ,
связанных с нарушением земель;
проектированием, размещением и строительством объектов, оказы-
вающих влияние на состояние земель;
своевременным и качественным выполнением мероприятий по улуч-
шению земель, предотвращению и ликвидации эрозии, засоления, за-
болачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотне-
ния, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих дег-
радацию земель;
соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (хода-
тайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
установлением и сохранностью межевых знаков;
своевременным возвратом земель, предоставленных во временное
пользование.
6. Министерство экологии и природных ресурсов Российской Феде-
рации и его органы на местах осуществляют государственный контроль
за:
выполнением природоохранных требований при отводе земель под
все виды хозяйственной деятельности;
соблюдением экологических норм при разработке новой техники,
технологий и материалов для обработки почв, а также при размеще-
нии, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и
других объектов;
предотвращением захламления земель, а также загрязнения почв
сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными
и радиоактивными веществами;
соблюдением установленного режима использования земель приро-
доохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;
осуществлением мероприятий, предусмотренных проектами земле-
устройства и другими проектами в части охраны почв и рационального
использования земель;
достоверностью сведений, используемых при ведении госу-
дарственного земельного кадастра, мониторинге земель и землеуст-
ройстве;
соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;
пресечением самовольного занятия земель природоохранного, при-
родно-заповедного и рекреационного назначения;
выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения
плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации выведен-
ных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.
7. Государственных комитет санитарно-эпидемиологического
надзора и его органы на местах осуществляют государственный конт-
роль за:
соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил
при использовании земельных участков, установлении охранных, сани-
тарных, защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при проек-
тировании и эксплуатации промышленных предприятий и объектов по
использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных,
бытовых материалов и отходов;
предотвращением заражения земель бактериально-паразитически-
ми и карантинными вредными организмами и загрязнения химическими и
радиоактивными веществами.
8. Министерство архитектуры, строительства и жилищно-комму-
нального хозяйства Российской Федерации и местные органы архитек-
турно-строительного надзора осуществляют контроль за:
предотвращением самовольного строительства;
соблюдением градостроительных требований при использовании зе-
мель для строительства объектов.
III. Права и обязанности должностных лиц органов,
осуществляющих государственный контроль
за использованием и охраной земель
9. Должностные лица органов Комитета по земельной реформе и
земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Ми-
нистерстве экологии и природных ресурсов Российской Федерации,
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора,
Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации в соответствии с возложенными на
них функциями по осуществлению государственного контроля за
использованием и охраной земель и в пределах своей компетенции
имеют право:
направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях
земельного законодательства для решения вопроса о привлечении ви-
новных лиц к ответственности;
предъявлять иски в суде и арбитражном суде о взыскивании ущер-
ба, причиненного в результате нарушения земельного законодательст-
ва;
вносить в местную администрацию предложения о приостановлении
разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, проведения
геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если
они осуществляются с нарушением земельного законодательства и мо-
гут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче пло-
дородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и
другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную
территорию;
вносить в местную администрацию предложения о полном или
частичном изъятии земель в случаях: использования земель не по це-
левому назначению, нерационального использования земельного участ-
ка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению
экологической обстановки; неиспользования земельных участков в сро-
ки, предусмотренные земельным законодательством;
составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства;
приостанавливать промышленное, гражданское и другое строи-
тельство, эксплуатацию объектов, агротехнические и лесомелиоратив-
ные работы, ведущиеся с нарушением требований земельного законода-
тельства, а также работы, которые проводятся с нарушением установ-
ленного режима использования земель природоохранного, природно-
заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-куль-
турного назначения;
беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удосто-
верения предприятия, организации и учреждения, обследовать земель-
ные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и
аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и други-
ми специальными объектами, - с учетом установленного режима их
посещения;
давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также граж-
данам обязательные для исполнения указания и предписания по воп-
росам охраны земель, устранения нарушений земельного законода-
тельства;
получать от министерств и ведомств утвержденную в установлен-
ном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фон-
да;
привлекать в установленном порядке специалистов для проведения
обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения ме-
роприятий по охране земель.
10. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра-
вительстве Российской Федерации совместно с другими органами, осу-
ществляющими государственный контроль за использованием и охраной
земель, составляет ежегодный отчет о контроле за использованием и
охраной земель.
IV. Порядок наложения штрафов за нарушения
земельного законодательства
11. Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным
ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерстве эко-
логии и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического надзора, архитектурно-
строительного надзора в соответствии со своей компетенцией в адми-
нистративном порядке налагают штрафы за нарушения земельного зако-
нодательства.
12. Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным
ресурсам при правительстве Российской Федерации налагают штрафы
за:
самовольное занятие земельных участков;
захламление земель;
порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;
нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыпол-
нение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для
использования по целевому назначению;
проектирование, размещение и строительство объектов, отрица-
тельно влияющих на состояние земель;
искажение сведений о состоянии и об использовании земель;
нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о
предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии
свободного земельного фонда;
уничтожение межевых знаков.
13. Местные органы Министерства экологии и природных ресурсов
Российской Федерации налагают штрафы за:
самовольное занятие земель природоохранного и природно-запо-
ведного назначения;
захламление земель;
загрязнение земель токсичными и радиоактивными веществами,
производственными отходами и сточными водами;
порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;
невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние,
пригодное для использования по целевому назначению;
проектирование, размещение и строительство объектов, отрица-
тельно влияющих на экологическое состояние земель.
14. Местные органы архитектурно-строительного надзора нала-
гают штрафы за:
самовольное строительство;
проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуата-
цию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
15. Местные органы Государственного комитета санитарно-эпи-
демиологического надзора налагают штрафы за:
самовольное строительство при нарушениях санитарно-гигиени-
ческих правил и норм по охране почв;
загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами,
заражение бактериальными, паразитическими и карантинными вредными
организмами.
16. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются ко-
миссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих госу-
дарственных контроль за охраной и использованием земель, в соот-
ветствии с законодательством об административных нарушениях.
17. Суммы штрафов, налагаемых органами государственного конт-
роля за использованием и охраной земель, вносятся за самовольное
занятие земельных участков, самовольное строительство, нарушение
сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязан-
ностей по приведению их в состояние, пригодное для использования
по целевому назначению, за нарушение сроков рассмотрения заявлений
(ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытие
информации о наличии свободного земельного фонда - на счета вне-
бюджетных фондов местных Советов;
за другие нарушения, предусмотренные статьей 125 Земельного
кодекса РСФСР, - на счета республиканских, краевых, областных и
местных внебюджетных экологических фондов.
18. Комитет по земельной реформе и земельных ресурсам при пра-
вительстве Российской Федерации, Министерство экологии и природных
ресурсов Российской Федерации, Государственных комитет санитарно-
эпидемиологического надзора, Министерство архитектуры, строи-
тельства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
совместно издают разъяснения о порядке осуществления госу-
дарственного контроля за использованием и охраной земель и утверж-
дают формы документов, необходимых для его осуществления.
-------------------------
|