ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 10 августа 1992 г. N 36/13
Об усилении прокурорского надзора
за исполнением законодательства,
направленного на защиту
конституционных органов власти
(Извлечение)
За последнее время в ряде регионов России участились случаи,
когда отдельные партии и общественные движения, печатные издания и
группы граждан, злоупотребляя предоставленным правом на свободу
слова, беспрепятственное выражение своего мнения и убеждений,
проведение митингов, уличных шествий и демонстраций, нарушают
конституционную законность, используют права и свободы вопреки
интересам других граждан, для призывов к насильственному изменению
государственного строя, разжигания национальной, классовой и
религиозной ненависти.
Предпринимаются попытки создания незаконных военных и
полувоенных вооруженных формирований, отмечаются действия,
препятствующие нормальной деятельности законно избранных органов
государственной власти, экстремистские и националистические
проявления. Нередко такие проявления сопровождаются срывами работы
предприятий, учреждений и организаций, совершением правонарушений
и преступлений. В некоторых изданиях ведется пропаганда
национальной вражды и розни.
Между тем прокуроры не всегда дают антиконституционным
действиям правовую оценку, занимают порой выжидательную позицию,
не реагируют на бездеятельность органов безопасности и внутренних
дел, не используют предоставленные законом полномочия для
предотвращения и пресечения правонарушений.
В связи с изложенным
Предлагаю:
1. Руководствуясь постановлением VI Съезда народных депутатов
Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. "О защите
конституционных органов власти", обеспечить надзор за тем, чтобы
исполнительными органами, органами безопасности и внутренних дел
выполнялись возложенные законом обязанности по пресечению действий
должностных лиц, организаций и граждан, направленных на
воспрепятствование законной деятельности органов государственной
власти, их дискредитацию, разжигание в любой форме национальной
розни, а к правонарушителям применялись меры административного,
уголовного или гражданско-правового воздействия.
2. С счетом данных о нарушениях в деятельности партий,
движений, общественных объединений и средств массовой информации
проверять законность их регистрации в органах Министерства юстиции
и Министерства печати и информации Российской Федерации, в каждом
случае разбираться, почему ими не были приняты к виновным
предусмотренные законом меры.
В соответствии с предоставленными полномочиями требовать от
этих органов проведения проверок зарегистрированных субъектов,
ставить вопросы о прекращении деятельности правонарушителей.
В случаях нарушения законов партиями, движениями,
общественными объединениями и средствами массовой информации,
зарегистрированными непосредственно российскими министерствами,
необходимые материалы незамедлительно направлять в Генеральную
прокуратуру.
3. Установить надзор за исполнением органами внутренних дел
законодательства, предусматривающего ответственность за незаконное
изготовление или распространение продукции средства массовой
информации без его регистрации либо после решения о прекращении
или приостановлении его деятельности, объявления выходных данных и
т.п.
4. До принятия соответствующего закона надзор за соблюдением
порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных
шествий и демонстраций осуществлять, руководствуясь положениями
Конституции, Декларации прав и свобод человека и гражданина,
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. "О
порядке организации и проведения митингов, уличных шествий,
демонстраций и пикетирования", другими законодательными актами.
При необоснованном запрещении органами власти демонстраций,
митингов и уличных шествий принимать меры к отмене ограничений и
запретов. В то же время не оставлять без последствий факты
уклонения работников милиции от фиксации и оформления материалов
(ст. 161-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) на
нарушителей таких акций, проверять законность и полноту
принимаемых милицией мер.
В случаях, когда митинги, демонстрации и пикеты перерастают в
грубые нарушения общественного порядка, сопротивление законным
требованиям властей, срывы нормальной деятельности предприятий,
организаций, учреждений, блокирование транспортных магистралей,
безотлагательно возбуждать уголовные дела (ст.ст. 190-3 УК РСФСР и
другие) (статья 190-3 исключена из УК РСФСР Законом РФ от 29
апреля 1993 г. - ред.), поручать расследование или принимать их к
производству прокуратуры.
5. Обеспечить своевременную проверку законности разрешения
органами безопасности и внутренних дел материалов о публичных, в
том числе в средствах массовой информации, призывах к
насильственному свержению или изменению государственного строя,
совершению преступлений против государства, нарушению
национального равноправия, разжиганию вражды и розни.
Средствами прокурорского надзора пресекать нарушения ими
процессуального порядка рассмотрения таких материалов и
расследования уголовных дел.
6. О массовых беспорядках на почве межнациональной и
межрелигиозной розни, грубого нарушения прав и свобод граждан в
любое время суток по телефону или другими видами срочной связи
ставить в известность Генеральную прокуратуру Российской Федерации
с последующей высылкой письменного донесения.
В возникшей обстановке действовать в соответствии с
направленной ранее (16 сентября 1991 г.) "Примерной схемой
действий органов прокуратуры в экстремальных ситуациях".
7. Управлению Генеральной прокуратуры по надзору за
исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональными
отношениях разработать четкую систему получения данных о положении
дел на местах, проблемах прокурорского надзора, оказывать
прокурорам на местах необходимую помощь.
Совместно с управлением организационного обеспечения,
статистики и контроля в месячный срок подготовить изменения в
статистической отчетности, в том числе в разделе о следственной
работе, с тем, чтобы новые показатели полно отражали объем
надзорной работы и позволяли оценивать ее эффективность.
8. Прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и
Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, военным
и транспортным прокурорам (на правах областных) работу по надзору
за исполнением законов, направленных на защиту конституционных
органов власти, отражать в годовых докладах.
|