УТРАТИЛ СИЛУ
УКАЗОМ Президента РФ от 7 апреля 1995 г. N 337
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ
от 31 июля 1992 года N 810
Москва, Кремль
О СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях установления правовых, организационных, экономических
принципов создания и деятельности связи в Российской Федерации
постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о связи в
Российской Федерации.
2. Поручить Правительству Российской Федерации разработать
проект закона Российской Федерации "О связи" для внесения на
рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.
3. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания и
действует до принятия закона Российской Федерации "О связи".
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 31 июля 1992 г. N 810
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
Настоящее Временное положение устанавливает права и обязан-
ности государства, предприятий, учреждений, организаций и других
юридических и физических лиц в сфере создания, управления, пользо-
вания и распоряжения средствами связи, оказания услуг связи, а
также общие принципы ответственности за нарушение законодательства
о связи.
Временное положение защищает интересы пользователей услугами
связи, а также владельцев систем и средств электрической и почто-
вой связи.
-----------------
<*> Далее Временное положение
1. Назначение связи
Связь является составной частью хозяйственной и социальной ин-
фраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории
как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, пред-
назначенный для удовлетворения потребности населения, органов
государственной власти и управления, обороны, безопасности и пра-
вопорядка, а также хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц
в услугах электрической и почтовой связи.
Связь совместно со средствами вычислительной техники составля-
ет техническую базу информатизации общества.
2. Электрическая связь
Электрическая связь (электросвязь) включает сети и средства,
обеспечивающие телефонную, телеграфную факсимильную связь, переда-
чу данных и других видов документальных сообщений, включая межма-
шинный обмен между ЭВМ, а также телевизионное, звуковое и иные ви-
ды радио- и проводного вещания по проводной, радио, оптической и
другим электромагнитным системам.
Основой электрической связи в Российской Федерации является
взаимоувязанная сеть связи (ВСС), представляющая собой комплекс
государственной, ведомственных и других сетей электросвязи на тер-
ритории России, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организа-
циям и другим владельцам, независимо от форм собственности (кроме
выделенных сетей и средств электросвязи Министерства обороны
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Феде-
рации и Федерального агентства правительственной связи и информа-
ции при Президенте Российской Федерации, а также не имеющих выхода
на ВСС сетей и средств электросвязи внутрипроизводственного и тех-
нологического назначения).
Координация развития сетей и средств связи ВСС осуществляется
Государственной комиссией по электросвязи при Министерстве связи
Российской Федерации (ГКЭС России) в порядке, установленном Поло-
жением об этой Комиссии.
Строительство, реконструкция и техническое перевооружение
государственных и иных сетей электросвязи, входящих в ВВС, осу-
ществляются по согласованным с ГКЭС России техническим условиям.
3. Почтовая связь
Почтовые предприятия, расположенные в Российской Федерации,
составляют единую почтовую территорию для взаимного обмена почто-
выми отправлениями. Свобода почтовых отправлений и транзита гаран-
тируется на всей территории Российской Федерации.
Почтовая связь представляет собой единую технологическую сеть
предприятий связи и транспортных средств, обеспечивающих прием,
перевозку и доставку почтовых отправлений, а также организующих на
договорной основе экспедирование, доставку и распространение
периодической печати.
К почтовой связи относятся также фельдъегерско-почтовая связь
Вооруженных Сил, Государственная фельдъегерская служба Российской
Федерации при Министерстве связи Российской Федерации (курьерская
правительственная связь), личный состав которой состоит в кадрах
органов внутренних дел Российской Федерации, и служба специальной
связи Министерства связи Российской Федерации.
Государство оказывает экономическую поддержку в развитии поч-
товой связи страны, осуществляет социальную и правовую защиту ее
работников.
4. Ведомственная связь, связь других
юридических и физических лиц
Предприятия, учреждения, организации соответствующих ми-
нистерств и ведомств, иные юридические и физические лица, включая
иностранных граждан, имеют право создавать и эксплуатировать для
удовлетворения производственных и других нужд, а также потреб-
ностей населения собственные виды связи.
Министерство связи Российской Федерации, министерства и ве-
домства, а также другие юридические и физические лица, в ведении
которых находятся предприятия связи, обеспечивают соответствие
технических средств и сооружений связи, входящих в ВСС или имеющих
выход на ВСС, установленным правилам и техническим нормам.
5. Правовое регулирование и нормативные
акты в области связи
Правовые отношения в области связи в государстве регулируются
законами Российской Федерации и иными решениями Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Фе-
дерации, Президиума Верховного Совета Российской Федерации, указа-
ми и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлени-
ями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также
настоящим Временным положением.
Нормативные акты, издаваемые Министерством связи Российской
Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по стан-
дартизации, метрологии и сертификации, другими министерствами и
ведомствами в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации по вопросам эксплуатации и надежного функционирования ВСС,
действуют на всей территории Российской Федерации и являются обя-
зательными для пользователей и предприятий связи, независимо от
форм собственности.
Если международными договорами Российской Федерации, действую-
щими на территории России, установлены иные правила, чем те, ко-
торые предусмотрены настоящим Временным положением, то применяются
правила соответствующего международного договора.
6. Собственность на сети и средства связи
На территории Российской Федерации предприятия связи создаются
и функционируют на основе многообразия и равенства форм собствен-
ности и свободной конкуренции.
Сети и средства связи могут находиться в федеральной собствен-
ности, государственной собственности республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, авто-
номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальной
собственности, а также в собственности юридических и физических
лиц, включая иностранных граждан. Государственные предприятия свя-
зи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на
чьем балансе находятся, и от их ведомственной подчиненности, от-
носятся исключительно к федеральной собственности.
Изменение форм собственности на федеральные сети и средства
связи производится в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации, федеральными договорами (соглашениями в от-
ношении собственности) между Правительством Российской Федерации и
республиками в составе Российской Федерации.
Приватизация государственных предприятий связи производится по
решению Правительства Российской Федерации на основе государствен-
ных программ приватизации.
Государство оказывает поддержку новым экономическим струк-
турам, направленную на ограничение монополистической деятельности
в отрасли.
7. Управление связью
Государственное управление в области связи осуществляется
Правительством Российской Федерации через Министерство связи
Российской Федерации, которое несет ответственность в пределах
своей компетенции за состояние и развитие всех видов связи.
Управление государственными предприятиями связи осуществляется
Министерством связи Российской Федерации, другими министерствами и
ведомствами, в ведении которых находятся предприятия связи, в объ-
емах делегированных им функций, определяемых положениями об этих
министерствах и ведомствах.
Управление негосударственными предприятиями связи осуществля-
ется собственниками этих предприятий.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Фе-
дерации, Министерством связи Российской Федерации осуществляется
централизованное управление сетью связи государства.
Организационно-техническое построение ВСС должно обеспечить
возможность централизованного управления.
Министерство связи Российской Федерации осуществляет госу-
дарственный технический надзор за средствами и сетями связи.
Порядок использования ВСС в интересах обороны и при чрезвычай-
ных ситуациях определяется отдельными законодательными актами.
8. Регулирование использования радиочастотного спектра
и позиций спутников на геостационарной орбите
Регулирование использования радиочастотного спектра и позиций
спутников на геостационарной орбите является исключительным правом
государства.
Разработка и реализация политики процедур, обеспечивающих
распределение радиочастотного спектра, эффективное использование
радиочастот и орбиты геостационарных спутников в соответствии с
интересами Российской Федерации с учетом международных договоров и
соглашений, проводится Государственной комиссией по радиочастотам
при Министерстве связи Российской Федерации в порядке, установлен-
ном Положением об этой Комиссии.
Средства связи, телевидения и иные технические средства, явля-
ющиеся источником электромагнитного излучения, подлежат
регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Фе-
дерации.
Работа по электромагнитной совместимости, контроль за исполь-
зованием радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а
также контроль за помехами, мешающими теле- и радиоприему, осу-
ществляются подведомственными Министерству связи Российской Фе-
дерации органами Государственной инспекции электросвязи.
9. Приоритет использования связи
Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолют-
ный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности челове-
ческой жизни на море, на земле, в воздухе и в космическом
пространстве, а также эпидемиологическим сообщениям исключительной
срочности.
При стихийных бедствиях, карантинах и других чрезвычайных
обстоятельствах, установленных законодательством Российской Фе-
дерации, уполномоченные государственные органы имеют право
приоритетного использования, а также приостановки деятельности лю-
бых сетей и средств связи независимо от их принадлежности.
10. Право пользования связью
Любые юридические и физические лица, включая иностранных граж-
дан, на территории Российской Федерации имеют право передавать
сообщения по сетям связи. Для всех лиц устанавливаются одинаковые
условия обслуживания (за исключением случаев, указанных в пунктах
9 и 16 настоящего Временного положения).
Юридические и физические лица имеют право подключения к госу-
дарственным сетям связи своих сетей связи и оконечных устройств.
Допускается подключение к сетям только сертифицированных в
установленном порядке типов оконечных устройств, которые не должны
причинять вреда техническим сооружениям и персоналу.
11. Защита прав пользователя
Защита прав пользователя по предоставлению услуг электрической
и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о та-
ких услугах и их исполнителях, государственная и общественная за-
щита интересов пользователей, а также механизм реализации этих
прав регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителя". При регулировании отношений по защите прав пользова-
телей услугами связи законодательством республик в составе
Российской Федерации нормы этого законодательства не могут ограни-
чивать права пользователей и гарантии их защиты, установленные
упомянутым Законом.
12. Лицензирование и сертификация в области связи
Виды деятельности юридических и физических лиц, связанные с
предоставлением услуг связи (кроме выделенных сетей электросвязи
Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних
дел Российской Федерации и Федерального агентства правительствен-
ной связи и информации при Президенте Российской Федерации, а так-
же не имеющих выхода на ВСС сетей и средств электросвязи
внутрипроизводственного и технологического назначения), осущест-
вляются на основе специальных разрешений (лицензий).
Ни одно юридическое или физическое лицо не имеет права созда-
вать новую линию связи или расширять границы старой, приобретать и
осуществлять управление сетями и средствами связи до тех пор, пока
не будет получено разрешение (лицензия).
Право выдачи специальных разрешений (лицензий) предоставляется
Министерству связи Российской Федерации. Лицензии на осуществление
деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания вы-
даются Министерством связи Российской Федерации по согласованию с
Министерством печати и информации Российской Федерации и
Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной
компанией.
Виды деятельности и порядок выдачи лицензий, включая определе-
ние размеров взимания платы за лицензии, устанавливаются Прави-
тельством Российской Федерации.
Сертификация средств связи на право использования в ВСС произ-
водится Министерством связи Российской Федерации через специально
выделенные для этих целей предприятия, аккредитованные в Госу-
дарственном комитете Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации, на основании утвержденных стандартов и
иных норм и технических требований.
За осуществление деятельности по связи без лицензии (или с
нарушением порядка ее использования) юридические лица несут от-
ветственность в соответствии с установленными министерствами и ве-
домствами по решениям Правительства Российской Федерации порядками
лицензирования указанных видов деятельности.
13. Использование земель, водного и воздушного
пространства и проведение работ по развитию сетей связи
Землями связи признаются земли, предоставляемые в пользование
или аренду владельцам сетей и средств связи, а также в пожизненное
наследуемое владение, если владельцем сетей и средств связи явля-
ется частное лицо, для осуществление возложенных на них задач.
Порядок выделения земель, установления охранных зон и создания
просек, их размеры и режимы пользования определяются законода-
тельством Российской Федерации.
Размеры земельных участков, включая охранные зоны и просеки,
предоставляемых предприятиям связи, определяются нормами отвода
земель для этого вида деятельности и проектно-технической докумен-
тации, утвержденными в установленном порядке.
Предприятия связи осуществляют строительство зданий и сооруже-
ний связи на земельных участках в соответствии с законодательст-
вом, а также на крышах зданий, столбовых опорах, мостах, в коллек-
торах, туннелях метрополитена и железных дорог и в других инже-
нерных сооружениях по согласованию с собственниками либо аренда-
торами этих земельных участков, зданий и сооружений.
Переустройство и перенос сооружений связи, вызываемые новым
строительством, расширением, реконструкцией населенных пунктов и
отдельных зданий, переустройством дорог и мостов, освоением новых
земель, переустройством систем мелиорации, производятся заказчиком
строительства в соответствии с действующими стандартами по техни-
ческим условиям владельцев сетей и средств связи. При этом увели-
чение мощности средств связи осуществляется за счет их владельца.
14. Защита и охрана средств, сооружений связи
и радиочастотного спектра
Средства, сооружения связи и радиочастотный спектр находятся
под защитой государства.
Порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного
спектра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Лицо, допустившее повреждение средств, сооружений связи,
нарушение установленного порядка использования частот для работы
радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных
устройств, а также создающее ненормированные помехи радиоприему,
привлекается к ответственности, установленной действующим законо-
дательством.
Правительства республик в составе Российской Федерации, органы
исполнительной власти краев, областей, автономной области и
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обязаны незамедлительно
оказать предприятиям связи содействие в ликвидации аварий, вызван-
ных стихийными бедствиями и чрезвычайными происшествиями и в
быстрейшем восстановлении связи, выделяя в необходимых случаях
рабочую силу, транспортные и иные средства с оплатой за счет соот-
ветствующих предприятий связи.
15. Тайна переписки, телефонных переговоров,
телеграфных и иных сообщений
Тайна переписки, телефонных переговоров и документальных сооб-
щений охраняется законом.
Работники связи обязаны неукоснительно соблюдать тайну
переписки лиц, пользующихся услугами связи, не нарушать тайну те-
лефонных переговоров, телеграфных сообщений, а также не должны
разрешать производить это другим лицам, если иное не предусмотрено
законом.
Работники связи, должностные и другие лица, допустившие
нарушение указанных положений, привлекаются к ответственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Взаимодействие с органами исполнительной власти,
предприятиями, учреждениями и организациями при
строительстве и реконструкции сооружений связи,
предназначенных для обслуживания населения
При проектировании и развитии населенных пунктов, отдельных
жилых районов и массивов, общественных зданий, сооружений и жилых
домов органы исполнительной власти и проектные организации обязаны
предусматривать в соответствии с действующими нормами строительст-
во отдельных зданий для размещения предприятий связи.
Органы исполнительной власти обязаны предоставлять предприяти-
ям связи в городах, поселках городского типа и на селе в аренду в
существующих или строящихся жилых и административных зданиях спе-
циальные помещения, соответствующие нормам технологического проек-
тирования, утвержденным Министерством связи Российской Федерации.
17. Льготы и преимущества при пользовании связью
Для определенной категории должностных лиц Российской Фе-
дерации, дипломатических и консульских представителей иностранных
государств, международных организаций, а также определенного кон-
тингента граждан могут устанавливаться преимущества при пользова-
нии почтовой и электрической связью.
Перечень этих должностных лиц и категорий граждан и порядок
пользования связью определяются на основании законодательных актов
Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, а
также международными соглашениями.
Для отдельных категорий граждан Правительством Российской Фе-
дерации и органами исполнительной власти могут устанавливаться ль-
готы в части предоставления, пользования и оплаты услуг связи.
18. Тарифы на услуги связи
Тарифы на услуги связи устанавливаются предприятиями связи са-
мостоятельно или на договорной основе.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Фе-
дерации по отдельным видам услуг связи, оказываемым государствен-
ными предприятиями, тарифы регулируются государством.
При установлении льгот по оплате услуг связи возмещение недо-
полученных сумм доходов производится органами либо юридическими
лицами, устанавливающими льготы.
19. Использование транспортных средств
Владельцы железнодорожного, морского, речного, воздушного и
автомобильного транспорта, осуществляющие пассажирские и грузовые
перевозки, предоставляют предприятиям связи преимущественное
право на использование транспортных средств для перевозки почты по
назначению, а также аварийно-восстановительных команд и техни-
ческих средств с оплатой за счет средств соответствующих предприя-
тий связи.
Транспортные средства, принадлежащие предприятиям связи, без
их согласия не могут быть использованы для проведения работ, не
относящихся к их деятельности.
20. Издание знаков почтовой оплаты
Исключительное право на издание знаков почтовой оплаты от име-
ни Правительства Российской Федерации предоставляется Министерству
связи Российской Федерации.
Министерство связи Российской Федерации устанавливает образцы
и достоинство знаков почтовой оплаты, определяет тиражи и тематику
почтовых марок, организует издание и распространение знаков почто-
вой оплаты, открыток и конвертов с почтовыми марками.
21. Использование языков в деятельности предприятий связи
На сетях государственной связи Российской Федерации служебное
делопроизводство и общение осуществляются на русском языке.
На русском языке обеспечиваются служебные взаимоотношения
государственных предприятий с владельцами средств связи на
территории Российской Федерации.
На предприятиях связи предоставление услуг связи должно осу-
ществляться на государственном языке Российской Федерации -
русском, а в республиках, входящих в состав Российской Федерации,
- на русском, а также на государственных языках этих республик в
соответствии с их законодательством.
Почтовые отправления и адреса телеграмм, пересылаемых в преде-
лах Российской Федерации, должны оформляться на русском языке, а
пересылаемых в пределах республики в составе Российской Федерации
могут оформляться на государственном языке при условии повторения
адреса на русском языке.
Текст телеграммы должен быть написан буквами русского или ла-
тинского алфавита на любом языке.
Международные сообщения почты и электросвязи обрабатываются на
языках, определяемых двусторонними соглашениями, а также положени-
ями международных договоров Российской Федерации.
22. Учетно-отчетное время в отрасли связи
В технологических процессах передачи сообщений и информации на
предприятиях связи, независимо от их расположения на территории
Российской Федерации, применяется единое учетно-отчетное время -
московское.
В международной связи учетно-отчетное время определяется меж-
дународными договорами.
23. Ответственность сторон
Юридические и физические лица, предоставляющие или пользующи-
еся услугами связи, в случае неисполнения или ненадлежащего испол-
нения действующего законодательства Российской Федерации, норма-
тивных документов Министерства связи Российской Федерации и других
министерств и ведомств, договорных обязательств несут материальную
и иные установленные законодательством виды ответственности.
Государственные предприятия связи несут материальную от-
ветственность за утрату, повреждение ценных отправлений в размере
объявленной ценности, за искажения телеграммы, изменившие ее смысл,
недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истече-
нии 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за те-
леграмму.
Размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее испол-
нение государственными предприятиями связи обязанностей по
пересылке или доставке иных почтовых отправлений определяется
гражданским законодательством и Правилами, разработанными Ми-
нистерством связи Российской Федерации, Министерством финансов
Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур, утвержденными
Правительством Российской Федерации (за исключением случаев,
предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта).
24. Претензии и иски
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при
оказании услуг связи отправитель или адресат вправе предъявить
предприятиям связи, оказывающим эти услуги, претензию, в том числе
и о возмещении ущерба, в течение шести месяцев со дня подачи на
предприятие связи почтового или телеграфного отправления.
В этот же срок могут быть предъявлены претензии по доставке
подписных изданий на газеты со дня окончания подписного месяца, на
журналы и другие периодические издания - со дня получения под-
писчиком номера журнала или другого издания.
Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой
или искажениями телеграммы, могут быть предъявлены государственным
предприятиям связи в течение месяца со дня подачи телеграммы.
Предприятия связи обязаны рассмотреть заявленную претензию и
уведомить заявителя о ее признании или отклонении в следующие
сроки: по иногородним почтовым отправлениям - в течение 2 месяцев;
по местным почтовым отправлениям - в течение 5 дней; по подписке
на газеты, журналы и другие периодические издания - в сроки,
определенные договорами.
При отклонении претензии полностью или частично или неполуче-
нии ответа в течение указанных на ее рассмотрение сроков заявитель
имеет право в соответствии с гражданским законодательством предъ-
явить иск в народный или арбитражный суд.
Претензии и иски в народный или арбитражный суд могут предъяв-
ляться как к предприятию связи, принявшему почтовое или телеграф-
ное отправление, так и к предприятиям связи по месту назначения
отправлений.
Претензии и иски в связи с неполучением периодических изданий
предъявляются к предприятиям связи, принявшим подписку.
К претензионному заявлению должна быть приложена квитанция
предприятия связи, выданная при оказании услуги. Доказательством
предъявления предприятию связи претензии являются полученный от
него ответ, расписка в принятии заявления (претензии) или почтовая
квитанция на его отправку.
25. Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха
Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха работников
связи регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации и
другими законодательными актами.
26. Международное сотрудничество
В международной деятельности Министерство связи Российской Фе-
дерации выступает как Администрация связи России и в пределах воз-
ложенных на него полномочий представляет и защищает интересы
Российской Федерации в области электрической и почтовой связи при
взаимодействии с администрациями связи других стран, международны-
ми организациями связи, а также координирует эти виды деятельности
всех юридических и физических лиц.
-------------------------
|