ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 22 июля 1992 г. N 13/53/777/26-13
г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ
РАБОТНИКОВ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
Во исполнение пункта 7 постановления Правительства Российской
Федерации от 14 мая 1992 г. N 315 "О системе профессиональной под-
готовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых
работников и незанятого населения" Федеральная служба занятости
России, Министерство науки, высшей школы и технической политики
Российской Федерации, Министерство образования Российской Федера-
ции по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЮТ:
Утвердить прилагаемое Положение об организации профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых
работников и незанятого населения.
Руководитель Федеральной
службы занятости России Ф.Т.Прокопов
Первый заместитель Министра
науки, высшей школы и технической
политики Российской Федерации -
Председатель Комитета по
высшей школе В.Г.Кинелев
Заместитель Министра образования
Российской Федерации - Председатель
Комитета по профессиональному образованию В.М.Заварыкин
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
30 августа 1992 г.
Регистрационный N 30
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Федеральной службы
занятости России, Министерства науки,
высшей школы и технической политики
Российской Федерации, Министерства
образования Российской Федерации
от 22 июля 1992 г. N 13/53/777/26-13
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки
высвобождаемых работников и незанятого
населения
1. Общие положения
1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и пер-
еподготовка <1> высвобождаемых работников и незанятого населения
призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избран-
ной занятости граждан, удовлетворению их потребностей в обучении и
повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурен-
тоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессио-
нальной мобильности и социальной защищенности.
Решение этих задач должна обеспечивать система профессионально-
го обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, яв-
ляющаяся составной частью непрерывного образования кадров народно-
го хозяйства. Она представляет собой совокупность учебных центров
службы занятости, ее подразделений, организующих профессиональное
обучение граждан, учебных заведений министерств, ведомств, учебных
подразделений предприятий, учреждений, организаций<1>, негосу-
дарственных организаций (учебных заведений), осуществляющих обуче-
ние по договорам с соответствующими органами службы занятости.
2. Органами службы занятости на профессиональное обучение нап-
равляются лица, зарегистрированные в службе занятости в качестве
ищущих работу, в случаях, предусмотренных законодательством.
<1> В дальнейшем именуется "профессиональное обучение"
<2> В дальнейшем именуются "предприятия"
Право быть направленным на обучение в приоритетном порядке име-
ют безработные граждане по истечению срока выплаты пособий, в том
числе направленные службой занятости на оплачиваемые общественные
работы в случае отсутствия свободных учебных мест.
3. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и неза-
нятого населения осуществляется, как правило, по профессиям (спе-
циальностям), пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей си-
лы.
Обучение граждан под конкретные рабочие места проводится в слу-
чаях заключения службой занятости договоров с предприятиями на
трудоустройство граждан, выделения предприятиями рабочих мест в
соответствии с установленными законодательством квотами, создания
рабочих мест с использованием средств службы занятости.
4. Органы службы занятости на договорных условиях оказывают
предприятиям услуги по профессиональному обучению кадров.
5. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и неза-
нятого населения включает в себя:
подготовку (первоначальное обучение) рабочих - для лиц, не име-
ющих профессий, желающих приобрести профессии и трудиться по этим
профессиям;
переподготовку (переобучение) рабочих и специалистов в целях
обучения граждан новым профессиям (специальностям), если им служ-
бой занятости не может быть предложена подходящая работа по имею-
щимся у них профессиям (специальностям), либо ими утрачена способ-
ность к выполнению работы по этим профессиям (специальностям);
обучение рабочих вторым (смежным) профессиям, проводимое в слу-
чаях, если трудоустройство на новом рабочем месте требует от них
умения работать по нескольким профессиям;
Повышение квалификации рабочих и специалистов в целях совер-
шенствования знаний, умений и навыков по имеющимся у граждан про-
фессиям (специальностям), повышения роста профессионализма и ком-
петентности, освоения новых функциональных обязанностей, особен-
ностей предстоящей трудовой деятельности, изучения рыночных эконо-
мических отношений, предпринимательства и других вопросов.
6. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и неза-
нятого населения осуществляется:
в государственных учебных заведениях профессионально-техни-
ческого, среднего специального и высшего образования, учебных за-
ведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров,
учебных подразделениях предприятий (учебно-курсовых комбинатах,
учебных пунктах, школах, постоянно действующих курсах);
в государственных учебных центрах, создаваемых службой занятости;
в негосударственных организациях (учебных заведениях).
Для обучения граждан должны широко использоваться возможности
предприятий, имеющих необходимые условия, и прежде всего тех, на
которых возможно трудоустройство граждан после обучения.
7. Учебные центры, создаваемые для профессионального обучения
высвобождаемых работников и незанятого населения, осуществляют
свою деятельность в соответствии с Примерными положениями о них,
разрабатываемыми и утверждаемыми Федеральной службой занятости
России, проходят в установленном порядке аттестацию.
8. Деятельность негосударственных организаций (учебных заведе-
ний) по осуществлению профессионального обучения высвобождаемых
работников и незанятого населения допускается по лицензиям, выда-
ваемым в порядке, определенном органами исполнительной власти в
соответствии с действующим законодательством.
9. Территориальные органы службы занятости могут при необходи-
мости создавать хозрасчетные учебные центры для профессионального
обучения высвобождаемых работников и незанятого населения.
При районных, межрайонных, городских центрах (бюро) занятости
могут создаваться временные учебные пункты, школы, учебно-произ-
водственные мастерские и участки, рабочие места, сориентированные
прежде всего на профессиональное обучение социально слабо защищен-
ных граждан (молодежи, лиц с ограниченной трудоспособностью, мно-
годетных граждан и др.), предусмотренных Законом РСФСР "О заня-
тости населения в РСФСР".
10. Органы службы занятости создают с учетом рекомендаций Феде-
ральной службы занятости России банки данных об учебно-произ-
водственной базе для профессионального обучения высвобождаемых ра-
ботников и незанятого населения, организуют учет незанятых граж-
дан, информационное обслуживание министерств, ведомств, учебных
заведений, предприятий, организаций, осуществляющих профессиональ-
ное обучение.
11. Методическое обеспечение профессионального обучения высво-
бождаемых работников и незанятого населения осуществляется Ми-
нистерством науки, высшей школы и технической политики Российской
Федерации, Министерством образования Российской Федерации совмест-
но с Федеральной службой занятости России, Главным управлением по
подготовке кадров для государственной службы при Правительстве
Российской Федерации, если иное не предусмотрено договорами с ор-
ганами службы занятости.
II. Организация профессионального обучения
высвобождаемых работников и незанятого
населения
12. Федеральная служба занятости России участвует в формирова-
нии системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и
переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения,
осуществляет координацию территориальных (республиканских в соста-
ве Российской Федерации, краевых, областных, автономных образова-
ний, городов Москвы и Санкт-Петербурга) органов службы занятости
по организации профессионального обучения, определяет объемы и
приоритетные направления обучения.
13. Территориальные органы службы занятости формируют систему
профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого
населения на данной территории, координируют деятельность район-
ных, межрайонных, городских центров (бюро) занятости, оказывают им
необходимую организационно-методическую и финансовую помощь в этой
области, заключают договоры с учебными заведениями, предприятиями
на обучение граждан.
14. Районные, межрайонные, городские центры (бюро) занятости
осуществляют практическую работу по профконсультированию, органи-
зации профессионального обучения граждан.
Центры (бюро) занятости городов и районов заключают с учебными
заведениями, предприятиями договоры на обучение высвобождаемых ра-
ботников и незанятого населения и финансируют их в случаях, если
территориальные органы службы занятости делегировали им эти права.
15. Организацию профессионального обучения высвобождаемых ра-
ботников и незанятого населения в органах службы занятости осу-
ществляют соответствующие подразделения (отделы, бюро, секторы)
или работники, выполняющие эти функции. Деятельность таких подраз-
делений осуществляется в соответствии с Примерным положением о
них, утверждаемом Федеральной службой занятости России.
16. Территориальные органы службы занятости планируют и осу-
ществляют мероприятия, связанные с организацией профессионального
обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, с уче-
том прогнозных расчетов и оценок рынка труда на планируемый пери-
од, потребности предприятий в квалифицированных кадрах, числен-
ности незанятых граждан, подлежащих обучению, состояния и возмож-
ностей учебно-производственной базы, на которой будет проводиться
обучение, наличия финансовых и материально-технических средств,
кадрового и методического обеспечения.
В своей работе органы службы занятости тесно взаимодействуют с
органами образования, учебными заведениями, предприятиями, органа-
ми исполнительной власти.
17. Высвобождаемые работники, обратившиеся в службу занятости
по вопросам профессионального обучения, лица, зарегистрированные в
службе занятости в качестве ищущих работу и нуждающиеся в обуче-
нии, проходят профконсультирование с целью ознакомления с рынком
рабочей силы, требованиями к уровню квалификации по профессиям
(специальностям), возможностями и условиями обучения. При этом им
должно быть предложено несколько возможных и доступных вариантов
выбора профессии (специальности), места учебы, из которых они
вправе выбрать наиболее подходящие.
18. Органы службы занятости заключают с учебными заведениями,
предприятиями договоры на профессиональное обучение высвобождаемых
работников и незанятого населения, предусматривающие численность
обучающихся граждан по профессиям ( специальностям, направлениям
обучения), уровню квалификации, сроки обучения и его стоимость,
взаимные обязательства.
19. С лицами, зарегистрированными в службе занятости в качестве
ищущих работу и нуждающихся в обучении, органы службы занятости
заключают договоры на обучение, на основании которых этим лицам
выдаются направления на обучение установленной формы.
В случаях направления граждан на обучение в другую местность
они обеспечиваются местами для проживания, им предоставляются не-
обходимые средства для оплаты проезда к месту учебы и обратно.
20. Профессиональное обучение высвобождаемых в плановом порядке
работников предприятий организуется этими предприятиями, либо
предприятиями, принимающими на работу указанных работников, а так-
же органами службы занятости на договорных условиях с предприятия-
ми, высвобождающими работников.
21. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и неза-
нятого населения организуется и проводится как по курсовой, так и
индивидуальной формам.
При курсовой форме обучения учебные группы укомплектовываются
численностью, как правило, не менее 10 человек в каждой из лиц,
обучаемых по одной или родственным (смежным) профессиям (специаль-
ностям), имеющих близкую квалификацию, с учетом их общеобразова-
тельной и профессиональной подготовки. Комплектование учебных
групп осуществляется как органами службы занятости, так и учебными
заведениями, предприятиями по их взаимной договоренности и в сро-
ки, определяемые службой занятости.
Учебные заведения, предприятия могут включать граждан, направля-
емых на обучение службой занятости, в состав комплектуемых ими в
плановом порядке учебных групп.
Профессиональное обучение граждан по профессиям, связанным с
обслуживанием объектов и подъемных сооружений, производством работ
повышенной опасности (машинисты котлов, машинисты (кочегары) ко-
тельной, машинисты кранов (крановщики), электромеханики по лифтам,
стропальщики, лифтеры и т.п.) проводится в профессионально-техни-
ческих училищах, в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах.
Обучение граждан по указанным профессиям может осуществляться так-
же непосредственно на предприятиях по курсовой форме обучения по
согласованию с органами государственного надзора (Госпроматомнад-
зором, Госгортехнадзором и иными органами). Индивидуальное обуче-
ние граждан по этим профессиям не допускается.
22. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незан-
ятого населения осуществляется по учебным планам и программам,
разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке. При необ-
ходимости изменений и дополнений учебных планов и программ органа-
ми службы занятости вносятся предложения, которые отражаются в до-
говорах с учебными заведениями, предприятиями.
Разработка необходимых учебных планов и программ учебными зав-
едениями , предприятиями, на базе которых проводится обучение
граждан, осуществляется по заказам и за счет средств органов служ-
бы занятости.
23. Сроки профессионального обучения устанавливаются учебными
заведениями, предприятиями, на базе которых проводится обучение,
как правило, до 6 месяцев, а в отдельных случаях - до одного года
и более. При этом исходя из необходимости полного освоения соот-
ветствующих учебных программ сроки обучения могут изменяться с
учетом категории обучаемых, уровня их профессиональной подготовки,
практического опыта, возможностей и форм обучения (дневной, вечер-
ней).
24. Высвобождаемые и незанятые граждане из числа специалистов,
изъявивших желание освоить профессии рабочих и трудиться по этим
профессиям, проходят обучение в установленном порядке. При этом
сроки обучения устанавливаются в каждом отдельном случае.
25. Лица, направленные службой занятости на обучение, могут при
возможности проходить ускоренный курс обучения. Решение об этом на
основании письменных заявлений обучающихся принимают учебные заве-
дения, предприятия, где проводится обучение, по согласованию со
службой занятости.
26. Профессиональное обучение незанятых граждан может совме-
щаться с их участием в оплачиваемых общественных работах и прово-
диться в форме вечерних (сменных) занятий.
27. Органы службы занятости оказывают помощь учебным заведени-
ям, предприятиям в подборе педагогических работников и повышении
их квалификации.
28. Органы службы занятости могут предъявлять учебным заведени-
ям, предприятиям, осуществляющим обучение граждан, рекламации на
качество оказываемых ими образовательных услуг, участвовать в
контроле за выполнением учебных планов и программ, соблюдением
сроков обучения.
29. Отчисление лиц, направленных службой занятости на обучение,
за непосещение занятий, нарушение учебной дисциплины и другим при-
чинам осуществляется в установленном порядке учебными заведениями,
прдприятиями с предварительным уведомлением соответствующих орга-
нов службы занятости.
30. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и нез-
анятого населения заканчивается сдачей квалификационных экзаменов
или зачетов (защитой рефератов, выпускных работ), предусмотренных
учебными планами и программами и проводимых в установленном поряд-
ке учебными заведениями, предприятиями, которыми проводилось обу-
чение.
Лицам, прошедшим обучение в полном объеме, учебными заведения-
ми, предприятиями выдаются документы об окончании обучения госу-
дарственного образца.
Период профессионального обучения незанятых граждан засчитыва-
ется в их трудовой стаж.
31. Органы службы занятости по всем вопросам, связанным с проф-
консультированием и организацией профессионального обучения высво-
бождаемых работников и незанятого населения, осуществляют учет
своей работы, составляют отчеты по установленным формам, регулярно
проводят анализ состояния и эффективности работы, разрабатывают и
реализуют мероприятия, направленные на дальнейшее ее совершенство-
вание.
III. Финансирование профессионального обучения
высвобождаемых работников и незанятого населения
32. Профессиональное консультирование граждан, обратившихся в
службу занятости, подготовка, повышение квалификации и переподго-
товка лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих
работу и направленных на обучение, осуществляется за счет средств
государственного фонда занятости населения, предусмотренных на эти
цели.
В затраты на профессиональное обучение входят:
оплата труда педагогических работников, квалифицированных рабо-
чих и специалистов учебных заведений, предприятий, осуществляющих
обучение;
оплата труда членов квалификационных комиссий по аттестации
лиц, окончивших профессиональное обучение;
оплата за приобретение, аренду необходимых для профессионально-
го обучения учебно-производственных площадей, оборудования, других
материальных ресурсов, предоставление учебными заведениями, предп-
риятиями услуг при обучении;
оплата за разработку, приобретение, изготовление учебных планов
и программ, учебно-методических материалов;
оплата за проведение научно-исследовательских работ по пробле-
мам профконсультирования и профессионального обучения граждан;
выплата гражданам стипендии за период их обучения на условиях и
в размерах, установленных законодательством;
транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием граж-
дан, направленных на обучение в другую местность;
иные расходы, связанные непосредственно с организацией и
осущствлением профконсультирования и профессионального обучения
высвобождаемых работников и незанятого населения.
33. В случаях, когда профессиональное обучение проходят по нап-
равлению службы занятости работники, которые, работая в течение
двух лет, предшествующих высвобождению, не имели возможности по-
высить квалификацию или получить смежную профессию на предприяти-
ях, с которых произошло высвобождение, все затраты на обучение
этих лиц производятся за счет средств данных предприятий. Указан-
ные средства возмещаются предприятиями государственному фонду за-
нятости населения Российской Федерации по фактическим затратам на
обучение высвобожденных работников, направленных органами службы
занятости, в соответствии с п.4 постановления Правительства
Российской Федерации от 14.05.92 г. N 315.
Прохождение работниками профессионального обучения за два года,
предшествующих высвобождению, подтверждается соответствующими до-
кументами (удостоверениями, свидетельствами и др.) установленной
формы, записями в трудовых книжках, предусмотренными законода-
тельством.
34. Работодатели полностью возмещают затраты службы занятости
по созданию специализированных рабочих мест и профессиональной
подготовке в связи с трудоустройством работников, получивших про-
фессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве,
путем перечисления средств в фонд занятости.
35. Органы службы занятости могут при необходимости компенсиро-
вать предприятиям полностью или частично затраты на организацию
профессионального обучения принятых на работу граждан, высвобож-
даемых с других предприятий, в соответствии с п. 4 ст. 29 Закона
РСФСР "О занятости населения в РСФСР".
* * *
На основе настоящего Положения территориальные органы службы
занятости могут разрабатывать и утверждать совместно с органами
образования соответствующие положения об организации профессио-
нальной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высво-
бождаемых работников и незанятого населения с учетом особенностей
территорий.
|