УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.11.2002 N 846
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1992 г. N 491
г. Москва
О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, предусматривающим
введение мониторинга земель, Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге земель в
Российской Федерации.
2. Установить, что мониторинг земель в Российской Федерации
ведется Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации и Министерством экологии и
природных ресурсов Российской Федерации по единой системе за счет
ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации и
средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного
налога и других платежей за землю.
3. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации и Министерству экологии и
природных ресурсов Российской Федерации с участием заинтересован-
ных министерств и ведомств разработать и до 1 сентября 1992 г.
представить в Правительство Российской Федерации программу
мониторинга земель на 1992 - 1995 годы, предусматривающую поэтап-
ное введение мониторинга земель.
4. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации и Министерству экологии и
природных ресурсов Российской Федерации совместно с заинтересован-
ными министерствами и ведомствами разработать и до 1 декабря 1992
г. утвердить порядок предоставления данных мониторинга земель
заинтересованным юридическим и физическим лицам.
5. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации, Министерству экологии и
природных ресурсов Российской Федерации, Советам Министров
республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной
власти краев, областей и автономных образований на основе материа-
лов мониторинга земель обеспечить своевременное принятие мер по
предупреждению и устранению последствий выявленных при наблюдении
за состоянием земельного фонда негативных процессов.
Е.ГАЙДАР
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июля 1992 г. N 491
ПОЛОЖЕНИЕ
О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. В Российской Федерации ведется мониторинг земель, предста-
вляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда
для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения
и устранения последствий негативных процессов.
2. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за
состоянием окружающей природной среды.
3. Объектом мониторинга земель являются все земли Российской
Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого
назначения и характера использования.
4. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие
категориям земель:
мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
мониторинг земель населенных пунктов;
мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиове-
щания, телевидения, информатики и космического обеспечения,
энергетики, обороны и иного назначения;
мониторинг земель лесного фонда;
мониторинг земель водного фонда;
мониторинг земель запаса.
5. В зависимости от территориального охвата осуществляется
федеральный, региональный и локальный мониторинг земель.
Федеральный мониторинг земель охватывает всю территорию
Российской Федерации.
Региональный мониторинг земель охватывает территории,
ограниченные физико-географическими, экономическими, администрати-
вными и иными границами.
Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже
регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользо-
ваний и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.
6. В соответствии с международными научно-техническими
программами Российская Федерация может принимать участие в работах
по глобальному мониторингу земель.
7. При ведении мониторинга земель выявляются следующие
процессы:
эволюционные (связанные с естественноисторическими процессами
развития);
цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными
периодами изменений природного характера);
антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами,
стихийными и экологическими бедствиями и др.).
II. Задачи и содержание мониторинга земель
8. Основными задачами мониторинга земель являются:
своевременное выявление изменений состояния земельного фонда,
их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и
устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение государственного земельного
кадастра, рационального землепользования и землеустройства,
контроля за использованием и охраной земель.
9. Содержание мониторинга земель составляют систематические
наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием
земель, выявление изменений и оценка;
состояния землепользований, угодий, полей, участков;
процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустыни-
вание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение
структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закуста-
ривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицида-
ми, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными
веществами;
состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохра-
нилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями,
селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и
другими явлениями;
состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и
газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов
горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта,
мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных
материалов, а также других промышленных объектов.
10. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда
последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных),
направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных
показателей с нормативными.
Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так
и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду
или сроку.
11. По результатам оценки состояния земель составляются
оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с
приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характери-
зующих динамику и направление развития изменений, в особенности
имеющих негативный характер.
III. Порядок ведения мониторинга земель
12. Мониторинг земель ведется Комитетом по земельной реформе
и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации
(Роскомземом) и Министерством экологии и природных ресурсов
Российской Федерации (Минэкологии России) при участии Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства архитекту-
ры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации, Комитета по геологии и использованию недр при Правите-
льстве Российской Федерации, других заинтересованных министерств и
ведомств.
Организация и координация деятельности указанных министерств
и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются
Роскомземом и Минэкологии России.
13. Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совмес-
тимости разнородных данных, основанного на применении единых:
классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов
данных и нормативно-технической базы, государственной системы
координат и высот.
14. Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется
автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора,
обработки и хранения информации в местных органах Роскомзема и в
соответствующих государственных комитетах (комитетах) республик в
составе Российской Федерации.
15.Для получения необходимой информации при мониторинге
земель применяются:
дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических
аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и
др.);
наземные съемки и наблюдения;
фондовые данные.
Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппара-
тов и высотных самолетов - получение характеристик состояния
земель на глобальном и региональном уровнях.
Съемки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для
локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информа-
ции.
Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с
использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и
передвижных лабораторий.
16. В зависимости от сроков и периодичности проведения
осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель:
базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений
на момент начала ведения мониторинга земель);
периодические (через год и более);
оперативные (фиксирующие текущие изменения).
17. Первичные данные, получаемые при непосредственных
наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков,
обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям,
краям, республикам в составе Российской Федерации и Российской
Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.
18. По результатам оценки состояния земель комитеты по
земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатывают и по согласованию
с соответствующими органами Минэкологии России направляют в
Роскомзем предложения по мониторингу земель на определенный
период.
Роскомзем и Минэкологии России с участием заинтересованных
министерств и ведомств обобщают полученные предложения, разрабаты-
вают и представляют в Правительство Российской Федерации федераль-
ную программу мониторинга земель на соответствующий период и
ежегодно, не позднее 1 сентября, уточняют ее с учетом поступивших
предложений.
19. Базовый и периодический мониторинг земель ведется в
республиках в составе Российской Федерации, краях, областях,
городах Москве и Санкт-Петербурге соответствующими органами
Роскомзема, государственными комитетами (комитетами) по земельной
реформе и земельным ресурсам республик в составе Российской
Федерации, органами Минэкологии России и других заинтересованных
министерств и ведомств.
Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами
по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и
автономных образований с использованием данных базового и периоди-
ческого мониторинга.
Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и
банках данных автоматизированной информационной системы.
20. Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга ежегод-
но, не позднее 1 марта, представляют в соответствующие органы
исполнительной власти и Роскомзем согласованные с органами
Минэкологии России доклады о состоянии земель в регионе, а при
выявлении особо опасных процессов направляются оперативные сводки.
21. Роскомзем и Минэкологии России обобщают и анализируют
материалы регионального мониторинга земель и государственного
земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют
в Правительство Российской Федерации Государственный (националь-
ный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федера-
ции.
22. Предприятия, организации и учреждения, граждане, междуна-
родные организации и иностранные юридические и физические лица
пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.
23. Финансирование федеральной, республиканских, краевых,
областных и окружных программ мониторинга земель осуществляется за
счет ассигнований из республиканского бюджета и средств, поступаю-
щих в местные бюджеты от взимания земельного налога и арендной
платы за землю.
-------------------------
|