УТРАТИЛ СИЛУ - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 159-ФЗ
15 июля 1992 года N 3303-1
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СУБВЕНЦИЯХ РЕСПУБЛИКАМ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
КРАЯМ, ОБЛАСТЯМ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫМ ОКРУГАМ,
ГОРОДАМ МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Настоящий Закон устанавливает правовые основы оказания цент-
рализованной финансовой помощи республикам в составе Российской
Федерации, краям, областям, автономной области, автономным окру-
гам, городам Москве и Санкт-Петербургу.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие и виды субвенций
Статья 2. Общие условия предоставления и использования суб-
венций
Статья 3. Ответственность за соблюдение условий предоставле-
ния и использования субвенций
РАЗДЕЛ II. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБВЕНЦИЙ ИЗ ФЕДЕ-
РАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Статья 4. Назначение субвенций из федерального бюджета
Статья 5. Получатели субвенций из федерального бюджета
Статья 6. Фонд субвенций
Статья 7. Условия предоставления текущих субвенций из феде-
рального бюджета
Статья 8. Порядок предоставления текущих субвенций из феде-
рального бюджета
Статья 9. Условия предоставления инвестиционных субвенций из
федерального бюджета
Статья 10. Порядок предоставления инвестиционных субвенций из
федерального бюджета
Статья 11. Контроль за использованием субвенций из федераль-
ного бюджета
РАЗДЕЛ III. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБВЕНЦИЙ ИЗ ВНЕ-
БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Статья 12. Назначение субвенций из внебюджетных фондов
Статья 13. Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное
финансирование
Статья 14. Условия предоставления субвенций из внебюджетных
фондов
Статья 15. Контроль за предоставлением и использованием суб-
венций из внебюджетных фондов
РАЗДЕЛ IV. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБВЕНЦИЙ
Статья 16. Субвенции городу Москве - столице Российской Феде-
рации
Статья 17. Субвенции на возмещение непредвиденных расходов
______________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие и виды субвенций
1. Финансовая помощь республикам в составе Российской Федера-
ции, краям, областям, автономной области, автономным округам, го-
родам Москве и Санкт-Петербургу предоставляется в виде субвенций
из федерального бюджета и внебюджетных фондов в целях сближения
уровней социально-экономического развития регионов Российской Фе-
дерации.
2. В настоящем Законе под субвенцией понимается фиксированный
объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе
для целевого финансирования (возмещения) расходов бюджетов нацио-
нально-государственных и административно-территориальных образова-
ний.
3. К текущим относятся субвенции, направленные на финансиро-
вание текущих расходов. К инвестиционным относятся субвенции, нап-
равляемые на финансирование инвестиционной и инновационной дея-
тельности и других затрат, связанных с расширенным воспроиз-
водством.
Статья 2. Общие условия предоставления и использования суб-
венций
1. Субвенции направляются на финансирование конкретных мероп-
риятий, реализуемых на территориях республики в составе Российской
Федерации, края, области, автономной области, автономного округа,
городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого
участия федерального бюджета или внебюджетных фондов в соот-
ветствующих расходах бюджетов национально-государственных и адми-
нистративно-территориальных образований и не распространяется на
мероприятия, полностью финансируемые за счет средств федерального
бюджета, включая мероприятия, предусмотренные Законом РСФСР "О со-
циальном развитии села". Использование субвенций не ведет к изме-
нению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и
проекты.
2. Назначение, объем, получатель, порядок и условия пре-
доставления субвенций устанавливаются в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации органом, предоставляющим субвенции.
3. Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их
использование. Получатель субвенций обязан отчитаться об их
использовании в установленном порядке.
Статья 3. Ответственность за соблюдение условий предоставле-
ния и использования субвенций
1. Субвенция, не использованная в срок, или использованная не
по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При
нарушении условий предоставления или использования субвенций их
выделение прекращается.
2. Возврат субвенции или досрочное прекращение субвенционного
финансирования осуществляются на основании решения органа, пре-
доставившего субвенцию. Решение о возврате субвенции должно быть
принято не позднее трех месяцев после получения отчетности об
использовании субвенции или по истечении срока отчетности.
3. Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за
счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после при-
нятия соответствующего решения.
РАЗДЕЛ II
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБВЕНЦИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮД-
ЖЕТА
Статья 4. Назначение субвенций из федерального бюджета
1. Субвенции из федерального бюджета республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям, автономной области, авто-
номным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу предоставляются
Министерством финансов Российской Федерации.
2. Текущие субвенции из федерального бюджета предназначены
для выравнивания условий финансирования за счет средств бюджетов
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, авто-
номной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер-
бурга закрепленных за ними общегосударственных социальных расхо-
дов. При этом к общегосударственным социальным расходам относятся
текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание
бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие
первоочередному бюджетному финансированию.
3. Инвестиционные субвенции из федерального бюджета предназ-
начены для выравнивания условий финансирования за счет средств
бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, об-
ластей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга закрепленных за ними общегосударственных капи-
тальных вложений. При этом к общегосударственным капитальным вло-
жениям относятся капитальные вложения на развитие социальной инф-
раструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие терри-
тории, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.
Статья 5. Получатели субвенций из федерального бюджета
1. Субвенции из федерального бюджета предоставляются органам
представительной власти республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, на которые возлагается ответственность
за соблюдение условий их использования.
2. Текущие и инвестиционные субвенции из федерального бюджета
включаются соответственно в республиканские бюджеты текущих расхо-
дов и бюджеты развития республик в составе Российской Федерации,
краевые, областные бюджеты текущих расходов и бюджеты развития
краев, областей, областной бюджет текущих расходов и бюджет разви-
тия автономной области, окружные бюджеты текущих расходов и бюдже-
ты развития автономных округов, городские бюджеты текущих расходов
и бюджеты развития городов Москвы и Санкт-Петербурга с распределе-
нием по конкретным статьям и мероприятиям.
3. По решению органов представительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга часть суб-
венций из федерального бюджета может быть направлена на финансиро-
вание общегосударственных социальных расходов или капитальных вло-
жений, закрепленных за местными бюджетами, если иное не предусмот-
рено условиями предоставления субвенций. Изменение назначения суб-
венций, передаваемых в местные бюджеты, не допускается.
Статья 6. Фонд субвенций
1. Субвенции из федерального бюджета республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям, автономной области, авто-
номным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу предоставляются
за счет средств фонда субвенций федерального бюджета.
2. Объем и распределение фонда субвенций федерального бюджета
рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Российской Феде-
рации при постатейном рассмотрении и утверждении федерального бюд-
жета.
3. Не использованные в отчетном году или возвращенные субвен-
ции перечисляются в фонд субвенций федерального бюджета следующего
за отчетным финансового (бюджетного) года.
Статья 7. Условия предоставления текущих субвенций из феде-
рального бюджета
1. Право на получение текущих субвенций из федерального бюд-
жета имеют республики в составе Российской Федерации, края, об-
ласти, автономная область, автономные округа, города Москва и
Санкт-Петербург, в общих доходах консолидированных бюджетов кото-
рых доля бюджетных доходов, необходимых для финансирования обще-
государственных социальных расходов, превышает среднюю по
Российской Федерации.
2. Перечень общегосударственных социальных расходов, гаранти-
рованные Российской Федерацией объемы и нормативы их финансирова-
ния, закрепление этих расходов за соответствующими уровнями бюд-
жетной системы на очередной финансовый год устанавливаются Ми-
нистерством финансов Российской Федерации и утверждаются Верховным
Советом Российской Федерации при рассмотрении и утверждении феде-
рального бюджета.
3. Текущие субвенции из федерального бюджета предоставляются
при условии выделения на финансирование соответствующих статей об-
щегосударственных социальных расходов доли доходов консолидирован-
ного бюджета республики в составе Российской Федерации, края,
области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и
Санкт-Петербурга не ниже средней по Российской Федерации.
Статья 8. Порядок предоставления текущих субвенций из феде-
рального бюджета
1. Запросы органов представительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на получение
текущих субвенций из федерального бюджета представляются в Конт-
рольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации
и Министерство финансов Российской Федерации до 15 августа года,
предшествующего очередному финансовому году.
2. Министерство финансов Российской Федерации до 15 сентября
года, предшествующего очередному финансовому году, вносит на
рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации предложения об
объеме текущих субвенций из федерального бюджета республикам в
составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области,
автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу и их распре-
делении по статьям общегосударственных социальных расходов, зак-
репленным за соответствующими бюджетами.
3. Текущие субвенции из федерального бюджета, утвержденные
Верховным Советом Российской Федерации, должны обеспечивать в
республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, авто-
номной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петер-
бурге, имеющих право на их получение объемы финансирования закреп-
ленных за их бюджетами общегосударственных социальных расходов не
ниже гарантированных Российской Федерацией нормативов.
Статья 9. Условия предоставления инвестиционных субвенций из
федерального бюджета
1. Инвестиционные субвенции из федерального бюджета могут
быть предоставлены республикам в составе Российской Федерации,
краям, областям, автономной области, автономным округам, городам
Москве и Санкт-Петербургу, доходы бюджетов которых согласно зак-
лючению Министерства финансов Российской Федерации недостаточны
для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капи-
тальных вложений.
2. Заключение Министерства финансов Российской Федерации о
возможности финансирования за счет средств бюджетов развития
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, авто-
номной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер-
бурга закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложе-
ний представляются на рассмотрение Верховного Совета Российской
Федерации в составе обосновывающих материалов к предложениям о
предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета.
3. Инвестиционные субвенции из федерального бюджета пре-
доставляются только на инвестиционные проекты и программы, прошед-
шие экспертизу и получившие одобрение Министерства экономики
Российской Федерации. Условия и порядок представления инвестицион-
ных проектов и программ на экспертизу устанавливаются Министерст-
вом экономики Российской Федерации.
Статья 10. Порядок предоставления инвестиционных субвенций из
федерального бюджета
1. Запросы органов представительной власти республик в соста-
ве Российской Федерации, краев, областей, автономной области, ав-
тономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на получение
инвестиционных субвенций из федерального бюджета, включающие
экспертные заключения Министерства экономики Российской Федерации,
представляются в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Сове-
те Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федера-
ции до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому го-
ду.
2. Министерство финансов Российской Федерации до 15 сентября
года, предшествующего очередному финансовому году, вносит на
рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации предложения о
предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета на
конкретные инвестиционные проекты и программы.
3. Предложения Министерства финансов Российской Федерации о
предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета
должны быть одобрены в заключениях Комиссии Совета Национальностей
Верховного Совета Российской Федерации по вопросам социального и
экономического развития республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов и малочисленных народов,
Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации
по социальной политике, Комитета Верховного Совета Российской Фе-
дерации по вопросам межреспубликанских отношений, региональной по-
литики и сотрудничеству, а также в заключениях соответствующих
постоянных комиссий, палат и комитетов Верховного Совета
Российской Федерации по конкретным инвестиционным проектам и прог-
раммам. Сводное заключение о предоставлении инвестиционных субвен-
ций из федерального бюджета выносится на рассмотрение Верховного
Совета Российской Федерации Комиссией Совета Республики Верховного
Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам.
Статья 11. Контроль за использованием субвенций из федераль-
ного бюджета
1. Контроль за использованием субвенций из федерального бюд-
жета возлагается на Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Со-
вете Российской Федерации и Министерство финансов Российской Феде-
рации.
2. Органы представительной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, авто-
номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца
после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета
обязаны представить в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном
Совете Российской Федерации и Министерство финансов Российской Фе-
дерации отчет об использовании полученных субвенций.
Формы представления отчетности устанавливаются Министерством
финансов Российской Федерации по согласованию с Контрольно-бюджет-
ным комитетом при Верховном Совете Российской Федерации.
3. Предоставление субвенций из федерального бюджета может
быть прекращено в случае нарушения органами представительной
власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Пе-
тербурга норм налогового и бюджетного законодательства Российской
Федерации.
РАЗДЕЛ III
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБВЕНЦИЙ
ИЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Статья 12. Назначение субвенций из внебюджетных фондов
1. Субвенции из внебюджетных фондов республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям, автономной области, авто-
номным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу предназначены
для привлечения дополнительных средств на финансирование реализуе-
мых на их территориях инвестиционных проектов и программ.
2. Субвенции из внебюджетных фондов не могут быть направлены
на финансирование текущих расходов бюджетов и возмещение убытков,
понесенных в результате хозяйственной деятельности.
Статья 13. Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное
финансирование
1. Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное финанси-
рование, создаются по решению Верховного Совета Российской Федера-
ции.
2. Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное финанси-
рование, создаются с целью привлечения дополнительных средств на
финансирование мероприятий государственной региональной политики,
направленных на сближение уровней социально-экономического разви-
тия регионов Российской Федерации, освоение новых территорий, оз-
доровление окружающей среды, регулирование процесса миграции насе-
ления, предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий.
3. Источники формирования и порядок использования средств
внебюджетного фонда, осуществляющего субвенционное финансирование,
а также условия его деятельности определяются статусом внебюджет-
ного фонда. Статус внебюджетного фонда утверждается Верховным Со-
ветом Российской Федерации.
4. Средства внебюджетных фондов, осуществляющих субвенционное
финансирование, формируются за счет:
перечисления федеральных средств из внебюджетных источников;
кредитов и займов, в том числе иностранных;
прочих поступлений.
Статья 14. Условия предоставления субвенций из внебюджетных
фондов
1. Право на получение субвенций из внебюджетных фондов имеют
органы представительной власти республик в составе Российской Фе-
дерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, в установленном порядке полу-
чивших статус региона Российской Федерации, нуждающегося в фи-
нансовой помощи.
2. Условия и сроки предоставления субвенций из внебюджетных
фондов республикам в составе Российской Федерации, краям, об-
ластям, автономной области, автономным округам, городам Москве и
Санкт-Петербургу, имеющим право на получение субвенций из внебюд-
жетных фондов, определяются статусами внебюджетных фондов.
3. Субвенции из внебюджетных фондов, выделенные органам
представительной власти, зачисляются в соответствующие статьи бюд-
жетов развития национально-государственных и административно-тер-
риториальных образований или созданных ими внебюджетных фондов.
4. Доля субвенций из внебюджетного фонда по конкретному про-
екту или программе не может превышать 80 процентов капитальных
вложений получателя субвенций, направляемых на реализацию этих ин-
вестиционных проекта или программы.
5. Общее число и объемы субвенций, одновременно получаемых
органом представительной власти из внебюджетных фондов, не ограни-
чиваются.
Статья 15. Контроль за предоставлением и использованием суб-
венций из внебюджетных фондов
1. Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное финанси-
рование, подотчетны в своей деятельности Верховному Совету
Российской Федерации.
2. Контроль за использованием субвенций из внебюджетных фон-
дов возлагается на Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Со-
вете Российской Федерации и Министерство финансов Российской Феде-
рации.
3. Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное финанси-
рование, ежегодно поставляют отчет о своей деятельности в Верхов-
ный Совет Российской Федерации. Формы представления отчетности
устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по
согласованию с Контрольно-бюджетным комитетом при Верховном Совете
Российской Федерации.
4. С целью контроля за деятельностью внебюджетных фондов Вер-
ховный Совет Российской Федерации может создавать наблюдательные
комиссии из числа народных депутатов Российской Федерации и специ-
алистов. Наблюдательная комиссия регулярно заслушивает информацию
о текущей работе внебюджетных фондов, рассматривает годовые планы
деятельности внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении и
представляет Верховному Совету Российской Федерации заключения по
ежегодным отчетам внебюджетных фондов.
РАЗДЕЛ IV
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБВЕНЦИЙ
Статья 16. Субвенции городу Москве - столице Российской Феде-
рации
1. Субвенции городу Москве - столице Российской Федерации
предназначены для возмещения дополнительных расходов и потерь го-
родского бюджета, связанных с выполнением городом Москвой функций
столицы Российской Федерации. Субвенции зачисляются на соот-
ветствующие статьи городского бюджета текущих расходов и бюджета
развития города Москвы.
2. Субвенции городу Москве - столице Российской Федерации
предоставляются из федерального бюджета. Объем и назначение суб-
венций устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации по
результатам рассмотрения предложений Московского городского Совета
народных депутатов или уполномоченного им органа.
Статья 17. Субвенции на возмещение непредвиденных расходов
1. Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюдже-
тов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, ав-
тономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Пе-
тербурга, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и
катастроф, эпидемий, массовых беспорядков, других чрезвычайных си-
туаций, предоставляются соответствующим органам исполнительной
власти по решению Правительства Российской Федерации.
2. Субвенции на возмещение непредвиденных расходов предостав-
ляются за счет резервных фондов Правительства Российской Федера-
ции, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяе-
мых Верховным Советом Российской Федерации по предложению Прави-
тельства Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
15 июля 1992 года.
N 3303-1.
|