14 июля 1992 года N 3297-1
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЗАКРЫТОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(с изм. и доп., согл. Федеральных законов от 28.11.1996 N 144-ФЗ,
от 31.07.1998 N 144-ФЗ, от 02.04.1999 N 67-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ,
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
Настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого
административно-территориального образования, регулирует
особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной
защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Общие положения
Статья 2. Порядок создания, упразднения закрытого
административно-территориального образования и изменения его
границ
Статья 3. Особый режим безопасного функционирования предприятий
и (или) объектов в закрытом административно-территориальном
образовании
Статья 4. Органы местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 5. Формирование бюджета закрытого административно-
территориального образования
Статья 5.1. Составление, утверждение и исполнение бюджета
закрытого административно-территориального образования
Статья 6. Особенности землепользования в закрытом
административно-территориальном образовании
Статья 7. Социальные гарантии и компенсации гражданам,
проживающим или работающим в закрытом административно-
территориальном образовании
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Статья 8. Об особенностях приватизации, совершения иных сделок
с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого
административно-территориального образования
______________________________________________________________________________
Статья 1. Общие положения
1. Закрытым административно-территориальным образованием
признается имеющее органы местного самоуправления территориальное
образование, в пределах которого расположены промышленные
предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации
оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других
материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или)
объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного
функционирования и охраны государственной тайны, включающий
специальные условия проживания граждан.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
2. Вся территория закрытого административно-территориального
образования является территорией муниципального образования со
статусом городского округа.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Территория и границы закрытого административно-территориального
образования определяются исходя из особого режима безопасного
функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом
потребностей развития населенных пунктов.
Границы закрытого административно-территориального образования
на период действия особого режима безопасного функционирования
могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-
территориальном образовании, входят в состав городского округа.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В случае установления вредного воздействия предприятий и (или)
объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных
образованиях, на территории, прилегающие к границам закрытого
административно-территориального образования, этим территориям в
соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской
Федерации, присваивается статус зоны воздействия.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования,
экологические мероприятия определяются в соответствии с
положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ, в ред.
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Закрытое административно-территориальное образование
находится в ведении федеральных органов государственной власти по
вопросам:
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
установления административной подчиненности, границ указанного
образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
определения полномочий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в отношении указанного образования;
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
обеспечения особого режима безопасного функционирования
предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия
проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения
противопожарной безопасности.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Решения по указанным вопросам принимаются Правительством
Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
4. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты
органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого
административно-территориального образования с учетом
особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
5. Права граждан, проживающих или работающих в закрытом
административно-территориальном образовании, не могут быть
ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.
Статья 2. Порядок создания, упразднения закрытого
административно-территориального образования и изменения его
границ
1. Решение о создании (об упразднении) закрытого
административно-территориального образования принимается
Президентом Российской Федерации.
Предложение о создании (об упразднении) закрытого
административно-территориального образования вносится
Правительством Российской Федерации.
Предложения об установлении административной подчиненности, об
определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого)
закрытого административно-территориального образования вносятся
Правительством Российской Федерации по согласованию с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении
которых находятся соответствующие территории.
Изменение границ закрытого административно-территориального
образования производится в порядке, установленном настоящей
статьей.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
2. Абзац исключен. - Федеральный закон от 28.11.1996 N 144-ФЗ.
При принятии решения об упразднении закрытого административно-
территориального образования с учетом предложений соответствующих
органов государственной власти, органов местного самоуправления
определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного
функционирования предприятий и (или) объектов, включающего
специальные условия проживания граждан, а также изменения
административно-территориального деления, виды и размеры
материальной и иной поддержки государством населения на период
реорганизации указанного образования.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Статья 3. Особый режим безопасного функционирования предприятий
и (или) объектов в закрытом административно-территориальном
образовании
1. Особый режим безопасного функционирования предприятий и
(или) объектов в закрытом административно-территориальном
образовании включает:
установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и
(или) в пределах указанного образования;
ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на
его территории;
ограничения на полеты летательных аппаратов над его
территорией;
ограничения на право ведения хозяйственной и
предпринимательской деятельности, владения, пользования и
распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом,
вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
ограничения на создание и деятельность на его территории
организаций, учредителями которых являются иностранные граждане,
лица без гражданства, иностранные некоммерческие
неправительственные организации, отделения иностранных
некоммерческих неправительственных организаций, организации с
иностранными инвестициями.
(абзац введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
2. Решение об обеспечении особого режима в отношении
конкретного закрытого административно-территориального образования
принимается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Обеспечение особого режима осуществляется в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
2.1. Создание и деятельность на территории закрытого
административно-территориального образования организаций с
иностранными инвестициями допускаются в порядке, предусмотренном
Правительством Российской Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
2.2. На территории закрытого административно-территориального
образования не допускаются создание и деятельность организаций,
учредителями которых являются иностранные граждане, лица без
гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие
неправительственные организации, отделения иностранных
некоммерческих неправительственных организаций, а также
деятельность международных организаций (объединений).
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
3. Иные особенности, имеющие значение для безопасных работы и
проживания граждан в закрытом административно-территориальном
образовании и зонах воздействия, могут устанавливаться
федеральными органами исполнительной власти и органами местного
самоуправления в пределах их полномочий.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
4. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в
закрытое административно-территориальное образование, должны быть
ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его
нарушение.
Ответственность граждан за нарушение особого режима
устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Органы местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Структура, порядок формирования, полномочия и
ответственность органов местного самоуправления городского округа
закрытого административно-территориального образования
определяются в соответствии с законодательством по вопросам
местного самоуправления с учетом особенностей, установленных
настоящим Законом.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Исключен. - Федеральный закон от 28.11.1996 N 144-ФЗ.
2. Органы местного самоуправления закрытого административно-
территориального образования:
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
координируют деятельность предприятий и (или) объектов,
подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб
при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях
аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В
случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения
закрытого административно-территориального образования в
результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной
администрации совместно с руководителями предприятия и (или)
объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья
людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при
необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых
Правительством Российской Федерации, принимает решение об
эвакуации населения;
участвуют совместно с руководителями предприятий и (или)
объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые
административно-территориальные образования, и органами
федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, в определении пропускного
режима в закрытом административно-территориальном образовании, за
исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов,
находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных
зон;
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
по согласованию с органами федеральной службы безопасности
имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое
административно-территориальное образование и выезд из него, за
исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов,
находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных
зон;
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим,
радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого
административно-территориального образования, за исключением
режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в
границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые
подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных
и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются
о результатах проверок;
вносят предложения в соответствующие органы государственного и
военного управления о проведении инспекционных проверок по
соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты
населения закрытого административно-территориального образования
от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих
повышенную опасность;
выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов
социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия
юридических лиц, расположенных на его территории.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
3. Абзацы первый - второй исключены. - Федеральный закон от
28.11.1996 N 144-ФЗ.
Местная администрация закрытого административно-
территориального образования выступает заказчиком на строительство
и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на
основе долевого участия предприятий, учреждений и организаций.
Порядок осуществляемого по категории специальных расходов
централизованного материально-технического обеспечения программ
социально-экономического развития закрытого административно-
территориального образования, а также централизованного снабжения
населения продовольственными и промышленными товарами
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Формирование бюджета закрытого административно-
территориального образования
1. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
2. Осуществление в закрытом административно-территориальном
образовании за счет ассигнований из федерального бюджета
строительства предприятий и (или) объектов, а также их
реконструкции с сохранением оборонной направленности производства
влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований
органам местного самоуправления.
Средства в размере не менее 10 процентов от затрат на
производственное строительство сверх предусмотренных в
соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах
единовременно либо частями по срокам строительства перечисляются
предприятиями и (или) объектами в распоряжение органов местного
самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей
территории.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
3. При финансировании государственного оборонного заказа
предприятия и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный
заказ, производят отчисления в бюджет закрытого административно-
территориального образования для дополнительного финансирования
программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 процента
от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного
оборонного заказа.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
4. На производителей сельскохозяйственной продукции, снабжающих
население закрытого административно-территориального образования,
распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные
для сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного
комплекса.
(п. 4 введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Статья 5.1. Составление, утверждение и исполнение бюджета
закрытого административно-территориального образования
(введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Составление, утверждение и исполнение бюджета закрытого
административно-территориального образования осуществляются в
порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и
принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления закрытого административно-территориального
образования, с учетом особенностей, установленных настоящей
статьей.
2. Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-
территориальных образований из федерального бюджета выделяются с
учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым
режимом безопасного функционирования закрытых административно-
территориальных образований.
Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых
административно-территориальных образований, связанные с их
статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные средства не учитываются при
распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
бюджетам закрытых административно-территориальных образований
утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год.
3. Кассовое обслуживание исполнения бюджета закрытого
административно-территориального образования осуществляется
органами федерального казначейства.
Статья 6. Особенности землепользования в закрытом
административно-территориальном образовании
1. Земли закрытого административно-территориального образования
в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в
себя земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные
земельным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду
деятельности которых созданы закрытые административно-
территориальные образования, находятся в федеральной собственности
и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим
предприятиям и (или) объектам.
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и
санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на
территории конкретного закрытого административно-территориального
образования принимаются Правительством Российской Федерации по
согласованию с органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования. Управление этими
землями осуществляется Правительством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
3. Земли закрытого административно-территориального
образования, за исключением земель, находящихся в федеральной
собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления
данного образования.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
4. В закрытом административно-территориальном образовании в
соответствии с законодательством Российской Федерации по
согласованию с органами местного самоуправления может
устанавливаться особый режим использования земель.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение
органов местного самоуправления закрытого административно-
территориального образования для удовлетворения потребностей
населения в развитии садоводства, огородничества,
сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного
строительства за пределами указанного образования.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Статья 7. Социальные гарантии и компенсации гражданам,
проживающим или работающим в закрытом административно-
территориальном образовании
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
1. Проживание или работа граждан в условиях особого режима
закрытого административно-территориального образования подлежат
общей социальной компенсации.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Общая социальная компенсация включает повышенный уровень
бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы
в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными
законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
2. Если согласно условиям особого режима закрытого
административно-территориального образования в нем ограничено
дальнейшее проживание граждан, утративших производственную,
служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их
переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними
соответствующими предприятием, объектом, министерством или
ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством
Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих
средств в порядке долевого участия на строительство органам
местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают
компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную
собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один
квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по
установленным нормам на новом месте жительства в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
4. За работниками предприятий и (или) объектов, других
юридических лиц, расположенных на территории закрытого
административно-территориального образования, высвобождаемыми в
связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а
также при сокращении численности или штата указанных работников,
сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть
месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного
пособия и непрерывный трудовой стаж.
(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
Высвобождаемым работникам предоставляются другие льготы и
компенсации в соответствии с законодательством.
5. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 8. Об особенностях приватизации, совершения иных сделок
с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого
административно-территориального образования
(введена Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)
1. К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося
государственной или муниципальной собственностью и находящегося на
территории закрытого административно-территориального образования,
и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и
юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной
территории.
2. Участие граждан и юридических лиц, не указанных в пункте 1
настоящей статьи, в совершении сделок, предусмотренных этим
пунктом, допускается по решению органов местного самоуправления
закрытого административно-территориального образования,
согласованному с органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и федеральными органами исполнительной
власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты,
по роду деятельности которых создано закрытое административно-
территориальное образование.
3. Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения,
и собственники жилых домов, находящихся на территории закрытого
административно-территориального образования, вправе продавать,
сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные
сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на
территории закрытого административно-территориального образования,
или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на
данной территории, а также с гражданами Российской Федерации,
получившими разрешение на постоянное проживание на территории
закрытого административно-территориального образования.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.01.2006 N 18-ФЗ.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
14 июля 1992 года
N 3297-1
|